Самые первые полотна Славянской эпопеи — Славяне на исконной Родине, Праздник Свантовита и Введение славянской литургии в Моравии — были отданы в дар городу Праге 6 декабря 1912 г. Знаменитый чешский художник Альфонс Муха, картины которого сегодня можно увидеть в лучших коллекциях мира является одним из самых ярких представителей стиля модерн.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. В настоящее время она живет в Чехии. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Во Франции художника называли Мюша. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Муха выступал и как дизайнер этих постановок по его эскизам создавались платья и сценические ювелирные украшения. Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году. Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. Альфонс Муха, картины которого стали популярны не только на родине, но и в других странах, за свою жизнь смог добиться ошеломительного успеха. Частная коллекция.
В 1906 году мастер женится на Марии. Муха остался без средств к существованию. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Актрисе так понравилась работа, что она заключила с художником контракт на шесть лет, а также добилась его повышения до главного декоратора театра. Техника создания – масло и яичная темпера. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт.
Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. Картины выполнены на натуральном холсте, который очень приятен на ощупь и способен доставить настоящее тактильное удовольствие. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Он увлекся историей и культурой славянских народов и создал целую серию картин, объединенных в цикл Славянская эпопея. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Рубин, 1900 год.
В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен. Художественное образование получает в Брно. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
Именно это увлечение позволило ему в конце концов получить приглашение на обучение в Вене и найти богатого покровителя, который оплатил обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств. Муха чувствовал себя достаточно уверенным в своих художественных способностях, чтобы заняться портретной живописью. Интересна история внучки Мухи. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Он хватался за любую работу: рисовал визитные карточки и приглашения, рекламные плакаты и афиши, меню для ресторанов и этикетки. Мальчик с детства хорошо рисовал. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Отец устраивает сына писарем в суде, а в свободное время Альфонс Муха подрабатывает в театре. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей».
Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков. Коллекционеры, охотясь назаветный экземпляр, подкупали расклейщиков, срезали афиши стумб. Это была афиша на премьеру спектакля Жисмонда с актрисой Сарой Бернар.
На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. Альфонс Муха – один из знаменитейших художников конца IXX – начала ХХ веков, прославившийся своими работами в неповторимой манере, в рамках художественного и архитектурного стиля, который во Франции тогда назвали «Ар-нуво», в Германии «Югендстиль», а в остальном мире его обычно именуют «Модерн». Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире».
Mucha Museum, Прага. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Многое из нарисованного впоследствии было выполнено в металле и дереве, например золотые броши и ожерелье с портретами Сары Бернар, предназначенные для самой актрисы.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Дама с камелиями, 1896 год.
После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. После этой работы Альфонс Муха проснулся известнейшим художником Парижа. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Творчество Альфонса Мухи было разнообразно: на протяжении всей своей жизни он писал в разных стилях.
Родился Альфонс Муха в 1860 году. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Этот период жизни молодого Мухи сильно повлиял на дальнейшее его творчество. Благодаря последним, он прославился и обрел популярность среди современников.
Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Работа наполнена скорбью и переживанием о судьбе славянских народов в сложные периоды кровопролитных войн. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Муха Альфонс – чешский художник, график, декоратор, основатель театральной и рекламной афиши написанной в стиле модерн, если быть точнее – стиля Арт Нуво. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). В нем чувствуется душа автора, его пронзительная любовь к родине и изумительное чувство прекрасного. Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Я предложил мою работу о драпировках.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Топаз, 1900 год. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Например, аметист – это ирисы. Новые моменты в жизни связаны с Парижем.
Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). После того, как Ярмила доказала, что именно она способна лучше всех справиться с этой задачей, Иржи Муха ноториально предоставил ей эксклюзивное право работы над проектами такого рода. Старинные фотокамеры требовали продолжительной экспозиции кадра, ипорой съемка превращалась вдовольно изнурительный процесс как для фотографа, так идля моделей, вынужденных подолгу застывать внеестественных позах. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением.
При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. У неё две дочери. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию. Название пришло из Франции. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». Оформительскую задачу художник решал комплексно. А любовь. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд».
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»8. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии. Акварели эти художник называл «Блаженствами».
Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Он создавал плакаты, декоративные панно, календари, этикетки, рисовал эскизы для упаковок шоколада и сигарет. Муха много времени проводит в Америке, декорирует дома, создает иллюстрации для книг и журналов, афиши и эскизы костюмов для театральных постановок, читает лекции в Институте искусств в Чикаго. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Интересна история внучки Мухи. Изумруд, 1900 год. Художнику удалось передать не только красоту, но и характер героини, что не могло не вызвать восторга Бернар. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi). До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. В представлении принимала участие Сара Бернар. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Хитилова была соотечественницей Мухи. Афиша стала революционной.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Там Альфонс работает в качестве художника-декоратора театра. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Но это не так. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи». Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Принцесса Гиацинт, 1911 год. Картины отличались насыщенностью красок и деталей. Он тут же сделал наброски в своем альбоме.
Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет. 1893 год. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер. Это было время творческих скитаний и поисков себя.
Переломный момент в его жизни связан с заказом от театра Ренессанс в 1894 году. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В ту пору он заинтересовался историей славян. После завершения главного труда всей своей жизни Альфонс подарил всю серию картин своему любимому городу Праге.
После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Окрыленная Сара, предложив Мухе длительный контракт наразработку афиш театра«Ренессанс», превратилась вего покровительницу имузу. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее.
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Слева автопортрет художника. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Как художник Альфонс Муха рисовал серию плакатов для постановок театра «Ренессанс», с его ведущей актрисой – знаменитой Сарой Бернар в центре композиций. У неё две дочери.
Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. Тем летом он решил отдохнуть от Парижа и своей ежедневной работы –создания плакатов и иллюстраций, он уезжает в Ипанию, а затем – на Балканы. Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво.
Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант. Альфонс был первым сыном во втором браке. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Великая актриса была очарована работой. Он задумывает написать монументальные полотна, на которых изображает историю славянских народов. Эдвин Ландсир, известный британский пейзажист ианималист, называл новомодное изобретение— фотоаппарат, — «врагом изобразительных искусств». После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже.
Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Да и самого художника в Европе порой считают французом. Холст, масло. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток.
Любопытным образом полотно Мухи перекликается сизвестным шедевром Василия Сурикова«Утро стрелецкой казни», созданным почти начетверть века ранее. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Однако можно предположить, что актриса сделала это не столько из-за таланта Мухи, сколько из-за собственного тщеславия. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Мы с радостью представляем Вашему вниманию постоянно пополняющуюся коллекцию работ Альфонса Мухи, которая наверняка понравится страстным и чувственным натурам. Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Семья была большая.
С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Занимался он и практической работой. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. Оставив борт пришвартовавшегося в НьюЙорке французского парохода, 6 марта 1904 года художник впервые ступил на американскую землю. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). После этой встречи художник Альфонс Муха становится и любовником знаменитой актрисы Сары Бернар.
В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. С 1904 по 1913 гг. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Альфонс Муха (чеш. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение.
Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника. Но на этом сказка закончилась. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой.
Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков.
Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс. Хотя Муха считал Эпопею самой значимой работой, она была принята довольно холодно европейской публикой- вкусы изменились, да и Первая мировая война повлияла. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование. Работы Мухи имели свой неповторимый стиль.
Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. Чуть позже Бернар настояла на кандидатуре Мухи в качестве главного декоратора. В течение последующих нескольких лет, он создал множество декораций, костюмов и украшений для постановок театра, а так же регулярно получал частные заказы, где были и частые пожелания заполучить копию какой-либо его работы и крупные проекты вроде оформления интерьера. Ближе к закату карьеры писал цикл эпических полотен под названием «Славянская эпопея», которую он подразумевал как дар родному чешскому народу. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. В 1902 интерес к ар-нуво стал угасать, Муха путешествовал по родной стране, посетил Моравию и Прагу.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Весна, 1894 год. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику.
Какое-то время в этот период Альфонс Муха работает бок о бок с Ван Гогом, т. к. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». В настоящее время она живет в Чехии. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Все это делает творения Альфонса Мухи значительной вехой в истории мирового художественного искусства. Здание суда, где работал отец художника, стоит до сих пор и сейчас в нем открыт музей Мухи-младшего. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник.
Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. Муха взялся за работу и к 1 января 1895 г., размещенная по всему Парижу афиша, привлекла всеобщее внимания. И передавал свою любовь через декоративную живопись людям.
Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». «Проснулся знаменитым»— именно это ислучилось сталантливым чехом. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Является единственным официальным музеем художника.
Название пришло из Франции. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра. В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии».
франков. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. Ей нужен рекламный плакат для новой постановки.
Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Каждую фразу молитвы Альфонс Муха поместил на отдельной странице, воспроизвел ее стилизованным рисованным шрифтом и окружил текст изысканным орнаментальным узором. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Посетители узнают и детали личной жизни автора. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». Сначала это была Академия Жюлиана, а впоследствии – Академия Коларосси.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
Близится Рождество. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз.
Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Кроме того, снимок можно было навремя отложить ивнужный момент кнему вернуться. В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Но судьба благосклонна к гению.
От заказов не было отбоя. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников.
Работа Мухи произвела настоящий фурор. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар.
От того, что здесь его называют Мюша. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Имя Мухи в США было хорошо известно: ньюйоркские издатели наперебой предлагали ему заказы, порой весьма выгодные. Актриса любила подыграть публике. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел.
Это было довольно прибыльным делом. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию.
Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия. Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. Предки его занимались выращиванием винограда. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
Поводов находилось предостаточно. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Художник моментально становится знаменитым. Именно в эти годы Муха является ведущим художником французской рекламы, его работы печатаются в журналах в виде плакатов. Музей Альфонса Мухи, Прага. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. На фото слева: Цветок, 1897 год.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Важным элементом произведений Мухи становится полусфера, по-разному декорированная и всюду удачно вписанная в общий сюжет. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. Холст, масло. Аметист, 1900 год.
В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Автор педантично каталогизирует снимки моделей, снабжая ихприписками практического толка: «Мадемуазель Жизель— очень хороша, блондинка, крепкого телосложения, для меню изНиццы» «Мадемуазель Ляуде— худая, невысокая, для пастелей Шампенуа» «Берта Лавернь— хороша, хороша вобнаженном виде, брюнетка, хороша сзади» «Мадам деНевер— молодая, стройная, красивое обнаженное тело, маленькая грудь, спина, бедра красивы, ноги тоже». Холст, масло.
В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Муха познакомился с Хитиловой в Париже, женился на ней в возрасте 45 лет, его возлюбленная была на 20 лет его моложе. Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. В 1888 Муха впервые побывал в Париже.
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Мы помним не столько его имя, сколько его произведения, продолжающие оставаться популярными и у посетителей музеев и у дизайнеров. Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». Слева автопортрет художника.
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным.
В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью. Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Ему приходится бросить занятия серьезной живописью.
Он рисовал афиши для различных театральных постановок. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Холст, масло. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Новогодним утром Париж был изумлен нестандартно крупным форматом (20, 7 метра) плаката иего блистательным графическим исполнением. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Но это не так. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. Врождественские дни уходящего 1894 года ему предложили«горящий» заказ насоздание афиши для спектакля«Жисмонда» свеликолепной Сарой Бернар вглавной роли. Талант живописца рисует множество образов – это и томные барышни и изящные принцессы и соблазнительные красавицы и прекрасные богини.
Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде.
Хитилова была соотечественницей Мухи. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Все костюмы, украшения и декорации также выходят из-под пера Альфонса. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Позже у них рождаются две дочери и сын.
Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Тогда Муха стал брать уроки рисования. В числе коллекции несколько известных серий, например: «Времена года» или «Драгоценные камни», в которых знаменитые на весь мир нежные, томные девушки утопают в цветах на фоне ярких замысловатых орнаментов. Туда его устроил отец.
Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. После школы он пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но провалился и вынужден был устроиться на работу – с помощью отца он поступил писарем в суд, в свободное время подрабатывал в театре. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Вся работа заняла у Мухи три месяца.
Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
Музей Альфонса Мухи, Прага. Славянский Эпос, 1928 год. Муха же рассуждал по-другому: он получал удовольствие от любого вида творчества, стремясь сделать красивой любую, даже самую банальную и бытовую вещь. Приблизительно в это время Муха начал сотрудничать с известным парижским ювелиром Жоржем Фуке.
Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Он согласился. Так же в этот период он на заказ иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Приведем краткое описание картины. Мадонна лилий, 1905 год.
.