Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас.
Представляем серию натюрмортов от фотографа Карины Сосновской из горда Минск. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями. Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт.
Карина снимает в жанрах архитектурная фотография и натюрморт. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат. С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии.
И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. В целом слова «натюрмортная фотография» ассоциируются с традиционными картинами ваз с цветами и несколькими тщательно расположенными элементами. Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш.
Сценки простые, забавные, но вполне реалистичные. В зависимости от своей идеи автор подбирает композицию фотографии, расставляет акценты, добавляет визуальные (световые или цветовые) эффекты. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться.
В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Знания первой позволят придать требуемое настроение. Обработка в графических редакторах (Photoshop).
Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой. Контуры предметов смягчены, подразмыты, создан эффект дымки, свечения, практически сна. Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться.
Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи.
Поэкспериментируйте с различными позициями вашего источника света. Работа построена на единстве тоновых и цветовых отношений (по темным тонам).
И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Сами предметы подобраны как символы познания: разломленный гранат – структура познания, книги и свиток – его результаты, а часы (символ времени) – необходимое условие. Как же отобрать предметы для натюрмортных сцен. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
Можно подумать, что съемка натюрморта – это очень просто и легко. Если взрослый человек способен проанализировать и оценить работу, даже если она не отвечает его представлениям, а молодой человек может отнестись к ней не серьезно и поверхностно, то ребенок глубоко восприимчив, работа может произвести на него сильное впечатление, но нельзя четко утверждать, что оно будет иметь положительное значение для развития психики этого ребенка. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Линейно-тоновая композиция выстроена в треугольнике. Вот таким образом, каждый раз, когда фотохудожник создает работу, он должен задавать себе вопросы: «А для кого она. », «Кому можно ее показывать, а кому нет. ».
Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр абсолютно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя. Для фото натюрморта более важна композиция, свет и детали. Во втором случае разбегаются мысли, а за ними глаза. Работу над натюрмортом художник К. С. Петров-Водкин описывал как одну из «острых бесед живописца с натурой». Фотограф так же, как и художник, при работе над созданием натюрморта должен, как отмечал В. А. Фаворский, «слышать тихую жизнь» предметов, слышать, как они «разговаривают» друг с другом. Вы же не хотите превратить ваш натюрморт в собственный портрет в отражении вас и камеры. Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа».
Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Во всех трех приведенных случаях и во многих других, формирование идеи (задумки) или «истории» для создания натюрморта сложный процесс с большим количеством проб, ошибок и т. д. Как мы уже отмечали, при съемке натюрморта фотограф работает с изображением ряда вещей.
Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. Варианты самого процесса создания конечно у всех фотографов разные (например: кто-то очень долго обдумывает идею, а только потом подбирает необходимые предметы, а кто- то определяется с задумкой уже в процессе постановки), но суть длительного поиска, раздумий или экспериментов очевидна. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
Для переносного источника начните с бокового освещения, а затем пробуйте разные углы. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов.
Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название. Композиция «контурная», «линейная». Возникает конфликт автора (мнение, видение, замысел фотографа) и общества (восприятие и реакция на работу). Натюрморт может состоять как из предметов, объединенных какой-либо одной функцией или имеющих сходные качества (например, посуда или цветы), так и из вещей, которые далеки друг от друга. При слишком сильном освещении некоторые детали предметов «забиваются» светом, а при слабом плохо прорабатывается фактура вещей.
В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру.
Двусоставная композиция, построенная на объединении групп объектов и заключение их композиционные фигуры – поддерживающая группа (в данном натюрморте – треугольник, полученный группой листьев) находится внутри главной (эллипс, полученный общей постановкой предметов). Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Фото натюрморты, как известно, достаточно популярный вид фотографии.
Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. Поскольку именно здесь очень важно правильно сочетать предметы и складывать композицию в кадре, чтобы добиться наиболее выразительных и интересных снимков. И вот почему. Важно увидеть необычное, в расположении обычных вещей. Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией».
«Натюржив». В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием. Ко всему прочему, «зеркалка» позволяет наблюдать изображение на видоискателе и четко контролировать глубину резко изображаемого пространства, а также характер распределения теней. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые.
Натюрморт называется «Симфония в красных и золотых тонах». Still life classic with the butterfly.
Либо необычное сочетание контраста и фактур предметов. Цветовая поддержка левого нижнего и правого верхнего углов (бабочка и драпировка на заднем плане) является так же (вместе со зрительной линией от носика кувшина) и динамическим выходом на левый верхний угол. Он часто называл свои работы «симфониями». Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. В первом случае глаза разбегаются, а за ними разбегаются и мысли.
Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben». В третьем случае мысли должны появиться. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации).
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные». Стоит отметить, что натюрморты с атрибутами искусства также встречались в живописи Жана Батиста Шардена. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. При съемке натюрморта большое значение имеет правильно подобранный фон.
Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Фрукты так же подобраны маленького размера для поддержания атмосферы.
Котенок в натюрморте – центр композиции – главная составляющая часть натюрморта. Кто о чём, а я снова о цветах. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение.
Здесь нет четкого правила. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Технические параметры съемки так же очень важны. Появилось новое название этого жанра именно в фотографии – «Still life» - «тихая жизнь», все больше экспериментов.
Расширился и круг используемых предметов. Это был отдых, расслабление и полная свобода. Но за прошедшее с момента появления в искусстве этого жанра ситуация стала меняться.
Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Угол наклона тоже важен. Как показывает история фотографии именно натюрморт оказался менее всего представлен в фотографическом искусстве, хотя с него эта история собственно и началась. Идеей этой работы стало «рождение нового натюрморта».
Натюрморт дословно переводится как «мертвая натура». Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности. Фото натюрморты основаны на абсолютно другой концепции, отличной от обычной фотографии.