Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов. Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков. Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
Однако, в целом, женские платья этого периода были ближе к английским. Эта картина, видимо имела для художника особый смысл, так как он только что женился на прекрасной шес тнадцатилетней девушке (его первая жена умерла в 1б2б году). В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена. В большинстве случаев они были очень скромны, в отличие от кокетливых «юбочек» французских дворян. Так же как и знаменитое покрывало с крошечной шапочкой на лбу 151 «гойке» 151 эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку. Молодые женщины могли появляться на улице и без чепчика, пожилые носили его всегда.
Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Первое, что бросается в глаза, когда впервые попадаешь в Голландию, необычайно ухоженные, аккуратные дворики, притом не только у частных домиков, но и у больших многоквартирных домов. Она существовала в нескольких вариантах. Рембрандт и его творчество стоит особняком голландской живописи 17 века. В 50 151 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины из буржуазной среды.
В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и позже, даже в пору совершенного господства английских парков (например, четыре голландских сада у дворца в Гатчине, созданных при Павле I). В большинстве случаев они были очень скромны, в отличие от кокетливых «юбочек» французских дворян. Для них существует только долг. ». Его групповой портрет «Регентши богадельни в Харлеме» (илл. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивали его.
Что касается Фландрии, то все та мошнее искусство затмила могучая личность ве ликого живописца Питера Пауля Рубенса (1577— 1640). Он был глубже связан с традициями прошлого. 294).
Лейстер. Африканские негроиды: негрская, негрильская и бушменская малые расы. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).
Тем не менее Пуссен обернул это в свою пользу и «Рождение Вакха» представляет собой чистейшее воплощение художественного замысла в живописной форме. Однако впечатление со стязания художника со временем, конечно, оши бочно. Южные Нидерланды, носившие название Фландрии (сейчас эти провинции поделены между Францией и Бельгией), вскоре опять были взяты королевскими войсками но «Объединенные про винции» (сегодняшняя Голландия) обрели в ре зультате продолжительной борьбы свою автономию, которая была закреплена подписанием перемирия в 1609 году. В отличие от художников предыдущих эпох, он предпочитал разрабатывать свои картины в отношении света и цвета с самого начала (большинство его рисунков — это фигурные этюды или портретные эскизы). Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом». Иначе формировался костюм голландцев.
Исключение составляли военные. Почему де Латур был так быстро забыт. Постепенно все национальное забывается. Однако это состояние улетучилось в 1640-е годы. Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половины столетия.
Поворотным пунктом, возможно, стал его знаменитый групповой портрет известный под названием «Ночной дозор» (илл. Иначе формировался костюм голландцев. Вернувшись в Антверпен, Рубенс занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Они имели несколько покроев 151 с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без. илл. 20 — 30-е годы — время распространения французской одежды в большинстве стран Европы.
При создании офорта медная пластина покрывается смолой с целью образования стойкого к кислоте «фона», по которому иглой процарапывается композиция, об нажая металлическую поверхность. Монарх изображен в неофициальной обстановке и холст можно было бы назвать «спешенным конным портретом» — он не так строг, как парадные портреты, но едва ли менее величествен. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией.
Маль чик рос преданным католиком.
За восемь лет, проведенных на Юге, он осно вательно изучил античную скульптуру, шедевры Высокого Возрождения, а также творчество Кара ваджо и Аннибале Карраччи, осваивая итальянскую традицию более глубоко, чем кто-либо из северных художников до него. Тогда же возникают и национальные моды во Франции, Фландрии, в Германии и в Чехии. МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ Малые голландцы (голландское барокко) – группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). XVIII в. для осушения Васильевского острова и придания ему наибольшего сходства с Амстердамом, уже в 70-х гг. Уже в конце 50-х и начале 60-х годов в моду вошли рэйнграв.
илл. Причина проста: после 1б40-х годов во Франции господствовал классицизм. Матфея» (см.
Национальной частью женского костюма была верхняя домашняя одежда, прикрывавшая бедра, мягкой формы, не стеснявшая движения. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка. 191). Неширокие штаны закрывали колени.
Любовь к музыке была такой же национальной чертой нидерландцев, как и трудолюбие. Ван Дейк. Художник Франс Снейдерс (Snyders или Snijders), фламандский художник.
Их костюмы соединяли самые модные и самые старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса (рис. 3. 3, 3. 5). Центральный павильон выполнен в виде фронтона римского храма, а флигели выглядят как развернутые фланги сторон этого храма. Французское влияние сказывалось и в южных и в северных провинциях уже в 10-х годах. 193), де Латур разделяет с Геерт геном и его тяготение к упрощенным геометрическим формам. Обычно имеет небольшие размеры. того же века были полностью засыпаны. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу.
Реалисты по своей природе 151 Терборх, Метсю, Вермеер, де Хох 151 они больше всего интересовались повседневной жизнью, хотя, справедливости ради, необходимо помнить, что их современниками были и великие Рембрандт, Рубенс, ван Дейк и Хальс, творчество которых выходило далеко за эти рамки (рис. 1. 1, 1. 2). 296). 290). стр. 293) — настоящий шедевр. В 50 — 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины из буржуазной среды.
Это создает новые пропорции костюма. По масштабу и концепции картина героичнее любой другой север ной работы, но все же невозможно представить ее появление без «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена (см. 308), который Лево рассматривал как парадный вид дворца, вытянулся на огромное расстояние, но при отсутствии каких-либо вариаций архитектурных членений его решение, представляющее собой менее строгий вариант восточного фасада Лувра, кажется сегодня монотонным и нарушающим мас штаб всего ансамбля. В костюме Нидерландов главным декоративным элементом является кружево.
Оно используется на воротнике, манжетах, головных уборах и в других деталях костюма. Вот таким образом все усадебные постройки делились по назначению: на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии». Как и Яна Ван Эйка до него (см. 252), но в ней нет откровенной эротики.
Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. И эти занятия могли продолжаться до позднего вечера. «Милон Кротонский» (илл. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей.
Исключение составляли военные. Куазевокс подошел к барокко настолько близко, насколько позволял Лебрен. Они были для него наследниками библейского прошлого и терпеливы ми жертвами преследований.
И эти занятия могли продолжаться до позднего вечера. Семья вернулась в Антверпен уже после его кон чины, когда Питеру Паулю было десять лет. Такие «каноны» вместе с кружевными подвязками нередко стоили намного дороже, чем весь остальной костюм. Нидерланды приняли учение Кальвина об совершенном Божьем предопределении, его проповедь «мирского аскетизма» идеи демократизации церковной жизни, что, конечно, не могло не войти в противоречие с официальной католической религией, всемерно поддерживаемой испанским королем. Часто, как, например, в «Пасто ральном пейзаже» (илл. Еще не достигнув две надцатилетнего возраста, он стал любимым уче ником Рубенса.
287). На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры и соотнести их с сюжетом.
Эти качества у голландцев сформировались отчасти и в связи с тем, что на протяжении многих веков они должны были постоянно отвоевывать себе место на суше у наступавших морских вод. Также обязательно наличие каких-либо акцентов.
Отсюда и распространение двойных воротников 151 горгеру часто носили поверх отложного. Французы не любят называть эту художест венную манеру барочной. Академии художеств появились впервые в Италии.
Домашняя жизнь всех нидерландцев сложилась в некую систему уже давно и не было причин ее менять, тем более, что в тяжелые времена тоска о доме, столе, за которым в тепле и уюте собиралась семья, никогда не покидала тех, кому пришлось воевать. Хальс работал резкими мазками, каждый из которых настолько четок и различим как отдельное целое, что мы можем чуть ли не сосчитать общее количество «касаний» холста кистью.
илл. Де Латур. Этот женский костюм становится классическим в Голландии. В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого учился и Питер Пауль Рубенс.
Это бал своеобразный интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы. 300) Яна Стена (1625/26—1679) находится где-то посередине. Виртуозность не была для Хеды самоцелью: он напоминает нам, что все — суета сует. 298) Якоба ван Рей сдаля (1628/29—1682), крупнейшего голландского пейзажиста имеет откровенно воображаемый ха рактер. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).
286) Рубенса — художника, с творчеством которого Рембрандт соперничал. стр. На место чувственной красоты «Ослепления Самсона» теперь приходит скромный мир босых ног и ветхих одежд.
Основными особенностями голландского сада является его небольшой размер и ухоженность. Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым.
Одним из первых к этому опыту обратился Франс Хальс (1580/85—1666), великий хар-лемский портретист. XVII в. ) именно из голландского костюма пришли уже в начале века в общеевропейский костюм широкие отложные воротники. 301), то они ничего не делают, а лишь обмениваются взглядами. Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая баска закрывала бедра.
Во Фландрии, где родился, жил и творил знаменитый Рубенс, католиков было больше, чем в Голландии и чем сильнее становилась Франция, которая была рядом, тем больше сказывалось ее влияние на жизненный уклад этой части Нидерландов. Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру (картина «Гуляки»). стр. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. 291), в то время как его тяготение к «рассказу» идет от традиции Питера Брейгеля Старшего (ср.
Обе традиции соперничали друг с другом вплоть до конца периода романтизма, по очереди занимая ведущее положение, но ни одна из них так и не смогла добиться надолго ощутимого превосходства. 1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). Виртуозность Хальса была такова, что и имитировать ее было не так-то просто — не удивительно, что у него было мало последователей. Удивительно эффектны крупные броши, выполнявшиеся в виде букетов цветов или переплетенных ветвей, либо в виде всевозможных лент, завязанных бантом (рис. 3. 13). Дворец строился с перерывами более столетия по проекту архитектора Леско (см. Именно методом художника объясняется ощущае мое нами присутствие холодной, назойливой риторики в «Похищении сабинянок» из-за которой картина кажется нам столь чуждой, хотя мы не можем не восхититься ее строгой упорядочен ностью. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе — украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637).
Здесь, как и на картине Караваджо «При звание Св. Показательной для жанра является пьеса Кальдерона «Дама-привидение», где все весело ошибаются по поводу сущности и поведения друг друга. На протяжении всего XVII века платья на севере Нидерландов шили преимущественно из однотонных тканей. Преобладают прямоугольные формы, точно соразмерные повер хности картины в ней нет «дыр», нет неоформ ленного пустого пространства. Второе и третье из этих значений опи сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму».
Они создали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» 151 все части были увеличены и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Родился в Антверпене 19 мая 1593. Куазевокс стоит первым в длинном ряду знаменитых французских скульпторов. 289) мы видим короля стоящим возле его коня и двух конюших на фоне пейзажа. Волосы заплетали в косу и укладывали пучком на затылке. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой — плодовым растениям, третий — лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств.
В поздний период творчества Снейдерс писал также охотничьи сцены (Охота на оленя Диана после охотыи другие картины). Их соперничество продолжалось в каком-то смысле и позже.
304), относящейся к числу наиболее глубоких творений художника использована великая тема стоиков (Пуссен обращался к ней дважды в мо лодом возрасте), утверждавших, что смерти следует ждать даже в счастливейшем из миров. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой -- плодовым растениям, третий -- лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. 188). Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи.
Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое место. В принадлежащем ему бюсте Лебрена (илл. Фигуры людей, античных божеств, животных изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры сплетаются в картинах Рубенса в сложные композиции, то гармонически уравновешенные, то пронизанные буйной динамикой. В результате Голландия дала искусству поразительное разнооб разие мастеров и стилей. Строительство таких кораблей служило увеличению богатств Голландии. илл.
Не забыл он по приезде и о великих североитальянских предшественниках барокко. На картинах «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Молочница», «Девушка с жемчужным ожерельем», «Бокал вина», «Офицер и смеющаяся девушка» представлена одна и та же комната дома Вермеера.
Здесь проходило «деловое» утро хозяйки и «салонные вечера». Бесконечные натурные зарисовки свидетельст вуют о его необычайной наблюдательности. Следуя, в основном, французской моде, фламандцы сумели сделать свой костюм более динамичным и живописным.
На еду и напитки здесь сделан меньший упор, чем на предметы роскоши — хрустальные бокалы и серебряные блюда, контрастирующие формы, цвет и фактуры которых старательно обыгрываются художником. «Еврейское кладбище» (илл. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал". Неширокие штаны закрывали колени.
Офорт и сухая игла. Но этот проект Бернини разделил судьбу выполненных им проектов Лувра. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску.
25), так как художник сосредоточился на моменте перед тем, как письмо было открыто. Это название деревни, в переводе означающее «Овечий источник».
В основных чертах этот костюм сохранился до конца XVII века. Центральная, довольно узкая аллея соединяла между собой кабинеты, которые не были симметричны друг другу по тематике. Южные же земли (в том числе Фландрия) еще длительное время оставались под протекторатом Испании.
Отдельные фигуры, обычно женщины, заняты у него простыми, повседневными делами когда же их двое, как на картине «Любовное письмо» (илл. «Натюрморт» Виллема Класа Хеды (илл. 291), жизненная мощь и широта Рубенса сочетается с вниманием к «драматизму мгновения», которое, видимо, восходит к Каравад жо. Средняя и особенно мелкая сохраняет в одежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам«мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку, остроконечные шляпы.
илл. К интимным помещениям относились: столовая, спальни, библиотеки, кабинет. В композиции преобладают стихийные силы. Вермер. Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись — это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи вописи является изображение «намерений челове ческой души» (см. илл. Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого.
2б8). Наследие Лопе де Вега включает как комедии данного жанра «Собака на сене», «Учитель танцев», так народную драму «Фуэнте Овехуна». Новая нация состояла из купцов, фермеров и моряков, а ее религией был протестантизм. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Такое разностилье соответствовало вкусам самого короля.
С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. В нем сочетается конструктивная ясность с очень умеренной декоративностью. Кружево достаточно обильно применяется в наряде. 296) ощущается некоторое влияние роскошных портретов Тициана (сравн. Присутствие в натюрмортах типа «Vani- tas» драгоценностей, научных книг и предметов, аппелирующих к чувствам, создает двойственное отношение к теме.
Положение женшин в северных провинциях было иным, чем в южных. На картине «Туалет Венеры» (илл.
В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Leucothoл) с красноватым оттенком зеленой листвы, американская сирень (Ceanothus) с мелкими глянцевыми листьями – все это широко используется как в форме куста, так и на штамбе. Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов.
Итак, барокко 150 это стиль (стилевое направление) в европейском искусстве к XIV 150 середине VIII вв. Техника сухой иглы заключается в процарапывании композиции иглой прямо на медной доске, при этом по краям неглубокой бороздки остаются «барбы»-зазубрины (частицы металла, процарапанного иглой). Он был глубже связан с традициями прошлого. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу (картина Геррита Доу). 240).
