Я хочу познакомить читательниц с художником Джоном Уильямом Годвардом, который воспевал женскую красоту, любил изображать женщин в одежде эпохи древнего Рима. Годвард жил в студии на Монти Париоли возле главного входа в сад Виллы Боргезе. Джон Уильям Годвард (англ. Джон Уильям Годвард (англ. John William Godward 9 августа 1861— 13 декабря 1922)— английский художник неоклассицист и прерафаэлитист.
Вы можете приобрести репродукции картин художника Годварда Джона Уильяма маслом в интернет-магазине Твой Постер. В 1894 году Годвард приобрёл собственную просторную студию. В 1912 году Годвард покинул Англию и переехал жить в Рим. Джон Вильям Годвард родился 9 августа 1861 года в Уимблдоне, в респектабельной, обеспеченной викторианской семье.
Этот поступок настолько не понравился чете Годвардов, что они сожгли все его бумаги, не оставив ни одной фотографии Джона. Как и в случае с несколькими другими картинами, Годвард написал более одного варианта, в данном случае более ранний вариант (и менее известный) 1897 года. Джон Уильям Годвард – это крупный представитель английского неоклассицизма. Он был старшим из пяти детей Годвардов.
Джон Уильям Годвард (1861-1922) – английский художник-неоклассицист, причислявшийся к Мраморной школе, хотя его творчество в широком смысле больше соответствует викторианскому академизму. Джон Годвард родился 9 августа 1861 году в семье Джона Годварда (был инвестиционным клерком в страховой компании The Law Life Assurance Society в Лондоне) и Сары Эборолл. Постепенно неоклассицизм теряет свои главенствующие позиции в искусстве и критики не щадили полотна Джона Уильяма Годварда. Джон Вильям Годвард родился 9 августа 1861 года в Уимблдоне, в респектабельной, обеспеченной викторианской семье. Годвард занимался с Вонтнером по вечерам в течение 1879—1881 годов.
Годвард был старшим из пяти детей и назван в честь отца Джона и деда Уильяма. Властное отношение родителей привело Годварда к робости и затворничеству во взрослой жизни. Древнеримская тематика, которой увлекался художник была популярна в те времена, поэтому картины Годварда покупались, а его имя становилось известным. Джон Уильям Годвард (1861 — 1922) — английский художник, работавший в жанре неоклассицизма. Нет ни одной сохранившейся фотографии Годварда.
Джон Годвард— отец художника, родился в 1836 году и после женитьбы поселился в Баттерси этот городок на Темзе вошёл ныне в состав Лондона. Человеческие фигуры, особенно второстепенные детали, в частности, пальцы рук и ног, а также пейзажи заднего плана, на котором они располагались, удавались ему значительно хуже, Суонсон даже использовал термин «дилетантизм». По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St.
Объяснялось это тем, что Годварду превосходно удавалось цветовое решение картин, уверенно он передавал цветы и фактуру мрамора, драпировки (особенно игру мелких складок) и меховые шкуры. 3. Обычно он почти не делал поправок15. Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» « в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина. Древнеримская тематика художника была актуальна в то время, Британская империя, переживавшая в то время расцвет, равнялась на древнеримскую империю.
Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда. С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея».
Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом» ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства.
В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (410), который отвечал его эстетическим запросам. Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу. В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона— Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин» в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье3. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей11.
Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже. Он служил в страховой компании на Флит-стрит и благодаря выгодным вложениям в Северные железные дороги составил семейное состояние. В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона— Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин» в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье6.
Депрессия художника усиливалась. Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). Также Годвард говорил, что мир не был достаточно большим для него и Пикассо. Родился 9 августа в Лондоне в знатной и состоятельной семье.
В 1912 году Годвард отправляется в Рим. Картины Годварда покупали, его имя стало известным. К 1915 году производительность труда Годварда ещё более уменьшилась: к этому году относятся всего 5 картин. Главным источником по этой его поездке являлся альбом с зарисовками, которые фиксируют экспонаты Национального музея в Неаполе, а также часть переписки, ведшейся через Маклина. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде. Здоровье художника ухудшилось, у него развилась язвенная диспепсия из-за того, что он не уделял достаточное внимание своему питанию (Годвард брал в начале каждой недели горшок с рагу из говядины, потом питался этим рагу всю неделю).
Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии. С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея».
В каталоге выставки оно значилось под 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях9. «Воспоминание» относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. Единственный некролог увидел свет в начале 1923 года в журнале «The Connoisseur», в нём констатировалось, что с 1905 года Годвард перестал участвовать в британских выставках и был давно позабыт.
В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ. К диспепсии прибавились бессоница и депрессия.
По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs. По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом» ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку15. В каталоге выставки оно значилось под 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях6. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи12.
Джон Уильям Годвард (англ. John William Godward 9 августа 1861— 13 декабря 1922)— английский художник-неоклассицист. У Джона Годварда и его жены— урождённой Сары Эборолл— было пятеро детей. В 1887 году Годвард впервые показал свою работу «Желтый тюрбан» на выставке в Королевской Академии и получил благосклонные отзывы. Родственники были шокированы и чувствовали себя опозоренными.
С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим» до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом14. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность». Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился.
К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах. Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда8. Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса.
Однако у него появились постоянные почитатели, например, Мертон Рассел-Коутс, который в 1890-е годы приобрёл шесть его работ. По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St. Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». Отец стремился, чтобы его дети последовали по наследственной стезе страхового клерка, причём все сыновья, кроме старшего, преуспели в бизнесе. Своих моделей он предпочитал писать с натуры маслом, делая лишь предварительные эскизы.
Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти. В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме, характерно, что моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка. Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился8.
Характерно, что Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой12. Есть сведения, что на длительную поездку за границу Годварда подтолкнули строительные работы рядом с его домом в Челси— возводили футбольный стадион.
Как было принято в те времена, самоубийца был признан невменяемым. По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание».
Обычно он почти не делал поправок18. По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства.
В 1919 году он написал 5 картин. В каталоге выставки оно значилось под 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях. Мать художника после самоубийства сына уничтожила все его бумаги и фотографии. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства.
В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы и участвовал в отделке его дома. В мае 1905 года Годвард в последний раз участвовал в выставке Академии художеств по какой причине он перестал сотрудничать с Академией, неизвестно. К этому периоду относится его картина «Помпейский сад»— одно из последних его масштабных полотен. Жил он недалеко от Уимблдона.
Но его душа тянулась к живописи, которую его семья не воспринимала всерьез. Художник стремился участвовать в мероприятиях Академии художеств, представив на летней выставке 1896 года две картины.
Практически всех девушек художник нарядил в столу и лишь немногие одеты в тунику. «Воспоминание» относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. Как было принято в те времена, самоубийца был признан невменяемым14.
Джон Уильям Годвард (англ. John William Godward 9 августа 1861— 13 декабря 1922)— английский художник-неоклассицист. Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). Предметами его полотен были изображения женщин в греческом или древнеримском антураже, который мог быть мифологическим, литературным или историческим. Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился. Италия в начале ХХ века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой.
С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея». Присутствовали только ближайшие родственники самоубийцу похоронили по-христиански, церемонию провёл преподобный Рейнольдс, настоятель кладбищенской церкви. Был крещён в церкви Св. Вот только юноша, к не удовольствию семьи, увлекался живописью. Как было принято в те времена, самоубийца был признан невменяемым17.
Возрождение интереса к викторианскому классицизму началось в 1973 году, когда на аукционе «Сотбис» была распродана коллекция полотен Альма-Тадемы, собранная в предшествующее десятилетие продюсером Аленом Фунтом. Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство»11. В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся).
В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил14. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность».
Причин тому было несколько. В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам. Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался. Единственный некролог увидел свет в начале 1923 года в журнале «The Connoisseur», в нём констатировалось, что с 1905 года Годвард перестал участвовать в британских выставках и был давно позабыт.
Особую роль играла его римская резиденция, расположенная в Монте-Париоли, слева от входа в главный парк Виллы Боргезе. Сама она умерла в 1935 году в возрасте 100 лет. Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился. Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены.
Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. Тем не менее, выбор тематики (древней цивилизации по сравнению с, например, легендой о короле Артуре) викторианского неоклассицизма более правильный: однако, стоит заметить, что как и многие художники его времени, Годвард был «высоко викторианским мечтателем». Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда15.
Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». Иногда его причисляют к поздним прерафаэлитам. Был крещён в церкви Св.
В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил. Из-за невостребованности покончил с собой в 1922 году. Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах. По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs.
Своих моделей он предпочитал писать с натуры маслом, делая лишь предварительные эскизы. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин15. В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти изображавший древнеримские праздники. Луки и Изящных искусств. Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу.
