«Я очень люблю танец. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Даже когда он писал чистыми красками и использовал контрастные цвета их сочетания были тонки изысканны. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. По мнению фовистов предмет уже не играет той роли, как у прежних художников. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка.
В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство. Санкт-Петербург, Эрмитаж.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Исповедание веры, которому Матисс отдался в это время: цвет не должен имитировать свет, но сам должен превращаться в источник света. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Разумеется, это иллюзия.
1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков13. Использует различные манеры письма. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения.
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью. Она – в композиции моей картины.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения24.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Зачем. Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки21. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 -- 1947) выделяла его из фовистского окружения. Несколько его ранних работ выполнено с использованием точечной манеры письма. Картина «Роскошь, Спокойствие и Наслаждение» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. les fauves).
Фовизм (от фр. Такой, какой был у Матисса в его доме. Жорж Руо (1871 -- 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Матисс же занял собственную позицию, став, по сути, предтечей «Модерновой революции».
Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Герои «Танца» динамичны, а фигуры в «Музыке» статичны, спокойны. Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух.
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. В 1937 г. им были сделаны эскизы декораций для балета «Красное и чёрное» на музыку Дмитрия Шостаковича в хореографии Леонида Мясина. В период 1946-1948 гг.
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Именно он, этот мазок, перевернул представление о живописи.
Фовисты, являлись группой, которая включала Анри Матисса и Андре Дерена в частности. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский).
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам.
В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Особенного внимания заслуживал его мазок. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. В таком стиле написана его картина «Роскошь, покой и наслаждение». В течение своего творческого пути он создал некоторые из величайших шедевров 20-го века. Творчество Матисса основывалось на изучении натуры и законов живописи. В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905).
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Особенное влияние на его творчество оказали работы импрессионистов и постимпрессионистов – Мане, Писсаро, Ренуара и Сезана. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Анри Матисс.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай.
Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей». Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее.
Утешающее, успокаивающее разум, что-то вроде хорошего кресла". К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. "Я не революционер по принципу", – сказал он однажды.
Все люди на картине находятся в неподвижности. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Сам Матисс признался, что не знал, почему он выбрал красный цвет для композиции, хотя одна более ранняя картина "Красная комната" (1908) также характеризовалась преобладанием малинового. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Матисс использовал образ женщины в блузе в крестьянском стиле в предыдущих работах, хотя и не на первом плане, как здесь. Сами художники никогда не признавали этого эпитета.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Означает ли он лучшие времена в прошлом или будущем.
Он знакомился с художниками разных стран. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Следовали новые заказы, регулярно отбирались для московской коллекции только что снятые с мольберта полотна. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В то время как картины и скульптуры Пикассо характеризовались наличием углов и шокированием новым (по крайней мере, во время его кубического периода), работы Матисса отличались наличием извилистых кривых, берущих начало в традиционном изобразительном искусстве. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912).
Всё это отразилось в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 г. Две зимы (1912 и 1913) он провел в Марокко, обогатившись знанием восточных мотивов. Вообще, Матисс жадно впитывал в себя всё, что касалось изобразительного искусства: он копировал в Лувре произведения старых французских и голландских мастеров, особенно привлекало его творчество Жана-Батиста Симеона Шардена. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм» В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Немалую роль в решении Матисса предпринять это путешествие сыграли также романы писателя-ориенталиста Пьера Лоти о Марокко. Они были полны живых и точных описаний атмосферы экзотического природного оазиса. Впоследствии, подводя итог своему марокканскому путешествию, Матисс сказал: Путешествия в Марокко помогли мне осуществить необходимый переход и позволили вновь обрести более тесную связь с природой, чего нельзя было бы достигнуть с помощью живой, но все же несколько ограниченной теории, какой стал фовизм. Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму.
Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники -- приверженцы нового искусства.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок45. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже13. В 1943 г. начал серию иллюстраций к книге «Джаз» из раскрашенных гуашью обрезков. Зрители недоумевали: разве женщина может быть такой.
Это панно было создано по заказу русского художника Щукина для его дома в Москве. Структура живописи и работа с цветом последнего оказали особенное влияние на творчество Матисса, назвавшего его своим главным вдохновителем23. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Эта техника не была чем-то новым для художника: он использовал ее еще в 1919 году.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. (Donatello parmi les fauves). В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством.
Эта дружба в его судьбе значила многое. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Вот таким образом каждый из зрителей может дать свою интерпретацию «Музыкантов». Картины «Танец» и «Музыканты» схожи по цветовой гамме и количеству изображённых фигур. Он постоянно варьировал густоту нанесения, бумага тут и там просвечивала через краску и цвет на картине будто «дышал».
Особенно интенсивные творческие поиски относятся к 1901-1904 гг. Художники стали искать новые подходы, пробовать новые стили изображения. Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Возвратился в Сен-Кантен (где окончил лицей) после окончания учёбы, устроился на работу клерком (служащим) у присяжного поверенного. Интерес к рисованию возник у будущего художника абсолютно случайно: он перенёс операцию по удалению аппендицита и мать, чтобы Анри не скучал в период двухмесячного выздоровления, купила ему принадлежности для рисования.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). У фовизма не было определённой осознанной программы и морально-философской окраски, как, к примеру, в немецком экспрессионизме. Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере.
Тема панно — танец. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно Женщина в зеленой шляпе. В них господствовали яркие краски, а композиции, заполненные движущимися в танце или играющими на музыкальных инструментах обнаженными людьми, символизировали природные стихии— воздух, огонь и землю. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Там начался его отход от техники дивизио-низма. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств».
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Всего на холсте изображено 5 персонажей, двое из них играют на музыкальных инструментах (скрипке и двуствольной свирели), а остальные поют. Но между ними есть много различий: в «Танце» изображены женские персонажи, в «Музыке» – мужские.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Работа с моделью начиналась только после освоения техники копирования. На одном из написанных им в то время полотен изображены гипсовый бюст работы Огюста Родена, рисунок Винсента ван Гога, картины Поля Гогена и Поля Сезанна. Для работ Дерена характерны глубоко продуманные композиция и колорит, внимание к форме. В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план. В начале декабря 1947 г. Матисс определил план работы, в согласии с доминиканскими монахами, братом Рейссинье и с отцом Кутюрье.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Ж. Помпиду).
Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». манера письма и стиль художника сильно меняются. Но Матисс утверждал: «Я создаю не женщину, я создаю картину». В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Но об этом уже сказано в других разделах.
В Марокко, Матиссом были созданы подлинные шедевры и заложены основы позднейшего декоративного стиля живописи. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. А. Матисс «Музыка» (1910). Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. "Урок фортепиано" – одно из самых личных произведений художника того периода изображающее его сына Пьера за клавиатурой.
Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Смелое сочетание красок объясняет название нового направления – фовизм (дикий). Известен своими изысканиями в передаче эмоций через цвет и форму. В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. 260 х 389 см. На деньги, заработанные к 1909 году от продажи своих полотен московским коллекционерам И. А. Морозову и С. И. Щукину, он приобрел дом с садом в парижском пригороде Исси-ле-Мулино. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
Такое нанесение стало шагом вперед и не только для самого Матисса, но и для многих молодых художников. Жил Матисс в это время трудно. Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Углы комнаты даёт другим цветом. Испытывая серьезные денежные затруднения, он поступил на работу в качестве художника-декоратора. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Дополняет образ острота ритма. Холст, масло. Существуют лишь предположения искусствоведов. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (рус. )англ. 32. Холст, масло. Но увлечение Матисса техникой пуантилизма было недолгим.
Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег». Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. В ней он преподавал в 1908-1911 гг. А. Матисс «Роскошь, покой и наслаждение» (1904-1905)В 1907 г. Матисс совершил путешествие по Италии, во время которого посетил Венецию, Падую, Флоренцию и Сиену изучая итальянское искусство. По совету друзей Матисс основал частную школу живописи, которая получила название Академии Матисса.
Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. В своих «Заметках живописца» (1908) он сформулировал художественные принципы, говоря о необходимости непосредственной передачи эмоций за счет простых средствС картиной «Женщина в шляпе» связывают как известность Матисса, так и прощание с неоимпрессионизмом (пуантилизмом) и началом фовизма. Колорит стал более насыщенным и светлым.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX — начала XX века.
Некоторые историки искусства считают, что "Память Океании" (и еще одна габаритная работа, сделанная примерно в то же время под названием "Улитка"), были ответами на крупномасштабную абстракцию, появившуюся в Соединенных Штатах в то время, в частности, "абстрактный экспрессионизм". Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич.
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Чтобы передатьритмику танцабыли использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Масляные краски нанесены тонкими прозрачными слоями, сквозь которые просвечивает белизна холста, что в целом создает ощущение живого присутствия голубизны неба, синевы моря, свежести зелени и букетов фиолетовых и красных цветов, стоящих на подоконнике.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Символика картины – в этом танце союз Земли и Неба. Дополняет образ острота ритма. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
В Осеннем салоне 1905 г. художник выставил виды Коллиура (местечка на Средиземноморском побережье, где он проводил лето с Матиссом) и автопортрет. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Эрмитаж (Петербург)Но одновременно Матисс искал свой путь в искусстве, об этом говорят два его ранних пейзажа: «Булонский лес» (1902) и «Люксембургский сад» (1902).
Доминика и Девы Марии. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Ковёр на этой картине – реальный. Дата создания: 1905 Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину.
Друг и дружеский соперник Пикассо, темпераментно он был антиподом испанского художника. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось.
Первым художественным течением, которое обогатило культуру XX столетия, был фовизм. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Родился в бедной многодетной семье. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Движение не имело четко сформулированной программы или манифеста, просуществовало относительно недолго, тем не менее оказав значительное влияние на все искусство XXвека.
Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Этот подход для многих стал будто глотком свежего воздуха и многие с восторгом подхватили его. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Фовисты вернули в живопись чёрный цвет: они использовали чёрный контур для отделения цветовых пятен друг от друга. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Ж. Помпиду, Париж).
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Государственный Эрмитаж (Петербург)При написании картины Матисс стремился свести их к элементарным формам. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра.
Известен он и как художник, выполнявший театральные декорации для балетов «Русских сезонов». Фовизм Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948) построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
Но большого успеха она не имела. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма (пуантилизма) используя раздельные точечные мазки. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения31.
С 1890 по 1902 г. Матисс создавал картины, близкие по духу импрессионизму: «Бутылка схидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1899), «Посуда и фрукты» (1901). Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Речь идет о фовизме. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Дополняет образ – острота ритма.
Морозов также стремился создать у себя залы Матисса, в которых бы царил особый стилизованный мир природы. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. «Вообразить мир таким, каким нам хочется» -- под этими словами Дерена могли бы подписаться многие художники, усвоившие открытия импрессионизма, но не удовлетворённые ими и стремившиеся к самовыражению. Его картины того периода отличаются плоскими формами, чёткими линиями и яркостью красок. Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов -- моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками -- сразу рождается мысль: «Как у Марке. ». В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде.
Манген, К. ван Донген и другие. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Исчезают стул и обои. Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Комната может быть слишком интенсивным фоном картины – насыщенное лазурное поле, охватывающее два предмета, которое не показывает интерьер напротив, оно покрыто множеством штрихов кисти. Вместе с Альбером Марке занимался декорированием объектов для Всемирной выставки в Гран-Палэ, в Париже в 1900 году. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо интерпретируемый как автопортрет. В это время они активно принимали участие в различных выставках, пресса пестрила статьями о проводимых ими мероприятиях и картинах художников. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Стайны подружились с художником.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. А. Матисс «Фрукты и кофейник» (1899). Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски.
Этот период его творчества является переходным от импрессионизма к фовизму. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Но после 1907 года объединение распалось. Так и случилось. Тоесть они имеют дело лишь «с облегченными знаками предметов».
В настоящее время существует в двух версиях. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма. Матисс использовал цвет ради цвета, став лидером фовизма вместе с Андре Дереном.
Есть некоторые имена (среди них Пабло Пикассо), которые стали неотделимыми от современного искусства, но никто так тесно не ассоциируется с получением плотского удовольствия от цвета, как Анри Матисс (1869-1954). Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Импрессионизм, вокруг которого ещё вчера ломалось столько копий, рядом с полотнами фовистов выглядел вполне традиционным, реалистическим искусством. Его название произошло от французского слова fauve -- «дикие», а появилось оно после Осеннего салона 1905 г., где представили свои работы Анри Матисс, Андре Дерен, Морис де Вламинк, Жорж Руо, Кес ван Донген, Альбер Марке и другие художники.
На скале растут редкие деревья. Тема панно – танец. Анри Матисс Биография Анри Мати сс— французский художник и скульптор, лидер течения фовистов.
Холст, масло. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. В 1944 г. его жена и дочь были арестованы гестапо за участие в деятельности Сопротивления. 3 ноября 1954 г. художник скончался в Симиезе под Ниццей в возрасте 84 лет. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
При этом он всегда фокусировался на заманчивом развлечении пигментами и оттенками. Другое название этой работы – «Десерт». О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Среди последних работ, которые Матисс создал перед своей смертью – «Память Океании», прообразом которой стала старая фотография, сделанной в 1930 г. на шхуне на Таити.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Брак работал наиболее тесно с художниками Раулем Дюфи и Отоном Фризом. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Этапы творчества «Вид Коллиура» 1906 В 1902 -1904 гг. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
На полотне изображена голубая полоска залива, белоснежные здания на берегу, зеленоватые горные склоны, большая скала, закрывшая небо. "Румынская блуза", возможно, была навеяна визитом к Матиссу старого друга и сокурсника по школе изящных искусств в Париже, где Матисс обучался как художник. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. У нее уличная одежда, а он одет в полосатую пижаму (выбранный наряд не только для сна, но и для работы в студии). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Матисс был признан лидером фовистов (наряду с Андре Дереном).
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. У Анри и Амели один за другим родились два сына. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Андре Дерен (1880--1954) всю жизнь оставался верен юношескому пристрастию к старым мастерам, которых внимательно изучал в Лувре. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм».
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Пикассо. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Жорж Брак (1882 -1963) «Порт в Ла-Сьота» Его ранние работы были импрессионистскими, но после просмотра выставленных работ фовистов в 1905 году, Брак принял стиль фовистов.
Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир.
Не было и группы как таковой. Он объяснил это одной фразой, сформулированной, как аксиома: Квадратный сантиметр голубого пигмента дает нам цвет, вовсе не тождественный квадратному метру той же краски. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Раз в неделю все вместе они посещали музей, согласно учебной программе. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Это изображение жены Матисса является наглядным тому примером.
После осознания в 1910-е гг. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Началась их дружба, полная духом соперничества, но и взаимного уважения. В 1920 г. по просьбе Сергея Дягилева он создал эскизы костюмов и декораций для балета «Соловей» на музыку Игоря Стравинского в хореографии Леонида Мясина. За время существования академии доля студенток в ней была всегда на удивление высокой. В 1908 г. Матисс совершил свою первую поездку в Германию, где познакомился с художниками из группы Мост (основоположники немецкого экспрессионизма). В 1941 г. Матисс перенёс тяжелую операцию на кишечнике. В мае 1907 года он успешно выставляет работы в стиле фовизма в Салоне Независимых. В отличие от импрессионистов или постимпрессионистов, фовисты стремились противостоять мимолетности впечатления. Аналогично он проектировал дизайн интерьеров для Капеллы Розарии в Вансе, построенной для монахинь доминиканского ордена недалеко от французской Ривьеры. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Матисс придавал большое значение классической базовой подготовке молодых художников. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Вот таким образом не удивительно, что в своих первых работах он подражал их стилю. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада). С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951). В 1947 г. Матисс познакомился с доминиканским священником Пьером Кутюрье, в разговорах с ним возникла идея возведения небольшой капеллы для небольшого женского монастыря в Вансе. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Искусство стало отвлеченным.
.