Хотя и с ними можно фотографировать, просто это не каждому натюрморту подойдёт. Фотографические натюрморты на сюжет Vanitas (лат. Съемка натюрмортов – это уникальный фотографический опыт.
Прекрасные, красочные натюрморт фотографии с цветамиАшрафула Арефина (Ashraful Arefin), фотографа изДакка, Бангладеш. В количественном плане фотографический натюрморт сильно уступает другим жанрам, лишь эпизодически появляясь в творчестве того или иного автора. Американский фотограф Катрин Алманас снимает постановку и чаще всего – натюрморты с идеальной композицией, геометричными светотенями и едой, разложенной будто на операционном столе, с аккуратным местоположением всех представленных объектов.
Как и любой другойжанрфотографии, натюрморт невозможен безкомпозиции. Листая книги по истории фотографии и каталоги коллекций крупных музеев, шанс найти отдельный раздел, посвященный натюрморту, практически равняется нулю. Принципы работы со светом, которые описаны в этом уроке, применимы не только к натюрморту, но и к остальным жанрам фотографии.
Фотограф из Чебоксар Борис Емельянов рассказывает о создании своих натюрмортов и делится мнением о развитии этого жанра фотографии в России и за рубежом. Популярностьнатюрморта в фотографии в последнее время растет и набираетзаметныеобороты. Чтобы вдохновить вас, мы отобрали прекрасные натюрмортные фотографии, снятые участниками фотосообщества 35photo.
Задание Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом» Фотосъемка натюрморта: в динамике с использованием диагоналей и геометрической композиции в статике использованием пространственной композицию. В середине двадцатого столетия в жанре «натюрморт» много фотографий сделал Йозеф Судек, который придавал предметам изображенным на фото, особое настроение при помощи тонкой игры со светом. И в живописи и в фотографии один из самых сложных жанров — натюрморт. Провокативный нью-йоркский фотограф и художник Дэвид Бенджамин Шерри известен почти монохромными изображениями неизвестных объектов причудливых растекающихся форм, которые он то вешает в воздухе, то раскладывает на столах и прославившим его натюрмортом из ппошлых пластиковых фруктов. С появление фотографии натюрморт не потерял своей популярности, даже не смотря на то, что большинство сегодняшних фотографов привлекает возможность съемки в действии.
Для получения потрясающих и удивительных фотографий натюрмортов основное внимание уделяется таким факторам как контраст, цвет, тень и свет. Примерами таких натюрмортов смело можно считать фотографии, которые мы сегодня подготовили для вас. Так как объекты в натюрморте располагаются на ограниченном пространстве, задний план чаще всего делается однородным, чтобы не отвлекать внимание и не перегружать фотографию деталями.
Расширился и круг используемых предметов. Мастером «шокирующего натюрморта» был Джоель-Питер Уиткин, который снимал разные части человеческого тела в обрамлении фруктов и цветов («Пир глупцов», «Голова женщины» и пр. ). Термин этот был придуман во Франции и в переводе обозначает «мертвая природа». Ипполит Байяр в 1839 году составил композицию из гипсовых слепков, Жак-Луи Дагер сделал несколько натюрмортов с гипсовыми слепками, небольшими скульптурками, картинами и фрагментами античных фризов, Генри Фокс Толбот — с раковинами и ископаемыми. В этой ситуации лучше не повышать светочувствительность (её значения будут достаточно экстремальные и приведут к появлению сильных шумов), а закрепить камеру. В каком бы жанре он не работал — снимки всегда были технически идеальны.
Расширяется круг предметов: наряду с такими банальными бытовыми вещами, как вилка или очки, появляются индустриальные предметы (инструменты, детали машин и станков). Манипуляции с диафрагмой и максимальное использование возможностей оптики при фотосъемке в этом жанре дают массу вариантов для воплощения идеи фотографа. Знания первой позволят придать требуемое настроение. С начала двадцатого столетия жанр натюрморта начал несколько видоизменяться. Такого рода натюрморты присутствуют в работах Ричарда Джонса, Ипполита Байяра и Реми Робера.
Вариации обработки очень обширны и зависят от творческой идеи и возможностей фотографа. На глубокое изучение цвета и колористики мастер потратил семь лет. Но в душе мастера не было гармонии и спокойствия: те фотографии, что по-настоящему воплощали его творческие порывы, журналы печатать отказывались, говоря, что для глянца они «слишком сильные».
Фотографы нередко повторяли композицию и использовали те же предметы, что и художники. Точка фокусировки, как правило, должна быть на главном предмете, но глубина резкости должна быть достаточной, чтобы все объекты были хорошо проработаны (если обратное не предусмотрено творческой задумкой). Да и тема не должна быть слишком общей: можно, конечно, попробовать сделать натюрморт с сюжетом «Времена года», но либо объектов будет много (нужно ведь каждое время раскрыть), либо сюжет будет сложно читаться. В Голландии же вообще не существовало единого термина: каждая специализация (завтраки, цветочные букеты, рыбные натюрморты) имела сове собственное название.
В середине девятнадцатого столетия появились натюрморты, сделанные на сюжет «Vanitas», что с латинского переводится как «тщета», «призрачность». Натюрморт, на котором сфотографированы расположенные на поверхности стола небольшие объекты, также называют иногда «настольной фотографией». В жанре рекламного натюрморта много работал Ирвин Пен.
Также средствами натюрморта могут решаться и более сложные художественные задачи. Сегодня данный жанр фотоискусства нередко используется в рекламной фотографии. Обработка в графических редакторах (Photoshop). При обработке фотографий довольно часто требуется замена фона. К тому же, если не использовать вспышки источники света достаточно слабые. Такова фотография «Хлеб, соль и вода» (Bread, Salt and Water): песчаная текстура соли, зернистая вязкость хлеба и бокал с водой прозрачной чистоты находятся во взаимодействии друг с другом, они перекликаются, будучи объединенными в единую композицию.
Можно, конечно, просто ставить на твёрдую поверхность и использовать задержку спуска затвора (чтобы фотоаппарат не шатался от нажатия на кнопку), но удобнее всё-таки использовать штатив. Лучше разбить, сделать отдельно летний, осенний, зимний, весенний натюрморты. Фото натюрморты сосредоточены на цвете, контрасте, тенях и свете. Ирвинг Пенн (Irving Penn) был известным фотографом моды. В Голландии же единого наименования для данного жанра не существовало, каждая специализация (цветочные букеты, завтраки, рыбные натюрморты) обладала собственным названием.
Уникальное чувство визуального ритма позволяло ему разглядеть красоту в чем-то незначительном — в тех же окурках, фотография которых стала его визитной карточкой. В фотографической энциклопедии Фреда и Глории Макдарров слову «натюрморт» дается следующее определение: «Общий термин для фотографий неодушевленных объектов изделий и товаров, часто для использования в рекламе».
И важно, чтобы второстепенные элементы формировали сюжет вместе с главным объектом. Особенно если на них красивые цветы и красивые предметы домашнего обихода. В начале XX века фотография ищет новые способы и объекты для воплощения жанра натюрморта. Технические параметры съемки так же очень важны.
Результатом работы явился фотоальбом «Цветы» (Flowers). Основными объектами таких натюрмортов были цветы, фрукты или мертвая дичь. Высказывание Генри Фокса Толбота о том, что «голландская школа живописи служит для нас авторитетным источником в изображении предметов повседневной, обыденной жизни», похоже, не осталось без внимания, о чем свидетельствуют, например, работы Роджера Фентона, Уильяма Лейка Прайса и Дрю Даймонда. Малейшие изобразительные нюансы в его работах отражают философию окружающего мира. Это и делает натюрморт привлекательным для фотографов и для меня в частности.
Это был отдых, расслабление и полная свобода. Когда небольшие объекты расположены на поверхности стола, натюрморт иногда называют «настольной» (table top) фотографией. Натюрморт лучше снимать со штатива, так как резкость имеет здесь важное значение. Сам же термин «натюрморт» пришел в фотографию из живописи. В Англии подобный жанр изобразительного искусства носил название «still life», а в Германии «stilleben».
Фотографы стали искать более сложные ракурсы использовать приближенную съемку, экспериментировать с фактурой и формой объектов. Обязательной составляющей этих натюрмортов был череп. Часто натюрморт используют для демонстрации в изящной форме определенных предметов быта либо прикладного искусства. Французское сочетание nature morte (мертвая или умерщвленная природа) отличается от английского still life и немецкого stilleben (спокойная, тихая жизнь) не только написанием, но и значением.
Им был создан новый тип натюрморта, отличный от классической традиции. В его работах композиционная ясность соперничала с бескрайней элегантностью. Ирвинг Пенн был непревзойденным мастером фотографии. И то и другое переводилось как тихая, спокойная жизнь. «Пейзаж из костей» (Bone Landscape), запчасти от грузовиков — на своих снимках мастер виртуозно показывал скрытую от обывательского взгляда жизнь неодушевленных предметов.
В отличие от пейзажа подойдёт самый простой и недорогой, так как особых требований или сложностей при съёмке натюрморта нет. Кто о чём, а я снова о цветах. Просто запечатлеть скомпонованные вместе предметы оказывается уже недостаточно. Натюрморты часто снимаются на закрытых диафрагмах (хотя это не правило, всё зависит от ситуации). Не пытайтесь, по крайней мере на первых порах, включить в кадр абсолютно разные объекты, так как есть большой риск запутаться самому и запутать зрителя.
И вот почему. Просто запечатлеть предметы, скомпонованные вместе, было уже недостаточно.
Если бы край абажура не был отрезан, то потерялся бы объем создаваемый комодом, так как диагональ проходила бы только по половине кадра.