308 видна только незначительная его часть). Женский костюм городской бедноты и крестьянства в первой половине XVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукавами (или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фартука и небольшого чепчика, плотно облегавшего голову. Французский художник Жан Антуан Ватто (1684-1721) был создателем типичного для рококо жанра, называемого «галантными празднествами».
Граф Флорис V распорядился о его постройке. Фламандцы увлекаются одеждой, повторяющей наряды французского короля-подростка, созданные в период, когда кардинал Мазарини запрещал Людовику XIV носить одежду из дорогих тканей с вышивкой золотом и драгоценными камнями. Лувр. Все большие окна зала смотрели на главную аллею усадьбы, на парадный двор.
Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви доизменяли его трактовку. Здесь развлекалась дворянка заполняя альбом, читала, рисовала, рукодельничала. Мужественность XVII в. 151 это и величественность осанки и галантное обращение с дамами. Подобно многим северянам, Клод изучил сельскую местность близ столицы (Кампанью) лучше любого итальянца и по-настоящему полюбил ее. 273, 274). Увлечение французской модой создавало большой разрыв между костюмами различных слоев.
Кстати, не исключено, что они и были заказчиками этих, по сути, карикатур. «Рассказ» Хеды, связь этих сгруппированных предметов с человеком выражены через разбитую рюмку, пол уочищенный лимон, перевернутое серебряное блюдо. (Сам Юпитер был воспитан лесными божествами см.
В то время замок выглядел приблизительно также, как и сейчас. Хальс. Версальский дворец. Больше всех для торжества классицизма в искусстве сделал Никола Пуссен (1593/94—1665).
Венецианские черты, которые проявились уже в начале творческого пути художника, были им сознательно подавлены. Самой богатой из вновь со зданных узких «специальностей» стал пейзаж, включавший в себя как точное изображение знакомых видов, так и творческое видение природы. Выписывался он целиком из Голландии или Англии (были модны). Насколько сильно было влияние этих библейских эпизодов на художника, видно по кар тине «Ослепление Самсона» (илл. На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади). Мода нидерландских мещан (за исключением упомянутой эксцентричности) сохранила достоинство и умеренность, что найдет свое продолжение в дальнейшем развитии моды. 301).
илл. Такое положение вещей в какой-то мере существовало и прежде (см. Становится модным все французское. Ее очаровательный «Мальчик играющий на флейте» (илл. Якоб Йорданс (Jacob Jordaens), 1593-1678 гг. ЗЮ) также повторяются общие черты бюста Людовика XIV изваянного Бернини. Эти различные жанры, как мы помним, зародились во второй половине XVI столетия (см.
309), который во многих отношениях напоминает Капеллу Корнаро (сравн. Посланный Филиппом II в Нидерланды герцог Альба установил здесь неслыханный террор. На приводимом нами примере позднего творчества (илл. Вот таким образом декольте оттеняли кружевом, легкими буфами из прозрачной ткани. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось.
Важнее всего для художни ка — быстрое воссоздание форм. илл. Живопись стала товаром и торговля картинами шла по законам спроса и предложения.
Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половины столетия. илл. Постепенно все национальное забывается. 280), хотя декори ровке поверхностей Лебрен уделял явно больше внимания, чем Бернини.
Зритель словно призывается в свидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позиций ортодоксальных кальвинистов. Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладала склонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству — тяга к пышной декоративности и красочности. Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Кудрявые французские парики всеобщего признания здесь не получили (рис. 3. 4). В отличие от своих предшественников, Вермер воспринимает действительность как мозаику цвет ных поверхностей или, может быть, точнее, пере нося реальность на холст, он превращает ее в мозаику.
Мастера ориентировались на широкие слои заказчиков. И тогда возникало желание выразить эту радость в красоте звуков, мелодий. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ. Но Рембрандт не пошел им навстречу и написал не то, чего от него ждали. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими». Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладала склонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству 151 тяга к пышной декоративности и красочности. 283)— Когда они окончательно сложились, началась небывалая прежде специализация.
Когда мы всматриваемся в «Любовное письмо», словно какая-то завеса ниспадает с глаз. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции. Подтверждением этой легенды может служить принятое позднее название броши-банта с подвеской – «брошь де Севинье». Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Они образуют ряд «внешних комнат» для роскошных празднеств и пышных представлений, которые так обожал Людовик XIV. Символичен был и парк, окружавший усадьбу.
В соответствии с этими теоретическими взгля дами писал Пуссен и «идеальные пейзажи», причем добиваясь весьма впечатляющих результатов, так как эти пейзажи были отмечены сдержанной кра сотой и осмысленным покоем. Искусство де Латура с его ясностью, уравновешенностью и сдержанностью можно было бы обозначить термином «классическое» — особенно при соотнесении с дру гими живописцами-караваджистами, но «класси цистом» он, конечно, не был. Война была несказанно тяжелой, доводя нидерландцев до такого состояния, что один из свидетелей результатов сражений флотилий в своих мемуарах написал: «Трудно найти другой пример такого терпеливого страдания, такого героического патриотизма и такой неумолимости к пленным врагам во время осады. » Этот страшный период, когда у осажденных кончилось продовольствие и голод погубил многих, закончился победой коренных жителей, заключивших с испанским королем в 1609 году перемирие, на деле означавшее государственную самостоятельность Северных Нидерлан-дов.
Классическая усадьба всегда отличалась продуманностью и символичностью. фламандский художник эпохи барокко.
Почти вся творческая жизнь этого художника также прошла в Риме. илл.
Хранителем традиций остается народ. Надо сказать, что французский военный костюм, которому подражали во многих европейских государствах, в Голландии тоже был популярен, однако претерпел некоторые существенные изменения — с него сняли многочисленные детали, что сделало его более удобным. 278).
Главное, что голландский и французский костюмы имели различное стилистическое решение. Средняя и особенно мелкая сохраняет в одежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам «мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку, остроконечные шляпы. того же века были полностью засыпаны.
Иосиф-плотник» (илл. Новое поколение стремится к роскоши. В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в виде буквы «С». Зал украшался очень пышно. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность изящество.
того же века были полностью засыпаны. Фигура, написанная Вуэ, смахивает и на Ио Корреджо (см.
244, 291). Умер Йорданс 18 октября 1678. По периметру сада размещают стриженую живую изгородь. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения.
Растения на штамбе крайне популярны. илл. В строительстве здания, которое было в конце концов завершено (илл. Это уравновешивает движение острых углов внутри силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки) (рис. 3. 7, 3. 9).
Сюда входила и новая система обучения художников в официально одобренном стиле. 282), но в полной мере его последствия проявились лишь после 1600 года. Пьер-Поль Пюже (1б20—1694) — наиболее талантливый и самый барочный из французских скульпторов XVII столетия — не пользовался успехом при дворе до смерти Кольбера, после которой влияние Лебрена пошло на убыль. С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (Карл I на охоте, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским, становится еще проще и строже. Мы рассматриваем «Любовное письмо» как перспективное «окно» и как плоскость, «поле», составленное из маленьких участков. Николая» (илл.
271). Повседневный мир начинает вдруг сверкать подобно алмазам, представ перед нами как никогда прекрасным. Однако, как обычно у Вермера, зритель не получает здесь окончательного ответа (см.
Колорит Ватто содержит новые цвета: серые, бледно-сиреневые и бледно-розовые.
Вот таким образом и сады голландского стиля были не показными, а носили скорее домашний характер. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. Их отличительной особенностью была форма передней части лифа со шнипом (на металлическом каркасе), заставлявшим держать корпус несколько откинутым назад. Его эпические полотна, таким образом, определяют масштаб и стиль живописи зрелого барокко.
Г олландия гордилась своей с трудом завоеван ной свободой. 241), однако Рембрандт подвергает себя анализу с такой же типично северной прямотой, какая отличает картину «Че ловек в красном тюрбане» Яна ван Эйка (см. 20 151 30-е годы 151 время распространения французской одежды в большинстве стран Европы.
Природные условия — море, песчаные дюны, островки зеленых лугов, каналы и реки — объективно способствовали развитию не земледелия, а городов, где основным населением становились коммерсанты и ремесленники. Тревожные предчувствия народа вскоре оправдались. Ян Вермер Делфтский родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами.
илл. 295). Хеда. Это уравновешивает движение острых углов внутри силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки).
Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Верхнее бархатное платье делали обычно черным, нижнее 151 светло-серым, светло-желтым, белым, голубым.
307), принимали участие все трое, хотя обычно считается, что основную роль сыграл Перро. 306) изображен сюжет, популярный в Венеции от Тициана до Веронезе.
Это решение имело далеко идущие последствия, так как конные статуи ус танавливались позже как символы королевской власти по всей Франции и по модели Бернини, если бы она была одобрена, создавались бы все эти памятники. илл. Кудрявые французские парики всеобщего признания здесь не получили.
Эти идеи не были новы.
Стен. Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра («Девушка с жемчужной серёжкой»). 287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы.
Деревьев в голландском саду обычно немного, но все они хорошо сформированы и ухожены. Северные художники обращались к теме «Сада любви» еще со времен придворного стиля интернациональной готики. Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV151 «король-солнце»151 высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Не исключено, что ее носили арминиане.
Оставалось закрыть квадратный двор с восточной стороны впечатляющим фасадом. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. В Нидерландах главным центром производства кружева является Фландрия. Редкие тюльпаны были в XVII в. в такой цене, что луковицы их могли быть обменены на роскошный экипаж, небольшое поместье в двенадцать акров или мельницу. Тюльпан был привезен в Европу Ожье Гизелином, послом Фердинанда I у Сулеймана Великолепного -- в 1554 г. В 1561 г. первые луковицы были привезены в Антверпен, который с 1630 г. -- центр финансовых спекуляций луковицами.
Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации («Веселье в семье художника»). В нем сочетается конструктивная ясность с очень умеренной декоративностью. Венецианцы, которые «чрезмерно увлекались» цветом, были рангом ниже, а фламандцы и голландцы — еще ниже. илл.
Стремление совместить идеал с жизненным правдоподобием (например «Даная»), предать факту возвышенный характер с помощью света (картина «Ночной дозор»), независимо от предметов и колорита существование света и тени («Флора», «Блудный сын»), глубочайший психологизм, переданный через крайнюю степень реалистичности, это особенно проявилось в его портретном творчестве («Портрет старика в красном»). Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое место. Лицо Лебрена, однако, отме чено реалистичной, тонкой передачей его харак тера, что было заслугой уже самого Куазевокса.
268—270). (Нередко художнику приходилось содержать гостиницу или же заводить небольшое собственное дело. ) Как бы там ни было, художники выживали — с меньшим благополучием, но в большей свободе. Продолжительное время у крестьян сохранялись два головных убора 151 барет и войлочная шляпа с плоской или остроконечной тульей. Композиции вермееровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное знаменитый вермееровский невесомый воздух, не имеющий аналогов. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.
Часто моделью служила жена художника Катарина Болнес. Верхние чулки (ба-де-ботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Настоящий вундеркинд, Ан тонис ван Дейк (1599—1641) был уникальным явпением среди художников.
На огромном холсте (первоначально он был еще больших размеров) изображена группа военных, заказавших этот портрет вскладчину. Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи – Летний сад и Петергоф – испытали также сильное воздействие французской садовой культуры, они остаются голландскими садами в своей основе и справедливо признать, что из голландских садов выросло русское садово-парковое искусство (хотя этот источник забыт и обычно такие сады именуют теперь французскими).
В картине «Рождение Вакха» (илл. Это было граничит с активными торговыми отношениями между Россией и Голландией, а также с участием голландских ландшафтных архитекторов в проектировании московских увеселительных садов. Дом расположен таким образом, что делит весь участок на две части. Вечнозеленый падуб зеленого цвета с добавлением желтого или серебристого, леукотое (лат. На протяжении всего XVII века новые веяния в Голландии прежде всего проявлялись в этом костюме, например, широкие штаны и рэйнграв в 50-х годах первыми начали носить именно военные.
Они находятся в безвре менном «натюрмортном» мире, который словно по грузился в состояние покоя под действием неве домых волшебных чар. С этого момента они стали называться Республикой Соединенных провинций или Голландией (по наименованию самой могущественной провинции).
Все больше встречается слегка завитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха. Основная цель усадебного строительства – это стремление создать «идеальный»уголок в строго регламентированном мире дворянского государства. Клод Лоррен.
Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсовской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником. В его работах проявляется противоречие между мыслителем и художником. Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду.
илл. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. После большого количества споров и ин триг Людовик XIV отверг все планы и передал право окончательного решения комитету, состав ленному из трех лиц: Луи Лево (1612—1670), при дворного архитектора, работавшего над проектом до этого придворного художника Шарля Лебрена а также Клода Перро (1613—1688), который был не профессиональным архитектором, а специалистом по античной архитектуре. Он создавал эскизы шпалер четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра. Особенности художественных традиций южных Нидерландов повлияли на ее восприятие. Особенности художественных традиций южных Нидерландов повлияли на ее восприятие. Тем не менее влияние Бернини ощущается в творчестве Антуана Куазевокса (1640— 1720) — одного из тех скульпторов, которые ра ботали в Версале под началом Лебрена.
стр. Примерно с 1280 года Мейдерслот владеет устьем реки Фехт. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей. Тем не менее своим успехом панно во многом обязано поразительному умению Рубенса соединять итальянские влияния с нидерландскими идеями, придавая им в процессе создания современное звучание.
илл. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Пуссен. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами151 своеобразными гамашами, которые шились в виде кулька и вверху (там, где они выглядывали из сапог) отделывали тонкими кружевами. В барокко отразились новые представления о единстве, безграничности и постоянной изменчивости мира, о его драматической сложности. Сохранялась и темная цветовая гамма, особенно много носили черного. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Ни один художник со времени Яна ван Эйка не отличался такой остротой видения. илл. Сейчас замок является часто посещаемым государственным музеем.
Несомненный шедевр Вермеера – «Девушка с жемчужной серьгой». Характерной его особенностью была простота. На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, – на подъёме, другой, поменьше – около носка). илл. Поток яркого света, льющегося в темную палатку имеет неприкрыто театральный характер и усили вает драматизм сцены до такого напряжения, ко торое делает ее сопоставимой с «Воздвижением креста» (см.
Зритель словно призывается в свидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позиций ортодоксальных кальвинистов. Аналогичным образом были классифицированы и сюжеты — от «исто рических» на самом верху (имелись в виду лите ратурные сюжеты, будь то классические, библей ские или мифологические) до натюрморта внизу. стр. 266). илл.
Так и внутренняя часть усадьбы делилась на парадную и интимную. Рис. Образный строй заимствуется час тично из книг символов, а также из других по пулярных изданий и эстампов, в которых господ ствующее этическое учение выражено как в тек стах, так и в иллюстрациях.
Особой строгостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Так, каналы, вырытые в 20 – 30-х гг. Характерной его особенностью была простота. Всю глубину чувств Рембрандта раскрывают его офорты — такие, например, как «Проповеду ющий Христос» (илл. В начале в усадьбе находился только один кабинет – «мужской».
Ван Рейсдаль. Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая баска закрывала бедра. стр.
77). Все очень довольны, кроме плохого мальчика слева, которому досталась лишь березовая палка.
Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения. Централизованное руководство искусством осущест вляли Кольбер и художник Шарль Лебрен (1б19— 1690), причем не только посредством власти ко шелька. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским, становится еще проще и строже. закрывающая шею, грудь.
Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Австралийские негроиды. Большие и малые ленивцыДеньги большие и малыеЕвропеоидная раса.
Искусство Голландии развивалось в двух областях 151 музыки и живописи. Тщательно пропи санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу и заимствованы из эллинистической скульптуры. В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция. удовольствий, как «Вакханалия» Тициана (см. Неустойчивая, угрожающе покачивающаяся пира мида из тел в типично барочной манере разрывает пределы рамы, создавая у зрителя ощущение со участия в этом действе. На фоне этого сдержанного, но художественно цельного костюма, одежда, подражающая французской 151 с обилием украшений, разнообразием цветовых сочетаний в мелком, но ненавязчивом рисунке 151 производит совсем другое впечатление, веселое, радостное. Верхние чулки (бадеботт) были отделаны только узкой кружевной полоской.
Затем форма опускается в кислоту, которая вытравляет линии в медной доске. 233, 273, 271). 297). Мебель – торжественная, в холодных тонах. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в. (в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др. ).
Шляпа с высокой конусообразной тульей и прямыми полями сохранялась в костюмах представителей этих профессий вплоть до 70-х годов. «Праздник Св. В женском костюме они имели множество интересных вариантов. Фигуры людей в натюрмортах Снейдерса чаще всего исполняли другие художники, в том числе Антонис ван Дейк и Якоб Йорданс.
Йорданс был хорошим декоратором. Пришедшие к королю крестьяне клянутся в верности монархии. Но когда ее директором в 1663 году стал Лебрен, он установил там строгое расписание обя зательных практических и теоретических занятий исходя из определенной системы «правил».
Нидерланды приняли учение Кальвина об совершенном Божьем предопределении, его проповедь «мирского аскетизма» идеи демократизации церковной жизни, что, конечно, не могло не войти в противоречие с официальной католической религией, всемерно поддерживаемой испанским королем. Термином «комедия плаща и шпаги» обозначается испанская бытовая комедии нравов XVII в. Название произошло от обязательных предметов театрального реквизита, необходимых для постановки. Ее диапазон простирается от драк в таверне до изысканных домашних ин терьеров.
Особой строгостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Новое поколение стремится к роскоши. Рубенс усвоил лучшие черты обоих миров.
Судья доносит королю Кастилии о том, что виновного найти не удалось. 287).
В таком контексте это слово может иметь три разных значения. С этой целью были основаны «художественные академии» по образцу академий гуманистов (само название «академия» происходит от названия рощи в Афинах, где Платон встречался со своими учениками). Искусство Голландии развивалось в двух областях — музыки и живописи. стр. В конце 18 века появляется «женский кабинет».
Так, каналы, вырытые в 2030-х гг. Хранителем традиций остается народ. Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие собрания Кладовая, Музей старинного искусства, Брюссель). Она существовала в нескольких вариантах. Сохранялась и темная цветовая гамма, особенно много носили черного.
И стоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими. Малые голландцы (голландское барроко) -- группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название).
Единственно значимой среди них стала Юдифь Лейстер (1609—1660). Самый изящный среди них — Жорж де Латур (1593-1652), оценить которого по заслугам смогли только двести лет спустя. Более того, эти символы обычно имеют множество значений. Любовь к музыке была такой же национальной чертой нидерландцев, как и трудолюбие. В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса.
Нужно сказать, что развитие кораблестроения, рост мануфактур и ремесленных мастерских в XVI веке в Нидерландах был настолько бурным, что к XVII столетию — это единственная страна в Европе, где городское население преобладало над сельским. На парадную и повседневную жизнь усадьбы. Замок Мейдерслот.
илл. стр. И тогда возникало желание выразить эту радость в красоте звуков, мелодий.
Кстати, не исключено, что они и были заказчиками этих, по сути, карикатур (рис. 1. 5, 1. 6). Хотя борьба возобновилась в 1621 году, независимость голландцев была ратифицирована Мюнстерским соглашением 1648 года, положившим конец Тридцатилетней войне. Они создали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» — все части были увеличены и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Как же произошло это изменение. Не исключено, что ее носили арминиане. Куазевокс.
Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами. илл. К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки151 сабо или ходили босиком.
Для них — это стиль Людовика XIV. Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивали его. Однако в его зрелом стиле, примером которого является картина «Веселый собутыльник» (илл. Вуэ. Цикл Медичи Рубенса (см. илл.
Контактные расы. Для них существует только долг. ». Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. Рубенс.
Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др. ). Они имели несколько покроев — с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без. В результате парковый фасад (илл. Главное, что голландский и французский костюмы имели различное стилистическое решение. Голландские сады еще больше подчеркивали характерный для барочных садов элемент иронии, шутливости, увеселительности.
311) – лучшая статуя Пюже — может быть сопоставлен с «Давидом» Бернини (см. Австрало-негроидная раса. ветхозаветные сюжеты в том же светском хрис тианском духе, какой отличал подход Караваджо к Новому Завету: он рассматривал их как прямые свидетельства общения Бога с Его человеческими творениями. Наконец, понятие «классический» пред полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер жанность.
БЮРГЕРСКИЙ ЖАНР Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами. Проект парка, созданный Андре Ле Нотром (1613—1700), отличается таким строгим соответствием плану дворца, что он как бы становится продолжением архитектурного пространства. Ничто не вечно на земле, как бы говорит нам художник: время, ветер и вода обращают в прах все — от хрупких творений человеческих рук до деревьев и скал. 215) вот таким образом вытравленная линия получается бархати стее, живее, чем при гравировании, — в ней сохра няется свойственная эскизу непосредственность.
И тем не менее, 1640-е годы были для Рембрандта периодом кризиса, внутренней неуверенности и внешних неприятностей. Его строительство было начато в 1669 году Лево, который в том же году умер, а затем перешло к Жюлю Ардуэну-Мансару (1646—1708), значительно увеличившему масштабы проекта с целью разме щения постоянно разраставшегося королевского двора. Женский кабинет отличала изящная обстановка, обилие мягкой мебели.
Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. Эту часть усадьбы отличало то, что функционировал он лишь в дни приемов. Скрытый символизм «позднеготической» жи вописи продолжает в новой форме жить в натюрмортах. «Воздвижение креста» (илл. Матфея» (см. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсов-ской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником.
В большинстве голландских барочных натюрмортов используется — открыто или неявно — тема Vanitas (тщетности, суетности всего земного): в них поощряется добродетель умеренности, бе режливости и трудолюбия путем убеждения зрителя в необходимости осознания краткости жизни, неизбежности смерти и преходящести всех земных наслаждений. Рембран дта отличало особое сочувствие к евреям, которые часто служили ему моделями. Все здесь связано единым ритмом кругового движения: небо и земля исторические лица и аллегорические персонажи, даже рисунок и живопись, так как Рубенс использовал подобные живописные эскизы при подготовке своих композиций. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник.
Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей. Его картина «Св. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты» : один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. Так же как и знаменитое покрывало с крошечной шапочкой на лбу — «гойке» — эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку.
Ми ровоззрение художника претерпело глубокое изме нение. Не мы ли, в таком случае, являемся ее возлюб ленным. 1. 3, 1. 4.
Становится модным все французское. Чувство драматизма было присуще Рубенсу в той же мере, как и Бернини.
Уже в конце 50-х и начале 60-х годов в моду вошли рэйнграв. На «Портрете Карла I на охоте» (илл. Композиции, посвященные банкету (или завт раку), с изображениями остатков пиршества имели подтекст, связанный с «Vanitas» почти с самого начала. Так возник обычай: в праздничный день, после окончания длительного обеда, в столовую приносили музыкальные инструменты, раскладывали их на обеденном столе и хозяйка предлагала всем заняться музыкой.
Извес тно также, что он первым среди художников начал писать эскизы с натуры маслом. 271) именно волшеб ная сила света придает всей сцене глубоко духов ный смысл. В живописи Рубенс тоже примирял, казалось бы, непримиримые противополож ности.
Пуссен имел не больше успеха, чем Бернини тридцать лет спустя (см. Выражение любопытства на лице служан ки говорит именно о таком шутливом интересе.
299) принадлежит к этому распространенному типу. илл. По иронии судьбы, «Туалет Венеры» был написан около 1640 года, почти одновременно с началом печально завершившегося пребывания Пуссена в Париже, куда он приехал по приглашению Людовика XIII.
Посланный Филиппом II в Нидерланды герцог Альба установил здесь неслыханный террор. Отсюда и распространение двойных воротников — горгеру часто носили поверх отложного. Пюже. Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
В раннем возрасте Симон Вуз (1590—1649) тоже жил в Риме, где возглавлял кружок фран цузских караваджистов. Если Пуссен развивал герои ческие качества «идеального пейзажа», то великий французский пейзажист Клод Лоррен (1600—1682) подчеркивал его идиллические мотивы. В 19 веке гостиная приобретает более мягки, теплый вид.
Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником. Строгая кальвинистская чувствительность выражалась в наставлениях вроде: «Дурак и его денежки скоро расстаются», которое проиллюстрировано цветами, раковинами и другими экзотическими предметами роскоши. Положение женщин в северных провинциях было иным, чем в южных.
Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн.