Рембрандт считал, что истинная цель художника заключается в изучении натуры, поэтому все картины живописца получались, чересчур фотографичными: нидерландец старался передать каждую эмоцию изображенного человека.
Уже к 22 годам у него появились первые ученики, в числе которых был и Герард Доу. Он использовался многими художниками. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. Из 10 детей в семье Рембрандт был самым младшим. В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства.
Повреждения затронули около 30 шедевра. Некоторые детали портрета тщательно выписаны, другие же смело обозначены как бы мимоходом. Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. О детстве художника известно не так уж много. Этот сюжет часто использовали художники и писатели.
Понадобилось 20 лет реставрации для возвращения её первоначального вида. дв., 1657 и др. ). тогда, когда художник олицетворяет Спасителя, Богоматерь, учеников и последователей Христовых («Снятие со Креста» в эрмит.
На картине достаточно и иных подробностей, строго и беспристрастно отображенных, вроде грязных ног казненного преступника (именно такие тела отдавали медикам). Не только сюжет этого второго «Урока анатонии», но и его композиция вам кажется странной. Но не стоит забывать, что это и портрет Зевксиса, древнегреческого художника. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно за такую огромную для XVII века цену он был однажды продан. Изображенная на полотне женщина явно ждет кого-то (или чего-то), что дает основания идентифицировать ее образ с Данаей.
Он пишет спокойные исполненные теплоты и интимности библейские и жанровые сцены, раскрывая тонкие оттенки человеческих переживаний, чувства душевной, родственной близости (Давид и Ионафан, 1642, Святое семейство, 1645, – оба в Эрмитаже, Санкт-Петербург). Дела Рембрандта шли плохо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно.
На работах ван Рейна нельзя проследить некой помпезности. Книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. После смерти Хендрикье Титус и дальше вел дела отца. Интересен и еще один факт.
Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Это самая известная картина Рембрандта. Моделью для Вирсавии, вероятно, послужила подруга Рембрандта Хендрикье Стоффельс. Стихии света и цвета, независимые и даже отчасти противоположные в ранних работах художника, теперь сливаются в единое взаимосвязанное целое. Монументальная героическая картина «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена8. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Рембрандт изобразил известный эпизод из Евангелия от Иоанна. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года.
Британский искусствовед Кеннет Кларк писал, что всякий, кто хоть раз видел ее, согласится с тем, что перед ним «величайшее полотно из всех когда-либо созданных рукой художника». Четвёртый сын Титус выжил, но через год после его рождения умерла жена Саския. Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Не всем нравилась манера Рембрандта изображать человека таким, какой он есть. В конце XVI века, до того как прославиться в театре, Шекспир написал большую поэму «Обесчещенная Аукреция».
После распродажи в 1657—1658 годах дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)8 художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни6. Саския стала музой и любимой моделью художника. Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. Лейденец Герард Доу— один из первых учеников Рембрандта— всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Аллегории музыки» 1626 года8. Удивительная композиция и распределение субъектов в картине вне зависимости от их количества в сцене.
Картина полна нежности и сострадания. Картины Рембрандта стали ярким выражением идей того времени. Вавилонский царь Валтасар описан в ветхозаветной книге пророка Даниила.
Он не уставал удивлять людей на протяжении всей своей жизни. «Пир Валтасара» демонстрирует, как мастерски художник трактовал подобные темы.
Краска немедленно начала пузыриться. Популярность автора начинает падать. Картина Рембрандта «Ночной дозор» вызывает у зрителей, рассматривающих ее, полное ощущение реальности всего происходящего. в «Уроке анатомии»), световые же рефлексы от этой главной группы распространяются на прочие ближайшие к ней лица или аксессуары и, наконец, остальные части картины тонут в прозрачном, глубоком полумраке, полном воздушности. в Амстердаме) и «Возвращение блудного сына» (имп.
Рембрандт боготворил свою супругу, часто изображая в различных образах в своих работах. Одна из самых известных картин художника «Автопортрет с Саскией» показывает счастливого Рембрандта со своей молодой женой. Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в городе Лейден в многодетной семье владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна (Harmen Gerritszoon van Rijn). С 1612 г. по 1616 г. Рембрандт, подобно большинству голландских детей своего времени, посещал начальную школу, а с 1616 г. по 1620 г. – латинскую школу, где основными предметами были ораторское искусство и изучение Евангелия. С 1620 г. по 1624 г. Рембрандт обучался живописи. По традиции на них изображались либо выступающие на войну против Испании ополченцы, либо представители ремесленных цехов. Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Ночной Дозор – это групповой портрет членов стрелковой гильдии.
Карл Маркс говорил, что Рембрандт писал Мадонну в виде нидерландской крестьянки. Темный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. Хотя эта заказная работа начата в 1661 году, она пролежала незаконченной в мастерской Рембрандта до самой его смерти в 1669 году.
По-видимому, он стоит на пороге смерти. А что же случилось с Гертье Диркс. А уцелевшая часть (124 на 100 см) хранится теперь в Амстердаме.
1669 год. гал. ) и «Рембрандт с его женою» (там же). В последний год жизни Рембрандт создал свой главный шедевр – монументальное полотно Возвращение блудного сына (около 1668-1669, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), воплотившее всю художественную и морально-этическую проблематику позднего творчества художника. Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника.
Рембрандт начал эту картину в середине 30-х годов, но она была продана только в 1647 году. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста7. Как и в случае с девочкой из Ночного дозора, в Возвращении блудного сына есть персонажи, окутанные тайной.
Самой примечательной на нем является фигура доктора Николаса Тюлъпа (1593-1674), бывшего с 1629 по 1653 годы главным анатомом и лектором Гильдии врачей города Амстердама. муз., 1648: гравюра Христос исцеляет больных Поклонение волхвов, в букингемск. Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника.
Есть много свидетельств, что Рембрандт порой симпатизировал сектантству. Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей.
Тема блудного сына неоднократно и ранее возникала в творчестве художника. Подобные групповые портреты именно в то время были очень популярны среди гильдий врачей.
Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Я обвиняю. » (2008)12. Так что это не был брак по расчету. Зато все требования заказчиков были выполнены.
Пристыженные обличители удалились, а Иисус велел женщине идти и впредь не грешить. Царь приказал наполнить сосуды вином для своих вельмож, жен и наложниц.
Фигуры на них располагались в ряд, как на школьной фотографии. «встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче. Новая няня Хендрикье Стоффельс родила Рембрандту двоих детей.
Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Правда, как правило, члены группы позировали для них, усевшись в ряд. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Размеры данной картины больше, тона насыщеннее. В это время рождаются картины Рембрандта с названиями «Портрет старика в красном», «Портрет сына Титуса за чтением» и другие работы. Еще одна загадка: весьма неубедительно изображенная лошадь.
Рембрандт обожал свою Саскию, она была его музой и другом. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Эрмитаж, 797), а в 1682 — «Еврейская невеста» (в амстердамском музее). В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель (деревянная палочка с шариком на конце, служащая художнику опорой при выполнении мелких деталей).
На картине Исаак лежит на жертвеннике поверх дров. Написана, когда художник пребывал в расцвете творческих сил. Все более художника привлекают образы простых людей, стариков, служащих воплощением жизненной мудрости и духовного богатства (так называемый Портрет жены брата художника, 1654, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Портрет старика в красном, 1652-1654, Эрмитаж, Санкт-Петербург). После возвращения в Лейден он бесконечно оттачивал своё мастерство. гал. ), Портрет Саскии (в дрезд. Влияние искусства Рембрандта было громадным.
Рембрандт стал его последним протеже. Наглядно он проявился в 1642 году, когда картина Ночной дозор (Рейксмузеум, Амстердам) вызвала протесты заказчиков, не принявших основную идею мастера – вместо традиционного группового портрета он создал героически-приподнятую композицию со сценой выступления гильдии стрелков по сигналу тревоги, т. е. Текстура и цвета играют роль в определении настроения картины. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи.
Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Кто они — неизвестно. Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Персонажи готовы ожить в любой момент. На холсте изображена рота ополченцев, которая отправляется в поход.
в эрмитажной Данае). Самая известная из картин Рембрандта.
В 1663 году умерла любимая художника – Хендрикье. В феврале 1668 года Титус женился, но спустя семь месяцев умер в возрасте двадцати шести лет.
Про Якоба до нас дошло очень мало информации, по этому и историки и искусствоведы не могут точно сказать о влиянии Сваненберха на творческой манеры Рембрандта. в Амстердаме) и Возвращение блудного сына (имп. Отец Рембрандта был зажиточным мельником, мать – хорошо пекла, была дочерью пекаря. К любимым жанрам великого голландца относился и групповой портрет. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками.
Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. В это же время художник получает заказ на серию работ с библейским сюжетом. Спустя некоторое время Рембрандт похоронил своего сына Титуса и его невесту. Рембрандт написал Вирсавию обнаженной и придал картине ярко выраженную эмоциональность. Интересен и еще один факт.
Быть может, достаточно сказать, что Вирсавия горестно размышляет о своей судьбе. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Благодаря «Уроку анатомии» Рембрандт сразу снискал известность. Один из излюбленных сюжетов Рембрандта, основанный на эпизоде из Евангелия от Луки. Например, Даная появляется в сериале Бандитский Петербург как картина Рембрандта Эгина.
Трое его детей умерли ещё во младенчестве. И все же это едва ли прославление богатства и самодовольство. Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера» исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов16.
«Ночной дозор» – один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Постепенно складывались неповторимый стиль и особая техника живописи. Невольно напрашивается сравнение с «Вирсавией», которая была написана в то же время и почти наверняка изображает ту же модель — Хендрикье Стоффельс. Фамилия «ван Рейн» означает дословно «с Рейна», то есть с реки Рейн, где у прадедов Рембрандта стояли мельницы.
В «Уроке анатомии доктора Тульпа» пирамидальное, а не линейное размещение на картине персонажей позволило сделать образы героев более выразительными и психологически точными. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Так появляются картины Рембрандта с названиями «Жертвоприношение Авраама» и «Пир Валтасара».
Св. Она теперь не резвое дитя, беззаботно смотрящее на Божий мир. А что касается приданного невесты, то художник его не промотал, а существенно приумножил. жена родила Рембрандту троих детей, но все они умирали новорожденными. Встал и пошел к отцу своему.
Старцу Симеону было предсказано, что он «не увидит смерти, доколе не увидит Христа. Мать, дитя, даже колыбель — чисто голландские типы XVII века. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом.
Это последний групповой портрет, созданный Рембрандтом. С другой стороны интригует факт: в 1654 году в Амстердаме был напечатан памфлет под названием «Польский всадник» в защиту радикальной секты социниан. Кисти Рембрандта принадлежат две картины на эту тему.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: – портрет невесты Pембрандта (в кассельск. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Рембрандт сосредоточивает внимание на лице и руках, выхваченных из темноты мягким рассеянным светом, едва уловимая мимика лица отражает сложное движение мыслей и чувств то легкие, то пастозные мазки кисти создают переливающуюся красочными и светотеневыми оттенками поверхность картины.
Сейчас она демонстрируется в «Эрмитаже» под бронированным стеклом, защищающем шедевр от вандалов. Когда свершилось это кощунство, вдруг появилась таинственная рука и начертала на стене странные слова: «Мене, мене, текел, упарсин». С годами реалистическое искусство Рембрандта Ван Рейна всё улучшается и развивается. В этот же период Рембрандт много работал в технике офорта и гравюры (Писающая женщина, 1631 Продавец крысиного яда, 1632 Странствующая пара, 1634), создавал смелые и обобщенные по манере карандашные рисунки. По одной версии, эта работа связана с «Артаксерксом, Аманом и Эсфирью».
Двадцативосьмилетний художник явно тот же человек, что и смотрящий с вызовом пятидесятипятилетний мастер, а также испытавший горести и невзгоды шестидесятитрехлетний старик, стоящий на пороге смерти (Автопортрет в облике Зевкиса). После кратковременного обучения в Лейденском университете (1620) Рембрандт решил посвятить себя искусству и учился живописи у Я. ван Сваненбюрха в Лейдене (около 1620-1623) и П. Ластмана в Амстердаме (1623) в 1625-1631 работал в Лейдене. На холсте появились посторонние лица. Призывает отомстить, а затем налагает на себя руки.
А ниже – «Урок анатомии доктора Деймана», заказной групповой портрет для анатомической школы в Амстердаме. Ганимед дрезденского музея). Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни7, каковы два «Святых семейства» 1645 и 1646 годов. В 1641 году у них родился сын Титус ещё трое детей умерли в младенчестве. Рембрант писал себя в разных ракурсах, во всевозможных обличиях.
Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Портрет Джероламо (. ) Барбариго» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля8. Написана она была в последние годы жизни мастера.
Среди других известных его работ— «Валаамова ослица» (1626 г).
Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях— «Побиении камнями св. Некоторые исследователи интерпретируют женскую фигуру за колонной как второго, послушного сына – хотя традиционно эта роль отводится мужчине на первом плане. Даниил сказал царю, что они означают его гибель предсказание сбылось в ту же ночь.
Снятие с креста — распространенный сюжет в европейской живописи. Кажется, что он вечно плачет по судьбе усопшей. На картине «Святое семейство», которая была написана в 1645 году, лица персонажей естественны, нидерландец будто бы желает с помощью кисти и красок перенести зрителей в уютную атмосферу простой крестьянской семьи. В 30-е годы Рембрандт написал ряд картин на тему Страстей Господних, в том числе «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» для штатгальтера Нидерландов Фредерика Хендрика.
После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Это время, когда он был совсем старым и немощным, нуждался и голодал.
Ребенок выжил, но, к сожалению, умерла сама мать в возрасте 29 лет. В этом лице и боль и усталые от выплаканных слез глаза и счастье долгожданной встречи. После приобретения работы Екатериной II «Даная» заняла почетное место в знаменитой коллекции «Эрмитажа». Произведение искусства и его репродукции часто снимают в фильмах. Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу8. Прежде всего она не создана ни формально, ни по существу как моленный алтарный образ.
Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Могила Рембрандта затерялась, но его работы будут жить в веках. Один из последних полученных Рембрандтом крупных заказов «Заговор Юлия Цивилиса» для новой ратуши Амстердама постигла участь «Ночного дозора». В 1635 – 1640 –х гг. По-видимому, это эскизная работа.
Оно произвольно, комфортно глазу. Он осваивает и другие новые для себя жанры— натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)1415. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему. Тот, как известно, написал старуху с морщинистым лицом и ее образ так развеселил его, что он смеялся не переставая, пока не умер. В 1660 году Титус и Хендрикье создали компанию, в которой числился Рембрандт.
Мерцающие краски и изящная игра света и тени подчеркивают образы главных героев. Но более свободны и разнообразны по композиции автопортреты Рембрандта и портреты близких ему людей, в которых художник смело экспериментировал в поисках психологической выразительности (автопортрет, 1634, Лувр, Париж Улыбающаяся Саския, 1633, Картинная галерея, Дрезден).
Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Самсон и Далила» (1628/1629) или «Воскрешение Лазаря» (1631). Здесь Рембрандт, по-видимому, взялся исследовать общечеловеческое значение притчи. Повреждения затронули около 30 шедевра. До середины 50-х годов Рембрандт выполнил для него немало заказов.
По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца. Многие ученые предполагают, что Рембрандт поступил в университет не для того, чтобы учиться, а чтобы получить отсрочку от армии.
Через четыре дня его похоронили на амстердамском кладбище в Вестеркерке. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)8. Маньяком оказался некий Бронюс Майгис, позже проведший 6 лет в психиатрической клинике. Многие эксперты полагают, что эта картина — величайшее из всех творений Рембрандта. Ассоциации с купанием вызывают в памяти даже «Сусанну», однако подобного рода связь может лишь означать, что Рембрандт питал пристрастие к таким темам и находил в них предлог для выражения эротизма.
После смерти жены Рембрандт был сам не свой, он не знал что делать и находил утешение в рисовании. Женился он по любви и не только сохранил, но и приумножил капитал своей любимой. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)11 и «Рембрандт. Об этом военном нечего рассказать, тем не менее, картина всегда была популярна. Это один из самых драматических моментов в Ветхом Завете.
Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn), голландский художник, рисовальщик и офортист. Прошло около 2 лет и няня в доме поменялась. Очень рано он почувствовал в себе художественный талант.
Кто-то пустил слух, что художник женился на деньгах А это ложь. Умер Рембрандт Ван Рейн 4 октября 1669 года в бедности и нищете. Рентгенограмма помогла определить факт переделок и на полотне «Ночной дозор», где особенно «досталось» образу лейтенанта Рёйтенбюрга. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало. Вкупе с «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни6. «Иуда возвращает тридцать сребреников», написанное нидерландцем в 1629 году, он сравнивает со знаменитыми полотнами итальянских мастеров, но находит недочеты в рисунке.
Благодаря связям КонстантинаРембрандт вскоре обзаводится богатыми почитателями искусства: из-за посредничества Хейгенса принц Оранский заказывает у художника несколько религиозных работ, таких как «Христосперед Пилатом» (1636). От зажиточных горожан начинают поступать заказы на картины. Он переселился в еврейский квартал Амстердама, где в крайне стесненных обстоятельствах провел остаток жизни. Один из серии портретов апостолов, написанных в начале 60-х годов. Краска немедленно начала пузыриться.
гал. ), «Портрет Саскии» (в дрезд. Шедевр после смерти автора сменил немало владельцев. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже. Однако Рембрандт, должно быть, гордился этой работой, так как она подписана и датирована.
Стефана» (1629), «Сцене из древней истории» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)8. Образ ангелочка был приписан после смерти супруги. Павел в темнице, 1627, в штутгартской галерее). Мы не знаем, что выражает его лицо.
С помощью колоритных цветов (золотой, черный и желтый) зрителю раскрывается энергия, драматизм и торжественность настроения военных. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Не хватало денег, количество заказов уменьшилось. Тепло этих портретов делает их очень живыми и художественными. После того как полотно было подрезано по новому формату, все это исчезло. Как и автопортрет в образе Зевкиса, этот написан в последний год жизни.
Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей8 таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). скрытая под потемневшим лаком и копотью) повлиял на дальнейшую карьеру художника10.
