Но группа художников-фовистов просуществовала не так долго, вскоре объединение распалось, а творческие пути участников разошлись. Фовисты попытались изобразить некий взрыв объектов, стремясь раздвинуть мировые границы и отразить что-то мистическое и беспредметное. Так и повелось, что представителей нового направления стали называть фовистами. Однако вскоре фовисты отказались от попытки освоить художественную манеру пуантилистов, так как последние, по их мнению, свели на своих полотнах все чувства к ощущению сетчатки глаза, в результате чего терялась цветовая поверхность полотна, форма и контур изображения.
Одновременно чувственно вульгарные и прохладно проницательные фовисты совершили одну из главных революций в искусстве XX века. Только в живописи Матисса они становились фовистскими, переделанными по законам его мира. Надо сказать, большинство будущих фовистов обучались у образцовых мастеров: Эжена Карьера, Густава Моро, Леона Бонна, копировали образцовые классические работы в Лувре. Художники фовисты заявили о себе на парижских выставках 1905-1907 гг., однако вскоре объединение распалось и творческие пути участников разошлись. Выразительные возможности цвета, выявленные фовистами, активно использовались многими живописцами XX в., начиная с экспрессионистов, абстракционистов и кончая появившимся в 80 -90-е гг.
Несмотря на то, что сам Вламинк утверждал, что «фовизм – это он и его творчество», настоя-щим лидером и вдохновителем фовистов был все же А. Матисс. Фовисты тяготели к лаконичному рисунку, сюжет в их произведениях не играл никакой роли. Художники-фовисты регулярно устраивали выставки в различных салонах, в результате чего течение «диких» приобрело международный статус. Любопытно, что название этого течения Фовизм происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году.
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869 – 1954) – французский художник и скульптор, лидер течения фовистов. Кроме Анри Матисса речь о котором пойдет позже, к фовистам можно отнести таких художников : А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. Фовисты громко заявили о себе на парижской выставке 1905 г., шокировав публику яркими, кричащими красками, придававшими картинам несколько «дикий» вид.
Тем не менее, со временем картины фовистов получили огромную известность во всем мире. Для фовистов устроили очень ловкую перетасовку их картин. Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом. Жизнь направления была стремительно короткой – последняя выставка фовистов состоялась в 1908 году. Картины фовистов отличались яркими, смелыми красками, спонтанными мазками, непринужденной композицией и полной независимостью от заветов старой школы.
Фовисты не имели общей эстетической программы их объединял декоративный характер живописных исканий. Яркое, страстное и наивное творчество фовистов стало свежим дуновением в изобразительном искусстве начала ХХ века. Название этого течения происходит от французского «les fauves» (буквально, «дикие»), как назвал фовистов критик Луи Восель в 1905 году. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент.
Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Свободный и смелый стиль этого художника переняли и фовисты — представители нового направления, которое озарило своим приходом живопись начала ХХ столетия. Особенностью его работ был монументальный характер живописи даже в тех случаях, когда речь шла об изображениях небольшого формата: Сезанн создал новый художественный норматив, который использовали и на который опирались фовисты.
Вдохновителями фовистов послужили импрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. Таким образом, смелое экспериментирование с цветом художников-фовистов использование движения не только от теплых тонов к холодным, но и наоборот привело к образованию новой манеры письма, получившей название «без правил». Сами же художники фовисты никогда не признавали над собой данного эпитета. Другой фовист – М. Вламинк – на короткое время заинтересовался кубизмом, однако художественная манера нового направления его также не удовлетворила.
Впервые фовисты представили свои произведения на парижском Осеннем салоне в 1905 году, где их отдел был назван «клеткой диких» (в буквальном переводе с франц. Живопись фовистов отличает плоскостность форм, насыщенность чистых цветов, отказ от светотеневой моделировки и линейной перспективы. Язвительная реплика была подхвачена художниками – Матисс предложил своим последователям так и назвать себя: фовисты – дикие (франц.
Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане.
Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы. Но того ничто не могло остановить.
Санкт-Петербург, Эрмитаж. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». С женой Матисс виделся все реже и реже. Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода.
Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Фовизм (от фр. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). от фр. Развивая художественные достижения постимпрессионистов и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории. Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47).
Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. стр. ). Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Но – в динамике – парные картины разнятся.
Ребята уже давно знали друг друга. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530).
Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. фр.
Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими. Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Cлучайное высказывание закрепилось как название всего течения. У Анри и Амели один за другим родились два сына.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. Сходство заключено в настороженном взгляде. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка – их работы размещались только в одном зале (номер VII). Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям.
Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Двор замка", 1908). Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет.
В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. Не было и группы как таковой. Он снова преподает и развивает свои идеи.
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Так случайное высказывание вошло и закрепилось как название за всем течением. К ноябрю этого же года они расстаются. в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж".
По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии.
Краски палитры стали сдержаннее. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму.
движением «Новые дикие». И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них.
Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее.
Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Дополняет образ острота ритма. В основном, фовисты работали с пейзажами, редкие портреты носили нотки какой-то иронии со стороны автора.
Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». les fauves). В это время происходит последнее преобразование его живописной системы.
С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета.
И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы.
Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Сперва группа французских художников, среди которых выделялся Андре Матисс, объединилась на основе своего видения живописи. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Довольно часто на полотнах фовистов можно увидеть зеленое небо, желтое дерево или синее лицо. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает -влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых "Трех купальщиц", приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбру аза Воллара в 1899 году.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Чёрный формировал плоскость и задавал очертания предметов, придавая им телесную плотность и устойчивость. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа.
Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ). Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Дополняет образ – острота ритма. Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Живописные искания "бубнововалетовцев" шли параллельно с экспериментами французских фовистов и художников немецкого экспрессионизма, в частности, группы "Синий всадник". Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма.
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Осень.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине.
Родился в бедной многодетной семье. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. " Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами.
Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907). Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков.
Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства.
С одной стороны, оба течения обладают автономными художественными программами и не могут безоговорочно рассматриваться как единое движение. Природа, пейзаж служили фовистам не столько объектом изображения, сколько поводом для создания экспрессивных, напряженных цветовых решений. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters.
По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Стайны подружились с художником. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму.
Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. (фр. Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ».
Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи.
Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов). Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). 1890-х – нач.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов».
fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах.
Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть). Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Фовизм (франц. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). В. Б. 1900-х гг. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов).
Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе».
Кандинский до самого конца не усомнился в своем "внутреннем мире", мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм "мертворожденным" они возникали из воли к содержательности и жизненности. К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). сом в более реалистической манере.
Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи.
В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль.
Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Холодность цветовой гаммы и пластическая заостренность пейзажей и натюрмортов начала 1910-х гг. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика продолжает совершенствоваться рисунок, выполненный преимущественно пером, карандашом и углем. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Другое название этой работы – "Десерт". Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах "вырастая", заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов.
Жизнь его была на исходе. Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова.
Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Фовизм указывал на движение вперед. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним – Кандинский).
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали.
Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна фовизм художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков назвал этих живописцев дикими зверями (les fauves). Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани).
В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией. Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой.
В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков. les fauves). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. Одной из самых значительных работ Дерена, написанных в этот период, стала известная картина «Гавань в Провансе» (1912). Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой.
Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Все пространство картины заполняет прозрачный воздух. Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Советский искусствовед М. В. В 1912 году он еще дважды ездил туда. На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества.
1902 "К городу", ок. 1903). Не было и группы как таковой. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). Все это заметно улучшило материальное положение живописца.
Художники-фовисты говорили о высвобождении цвета – именно его они считали главным живописным инструментом. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс. В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок).
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками. Доминика и Девы Марии. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью.
Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Художники-фовисты говорили о высвобождении цвета— именно его они считали главным живописным инструментом. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
Излюбленной темой художника была женская модель. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи.
А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. После чего критики окрестили новое направление такими эпитетами, как «дикое», «варварское». Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589 – 1595) и повторением классического академического рисунка. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им.
Все остальное здесь придумал сам Матисс. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Однако родители Василия в будущем видели его юристом.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Сами художники никогда не признавали этого эпитета. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами. Естественно, художники не работали в вакууме: в ранних работах фовистов чувствуется влияние Пола Синьяка и Жоржа Сера, но направление ознаменовало начало безудержного и смелого использования цвета крупными и яркими мазками.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910). Она – в композиции моей картины. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм». Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка.
Ж. Руо принимается за создание картин-притч. Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло.
Фовизм набирает популярность и привлекает новых покупателей, среди которых числятся и русские коллекционеры: Иван Морозов и Сергей Щукин. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. На скале растут редкие деревья. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний. Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». Благодаря первому вего творчестве появляется марокканская тематика, характерные пейзажи, орнаментальность, второе несколько меняет технику живописца— он осваивает приемы иконописи. Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. Wuerzburg, 1981.
Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов.
Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. Но после 1907 года объединение распалось. Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов.
Возможность рассматривать экспрессионизм и фовизм единым художественным явлением остается предметом обсуждения. Картины, по его мнению, суть не просто изображения определенных предметов, а самостоятельные существа из линий и красок, которые похожи на их прототипы настолько, чтобы сохранялся ключ к пониманию изображенного. Впервые с картинами фовистов широкая публика смогла ознакомиться на Осеннем салоне, который состоялся в Париже в 1905 году. Нельзя не отметить увлечение исламским искусством с орнаментальной цветностью, а так же буддийской иконографией, которая учила в трактовке человеческого тела выбору чувственных поз. Тема панно – танец.
В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. «Ярисую неженщину, ярисую картину».
– "Танец" написан мной всего тремя красками. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг.
Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории.
Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37.
Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира".
Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц» – работу, которая дает начало кубизму. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Холст, масло.
Это была судьба. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами. Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Исчезают стул и обои.
Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Фовизм зародился в кон. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922).
Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Тем не менее именно этот локальный на первый взгляд, эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением».
Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах. «В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы и т. д. Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Жил Матисс в это время трудно.
Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. Природу, людей, окружающие пространство они видели никак объекта для творчество, а как сопутствующие предметы призванные передать мысль художника, облаченную во множество световых симфоний, но окончательного разрыва с исходным объектом фовисты все-таки не допускали. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап.
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Не случайно у А. Maтиcca, А. Дерена, М. Вламинка почти никогда ничего не происходит: все изображаемое лишь соседствует. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга. На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. движением «Новые дикие». Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека.
картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы. В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру. А. С. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза.
Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. 1912 «Старый мост в Кане», 1910).
В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913).
Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914). В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
В 1886 году он едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек.
«Откровение пришло комне сВостока». Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Фовисты не пытались реалистично показать жизнь, они показывали, скорее, страсть к жизни, краски и эмоции. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена.