Таковы некоторые черты современной советской графики.
24). Это был первый опыт создания цветной литографии в русском искусстве. Сын тюремного фельдшера, впоследствии сторожа при Храме Христа Спасителя в Москве, он рано должен был уйти в люди, поступив учеником в граверную ремесленную мастерскую. 22). Некогда – так называется этот лист.
Своеобразная гармония объединяет все живущее в этом сельском пейзаже, а виртуозная техника рисунка графитным карандашом придает листам тональное богатство и особую филигранность исполнения. Разумеется, эта задача нелегка. Показателен в этой связи творческий путь В. Е. Цигаля (род. Талант психолога и большая внутренняя культура отличают его книжные работы.
Передовые художники прошлого столетия ценят граверное искусство за его относительно большую доступность народу, за то, что оно приближает их творения к аудитории народного зрителя. Крупный художник, Кустодиев немало работал и в графике. Тяжелый черный цвет и холодное сияние снега царят в его гравюрах.
И все реже находит в пейзаже свой приют пассивная описательность. В основе его пейзажей лежали впечатления от подмосковной природы, от поездок по Волге и Оке. Стремление к объективной точности изображения порой идет у Рейндорфа в ущерб эмоциональной насыщенности его листов, но в лучших его работах эти два начала соединяются.
Обычные пригородные пейзажи видим мы в Сюите о проводах А. Ушина (род. 1898) также принадлежит к числу первых художников современной темы в графике.
1915).
Фотомеханика, однако, вытесняет далее этот способ репродуцирования. Серия же Юдовина исполнена линогравюрой. Но главным достижением Верейского в этот период и далее стали портреты деятелей культуры. С понятием композиция мы встречаемся всегда, анализируя отдельное произведение искусства. Он рисовал очень много один из его рисунков изображающий молодого солдата на берегу Тиссы (1945), приобрел значительную известность.
Мастер ксилографии, офорта и рисунка, очень чуткий к темам острой социальной окраски в станковых вещах, фантаст и волшебник в иллюстрациях, Кравченко быстро завоевал широкую известность на Родине и за рубежом. Он интересно работал не только в станковой графике, но и в книжной иллюстрации. Документальная точность его работ нередко переходит в фотографизм. Недаром художники при этом часто не ограничиваются одним листом, а в целом ряде их запечатлевают виды завода, строительства и т. д. Вторым направлением можно назвать то согретое лирическим чувством, лаконичное, сохраняющее живость наброска, но и недоговоренность его искусство индустриального пейзажа, которое создал в конце 1920 – начале 1930-х годов Н. Н. Купреянов (1894 – 1933), Ученик таких разных художников, как Кардовский, Петров-Водкин, Остроумова-Лебедева, Купреянов прошел в искусстве недолгий, но сложный путь, полный постоянных исканий. Стойкость, непокоренность героини Пахомова – это сложнейший сплав многих сторон ее духовной жизни, ее внутренних качеств и вместе с тем это основное, преобладающее над всеми другими ее качество.
Б. И. Пророков родился в 1911 году в Иваново-Вознесенске. Напрасно упрекать художника за суровую их правдивость, за недостаток оптимизма. Назовем из них еще серию линогравюр С. Б. Юдовина (1892 – 1954). Создается образ исполненный порыва, движения, романтической взволнованности. Активность авторского мировосприятия – новая черта этих работ.
Художник начинал свой путь с рисунков углем и черной гуашью, посвященных шахтерам Донбасса (1949-1950). Они образуют как бы кульминацию серии. Пейзаж становится областью блестящего применения акварельной техники.
Монументальность, крупные формы, немногословие – характерные черты ее линогравюр. 1916) изображающая морские нефтяные промыслы на Каспии. Ведущими жанрами станковой графики стали пейзаж и портрет. Окас является и живописцем и мастером книжной иллюстрации.
Труд не сгибает женщин сейчас, но лишь придает величавость и значительность осанке. Внимательного зрителя графических работ ждет много интересного.
Петров был участником борьбы с фашизмом в Испании, он хорошо знал и любил эту страну, ее народ, ее великих писателей и художников прошлого и в рисунках его отразились эта любовь и почитание. Художнику очень близки и страстный напор стихотворений Маяковского и свойственное им чередование гнева и сарказма и смелые аллегорические образы и обязательная политическая оценка явлений.
Она превращает индустриальные мотивы в величественное, порой феерическое зрелище. 1915). При этом всегда сохраняется и силуэтная декоративность листа (илл. Сирия (илл. Радостным, светлым на-строением покоряет и лист Звенигород.
Что же нового, так непохожего на предыдущее, появилось в ней. – А я не мыслю себе стойкой борьбы матросов Гангута ( Гангутом полуостров Ханко назывался во времена Петра I) в сорок первом году без пророковского смеха и сатиры, без его ежедневных изобразительных фельетонов, гравюр, портретов, вырезанных из-за отсутствия цинка для клише на линолеуме, содранном с полов в разрушенных войной домах. Из названных художников в это общество входили Остроумова-Лебедева и Лансере. 16), в воронке от бомбы расположились матрос и фотограф – нужен снимок для партдокумента. Представителем пейзажного жанра в графике был также И. Н. Павлов (1872 – 1951).
Берясь за кисть, карандаш или резец гравера, художник всегда имеет определенную цель. Массовый поворот художников к современности дает свои результаты. Ив.
1922). Ею увлекаются Кипренский, Орловский, Венецианов, позднее Перов, Шишкин, Вл. Разумеется, станковая графика не лишена вообще назначения.
1890). Создателями его являются эстонские художники, мастера гравюры Р. Кальо, А. Кээренд, Л. Энносаар, акварелист К. Бурман (младший), графики Латвии – А. Юнкер, Литвы – Н. Кузминскис и другие. была исполнена Пророковым как иллюстрационная к книге памфлетов и очерков об Америке.
В них обычно были сценки уличной жизни, пейзажи, отдельные портретные листы. Этот лист, как и следующий рисунок В стационар – наиболее сильные, наполненные чувством. Сапожник, склонившийся над работой, прачка, бабушка с внуками в вечерней тесной невзрачной комнатке, стройный силуэт кружевницы на фоне легкой ткани с затейливым узором, очевидно связанной ею же, - таковы первые произведения Соколова (илл.
В работах такого типа много было бесхитростного и честного стремления авторов возможно точнее и полнее рассказать зрителю о новостройках и заводах. Недолгий период заграничного пенсионерства был прерван первой мировой войной. Но страстность авторского отношения к жизни здесь уже сказывается в полной мере.
Рейндорф родился в 1889 году в Петербурге. Одной из таких вещей была серия Н. А. Пономарева (род. 20).
И не без основания. Их фигуры, которые обычно видны как бы сверху, резко выделяются на фоне снежных улиц. Своеобразная острота, забавность отличают положения изображенные им.
Ее выразительность и своеобразие он чувствовал очень хорошо. В них было много добросовестности и труда и меньше творческой окрыленности. Работы Жукова приобрели известность еще до войны, когда им была исполнена серии иллюстраций к биографии К. Маркса.
И все же условия работы художников были сложными. Уважение к человеку – характерная черта его работ. Возвращаясь к ним, мы должны дополнить круг уже знакомых нам портретных работ произведениями Б. М. Кустодиева (1878 – 1927).
Но, кроме того, молодежь и очень индивидуальна в своем творчестве. Акварель – это живопись, которой тайно хотелось бы стать графикой.
Но и уже опытные художники также способствовали ему. Зоркие и сурово-правдивые, эти гравюры звучат как настоящая публицистика. Нежный и тонкий колорит придает выразительность рисункам. Во второй – пейзажной – серии задача документальная сознательно выдвинута на первый план, но и печаль окрашивает эти листы, рисующие тягостные разрушения прекрасных ансамблей пригородов Ленинграда.
Энтузиастом офорта был и Шишкин. И хотя среди произведений, созданных в результате этих поездок, было еще мало вещей высоких художественных достоинств, с этой работой в графику приходит новая свежая струя, дыхание большой жизни страны. Таковы некоторые достижения республиканских граверов и рисовальщиков. Со станковой живописью станковая графика имеет много общего.
И нередко сумма листов, названная художником серией, по существу ею не является. Все это хорошие образцы старинного пейзажа. 2).
Его наполненные болью, гневом и страданием листы никого не оставляют равнодушным. Историко-революционная тема начала свою жизнь в графике уже в начале 1920-х годов.
1910). 1916). Более вдумчиво охарактеризован человек труда в акварели С. М. Шор (род.
Многие из них продолжали работать над военными темами и после окончания войны. Свободная, непринужденная стать отличает и девушку-свекловичницу (1956) и делегаток далекого Тянь-Шаня, внимательно слушающих оратора (1960). Большие изменения вызвала она и в станковой графике.
Он красив по цвету и лаконизмом композиции, но главное обаяние его в образе женщины. Вл.
Одним из крупнейших его мастеров являлась А. П. Остроумова-Лебедева (1871 – 1955). Руины и Возрождение, но в основном содержал лишь горестные картины руин – разрушений, причиненных Петрограду военной разрухой. И действительно, среди них нередки значительные и очень красивые по исполнению вещи.
Марсово поле. Одним из первых Купреянов посвятил свои вещи революции и его ксилографии Броневик (1918) и Крейсер Аврора (1923), несколько нарочитые в своей подчеркнутой угловатости или быстром движении линий, несли в себе частицу подлинного душевного подъема, живой отклик на события Октября. Контрасты черного и белого цветов рождают яркую беспокойную гамму гравюр. И тяга к новым, не испытанным еще художественным формам также оказывается общей для них. Первый альбом Beрейского Русские художники был выпущен в 1922 году.
К станковой графике обращается в годы войны и В. А. Фаворский (род. 3). Наиболее характерны в этом отношении его листы В жаркие дни августа (1955). Художник покинул Ханко с последними отрядами моряков.
Грандиозно и внушительно зрелище строительства у Кравченко. И в других русских городах – Костроме, Угличе, Рязани, Торжке – Павлова привлекает старинная архитектура.
В 1930-х годах новые моменты в развитии графики ощущаются очень сильно. 1886). Что же нового появляется в портрете и пейзаже 1930-х годов. Пейзажи, зарисовки солдат, жанровые сценки чередуются в его листах. Свыше 1000 произведений экспонировалось здесь из них около 340 составляли отдел графики (кроме сатирической).
Оно объединяет их произведения. Разумеется, не все в эстампе сейчас только успешно. вновь звучит для нас в этой серии советского художника. Серия Не забудем, не простим.
В их работах много пленительного мастерства, спокойного восхищения красотой мира. Пименов очень цельный художник.
Серия Вот она, Америка. окреп голос Пророкова-публициста. 1908).
С большой силой эти качества проявились и в Испанской серии рисунков ленинградца Ю. Н. Петрова (1904 – 1944). Не постепенно, с завязки начинается рассказ художника – он сразу потрясает нас высоким трагизмом рисунка Расстрел. Вдумчиво и бережно отношение художника к внутреннему миру его моделей. С 1918 года в течение ряда лет Верейский работал в отделе гравюр Эрмитажа.
Военному Ленинграду посвящено много работ и других художников. Его лист ярок, эмоционален, но он остается еще одиноким в графике этих лет.
Интересен исполненный им в 1921 году в акварели и карандаше портрет Ф. И. Шаляпина.
Работы Верейского и Родионова увели нас далеко от первых послереволюционных лет. В разностороннем творчестве эстонского художника Э. К. Окаса (род.
Вторым широко распространенным жанром в графике 1920-х годов был пейзаж. 14) выводит нас из быстрого ритма этих эпизодов. Казалось бы, образ этой девушки бу дет воплощением усталости и страдания.
1886), один из старейших советских художников, большой мастер гравюры на дереве. К различным гравюрным техникам неоднократно обращался И. Е. Репин. Это дало право их автору получить путевку в Высший художественно-технический институт (Вхутеин).
Сейчас в длинном ряде его работ отчетливо видны особенности его дарования. Его склонность к рисованию проявилась рано, еще в средней школе.
Никакие опасности и трудности не останавливали его. Его учителями были знаменитые русские художники С. Иванов, В. Серов, К. Коровин, А. Архипов. Есть и вещи, весь смысл которых исчерпывается их внешней декоративностью. Лист В. И. Ленин в подполье (илл.
7). Один из лучших среди них – лист, называющийся Отдых в пути.
1915), например, можно встретить и пейзажные листы и портрет и тематические вещи. Его мастерами являются В. Мироненко, А. Пащенко, Н. Родзин и другие.
С энтузиазмом отнеслись художники к этим новым для них заданиям. 15). Медленно движется по лестнице девушка с невыносимо тяжелым ведром.
Графика сегодняшнего дня сильно отличается от графики первого послевоенного десятилетия. Его искания декоративности в цветной литографии – одни из многих характерных ныне для эстампа. При этом ярко сказалось и различие дарований, склада образного мышления художников. Неподдельное изящество отличает рисунки Сойфертиса.
Спокойная, чуть созерцательная поэзия будней живет в этих листах. Этот расцвет связан прежде всего с притоком новых молодых сил в станковую гравюру. Вместе с тем в облике города художнице открываются и новые черты, а сдержанная эмоциональность ее листов порой сменяется и более бурным, порывистым чувством.
Однако постепенно количество их растет. Большой раздел ее составляет графика станковая – рисунки и гравюры исполненные самостоятельно, вне специального практического назначения. Художник А. Самохвалов (род. 12).
Но принесенные ими новые темы, увиденные художниками в жизни – на лесах новостроек, в цехах завода, - были для искусства графики большим завоеванием. 1897) Козловщица из серии Старые и новые квалификации Донбасса (1936 илл, 10). Так появилась его серия Дагестан (1959 – 1961), которая была для Цигаля большим шагом вперед.
и За мир. 1927), воспитанника Ленинградского художественно-педагогического училища (илл. Кравченко работал очень много. Видное место в графике военного времени принадлежит произведениям Л. В. Сойфертиса (род.
Столкновение черного и белого как бы удваивает силу каждого из этих цветов. Произнося имя Г. С. Верейского, мы часто тут же вспоминаем произведения М. С. Родионова (1885 – 1956) – художника, чье искусство было во многом внутренне близко Г. С. Верейскому. Эти суровые годы были временем боевого громкоголосого искусства плаката, агитационной монументальной скульптуры, нового искусства оформления массовых праздников.
Последнее относится не только к мастерам индустриального, но и обычного пейзажа. Но порой в их листах чувствуется и оттенок созерцательности. И везде, даже в самых трудных условиях и прямо на передовой художник много рисовал. Цикл гравюр, посвященных похоронам В. И. Ленина, выполненный в том же, 1924, году был горестным свидетельством очевидца, а ныне приобрел значение исторического произведения. Ноты активного отношения к жизни впервые отчетливо зазвучали в графическом пейзаже.
Многое в этой манере идет от скульптурного видения формы художником. Пахомову всегда особенно близки образы детей. 6).
Как представлял себе сам художник сюжет этого рисунка. В годы войны Шмаринов создает плакаты и станковые рисунки. Вспомним, например, ее акварель 1918 года Петроград. Во многом графика последних лет перекликается с живописью.
К произведениям Остроумовой-Лебедевой во многом близко по мироощущению и стилистически творчество В. Д. Фалилеева (1879 – 1948).
Впоследствии Жуков не оставлял своей работы над этой ответственной темой. Зачастую неправильная подготовка художников в вузах лишала их крепких основ профессионального мастерства и молодому графику многое приходилось наверстывать позднее. Завет чешского коммуниста Ю. Фучика Люди, будьте бдительны. Ведущим мастером графики в Киргизии является воспитанница Московского полиграфического института, много лет работающая в г. Фрунзе, Л. Ильина (род. Таковы герои поэмы Майрониса (1960 илл.
Портреты Эйнманна пленяют тонкостью графической манеры, чуждой внешних эффектов. 5). Характерной чертой графики стало появление большого количества зарисовок. В годы войны он участвовал в боях в Севастополе, Новороссийске, Одессе. Многого достиг в этом жанре эстонский художник Э. Эйнманн (род.
В серии Железнодорожные пути (1927) его быстрая кисть лист за листом наполняет гулким движением поездов и в торопливом ритме его слышится отзвук деловой жизни страны. К 1925 году относятся первые его листы изображающие московский завод Серп и молот.
А красота, подмеченная в обычном, всегда находит свои особенно близкие пути к сердцу зрителя. Рудный. Так, А В. Кокорин (род. 1911).
Одним из лучших рисунков этого цикла является лист Возвращение (илл. Но и общий уровень военной графики высок. Ленин, как это было ему свойственно, ходил по комнате, обдумывая тот огромный материал, который каждый день доставляла жизнь и в котором он должен был уловить самое главное, на что надо нацелить партию очередной статьей в Правде.
Дормидонтов (род. 13).
В технику черной акварели и угля художник также вносит большую живописность. Ее глубокое волнение внешне почти ничем не проявляется. Кравченко начал свой путь как художник, но в области рисунка и гравюры, к которой он обратился в годы Советской власти, его работа особенно интересна. Если ранее лишь Е. Е. Лансере, неутомимо изучавший природу и быт народов Кавказа, да Шиллинговский, рисовавший Армению, отступали от сложившейся московско-ленинградской традиции в пейзаже, теперь целая плеяда мастеров создает свои произведения вне ее тесных границ. В. И. Касиян (род.
По-прежнему тут было много индустриальных пейзажей. 19), ожидающие переправы у залива.
Юдовину свойственна обостренность чувств, трагические ноты властно звучат в его листах. Шмаринов (род.
Первая послевоенная серия Пророкова – В гоминдановском Китае была создана им на основе виденного на Дальнем Востоке сразу же после разгрома японских милитаристов. И основные направления работы – портрет и пейзаж (которым Верейский также немало занимался) и строгая красота манеры и вдумчивость в изучении натуры были общими у этих художников.
Хорошо переданы в литографии снежный простор реки, стынущий прозрачный зимний воздух. Так, например, И. И. Нивинский (1881 -1933), крупнейший мастер советского офорта, в альбоме Крым, вышедшем в 1925 году, артистично и легко, хотя и с оттенком созерцательности, передает повседневную праздничность прекрасной южной природы. В годы войны Богаткин лишь начинал творческую работу. Во-вторых, так как графический лист исполняется в целом быстрее, чем картина или скульптура (хотя от художника-графика требуется не менее душевных сил, таланта и мастерства), в нем сохраняется особая непосредственность общения с натурой, возможность живой фиксации ее. Много труда было вложено им и в создание серии рисунков В. И. Ленин.
Большой материал, накопленный в годы войны, не укладывался спокойно в архивы художников. А как много говорит здесь зрителю пейзаж. Это было событием, наложившим свой отпечаток на всю дальнейшую деятельность художницы.
Но новое, отличающее современный эстамп, чувствуется особенно ясно в вещах молодых. – приобретают большой размах, но и в новом содержании традиционных жанров портрета и пейзажа и в появлении значительных произведений художников союзных республик. Не сразу, постепенно раскрывается ему своеобразие и красота каждой графической техники – серебристая четкость рисунка графитным карандашом и бархатная чернота итальянского карандаша, точная беглость перовых рисунков тушью или чернилами, нежность пастели и сангины. В последние годы Ильина, несколько отойдя от книжной иллюстрации исполняет много станковых вещей и в частности пейзажную серию ксилографии Родные края (1957) и большую серию цветных линогравюр, посвященную женщине своей республики. 28). В акварели особенно нужен верный взгляд и быстрая точная рука.
Организованная по инициативе Серго Орджоникидзе и открытая в дни XVIII съезда партии, выставка широко охватывала жизнь Советской Страны. Он проявляется и в благородстве скромной и красивой палитры этой вещи. В течение всей своей жизни И. Соколов много работает и в области пейзажа. Необычайной для Остроумовой бурной эмоциональностью пронизана ксилография Смольный. Облик этой страны, увиденный художником, полон очарования: серо-голубое высокое небо, просторы спокойных вод, рисовые поля и цепочка сиреневых скал на горизонте, то видных отчетливо, то тающих в жемчужном мареве.
Едва ли не ведущим жанром в предреволюционной графике оказывается пейзаж. В его гравюрах люди кажутся особенно тесно связанными с родной природой, родным краем. Вьетнамская серия явилась во многом переломной для ее автора. И в книжной и в станковой графике работает и литовский художник В. Юркунас (род. Почти все крупнейшие художники прошлого были и большими мастерами рисунка и акварели. В 1940-е годы Фаворский создает листы Минин и Пожарский, Кутузов.
Она названа так по аналогии со станковой живописью, произведения которой художник создает на специальном станке – мольберте слово же графика произошло от греческого grapho (графо) – пишу, рисую.
В последовавших затем циклах рисунков Вот она, Америка. Существуют отдельные вершины в этой веренице произведений, отличающиеся особенным пластическим мастерством. Многие из них принадлежали мастерам книжной графики. Он учился и в Академии художеств в Ленинграде.
Вынужденная беглость отличала большинство таких работ. Маковский, Левитан и другие художники. Мастерами акварели и сейчас, как и в 1930-е годы, у нас являются прежде всего пейзажисты. Следующая страница альбома – На Неву за водой (илл.
Не сразу определился творческий профиль Остроумовой. В первые годы после революции облик станковой графики меняется мало. В Прибалтийских республиках пейзажная графика очень разнообразна. Художники изображают природу средней полосы России, Севера, Крыма, Кавказа, Среднюю Азию.
Цветная же ксилография была и вовсе забыта. 21), воспроизведенные им, такова и снискавшая симпатии многих зрителей маленькая колхозница – образ юности, шагающей по прекрасной земле, бесхитростно простой и задорный, ошеломляющий неповторимой цельностью чувств (Буду дояркой, 1960). Цигаль работал быстро, большие серии его листов появлялись почти на всех крупных выставках. Но основной областью его творчества стал пейзаж.
В его листах не случается никаких событий, лишь мчатся в безмолвии электропоезда и, вместе с тем, здесь происходит очень многое – вздымаются ввысь стальные фермы, поддерживающие провода, снопы света из окна поезда рвут густую ночную тьму, белые молнии дождя пересекают ее и облака ослепительной грудой громоздятся на черных небесах – идет жизнь, неповторимая, живая, почувствованная очень остро, в своем самом активном, напряженном состоянии. Особенно много рисунков и гравюр о войне было показано на выставках первых мирных лет. В графике все это в первую очередь относится к эстампу.
Обращение к Маяковскому было глубоко логическим в творчестве Пророкова. Существовали и такие студии, как, например, студия Кардовского, в которой художники проходили плодотворную школу реалистического рисунка и композиции. Быт в его листах обретает гневную силу политического разоблачения империализма. Однако учеба там мало что давала Пророкову и продолжалась она менее двух лет.
1918) Северный Вьетнам, созданная в 1957 году. С 1914 года стали появляться альбомы пейзажных гравюр И. Н. Павлова. Художник оперирует обобщенными формами, смелыми сочетаниями нескольких чистых тонов. Но и послевоенный период его деятельности плодотворен. Встречается здесь и мелкое бытописательство иллюстративность.
Но искусство Купреянова рано выходит и на просторы огромной страны. 17). Но в графике этих десятилетий существует и тенденция ухода от сложностей и противоречий социальной действительности. И весь образный строй его листов и манера исполнения подчинены этому чувству трагичности совершающегося.
Ощущение сложности современного мира с его острыми социальными противоречиями наполняет, например, листы нидерландской и итальянской серий путевых зарисовок Окаса, фундаментально исполненных им в различных гравюрных техниках. 1913). Порыв возмущения расковал силы, сплотил монолитную группу людей, сбрасывающих в воду танк. Это сдержанность сильного человека, не позволяющего себе взрыва чувств, минуты отчаяния.
Между этими двумя листами, как в рамке, проходят вереницей картины войны. обложку). Тишина небольшой уединенной комнаты полна напряжения большого труда.
Мы видим здесь полно представленную группу художников общества Мир искусства от основателей до второго его поколения. Прекрасные образцы этого искусства она изучала в различных собраниях во время своей поездки в Париж. Окраина, созданный 78-летним мастером в 1949 году. 8). В годы Великой Отечественной войны он работал фронтовым художником.