В 1641 году Саския родила сына, которого назвали Титус. На полотне запечатлено вскрытие тела, проведенное доктором Тульпом. Атмосфера картин и их палитра постепенно становятся всё менее мажорными. Произведения, созданные с 1626 г. по 1637 г. Раздел 2. Хотя художник переехал в Амстердам лишь незадолго до того, он уже доказал, что способен выполнить большую работу, написал пару великолепных портретов, после чего ему заказали «Урок анатомии».
Глубина и эмоциональность доходят до пика напряжённости. Картина Урок анатомии доктора Тюлпа (1632, Маурицхёйс, Гаага), в которой художник новаторски разрешил проблему группового портрета, придав композиции жизненную непринужденность и объединив портретируемых единым действием, принесла Рембрандту широкую известность. Реставрация картины длилась 12 лет. Позировала она и для одного из самых лучших и многострадальных его полотен — «Даная». Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Картина переписывалась художником несколько раз и имеет несколько авторских вариантов.
Как портретист, художник считается создателем такого жанра как потрет-биография. Могила его затерялась, но великое наследие осталось в память о нём на многие века. В нем замечательно сочетаются точность и проникновенность. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. Апофеозом картины выступает триумфальная арка – символ былых успехов и предвестник новой славной победы. Взгляд Рембрандта уже пытается постичь тайну бытия.
Еще бы. Вот таким образом правомерно вернуться к старой версии. Перед ней серьезная задача: она избрала новый путь и многое-многое приходится ей передумать и перечувствовать, прежде чем она вступит во взрослую жизнь.
История малоприятная и комментаторы по-разному изъясняли чувства Вирсавии. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Иисус ответил: «Тот из вас, кто без греха, пусть первым бросит в нее камень». На заднем плане плотничает муж Марии Иосиф. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Перечислить все его картины и гравюры представляло бы слишком большой труд достаточно будет сказать, что его творческая мысль проникала во все сферы человеческого бытия портреты, сцены из современной жизни, мифологические, библейские, евангельские и исторические сюжеты — все это занимало художника. Суровым драматизмом и героикой проникнута историческая картина Заговор Юлия Цивилиса (Заговор батавов, 1661, сохранился фрагмент, Национальный музей, Стокгольм).
«Урок анатомии доктора Тюлъпа» не является документальным полотном -в действительности на вскрытиях тогда обыкновенно присутствовало куда больше наблюдателей. Они действительно горячо и страстно любили друг друга. Мастерство в области передачи света и тени вырабатывалось у Рембрандта постепенно. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Реставрация картины длилась 12 лет.
В те времена групповые портреты были очень популярны в Голландии. Рембрандт все чаще обращается к жанру портрета изображая наиболее близких ему людей (многочисленные портреты второй жены Рембрандта Хендрикье Стоффельс Портрет старухи, 1654, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Сын Титус за чтением, 1657, Музей истории искусств, Вена). Характер и судьба каждого персонажа читаются благодаря кисти известного художника. Итоговые произведения периода— «Товит и Анна», «Валаам и ослица»— отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи— все те, кто, подобно автору, прошёл через годы горестных испытаний7. Между тем споры вокруг нее не утихают. По мнению искусствоведов, в «Возвращении» раскрылся весь психологический талант живописца.
Работа отличается тщательностью в прорисовке всех образов и деталей. Фотограф может применить это к фотографии.
Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»8. Он даже какое-то время еще жил в доме, который ему уже не принадлежал. Что действительно важно: эти двое связаны глубокой любовью. Ранние образцы групповых портретов отличались несовершенством композиции.
Одна из центральных площадей Амстердама, Botermarkt, в 1876 году получила современное название Площадь Рембрандта (нидерл. Rembrandtplein) в честь великого художника. Через восемь дней, по Иоанну, Иисус явился ученикам вновь и велел Фоме коснуться его ран. Ярким воплощением эстетических взглядов художника стала монументальная композиция Даная (1636-1647, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в которой он как бы вступает в полемику с великими мастерами Возрождения: обнажённую фигуру Данаи, далекую от классических идеалов, он выполнил со смелой реалистической непосредственностью, а чувственно-телесной идеальной красоте образов итальянских мастеров противопоставил красоту духовности и теплоты человеческого чувства. Некоторые исследователи полагают, что круги символизируют полушария Земли.
Это было сделано для того, чтобы заработки художника не попали в руки кредиторов. гал., 1634 Христос с учениками на пути в Эммаус, в луврск. Она отдалась ему и зачала. Рембрандт усиливает драматизм происходящего: на картине ангел схватил Авраама за кисть и нож падает. Картина написана на сюжет сбывшегося пророчества. Рембрандт Харменс ван Рейн родился в голландском городе Лейден в 1606 году 15 июля. К моменту женитьбы у каждого было хорошее состояние (у Рембрандта за счет рисования картин, а Саскии родители оставили внушительно наследство).
В портретах, написанных по многочисленным заказам, Рембрандт ван Рейн тщательно передавал черты лица, одежду, драгоценности (картина Портрет бургграфа, 1636, Дрезденская галерея). Ангел очень напоминает Титуса, который вполне мог быть моделью для него, однако апостол по облику явно не Рембрандт. Один сумасшедший подошел к картине и выплеснул на нее кислоту. Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей7.
Традиционно на них изображали пятерых сидящих чиновников и стоящего сзади слугу. В Российских музеях находится семнадцать работ Рембрандта: 3 – в ГМИИ имени А. С. Пушкина и 14 – в Государственном Эрмитаже. Следует отметить, что на аукционах картины Рембрандта появляются крайне редко. - «Портрет молодой женщины в черном чепце» (Portrait of a young woman with a black cap) – 9 000 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Апостол Иаков Старший» (Saint James the Greater) – 25 800 000 долларов США (25 января 2007, Sothebys)- «Пожилая женщина в белом чепце» (Study of an elderly woman in a white cap) – 4 272 000 долларов США (26 января 2006, Sothebys)- «Портрет женщины в возрасте 62 г., вероятно портрет Алтье Эйленбург» (Portrait of a lady, aged 62, perhaps Aeltje Uylenburgh) – 28 675 830 долларов США (13 декабря 2000, Christies)- «Мужской портрет» (Portrait of a Man, Half-Length, With His Arms Akimbo) – 33 200 000 долларов США (декабрь 2009, Christies). В коллекции представлено 119 картин РембрандтаРаздел 1. Картины Рембрандта лейденского периода отмечены поисками творческой самостоятельности, хотя в них ещё заметно воздействие Ластмана и мастеров голландского караваджизма (Принесение во храм, около 1628-1629, Кунстхалле, Гамбург). Обучение продлилось недолго и в 19 лет Рембрандт возвращается обратно в Лейден. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты7. Зевс проник к узнице в виде дождя из золота, после чего родился Персей.
Она получила свое нынешнее название лишь в конце XVTII века. Впечатление, производимое таким гениальным распределением света и тени, усиливается тем, что наиболее освещенные части выписаны более тщательно, чем остальные трактованные широко и сочно иногда только намеками. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания7. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты.
Мушкетеры, подбадриваемые барабанной дробью изображаются наряду с солдатами различного социального статуса и возраста, готовыми к бою. Святой Фома, один из двенадцати учеников Христа, упоминается в Новом Завете несколько раз. Что отчасти объясняет ее очарование, так это контраст отполированного нагрудника кирасы, шлема великолепной работы (безусловно, парадного, а не боевого) и мрачно-меланхолического выражения лица.
Среди портретов Саскии наибольшей известностью пользуются: — «портрет невесты Pембрандта» (в кассельск. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов6. Задумчивое, но, несомненно, счастливое лицо девушки вполне соответствует чувствам невесты. Этот человек, бородатый, с посохом в руках, вызывает не меньше вопросов – в Евангелии от Луки благочинный брат прибежал встречать блудного родича прямо с поля, а здесь изображен скорее знатный странник, может быть, даже Вечный Жид. По своему миросозерцанию, Рембрандт, прежде всего, глубокий реалист: реализмом проникнуты все его работы, вне зависимости от того из какой области он черпает для них сюжеты. Отец прижимает сына к груди, прощая его.
Однако, такой упадок был только временный и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину так например в 1661 г. им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» (наход. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты.
в эрмитажной «Данае»). К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии— иногда в домашней обстановке, лежащей в постели иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). Здесь упор, похоже, делается на успехе.
Смысловой центр картины сильно сдвинут в сторону, главные фигуры выделены светом, остальные персонажи укрыты тенью, что не дает возможности ошибиться при прочтении изображенного. Новых заказов почти не появляется. В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен). Картина была заказана Рембрандту начальником стрелковой дивизии.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Отец, Хармен Герритсзоон, был мельником, которому приходилось немало трудиться, чтобы прокормить девятерых детей. Мы не найдем здесь экзотических одеяний и поз. Принято считать изображенную красавицу Вирсавией, которую увидел и возжелал царь Давид.
Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Книга — едва ли точное воспроизведение древнего манускрипта, однако написана мастерски. Беззаботное время художника длилось недолго.
гал., 1634 «Христос с учениками на пути в Эммаус», в луврск. В раннем варианте этой картины (около 1629) Рембрандт изобразил момент откровения драматически: силуэт Иисуса и ученики, словно пораженные молнией. В этом образе Рембрандт, картины которого зачастую изображают близких ему людей, запечатлел образ своей любимой жены Саскии. Рембрандт положил за правило писать автопортреты, но редко изображал себя за работой. Господня».
Это самое большое полотно Рембрандта на религиозную тему, хранится оно в Эрмитаже. На ранней (1664) Лукреция держит нож, готовясь уйти из жизни. Творчество Рембрандта утрачивает внешнюю эффектность и присущие ему ранее ноты мажорности.
Его первый учитель, лейденский художник Якоб ван Сваненбюрх (Jacob van Swanenburgh), в течение трех лет передал юноше основные навыки и знания, необходимые для профессии художника. В Библии речь идет о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Успехи Рембрандта в живописи были очевидны с самого начала. Картина излучает все тепло и глубину рембрандтовской палитры. Возможно, лучший из портретов Рембрандта.
Он тратил на них массу денег до такой степени, что в 1656 г. был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу. Сочетание мерцающих тонов и золотых бликов поражает своей утонченностью и великолепием. Ей стала молодая девушка Хендрикье Стоффельс. Именно в год, когда умерла его жена, он дописал картину «Ночной дозор». Картина известна под названиями: «Синдики», «Старейшины суконного цеха» оба не совсем точны и связаны с учреждением при гильдии суконщиков, призванным отбирать образцы тканей и проверять их качество.
Этот групповой портрет разительно отличался от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей. На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рей-тенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами8, смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России— передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма22. «Старик в шлеме» — лишь одна из «жертв» Программы, приписавшей многие работы ученикам и последователям Рембрандта. С его именем связывают не только расцвет голландского, но и мирового искусства. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток.
Психически нездоровый посетитель Эрмитажа облил картину кислотой и порезал ножом.
Сегодня картины художника занимают почетное место в любом крупном музее мира. В середине 1650-х годов Рембрандт обрел зрелое живописное мастерство. Краски лежат на холсте густыми мазками. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Например, «Даная» появляется в сериале «Бандитский Петербург» как картина Рембрандта «Эгина».
Произведения, созданные с 1637 г. по 1667 г. Это «Элси Кристиэнс на висилице» (1664) из коллекции музея Метрополитен. Фомы при этом не было, а когда другие ученики рассказали ему о том, что видели, Фома отказался им верить, заявив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу перста моего в раны от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». почти не сохранилось.
Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое ошибочное название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. В центре площади находится памятник Рембрандту. Ее кабинетный размер адресован не восприятию толпы, a индивидуальному переживанию. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта— «Притча о неразумном богаче» (1627), «Симеон и Анна в Храме» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).
В картинах Апостол Павел (около 1629-1630, национальный музей, Нюрнберг) и Симеон во храме (1631, Маурицхейс, Гаага) он впервые использовал светотень как средство усиления одухотворенности и эмоциональной выразительности образов. Но забота о хлебе насущном не мешала ему уделять внимание образованию детей. Его самая знаменитая картина Ночной дозор – это не просто статичный портрет.
Все большее значение как в живописи, так и в графике Рембрандта приобретает тончайшая светотеневая игра, создающая особую, драматическую, эмоционально напряженную атмосферу (монументальный графический лист Христос исцеляющий больных или Лист в сто гульденов, около 1642-1646 полный воздушной и световой динамики пейзаж Три дерева, офорт, 1643). Более чем: в 1723 году пожар уничтожил всю верхнюю часть картины. Рембрандт уже создал на эту тему великолепный заказной вариант (1631). Он много пишет образ сына, а также людей, которые окружают его в последние годы жизни. Смерть Рембрандта была очень печальной. Почему я акцентировал ваше внимание на «из очень состоятельного семейства». Их четверо – кто-то условно называет их братьями и сестрами главного героя. И он наконец повстречался с ним, когда Мария с Иосифом принесли Иисуса во храм.
Павел в темнице», 1627, в штутгартской галерее). Разубежденный Фома признал в Иисусе Господа Бога. Удивительна и драматична судьба картины, как и история жизни самого художника. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах персонажей картины написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. «Ганимед» дрезденского музея). Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является одной из самых ярких вершин творчества известного художника. Возраст тогда никого не смущал, главное в то время были знания на уровне.
Реалистическое и гуманистическое по своему существу, оно ознаменовало собой вершину становления голландского искусства XVII в., воплотив в блистательно персональной и совершенной художественной форме высочайшие высоконравственные идеалы, веру в красоту и величавость обычных людей. После снятия с креста Иисус, явившись ученикам, показывает свои раны. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Аллегория музыки», 1626 «Давид перед Саулом», 1627). Ни на одном автопортрете Рембрандт не предстает столь безропотно покорным судьбе.
После написания картины «Ночной дозор» разразился невероятный скандал. В эти же годы Рембрандт упорно работал над портретом изучая мимику человеческого лица. 1630-е годы – период семейного счастья и огромного художественного успеха Рембрандта.
Здесь видны особенности обоих стилей. Отец объясняет ему, что его брат «был мертв, но возвратился к жизни». Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру не надолго. В конце жизни из-под пера мастера появляется еще один шедевр – «Возвращение блудного сына». дв., 1657 и др. ). Было решено, что на картине изображены мушкетеры во время ночной службы – и лишь после реставрации выяснилось, что под слоем копоти скрывается абсолютно другой оригинальный колорит – об этом красноречиво говорят тени – действие на полотне происходит около 2 часов дня. Сюжет взят из Нового Завета.
Это могла бы быть, пожалуй, любая обычная семья, если бы не слетающие с небес ангелы-дети. Также к этому периоду относится одна из самых известных работ мастера «Даная». Вот таким образом часть своей коллекции художник продал, но и это его не спасло. Объясняется это просто.
Младенец спит крепким сном в плетеной колыбели, не сознавая, что происходит вокруг. В 1985 на «Данаю» было совершено покушение. Техническое совершенство Рембрандта тут не вызывает сомнений, разноречия касаются сюжета. В центре располагается нагая женщина, тело которой освещается ярким солнечным светом.
Работа молодого Рембрандта отличается от своего прототипа самыми основными чертами. Творчество художника передает духовную жизнь человека. Святой Матфей погружен в раздумья, его рука с набухшими венами теребит бороду. Картина привлекает к себе необычным колоритом, характерным для творчества художника.
муз., 1648: гравюра «Христос исцеляет больных» «Поклонение волхвов», в букингемск. Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633) и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса8.
Он углубляется в своё творчество, всё больше и больше отличаясь от своих современников. гал. ) и Рембрандт с его женою (там же).
Написана она по мотивам мифа о матери Персея, Данае. Среди шедевров позднего периода — «Возвращение блудного сына». «Св. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635)— застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения8. Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn)— голландский художник, художник и офортист. Они темные.
Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине «Блудный сын в таверне» (1635). Эрмитаж, 797), а в 1682 – Еврейская невеста (в амстердамском музее). Среди тех, кто остался в мастерской мастера (с 1648 г. по 1653 г. ), был Николас Мас. В 1653 г. испытывающий материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу и в 1656 г. объявил себя банкротом. Умер Рембрандт 4 октября 1669 г. Произведения Рембрандта хранятся во многих музеях мира: Королевской галерее Маурицхейс, Музее Бойманса-Ван Бёнингена, Дрезденской галерее старых мастеров, Берлинской картинной галерее, Лондонской национальной галерее, Художественной галерее Хэмптон-Корт, Собрании Уоллеса, Метрополитен Музее, Лос-Анджелесском музее искусств, Музее Поля Гетти, Бостонском музее изобразительных искусств, Чикагcком художественном институте, Вашингтонской Национальной галерее искусства. Туфли изношены, одну он обронил, став перед отцом на колени. Освободившись, умерла через год. Сын повёрнут к нам спиной.
История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он был на грани попадания в тюрьму, но суд был в его пользу, вот таким образом ему разрешили распродать все имущество и отдать долги. В 1634 году Рембранд женился на Саскии. Портреты и сюжетные сцены полны душевного тепла и сострадания к изображённым на них людям.
Для Голландии подобная ситуация не являлась исключительной. Затем шесть месяцев Рембрандт брал уроки у художника Питера Ластмана (Pieter Lastman) и несколько месяцев занимался в мастерской известных в то время живописцев братьев Яна и Якоба Пинас (Jan and Jacob Pynas)В 1624 г. (по некоторым данным в 1625 г. ) Рембрандт открыл в Лейдене собственную студию, а c 1627 г. стал брать учеников (с 1628 г. по 1631 г. одним из учеников живописца был Герард Доу). В конце 1631 г. Рембрандт переехал в Амстердам и с большим успехом начал практиковать в качестве портретиста. В 1634 г. Рембрандт стал гражданином Амстердама и членом местной гильдии художников. В эпизодах, выражающих столкновение темного и светлого в человеческой душе (Ассур, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ, Москва Падение Амана или Давид и Урия, 1665, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), насыщенная тёплая гамма, гибкая пастозная манера письма, напряженная игра тени и света, сложная фактура красочной поверхности служат раскрытию сложных коллизий и душевных переживаний, утверждению торжества добра над злом. Всех их объединяет мужественность и патриотический порыв.