Однако его душа лежала к живописи, семья же не воспринимала его занятия всерьез. Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. К этому периоду относится его картина «Помпейский сад»— одно из последних его масштабных полотен. О его лондонской жизни известно крайне мало. Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена».
В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся). Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда. Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года11. Италия в начале ХХ века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой.
В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы и участвовал в отделке его дома. По мнению Суонсона, если бы по-другому сложились культурные обстоятельства, Годвард мог бы реализоваться в рамках минимализма или формального абстракционизма15. Из родственников художника лишь сестра сохранила хорошее отношение к нему. Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда.
Объяснялось это тем, что Годварду превосходно удавалось цветовое решение картин, уверенно он передавал цветы и фактуру мрамора, драпировки (особенно игру мелких складок) и меховые шкуры. Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра. Подобно сэру Лоуренсу Альма-Тадеме, причисляется к «Мраморной школе», однако стиль его живописи не вполне соответствует канонам викторианского академизма. Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров9.
В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина. Немногие сохранившиеся наброски позволяют сделать заключение, что как художник Годвард был самоучкой или учился на неформальной основе его графика демонстрирует отсутствие «текучести», характерной для художников XIX века, прошедших академическую выучку. Луки и Изящных искусств. К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах. Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился.
Из-за невостребованности покончил с собой в 1922 году.
Начало нового века ознаменовалось падением интереса к академической живописи. Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже13. В 1904 году ушли из жизни тётка художника— Анна-Мария Годвард— и его отец. По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» of pretty bimbo women) и тем самым попадал в абсолютно безвыходную ситуацию.
В Риме Годвард вёл прежний— затворнический— образ жизни, вероятно, собственная живопись было единственным, что его вообще интересовало. Луки и Изящных искусств. Несмотря на скудные свидетельства известно, что после 1918 года Годвард ещё четырежды ездил в Англию, в том числе на похороны племянника— Уильяма Скотта, сына Нин, — и свадьбу своего брата в 1920 году.
Он с удовольствием создавал портреты итальянок, встречаемых им в Англии. Его мать не простила сыну такого опрометчивого поступка. Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода. Обычно он почти не делал поправок.
Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года. Годвард вынужден был разорвать отношения со своей семьей из-за непринятия родными его творческого пути. Возможно, он так и не получил систематического художественного образования.
Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок— её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы. Джон Уильям Годвард (1861-1922). Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса. Уже в детстве проявился его характер— ему были свойственны уступчивость и застенчивость, вот таким образом биограф— В. Суонсон — полагал, что, кроме рисования, он не слишком успевал в школьных предметах.
К этому периоду относится его картина «Помпейский сад»— одно из последних его масштабных полотен. Благодаря гравюрам Хансштегля известность художника достигла США. Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским. Жил он недалеко от Уимблдона.
Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. Во всяком случае это не было граничит с неодобрением его творчества, которое находилось в Британии на пике популярности.
Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. В этом отношении примечателен «Пейзаж с красным миндалём», на котором недописанным остался левый ствол цветущего дерева.
Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался11. Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена». В 1919 году он написал 5 картин. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей. Интерес к кругу Альма-Тадемы автоматически означал интерес и к творчеству Годварда. Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание». Тем не менее, в посвящённых ему трудах Годвард именовался членом Общества до самой своей кончины, хотя не выставлялся в нём с 1894 года.
К 1915 году производительность труда Годварда ещё более уменьшилась: к этому году относятся всего 5 картин. Объяснялось это тем, что Годварду превосходно удавалось цветовое решение картин, уверенно он передавал цветы и фактуру мрамора, драпировки (особенно игру мелких складок) и меховые шкуры. Возрождение интереса к викторианскому классицизму началось в 1973 году, когда на аукционе «Сотбис» была распродана коллекция полотен Альма-Тадемы, собранная в предшествующее десятилетие продюсером Аленом Фунтом. Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена».
Характерно, что Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой. В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз. Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. Родственники были шокированы и чувствовали себя опозоренными. Через них он познакомился с председателем Общества британских художников— Джеймсом Уистлером. Любимой страной художника с ранних лет была Италия.
Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года14. Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии. Его местом обитания стала небольшая студия на Монти Париоли. Годвард сформировался как художник к 30-летнему возрасту и в дальнейшем почти не прогрессировал в своей творческой манере, несмотря на некоторые жанровые и цветовые эксперименты.
На могиле Годварда установили простой каменный крест14. В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся). Названия отражают источник вдохновения Годварда в классической цивилизации, прежде всего в Древнем Риме (опять же сюжетная связь Годварда близка к Альма-Тадему художественно), хотя иногда встречается и Древняя Греция, обеспечивая, таким образом, художественную связь с Лейтоном, пусть и в более ограниченной степени.
Мог он обучаться и в Heatherleys School of Art в Челси, которую посещали с визитами такие знаменитые художники, как Лоуренс Альма-Тадема, Эдвард Пойнтер и другие. 6. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдовой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными. Подобно сэру Лоуренсу Альма-Тадеме, причисляется к «Мраморной школе»1, однако стиль его живописи не вполне соответствует канонам викторианского академизма.
Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. Он продолжал жить отшельником и абсолютно не заботился о себе, его родственница Айви Годвард вспоминала, что Джон Уильям готовил в начале каждой недели кастрюлю тушёной говядины, которой и питался до конца той же недели результатом стала язвенная болезнь13. Ещё 7 марта была устроена распродажа мебели на аукционе «Сотбис» (всего 13 лотов, видимо, там были и картины).
В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи— Томаса Маклина. «Воспоминание» относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. На могиле Годварда установили простой каменный крест17.
Марии в Баттерси 27 октября родители его принадлежали консервативной Высокой церкви. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин. Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы».
В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения6. Судя по статистическому справочнику 1876 года, семья Годвардов тогда жила уже в Уимблдоне. В 1882 году семейство Годвардов в очередной раз переехало в более просторный дом в Уимблдоне Джон Уильям жил там до переезда в Лондон в 1889 году5. В коммерческом отношении дела шли совсем неплохо: судя по письмам Маклина 1892 года, полотна Годварда покупались в среднем за сумму от 75 до 125 фунтов стерлингов. Ещё в Лондоне он, по описаниям, начинал работать, как только вставал утром и практически не прерывался до конца дня.
По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» of pretty bimbo women) и тем самым попадал в абсолютно безвыходную ситуацию12. Годвард, формально принадлежа классической школе избегал типичных для классицизма тем и торжественных многофигурных композиций, стиль его глубоко индивидуален, легко отделяется от всех его современников и именно вот таким образом должен изучаться историками искусства. Своих моделей он предпочитал писать с натуры маслом, делая лишь предварительные эскизы. С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим» до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом.
Италия в начале XX века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой. Художник был вынужден написать портрет деда и это единственный его мужской портрет8. Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда.
Художник оставил два завещания, чьи тексты были практически идентичными, однако было применено римское завещание января 1921 года, а фулэмское было формально отменено 10 марта 1923 года. В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ. О его лондонской жизни известно крайне мало.
Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти. В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи— Томаса Маклина. Тем не менее, на обороте картины «По голубому Ионическому морю» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства. Депрессия художника усиливалась.
В 1919 году он написал 5 картин. Художник был вынужден написать портрет деда и это единственный его мужской портрет11. В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения. Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода12. Депрессия художника усиливалась. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде.
Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда. Предки Годварда известны с XVIII века, причём старший сын в каждом поколении носил имя Джон они происходили из Бэлэма в графстве Суррей.
Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание». В творчестве Годварда и Рейнольдса-Стивенса много общих экзотических деталей, общим было в их живописи внимание к мельчайшим деталям обстановки, складкам одежды и проч. Он служил в страховой компании на Флит-стрит и благодаря выгодным вложениям в Северные железные дороги составил семейное состояние. Упрёки, вынесенные критиками «Кампаспе», справедливы для всего творчества Годварда18. Считается, что в Италию художник отправился из-за модели-итальянки. Он же опубликовал исследование его жизни и творчества, собрав все доступные источники.
По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. 3. Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима16. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде. Художник родился в обеспеченной семье в пригороде Лондона в 1861 году. Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским.
Человеческие фигуры, особенно второстепенные детали, в частности, пальцы рук и ног, а также пейзажи заднего плана, на котором они располагались, удавались ему значительно хуже, Суонсон даже использовал термин «дилетантизм». В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи— Томаса Маклина. Упрёки, вынесенные критиками «Кампаспе», справедливы для всего творчества Годварда. 13 декабря 1922 года 61-летний Годвард покончил с собой, отравившись газом.
Случай сподвиг его посетить в 1905 году страну своей мечты. Джон Уильям Годвард (John William Godward) – последний крупный представитель английского неоклассицизма. Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу.
Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» « в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». На рубеже 1890-х— 1900-х годов Годвард работал интенсивно, создавая в среднем 14—15 картин в год. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи.
Одиночество Годварда прогрессировало, он никогда не принимал у себя гостей и не устраивал салонов. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдовой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными. В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось. Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др. ), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии. Характерно, что Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой9. Английский художник Джон Годвард (1861-1922) один из тех, кого отсутствие признания его таланта свело в могилу. В своем саду он мог сочетать беседки и фонтаны, организуя удивительные пейзажи.
Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. Конфликт с близкими привел к тому, что Годвард перебрался в Челси, где снял в аренду дом. Марии в Баттерси 27 октября родители его принадлежали консервативной Высокой церкви3.
Годвард сформировался как художник к 30-летнему возрасту и в дальнейшем почти не прогрессировал в своей творческой манере, несмотря на некоторые жанровые и цветовые эксперименты. Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы»12. В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось. По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St. Лишь по этим чисто внешним признакам его картины можно отнести к так называемому «неогреческому стилю», самыми яркими представителями которого были Лоуренс Альма-Тадема и лорд Лейтон, в сравнении с лучшими полотнами которых работы Годварда выглядят вялыми и скучными.
Совершая все более частые поездки в Италию, Говард принимает решение переехать в Рим. По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства. В 1904 году ушли из жизни тётка художника— Анна-Мария Годвард— и его отец. Годвард жил на сломе 19 и 20 веков, очень много писал, получал деньги за свои картины, но 61 год своей жизни оставался изгоем в мире профессиональных художников того времени.
У Джона Годварда и его жены— урождённой Сары Эборолл— было пятеро детей5. Семейной традицией Годвардов было страхование именно эту профессию прочили старшему сыну. У Джона Годварда и его жены— урождённой Сары Эборолл— было пятеро детей2. Родственники были шокированы и чувствовали себя опозоренными. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание».
Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров6. Возможно, он так и не получил систематического художественного образования. На могиле Годварда установили простой каменный крест. Позднее он обучался в Клэпхэмской школе искусств.
Годвард считал Пикассо сумасшедшим, а его искусство – источником зла. Благодаря гравюрам Хансштегля известность художника достигла США.
Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде. В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения3.
Ещё 7 марта была устроена распродажа мебели на аукционе «Сотбис» (всего 13 лотов, видимо, там были и картины). Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок— её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы. Рядом погребены художники Генри Коул, Джеймс Годвин, Вэл Принсеп и Фредерик Сэндис. Рядом погребены художники Генри Коул, Джеймс Годвин, Вэл Принсеп и Фредерик Сэндис. Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда12. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин12.
По мере роста благосостояния, в 1866 году семья Годвардов в очередной раз переехала в более просторный дом в Фулэме, там они прожили по крайней мере до 1872 года. Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда11. Причиной стала не только огромная любовь к стране, но и любимая женщина. Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима13. Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти.
Критики не щадили Годварда, называя его клоном Альма-Тадема, педантом, художником пресного мира и томных женщин. По Суонсону, портрет демонстрирует внимание к психологии и тщательно отделан технически, но архаичен по стилю. Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии.
Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима. Незадолго до смерти он сказал, что человек не должен жить после 60-ти лет. Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» of pretty bimbo women) и тем самым попадал в абсолютно безвыходную ситуацию9.
Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским. В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось.
В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы и участвовал в отделке его дома. Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода9. Поскольку большая часть семейного архива была уничтожена, сложно судить, в каких предметах он успевал. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность». Благодаря гравюрам Хансштегля известность художника достигла США. В мае 1905 года Годвард в последний раз участвовал в выставке Академии художеств по какой причине он перестал сотрудничать с Академией, неизвестно.
В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти изображавший древнеримские праздники. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства.
Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров. По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. Жил он недалеко от Уимблдона.
Из-за невостребованности покончил с собой в 1922 году. Интерес к кругу Альма-Тадемы автоматически означал интерес и к творчеству Годварда.
Назвали его в честь отца и деда. Интерес к кругу Альма-Тадемы автоматически означал интерес и к творчеству Годварда. Он же опубликовал исследование его жизни и творчества, собрав все доступные источники. Был крещён в церкви Св.
Отчёт о дознании был опубликован в той же «Фулэмской газете». Немногие сохранившиеся наброски позволяют сделать заключение, что как художник Годвард был самоучкой или учился на неформальной основе его графика демонстрирует отсутствие «текучести», характерной для художников XIX века, прошедших академическую выучку18. Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство». В этом отношении примечателен «Пейзаж с красным миндалём», на котором недописанным остался левый ствол цветущего дерева. По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом» ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку12.
Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра11. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание». Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. Отчёт о дознании был опубликован в той же «Фулэмской газете». Однако среди его произведений также присутствуют полу и полностью обнаженные фигуры (ярким примером является In The Tepidarium (1913), название разделено с противоречивой картиной Альма-Тадема с такой же тематикой, которая находится в Lady Lever Art Gallery (Художественная галерея Леди Левер). В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам.
Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался8. Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы»9.
Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде. Упрёки, вынесенные критиками «Кампаспе», справедливы для всего творчества Годварда15. Художник стремился участвовать в мероприятиях Академии художеств, представив на летней выставке 1896 года две картины.
Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже16. Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др. ), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии. Художник был вынужден написать портрет деда и это единственный его мужской портрет. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдовой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи9.
Рядом погребены художники Генри Коул, Джеймс Годвин, Вэл Принсеп и Фредерик Сэндис. Ещё 7 марта была устроена распродажа мебели на аукционе «Сотбис» (всего 13 лотов, видимо, там были и картины). В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона— Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин» в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье.
Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде. В 1889 году он снял одноэтажный дом, а уже в 1894 году купил небольшую студию. По мнению Джозефа Майнора, только вернувшись в Лондон, Годвард понял, что британская художественная среда стала враждебной для него, а в свете новых тенденций в критике было невозможно получить оценку его творчеству. Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др. ), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии. Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены.
В 1905 году он посетил страну своей мечты. Возрождение интереса к викторианскому классицизму началось в 1973 году, когда на аукционе «Сотбис» была распродана коллекция полотен Альма-Тадемы, собранная в предшествующее десятилетие продюсером Аленом Фунтом. Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены. С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим» до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом11. Назвали его в честь отца и деда.
Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился5. Немногие сохранившиеся наброски позволяют сделать заключение, что как художник Годвард был самоучкой или учился на неформальной основе его графика демонстрирует отсутствие «текучести», характерной для художников XIX века, прошедших академическую выучку15. 6. Тем не менее, на обороте картины «По голубому Ионическому морю» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. Тем не менее, на обороте картины «По голубому Ионическому морю» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. Отчёт о дознании был опубликован в той же «Фулэмской газете». В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ.
В итоге Штроль-Ферн построил целый посёлок для художников, в котором студии возводились по индивидуальным заказам, причём одним из первых владельцев стал сам Арнольд Бёклин. По некоторым данным, он ездил в столицу Италии ещё в конце осени 1911 года, но окончательно обосновался там к июню 1912 года. В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам.
Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса. В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (410), который отвечал его эстетическим запросам. О его лондонской жизни известно крайне мало.
Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. Единственный некролог увидел свет в начале 1923 года в журнале «The Connoisseur», в нём констатировалось, что с 1905 года Годвард перестал участвовать в британских выставках и был давно позабыт. В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти изображавший древнеримские праздники. По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs. Он создавал прекрасные образы мира, который, нужно сказать, были романтически идеализированными и которые в случае как Годварда так и Алма-Тадема стали критиковать за мировоззрение «викторианцев в мантиях». В этом отношении примечателен «Пейзаж с красным миндалём», на котором недописанным остался левый ствол цветущего дерева. Присутствовали только ближайшие родственники самоубийцу похоронили по-христиански, церемонию провёл преподобный Рейнольдс, настоятель кладбищенской церкви.
Марии в Баттерси 27 октября родители его принадлежали консервативной Высокой церкви6. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей14. Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» « в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». Назвали его в честь отца и деда.
Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра14. В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме, характерно, что моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка15. Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок— её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы.
Он же опубликовал исследование его жизни и творчества, собрав все доступные источники. В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (410), который отвечал его эстетическим запросам. В 1904 году ушли из жизни тётка художника— Анна-Мария Годвард— и его отец.
В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз. Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». Человеческие фигуры, особенно второстепенные детали, в частности, пальцы рук и ног, а также пейзажи заднего плана, на котором они располагались, удавались ему значительно хуже, Суонсон даже использовал термин «дилетантизм». В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил17.
Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание». В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме, характерно, что моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка12.
Репин. Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство»14. В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз.