Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, «новых диких» (1950-1960 гг. ), в российских «голубой розе» и «бубновом валете». Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, новых диких (1950-1960 гг. ), в российских голубой розе и бубновом валете.
Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Основным средством выражения фовисты избрали цвет.
Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. А. С.
Фовизм указывал на движение вперед. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось.
Лепка объёма, воссоздание пространства, воздушная линейная перспектива оттесняются у фовистов непосредственной эмоциональной выразительностью интенсивного красочного пятна, звучными декоративными цветовыми построениями, служащими прежде всего для выражения ярких, но не сложных эмоций художника. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Принцип выражения преобладает над изображением. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). Фовисты употребляли чистые и яркие тона, которые не воспроизводили натуральные краски природы, а напротив обостряли и усиливали их, придавая необычайную экспрессию и напряженность их произведениям. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж).
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Стремительные широкие мазки синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Родился в бедной многодетной семье.
Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Свою цель в искусстве лидер фовистов определил так: «Моя задача, как я думаю, в том, чтобы дать успокоение. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Русский авангард, немецкий экспрессионизм, французский сюрреализм— все это питалось идеями Матисса ивышло изего живописи. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. В экспрессионизме было много противоречий. Дополняет образ острота ритма.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. Дополняет образ – острота ритма. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне. Художник прожил очень долгую жизнь.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В. Б. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
«Ярисую неженщину, ярисую картину». На скале растут редкие деревья. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. В их полотнах преобладали чистые цвета. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». - (от французского fauve – дикий) течение во французской живописи начала XX века.
Нельзя не отметить увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью, а так же буддийской иконографией, которая учила в трактовке человеческого тела выбору чувственных поз. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания, четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. 1890-х – нач.
Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. «Откровение пришло комне сВостока». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».
Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало выразительности композиции. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Основные цветовые отношения и мотивы они брали из природы, хотя предельно усиливали и обостряли их, нередко используя цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Манген, К. ван Донген и другие. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Холст, масло. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Фовизм не имел четкой осознанной философской программы и был чисто эс-тетическим протестом против академизма в живописи.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. 1977, Giry M. Der Fauvismus.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Wuerzburg, 1981. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство».
Он умер в 1954 году. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. Но в любом случае, фомизм послужил фундаментом для дальнейшего строительства творческого мировоззрения каждого из художника и оставил заметный след в мировом изобразительном искусстве. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 1950-е — 1960-е г. движением Новые дикие. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XXвека. Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста».
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Предпочтение отдавалось пейзажам интерьерам, композициям с фигурами. Также к отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Смешение самых значимых достижений того времени, заимствование тех или иных приемов из разных стилей сделали это направление особенным и хорошо узнаваемым.
Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Не было и группы как таковой. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Ироническое прозвище "les fauves" ("дикие") было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 году в парижском "Салоне независимых" (А. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном.
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Они практически отказались от портрета.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника – передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Лидерами направления можно назватьАнри МатиссаиАндре Дерена. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Фовизм – название течения во французской живописи 1905-1907 гг., которое представляли Ж. Брак, М. Вламинк, А. Дерен, К. Ван Донген, Р. Дюфи, А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо.
Фовизм (отфр. fauve— дикий)— направление во французскойживописи концаXIX— началаXX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены наосеннем салоне 1905 года. Формы и объемы предметов были искажены. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в "примитивном" творчестве, средневековом и восточном искусстве. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Советский искусствовед М. В. Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Дополняет образ острота ритма. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). фр. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. В 1930 – 1940-е годы Брак писал натюрморты и композиции в интерьере иногда с музыкантами, натурщиками и художниками. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст.
Преобладающими жанрами стали натюрморты, простые, как вывески в продуктовых лавках, а также портреты, пейзажи, народные картинки, похожие на лубок. Фовизм (франц. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Одним из художественных течений, которые значительно обогатили культуру живописи двадцатого столетия, стал фовизм.
К тому моменту, ещё не ставший отцом фовизма Анри Матисс, прошедший путь подражания импрессионизму и пуантилизму, отдает предпочтение широким, чистым и экспрессивным мазкам и штрихам кисти. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Тема панно – танец. (фр. Картина Мориса де Вламинка Цирк, в котором автор явно пренебрегает законами перспективы, сводится к яркому цветовому пятну, в котором приблизительно обозначены через элементарные геометрические формы цирк-шапито и окружающие его здания.
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма.
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. В начале своего творчества главной темой его работ являются изображения морских гаваней и портов, а также портретная живопись. Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека.
Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: "Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски". P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Это было реакцией современников на поразившую ихэкзальтациюцвета, «дикую» выразительность красок. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Вот таким образом произведения художников данного направления вполне оправдывает название «дикие» Эстетические эмоции, «желание жизни» – вот основное содержание работ художников этого направления. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. от фр. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма.
движением «Новые дикие». Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Фовизм зародился в кон. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
Часто на их полотнах можно увидеть оранжевых людей, синее лицо, зеленое небо.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Она – в композиции моей картины. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач.
Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.
Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Дополняет образ острота ритма. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Для выражения своих идей фовисты не могли использовать все жанры живописи.
Но после 1907 года объединение распалось. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: Донателло среди диких. Очень распространены мотивы боли и крика.
Творчество художников "Бубнового валета" – явление крайне неординарное, яркое, специфически московское. движением «Новые дикие». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Краски палитры стали сдержаннее. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась.
Получив стипендию города Гавра, художник отправляется в Париж, где поступает на обучение в ателье Леона Бонна при Школе изящных искусств. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Рисовать Матисс начал довольно поздно.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Сами художники никогда не признавали этого эпитета.
Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма.
Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Упрощенные очертания. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французскийкритикЛуи Восельназвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Шел 1901 год, живопись начинает проявлять себя как нечто отдельное и независимое от объекта изображенного художником. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). 1900-х гг.
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Благодаря первому вего творчестве появляется марокканская тематика, характерные пейзажи, орнаментальность, второе несколько меняет технику живописца— он осваивает приемы иконописи.