Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Однако вскоре фовисты отказались от попытки освоить художественную манеру пуантилистов, так как последние, по их мнению, свели на своих полотнах все чувства к ощущению сетчатки глаза, в результате чего терялась цветовая поверхность полотна, форма и контур изображения. Для фовистов устроили очень ловкую перетасовку их картин.
Одновременно чувственно вульгарные и прохладно проницательные фовисты совершили одну из главных революций в искусстве XX века. Другой фовист – М. Вламинк – на короткое время заинтересовался кубизмом, однако художественная манера нового направления его также не удовлетворила. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 80 -90-е гг. Любопытно, что название этого течения Фовизм происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре.
Вдохновителями фовистов послужили импрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Особенностью его работ был монументальный характер живописи даже в тех случаях, когда речь шла об изображениях небольшого формата: Сезанн создал новый художественный норматив, который использовали и на который опирались фовисты.
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц. Фовисты тяготели к лаконичному рисунку, сюжет в их произведениях не играл никакой роли. Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом — Анри Матисс. Сами же художники получили наименование «фовисты», что в переводе с французского означает «дикие» (фр.
Художники фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира. Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году.
Тем не менее, со временем картины фовистов получили огромную известность во всем мире. Впервые фовисты представили свои произведения на парижском Осеннем салоне в 1905 году, где их отдел был назван «клеткой диких» (в буквальном переводе с франц. Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс. Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись. Неавангардистское в фовизме – это и отсутствие документации вроде манифеста и отсутствие других видов деятельности (была еще лишь фовистская керамика) и невовлеченность в социально-политические процессы.
Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами. Фовисты попытались изобразить некий взрыв объектов, стремясь раздвинуть мировые границы и отразить что-то мистическое и беспредметное. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент. Сами же художники фовисты никогда не признавали над собой данного эпитета. Впервые публика увидела произведения фовистов на парижском Осеннем салоне 1905 года.
Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Объединение фовистов составили люди изначально тяготевшие к выразительности хроматической гаммы. Фовисты имели и свою философскую концепцию, построенную на идеях Шопенгауэра и Ницше, которые утверждали, что сутью человеческой деятельности является прежде всего воля к жизни.
Кроме Анри Матисса речь о котором пойдет позже, к фовистам можно отнести таких художников : А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Фовисты не имели общей эстетической программы их объединял декоративный характер живописных исканий.
Название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. С 1904 г. художники стали коллекционировать негритянскую скульптуру. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Художественные методы фовизма дали о себе знать во многих течениях XX столетия: экспрессионизм, футуризм, кубизм, ар-деко, абстрактная живопись интернациональный стиль ит. д. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст.
Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Ж. Брак как-то заметил о фовизме: "Невозможно все время находиться в пароксизме". На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше.
XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. Можно сказать, фовисты интенсифицировали палитру.
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Фовисты не обостряли проблему: работать с натуры, по памяти или по воображению.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Фовизм подводил итоги «бель эпок», манифестацией которой явилась Всемирная парижская выставка 1900 г., указывал движение вперед.
«Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. стр. ). Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова.
На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии, слегка «оплавленные», как у мастеров стиля модерн. В картине фовистов много значил внутренний цветной рисунок.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Эта дружба в его судьбе значила многое. Привлекал также Э. Делакруа — основатель «экстатической» живописи во французской традиции с «кипящими» романтическими красками и свободной фактурой. 4 ноября «Иллюстрасьон» поместила репродукции некоторых работ «фовистов» с комментариями Л. Вокселя, К. Моклера, Г. Жеффруа и Тьебо-Сиссон. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. До этого мастеров не объединяли ни теоретические платформы, ни совместная выставочная деятельность.
Он долго подготавливался и быстро закончился, получив крещение в парижском Осеннем салоне 1905 г., сошел «на нет» в 1908 г. Все его инициаторы, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, стали развивать индивидуальные манеры. Художники переписали себя, друг друга и своих родных и знакомых. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника.
Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Однако эти художники критиковали натурализм не с реалистических, а с формалистических позиций. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства.
В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи.
По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Протест художников выразился в нарочитой остроте композиционных решений, в примитивизме форм их пластической деформации, в отрицании линейной перспективы и иллюзорности, в цветовой экспрессии. Отказываясь от прошлой манеры, художник сказал, что «невозможно все время находиться в пароксизме». движением «Новые дикие». В начале своего творчества главной темой его работ являются изображения морских гаваней и портов, а также портретная живопись. Моро полагал, что «натура сама по себе не очень важна».
Одной из проблем изучения фовизма является не только его положение в художественной системе XX века35, но и соотношение с другими художественными течениями, в частности— с экспрессионизмом36. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он.
3 августа 1914 года они с Габриэлой переезжают в Швейцарию, где Кандинский приступает к работе над книгой о "точке и линии". Вламинк призывал сжечь Школу изящных искусств «с ее кобальтом и вермильёнами», а Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Художники, выступившие в 1905 году, выступили против живописных методов и приемов импрессионизма, против ограниченности мещанских вкусов и натуралистического правдоподобия салопного искусства.
С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Марке преимущественно работает в области пейзажа, который и во время фовизма был ведущим жанром.
Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Большое значение приобрел лозунг «Назад, к Сезанну. », тем более что осенью 1907 г. в Париже была открыта выставка этого отшельника из Экса.
Фовисты решительно отвергли приемы живописи XIX в. "Я уверен, – утверждал Дерен, – что реалистический период живописи кончился. Впоследствии Кандинский вспоминал о двух событиях, повлиявших на это решение: посещение выставки французских импрессионистов в Москве в 1895 году и потрясение картиной К. Моне "Стога сена" и впечатление от оперы Рихарда Вагнера "Лоэнгрин" в Большом театре. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный).
Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Из нее исключались светотеневая моделировка формы, учитывающая определенный источник света объемно-пространственное построение композиции и воздушная перспектива, предполагающая движение цвета от теплых тонов на первом плане к холодным на дальнем передача световоздушной среды, в том числе с помощью зыбкой и динамичной пуантилистической манеры, которой едва ли не все эти художники увлеклись в самом начале века. Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников.
Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
Wuerzburg, 1981. Полиция следила за Кес ван Донгеном и Дюфи, подозревая их в «неблагонадежности». Он ввел категорию «длительности» («duree»), определяющей память, сознание, дух. Фовизму характерен сильный, уверенный мазок, чистота цветов, сведение сложности форм к простым линиям.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Это была судьба. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Руо принимается за создание картин-притч. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Больше значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. Вламинк говорил, что он хотел совершить переворот «в нравах и обычной жизни». Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Сезанн был учителем всех фовистов. В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Она – в композиции моей картины. Разрабатывая интуитивистскую концепцию постижения длительности, он особое внимание уделял художественному творчеству, свободному от внешних обстоятельств, когда мастер «внутренне» наблюдает за возможностями, заложенными в нем природой.
Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Первые опыты в живописи относятся к 1890 в 1892 Матисс учится в Париже в Академии Жюлиана у Адольфа Бугро – мэтра салонного искусства в 1893-98 работает в мастерской Г. Моро в Школе изящных искусств. Ребята уже давно знали друг друга. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века.
В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом. Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). Матисс и его друзья искали предельного красного, желтого, синего, зеленого и белого.
Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ).
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Дополняет образ – острота ритма. Дополняет образ острота ритма. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Холст, масло. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой. В 1923 году в брюссельской галерее Центавр состоялась вторая персональная выставка Дюфи, закончившаяся большим успехом мастера.
Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. На протяжении нескольких лет художник самозабвенно работал с цветной бумагой и ножницами, не упуская из виду ни одной детали убранства Капеллы – вплоть до подсвечников и священнических облачений.
На скале растут редкие деревья. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. фр. Почти все фовисты прошли в начале 1900-х гг. В переписке Вламинка и Дерена в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Доминика и Девы Марии. Как многие названия в истории авангарда, слово «фовисты», что значит «дикие», возникло случайно. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953).
Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Гоген, посмертная выставка которого была открыта в 1904 г., учил экзотизму, слитности форм. В этой мастерской оказались и работали до смерти своего учителя в 1898 г. Руо, Манген, Пюи, Комуэн, Вламинк, Дерен и Пюи творили преимущественно в местечке Шату близ столицы, создав некую «мифическую школу Шату». Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Лозунг фовистов "смотреть на мир глазами ребенка" не подразумевал подражания детскому творчеству. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж".
Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе».
Эти идеи воплощаются в произведении "Желтый звук" и изобразительном сопровождении "Картинок к выставке" Мусоргского. Сходство заключено в настороженном взгляде. е. Вламинк. — В. Т. ) отвергал также, как я отвергал авторитет какого-нибудь генерала». Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. им овладело желание "поиска чистых средств", которые вызывали бы сильные реакции. Тут появлялся гротеск, видна едкость красок.
" Фовисты предпочитали импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Выше уже говорилось, что лидером нового течения стал Анри Матисс, который видел высший смысл работы художника в том, чтобы творчество стало наслаждением для живописца. В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения.
Художником владело «неистовое желание создавать заново мир, новый мир, собственный мир». Ландшафт безлюден: у причала качаются пустые лодки, на парусных яхтах, плывущих по волнам, не видно команды. Основным средством выражения фовисты избрали цвет.
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Краски их палитры стали сдержаннее, появился интерес к конструированию формы (Дерен, Дюфи, Вламинк).
В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи).
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. Можно говорить о том, что художник дал фовизму «образцовое» выражение, особенно в видах Лондона, портретах и обнаженных фигурах на пленэре. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Ф. оказал определенное влияние на русский авангард.
Многие художники читали просимволистский журнал «Ревю бланш», с редакцией которого была связана группа «Наби». Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане.
В Париже она была тогда сравнительно дешева. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры.
Он снова преподает и развивает свои идеи. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях.
Часто Брак и Дерен любили передавать эффекты восхода и заката солнца, но в отличие от импрессионистов, сберегавших ощущение воздуха, атмосферы, создавали прямо-таки «небесные пожары». (фр. «Ярисую неженщину, ярисую картину». Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. В. Б. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Такие контуры использовались при изображении нагого тела, стволов деревьев, лодок на воде, фасадов и крыш домов, границ интерьеров и мебели. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Привлекали художников и сцены отдыха, примером чему являются полотна «Карнавал на бульварах» (1903) Дюфи, «Регата в Бужевале» (1905) Вламинка, «Купание» (1906) Марке, «Пикник» (1905) Вламинка, «Сиеста» (1905) Матисса, «Праздник 14 июля» (1905, 1907) Дюфи и Марке. Однако родители Василия в будущем видели его юристом. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Фовизм в живописи отличался от других течений: художников, работающих в этом направлении, не объединяла какая-то общая эстетическая программа.
Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. ненностью противопоставила себя упрочившейся к тому времени изобразительной дисциплине.
Живопись фовизма создавалась людьми, читавшими или слышавшими в Коллеж де Франс лекции Анри Бергсона, начатые в 1900 г., — популярного европейского философа, отрывавшего время от материи. Затем следовали различные «фигурные жанры», среди которых большое значение имел портрет. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали.
То же говорил и Матисс.
Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Они писали о школе «колористов», вспомнив и картины Ж. Руо, которые висели в соседнем помещении и живопись П. Сезанна, А. Руссо и Ш. Герена. В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение». Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска.
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись.
Его признание как «отца современного искусства» начинается с той поры. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Жизнь его была на исходе.
В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Родился в бедной многодетной семье. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. 1890-х – нач. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Первым ее значение, видимо, открыл Дерен.
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Собственно говоря, живопись только начинается. Излюбленной темой художника была женская модель. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Краски активно сопрягаются, составляя эффект «взрывчатости». Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики.
Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное».
Кроме того, он все больше увлекается преподавательской деятельностью. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. Временами встречалось некое красочное тесто с эффектом некоторой нарочитой «намалеванности».
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Исчезают стул и обои.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Активно использовался цветной контур, открытый Ван Гогом и Тулуз-Лотреком. О Матиссе будет сказано отдельно. Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
К ноябрю этого же года они расстаются. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913).
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Он говорил, что «живопись для меня средство забыть жизнь», что «искусство — это крик в ночи». Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. С женой Матисс виделся все реже и реже. Рисовать Матисс начал довольно поздно. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира".
Стайны подружились с художником. Каждому из них были близки свои принципы.
" В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. В 1905 году на парижской выставке были продемонстрированы полотна экспериментировавших художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, М. оперирует главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства».
Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
Через искус кубизма прошли Дюфи, Дерен и Вламинк. от фр. les fauves). Это касается, прежде всего, усиленного аналитического изучения отдельных элементов картины, результаты которого он представляет в 1926 году в сочинении Точка и линия на плоскости. Дюфи, начинавший с Матиссом и Марке, стремится эстетизировать фовистскую манеру.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Да и то внимание к нему было инспирированно книгой П. Синьяка «От Делакруа до неоимпрессионизма». Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.
Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Художник прожил очень долгую жизнь. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф.
Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Будущие фовисты работали преимущественно небольшими группками, нередко по двое. В 1912 году он еще дважды ездил туда. Активно использовался и цветной контур, открытый до них Ван Гогом и Т. Лотреком. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. Исследователи отмечают в творчестве Мюллера и Кирхнера следы взаимного положительного влияния. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Осень.
А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». сом в более реалистической манере. Вламинк и Дерен участвовали в издании сатирических журналов.
(Отметим, что многие названные художники занимались и росписью керамики). Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году. По этому поводу Воксель сказал, что это «Донателло среди диких зверей», противопоставив стилизацию под манеру итальянского мастера Возрождения новой, яркой по цвету живописи. Особое значение имели встречи Аполлинера с Матиссом, Вламинком и Дереном, выставку которого он открыл в Гавре в 1904 г. Пользуясь словами Дерена, фовисты решили «изобретать реальность».
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Дополняет образ острота ритма. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Кес ван Донген, крупный колористический талант, создал образ парижской «женщины-вамп» с гипнотическими фаюмскими глазами и словно кровавым ртом.
Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Многие из группы Шату и мастерской Моро работали некоторое время в ателье Э. Карьера, где и перезнакомились. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Примерами подобных опытов могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) Дерена, «Ню» (1907) Кес ван Донгена, «Сиеста» (1905) Матисса.
Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.
Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене.
Но они казались все же слишком традиционными. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Художники 1905 г. спорили и о Ницше, которого тогда переводили на французский язык. Матисс вслед за Вокселем назвал этот зал Салона «залом диких». Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Меньше стало примет цивилизации (заводы, метро, автомобили и т. д. ), в чем они походили на импрессионистов, возможно, завершая, пусть по-своему их традиции. Некоторые фовисты поддерживали отношения с редакцией журнала «Револьте», в частности с Жаном Гравом. Контур усиливал силуэтность, подчеркивал деформирующие элементы изображения, чем усиливал экспрессию.
Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). Она привлекала его упрощением форм, контрастностью света и тени. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. движением «Новые дикие».
Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Жил Матисс в это время трудно. Чаще всего предпочтение отдавалось ярким тонам, которые на контрасте играли с натуральными природными цветами, подчеркивая и обостряя их. Однако множественность композиции проникнута чувством целого — судьбы отдельного человека, жизни, мира. Даже манера письма кажется в ней неупорядоченной, «дикой».
Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). Вламинк прямо говорил: «Что такое фовизм.
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Многие художники писали картины, густо накладывали краски на холст, усиливая своеобразные «шумы фактуры».
На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась.
Собственно говоря, живопись только начинается. » Касаясь истоков нового стиля, стоит отметить, что, хотя художники прекрасно знали Лувр, делая там часто копии в неестественных синих и зеленых тонах, они предпочитали искусство близких, непосредственных предшественников из которых стоит выделить импрессионистов, неоимпрессионистов, Ван Гога, Гогена, Сезанна, Редона, художников-символистов группы «Наби». В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. При этом утонченный гедонизм мог сочетаться с лексикой анархистов. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Скромные пейзажи так завораживают спокойствием и лиризмом, что у видевших их под впечатлением от реальных видов — моря, небесного простора, корабликов и лодок с цветными флажками. Примерно также могли сказать и другие. Не было и группы как таковой. Все инициаторы этого направления, начав работать самостоятельно, на какое-то время объединились, но вскоре разошлись, развивая каждый свою манеру письма. Тем не менее изобретая новые средства выражения, добиваясь невиданной энергии краски, давая волю фантазии, фовисты находили возможность «советоваться с натурой», занимаясь поисками эквивалента красок живописи краскам реальности и построениям самостоятельных художественных форм. также взаимоотношение художественного творчества и эстетических представлений зрителя. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества.
Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована. Главное — добиваться максимальной энергии краски. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно.
Их революционной идеей стала мысль о том, что картины предназначены не для тонких ценителей и критиков, а для всех. Он обозначил аффективное напряжение базовой художественной формой и главной ценностью картины— этот принцип стал основой понимания художественной системы и живописного произведения на протяжении всего XXвека. Тема панно – танец. Опыт Сера их привлек меньше, тот слишком «мельчил» точки, больше привлекали картины Синьяка и Кросса, которые выкладывали мазками мозаики цветного конфетти на полотне.
– "Танец" написан мной всего тремя красками. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник.
Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все.
Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Группа увеличивалась. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы.
Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. Начало XX века ознаменовалось появлением в живописи нового художественного течения – фовизма. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году. 1900-х гг.
Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Достаточно вспомнить «Бар» (1900) и «Танцовщицу Мулен-Руж» (1906) Вламинка, «У Максима» (1895) Вольта, «Ночной клуб» (1906) и «Фатьма со своим ансамблем» (1906) Кис ван Донгена, «Акробата» (1908) Дюфи, клоунов Руо. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).
Так состоялся «первый разговор фовизма». Богато расшитая румынская блуза "играет" с красочным фоном, в качестве которого написаны обои, украшенные цветочным орнаментом. Он — самый «дикий из диких», самый ван-гоговский.
Ее членами были В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, П. Кончаловский, А. Куприн, Н. Кульбин, М. Ларионов, А. Лентулов, К. Малевич, И. Машков, Р. Фальк, В. Рождественский и др. У них не имелось программы, да и цельной школы они не составили. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Руо, ставший первым хранителем музея Моро, заметно выделялся среди остальных. им овладело желание «поиска чистых средств», которые вызывали бы сильные реакции. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков.
Вламинк говорил впоследствии: «От случайной встречи моей с Дереном родился фовизм». К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Они осознали значительность увиденного, но оценку дать не смогли.
С фовистами были дружны поэты Ж. Мореас, А. Сальмон и Г. Аполлинер. "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Больше все же нравилось ощущение того, что планы «давят» друг на друга. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Не было и группы как таковой.
Другое название этой работы – "Десерт". Встреча с писателем Ж. К. Гюисмансом пробудила интерес к проблемам христианского гуманизма. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков.
P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922).
В эти кризисные годы революции Кандинский колеблется между языком полуабстракций импрессионистическими пейзажами и романтическими фантазиями. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них. Дерен писал Вламинку: «Никто не помешает нам вообразить мир таким, каким нам хочется». указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок.
Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. К нему был близок Морис Вламинк художник писал темпераментно, смело бросая на полотно подвижные мазки контрастных тонов. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Матисс публикует в 1908 г. «Заметки живописца», как бы подводя итоги сделанному и намечая пути развития.
Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Вламинк в своей «Автобиографии» призывал смотреть на мир глазами ребенка. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам.
Отказавшись от тяжелой пластики, привычной уже линейной и пространственной перспективы, фовисты решали каждую свою тему в легком декоративном рисунке. От пуантили они шли к мощным цветовым аккордам или «оркестровкам», как говорил Фриез, больших пятен, предельно обобщая форму. В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». У фовистов эти точки увеличивались, получая характер ярких пятен.
Если импрессионисты изображали вокзалы, то фовисты — жизнь речных и морских портов. Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. «Откровение пришло комне сВостока». Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом.
Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Его сторонники стали употреблять чистые, звучные цвета, сильные и размашистые мазки, порывисто брошенные на холст пятна краски, смелые для того времени искажения форм. Проблема работать с натуры или по памяти и воображению не казалась фовистам важной.
В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Вслед за Дега и Лотреком художники интересовались миром артистов, кабаре, проституток.
В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Упрощенные очертания. Нередко у красочных пятен появлялись жирные, контурные линии. Первым «измом» XX столетия стал фовизм.
1912 «Старый мост в Кане», 1910). В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Фовизм указывал на движение вперед. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать.
За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. Реакция критиков была неоднозначной. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Матисс, вспоминая прошлое, говорил о том, что в начале 90-х гг. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма.
Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя Ф. как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств.
В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Главное – добиться максимальной энергии красок. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Само пристрастие живописцев к красному цвету, который невольно ассоциировался с огнем и кровью, легко возбуждал, возможно инстинктивно было граничит с их «левизной».
Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. 1902 "К городу", ок. 1903).
Он стал искать нечто устойчивое, сбалансированное, методичное. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Матисс говорил, что еще в начале 90-х гг. В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ.
Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера". Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Фовизм зародился в кон. Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Матисс говорил потом, что живопись Вламинка и Дерена его «не удивила», а сам он полагал, что работал в новой манере с 1908 г. Художники из Гавра Дюфи, Фриез и Брак учились в 1902 г. в мастерской академиста Бонна из которой вышли вскоре в полном составе.
Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). Он как бы стремится сочетать атмосферичность импрессионистов с красочностью фовизма. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось.
А. С. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным.
Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным.
Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Депутат-социалист Марсель Семба ценил живопись Матисса. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани). движением «Новые дикие». Краски палитры стали сдержаннее. Но – в динамике – парные картины разнятся.
Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. Фовисты любили оттенки пурпурно-красного и фиолетового, которые нередко заменяли у них черные тона. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. Но после 1907 года объединение распалось. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп.
В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру. Советский искусствовед М. В. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением».
Развивая художественные достижения постимпрессионистов и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Они вспомнили о детском рисунке. Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Двор замка", 1908).
Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. В создании Осеннего салона также принимали участие Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Одилон Редон и Эдуар Вюйар. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает -влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых "Трех купальщиц", приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбру аза Воллара в 1899 году. Значительным вкладом Брака в творческий процесс стало использование надписей и различных декоративных техник. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33.
Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Вламинк в «Автобиографии» подчеркивал, что он хотел показать «свободную природу, освободив ее от старых теорий, от классицизма, авторитет которого я (т. В газете «Жиль блаз» от 17 октября 1905 г. Луи Воксель поместил свои впечатления об одном из залов Гран Пале. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Словом, утверждается своего рода живопись «без правил» в духе предсказания, сделанного главе французского фовизма А. Матиссу его учителем Г. Моро: «Вам предстоит упростить живопись». Фовизм (от фр.
Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Новым движением особенно увлекся Жорж Брак, забросив свою многокрасочную живопись (в стиле фовизма им было создано около 40 работ). Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму.
Импрессионисты, конечно, почитались как первые мастера, открывшие красоту мира. Он умер в 1954 году. Но того ничто не могло остановить.