Фовизм проповедовал самостоятельность картины и всего искусства от действительности. Знаковыми фигурами именно в фовизме являлись художники Анри Матисс и Андре Дерен их близкий друг Дерен Вламинк, голландец Донген, колорист Рауль Дюфи, будущий кубист Жорж Брак, неоимпрессионист Вальта, Шарль Камуан, Жан Пюи и некоторые другие мастера. Время существования фовизма достаточно невелико: 1905 – 1907 (1908) годы. Матисс, Марке и Дюфи после этого стали развивать каждый свое индивидуальное видение фовизма, другие художники поменяли взгляды на кубизм, экспрессионизм иные направления.
Возникнув в начале XX века во Франции, фовизм получил распространение и в других странах, например в Германии. Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898, в той манере, которую потом назовут фовизмом. Анри Матисс –один из самых ярких представителей фовизма Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Что такое фовизм.
Для некоторых художников, решивших воплотить в своем творчестве смешение разных стилей, целью стал фовизм в живописи. А. морер «Пейзаж»Как художественное направление фовизм просуществовал примерно до 1908 г. Лидерами его были Анри Матисс и Андре Дерен. Фовизм (фр. fauvisme, от фр. fauve— дикий)— направление во французской живописи конца XIX (зачатки)— начала XX века (официальное начало). Картина "Молодой матрос", была создана Матиссом в годы его увлечения фовизмом. Позже художник писал: "Фовизм был кратковременным течением.
Фовизм в картинах выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Что такое фовизм. Вытесненный отчасти кубизмом, отчасти экспрессионизмом, фовизм оставался наиболее радикальным направлением в искусства на протяжении многих лет. Одним из таких ярких и самобытных течений был фовизм.
Другой ключевой фигурой для фовизма был Поль Сезанн. Фовизм в живописи на этом не угас: его отголоски можно заметить в творчестве абстракционистов, новых диких (1950-1960 гг. ), в российских голубой розе и бубновом валете. Мастера фовизма:Анри Матисс, Андре Дерен, Альберт Марке, Морис Вламинк, Жорж Руо, Рауль Дюфи, Жорж Брак, Анри Фриез, Жюль Фландрен, Кес Ван Донген.
Слово «фовизм» было использовано критиком Луи Вокселем в рецензии и вскоре вошло в историю искусства в качестве названия единого течения. Таким образом, фовизм был переходной ступенью для формирования других направлений в искусстве. Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс. Фовизм (от фр. fauve— дикий)— направление в искусстве, сформированное как течение в живописи французского постимпрессионизма. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Поэтому, кстати, в Эрмитаже можно увидеть обширную экспозицию стиля фовизм. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Главные новации фовизма – это представление о независимости искусства от действительности и отношение к картине как к самостоятельному предмету. Фовизм – направление в живописи, возникшее во Франции в начале ХХ-го века.
Среди сторонников фовизма, кроме уже названного Матисса, стоит упомянуть Андре Дерена, Альбера Марке, Шарля камуана, Луи вальта, Жоржа Брака, Рауля Дюфи и многих других. Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине Работа осенью в 1906. Поэтому сформировавшееся течение обозна-чили как «фовизм-экспрессионизм». К авангардным направлениям в изобразительном искусстве относятся футуризм, кубизм, абстракционизм, супрематизм, конструктивизм, сюрреализм, фовизм. Считается, что именно фовизм, а не предшествующий ему импрессионизм, стал отправной точкой разрушения традиционной живописи.
В самом начале XX столетия во Франции в моду входит одно из первых модернистских тече-ний – фовизм. Ведь политически фовизм был совершенно нейтральным. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Фовизм объединяет представителей трех основных групп, которые использовали сходные художественные приемы и которых можно рассматривать как участников единого течения. Мы уже работали, я и Матисс, начиная с 1898, в той манере, которую потом назовут фовизмом.
Впоследствии из фовизма вырос экспрессионизм. Фовизм (фр. fauvе – дикий, хищный) – авангардистское эстетическое течение, возникшее во Франции в 1905 г., особенностями которого были интенсивные цвета, колористические контрасты, обобщенные формы, плоскостной композиционный строй (представители: А. Матисс, К. Ван Донген, М. Вламинк, А. Дерен). Фовизм это не изобретение, не образ действия, а способ существования, действия, мышления — Морис де Вламинк. Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика) и невовлеченность в социально-политические процессы.
Любопытно, что название этого течения Фовизм происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Очарование истин, открытых во времена фовизма, привело нас к возврату к конструкции, к владению формами с максимальной экспрессией, что я и пытался сформулировать в большой картине "Работа осенью" в 1906 — Эмиль Отон-Фриез. В 1906 году фовизм переживал период своего расцвета. Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы).
Главой этой школы фовизма считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Неординарный подход к искусству и особый взгляд на мир взбудоражили общество: на фоне фовизма даже импрессионизм стал казаться рациональным и более привычным, традиционным.
Фовизм указывал на движение вперед. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг.
Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. Упрощенные очертания. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка.
И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Не было и группы как таковой.
У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен. Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Художественной манере художников фовистов были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А.
Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Сезанн был учителем всех фовистов. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Он снова преподает и развивает свои идеи. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар.
В одном зале со всеми этими «бунтарями и хулиганами» находилась только одна вполне «нормальная» неоклассическая скульптура, которая резко контрастировала с буйством красок на картинах молодых художников. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф.
Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением». Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
Природа, пейзаж служили им не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых симфоний, не порывающих, однако, связей с увиденной действительностью. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Санкт-Петербург, Эрмитаж. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок.
Эта дружба в его судьбе значила многое. «Ярисую неженщину, ярисую картину». И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. движением «Новые дикие». А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками.
Основная проблема, связанная с феноменом цвета у фовистов— использование сходных приемов представителями других художественных течений XX века25, например, экспрессионистами. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре.
Стайны подружились с художником. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией.
fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Все остальное здесь придумал сам Матисс. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения.
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна». P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». Удивительная вещь – танец: жизнь и ритм» В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг.
Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. – "Танец" написан мной всего тремя красками. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Дополняет образ острота ритма. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн.
" Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
Но будущий художник вскоре понял, что юриспруденция – не его дело и уехал в Париж изучать искусство. Группа увеличивалась. Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась.
Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов). Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе».
от фр. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен. Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного ищущего, что было в мире искусства того времени. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир».
Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Сезанн, самый старший из четырёх художников, долгое время работал параллельно с импрессионистами. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
Фовизм сыграл большую роль в их творчестве, явился для них этапом на пути поисков живописных средств. Будучи непрофессионалом, он не прибегал ко всякого рода сложным приемам, дабы связать композицию воедино и ориентировать ее на зрителя, вот таким образом вещи и фигуры существуют у него как бы сами по себе, порождая чувство щемящего одиночества.
В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Под природой Кирхнер понимал все, что можно увидеть или ощутить, в том числе и то, что создал сам человек. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Ребята уже давно знали друг друга.
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Не было и группы как таковой. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж".
Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен. Дополняет образ острота ритма. Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму.
Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Сходство заключено в настороженном взгляде.
Фовизм Первым художественным течением в 20 веке, начавшим отход от принципов реализма, был фовизм (от французского слова «fauves», обозначающего зверей хищной породы. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм.
Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя Фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств.
Это было своеобразное отшельничество, очарованное служение искусству, которому он теперь посвятил всего себя. Но после 1907 года объединение распалось.
Однако множественность композиции проникнута чувством целого — судьбы отдельного человека, жизни, мира. Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). На этом пути каждый был индивидуален, хотя определенное влияние друг на друга подразумевалось. стр. ) обитательницы гарема изображены на декоративном фоне, в характерных восточных нарядах.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
О Матиссе будет сказано отдельно. Можно провести параллель между художественными системами экспрессионистов и фовистов конца 1900-х годов. По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника.
Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. С женой Матисс виделся все реже и реже. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными.
Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной». То же говорил и Матисс. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной.
Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру.
В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. И осенний салон произвёл настоящую сенсацию: ранее неизвестный фовизм вдруг обнаружил признаки вполне сложившегося течения. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. Здесь образ уже не разлагается, собирается, синтезируется из отдельных атрибутов, характерных деталей (Ж. Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.
les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). сом в более реалистической манере. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». les fauves).
Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Он умер в 1954 году. Это была судьба. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции.
В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. Характеризуется предельно интенсивным звучанием открытых цветов, сопоставлением контрастных хроматических плоскостей, сведением формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Осень.
Каждому из них были близки свои принципы. К тому моменту, ещё не ставший отцом фовизма Анри Матисс, прошедший путь подражания импрессионизму и пуантилизму, отдает предпочтение широким, чистым и экспрессивным мазкам и штрихам кисти. Исчезают стул и обои.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Особенностями фовизма являются ин-тенсивные цвета и контрасты колорита, тяготение к простым образным формулам и формам простых очертаний, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками.
Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности». Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой.
Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому.
Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Творчество художников "Бубнового валета" – явление крайне неординарное, яркое, специфически московское.
1902 "К городу", ок. 1903). Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. «Я очень люблю танец.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. Fauvisme, от фр.
стр. ). В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Также к числу сторонников этого направления можно причислить таких творцов как Альбер Марке, Шарль Камуан, Луи Вальта, Анри Эвенепул, Морис Марино, Жан Пюи, Морис де Вламинк, Анри Манген, Рауль Дюфи, Отон Фриез, Жорж Руо, Кеес ван Донген, Alice Bailly, Жорж Брак, Жоржетта Агутт и других. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм.
Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47).
После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Андре Дерен (1880-1954) родился в семье кондитера в парижском пригороде Шату, окончил школу с премией «за выдающиеся успехи по рисованию и естественным наукам», учился у местного живописца Жакомена. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм. Плоскость ярко-красного цвета кажется полной динамики, она то растягивается, то выступает вперёд, подчиняясь ритму линий, который заставляет взгляд зрителя быть в неустанном движении. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Он родился в семье музыкантов, которые дали ему начальное музыкальное образование.
Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ).
Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса. Анри-Аншиль-Эмиль-Отон Фриез родился в 1879 году в Гавре. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Название направления отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, дикую выразительность красок.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Другое название этой работы – "Десерт". Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев".
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами.
Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году. Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов.
На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф.
Более того, фовистская манера быстро распространилась по многим странам за пределами Франции, а именно: в Германии, России, скандинавских государствах. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык.
Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами.
В его основе лежало использование контурных линий, с помощью которых художник выполнял оригинальный орнамент рисунка. Фовизм (франц. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33.
Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. Реакция критиков была неоднозначной.
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Такой, какой был у Матисса в его доме. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Дерен как раз был одним из самых диких и буйных. Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами». «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы.
Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. От фовизма оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. Руо принимается за создание картин-притч.
Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 50— 60-е гг. Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу.
Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления.
Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность». Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Но – в динамике – парные картины разнятся.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
Французский художник, график и театральный художник Рауль Дюфи выполнял великолеп-ные эскизы для гобеленов и декоративных панно его воздушные, праздничные холсты изобра-жавшие сцены скачек и парусных регат, были чистыми по цвету и беглыми по рисунку. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец.
Пикассо. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи».
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой.
Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». 1890-х – нач.
Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Так состоялся «первый разговор фовизма». Излюбленной темой художника была женская модель. Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги.
А. С. Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых цветов сопоставление контрастных хроматических плоскостей, заключенных в обобщенный контур сведение формы к простым очертаниям при отказе от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Контур усиливал силуэтность, экспрессию. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Символика картины – в этом танце союз Земли и Неба. Влияние фовизма прослеживают в работах Василия Кандинского, Казимира Малевича, Алексея Явленского, Фернана Леже, Робера Делоне и многих других42. Фовизм (фр.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Один из критиков, Луи Воксель, назвал эту скульптуру «Донателло среди диких зверей» и словечко «дикие (les fauves)» подхватил Матисс – неформальный лидер группы и так явление обрело свое имя, как новое направление в живописи – ФОВИЗМ. Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года.
Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. les fauves).
Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать.
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». В Париже, «переболев» импрессионизмом, Фриез знакомится с Матиссом и Руо и с 1905 года становится приверженцем фовизма. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
Дополняет образ острота ритма. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки.
«Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. движением «Новые дикие». За несколько лет до первой поездки в Марокко на художника произвели глубокое впечатление выставленные в Париже африканские скульптуры. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал.
Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Wuerzburg, 1981.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Его дед, служитель почты, увлекался коллекционированием гравюр Калло и литографий Домье. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Его ближайший друг Альберт Марке в 1900 г. занимался портретом, ню интерьерами, пейзажем, лишь постепенно все больше специализируясь на изображениях природы Франции и Марокко, куда он ездил в 1912 г. Крупные мазки служат проработке определенных сторон формы. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
Также Кандинский ведет лекционную и выставочную деятельность в США, основав вместе с Фейнингером, Клее и Явленским объединение "Синяя четверка". Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории.
е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. Художник прожил очень долгую жизнь. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни».
Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. Углы комнаты даёт другим цветом. Это панно было создано по заказу русского художника Щукина для его дома в Москве.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись. Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением.
Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. На его картине женский нос вполне мог быть зеленого цвета, если это придавало выразительности композиции. Опираясь на непосредственное впечатление от натуры, мастер строил продуманную и устойчивую композицию, где каждая деталь составляла часть единого целого. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности.
В 1921 г. он совершил путешествие в Италию. 1977, Giry M. Der Fauvismus.
Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». Холст, масло. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом.
Примерно также могли сказать и другие. Советский искусствовед М. В. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. В 1912 году он еще дважды ездил туда.
Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. Манген, К. ван Донген и другие.
Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре.
Дополняет образ – острота ритма. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом. (Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики).
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. Краски палитры стали сдержаннее. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких».
В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Но того ничто не могло остановить. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности».
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Ковёр на этой картине – реальный. движением «Новые дикие».
К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. В. Б. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками».
В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след.
Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается.
Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине. На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе».
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени.
Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма. Фовизм зародился в кон. Профессия художника в его среде не считалась серьезной и прибыльной, вот таким образом он поступил на подготовительные курсы инженерного факультета при Политехнической школе. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии.
В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, ар-деко, абстрактная живопись интернациональный стиль ит. д. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого. движением «Новые дикие».
Ван Гог, выходец из семьи голландского пастора изучал теологию в Амстердаме, потом был проповедником на угольных шахтах в Бельгии. Однако родители Василия в будущем видели его юристом. Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Доминика и Девы Марии.
По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне. В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале.
На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции.
В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Главной темой его работ в начале творчества были изображения портов и морских гаваней. Ж. Руо принимается за создание картин-притч.
Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Она – в композиции моей картины.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. фр. Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909).
Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Характерные особенности фовизма: предельно интенсивное звучание открытых чистых цветов, повышенная «свтоносность» («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии Дерен), сведение формы к простым очертаниям, отказ от традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета. Он обособлял, отделял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки.
fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату».
Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток. Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк.
Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Жизнь его была на исходе.
Тем не менее именно этот локальный на первый взгляд, эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов. (фр. Фовизм (от фр.
Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива.
Первым «измом» XX столетия стал фовизм. Излюбленной темой художника была женская модель. К ноябрю этого же года они расстаются. Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). Но они казались все же слишком традиционными. Дед и отец были капитанами дальнего плавания, эта же карьера была уготована и юному Отону. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения.
В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Чтобы передатьритмику танцабыли использованы всего три цвета – «небесная лазурь, розовая свежесть и зелень холма». Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
«Откровение пришло комне сВостока». Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Двор замка", 1908).
Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Жил Матисс в это время трудно. 1900-х гг. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Название «фовисты» дано художникам, выступившим в 1905 году против живописных методов и приемов импрессионизма.
Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. Они вспомнили о детском рисунке. 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи.
В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906).
Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом. Фовизм (от фр.
Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса.