В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников.
Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный.
Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». Дополняет образ острота ритма. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Доминика и Девы Марии.
Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. Матисс оставляет ответ двусмысленным, хотя нет никаких сомнений в напряженности между двоими. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Но к 1930-м годам он снова вернулся к изображению более плоских форм и цветов, которые были еще более упрощенными, чем прежде – "Розовая обнаженная" известный пример того. Но об этом уже сказано в других разделах.
Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. Родился в бедной многодетной семье. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности.
На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Колорит стал более насыщенным и светлым. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму.
Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Все люди на картине находятся в неподвижности. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года.
Манген, К. ван Донген и другие. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Ж. Помпиду, Париж). Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма.
Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Стремительные широкие мазки синего, оранжевого, розового цветов создают особую эмоциональную напряженность образов. Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном). Одним из таких исключений был знаменитый художник Анри Матисс. Дополняет образ – острота ритма.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи. Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла".
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет.
Ковёр на этой картине – реальный. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Импрессионизм, вокруг которого ещё вчера ломалось столько копий, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне традиционным, реалистическим искусством. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. В то же время, манера Матисса наносить краску на холст оказала огромное влияние на других художников. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера.
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. За это время в академии получили образование 100 студентов из числа соотечественников художника и иностранцев. Обучение в академии носило некоммерческий характер.
В ней он преподавал в 1908-1911 гг. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Основой их мировоззрения стало отрицание всяких норм и законов восприятия в живописи, вера в чистое искусство, преобладание инстинктов над интеллектом. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ».
Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном.
Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Чтобы передатьритмику танцабыли использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма».
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Ретроспективная выставка Сезанна в Осеннем салоне значительно повлияла на направление авангарда в Париже, что привело к появлению кубизма. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм» В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Тема панно — танец.
Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. Использует различные манеры письма. Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у Адольфа Бугро – мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
«Я очень люблю танец. Анри Матисс, описывая основные принципы нового направления, подчёркивал возвращение фовизма к красивым, чистым цветам, которые будоражат человеческие чувства вплоть до самых глубин. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Особенного внимания заслуживал его мазок. Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Исчезают стул и обои. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна.
Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Но после 1907 года объединение распалось. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899).
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Анри Матисс. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Но из всякого правила обязательно должны быть исключения, лишь подтверждающие это правило. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. На скале растут редкие деревья.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Даже творчество импрессионистов на фоне фовизма казалось вполне реалистическим, традиционным искусством. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, но они являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Одним из самых ярких представителей фовизма в России стал Марк Шагал, он внёс в этот стиль особый колорит и темперамент. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки.
Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года.
Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Он знакомился с художниками разных стран. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг. Ж. Помпиду). После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался.
Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. А. Матисс «Музыка» (1910).
У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Но довольно скоро Матисс отказался от использования техники пуантилизма в пользу широких, энергичных штрихов. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Другое название этой работы – «Десерт». fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Осенний Салон этого года был для Матисса провальным, также как и для других молодых авторов – Марке, Вламинка и Дерена сами художники, с подачи критика Вокселя, были названы «дикими» и это французское слово послужило появлению термина «фовизм», обозначившему с тех пор новое направление живописи. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
Речь идет о фовизме. les fauves). (Donatello parmi les fauves). В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). Так и случилось.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. Критик Луи Воксель при виде непривычной, шокирующе грубой живописи воскликнул: Донателло среди диких. Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. 260 х 389 см. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению.
Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов». Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Исповедание веры, которому Матисс отдался в это время: цвет не должен имитировать свет, но сам должен превращаться в источник света. Она – в композиции моей картины. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XXвека. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Изображаемые предметы они словно рвали на части, стремясь вызвать у зрителей потрясение, вернуть их к эмоциям, к инстинктам. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена.
В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Искусство стало отвлеченным.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Углы комнаты даёт другим цветом. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Дополняет образ острота ритма.
После осознания в 1910-е гг. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Не было и группы как таковой. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал». Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21.
В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения.
Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Стайны подружились с художником. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
Тема панно – танец. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves).
Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. манера письма и стиль художника сильно меняются.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. Пикассо.
Зачем. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Символика картины – в этом танце союз Земли и Неба.
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике.
Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом.
Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Жил Матисс в это время трудно.
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Фовизм Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Существуют лишь предположения искусствоведов. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Холст, масло.
Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Разумеется, это иллюзия.
Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Фовизм (от фр. В настоящее время существует в двух версиях. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины – насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти.
Холст, масло. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. В живописи фовистов цвет стал не только основным выразительным, но и важным техническим элементом. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Это панно было создано по заказу русского художника Щукина для его дома в Москве.
Матисс очень любил персидскую миниатюру – с ее волнующими воображение спиралями, золотыми листьями, плоскими пятнами чистого цвета, но не менее сильно притягивали его и примитивные африканские скульптуры. Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Холст, масло.