В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
XX века. Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. На первый план в работах выходили цвет и специфика композиции. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Но после 1907 года объединение распалось. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Система такого обучения была очень строга и ориентировалась на знаковые события эпох.
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар.
Цветовые сочетания и мотивы для сюжета фовисты всегда брали из живой природы, но интерпретировались ими на холсте с предельным контрастом, крупными яркими (немного дикими) пятнами. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам: жёлтому, красному, синему, таким, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок.
Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. XIX— начала.
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось.
Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Это направление в живописи, которое появилось в 20 веке. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас».
Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). Дополняет образ острота ритма. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика.
Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Натюрморт – жанр, который основывается на изображении неодушевленных предметов. Очень большое внимание уделяется проработке деталей, фактур. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Художник прожил очень долгую жизнь.
Это натюрморт современного художника В. Нестеренко. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. Все они пошли своими путями в искусстве используя Фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Происходит отказ от перспективы и от игры света и тени. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31. В 1917 обосновался в Ницце. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte).
С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Слово интимизм, в переводе с латинского, означает (тайный, сокровенный искренний). В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Написанные небрежными мазками, эти картины создавали радостное, но обманчивое впечатление – будто бы они написаны легко, с первого раза, как результат счастливого и беспечного вдохновения.
Это направление живописи, которое возникло на рубеже 19-20 вв. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом. О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Для этого направления очень важную роль играют труды Зигмунда Фрейда о бессознательном. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США.
Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Художники изображают предметы плоскостно используя сочетания ярких чистых цветов. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45.
Если переводить это слово с разных языков, оно будет означать – Мёртвая природа или Неподвижная жизнь. В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Эти исследования помогли создать перспективу и объем в натюрмортах не только с помощью классических методов, но и путем мастерского использования цвета. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французскийкритик.
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. les fauves). Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
Совершил поездки в Италию (1907). Основной темой художников этого направления было изображение частной жизни людей. Фовизм (отфр. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. fauve— дикий)— направление во французскойживописи конца.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13. Его работы всегда отличались своей простотой и эмоциональностью. Будущий художник пришел в мир, который позже с такой любовью будет воспет им с помощью кисти и красок, перед самым наступлением Нового года – 31 декабря 1869 года в Като-Камбрези, что на севере Франции.
Марокко (1912, 1912-1913). Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов. Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Доминика и Девы Марии. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. движением «Новые дикие». К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину».
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. В мир искусства он внес существование вне реальности, во снах и грезах. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21.
1912 «Старый мост в Кане», 1910). Направление в искусстве, сформировавшееся к 1920-ым годам во Франции. В натюрморте, кроме неодушевленных вещей (кувшинов, столовых приборов, статуэток и др. ) так же могут использоваться одушевленные, но они уже оторваны от своей естественной среды и не считаются таковыми, например рыба на столе постановки или цветы, добавленные в букет. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
Этот жанр посвящен изображению предметов, объединенных в группу, сюжет. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). В 1927 получил премию Карнеги. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В 1897 познакомился с Писсарро. На скале растут редкие деревья. Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса).
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. В отличие от мастеров кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, оно основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
Фовизм можно сравнить с проявлением искусства в первобытные времена. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Матисс испытал сильное влияние исламского искусства, представленного на выставке в Мюнхене в 1911 году.
В 1908 опубликовал Заметки живописца". В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер. Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Великолепны, полны таинственного внутреннего света и его натюрморты, портреты позднего времени. Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»). Это было реакцией современников на поразившую ихэкзальтациюцвета, «дикую» выразительность красок. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
«Парижский танец» известен в трех вариантах. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». Для интимистов важным было детальное изображение интерьера, сочетание цвета и формы, люди же играли второстепенную роль.
Занятия живописью требуют времени и денег. Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Луи Восельназвал этих живописцев дикими зверями (фр. Он умер в 1954 году.
Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Излюбленной темой художника была женская модель. Второй излюбленный жанр художника, как ни странно, — солнечные марины (этим словом искусствоведы называют любое полотно на морскую тему) с разноцветными флажками и нарядными морячками. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств. Анализируя их, художники из своих снов извлекали различные образы, чувства и переносили их на полотна.
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Можно слышать различные мнения о деятельности первого русского императора, но в данном случае художник выражает своё мнение и это мнение выражено им очень убедительно. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Углы комнаты даёт другим цветом. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
.