Поэтическая трансформация мифа в картине Джорджоне «Гроза» // Миф в культуре Возрождения / Отв. В картине Гроза Джорджоне изображает человека как часть природы. Творческое наследие Джорджоне, созданное на протяжении практически одного десятилетия, занимает важнейшее место в истории венецианской живописи, а картина «Гроза» считается одним из прекраснейших и наиболее таинственных произведений художника. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как Гроза и Сельский концерт, появляется особый тип пейзажа 150 пейзаж настроения.
Возможно, с «Грозой» связан единственный сохранившийся рисунок Джорджоне (Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген) – пейзаж с одинокой фигурой пастуха.
Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Вот древнеегипетские и ассирийские скульптуры и рельефы.
Все в этом предгрозовом пейзаже неустойчиво, подвижно изменчиво.
Теперь наступает самый ответственный этап работы: осторожно трете пальцем по размокшей бумаге, скатывая ее слой за слоем в маленькие рулончики-колбаски. Вот примерно пятьсот лет эта загадочная картина будоражит умы зрителей и искусствоведов. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения). Джорджоне писал «Юдифь» на дереве. Немалую роль в картине играют композиция и цвет.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (1507—1510) представлен сюжетными композициями и портретами. Venezia, 1955 Volpe C. Giorgione. Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. 5 Сонина Т. В. «Вечная связь и узы мира» («Спящая Венера» Джорджоне) // Образы любви и красоты в культуре Возрождения: Сб.
При съемках через сильно увеличивающий объектив получаются макрофотографии, на которых специалисту нетрудно выявить «почерк» художника, то есть манеру наложения красок, направление движения кисти. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Справа поместил св. Но сейчас должен признаться: с тех пор, как закончилась реставрация «Юдифи», я изменил «Спящей Венере». Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы.
Ранее они не покидали стены музея. Заказы на работы монументального характера – свидетельство перемен в стиле Джорджоне. Несмотря на почти пять веков попыток определить сюжет «Грозы» Джорджоне, среди специалистов не сложилось общего мнения.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона». Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Одним из известных венецианских художников был Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, по прозванию Джорджоне. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Бывает так, что имена художников, пользовавшихся при жизни громкой славой, оказываются на долгое время, даже на столетия, полностью забытыми и только усилия ученых-искусствоведов воскрешают их из небытия.
Каждый видевший замечательное произведение Джорджоне с трудом узнал бы «Юдифь» на этих фотографиях. Другие произведения Джорджоне: «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Milano, 1968 Kes-selhut U. Giorgione.
Вращаясь среди них, Джорджоне полностью посвятил себя искусству, музицированию и любовным утехам. Корявый и толстый ствол дуба контрастирует своей мощью с гибкими очертаниями тела Юдифи. Стоит отметить еще одно существенное для данной работы отличие метода, который использует Яйленко для дефиниции героев – его абсолютно не интересует иконография как источник визуальных схем.
В исследовательскую и реставрационную практику музея внедрены физико-оптические методы, рентгеноструктурный и спектральный анализ (с применением микролазерного анализатора, электродиализа) ингибиторы коррозии металла, полибутилметакрилат, пенопласты, фторопласты и другие синтетические материалы, вакуумная техника, способы определения кислотности гравюр и исторических документов с помощью электродов. И пользовавшимся большой популярностью в начале 16 столетия. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру». Я считал его самой поэтической работой Джорджоне.
Bergamo, 1948 Coletti L. Giorgione. Три философа изображенные художником в одноименной картине интригующе неопределенны: старец, мужчина среднего возраста и юноша, представленные рядом с темной пещерой, предположительно на фоне заката в горной долине, могут быть и тремя волхвами и аллегориями разных наук (астрологии, философии, математики) и, наконец, фигурными воплощениями трех разных эпох в жизни человечества (ветхозаветно-библейской, средневеково-схолатической и ренессансной). Giorgione lenigme et la couleur // LOeil. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов.
Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов. На ней имеются лишь незначительные иногда точечные утраты. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита.
Видно, что в них происходит активное передвижение воздушных масс, они буквально бурлят. Все замерло остановилось. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой.
1969. Однако Гроза 150 не просто иллюстрация к литературному произведению. «Раскопки» на холсте, проведенные Маловой, подтвердили выводы, которые были сделаны при предварительных комплексных исследованиях картины. Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды.
Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Известно более десяти названий этой картины, каждое из них предполагает свой сюжет. Либерале, которому посвящен собор). Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Джорджоне, заказчики, сюжет» («La "Tempesta" interpretata.
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. Джорджоне пошел абсолютно иным путем. Рима) и соответственно река – это Тибр. Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют, что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину для зала Совета Десяти.
1507—1508, Вена, Музей истории искусства). И как настоящий романтик, Джорджоне был бедой, он заразился чумой от своей возлюбленной, которую не решился оставлять из-за своей гордости и сильной любви к ней. И в «Сельском концерте», в этом истинно джорджоневском мире «счастливой Аркадии», мире, полном невыразимого очарования, начинают звучать новые ноты. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. И природа в картине Джорджоне также увидена глазами горожанина.
Существует предположение, что отрубленная голова Олоферна – это автопортрет Джорджоне. Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. Однако каждый из авторов усматривает (и подчеркивает) взаимосвязь и гармоничное сосуществование всех элементов изображенных на холсте. Ирина Артемьева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского искусства директор центра «Эрмитаж — Италия» и куратор выставки, рассказывая о творчестве Джорджоне, напомнила, что «Гроза» до сих пор считается сдной из самых таинственных работ в творчестве мастера и что эта загадка до сих пор не разгадана. Отсутствие сюжета можно объяснить «активностью» изображенной на полотне природы.
Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Milano, 1963 Lilli V., Zampetti P. Giorgione. И, наконец, заслуживает внимания версия, что «Гроза» могла быть своего рода иллюстрацией к какому – либо литературному произведению – например к «Фьезоланским нимфам» Боккаччо, написанным в 1477 году. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Затем Джорджоне заново переписал картину и превратил волхвов в трех философов.
Затянутое облаками небо освещено вспышкой молнии, предвещающей неизбежную бурю. Интерес автора не связан напрямую с поиском «скрытого значения» картины, о чем он сам и заявляет, его привлекает вопрос жанровой принадлежности полотна, так же как и вопрос влияния творчества Джорджоне на утверждение пасторали в венецианском искусстве.
Это было интересно потому, что имя Джорджо да Кастельфранко, прозванного Джорджоне, всегда привлекало к себе внимание не только исследователей, но и широкого круга людей интересующихся искусством итальянского Возрождения. Все сделано безукоризненно, с большим чувством меры. Munchen, 1925 Marassi A. Giorgione. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Старец — олицетворение схоластической науки, метафизики, отрицающей доводы разума и знания (он стоит на нижней ступени, так как схоластика считалась в эпоху Возрождения нижней ступенью науки). Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом».
Окружение Джорджоне составляла патрицианская утонченная культурная среда. Без родословной и знатных предков. История создания картины неизвестно. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии.
Juin. Андреа Мантенья, например, прибегал к этому сюжету, по крайней мере, пять раз. За четыре с половиной века существования «Юдифь» побывала в разных руках. 9 Виппер 1977.
Хартлауб (1925) высказал гипотезу, что в картине дано символическое изображение одного из тайных мистических союзов игравших большую роль в оккультных учениях эпохи Ренессанса, но в другой работе, опубликованной в 1953 году, решил, что это «Рождение Аполлона».
Лучи «икс», пронизывая картину, делают доступными для изучения слои живописи, лежащие наиболее глубоко, — самые старые. 559. Их трудно уберечь в течение веков от естественных процессов разрушения, от атак жука-точилыцика. Совсем немногие произведения пользуются таким вниманием.
Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Сведения о Джорджоне очень скудны. Слева стоит молодой человек с посохом и задумчиво смотрит кдоа-то в сторону. Английский поэт-романтик Байрон, сам тогда не имевший собственной семьи, видел в сюжете «Грозы» семью художника которой у Джорджоне не было.
Существует не менее двадцати истолкований «Грозы», первое из коих было предложено Маркантонио Макиелем в 1530 году («пейзажик на холсте с грозой, цыганкой и солдатом, сделанным рукой Дзордзи да Кастельфранко»), а последнее относится к семидесятым годам прошлого столетия несмотря на обилие гипотез, выдвигаемых по поводу содержания этого полотна, мы до сих пор далеки от того, чтобы разгадать его. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое. Десятки раз фотографировали «Юдифь» в отраженной ультрафиолетовой люминесценции, в инфракрасных лучах, при просвечивании рентгеном. Смерть застигла Джорджоне в расцвете таланте. 1961.
Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Марка на стенах Палаццо дел Подеста рисунок орла (герб Вероны).
Фотоаппарат, оказывается, часто видит совсем не так и не то, что видит человеческий глаз. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти). Второе правило состоит в том, чтобы все вместе имело смысл: например, если один "кусочек" неба прекрасно подходит в середину луга, необходимо подыскать ему другое место. 2004.
М. Кальвези (1962) предположил, что на картине изображено «Нахождение Моисея», причём, «цыганку» представил как дочь Фараона, а пастуха как Гермеса Трисмегиста – охранителя ребёнка. Voi. Женщина, сидящая справа, кормит грудью младенца. Milano, 1978 Water A. Giorgione. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»).
В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. В то же время сосредоточенная элегичность настроения, поэтическая недосказанность, свойственная этому произведению, рождающая ощущения, сходные с теми, какие заставляет испытывать лирическое стихотворение, не были присущи Тициану. М., 1962 Дьяков Л. Три шедевра Джорджоне. И тем не менее, картина «Гроза» глубоко поэтично передает сдержанное волнение человеческой души, пробужденной от своих грез отзвуками далекого грома. Около 1508-1509 Джорджоне создал одну из самых знаменитых картин в европейском искусстве – «Спящую Венеру» (Дрезден, Картинная галерея старых мастеров).
В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). Мне остается лишь предложить несколько наиболее известных и правдоподобных версий. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи.
Джорджоне открыл для итальянского искусства новые аспекты действительности — мир природы и поэтический мир тончайших оттенков чувства. Вот таким образом работники музеев «переводили» картины, паписанные на дереве, на холст. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения». Вторая встреча в рамках проекта отдела искусства «Краски времени» была посвящена картине Джорджоне «Гроза». В своей лекции старший преподаватель ЛГПУ А. Р. Ломоносов познакомил слушателей с итальянским художником и его великим произведением.
Это не так. Milano, 1955 Della Pergola P. Giorgione. Существует также мнение, что картина представляет собою «бессюжетный идиллический пейзаж». Об этой «ловушке» пишет Даниэль Арас: «Желая обосновать свою интуицию силой и порядком слов историк поддался искушению и, стремясь внушить, что он обладает истинным знанием, прибег к роковой помощи незримой змеи в неясной конфигурации»19. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Правда, у «Юдифи» кризисных явлений не было. Это продолжается до тех пор, пока вся старая основа — бумага — не будет удалена и не обнажится картинка, приклеившаяся, скажем, к обложке книги.
Сегодняшний отдел реставрации Эрмитажа — это крупный научно-исследовательский и художественный комплекс, включающий в себя фиЗико-рентгеновскую и химическую лаборатории, биологическую группу и шесть мастерских, которые занимаются широким кругом проблем консервации и восстановления произведений искусства и предметов старины, оказывают «скорую помощь» экспедициям археологов при обнаружении древних памятников. Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. Великолепный колорит северо – итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. В этом отношении работа Яйленко уже представляет интерес для исследования, поскольку количество иллюстративного материала не только обширно, но и разнообразно – впервые нам предлагается рассматривать как доказательства распространенности тематики «Грозы» не только картины, но и предметы быта, образцы декоративно-прикладного искусства48. На первый взгляд, всё просто и ясно.
Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. В начале XVI в. большую популярность в Италии приобрела буколическая поэзия. Одних только знаменитых «Юдифей» в истории мировой живописи набирается не менее десятка. Все они испещрены пятнами, штрихами, рябинами-точками. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана.
Загадочность этой картины начинается уже с ее названия. Его страсть одержать победу над головоломкой «Грозы» подстроила ловушку. 58 JoverM. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир.
Не ставя перед собой задачу раскрыть замысел Джорджоне в отношении сюжета, но желая понять величину значимости этого полотна для заказчика, ученый заключает исследование выводом, что пастораль, к коей он безоговорочно относит «Грозу», являлась неким побегом, способом отвлечься и уходом, пусть и кратковременным, в «идеальное место», «locus amoenus»47 от мира реального, от всевидящего ока государства, сотрясавшегося от непрекращающихся раздоров, дипломатических интриг и распрей, на фоне общего экономического и политического упадка Италии той эпохи. У Яйленко схожая с Кларком позиция.
Данная картина относится к тем немногим картинам, которые искусствоведы с полной уверенностью приписывают Джорджоне (долгое время, впрочем, считалось, что она принадлежит кисти Рафаэля). Правая рука Юдифи покойно лежит на рукояти меча. Точной даты исследователям установить не удалось. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз.
От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент. Юдифь, победительница грозного врага своего народа — Олоферна, была в эпоху Возрождения одной из излюбленных библейских героинь и изображалась в виде суровой воительницы. Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху. Совершенно ничего не известно и о родителях Джорджоне. Во-вторых, полотно после смерти Джорджоне осталось незаконченным и его дописывал Тициан. Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. За века «Юдифь» покрылась десятками, если не сотнями, лаковых пленок. Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием.
Творчество Джорджоне неотделимо от венецианского гуманизма XVI века. Сведения, оставленные современниками Джорджоне о «Спящей Венере», крайне скудны. Произошло это счастливое для итальянского искусства событие в 1477 (или возможно в, 1478) году.
// Художник. В результате трепетная живопись потеряла объемность, глубину, стала плоской. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне.
Из-за ребристого разряда молнии, освещающего всю сцену, картина осталась в истории под названием «Буря» (в русских источниках обычно Гроза). Milano, 1955 Pallucchini R. Giorgione. Действительно, сложно догадаться, какой смысл заложен автором в сюжет. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор.
Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Все же философы при всем индивидуальном различии образов в первую голову воспринимаются не столько как неповторимые, яркие, портретно охарактеризованные индивидуальности или тем более изображение трех возрастов (юноша, зрелый муж и старец), сколько как воплощение различных сторон, различных граней человеческого духа. Ясный покой и тишина разлиты в пейзаже в этот вечерний предзакатный час. Одна из самых старых версий гласит, что в «Грозе» автор изобразил четыре стихии – огонь, воду, воздух и землю.
Среди отечественных работ, посвященных полотну Джорджоне, следует отметить статью Т. В. London, 1900 Venturi L. Giorgione e il Giorgionismo. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, которая под видом кормилицы прячется в лесу, где спасает сына короля Ликурга.
Т. 3 Алпатов М. «Венера» Джорджоне. 2000. Даже место его рождения – Кастельфранко Венето установлено лишь предположительно.
Сделаем небольшое отступление и объясним термин «переводная». Небо, дерево, дальаий пейзаж, трава, стена — все было переписано ими заново. 1509—1510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.
На лице Юдифи играет загадочная полуулыбка, которую принято называть «джокондовской» – по названию знаменитой картины Леонардо да Винчи. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»). Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Однако просвечивание картины рентгеном показало, что на подмалевке картины вместо пастуха была изображена вторая женщина, сидевшая на берегу, опустив ноги в воду. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок.
В древних мистериях пещера 150 завершённый образ мира. // Итальянский сборник. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу. Berlin, 1971 Einem H. von.
Размер работы мастера 124 x 145 см, дерево, масло. Вообще реставрационные работы, выполненные в Эрмитаже, очень высоко ценятся во всем мире. Проводя параллель между полотном и волшебной страной Кубла Хан, британский искусствовед называет Джорджоне «акыном лирической поэзии»46. Предполагая, что данные дефиниции верны, Мотцкин предлагает «отправиться в экспедицию» в «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Историю основания города» Тита Ливия, поскольку Ромул является связующим звеном между Юпитером и Римом. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Исследование Сеттиса интересно тем, что он является автором т. н. «правила пазла», востребованного искусствоведами, занимающимися проблематикой «Грозы». Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио.
Сделанное же Маловой ярко выделяется даже на этом фоне. Небо затянуто темно синими облаками. Каждый в свое время покрывал «живописью» тетради и книги с помощью переводных картинок. К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
Видимо и сама гроза имела символическое значение. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Milano, 1942 Fiocco G. Giorgione. Человек в восточной одежде — это Аверроэс (так называли тогда в Европе арабского философа Ибн Рушда) — комментатор и последователь Аристотеля.
Однако художники, много раз бравшиеся за чинку картины, сильно исказили ее. // Художник. Так в венецианском искусстве появляется новый образ — образ горожанина, покинувшего привычное для себя городское окружение и отправившегося за город, на лоно сельской природы.
Популярны были тогда в Венеции и эклоги Андреа Наваджеро, прославлявшие счастливую жизнь пастухов и пастушек, бродящих по берегам прохладных ручьёв. С именем Джорджоне связывают ряд портретов. И в то же время Венера Джорджоне — это земная женщина, полная чувственной прелести. На протяжении XVI века его определяли как «солдата» изображения которых часто встречаются в венецианской живописи начала XVI века. История живописи эпохи Возрождения. При этом на фотопленке фиксируются и древние кракелюры — трещины в красочном слое. Картина, призванная напоминать о юноше, безвременно покинувшем прекрасный, расстилающийся на заднем плане мир, проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью.
Особое внимание уделяется методам и подходам авторов (иконография иконология, сравнительно-исторический анализ исследование социально-исторического контекста). Георгия, в котором изобразил себя, а слева 150 св. О близости сюжета «Грозы» к произведению Саннадзаро одним из первых написал Кеннет Кларк45. Milano, 1913 Hartlaub G. Giorgiones Geheimnis. тем, что Весково не историк искусства. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель.
В ее лице сквозит полное спокойствие и умиротворение, которое дарит радость материнства. Его тело было привезено в Кастельфранко. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Других дат его рождения нет.
Из этих скупых строк мы узнаем, по крайней мере, две важные вещи. Он умер, не успев осуществить многое из того, что задумывалось, мечталось, угадывалось.
Это слово в эпоху Возрождения было синонимом слова «ученый», «гуманист». М., 1982 (2-е изд. : М., 1996) Санина Т. В. «Юдифь» Джорджоне. Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Картина «Три философа» итальянского художника Джорджоне. Их освещает вспышка молнии.
В 1939 году была сделана и опубликована рентгенограмма картины. Giorgione Maler als Dichter. Позволим себе отнести автора к сторонникам «бессюжетности» картины Джорджоне. Ни один из них не прослеживается. СПб., 1997. Несмотря на преобладание темных красок, в картине нет зловещности или тревожности.
Мы делим все версии на «сюжетные» (Сеттис, Мотцкин, Кальвези, Белоусова) и «концептуальные» (Весково, Сонина, Яйленко). В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. — В Эрмитаже произошло событие огромной важности.
Еще меньше напоминает он сельского пастуха, хотя в руке у него пастушеский посох. М., 2008 Cook H. Giorgione. В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Например «три астролога», «три возраста», «Архимед, Птолимей и Пифагор» и т. д. Предполагается, что на картине такой сюжет. Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок.
Исследователя каждой эпохи «Гроза» побуждает искать ответы в новых направлениях, где он может найти убедительные исторические свидетельства и подходы, добавляя, тем самым, новые штрихи к портрету живописца Венецианского Возрождения. Нет даже общего направления интерпретации данного произведения. Идиллическая сельская природа предстает в картине как надежное убежище, где царят безмолвие и покой. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Все обошлось благополучно. Изнеженная красавица держит тяжелый меч так легко и изящно, словно «применение холодного оружия» для нее не в новинку. Молодой пастух и полуобнаженная женщина, кормящая грудью ребенка, разделенные узким ручьем с обрывистыми берегами, предстают здесь как дети Природы, олицетворяющие род человеческий.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. Работа Сониной представляет особую ценность тем, что автор включает в свой анализ как версии, предлагаемые зарубежными исследователями, так и варианты трактовок «Грозы» отечественными искусствоведами. Переселение древних камней из земли в самые благоприятные музейные условия, как правило, влечет за собой тяжелое «заболевание» экспонатов. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. Giorgione, i com-mittenti, il soggetto»)14. В «Концерте» Джорджоне воспроизводит жанровую сцену, взятую из жизни, делая тем самым шаг к непосредственному — хотя и опоэтизированному — отражению действительности. Более политически некорректного символа в то время было бы сложно найти. В конце концов кристаллики солей раскалывают камень, превращают его в щебень.
Порой не знаешь, что делать. Особенно укрепилась последняя гипотеза после проведенного в 1939 году исследования «Грозы» в рентгеновских лучах, когда на месте пастуха (или солдата) была обнаружена нагая женщина, опустившая ноги в реку. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Некий чудак обвел все кирпичики и травинки золотом. И тем и другим приходится с величайшей осторожностью снимать исторические напластования. Firenze, 1991 Rapp J. Die Favola in Giorgiones Gewitter // Pantheon.
Нэнси Томсон де Груммонд (1972) трактовала картину как «Легенду о св. Milano, 1955 Zampetti P. Giorgione e i Giorgioneschi: Cat. В те времена художники брали в качестве основы для картины преимущественно деревянные доски (холст стали широко использовать лишь с XVII века). Все эти разнородные элементы образуют своеобразное, несколько загадочное целое.
Джорджоне владеет тончайшей и необыкновенно богатой палитрой. Последним по хронологии, но ни в коем случае не по значимости, трудом на тему «Грозы» в российском искусствознании XXI века следует назвать работу Е. Яйленко «Время Джорджоне. Она присела вблизи небольших кустов покормить грудью ребенка. Реставрация проводилась с огромной осторожностью, бережностью и любовью. Но данная гипотеза не дает ответов на все вопросы. Фигуры расположены уже в самой пейзажной среде, хотя еще в пределах переднего плана. 4 Дзери Ф. Джорджоне: «Гроза».
Dresden, 1979 Cioci E La Tempesta interpretata dieci anni dopo. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Очевидно, художник основывался на «Золотой легенде» Якопо да Вораджине. Трое других исследователей (Эйслер, 1925 Рихтер, 1937 Морасси, 1942) полагали, что на картине изображён Парис, ребёнком отданный на воспитание пастуху.
Они напитались почвенными водами, в которых содержится немало солей. Его Юдифь – это не живая женщина, а символ, статуя, своего рода «макет» памятника, который могли бы установить на главной площади благодарные жители спасенного решительной вдовой города, если бы они были греками или римлянами, а не иудеями. 5 Смирнова И. А. Джорджоне.
Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Крупнейший русский знаток творчества Джорджоне Н. А. Георгием, либо св. 1998. Их общая толщина достигала полмиллиметра, а иногда и целого миллиметра, а это очень много. Сюжет использованный здесь мастером, можно отнести к числу «бродячих».
1510, Дрезден, Картинная галерея). Очарование «Аркадии» для художника-пейзажиста заключается в обилии описаний природы, которые представляют собой словесные картины. Вып. ст.
Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Сониной «Поэтическая трансформация мифа в картине Джорджоне "Гроза"». Работа реставраторов живописи напоминает работу археолога. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера.
Но змеи там нет. В 1501 г. в Венеции были изданы Аркадии неаполитанского поэта Саннадзаро. Продолжает традицию сравнительного анализа и, как бы призывая на помощь в подкрепление своей аргументации использует произведения с каноническим, хорошо известным сюжетом Маурицио Кальвези в статье «Образ Зевса-Хранителя (Юпитера Статора) в картине Джорджоне "Гроза" и во фресках монастыря Сан-Паоло в Парме работы Корреджо» («Giove Statore nella Tempesta di Giorgione e nella Camera di San Paolo del Correggio»)23.
Клаунер (1955) трактует картину как миф о рождении Диониса. Выяснилось, что на месте пастуха ранее была написана обнажённая женская фигура. Задним фоном картины служат развалины строений с колоннами.
Значительно число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лото, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо». В то же время сам сюжет картины необычен. Думаю, что реставрационные работы подобного масштаба случаются раз в столетие.
Bine Neuinterpretation // Pantheon. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). Литература о Джорджоне: Вазари 2001. В чем дело.
Кларк, развивая мысль об импровизационном характере «Грозы», говорит о том, что художник создавал сюжет картины по мере ее написания. Его волхвы в раннем «Поклонении волхвов» и философы в картине «Три философа» отличаются друг от друга не только по возрасту, но и по своему личному облику. Опираясь в своих суждениях на «дешифрованную» иконографию фресок Кор-реджо в покоях настоятельницы монастыря Сан Паоло в Парме, которым посвящена большая часть его статьи, ученый считает, что Джорджоне использовал тот же самый иконографический канон Юпитера или Зевса для своей картины «Гроза». Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. Теперь я не меньше люблю «Юдифь», я восхищен ею и преклоняюсь перед этим замечательным творением великого мастера. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне.
Наконец, рентгенография. Помните технологию того процесса. Картина изображает идиллический сельский пейзаж с рекой, деревьями и руинами. За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. 1505—1506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Следует подчеркнуть, что цель данной статьи не предполагает проверку каждой интерпретации на «достоверность». Джорджоне Картины и биография Джорджоне Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. По его мнению, это «наименее двусмысленный элемент, представленный на картине»27. 4 Шауб И. Ю. Языческие истоки сюжета картины Джорджоне «Юдифь» // Итальянский сборник. Богатейший материал дала научная фотография.
Белоусова считала, что сюжет картины связан с «Фьезоланскими нимфами» Боккаччо. Так же как и у Леонардо да Винчи, творчество Джорджоне отличается глубоким интеллектуализмом и, казалось бы, кристаллической разумностью. Высказывались также предположения, что картина является аллегорией Мужества и Милосердия.
Автор статьи ставит перед собой задачу, «не рискуя по-новому его интерпретировать»40, переосмыслить материал, накопленный за годы после выхода труда С. Сеттиса. Несомненно, он заключил в себе символический смысл — об этом говорят такие детали, как обломки колонн, руины здания.
Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». Нередко данная тематика затрагивается при описании схожих сюжетов в творчестве других живописцев того времени, где в таком случае «Гроза» приводится для проведения сравнительного анализа24. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). СПб., 2001.
Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Потом прикладываете ее к поверхности, которую решили украсить, тщательно приглаживаете. Другие исследователи и толкователи видели в сюжете картины библейские аналогии — изгнание из рая Адама и Евы (на эти мысли, очевидно, наводила обнаженная женская фигура), бегство в Египет. Многие из этих патрициев являлись членами «Академии», группировавшейся вокруг Альда Мануция — знаменитого книгоиздателя и гуманиста.
В сочинении Микиеля упоминается много портретов исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях. «Досье» картины — огромные папки, заполненные снимками. Он — городской житель, возможно из того самого города, чьи постройки виднеются вдали. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. В 1895 году немецкий учёный Викхоф предположил, что изображённое на картине иллюстрирует «Фиваиду» Стация: царь Адраст в поисках воды встречает королевскую дочь Гипсипилу, скрывающуюся под видом кормилицы в лесу, где она спасает сына короля Ликурга. della mostra. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины. Тем не менее попытки объяснения сюжета продолжились и в 1969 году Эдгар Уинд предположил, что в «Буре» изображена «Аллегория Мужества и Милосердия» (Fortezza e Carita) многие эксперты разделяют его точку зрения. 56 Hornig C. Giorgiones Drei Filosophen. Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506).
Пасторальная тема в искусстве», которая вошла главой в его книгу «Венецианская античность» (2010). Вып. «Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы.
Большинство из них вписывается с традиционную для Венеции начала XVI века схему погрудного портрета-бюста. Были попытки наделить персонажей именами (например, Архимед, Птолемей и Пифагор), а также представить их как олицетворение трех возрастов человека. М., 2001 Сонина Т. В. «Гроза» Джорджоне – поэтическая трансформация мифа // Итальянский сборник.
Со времени публикации труда Сеттиса в искусствоведении появилось еще более двух десятков работ, в которых также предпринимаются попытки объяснения сюжета «Грозы». Всю жизнь я преклонялся перед картиной Джорджоне «Спящая Венера», хранящейся в Дрезденской галерее. Очевидна и аллюзия с Девой Марией. По большому счету приходится довольствоваться словами Маркантонио Микиеля, видевшего эту картину в доме ее владельца: «Холст с обнаженной Венерой, которая спит в пейзаже с купидоном, сделан рукой Дзордзо да Кастельфранко, но пейзаж и купидон были закончены Тицианом».
Это был мастер, не всегда доступный пониманию и не дававший легкой и счастливой возможности быстрого сближения с ним и проникновения в мир его художественных образов. Неугасающий интерес к картине «Гроза» сохраняется уже на протяжении свыше четырех веков. Milano, 1955 Pignatti T. Giorgione. Но «Гроза» — первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь.
Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля. По неизвестной причине Джорджоне не дал имени своему творению, вот таким образом оно также известно как «Буря».
Он многому научился у Беллини. Нет уверенности что эта работа целиком и полностью принадлежит кисти Джорджоне. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». Джорджо Барбарелли оказался просто Джорджо.
Данная трактовка в полной мере относится и к картине художника «Три возраста жизни». Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки. СПб., 2000.
И мечтательно устремивший взгляд вдаль Георгий, скорбно печальный Франциск и Мадонна, опустившая взор, кажущаяся такой одинокой на своем высоком троне, — все они как бы прислушиваются к струнам, звучащим в их душе. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». А следовательно, можно определить автора картины (как по почерку устанавливают, кто автор рукописи). Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи.
Т. 2 Белоусова Н. А. Джорджоне: Очерки о творчестве. Полотно не подновлено, каждый видит, что картина старая. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника.
Картина «Гроза» воистину революционна по своей жанровой структуре: главным героем властно становится здесь именно грозовой пейзаж с молнией на заднем плане, а фигуры (мужчины слева и полунагой женщины, кормящей ребенка справа) превращаются почти что в чистый стаффаж, хотя, несомненно и наделены своей, до сих пор неясной, сюжетной ролью (возможно, это Адам и Ева после Грехопадения). Это неполная история интерпретаций сюжета картины, которых насчитывается более двадцати. Будучи их другом, Джорджоне имел возможность изучать коллекции гуманистов, что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утончённости и одухотворённости образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Неизвестна и его семья. Вып.
Живопись, созданная рукой Джорджоне, сохранилась хорошо. Этим произведением я не уставал любоваться, восхищаться, много писал о нем. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Однако она держала меня в постоянной тревоге: не случится ли что-нибудь неожиданное.
Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». В картине нет ярких красок, все тона приглушены.
Богиня спит на цветущем лугу, на фоне пейзажа венецианской провинции. Ее прекрасное тело поражает необычайной красотой плавных линий. Во-первых, прежде рядом с Венерой присутствовал еще и купидон. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. Эти настроения характерны и для образованной венецианской знати.
Сторонники концептуальной идеи, считают, что из художественно-образной программы «Грозы» следует исключить нарративную составляющую. Кальвези, будучи именитым специалистом, в том числе и в области искусства эпохи Возрождения, внес свою лепту в идентификацию и вторичное «открытие» автора литературного произведения «Гип-нэротомахии Полифила» Франческо Колонны, опубликованного в 1499 году в Венеции книгоиздателем Альдо Мануцио. Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Густая черная полоса — это фотоаппарат заметил на полотне сравнительно свежую краску. Voi. дано живописное выражение элементов из которых состоит каждое субастральное тело.
Оно оказалось удачным и существует по сей день. 1998. Кто он такой. Молодой венецианец, проживший чуть больше тридцати лет, написал «Грозу» за два года до смерти – в 1508 году. Не установлено его происхождение. Только спустя почти двадцать лет после смерти Джорджоне, около 1530 пода, картина была названа венецианским патрицием Маркантонио Микиэлем, собиравшим материал для жизнеописания художников, «Пейзажем на холсте с бурей, цыганкой и солдатом руки Джорджоне из Кастельфранко: А название «Гроза» или «Буря» появилось у этой работы лишь в XIX веке.
Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Джорджоне ненадолго стал учеником известного мастера Джованни Беллини и решает изменить по своему вкусу античные и библейские сюжеты своего мастера. Было ему тогда 33 года. Де Минерби (1939) считал, что на картине изображён миф о Венере и Адонисе. Арнальдо Ферригуто в своей монографии о Джорджоне изданной в 1933 году интерпретировал сюжет в духе учений венецианских гуманистов XV – XVI веков о философии Аристотеля и считал, что в «Буре» изображено аристотелевское представление о четырёх стихиях: земле, воздухе, воде и огне, т. е. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. На открытии выставки в Петербурге выступали представители министерств культуры России и Италии, так как она проходит в рамках программы перекрестного года двух стран.
Волнение в спокойствии 150 так можно определить настроение картины. После этого двое исследователей (Фьокко, 1948 Гилберт, 1952) решили, что у картины и вовсе нет сюжета, но изображён просто идиллический пейзаж. В ней не заметно следов человеческой деятельности или труда крестьян. Mainz, 1971 Pignatti T. Giorgione: Lopera completa.
Содержание полотна должно рассматриваться с точки зрения направления хода мысли Джорджоне, например, в области литературы или аллегории исторических событий, мифологии и т. д. При этом искусствоведы не настаивают на четко установленных отношениях между героями картины (как это происходит в случае с сюжетными версиями). Кроме того, «Гроза» Джорджоне стала продолжением серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» Но эту картину можно вполне обоснованно назвать шедевром из шедевров: по оценке специалистов, картина входит в десятку лучших живописных произведений мира. Слишком сильно доминантное начало, которое вызывает в памяти события начала XV века28.