В рамках характерного для Ф. течения динамизма движение расслаивается на составляющие его элементы (у бегающих лошадей не четыре ноги, а двадцать и движения их треугольны – у Балла), в рамках симультанизма движение схватывается посредством организации картины с помощью так называемой линии силы, демонстрирующей проникновение движущихся объектов друг в друга (откроем фигуру, как окно и заключим в нее среду, в которой она живет – у Боччони). искусстве начинается тенденция последоват. Художники показывали нам предметы и люди размещались перед ними. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи. Поэт и художник, стоял у истоков русского футуризма. Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Конструктивизм Сельвинского, Луговского.
Участники движения призывали разрушать все нормы, правила, формы, выработанные предшествующими поколениями художников, «выбросить на свалку истории» не только отжившие традиции, но все художественное наследие без разбора. Но впечатляют же. вызывает у отд. История русского футуризма являла собой сложные взаимоотношения четырех основных группировок, каждая из которых считала себя выразительницей «истинного» футуризма и вела ожесточенную полемику с другими объединениями, оспаривая главенствующую роль в этом литературном течении.
В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль». эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф» (редактор — Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Поэзия русского футуризма была теснейшим образом связана с авангардизмом в живописи.
В лит. В период революц. с парохода современности» Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней». Пресса с жадностью следила за подвигами создателей нового искусства. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства». Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге к зауми.
обновлением поэтической лексики и синтаксиса, поиском новых интонационных средств и графических форм. ориг. Ф. она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. И, наконец, «ничевоков».
futurum– будущее букв. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело. Наши холсты, – писал он, – будут выражать пластич. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных.
Например, аналогия обычно приводится для конкретных вещей и явлений, вот таким образом основное слово – аналогичный, а аналогический – устаревшая форма (правда же, не звучит. ). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. сознания и организационного объединения различных худож. Отрицание традиционной культуры, ее худож. Балла, К. Карра, Л. Руссоло и др. Из числа футуристов «второго призыва» только Пастернак перерос литературное ученичество и превратился в крупного поэта.
Реализовать их они пытались достаточно простыми (если не сказать примитивными) приемами. Ф., отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. До того ж, бльш точним аналогом росйського -ческ в укранськй мов суфкс -ч. 5 000 статей о растительном и животном мире, о многообразии жизни на Земле. вкусу, Дохлая луна, Взял и др. С1911г.
В изобразительном искусстве русский футуризм не вылился в целостную художественную систему. Главным требованием этого футуристическою манифеста являлось провозглашение "Самоценною (самовитого) Слова". У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул». : долой любовь искусство, строй и религию. Неофутуристические урбанисты, архитекторы, дизайнеры и художники верят в города, высвобождающие эмоции, управляемые на основе экоэтических ценностей с внедрением новых материалов и технологий, чтобы обеспечить лучшее качество жизни для горожан. Родиной футуризма была Италия, а его «крестным отцом» – поэт Ф. Т. Маринетти. признаков наступающей индустриальной эры. будущее – авангардистское направление в европейском искусстве 10—20-х гг. В стихах футуристов очевидно стремление к примитивизации.
Будетлянство Хлебникова. В рез-те футуристам удалось достичь создания предельно напряженного динамич. Оно вошло в мир с желанием ниспровергать все идеалы. и электрич.
Например, эпический характер саг, эпичная (конкретная) сага. 3.
представителями Ф. в живописи. Маринетти хотел пробудить дух нац. группировок Ф. в России прекратил свое существование. Бурлюк.
Живопись во многом обогатила футуризм. Эго-футуризм Северянина. Сенсорика совр. В западных странах футуристическая архитектура эволюционировала сначала в стиль Арт-деко, направление Гуги и Высокотехнологичную архитектуру (High Tech Architecture) и, наконец, в нео-футуризм.
Футуристы воспевали новую эпоху высоких скоростей и стремительных темпов жизни. Его творением были также очки астрономического дизайна, ставшие прообразом модели под названием «Стрекоза» и головные уборы в виде шлемов. Наиболее заметные: кубофутуристы или поэты «Гилеи» (В. В области художественной техники Ф. сыграл большую роль в становлении абстракционизма (Выстрел из ружья и Динамические последовательности Балла, Сферическое распространение центробежного света Северини, более поздние Манифест абстрактной живописи Прамполини и идея всемирного Ф. ), авангарда новой волны, прежде всего искусства pop-art (Памятник бутылке Боччони, 1913 – как первый художественный прецедент деланья вещей) и синтетического искусства (концерт звуков большого города на базе комплексного шумопроизводителя Руссоло) и – отчасти – сюрреализма (Состояние души Боччони: Прощание, Те, кто остается и др. ). Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов.
Гончарова, К. С. подробнее: Маринетти). Они полностью отказывались от литературных традиций. И, наконец, «ничевоков».
После революции традиции футуризма развивали тифлисская группа «41о» (начало 1920-х А. Е. Крученых, Ильязд, И. Терентьев и др. ) и петроградская группа ОБЭРИУ (конец 1920-х А. И. Введенский, Н. А. Заболоцкий, Д. И. Время манифестируется футуристами как необходимое четвертое измерение худож. и поясняет: – это ядра. Футуризм (от латинского слова «futurum» – будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг.
Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Например, поэзия – истрепанная девка у Давида Бурлюка. Особенно прочные позиции занял футуризм в моде. футуристов антигуманистический характер: по утверждению итал. Авангардистское течение в литературе и искусстве 1910 – 1930-х гг.
Друг В. В. Маяковского. Про привлечение к себе внимания с помощью всевозможных скандалов уже говорилось. лат.
Национализм и шовинизм, бунтарско-анархич. с парохода современности»), а настоящее во имя будущего. В др.
«У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Начался с опубликования в париж. интеллектом.
В кубизме эта программа оборачивается эксплицитно объявленной войной против зрения (П. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин) – языковое экспериментирование (слова на свободе или заумь). Давид Бурлюк— основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Футуризм возник как литературное направление в России в 1910-1912 годах, почти в то же время, что и в Италии. Северин, Л. Руссоло и К. Кара. Рус.
При этом идея революции в искусстве связывалась с идеей «глобальной переделки мира». Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ. писателя ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика ф., автора «Манифестов итальянского футуризма», 1909—19), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слезы женщины.
систему лит. Имажинизм Есенина и Мариенгофа. Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии) их частые совместные выступления закрепляли название «Ф» за «левыми» течениями в живописи. Балла, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Словом, всем сиюминутным достижениям цивилизации, упоённой техническим прогрессом. Отрицание гармонии как принципа иск-ва присуще и футуристической скульптуре. Поэт мыслился футуристами бунтарем, революционером, сотворцом новой реальности.
силовых полей. Скоро понятия футурист и хулиган стали синонимами для умеренной публики тех лет. Руссоло. Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь.
Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, В. Каменский и др. Условно выделилось несколько группировок нового литературного течения. В русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Один из первых русских футуристов, с 1909 — член общества "Бубновый валет".
смысла звука. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Северини – гл. 1882 в Харькове) — художник и художественный критик.
практики в сферу самой жизни. И Карден не ошибся. Однако время от времени члены разных групп сближались или переходили из одной в другую. Позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Однако эта стратегия прекрасно срабатывала и во вполне материальных целях.
Стихи Б. помещались в сборниках: "Дохлая луна" (М., 1913) "Затычка" (Херсон, 1913) "Пощечина общественному вкусу" (СПб., 1913) "Требник троих" (М., 1913). Данные в статьях приводятся по состоянию на 2003 год. К. Карра в своем манифесте Живопись звуков, шумов, запахов (1912), доводя до логич. Футуризм– разновидность поэтического авангардизма в литературе модернизма.
Словарь живого великорусского языка В. И. Даля самый знаменитый русский толковый словарь. Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Цены варьировались от 25 копеек до 5 рублей 151 деньги по тем временам очень немалые.
Во мн. (Через несколько лет русский поэт-футурист В. Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю nihil"». ). Для их поэзии характерно анархическое бунтарство: они могли изменять слово, дробить его, создавать новые сочетания и смыслы. Отрицая подобную зависимость, Хлебников в письме Н. Бурлюку в 1914 году писал: "Нам незачем было прививаться извне, так как мы бросились в будущее от 1905 года (НХ, 368).
и Д. Д. Бурлюки, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, Вел. Хлебников, А. Е. Крученых, Е. Гуро. подлинное бытие – в противоположность видимой искусственной декорации в декоративном искусстве), эксперименты Р. Делоне в сфере моделирования реальности из элементов света, неопластицизм Мондриана как отрицание непосредственной пластики (идеи Платона – плоские) и т. п.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. В опубл. скульптурах-конструкциях к объединению пластич. Он содержит 100 000 статей и адресован самому широкому кругу читателей. Нео-футуризм возобновил свое существование в 2007 году после публикации Манифеста Неофутуристического Города, включенного в кандидатуру, представленную БМВ (Бюро международных выставок) и написанного инновационным дизайнером Вито Ди Бари (бывшим исполнительным директором ЮНЕСКО) для того, чтоб обрисовать видение города Милана во время Всемирной выставки в Милане 2015 года. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью.
В первом манифесте «Пощёчина общественному вкусу» призыв: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Татлин, П. Н. Наиболее радикальной и продуктивной оказалась первая из них.
футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. Особенно активно она действовала с 1910 по 1915 (сб. : Садок судей, Пощечина обществ. В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). 1909 Манифеста футуризма итал. См., например, словарь Ефремовой (можно брать и другие)-ичн- (ый)имена прилагательные, которые обозначают характерное свойство лица или предмета, названного мотивирующим словом (аналогичный, аристократичный, гармоничный, историчный, типичный и т. п. ). -ческ- (ий)имена прилагательные с общим значением свойственности типу или категории людей, которые названы мотивирующими словами (мировоззренческий, наслажденческий, поведенческий, просвещенческий, языковедческий и т. п. ). Обратите внимание: -ичн- свойственно КОНКРЕТНОМУ, -а ческ- – ТИПУ. Для каких-то слов прилагательные будут синонимами. живописцев У. Боччони, Дж. полях и силовых линиях. Мы тоже машины.
формы, цвета, движения и звука, Балла стал предтечей и кинетизма и позднейших синтетич. Это были Андрей Крученых, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. А предтечей кубофутуризма Маяковский назвал Чехова-урбаниста. На этой основе происходит историческое смыкание Ф. с фашизмом: с приходом к власти Муссолини Ф. становится официальной эстетической доктриной итальянского фашизма, эволюционируя от концептуального педалирования идеи агрессии (без агрессии нет шедевра – у Маринетти) и культивирования брутальных портретов Дуче в начальный период государственного развития фашизма – до концептуальных прокламаций социального оптимизма (одна лишь радость динамична – в псевдоромантическом манифесте Маринетти Новая футуристическая живопись, 1930) и культивации идиллических пасторалей в стиле неоклассицизма в период стабилизации фашистского правления. поля и силовые линии, развивая здесь на визуальном уровне живописные находки Ван Гога.
Автомобилю, поезду, электричеству, вокзалу футуристы посвящают свои поэмы и картины. Ее подписали известные поэты-футуристы. Но это не утопичный мир будущего — это мир настоящего с превнесенными в него новыми художественными средствами самовыражения и такими понятиями как энергетические поля, движение, техногенные звуки. Но нас там не будет. В своем творчестве итальянские футуристы пытались запечатлеть энергию, динамизм, «техницизм» современной цивилизации, сознание «человека толпы».
Стремясь в своих футуристич. Маринетти еще у истоков научно-технич. Но В. В. Каменский (годы жизни – 1884-1961) и В. Хлебников (годы жизни – 1885-1922) смогли в своем творчестве осуществить весьма интересные эксперименты с языком, которые плодотворно сказались на отечественной поэзии. России существовало несколько футуристич. Он был написан для молодых итальянских художников. Кирхнер).
Он одним из первых русских поэтов показал в своих стихах всю правду нового общества. Свою первую коллекцию от кутюр под названием «12 экспериментальных и негодных к носке моделей из современных материалов» Пако Рабанн представил на суд публики в феврале 1966 года: это были изделия из металла и пластика. В группе Центрифуга начинали свое творчество известные советские поэты Б. Л. Пастернак и Н. Н. Асеев. 1882, ум.
С 2006 года Пако Рабанн прекратил участие в показах моды. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. произведений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Бунт, 1911) и т. п. Балла, Дж. энц.
прозрачность бытия. в 1913 манифесте Искусство шумов Л. Руссоло, на много лет предваряя конкр. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Мы тоже механизмы (Северини). Бурлюк, Давид Давидович Род.
В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной петербургской «Гилей» (Д. живописи, подписанные У. Боччони, Дж. формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией психич.
Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. Но на самом деле оказалось что это немного не так. в процессе развития социалистического худож. Для повседневной носки эти вещи не годились, однако, некоторые изделия появились в гардеробах звезд кино и шоу-бизнеса, а самого дизайнера пригласили на должность художника по костюмам фантастического кино-хита «Барбарелла» (1968 г. ) Великолепные костюмы главной героини были признаны лучшими в истории кинематографа XX века. поэтом Ф. Т.
артефактов, как ассамбляж инсталляция, абстр. Познавательно. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. ансамблей красок и форм. История этого направления в России представляет собой сложные взаимоотношения между представителями четырех основных группировок из которых каждая считала, что именно она выражает истинный футуризм и ожесточенно полемизировала с другими, оспаривая главную роль.
Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Гл. Пикассо), в ходе которой исходная позиция бунта против вещей (как они есть) сменяется лозунгом слияния с вещью (какой она должна быть): уважайте объект у Пикассо.
отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак). Основоположник-теоретик – Маринетти классические представители: У. Боччони, Дж. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность. Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке».
futurum — будущее) — авангардистское течение в европ. 20 в. Наиболее полно был реализован в визуальных и словесных искусствах Италии и России. Хармс). Не случайно многие футуристы стали певцами революции. Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи»).
Подобно «старшим» футуристам, члены этих объединений экспериментировали с заумью или заумным языком, занимаясь «речетворчеством», т. е. гордости у своих соотечественников и ввести их на Олимп тогдашней европ. «будетлянство»– термин В. Хлебникова), художественное течение в европейском искусстве (поэзии и живописи) начала 20в.
В отличие от течений испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. того же года – Технический манифест футуристич. В поэзии разрушал даже естественный язык (слова «на свободе» или заумь). Экстер, участники выставок «Ослиный хвост», «Мишень», «Трамвай Б» – М. Ф. Идейно-эстетическая программа объединения футуристов излагалась и в ряде других манифестов: «Технический манифест футуристической живописи» (1910), «Манифест футуристической скульптуры» (1912), «Манифест футуристической архитектуры» (1914) и др. Зданевич и др., члены группы «Гилея» – В. Маяковский, Д. Д.
Для живо-писи характерны сдвиги, наплывы форм, многократное повторение мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Давид Бурлюк — основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея».
- одно из главных направлений в искусстве авангарда нач. аэроживопись). Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе. » – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. доктрины об энергетич. видов искусства.
Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум. В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг.
Они стремятся активизировать зрителя, как бы поместить его в центр своих работ и их динамизм перенести в психику зрителя. 1967. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. поля или состояния души передаются с помощью абстр.
Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. от лат. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, культивировал эс-тетику урбанизма и машинной индустрии. В совр. Да и пафос индустриализма футуристов немецких (группа "Ниланд"), динамизма англичан и французов (группы "Фортекс" и пароксисты) ничего общего не имел с эстетикой русских футуристов. Движение часто передается путем наложения последоват.
Свои картины они посвящали поезду, автомобилю, самолётам (см. В то же время, представители русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями ряд их приветствовал Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Некоторые футуристы прибегали к «зауми» истолковывая ее как расширение поэтических возможностей русского языка (Крученых, Хлебников). худож. Собственно и сам Ф. как некое целостное художественно-эстетич.
Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи кубизма и др. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой – красотой скорости». «Но в рассуждениях об этих художественных революционерах, - как справедливо отмечено А. Обуховой и Н. Алексеевым, - часто упускают очень важную вещь: многие из них были гениальными деятелями того, что сейчас называют «промоушн» и «паблик рилэйшнз». Статические формы кубизма футуристы наполнили динамикой движения и энергией силовых полей. Маринетти. Выступления футуристов сопровождались литературными скандалами, откровенным эпатажем.
Это М. И. Цветаева (1892-1941) и М. А. Волошин (1877-1932). революции впервые почувствовал и осознал, что новая техника меняет и человеч. лучащихся, динамически закручивающихся в пространстве цветоформ (или пластич. центрам Европы (Лондон, Берлин, Брюссель, Гамбург, Амстердам, Гаага, Франкфурт, Дрезден, Цюрих, Мюнхен, Вена). исканиям.
футуристов прошла в Париже в 1912 и затем проехала по всем худож. Бум, бумтарарх – разрыв снаряда. отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. В лучших работах футуристов (особенно Северини, Боччони, Балла) эти попытки привели к созданию высокохудож. странах Запада Ф. был представлен немногочисленными группами. В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки.
Но даже такие кумиры, как Александр Блок, не избежали обвинения в том, что «им нужна лишь дача на реке». Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Он включал в себя четыре основные группы: «Гилея» или кубофутуристы (Велимир Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лифшиц) «Ассоциация эгофутуристов» (И. Северянин, И. Игнатьев, К. Олимпов, В. Гнедов) «Мезонин поэзии» (В. Шершеневич, Р. Ивнев, С. Третьяков, Б. Лавренёв) и «Центрифуга» (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев). культуры ножом техницизма, урбанизма и новой науки.
Русский футуризм впервые заявил о себе в 1910 году после публикации первого футуристического сборника «Садок судей», в котором были напечатаны поэтические произведения Д. Бурлюка, В. Каменского, В. Хлебникова. Весьма отличался от своего западного варианта, уноследовав лишь заглавный пафос строителей «искусства будущего», противопоставляющих его искуству и культуре прошлого. ориентации, касающихся самых разных видов искусства и сторон человеч. Каменский – на достижения Некрасова и Кольцова.
Пастернак, Н. Асеев, С. Бобров и др., считавшие себя «умеренными» футуристами). Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества. принципы их худож. То же, что: эпический. Для каких-то прилагательных та или иная форма будет неграмотной. лампочек и т. п. ), стал предвестником поп-арта и таких типов совр. Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала.
Всем им свойственно притяжение к нонсенсам городской действительности, к словотворчеству. литературные объединения футуристов появляются в России. Малевич, К. М. Северянин высоко чтил А. К. Толстого, Жемчужникова, Фофанова, Мирру Лохвицкую.
Также содержит статьи о ведущих компаниях планеты. Однозначная ориентация на процессуальность движения при абстрагировании как от движущегося объекта, так и от направления и цели движения (движение и свет уничтожают материальность тел, согласно Манифесту) получает в Ф. ярко выраженную социальную аппликацию: аксиологический акцент делается на социальном движении как воплощающем – вне зависимости от своей направленности – обновление и, следовательно, прогресс (книга Карра Война – живопись, картины Боччони Драка, Руссоло Восстание, Карра Похороны анархиста Галле и др. ) – при абстрагировании от человека в контексте его совершенной личной ценности и частной жизни (идея Маринетти об индивиде как штифтике, обеспечивающем движение социальной мегамашины, – в противоположность концепции сильной личности выражающие – соответственно – эти идеи картины Северини Бронепоезд и Боччони Единственная форма).
культуре. В частности, у Ефремовой так и написано:эпичный прил. иск-ве 10—20-х гг. С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). В России возникло футуристич.
Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Проблемы единого стиля не существовало. Поэтические принципы Ф. : передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков).
войну, многие из них ушли воевать добровольцами и погибли. В Москве– школа кубофутуристов или «Гилея», которая объединила художников и поэтов, пытавшихся воплотить изобразительные принципы французских художников-кубистов и поэтические установки итальянских футуристов: Н. Д. У меня эти фразы ассоциировались с техникой будущего, с какими то внеземными технологиями. Футуристы были революционерами в искусстве.
Эстетическая концепция Ф. опирается на общекультурные идеи Маринетти о формировании новой цивилизации сращения человека с техникой (новый кентавр – человек на мотоцикле), о замене художественной программы психологизма программой выражения чувств и инстинктов металлов, камней, деревьев, о преодолении диктата логики, дискурса и языка над свободной ассоциативностью сознания и о великом смехе, который омолодит лицо мира (см. с парохода современности». Футуристами («будетлянами») называли себя члены петербургского «Союза молодежи» В. Е. Давид Давидович Бурлюк (р.
ассоциации и т. п. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Оба варианта правильны, но означают в современном языке чуть-чуть разное. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц первые издания сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И.
эмоций (стекла, дерева, картона, железа, кожи, конского волоса, одежды, зеркал, электрич. Футуристы отрицали правила грамматики, синтаксиса, разрушали привычные ритмы и рифмы. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро— наиболее известные имена. После Октябрьской революции рус. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909г.
1. Но, обо всем по порядку. Северини, Дж.
Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони – скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя. Футуристы стремились на всех уровнях изменить традиц. «Ага. Акмеисты, футуристы и представители других течений модернизма в своем творчестве и объединении были внутренне противоречивы.
первое издание «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. Валерий Брюсов в обзоре Год русской поэзии (1914 год) заметил, отмечая сознательную грубость стихов футуристов, что недостаточно бранить все, что вне своего кружка, для того, чтобы найти что-то новое. И первый футуристический манифест был направлен прежде всего против символистов. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б. Муссолини. Стремясь создать искусство будущего, декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из Гилеи, участников Ассоциации эгофутуристов, Мезонина поэзии, Центрифуги) отрицание традиционной культуры (наследия прошлого), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности.
Группа молодых талантливых художников из Милана, а затем из др. Эго-футуризм Северянина. объемов в скульптуре – напр., у Боччони). Самая значительная из группировок футуристов, названная впоследствии кубофутуризмом, объединяла различных поэтов серебряного века. Северянин, К. Олимпов, В. Гнедов и др. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. В итал.
И если для экспрессионизма характерен поиск мифологических первоэлементов мироздания (Э. Х. И. Г. Бурлюк, Давид Давидович — поэт и художник, примыкавший к футуризму (см. ). Для литературы – переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение совершенной автономности творчества. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси.
Первая значит, выставка итал. вызывает у отдельных футуристов желание запечатлеть эти процессы на полотне. Нольде, Ф. Марк, Э. Хаккель, П. Клее и др. ), то для кубизма – не только изучение структуры первичных объемов (Пикассо), но и целенаправленное моделирование реальности: орфизм Г. Аполлинера (как музыка Орфея обладала материальной силой и возвращала к жизни, так, по мысли Аполлинера, вдохновение художника способно созидать жизненное, т. е. Интимные чувства идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями» эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств силы, энергии, движения, скорости. А его стихи во всяких формах — как кроссворды или формулы.
Автор слова и основоположник направления— итальянский поэт Филиппо Маринетти (поэма «Красный сахар»). ФУТУРИЗМ (от лат. форма не должна кануть в лету из-за функциональности. газете Фигаро 20 февр.
futurum – будущее) авангардистское направление в европейском искусстве 1910-20-х гг., преимущественно в Италии и России. Толковый словарь содержит некоторое количество недостоверного материала (окказиональных слов), временами грешит против грамматики (например, приставка регулярно называется предлогом), но парадоксально точно передает как языковые реалии XIX века, так и выразительность доныне существующих говоров. Фyтypизм – литepaтypнo-xyдoжecтвeннoe тeчeниe в иcкyccтвe 1910-x гoдoв. 20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» Маринетти опубликовал «Манифест футуризма». В 1913г. Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, « 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915 и др. ), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета», декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму, «беспредметничеству», дадаизму.
Это направление возникло в 1910-1912 годах, одновременно с акмеизмом. Маринетти говорил: «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью». (Балла) и т. п.
скульптура. жизни вообще, выводя Ф. за пределы собственно худож. Не говоря уже о море талантов: Хабиас, Каменский, Шкловский, Зданевич, Кручёных. Статич.
пространства и реализуется с помощью симультанности изображения разновременных событий. 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апр. ОБЭРИУ Хармса, Введенского, Заболоцкого, Олейникова. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века. и проч.
Основоположником принято считать итальянского Поэт а Ф. Маринетти, опубликовавшего в 1909 г. манифест «Футуризм». лат. Италия представлялась им «громадным рынком древностей» и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». целое различные моменты внутр. переустройства мира. Будетлянство Хлебникова. выступали как поэты изысканной общедоступности), поэты объединения «Центрифуга» (Б.
Русский футуризм стремился к революционному преображению реальности, к разрушению старых норм и выступал за новаторство в области языка и стихотворной формы, за своего рода словотворчество: отрицал прошлое во имя настоящего («Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. Для завершения целостности образа делают соответствующий макияж и прическу. Вот где он, чисто русский футуризм: творчество ключом бьет, эпатажа — море, а большего и не нужноони ведь, футуристы эти, «университетов не кончали», потому о художественности особо и не говорим.
И хотя он никогда не был построен, Дворец Веселья (1961), преподнесенный архитектором проекта Седриком Прайсом как гигантская неофутуристическая машина, также оказал огромное влияние на других архитекторов, в частности, на создавших стиль хай-тек Ричарда Роджерса и Ренцо Пьяно, чей Центр Помпиду продолжил многие из идей Прайса. Однако бунтарские устремления футуристов, конечно, далеки были (возможно, за исключением В. Маяковского) от подлинной революционности, больше смыкаясь с анархо-нигилистическими настроениями. предела принцип синэстезии, утверждал, что ощущения всех этих непизуальных феноменов можно добиться с помощью абстр. проявилась тенденция сделать предметом иск-ва динамизм как таковой.
возникли группы «Центрифуга» (С. П. Бобров, Н. Н. Асеев, Б. Л. Пастернак и др. ) и «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, К. А. Большаков, С. М. Третьяков, Р. Ивнев и др. ), члены которых проявили себя эпигонами кубо– или эгофутуризма например, Асеев как поэт-футурист был настолько вторичной фигурой, что Маяковский называл его своим учеником. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать и их движение трехстороннее». Наприклад, творчий, мовознавчий, тощо. пространства. В ней они утверждали свое исключительное право на то, чтобы быть выразителями своей эпохи. Это течение претендовало на построение нового искусства 151 «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта.
ценностей, культ техники индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итал. С 1920 в эмиграции. Северини и др. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. культуры из провинциальной Италии. и проч.
Не случайно так близка оказалась футуристам идея революции с ее лозунгом: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья». Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. Шагал, А. А. Первый футуристич. Тему опубликованной в 1915 году (лишь в урезанной цензурой форме) поэмы Облако в штанах сам поэт определил в дальнейшем как 4 крика Долой.
фаз на одно изображение, как бы наложением ряда последоват. В нем он провозгласил создание новой культуры будущего и построения нового общества. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и нек-рыми формальными чертами перекликается с итал. Рус.
Для живописи (в Италии – У. Боччони, Дж. стиха, визуальной (графич. ) поэзии использования архаич., фольклорной и бытовой лексики и кончая беспредельным словотворчеством и словоновшеством – изобретением зауми. Северянин, К. К. Олимпов и др. стремились к созданию трудной игры слов), эгофутуристы (И.
Я б только вместо фото Пастернака (недолго он пробыл футуристом, скорее, дань моде отдавал, ведь он очень чутко чувствовал время и слово) разместила портрет В. Каменского — своеобразный товарищ: и писатель и летчик и агроном и изобретатель а «Танго с коровами» на обоях. период. В его стихах речь в самом деле заменялась непонятным, бессмысленным набором слов. Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства.
Они экспериментировали с языком, вводя авторские неологизмы. Ди Бари определил свое неофутуристическое видение как перекрестное опыление искусства, современных технологий и этических ценностей, которые объединены, чтобы создать всеобъемлюще высокое качество жизни он ссылается на Четвертый столп Теории устойчивого развития (ET: вообще их три – экономика, политика и экология, но Ди Бари сформировал Четвертый – культура) и сообщил, что название было вдохновлено докладом ООН Наше общее будущее. Жан-Луи Коэн определил Нео-футуризм как естественное следствие технологий, являющихся структурами, которые сегодня создают побочные продукты новых материалов с целью создания ранее невозможных форм. Этан Илфилд Мл. писал, что в современной неофутурстическойэстетике машина становится неотъемлемым элементом самого творческого процесса и генерирует появление художественных форм, которые были бы невозможны до появления компьютерных технологий. Определение Рейнера Банхема une architecture autre (другая архитектура) – это название для архитектуры, которая технологически превосходит все предыдущие виды архитектуры, но обладает выразительной формой, так как Банхем высказался о неофутуристическом компьютеризированном Плаг-ин-Сити, который был создан архитектурной группой Аркигрэм:. принцип: выведение творчества из сферы чистого искусства в жизнь участие искусства в создании нового мира, предельно технизированного, революционизированного на всех уровнях.
Лит. К концу 20-х гг. течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. Русский футуризм имел свою специфику. Упоенные новейшими достижениями техники, они стремились вырезать раковую опухоль традиц. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объемов приводило к модернистской деформации.
Наиболее известными приверженцами футуризма являются художники У. Боччони, Дж. Удар по эстетическому вкусу был лишь деталью общего намечавшегося удара по быту. Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Футуристы, конечно, были радикалами. Хлебников во многом опирался на опыт древнерусской литературы. манифесты и многочисл., часто скандальные обществ, выступления).
Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т. Ф. Маринетти Манифест футуризма. Крепкозадый буржуазно-мещанский быт, в который искусство прошлое и современное (символизм) входили, как прочные части, образующие устойчивый вкус безмятежного и беспечального, обеспеченного жития, - был основной твердыней, от которой оттолкнулся футуризм и на которую он обрушился. 11 февр. Они с восторгом встретили Первую мир. Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.
Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого. Подобно др. Стихи Маяковского, Хлебникова были буквально «прошиты» историко-культурными реминисценциями. Эгофутуризм И. Северянина (поэт И. В. Лотарев, годы жизни – 1887-1941) был одной из разновидностей этого направления. эксперимента, подготовит, этапа для других направлений в худож. Ларионов, Н. С.
В более позднем манифесте (сборник "Рыкающий Парнас") дан был иронический отзыв о В. Брюсове и акмеистах – "своре адамов с пробором" (Гумилев, Городецкий). Конструктивизм Сельвинского, Луговского. Именно с Ф. в европ. Он указал на то, что все якобы новшества этих поэтов мнимые.
кадров кинопленки на один. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. Энергетич.
Боччони, Карра, Руссоло, Балла и Северини разбрасывали в Милане листовки, текст которых вошел в историю как «Манифест футуристического художника». Он сразу же привлек к себе внимание художников и литераторов. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бенедикт Лившиц, Елена Гуро — наиболее известные имена. Эти группы продолжали идеи наиболее радикальных кубофутуристов, Хлебникова иКрученых. В 20-е гг. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Само название подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим.
Эстетизму символистической и в особенности акмеистической поэзии футуристы противопоставили подчеркнутую деэстетизацию. Но деньги зарабатывать умели. Но иногда члены разных групп переходили из одной в другую или сближались. Филонов, М. З. Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития.
Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира». Русским футуристам была глубоко чужда и враждебна империалистическая агрессивность Маринетти и его последователей. мы видим звук и хотим передать это видение зрителям. Кроме того, многие прославились как великие скандалисты. жизни человека – воспоминания, переживания, пластич. Провозглашались дерзость, бунт, любовь к опасностям.
В сочетании с ярым национализмом все это привело итал. отсюда их название «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т. п. «Жар исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти. Хлебников и определил национальный характер, русское лицо движения, которое в некоторых своих теоретических положениях совпадало с общественно-литературными течениями Запада. Футуризм— одно из течений авангардизма, породившего множество иных направлений и школ.
В творческой практике итал. движение завершился с началом этой войны. XX в. Сложился в Италии.
Это собрание русской лексики, относящейся, по преимуществу, к диалектам и профессиональным жаргонам, составленное дилетантом-самоучкой, который неоднократно призывал писать как говорим, ратовал за полное избавление русского языка от иноязычных заимствований. В их стихах соединялось высокое и низкое, торжественные интонации с «простым, как мычание». Отрицая всю сложившуюся систему капиталистических отношений, он провозглашал гуманистическую веру в человека в таких поэмах, как Флейта-позвоночник, Облако в штанах, Человек, Война и мир. Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне мы бросились в будущее от 1905 года» Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).
Их творчество направлено на разрушение, ниспровержение существующего. Я думаю у все на слуху сочетание «футуристическое будущее», «футуристический пейзаж». (лат. XX в. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры, особенно ее моральных и художественных ценностей, культивировал урбанизм — эстетику машинной индустрии и большого города, переплетение документального материала и фантастики. 11 февраля 1910г.
Сам Маринетти до 1943 опубликовал не менее 85 манифестов футуристич. выхода художника за пределы искусства. Футуристов предреволюц. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству.