Робер Делоне (фр. Robert Delaunay, 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма». Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма». Участие в мюнхенской выставке «Синего всадника» (1911) положило начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками. Абрамова Ж. Художник Соня Делоне // Русские евреи во Франции: Статьи, публикации, мемуары и эссе.
Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж — 25 октября 1941, Монпелье) — французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой — Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля — «орфизма». Художник Делоне Робер считал, что цвет самоценен, поэтому с его помощью он заменил большинство элементов, таких как рисунок с перспективой и объем со светотенью. Делоне оказал огромное влияние прежде всего на творческую манеру художников-абстракционистов. Впрочем, вскоре Делоне пришел к убеждению, что линейный рисунок является наследием классической эстетики и любой возврат к линии, помимо воли художника, приводит к описательности — ошибке, которую он находил практически у всех современных ему кубистов. Робер Делоне (французкий художник) создал полотна, которые хранятся по всему миру: в Великобритании, Японии, Австралии.
Робер Делоне (фр. Robert Delaunay 12 апреля 1885, Париж— 25 октября 1941, Монпелье)— французский художник, один из основоположников (вместе со своей женой— Соней Терк-Делоне) нового арт-стиля— «орфизма».
Весьма оригинальным было и восприятие художником абстракции. Для оформления Всемирной выставки 1937 года в Париже мастер сделал цикл монументально-декоративных работ. Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции. Спустя два года после знакомства, пара объявила о своей свадьбе. В 1964 совместная выставка работ супругов Делоне состоялась в Лувре (в истории музея выставка современных художников проводилась второй раз, после Ж. Брака), в 1967/1968 – в Национальном музее современного искусства в Париже. В 1921 году супруги вернулись в Париж, где окунулись в богемную жизнь.
Гаага (Нидерланды), Гемеентемузеум. жил и работал в Испании и Португалии. Делоне Соня (1885-1979), французская художница. Провела персональные выставки в парижских галереях «Бинг» (1954), «П.
Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства Париж, Нац. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910-1912, Национальный музей современного искусства, Париж). К этому периоду относятся серии полотен «Цветные ритмы» и «Бесконечные ритмы». Соня Делоне родилась 14 ноября 1885 года в городе Градижск Полтавской губернии (по другой версии — в Одессе) Российской империи (ныне территория Украины). Участвовала в выставке «Русский балет Дягилева» в Музее декоративных искусств (1939).
В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-1913) контрастные цвета создают оптич. В 1911 г. Делоне приехал в Мюнхен, где принял участие в экспозиции, организованной «Синим наездником». Он легко воспринимал художественные идеи, носившиеся в воздухе и сумел создать собственную живописную систему, адекватную его переживанию современной жизни. Они дружили с Модильяни, Шагалом, Цадкиным.
Дом Делоне стал местом, где собирались поэты и художники. Одной из наиболее серьёзных остаётся работа Артура А. Коена изданная в 1975 году. Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко. В 1921 г. мастер возвратился в Париж, где сблизился с художниками-дадаистами. музей современного искусства, Центр Помпиду) он возвращается к «раздельному» мазку постимпрессионистского периода, что позволило разграничить формы, не прибегая к использованию контуров.
Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Испытал влияние П. Сезанна. В 1908 году художник вступил в объединение «Золотое сечение». В 1908 впервые показала работы на выставке в парижской галерее Notre-Dame-des-Champs. Бретон, Т. Тцарa, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ).
В это же время Делоне много работал в области печатной графики, рисовал плакаты. Дочь фабричного управляющего Елия (Елиаса) Штерна и Ханы Штерн, урожд. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). В 1909 недолго была женой немецкого искусствоведа и коллекционера Вильгельма Удэ.
В серии «Города» (1910-1911, Париж, Нац. После службы в армии в 1908 году – познакомился с приехавшей из Одессы Соней Терк, в 1910 году они поженились. В 1930-е гг. портреты своих друзей (А. Художница рассматривала свои дизайнерские проекты как «упражнение в цвете» (а цвет, в свою очередь, считала «кожей мира») и стремилась нести современное искусство в повседневность, делать его более понятным и доступным широкой аудитории.
1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. В это же время он познакомился с одесской художницей Соней Терк.
Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке. Композиции серии «Окна» (1912) выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов («Симультанные окна», 1912). Связь Делоне с декоративным искусством особенно заметна, когда рядом с его творчеством рассматриваются произведения Сони Терк (Делоне), на которой он женился в 1910 году. музей современного искусства, Центр Помпиду). Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 году он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение».
Когда мальчику было пять лет, родители развелись и его воспитанием занимался дядя. музей современного искусства, Центр Помпиду Монпелье, музей). Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники.
Робер Делоне умер в 1941 году в Монпелье, Соня пережила его почти на сорок лет. Участвовала в Международной выставке декоративных искусств в Париже (1925), выставке «30 лет независимого искусства. По возвращении в Париж в 1945 участвовала в выставке абстракционистов «Art Concret» в галерее Drouin (1945) и способствовала возрождению салона «Новых реальностей» (1946). Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания». Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. С самого начала абстрактное искусство развивалось в двух направлениях.
Учился в Школе театрально-декорационного искусства в Бельвиле. Как замечает Артур Коен, Делоне создала особый визуальный язык, «безразличный к фигуративным или описательным аллюзиям, начисто лишённый желания передавать содержание стихов изобразительными средствами, озабоченный только выражением восприятия работы». Делоне работал в области чистой абстракции, создавая оптическую иллюзию движения и отражения невидимых предметов, которая существует только в сознании зрителя (серии «Круговые формы». Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). Родился в Париже 12 апреля 1885 в аристократической семье. В ней каждому слову соответствовал фон определённого цвета.
Кубизм Делоне также был весьма оригинален. В эти годы художник создавал не только абстрактные композиции, но и реалистические пoртреты своих совpеменников (В. В те же годы Соня Делоне работала над пейзажами и натюрмортами.
музей современного искусства. Робер «увёл» жену у известного галериста Вильгельма Уде, что не помешало им сохранить на всю жизнь отличные отношения с Уде и многократно выставляться в его галерее. Подобная ситуация сложилась у его будущей жены, Сони Делоне – она рано потеряла родителей и воспитывалась у дяди. Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио».
В 1931 была в числе организаторов международного авангардистского объединения «Abstraction-Creation». Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. Второе направление – лирическая абстракция.
Конечно и другие художники писали не фигуративные картины, но Делоне первым назначил цвет основным и единственным существенным живописным фактором. В 1912–1913 вместе с мужем разработала теорию симультанизма (одновременности) и сформулировала принципы орфизма. В серии «Окна» (1912) композиции выстраиваются из призматических форм, в гранях которых мерцают отражения невидимых предметов в сериях «Диски» и «Круговые формы» (1912-13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения. В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства Стокгольм, Нац.
В 1920-е гг. В 1914-20 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С. Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). В 1912 году художник отошел от идей кубизма и начал писать работы в абстрактной манере. В 1912 г. случился его обрыв с кубистами.
Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно-«музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей).
Соня расширила цветовую палитру Робера, а он открыл для нее мир абстрактных форм. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). Но подлинное решение было найдено в картинах «Радость жизни» (1930-1931). В 1930 Делоне начал работу над «Рельефными ритмами» (1930- 1936), в которой он использовал, а порой и изобретал новые материалы, главным свойством которых являлась устойчивость к атмосферным воздействиям.
Ранние работы Делоне написаны в пуантилистической манере. В Мадриде познакомился с С. Дягилевым и исполнил ряд декораций для его балетов. Художник был очень популярен, участвовал во Всемирной выставке в Париже, был одним из создателей стиля «орфизм», занимался декоративно-прикладным искусством, рисовал плакаты и много печатался. В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. в Монпелье. Вот таким образом, научившись ломать линии, Делоне стремился избавиться от них совсем.
примыкал к дадаистам и сюрреалистам. В 1938 провела большую персональную выставку в Городском музее Амстердама.
Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913). Их «аналитические» картины казались ему «сплетенными пауками». Таким образом, комбинация разноокрашенных плоскостей, цвета которых подобраны с учётом этого закона, может дать фантастические результаты, разного рода оптические иллюзии и т. п. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). В 1920-е Делоне совершенствовал свой художественный язык.
В 1939 вместе с мужем и Т. ван Дусбургом основала авангардистский художественный салон «Новая реальность». Скончался Робер Делоне в 1941г. С этого момента художник увлекся беспредметной живописью. Супруги Делоне принимали участие в оформлении балетов Дягилева (так, например, для балета Клеопатра Робер исполнил декорации, а Соня — костюмы). Пространство полотна, насыщенное дисками, полосами и спиралями, создает гармоничный калейдоскопический узор, очень лиричный и музыкальный, что позволяет вспомнить слова Г. Аполлинера.
Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Автор ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них («О свете», 1912) перевёл на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Sturm» (1913).
Фигуративные элементы и отвлеченные формы сочетаются также и в картине, посвященной спорту, — «Команда из Кардифа» (1912–1913, Городской музей Ван Аббе, Эйндховен). Кристалличность композиционных структур роднит эти полотна с кубизмом, а пространственная динамика – с футуризмом, однако дух чистой созерцательности, склонной к мажорно- «музыкальным» созвучиям цвета, придает произведениям Делоне абсолютно особый характер. 1884–1914» в Гранд Пале (1926), в Осеннем салоне и групповых выставках. Делоне Робер (Delaunay) (1885-1941), французский художник и график.
Этот брак оказался катализатором для них обоих. С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. В этом состоит революционный характер творчества художника, любившего повторять: «Чтобы создать действительно новое, нужно прибегнуть к совершенно новым средствам». Симультанисты изображали концентрические цветовые круги, причем сочетания цветов (так называемые симультанные контрасты) создавали ощущение движения. Иберийскмй период и послевоенные годы. В 1914-1920 супруги Делоне жили в Португалии и Испании, где сотрудничали с Русским балетом Дягилева («Клеопатра» А. С.
Robert Delaunay – знаменитый французский художник. О детстве Робера Делоне (Robert Delaunay) известно немного. Совместно с женой создал ряд больших панно для железнодорожного и авиационного павильонов Всемирной выставки в Париже (1937). Десант хрюшекв ПарижеДелоне Робер (Delaunay, Robert) (1885-1941), французский художник, создатель стиля орфизм. В серии «Сен-Северен» (1909-1910, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Филадельфия, Музей искусства, Миннеаполис, Институт искусства Стокгольм, Нац.
Творческие искания художника были прерваны болезнью. Впрочем, чистым кубистом он, пожалуй и не был – слишком экспрессивной была его «геометрия», слишком ярко сияла. Автор городских пейзажей (Красная Эйфелева башня, 1910, Музей Гуггенхейма, Нью-Йорк Город Париж, 1910-12, Национальный музей современного искусства, Париж), лаконичных натюрмортов (Кофейник, португальский натюрморт, 1915-16, там же), портретов (Ф. В эстетической концепции Делоне, в отличие от теорий основоположников абстракционизма Кандинского и Мондриана идеалистическая метафизика отвергалась основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка1.
Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». Находясь во время войны в Испании и Португалии, Делоне применил свою новую технику к изображению человеческого тела («Обнаженные женщины за чтением») и предметов («Португальский натюрморт», Балтимор, Музей искусства Париж, Нац. Идеи» (1930). В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. В поздний период создала цикл абстрактных картин «Ритм и цвет».
Писала натюрморты интерьеры парижских кафе и портреты (в том числе поэта Н. М. Минского и архитектора В. А. Щуко). Его родители рано развелись, он воспитывался дядей. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Для него важно не столько то, существуют ли в картине какие-либо визуальные референции к окружающей действительности, сколько то, что ее техника «антидескриптивна». Вернувшись в Париж в 1920, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur gaz» Т. Тцара (1923). С 1912 г. Делоне обратился к беспредметной живописи.
Аренского, 1918 декорации Делоне, костюмы – С. Делоне-Терк). В 1911 году Делоне участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене. Ж. Помпиду, Париж), росписей (в павильоне железных дорог и аэронавтики на Международной выставке 1937 в Париже). В начале 1920-х исполняла эскизы тканей для лионских фабрикантов шелка.
Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). Годы Первой мировой войны провели в Испании и Португалии, в 1921 году вернулись в Париж. Орфистские картины, построенные на сочетании ярких концентрических кругов, действительно «звучат», словно распространяясь во все стороны от источника – звука, цвета и света одновременно. Эта точка зрения отражена в таких произведениях, как «Команда Кардифа» (1912-1913, Париж, Гор. Начальное образование получила в С. -Петербурге. Велика заслуга Робера Делоне в открытии парижской публике «великого Таможенника» Анри Руссо.
Гор. В 1975 она стала офицером Ордена Почётного легиона. В этом же монументальном духе созданы и последние работы Делоне («Круговой ритм», 1937, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма, «Три ритма». От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании.
Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. Он обнаружил, что. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. музей современного искусства) и «В честь Блерио» (1914, Париж, Нац. В картине «В честь Блерио» винтообразные чередования, характерные для серии композиций «Круглые формы», трансформируются в дискообразные это позволило художнику шире использовать контрастность и более последовательно передать движение. Выставляла свои работы в групповых выставках «Конкретное искусство» в галерее «Рене Друэн» (1945), «Первые мастера абстрактного искусства» в галерее «Магт» (1949) и других. ДЕЛОНЕ (Delaunay) Робер (12. 4. 1885, Париж – 25. 10. 1941, Монпелье), французский художник, график, сценограф.
Сандрар назвал получившуюся книгу «печальной поэмой, напечатанной на солнечном луче». В 1903–1904 училась в Карлсруэ (Германия) у художника Шмидта-Рейтера. В 1939 с Р. Делоне и другими художниками основала авангардистский салон «Новых реальностей» в галерее Charpеntier. В 1920-е годы Делоне вернулся к фигуративному искусству, продолжив, в частности, серию «эйфелевых башен» и написав немало выразительных портретов (Ф. Супо, 1922, Центр Ж. Помпиду, Париж). В 1950–1970-е ее персональные выставки прошли в Париже (Bing, 1953 ежегодно в 1958–1962 и др. ), в Лионе, Риме, Милане, Турине, Лондоне, Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, ряде городов Германии.
В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. Он выбрал дерево, как символ духовного восхождения и оппозиции земли и неба. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке. В 1920-1930-е гг.
В возрасте 20 лет, в 1905 году, девушка приехала в Париж и поступила в знаменитую Академию де ла Палетт (Acadmie de la Palette), альма-матер великого числа выдающихся деятелей искусства первой половины XX века. Делоне был близок к Синему всаднику, переписывался с Кандинским и Маке. Рождение абстракции относится ко времени создания Кандинским – Первой абстрактной акварели, датированной 1910 годом, возможно задним числом, поскольку настоящей датой появления абстракции следует считать выход его статьи О духовном в искусстве (1912).
Граненые поверхности и решетки, типичные для кубизма, здесь дополнены цветовым ритмом. Знакомство с В. В. Кандинским, участие в мюнхенской выставке «Синий всадник» (1911) положили начало многолетним связям Делоне с немецкими художниками в 1912 он примкнул к кубистической группировке «Золотое сечение». В 1910 развелась с ним и вышла замуж за художника Робера Делоне (1885–1941). Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). С 1914 по 1920 г. Делоне жил в Испании и Португалии.
«Солнце 2»). У Сера оттенки цвета составлялись из отдельных точек. Сравнение с Орфеем – не только о силе воздействия. Испытал влияние неоимпрессионизма, П. Сезанна, кубизма. В его картине «Ритмы» (1930-1937, Париж, Нац. В 1920-е года создавал также реалистич. 1905–1925» (Париж, 1969), «Пионеры абстрактного искусства» (Париж, 1971), «Русский авангард.
Умер Делоне в Монпелье 25 октября 1941. Г. Аполлинер назвал направление, основанное Делоне, орфизмом. участвовал в выставках объединения «Синий всадник» в Мюнхене. Холст, масло.
Особого художественного образования он не получил. Вернувшись в Париж в 1920 году, Делоне сблизился с дадаистами, оформил спектакль «Le Coeur а gaz» Т. Тцарa (1923). Эту центральную для кубизма проблему Делоне разрешил в очень индивидуальной форме («Автопортрет», 1909, Париж, Нац. в Париже состоялась большая ретроспективная выставка Делоне. К 1909-11 относятся серии городских пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-12, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции.
Если в предшествующих работах Делоне цветовые элементы, по его собственным словам, «хорошо контрастировали, но не имели законченного вида», то теперь художник прибегнул к новому формальному расположению в виде дисков, что позволило разграничить фрагменты и сконцентрировать внимание на композиции. Впервые на его картинах появляется Эйфелева башня. По мнению некоторых исследователей именно Робер Делоне был первым, кто ввел понятие «чистая живопись». Дома и известный символ Парижа на его знаменитой картине «Эйфелева башня» (1926-1928) кажутся восхитительно подвижными, будто художник изобразил их в момент первого толчка мощного землетрясения. музей современного искусства, Центр Помпиду), «Команда Кардифа» (1922-1923) и серия «Скаковые лошади» (1924-1930). а впоследствии, в 1906 испытал сильное влияние постимпрессионизма. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). Г. Аполлинер придумал для подобного метода творчества название «орфизм» по имени легендарного древнегреческого певца Орфея.
Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910 – 1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Союз Робера и Сони Делоне обогатил обоих художников в духовном плане, укрепил их творческие позиции. В 1914-1920 гг.
В 1913 парижское издательство «Люди нового склада» выпустило тиражом 150 экземпляров поэму Сандрара «Проза о транссибирском экспрессе и о маленькой Жанне Французской», оформленную ею в соответствии с теорией симультанизма и отпечатанную в виде двухметровой складной полосы. Термин «симультанный» был позаимствован из трактата «О законе симультанного контраста цветов и о выборе окрашенных предметов» (1839) известного французского химика-органика Мишеля-Эжена Шеврёля. он писaл абстрактные композиции, продолжая разрабатывать те темы, котоpые свойственны его ранней живописи (спорт, Эйфелева башня). Робер Делоне родился в 1885 году в Париже.
Он даже придумал ему особое название — «удар кулака». С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. Французский художник и график, представитель орфизма. Под разрушительным воздействием света, струящегося отовсюду, описательный образ распадается на несколько фрагментов, каждый из которых подчинен своей перспективе. Влияние фовистов особенно заметно в её ранних картинах, таких как «Финская женщина» и «Жёлтая обнажённая» (1908) с их неестественным цветом лица, размашистыми мазками и щедрыми красками.
В 1937 г. работал над эскизами росписей Павильона железных дорог на Международной выставке в Париже. Кубизм Делоне также был весьма оригинален. Картина Робера Делоне «Дань уважения Блерио». Ее декоративные композиции в духе орфизма и футуризма — характерный пример арт деко.
Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок. музей) Делоне открыл для себя еще одно качество цвета: его динамическую силу. Следующим этапом стало увлечение кубизмом. Я думаю также, что это подводит нас к архитектуре. Ок. В 1911-1912 гг. В 1938 провела с мужем выставку в музее Stedelijk в Амстердаме.
Они были вместе до самой смерти Робера в 1941 году. В своей книге «Живопись как чистая реальность» Делоне называл своим прямым предшественником Ж. Сёра, поскольку именно этот мастер сумел разложить картину на искрящуюся мозаику цветовых пятен. Придавая большое цвету как главному средству художествен ного выражения. В эстетике промышленного искусства (эскизах росписей тканей, моделей одежды, керамике) сближалась с конструктивизмом В. Е. Татлина, А. А. Веснина, Эля Лисицкого. Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру).
Робер Делоне родился 12 апреля 1885 года в Париже. В 1931 стала одним из учредителей авангардного объединения «Абстракция — Созидание». Гийом Аполлинер, который дружил с четой Делоне, назвал новый стиль «орфизмом», ссылаясь на древнегреческого Орфея. Выполнил (совместно с С. Делоне-Терк) ряд монументально-декоративных работ для Всемирной выставки в Париже (1937). В них абстрактные формы гармонируют с реальными деталями и предметами.
Публиковала статьи по проблемам моды и современного промышленного искусства. Его картины часто принимали характер декоративных панно (Город Париж, 1910–1912, Национальный музей современного искусства, Париж). Сын Робера Делоне и Сони Терк, Шарль Делоне (1911—1988) был пропагандистом и историком джаза. Бретон, Т. Тцара, Л. Арагон, В. В. Маяковский и др. ). Свое понимание декоративно-динамических возможностей колорита, систему его оптимальных контрастов художник изложил в эссе О цвете (1912), которое стало манифестом орфизма (своим же названием новое течение обязано Г. Аполлинеру). В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и др. ), занимался печатной графикой, плакатом. 1930-е годы прошли для художника под знаком абстракции. Гор. Произведения Робера Делоне представлены также в Гор.
Кроме того, художник углубил созданное им понятие «диссонанс» в живописи, что в его собственном понимании было отношением между цветом и быстрым вибрированием. Например, композиция «Дань уважения Блерио» (1914), написанная в честь летчика Л. Блерио, сумевшего первым перелететь через пролив Ла-Манш, только на первый взгляд представляется абстрактной. С 1910 года художник отдавал предпочтение кубизму, создавая серии городских пейзажей, где расчлененные на фрагменты предметы помешены в экспрессивно-цветовые композиции («Эйфелева башня»), С 1912 года Делоне обратился к нефигуративному искусству. Название «орфизм» (от мифологического Орфея) дал Аполлинер, определивший этот стиль как «живопись новой структуры, состоящую из элементов, которые не заимствованы в сфере видимого, но всецело созданы художником и наделены им всей полнотой реальности» (в его книге: «Les Peintres Cubistes». В поздний период создала большой цикл абстрактных картин «Ритм и цвет», в которых на смену резким контрастам пришли плавность цветовых переходов и умеренная яркость.
Делоне Робер (1885—1941)Французский художник, один из основоположников нового арт-стиля — «орфизма». В работах 1909-1910 гг. Цвета. Маяковского, Л. Арагона, А. Бретона). Отношения у Сони лучше складывались с дядей и его супругой, Анной Сергеевной (Израилевной) Зак.
Она мечтала быть удочерённой ими и впоследствии взяла фамилию Терк. С 1912 Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. Участвовала в выставках: «Русские художники Парижской школы» (Сен-Дени, 1960 Париж, 1961), «Русский балет Дягилева. В юности посещал Школу театрального дизайна.
Начинал под влиянием постимпрессионистов, прежде всего Сезанна. Делоне известен своими работами также в области прикладного искусства. В этот период были созданы замечательные произведения — «Загон для свиней» (1922, Париж, Нац. Мондриан изучал теософию. В 1911 году он участвует в выставке группы «Синий всадник» в Мюнхене.
Супо, 1922, Национальный центр искусства и культуры им. В детстве побывала в Финляндии, Германии, Италии и Швейцарии. Жил преимущественно в Париже, а в Первую мировую войну и в послевоенные годы (до 1920) – в Испании и Португалии. создал серии картин «Окна» и «Ритмы», которые свидетельствуют об экспериментах в области использования чистого цвета и формирования стиля, получившего благодаря Г. Аполлинеру название «орфизм».
Кубизм Делоне преломляется светом в самом буквальном смысле: световые потоки изменяют изображаемые конструкции и становятся полноценным «персонажем» картины. После нее, в 1908 году увлекся идеями кубистов. В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Большинство этих работ основано на сочетаниях окружностей разных диаметров, внутри которых переливаются спектральные цвета («Ритм, радость жизни», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж «Ритм II», 1938, частное собрание). В том же году супруги приобрели мастерскую на улице des Grands-Augustins, где проработали до 1935 (позже – на бульваре Malsherbres, 19). Так, в «Окнах» пространство передается уже не при помощи перспективы, линейной или воздушной, а при помощи цветовых контрастов, которые создают глубину без использования светотени. Ей начали посвящать ретроспективные выставки, стали выходить монографии. В данный же период он исполнял картины, посвященные авиации («Команда из Кapдифа», 1912-1913).
С началом Второй мировой войны переехал в Овернь. Это расчленение формы усиливается в нескольких вариантах картины «Эйфелева башня» (1909-1911, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Базель, Художественный музей). заметна близость к кубизму. Кстати интересное дело – сопоставить «случайные совпадения» в жизни художников и их возлюбленных: будь то практически одновременные перемещения между Витебском, Петербургом и снова Витебском Марка Шагала и его будущей жены Беллы или череда совпадений в жизни Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, приведшая их к знакомству. Здесь Терк изучала гравюру под руководством Рудольфа Гроссмана. От динамизма футуристов его отличало то, что он не описывал движение, но выражал динамизм цвета в чисто физическом понимании. В 1949 в память Р. Делоне организовала в Париже выставку «Первые мастера абстрактного искусства». На такое даже фовисты – известные ценители цвета – не замахивались.
Холст, масло. иллюзию движения. Взамен он создал свое художественное направление – симультанизм (от латинского simul – вместе, одновременно). 1912-1913 гг. С наступлением Второй мировой войны семья Роберта пыталась скрыться во французской местности Оверни, однако уже в то время художник страдал от онкологического заболевания, которое не поддалось лечению и скончался.
Картины «Диск» и «Круглые формы» – нефигуративные произведения – позволяют говорить о Делоне как о пионере абстрактной живописи, но его концепция абсолютно бессистемна. Робер Виктор Феликс Делоне родился в 1885 г. в Париже. В 1924 вместе с Ж. Хеймом открыла в Париже магазин и ателье мод, где демонстрировались модели одежды, производственных костюмов, «симультанные» рисунки тканей, эскизы интерьеров, проекты оформления автомобилей и т. п. (магазин и ателье работали до 1931). Делоне первым усмотрел монументальный характер своих произведений. В данный период он cотворил композиции, в которых глазам зрителя предстают полные динамики расчлененные объемы («Сен-Северен», «Город», «Башни Лана»). Соня Делоне принадлежит к крупнейшим мастерам европейского авангарда.
Остро чувствовал движение, ритм. Знакомство с В. В. Его родители рано развелись, он воспитывался дядей.
1909–1929» (Страсбург, 1969), «Русский авангард. Бере» (1964), Лувре (1964), Музее современного искусства (1967/1968). музей современного искусства, Центр Помпиду Монпелье, музей).
Её увлекали фовисты, Ван Гог, Гоген, Руссо, отталкивали Матисс и Пикассо: первого она считала «слишком осторожным, слишком буржуазным», второго находила нездоровым. Обратился к живописи в 1904, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. Наиболее известные работы художника Делоне: «Эйфелева башня с деревьями» (1910), «Марсово поле: Красная башня» (1911—1923), «Одновременные окна» (1912), «Футбол» (1916), «Португалка» (1916), «Обнажённая с книгой» (ок.
Она стала вехой в истории модернистской поэзии и абстрактной живописи. К этому времени относится его работа над оформлением сценических постановок С. Дягилева.
25 октября 1941 года Робер Делоне скончался от рака в Монпелье. Из этого вытекала и задача нового искусства, как его понимал Делоне, — создание «архитектуры цвета» и его «динамической поэзии». В них с 1910 доминировал мотив Эйфелевой башни, как бы свободно парящей среди взвихренных осколков пространства. В некоторых работах, посвященных авиации и спорту, отвлеченные формы сочетаются с фигуративными элементами («Команда из Кардиффа», 1913).
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). 1920), «Круговые формы» (1930), «Ритмы: Радость жизни» (1930), «Бесконечный ритм» (1934) и другие картины. С началом Второй мировой войны Делоне укрылся в Оверни, но был уже тяжело болен и вскоре скончался от рака 25 октября 1941 в Монпелье. Делоне Соня (1885-1979), французская художница. В 1912, создавая серию «Окна» (Гренобль, Музей изящных искусств, Филадельфия, Музей искусств), художник пришел к мысли о создании такой живописи, техника которой заключалась бы не только в цвете и цветовых контрастах, но которая развивалась бы и во времени и воспринималась одновременно с первого же взгляда. Остро чувствовал движение, ритм.
В начале Первой мировой войны супруги переехали сначала в Испанию, затем в Португалию и лишь через 7 лет (1921 г. ) вернулись в столицу Франции. Лондон, галерея Тейт. В декабре 1913 книга демонстрировалась в петербургском художественно-артистическом кабаре «Бродячая собака» в качестве иллюстрации к докладу А. А. Смирнова о симультанизме. И уж точно он стал одним из первых абстракционистов, отошедших от предметных изображений.
Однако решающую роль в формировании художника сыграло творчество Сезанна, которое привело Делоне к решению проблемы несоответствия цвета и объема. Он создал новые работы на ту же тему (1930-1931, Нью-Йорк, музей Соломона Гуггенхейма Цюрих, Кунстхалле), но более динамичные и более совершенные с точки зрения техники. Были изданы альбомы «Ткани и ковры Сони Делоне» (1928) и «Композиции. В 1963 подарила Национальному музею современного искусства в Париже (с 1977 – Центр Помпиду) 117 работ мужа и собственных работ. Пит Мондриан Цветущая яблоня, 1912.
В 1908 г. Делоне вошел в объединение кубистов «Золотое сечение». Бланша. Он остро чувствовал движение, ритмику, динамичность изображаемых событий. К 1909-1911 годам относятся серии горных пейзажей («Сен-Северен», «Города», «Эйфелева башня» огромное полотно «Город Париж», 1910-1912 годы, Национальный музей современного искусства), в которых кубистически расчленённые формы включаются в экспрессивные динамические композиции.
Учился в Школе театрально-декоративного искусства в Бельвиле. Делоне являлся автором ряда программных и теоретических работ о живописи, одну из них «О свете» перевел на немецкий язык Пауль Клее, она была опубликована в журнале «Шторм» в 1913 году. К примеру, художник настаивал на особой экспрессии сочетания красного и синего цветов. Абстрактные картины Делоне по замыслу художника являются «чисто пластическими конструкциями» исключающими какое-либо психологическое или метафизическое истолкование. Первую мировую войну супруги Делоне провели частично в Испании, частично в Португалии. Обращалась к книжной графике (18 гуашей к книге «Озарения» А. Рембо) и гравюре, продолжала разрабатывать рисунки для тканей. В последующих сериях «Диски» и «Круглые формы» (1912—13) контрастные цвета создают оптическую иллюзию движения («Симультанные контрасты: солнце и луна», 1912—13). Ни один французский художник, даже среди фовистов, не осмеливаются рассматривать цвет в качестве основного и единственного элемента живописи, но именно это утверждал Делоне, когда говорил, что до него цвет всегда считался лишь средством «раскрашивания».
В 1905г под впечатлением работ великих художников, он начал свой творческий путь, который продолжил, находясь в армии. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы ок- ружены светящимся ореолом. В серии картин «Круглые формы» (1912-1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства, Амстердам. Яркие концентрические круги, составляющие основную часть изображения, кажутся здесь следами вращающихся пропеллеров самолета (пропеллер изображен в левой части картины). Paris, 1913). В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена.
В 1910 женился на художнице С. Терк (С. В 1930-х годах был членом ассоциаций «Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество» вновь обратился к абстракции (серии «Чистые ритмы», «Бесконечные ритмы» и другие), занимался печатной графикой, плакатом. Картина входит в серию Окна.
Наиболее наглядным выражением принципов симультанизма стала книга «Проза о транссибирском экспрессе и маленькой Жанне Французской / La Prose du Transsibrien et de la Petit Jehanne de France» (1913), созданная Соней в сотрудничестве с её любимейшим поэтом Блезом Сандраром. Обратился к живописи в 1904 году, под влиянием мастеров понт-авенской школы, неоимпрессионизма, а также П. Сезанна увлёкся эффектами «симультанного цветового контраста» («Натюрморт с вазой», 1907 год, Национальный музей современного искусства, Париж автопортреты). музей современного искусства, Центр Помпиду). На его становление повлияло открытие изобразительной традиции востока, с его иной фигуративностью, примитивизм (от африканского искусства до народных икон). В 1911 году по приглашению Кандинского Робер Делоне вступил в объединение «Синий всадник» и принял участие в мюнхенской выставке, после чего официально объявил о разрыве с кубистами. Один из основателей (совместно с С. Терк-Делоне) течения орфизм. Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 года – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме).
Он обнаружил, что. А Делоне заявил, что до него цвет воспринимали как способ «раскрашивать», а ведь основная суть живописи – именно в цвете. Был близок к творческому объединению «Синий всадник», переписывался с Кандинским и Марке.
Он родился 12. 04. 1885 г. во Франции, а умер 25. 10. 1941 г. там же. В Испании Робер Делоне написал декорации к балету Дягилева «Клеопатра», а его жена Соня Делоне – создала костюмы. Терк. Хотя одной из веских причин ухода в дизайн была финансовая нестабильность, Делоне настаивала: «нет разрыва между моей живописью и моей так называемой декоративной работой прикладные искусства меня никогда не пугали, но были свободным расширением, завоеванием нового пространства». В 1913 показала орфистские работы в Осеннем салоне в Париже и в 1-м Немецком Осеннем салоне в галерее Der Sturm в Берлине, в 1914 – в салоне Независимых (работа «Электрические призмы»). В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне.
В 1911 принял участие в мюнхенской выставке общества Синий всадник. Не менее интересно наблюдать за «случайностями» в жизни Робера Делоне и его будущей жены. В 1908 году становится членом группы «Золотое сечение». Увлекшись дивизионизмом, художник постигал работы Э. Шеврёйля, посвященные взаимоотношениям света и цвета. Известно, что Делоне считала себя язычницей. Позже, в «Спиральных ритмах» (1934-1936) цветовые ритмы изображены в винтовом движении.
Затем, на рубеже следующего десятилетия, вновь обратился к абстракции (цикл картин Бесконечные ритмы – с 1933 – горизонтально-удлиненных композиций, гораздо более сдержанных по цветовой гамме). В парижском Нац. 1938, Париж, Нац.
Такова картина «Бронепоезд в действии», где состав, поделенный на части клубами пара и потоками света, кажетcя мчащимся по рельсам. В его картинах, созданных в 1906, освещенные предметы окружены светящимся ореолом. С 1912 года Делоне обратился к беспредметной живописи, став (вместе с женой, С. Делоне-Терк) основоположником орфизма, одной из форм европейского абстракционизма. Делоне писал серии композиций, на которых дозволено увидеть призматические фигуры, отражающие дальнии пpедметы («Окна», 1912), либо соединяются контрастные цветовые плоскости, создающие ощущение движения («Диски», 1912-1913). Ранее детство девочка провела в родном Градижске. Частенько поздние работы Делоне представляют светлые окружности, как словно вращающиеся на плоскости полотна («Круглые формы», 1930 «Темп, веселье жизни», 1930). что существовала с эпохи Возрождения.
В раннем творчестве писала натюрморты интерьеры парижских кафе, портреты. Делоне считал: «Цвет является функцией самого себя и его действие проявляется в любой момент, как в музыкальной композиции эпохи Баха или в хорошем джазе». Его обогатили формальные находки Пикассо и Матисса. Делоне), которая стала его верной соратницей в искусстве. Робер Делоне Одновременно открытые окна, 1912.
В 1902-1904 годах занимался в парижской студии сценографа Э. Ронсена. В 1920-е годы создавал также реалистические портреты своих друзей (А.
У Делоне, который называл свои живописные опыты термином, заимствованным у Шеврейля: одновременные (симультанные) контрасты, — каждый оттенок цвета был представлен отдельной плоскостью — частью композиции из концентрических кругов или спиралевидной конструкции. Зная эту особенность, художник теперь мог моделировать движение композиции. В 1968 исполнила декорации и костюмы для концертных танцев на музыку И. Ф. Стравинского. Ок.
Художник вновь обратился к проблемам, которые пытался разрешить в серии картин «Круглые формы». В том же году создал беспредметные живописные работы (Одновременно открытые окна, Галерея Тейт-Модерн, Лондон и др. ), в том числе т. н. В 1941–1944, после смерти мужа, жила в Грассе. 1908–1922» (Нью-Йорк, 1971), «Русский взгляд» (Гейдельберг, 1974) и др. Особую известность завоевала своими дизайнерскими работами (рисунки для тканей, сценография, монументально-оформительское искусство). Картина В честь Блерио (1914, Париж, частное собрание) посвящена летчику и авиаконструктору, пионеру французской авиации Луи Блерио, первому перелетевшему через Ла-Манш.
музей современного искусства, Центр Помпиду Гренобль, Музей изящных искусств) цвета расположены во «вращательном» направлении, а в композиции «Бесконечные ритмы» (1933-1934, Париж, Нац. В 1930 начался еще один важный период в творчестве Делоне.