Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Пабло Пикассо (1881-1973) родился в Малаге, в семье художника. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. (Donatello parmi les fauves). В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям.
Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Советский искусствовед М. В. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». В 1911-1912 гг. Среди картин Анри Матисса, Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Отона Фриеза, Анри Мангена, Жана Пюи и Луи Вольта был помещен торс работы скульптора-неоклассициста Альбера Марке.
Друзья часто собираются, чтобы поспорить. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». Чистый цвет. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. Невысокая покупаемость картин Дюфи вынуждает его заняться ксилографией иллюстрированием литературы и разработкой узоров для тканей.
Экспозиция самих фовистов была поддержана представительной ретроспективой Сезанна, которая, в частности, подчеркивала убедительность фовистского метода. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французский критик Луи Воксель назвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves)5.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению. Миры, созданные фовистами, обладали яркой индивидуальностью.
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. В натюрмортах всегда главную роль играет форма с подчеркиванием деталей, «напол-занием» форм. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Она – в композиции моей картины. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ).
Его ближайший друг Альберт Марке в 1900 г. занимался портретом, ню интерьерами, пейзажем, лишь постепенно все больше специализируясь на изображениях природы Франции и Марокко, куда он ездил в 1912 г. Крупные мазки служат проработке определенных сторон формы. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Изображенные на них большие черные птицы на фоне голубого неба стали одним из наиболее часто встречающихся мотивов в поздних работах мастера. В отличие от экспрессионизма, фовизм не имел специфической нравственно-философской окраски.
В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. Он прославляет женщин, делает их более аристократичными, обожествляет их. Новая клиентура Ван Донгена — бомонд.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. характерны переходом к сюрреалистическим композициям. Он уединяется в Париже. Реакция критиков была неоднозначной.
Также к отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Ван Донген не пьет, не играет в казино, никогда не делает долгов. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Ван Донген и Пикассо имеют бутик, где продают свою продукцию.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Фриез, Ж. Брак, А. Ш. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Родился в бедной многодетной семье. Представители группы впервые заявили о себе на Салоне 1905 года.
Они знают себе цену, у них есть свои маршаны. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Их работы вызвали (provoke) крайне негативную реакцию, один из критиков сравнил молодых бунтовщиков с дикими животными (fauves). Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо).
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм».
Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Группа увеличивалась. Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр.
Молодая пара обосновывается на улице Равиньян на Монмартре. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Матисс не только писал картины, но и создавал скульптуры.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Фовисты предпочитали свободные композиции. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера.
Так состоялся «первый разговор фовизма». В Париже она была тогда сравнительно дешева. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Он — король скандала. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Но, в конце концов, ему все надоедает и он впадает в мрачное настроение. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves).
Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Сезанн был учителем всех фовистов. Идеи супрематизма так или иначе отражались в творчестве А. Экстер, Н. Удальцовой, И. Клюна, О. Розановой. Критики отмечали, что статуя в классическом стиле Возрождения, оказавшаяся в том же зале, что и картины всех этих художников, выглядела крайне наивно, словно «Донателло в окружении диких зверей».
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. В отличие от импрессионистов или постимпрессионистов, фовисты стремились противостоять мимолетности впечатления.
Он расточительный и благородный, коллекционирует дома, много путешествует. Фовизм (от фр. И это правда. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме».
Главное — добиваться максимальной энергии краски. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Художественные образы – это ряд ассоциаций, где главную роль играют формы и цвет.
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Лучшие работы Андре Дерена периода фовизма построены на сочетании розовых, фиолетовых, пурпурных, синих и желтых тонов.
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Шел 1901 год, живопись начинает проявлять себя как нечто отдельное и независимое от объекта изображенного художником. Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью.
Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. Программным произведением К. Малевича стало знаменитое полотно «Черный квадрат», в котором художественность сведена к минимуму. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. В ранних работах обнаружилась способность Пикассо к живому восприятию влияния импрессионистов, Ван Гога, Тулуз-Лотрека, художников группы «Наби».
Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Первым «измом» XX столетия стал фовизм. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции.
К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух.
рактных «Симультанных дисков» и «Круговых ритмов», показывающих взаимопроникновение сфер чистого цвета, образующих цветовые структуры, существующие по своим законам. Он умер в 1954 году. После Первой мировой войны кружок расширяется. Глядя на их работы можно подумать, что кисть спонтанно касается холста.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Лидером и главным идеологом направления явился А. Матисс. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В скульптуре он находил то, что ему не могла дать живопись.
Старому другу Вламинку он говорил, что он не такой, каким его представляют окружающие. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Рисовать Матисс начал довольно поздно.
les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Некий универсум в миниатюре. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. Это великолепная женщина, живая и умная. les fauves).
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. 1920-1930-е гг. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
Не было и группы как таковой. И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Это был решающий этап в творчестве Пикассо, ставший импульсом к дальнейшим поискам. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Последний, развивая идеи абстракционизма, создал новое направление – супрематизм. Основоположником этого течения в живописи стал В. Кандинский. Осенний салон 1905 года (членом жюри которого в числе прочих, был и Василй Кандинский) открылся в Большом дворце.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Море, цветы, храм и кошмарный сон, раздробленность. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма.
Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. О Матиссе будет сказано отдельно. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». В 1932 г. Жасмин его оставляет. Подобные идеи поддерживали также Н. Гончарова, М. Ларионов, К. Малевич.
Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости».
А. С.
Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts).
Излюбленной темой художника была женская модель. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом.
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Очарованные бунтари обуржуазились. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Дополняет образ – острота ритма. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Они переосмыслили сам подход художника к акту творчества.
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Делалось это опять же исходя из того, что главные ценности – плоскость картины и жизнь живописи на ней, а не соответствие действительности. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Они развлекаются в цирке Медрано, который все пишут после Сера.
Тут появлялся гротеск, видна едкость красок. У голландца свой тип роковой женщины, призванной поражать и соблазнять. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В России под названием «авангард» (авангардизм) объединялось несколько художественных течений: абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, кубофутуризм. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Здесь находятся десятки мастерских. Художник прожил очень долгую жизнь.
В этом приюте анархии и атеизма обитают и мэтры слова: Андре Сальмон и Макс Жакоб. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. В супрематизме цвет и сочетание плоскостей в картине выходят на первый план.
Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Лидером фовизма был Анри Матисс. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. В своем сочинении «От кубизма к абстрактному искусству» (1957) Делоне давал более узкое определение своим цветовым упражнениям, близким к экспериментам Купки и американских синхромистов (движение развивалось параллельно орфизму друзьями Делоне Артуром Бардеттом Фростом и Патриком Генри Брюсоу).
Дополняет образ острота ритма. Групповая выставка кубистов состоялась в 1911 г. Сначала в группу входили Пикассо, Жорж Брак, Жан Метценже, Альбер Глез, Фернан Леже, Робер Делоне, Марсель Дюшан и др. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой.
У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Дополняет образ острота ритма.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
Наверху живут Пикассо и Фернанда Оливье. Работы кубистов были впервые выставлены на выставке в 1908 г. в Салоне независимых. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития. Они вспомнили о детском рисунке.
Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Новые последователи обогащали опыт обновляющегося кубизма, связывали его с открытиями современной физики и математики, с «проблемой времени» и «типом видения» в эпоху индустриальной цивилизации. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. движением «Новые дикие».
Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. В ней художник провозгласил отказ от символического содержания во имя раскрепощения цвета. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. После осознания в 1910-е гг.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг.
Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». С некоторого возвышения художник как бы наблюдает за неспешным течением Сены, его пристальный взгляд отмечает дугообразные линии мостов и прямые перспективы улиц.
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. В 1900 г. он впервые приехал в Париж.
Фовизм (THE FOVES) — название художественного течения, происходящего от французского слова fauve — дикий — было первым течением нового XX века. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В натюрмортах кубистов, как правило, набор предметов прост: посуда, бутылки, фрукты, музыкальные инструменты напоминают знаки, поскольку фон, окружение не имеют значения. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком.
Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Примерно также могли сказать и другие.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Огромное значение имели, прежде всего, открытия фовистов в области цвета. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Холст, масло. Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Но они казались все же слишком традиционными.
Но после 1907 года объединение распалось. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века.
Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры». И если его полотна исключительно плоскостны, то скульптура подчеркнуто объемна. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). С другой— и экспрессионизм и фовизм используют сходные изобразительные методы и живописные приемы. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Вместе они организуют Салон, самый известный в ту эпоху. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон.
Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Фовизм (от фр. движением «Новые дикие». Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. Он появился в искусстве как яркий, но очень непродолжительный эпизод. Рука обнаженной переходит из кисти в подобие мохнатой лапы. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Ван Донген разводится с Гус и обосновывается на вилле Санд в интерьерах XVI в. Он встречает Жасмин, прозванную «Божественная», ее настоящее имя Леа Жаков. Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой.
В 1940 г. у них родился сын Жан-Мари. У них было много общих корней — увлечение живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции.
Каждому из них были близки свои принципы.
Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). В 1908 г. он опубликовал статью под названием Заметки живописца. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Годы, проведенные в Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (1897-1898), отмечены отходом от академизма и обращения к живописи старых мастеров, произведения которых он изучал в Прадо. Она стала его женой. У Пикассо и Брака появилось много последователей во Франции и других странах.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. На скале растут редкие деревья.
Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Необузданностью живописной манеры Ван Донген обязан фовизму. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1905 года. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. Но годы идут.
Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Тема панно – танец. Одним из художественных течений, которые значительно обогатили культуру живописи двадцатого столетия, стал фовизм.
«Чтобы выразить форму, я обращаюсь к скульптуре, которая позволяет вместо того, чтобы ограничиваться плоской поверхностью, увидеть предмет со всех сторон и лучше узнать его», — говорил художник1. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Он говорил, что художник не должен иметь полный контроль над цветом и формой. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
Очень характерен круг излюбленных сюжетов Пикассо «голубого» и «розового» периодов:1 «Странствующие гимнасты» (1905), «Семья акробатов» (1906). Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Он был просто эстетическим протестом против художественного наследия 19 века, утверждением самодовлеющей новизны живописных приёмов. Живопись Вламинка, воспринимающего окружающую действи-тельность слишком ярко, обрушивается на зрителя стихийным потоком эмоций, в то время как произведения Матисса выражают праздничную красочность мира, восторг и радость бытия.
Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма.
Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Упрощенные очертания. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В своих картинах художники — фовисты подчёркивали яркие, открытые цвета. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген).
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Санкт-Петербург, Эрмитаж. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Такие отправные точки в искусстве вызвали множество скандалов в современном им окружении.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. Порой предметы, линии, формы, вступающие в игру друг с другом, трудно различимы. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям.
Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Он обособлял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки. Поразительна по сочетаемости несочетаемого акварель «Обнаженная на фоне пейзажа» (1933). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Он хотел придать кубизму «авангардистский» характер, вдохновлялся динамической эстетикой футуризма. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ).
Манген, К. ван Донген и другие. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала.
То же говорил и Матисс. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Крупнейшими представителями этого направления стали Жорж Брак (1882-1963), Пабло Пикассо (1881-1973), Фернан Леже (1881-1955), ХуанГрис (1887-1927). После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956).
Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Конечно, художники чувствовали себя новаторами в искусстве и им импонировала антибуржуазная политическая деятельность, тем более что обычная публика Салонов над их искусством насмехалась, обвиняя художников в нарочитом эпатировании. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Искусство стало отвлеченным. Иногда одну и ту же модель или позу он запечатлевал и на холсте и в бронзе.
Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Руо принимается за создание картин-притч.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Все это смыкается с космической интуицией «Импровизаций» Кандинского, с «лучизмом» Ларионова. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
Критик Леон Воксель, увидев в зале полотна Матисса и его единомышленников вокруг классицистической статуэтки, произнес: «Донателло среди диких зверей». Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Были близки фовисты и к экспрессионизму.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. К. Малевич в определенный период своего творчества работал в духе кубофутуризма. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Эти работы были максимально абстрактными, отвлеченными от конкретных форм действительности и традиционных правил создания живописного произведения. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро.
Каждый вечер — праздник. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Овалы Пикассо и Брака дают зрителю ощущение, что в картине бесконечно «что-то происходит».