По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками.
Любопытно, что на этой же выставке Кандинский иЯвленский, которые не были фовистами наряду с Матиссом и его французскими коллегами, также удостоились аналогичной критики. Никакой пространственной иллюзии, никакой воздушной перспективы. С формальной стороны они похожи, но по воздействию на зрителя имеют существенные расхождения, ведь экспрессионистическое полотно выражало собой духовный дискомфорт художника, либо его постоянно меняющиеся взрывные эмоции.
1900-х гг. Сделав цвет основным изобразительным средством и рассматривая цветные соотношения как основной элемент живописи, фовисты не стремились реально показать окружающую действитель-ность. Главной темой его работ в начале творчества были изображения портов и морских гаваней.
Дед и отец были капитанами дальнего плавания, эта же карьера была уготована и юному Отону. Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками. Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII).
Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. фр. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть).
Они буквально взрывались от света. 1890-х – нач.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Далёкие предшественники импрессионизма — уже художники Древней Греции и Рима, например, мастера т. н. «фаюмского портрета», I-IV в. в.
Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Другое название этой работы – "Десерт". Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневековогоискусства (витражи, романскоеискусство) ияпонской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованиюколористических возможностейживописи. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. Непосредственным толчком к появлению кубизма послужили две большие выставки Поля Сезанна — в 1904 и 1906 гг. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
Название принадлежит М. Ф. Ларионову, который имел ввиду негативную трактовку образа в духе старинного французского толкования игральной карты: "бубновый валет – мошенник, плут". Двое играют, трое слушают. Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы. Анри-Аншиль-Эмиль-Отон Фриез родился в 1879 году в Гавре.
Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих связей с увиденной действительностью. Друг и соратник Дерена, Морис де Вламинк, которого считают родоначальником экспрессионизма в среде фовистов, в своих пейзажах, натюрмортах и портретах вознес цвет до уровня самостоятельного изобразительного средства. Матисс разрабатывал декоративный стиль. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
В 1912 году он еще дважды ездил туда. Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Ван Гога и Гогена, которые помогли ему найти свой стиль. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям.
Переболев тифом, вынужден был оставить спорт, стал зарабатывать уроками музыки и игрой на скрипке в оркестре. фовизм возрождался в творчестве Новых диких («La Nouvelle Les Fauves). Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Его дед, служитель почты, увлекался коллекционированием гравюр Калло и литографий Домье. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Самых значительных результатов в этой области добился "классик фовизма" – Анри Матисс (1869—1954), который наиболее последовательно применял принципы фовизма в своем искусстве. К ним, например, можно отнести картину "Причудливое", 1930, навевающую космически – египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного ищущего, что было в мире искусства того времени. Но они не возникли сами по себе из ничего.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Дерен нарочито уменьшил количество цветов на своей палитре, оставляя лишь желтоватые, коричневые, серо-голубые и зеленые, чтобы уловить цветовую гамму этой выжженной солнцем местности.
А. С. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником.
Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве".
1912 «Старый мост в Кане», 1910). Это привело меня к работе красочными плоскостями — начался фовизм. Преимущество — живым цветам солнечного спектра. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ).
Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Пусть это будет даже чрево гигантского современного города. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Он был исключительно предусмотрителен и осторожен и не желал, чтобы его смешивали с бунтовщиками и безобразниками, которые то придумывают какой-то нелепый и вызывающий кубизм (который коробил Матисса), то пускаются на поиски неконтролируемых энергий подсознания и сюрреалистических дикостей. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Но готический стиль применялся не только в церковной архитектуре.
Вот это и есть стиль». Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии.
В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный).
Он как бы забывал о том, что он умеет. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Культурное, рациональное "я" должно было быть исключено и нейтрализовано. Вся композиция моей картины экспрессивно: занимаемые фигурами места, пустые пространства вокруг, пропорции – все играет свою роль. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей» и словечко «дикие (les fauves)» подхватил Матисс – неформальный лидер группы и так явление обрело свое имя, как новое направление в живописи – ФОВИЗМ. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Это была судьба.
Стена и стол объединяются в единую ровную поверхность. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. «Этого композиционного единства, которому подчинено все, даже формат полотна, я не добиваюсь сразу. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества.
Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. сом в более реалистической манере. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л.
Работа Дюфи по дизайну тканей для известного модельера П. Пуаре оказала заметное влияние на мир высокой моды того времени. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
движением «Новые дикие». Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Однако ощутимее всего в картине влияние старых мастеров, примитивистов сиенской школы. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой.
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. С начала 1920-х г. религиозная тематика становится преобладающей в живописи художника.
А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. fauve — дикий).
Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Затем он отбрасывал, стирал в своей памяти всю эту предварительную культурную работу и принимался рисовать и писать как бы в трансе, отрешаясь от сознательного контролирования своих средств. В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Возможно, тем самым они пытались уберечь от иных влияний то новое в собственном творчестве, что было предопределено извне и выстрадано в душе.
В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). В самом конце XIX— начале XX в. Матисс проявлял особый интерес к творчеству Сезанна.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Сложности тональных отношений стали казаться скучными в сравнении с интенсивными звучаниями «варварских» гармоний.
Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Царствует замедленное, неторопливое движение, почти покой. В живописи фовистов цвет стал не только основным выразительным, но и важным техническим элементом. На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо.
Фовизм (франц. Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. Следовательно, в битве между интеллектом и подсознанием всегда побеждают подсознательные инстинкты. Импрессионизм предпочитает свет, прикосновение, цветную вибрацию. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе.
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков. А этот ранний этап его развития позднее назвали сезанновским) Вслед за Пикассо Брак хотел вернуть в современную живопись то, что она утратила после импрессионизма, — ощущение плотности тел, наполненности объёма. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов).
В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. В точном смысле этого термина представителями движения были Моне, Ренуар, Сислей и Б. Моризо.
К ноябрю этого же года они расстаются. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом».
Нотр-Дам", 1910 "Солнце над Парижем", 1908). Импульсивности, хаотичности, наивности в картинах Матисса было с самого начала очень мало. Его инициаторами были студенты архитекторы Э. Кирхнер, Ф. Брейль, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуфф и др., объединившиеся в 1905 г. в Дрездене в группу «Мост». Фовисты увлекались также примитивом в самом широком значении этого слова: детские рисунки искусство народов Африки и Океании, Ближнего и Дальнего Востока, средневековое искусство.
Главное – добиться максимальной энергии красок. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". «Стиль — это постоянный переход от человека к действительности и обратно, вечное движение от субъективного к объективному и от объективного к субъективному, — говорил Дерен, — проникая в дух пейзажа, я выражаю свой собственный дух. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Наши современники называет Средневековье эпохой «окольцованной вечности», оставившей миру непреходящие культурные ценности. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Излюбленный мотив художника – виды Парижа, его мосты, набережные Сены.
Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Конкретная характеристика образов, даже их пол (хотя Матисс представляет танцующих женщин) для него не имеет значения зато телодвижения, позы неповторимо разнообразны. В Париже, «переболев» импрессионизмом, Фриез знакомится с Матиссом и Руо и с 1905 года становится приверженцем фовизма.
Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк.
" Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. художник напишет романтические виды ночного города, пронизываемые фосфоресцирующим светом ("Ночной Париж", 1937).
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. " Исследователи видят в них свидетельство его преклонения перед представителем «философии жизни» и интуитивизмаАнри Бергсоном, который утверждал, что – Действительность, творящаяся у нас на глазах, эстетична, она — произведение искусства, неизмеримо более богатое, чем шедевр величайшего художника. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм.
Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. Жорж два года учился у художника-витражиста, потом – в Академии изящных искусств у Гюстава Моро. Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Матисс высоко оценивал средневековое искусство иконопись.
Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Но – в динамике – парные картины разнятся. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Мазок не скрыт, наоборот, он акцентирован. движением Новые дикие. А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами.
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование.
От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру.
Доминика и Девы Марии. Обе плоскости ярко-красного цвета, украшены одним и тем же узором. Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка».
В дебютном 1905 году новый стиль вызвал шок и недоумение у арт-критиков и журналистов, однако коллекционеры и многие зрители были полны энтузиазма. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). Импрессионизм — двойная революция в живописи: в видении мира и в живописной технике.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Ироничное прозвище «диких» критика дала молодым живописцам, чьи картины, в несколько агрессивной цветовой гамме, были выставлены в парижском Осеннем салоне 1905 году.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг.
Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). Вот таким образом Матисс никоим образом не желает выступать в роли разрушителя.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Я мечтаю об искусстве равновесия, чистоты и строгости, лишенном запутанного и унылого сюжета искусстве, которое было бы для любого, будь он деловым человеком или писателем, чем-то успокаивающим, чем-то вроде хорошего кресла, в котором можно отдохнуть от физической усталости». Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Но после 1907 года объединение распалось. Уже сами названия картин Матисса 1905—1906 гг.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть.
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. В экспрессионизме было много противоречий. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Упрощенные очертания. 1902 "К городу", ок. 1903). В 1905г. «Гавань в Провансе» – Картина достаточно условна по своей манере.
В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). Влияние на развитие творчества Хеккеля оказала живопись мастеров XVI века, полотна голландца Лукаса Кранаха и одного из самых известных постимпрессионистов XIX века Поля Сезанна. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. в одном из залов парижского осеннего Салона были выставлены картины французских живописцев М. Вламинка, К. Ван Донгена, Ж. Брака, А. Дерена, А. Матисса, А. Ш. Мангена, А. Марке, Ж. Руо. Первую треть XX века называют периодом художественной революции. Творчество Гогена, П. Сезанна и Ж. Сёра — это уже реакция против импрессионизма.
1977, Giry M. Der Fauvismus. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Чаще всего фовизм рассматривают в качестве истока движения европейского экспрессионизма. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения, открытой французским химиком М. Э. Шеврёль цвета взаимодействуют, согласно закону дополнительных цветов цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
Фовизм указывал на движение вперед. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. "Окно". Сходство заключено в настороженном взгляде. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу.
Французский художник, график и театральный художник Рауль Дюфи выполнял великолеп-ные эскизы для гобеленов и декоративных панно его воздушные, праздничные холсты изобра-жавшие сцены скачек и парусных регат, были чистыми по цвету и беглыми по рисунку. Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». Средневековье сформировало особый тип личности. Панно "Музыка" подчинено совсем иному ритмическому строю.
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Его герои – проститутки, бездомные, паяцы, продажные судьи, со всей убедительностью показывающие уродство и деградацию человеческого общества, его лицемерие ("Проститутка", 1906 "Судьи", 1908). Принцип выражения преобладает над изображением. Ж. Брак стал кубистом.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Такую точку зрения Вламинка можно было объяснить тем, что он не получал, в отличие от Андре, классического художественного образования и даже никогда не был в Лувре. "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. движением «Новые дикие».
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Исчезают стул и обои. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Но сколь различно их размещение на полотне и заданный этим размещением ритм.
Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Все нарядно, звучно и декоративно, как в восточном ковре. Дерен как раз был одним из самых диких и буйных. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж".
Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Брак становится правоверным кубистом, близок к кубизму и Андре Дерен. Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг.
После осознания художником всей композиции, основываясь на своей художественной интуиции, нужно выбрать необходимые для работы краски. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Уголок природы. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
В 1950—1960-хгг. Лишь позднее некоторые из художников пытались как-то объяснить свою живописную агрессивность из-за которой они и получили прозвание диких.
Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ). Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Фриез, Ж. Брак, А. Ш. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters.
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост». Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Рука двигалась по бумаге или холсту безотчетно. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). движением «Новые дикие». fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельнояркого открытогоцвета. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям. Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк).
В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. «Красные рыбки» – приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличка тонов и контраст зеленого и красного, эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Деформации форм и пропорций, ориентация на необычные красочные сочетания цвета стали не просто допустимыми художественными приемами, а принципами первого авангардистского течения. «Откровение пришло комне сВостока».
В стиле импрессионизма писали Эдуард Мане, Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар, А. Сислей, К. Писсарро, Базиль, Моризо. Фовисты, как и импрессионисты, не занимались теорией. Фовизм был для нас, — говорил Дерен, — испытанием огнем.
Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства.
Практически в стороне от всяких течений оказывается Руо. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. На каждом из них представлены на сине-зеленом фоне пять красных фигур.
Горожане, победившие в борьбе с феодалами, становятся носителями социального и экономического прогресса. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия.
указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Вообще невозможно установить внешнее сходство, например изображения нижней части лица на четвертом рисунке и на отдельных. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Краски палитры стали сдержаннее.
Осень. Перемены в фовизме наметились в 1908 г. Многих представителей этого течения стал интересовать кубизм. Об этом говорят дошедшие до нас памятники средневековой культуры. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Двор замка", 1908).
На следующий день название нового течения замелькало в газетах. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся. В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников.
Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов — моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
Не было и группы как таковой. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.
Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг.
им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции. Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Творчество фовистов основывалось не на теоретической программе (вот таким образом оно не является художественным направлением), а на интуитивных устремлениях. Пейзаж Вламинка "Красные деревья" (1906) — программное для фовизма полотно.
Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Под влиянием живописи О. Ренуара Матисс увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане.
Однако родители Василия в будущем видели его юристом. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи. Выставленные на ней картины подлежали уничтожению.
Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Это уже не станковая картина, а декоративное панно. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. На картине "Красная комната" (1908) представлен десерт на столе, ставящая вазу с фруктами женщина, а также стул и висящая на стене картина.
Холст, масло. Примечательно, что фовизм просуществовал недолго, каждый из художников открывал далее собственные пути.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована. Разнообразные позы, не повторяющиеся, строго подчиненные ритмичному началу. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Сперва группа французских художников, среди которых выделялся Андре Матисс, объединилась на основе своего видения живописи. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». Жизнь его была на исходе.
Фигуры отделены друг от друга паузами. Wuerzburg, 1981. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». Излюбленной темой художника была женская модель. Мерцающие красочные массы в импрессионистических «снимках» потока реальности вызвали обеспокоенность художников.
Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Она – в композиции моей картины. Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей.
Фовистов так же привлекал Восток, почиталась японская ксилография с ее чистотой линий и ясностью колористических отношений. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы.
Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Стремясь к предельному обобщению формы, которая не предполагала светотеневых характеристик, художники мало интересовались воздушной средой и перспективой. Собственно говоря, живопись только начинается.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, вот таким образом вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества. Символом города становится собор, теряющий свои оборонительные функции. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев.
Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой".
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Оно отчетливо обозначает вторую, отличную от Матисса, тенденцию внутри этого течения. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Импрессионизм (фр.
Он писал портреты, обнаженную натуру, но главным его жанром был пейзаж. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. В построении скал, масс домов, деревьев чувствуется воздействие кубистических принципов. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Прекрасные образцы готического гражданского строительства сохранились в ряде западноевропейских городов: Флоренции, Брюгге, Генте, Брюсселе и др.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). (фр. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. В 1920-е гг. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
Фовизм (от фр. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Но того ничто не могло остановить. Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году.
О. Фриеза. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. В 1910 году Василий Кандинский создал акварель – хаотичное размещение красочных пятен и линий, ничего не изображающих и не обозначающих. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907 гг. ) сплотили тяготение к лапидарнымобразным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточномискусстве.
Советский искусствовед М. В. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Жорж Брак характеризовал свой фовистский период как экзальтацию цвета использование резких контрастов, жирных линий. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Характерный пример – картина Матисса «Красная комната», написанная художником в 1908 г. На картине изображена женщина, расставляющая на столе фрукты. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. Ж. Руо оставался вне всяких течений.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. В. Б. Повышенная светоносность (краски буквально взрывались от света, — писал впоследствии А. Дерен) и выразительностьцвета, отсутствие традиционнойсветотеневой моделировки, организация пространства только с помощьюцвета — характерные чертыфовизма.
Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции. Матисс усиливает и акцентирует цвет и предпочитает писать плоскостно. Около двух лет группа выступала совместно. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. В 1907 году Дерен, будучи уже достаточно известным художником, почти все его работы куплены, начинает потихоньку уставать от фовизма. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Свет становится принципиальным элементом их живописи.
Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. Кричащее «Я» художника вытесняет факт «изображение» заменяется «выражением». Это работает на создание цельности произведения, не разваливающегося на, условно говоря, уникальные формы. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп.
М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Р. Дюфи прославился как выдающийся мастер декоративно-прикладного искусства. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение.
Он снова преподает и развивает свои идеи. Таково значение находящейся слева картины: изумрудно-зеленое пятно травы оттеняет бруснично-красный цвет, четкий прямоугольник рамы подчеркивает игру арабеска и т. д. Написанное на большом холсте (в длину более 2 м), нарядное по цвету, полотно раскрывает великолепные возможности Матисса-декоратора.
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Стайны подружились с художником. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Краски становились патронами с порохом. Но весь этот набор обычных предметов увиден Матиссом по-новому. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Декоративными работами являются панно "Танец" и "Музыка" (1910), написанные Матиссом для украшения московского особняка Щукина. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Пусть это будет мансарда художника.
Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. Очень распространены мотивы боли и крика. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов). " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении).
Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. «Ярисую неженщину, ярисую картину». Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
Естественно, контурный рисунок, как и светотень, отсутствует у импрессионистов глубина не передаётся перспективой, но смягчением цветовых тонов. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Поверхность скатерти сливается с поверхностью стены.
Парижская "прекрасная эпоха", как принято называть 1900-е гг. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
от фр. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Она ни в коем случае не является отражением натуры, но вместе с тем вдохновлена ею. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной.
Ребята уже давно знали друг друга. Новое течение во французской живописи просуществовало недолго — с 1905 по 1907 год. То розовея, то набирая силу, алая краска течет и переливается. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А.
Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Как некая противостоящая сила этому метафизическому злу выступает образ Христа, мученика и страдальца ("Голова Христа", 1905). Жил Матисс в это время трудно.
В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной. стр. ).
Андре Дерен (1880-1954) родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. Одну из них произвело появление фовизма (от фр. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений».
Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Эта тема возникла не случайно — внутренний душевный разлад заставлял Мюллера искать покой в среде кочующих цыган. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них.
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Дополняет образ – острота ритма. Их картины отличаются повышенной светоносностью. Некоторые искусствоведы считают, что фовисты были в одном шаге от абстракционизма, но шага этого они не сделали, оставаясь в рамках своего метода. С женой Матисс виделся все реже и реже. Дополняет образ острота ритма.
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру. Фовизм зародился в кон.
Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду.
Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства.