Он пробовал себя и в деревянной скульптуре, в которой среди мастеров «Моста» ему не было равных. В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Кантата написана по текстам из рукописного сборника XIII века «Бойренские песни», который был найден в Баварских Альпах и издан в 1874 г. Сборник состоял из 250 текстов на латинском, старофранцузском, старонемецком языках. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
Также, он публикует художественно-критические "Письма из Мюнхена" в журналах "Мир искусства" и "Аполлон" (1902, 1909). Однако весьма скоро школа перестает удовлетворять его потребностям. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Эта работу (как и парную к ней – "Танец") в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец.
После окончания гаврской художественной школы О. Фриз получает стипендию, позволившую ему продолжить своё обучение в парижской Академии. Матисс никогда не претендовал на главенствующее положение и не считал себя лидером движения, но именно его художественный метод определил рамки будущего стиля. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам.
Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Санкт-Петербург, Эрмитаж. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Для фовизма характерно резкое обобщение пространства, объема и всего рисунка, сведение формы к простым очертаниям. В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
Так закончился «дрезденский период» в жизни группы «Мост» и начался «берлинский». В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах.
Однако лидеры объединения намеренно дистанцировались от современных им новых авангардных течений, в первую очередь — от мастеров «парижской школы». И еще цвета были контрастные – синий с оранжевым, фиолетовый с желтым, зеленый с красным. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар.
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19. Жорж Руо (1871 — 1958) был одним из учеников Гюстава Моро и даже, по завещанию мастера, стал главным хранителем его коллекции, переданной Парижу. В экспрессионизме было много противоречий. Художественной манере диких были свойственны стихийная динамичность мазка, стремление к эмоциональной силе художественного выражения, яркий колорит, пронзительная чистота и резкие контрасты цвета интенсивность открытого локального цвета, острота ритма. Так шаг за шагом кубизм подошёл к следующему своему этапу — синтетическому.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. «Ты пишешь картины, как будто хочешь заставить нас съесть паклю или пить керосин», — упрекал он Пикассо, который в своих работах продолжал решительно дробить предметы и фигуры на составные части, упрощать их до строгих геометрических орм: кубов, конусов, полусфер, цилиндров. Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Вместо внешней наглядной связи, жестов, просматривается внутреннее взаимодействие поз, сочетание линий и красок. Фовизм не имел четкой осознанной философской программы и был чисто эс-тетическим протестом против академизма в живописи.
Родился в бедной многодетной семье. Все они отдавали предпочтения цветовой гамме и минимализации фигур и объектов. "Композиция VIII", 1923 – главная работа веймарского периода. При изображении обнаженных фовисты усиливали светоносные тона так, что тело охристо-красное несло на себе ярко-синие и изумрудно-зеленые краски. Также, участвуя в организации и управлении московским Институтом художественной культуры (Инхук) он составляет для него учебный план, основываясь на своей теории.
Мать помогала отцу в лавке и занималась росписью керамики. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Доминика и Девы Марии. После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Группой друзей с похожим отношением к живописи руководил Матисс-старший, ставший ведущей фигурой компании. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях).
Рисовать Матисс начал довольно поздно. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Осень. Во время своего длительного пребывания в Марокко (он жил в Танжере) Матисс очаровался природой и красками Северной Африки. Все они после 1907 г. пошли своими путями в искусстве используя фовизм как некий этап на пути экспериментальных поисков в области живописных средств. Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин изображающих одалисок (обитательниц гаремов).
«В искусстве, каждое поколение должно начинать сначала. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург). На парижской выставке 1905 года были продемонстрированы полотна художников, оставлявшие у зрителя ощущение исходящих от картин энергии и страсти, один из французских критиков в насмешку назвал этих живописцев дикими зверями (по-французски les fauves). Здесь он написал знаменитые картины "Окно в Танжере" (вверху) и "Вход в казба" (на след. С 1918 по 1921 год он сотрудничает с ИЗО Наркомпроса в области художественной педагогики и музейной реформы.
В картинах фовистов много значил внутренний цветной рисунок. Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). фр. Нередко они занимались оформлением спектаклей, модой.
Большие, цельные объёмы теперь распадались на множество мелких, как в «Портрете А. Воллара» (около 1910 г. ) и «Аккордеонисте» (1911 г. ) Пикассо, в «Натюрморте со скрипкой и кувшином» (1910 г. ) Жоржа Брака. Это и есть то, что мы внесли в сезаннизм", – писал И. Машков. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанна, Гогена, Ван Гога), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. В 1992 г. они на некоторое время вернулись из различных собраний в Берлин, чтобы «принять участие» в экспозиции-воспоминании об акции 1937 г. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков.
Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22. Название отражает реакцию современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок.
Как и импрессионисты и постимпрессионисты, фовисты критически относились к общепринятой художественной системе и прежде всего— к салонной живописи. Особенно новым движением увлекся Ж. Брак, забросив свою многокрасочную живопись. Фовизм (от фр. «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он.
Основные черты творчества Сезанна проявились в произведениях 80—90-х гг. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
В их переписке в 1905 г. широко обсуждались проблемы анархизма. les fauves – дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Вламинк, по профессии гонщик-велосипедист, начинает рисовать после встречи с Андре Дереном, через пять лет он становится полноправным членом группы фовистов, наряду с Анри Матисом, Дереном и Жоржем Руо. В творчестве Мюллера превалировала тема союза обнаженного человека и природы. Меродак-Жанно «Жёлтая танцовщица» (1912)Фовисты часто изображали природу, пейзаж, но пейзаж им был необходим не столько как объект изображения, сколько как повод для создания цветовых симфоний.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». Жизнь его была на исходе. Хеккель и Шмидт-Ротлуф знали друг друга ещё со школьных лет в Хемнице.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
В это время внутри группы уже чувствется охлаждение между её участниками. Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. «Примитив» Пиросмани, сходный с фовистами, вдохновлял мастеров авангарда.
Так же они увлекались примитивом в самом широком значении этого слова. Ж. Руо принимается за создание картин-притч. По этой же причине фовистов не интересовали такие вещи, как воздушная и линейная перспектива. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения.
С 1900 г. Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения "Бубновый валет". Главный идеолог и бессменный лидер «Моста» Э. Л. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Но самое большое влияние Кандинский оказывает как преподаватель московского Свомаса (Свободные Мастерские), а затем Вхутемаса. Отто Мюллер (1874—1930) присоединился к «Мосту» только в 1910 году, будучи сложившимся живописцем со своим стилем и техникой, мастером невероятно высокого профессионального уровня. (В рецензии критика Луи Вокселя на выставку Брака и появилось впервые слово кубизм.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Оно сыграло свою роль, скомпенсировав некоторое отставание в развитии немецкого искусства от общеевропейского культурного процесса. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Но того ничто не могло остановить.
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую. Начинается этап интенсивного и плодотворного поиска. движением «Новые дикие».
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. По совету Моро, он прилежно копировал работы старых мастеров в Лувре. М. Вламинк и А. Дерен участвовали в издании сатирических журналов. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче.
Поясняя свой выбор, художник говорил: «Слишком много претенциозных названий как протест мы решили, чем хуже, тем лучше что может быть нелепее "Бубнового валета". ». Макс Пехштейн (1881—1955) известен как один из ярких представителей новых художественных направлений в Европе начала ХХ века. Для его стиля характерны «смазанность» женских персонажей и удлиненные пропорции («Улица с красной кокоткой», 1914).
Ребята уже давно знали друг друга. Рисунок нарочито прост, по-детски простодушен. В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. К тому моменту, ещё не ставший отцом фовизма Анри Матисс, прошедший путь подражания импрессионизму и пуантилизму, отдает предпочтение широким, чистым и экспрессивным мазкам и штрихам кисти. Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Экспрессионизм — это попытка показать внутренний мир человека, его переживания, как правило, в момент предельного духовного напряжения.
Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу "Синий всадник". Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Развивая художественные достижения постимпрессионистов (Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи.
Дополняет образ – острота ритма. Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века.
Выставленные на ней картины подлежали уничтожению. les fauves). Мистик и символист Моро предрекал начинающему художнику большую будущность, особенно ценя его новаторские приемы в сочетаниях разных цветов.
Жил Матисс в это время трудно. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Также Кандинский пишет мемуары "Оглядываясь назад" (1913 год в русском переводе – "Ступени"), сборник стихов "Звуки" (1913 год) с 55 черно-белыми и цветными литографиями.
1912 «Старый мост в Кане», 1910). Так случайное высказывание закрепилось как название за всем течением. Мастер доволен своим учеником, но считает его палитру слишком яркой. Фовизм стал течением, определившим переход от подготовки авангарда к собственно авангарду. Именно в его творчестве новые формы искусства получили столь масштабное развитие. Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс.
Освящение капеллы состоялось в июне 1951 года. Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом». Каждый из них, обладая яркой индивидуальностью, создавал собственный мир. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография).
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Развивая художественные достижения постимпрессионистов, опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов, фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Краски палитры стали сдержаннее.
Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». Затем они начали вводить в живописные полотна реальные предметы (коробочки, детали музыкальных инструментов и т. д. ) и материалы разной фактуры (бумагу, дерево, ткань). Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Появление «диких» было откликом на социальный кризис общества.
Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В группу диких входили: А. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps. Внутри он подчиняется общим законам "космического мира". Но далее каждый из них выбрал свой путь в искусстве, оставив фовизм этапом, поиском на своём творческом пути.
Дерен, Андре (1880-1954)Французский художник, представитель фовизма. Учился в Академии Карьера, где познакомился с Ж. Пюи и А. Матиссом. Отсюда следует, что все то, что не играет полезной роли в картине, является вредным. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс. Исчезают стул и обои. У них было много общих корней — увлечение живописью Гогена и Ван Гога, творчеством дивизионистов и их теорией чистого цвета, восточным и примитивным искусством. За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский.
Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). Он снова преподает и развивает свои идеи. Перемены в развитии фовистов наметились к 1908 г. Многих интересовал кубизм. В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.
Во время Второй мировой войны его объявили «выродившимся художником», он был вынужден покинуть Берлин и переехать в Хемменхофен. В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает "Новое объединение художников, Мюнхен" (МКУМ) и берет на себя председательство. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
Фовизм зародился в кон. Тексты принадлежат вагантам – странствующим средневековым поэтам (студентам, школярам, беглым монахам). А. Дерен «Пейзаж»Считается, что предшественниками и вдохновителями фовистов были постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, хотя Анри Матисс сказал по этому поводу так: «Для того чтобы считать Гогена фовистом, ему не хватает пространственной конструкции, переданной цветом». Это направление не имело чётко сформулированной программы, манифеста или своей теории. Его участников объединяло в те годы стремление к созданию художественных образов исключительно с помощью предельно яркого открытого цвета.
Французский художник, график и театральный художник Рауль Дюфи выполнял великолеп-ные эскизы для гобеленов и декоративных панно его воздушные, праздничные холсты изобра-жавшие сцены скачек и парусных регат, были чистыми по цвету и беглыми по рисунку. Стайны подружились с художником. В то же время Кандинский отдает дань литературной деятельности.
Критик Луи Воксель, описывая впечатление от их работ, заметил, что оказавшаяся в том же зале статуя, которая была выполнена в стилистике итальянского Возрождения, поражает своей наивностью, словно «Донателло среди диких зверей». Коллаж стал весьма популярным в среде кубистов. Дополняет образ острота ритма. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины. Чуть позже ее купил Синъяк для своего дома в Сен-Тропезе. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. К. Орф отобрал 24 стиха и использовал их на языках оригинала.
Под влиянием живописи Сезанна он увлекся идеей изменения пространства и преобразования форм на картине: композиция, цвет и ритм настолько сливались друг с другом, что образовывали совершенное единство. Направление не имело четко сформулированной программы, манифеста или своей теории и просуществовало недолго (1905—1907 г. ), оставив, однако, заметный след в истории искусства. Вдохновителями фовистов послужили постимпрессионисты Ван Гог и Гоген, предпочитавшие субъективный интенсивный цвет, цвету мягкому и натуральному, свойственному импрессионистам. В 1912 году он еще дважды ездил туда.
В абстрактных картинах усиливается геометризация отдельных элементов, причиной чему, во-первых, собственный процесс упрощения, а во-вторых – авангардистско-художественная атмосфера Москвы того времени. С женой Матисс виделся все реже и реже. Он взывал к нестертости чувств, лучшим примером чего служило радостное удивление человека, только вступающего в жизнь. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка».
Этими идеями заполнялись головы Андре Дерена, Вламинка и других ищущих себя художников. В отличие от остальных участников «Моста», он был сторонником контактов с фовистами2 и, несмотря на многолетнее участие практически во всех выставках объединения, считал декоративную выразительность, т. е. возможность выражения своих эмоций средствами искусства, одним из основополагающих приемов экспрессионистской живописи. Но – в динамике – парные картины разнятся. Фовизм (отфр. fauve— дикий)— направление во французскойживописи концаXIX— началаXX века. Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены наосеннем салоне 1905 года.
Своим учителем он считал Гюства Моро и, следуя совету учителя изучал работы старых мастеров и даже копировал их в Лувре. Манген, К. ван Донген и другие. Так, уже в 1901 г. он основывает в Мюнхене художественное объединение "Фаланга" и организует при нем школу, в которой сам же и преподает.
Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Руо медленно дрейфовал в сторону экспрессионизма.
Эффект этого приема заставляет зрителя почувствовать напряженность композиции. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось.
Кампания против его представителей увенчалась циничной акцией: в 1937 г. была организована большая выставка работ экспрессионистов и других представителей авангарда под названием «Дегенеративное искусство». 1902 "К городу", ок. 1903). Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом. Но при этом связь с увиденной действительностью не порывалась. Их краска должна быть инстинктивной, незамутненной подобием и рефлексией. Признание художника, между тем, давно перешагнуло границы Франции.
Отметим – в ряду его "африканских" картин – и триптих под названием "Марокканский пейзаж". Это была судьба. fauve – дикий) – художественное течение в модернистском искусстве, возникшее в начале XX в. во Франции.
Сезанн, сын банкира из города Экса, всю жизнь изображал деклассированного художника. А. Матисс все больше увлекается преподавательской деятельностью. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Придя к мысли, что "цели (а потому и средства) природы и искусства существенно, органически и мирозаконно различны – и одинаково велики. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства.
les fauves). Дополняет образ острота ритма. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Вот таким образом произведения художников данного направления вполне оправдывает название «дикие» Эстетические эмоции, «желание жизни» – вот основное содержание работ художников этого направления. Дополняет образ острота ритма.
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. На его картинах "Одалиска в красных шальварах", 1921 (вверху) и "Одалиска с турецким стулом", 1928 (на след. Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. В их полотнах преобладали чистые цвета. Кирхнер первым из художников «Моста» показал на практике, как должны выглядеть в экспрессионистском понимании цвет, линия и плоскость и как они тяготеют к перерождению друг в друга.
Обратившись к живописи, он уехал в Париж, а потом в Арль, где измученный одиночеством, сошёл с ума и покончил жизнь самоубийством. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Работал как карикатурист в газетах, в частности, в анархическом издании «Тарелка с маслом».
В графике Матисс использует разнообразные материалы (сангина, уголь, карандаш, тушь) и различные виды техники (литография, гравюра, рисунок). В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Познакомил же обе пары друзей старший брат Хеккеля, бывший одноклассник Кирхнера. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Известность художнику принес скандал, разразившийся на экспозиции Салона 1913 г., когда полиция потребовала убрать картину Донгена, на которой он изобразил обнаженной собственную жену. После этого выходит рецензия Вокселя, где он и употребил понятие «фовизм».
Его работы были представлены на четырёх последних выставках движения. В отличие от других фовистов этот художник не столько следовал воображению, сколько внимательно всматривался в действительность (излюбленной его натурой были доки и гавани).
1890-х – нач. В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. Матисс утверждал: «Я рисую не женщин я рисую картины». В военные годы Матисс (не попавший в армию по возрасту) активно осваивал новые художественные области – гравюру и скульптуру.
Молодые, талантливые и нахальные, протестующие против надоевшего классицизма. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907). В их творчестве немаловажную роль сыграли учения Нитше и Шопенгауэра. Но нельзя и сказать, что в картинах нет действия. Художникам хотелось – соединить кубизм с традицией русского народного творчества. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Фриез, Ж. Брак, А. -Ш.
В те же годы в Европе стала очень популярной традиционная африканская скульптура. Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его "заразил" Поль Синьяк.
В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. Примерами подобных работ могут явиться: «Портрет Вламинка» (1905) А. Дерена, «Сиеста» (1905) А. Матисса, «Ню» (1907) К. ван Донгена. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Его абсолютно особая блестящая стилистика, соединившая в себе живописный дар, бешенство красок иронию и неистовый темперамент, выстраивалась на полотнах в эксцентрично-саркастический мир («Клоун», 1906 «Красная танцовщица», 1907).
В 1933 г. нацисты, пришедшие к власти в Германии, объявили экспрессионизм вне закона. Вместо мужчин тут действуют "эмблемы" мужчин, превращающие героев в "близнецов-братьев". указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Почти все фовисты стали крупными живописцами, графиками и скульпторами.
Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Не было и группы как таковой. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара. Художники решили заново утвердить на полотне прочность и стабильность материи.
сом в более реалистической манере. Его родители хотели, чтобы Анри был юристом и он им стал. Силу художественного выражения создавал яркий колорит, чистота и резкость, контрастность цветов интенсивно открытые локальные цвета, сопоставление контрастных хроматических плоскостей. Он участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов. Плоскостная трактовка форм, насыщенность чистых цветов, энергично подчеркнутый контур обусловливают декоративность фовистской живописи. Несмотря на все ее недостатки, я считаю ее своим лучшим произведением».
Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.
Поэтическая простота пейзажей Альбера Марке (1875 — 1947) выделяла его из фовистского окружения. Упрощенные очертания. Больше для них значил временами резкий ракурс и «наплывы» одних пространственных зон на другие, что давало дополнение к ярким краскам и неожиданную экспрессию формы. В то же время в группу входят несколько новых талантливых художников: Эмиль Нольде (с февраля 1906 года по конец 1907), Макс Пехштейн (1906-1913), Отто Мюллер (1910-1913). К отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность и насыщенность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе.
Часто на их полотнах можно увидеть оранжевых людей, синее лицо, зеленое небо. В самой живописи художников привлекала выразительность цветового решения, как они говорили, «художник может найти решение всех вопросов в коробке с красками». Его стиль поражал мощью воздействия, некой «монументальностью». В использовании ее желательно было найти абсолютный предел.
Основными цветами не только у художников «Моста», но и вообще у всех экспрессионистов были насыщенные желтый, синий и красный, равномерно распределенные по всей картине. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935).
В 1912 году выходит книга "О духовном в искусстве". В стихах воспевались земные радости, прославлялась любовь, вино и античные боги. Группа пользовалась огромным интересом публики и сопровождалась шумихой в прессе. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Возможно, тем самым они пытались уберечь от иных влияний то новое в собственном творчестве, что было предопределено извне и выстрадано в душе. Ван Донген, Кес (1877-1968)Голландский художник, представитель фовизма. Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. В 40-е годы М. часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия «Джаз», 1944—47). В 1921 г. он совершил путешествие в Италию.
Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». Ведущий художник и теоретик группы Эрнст Людвиг Кирхнер занялся графикой, заразив этим увлечением и других представителей «Моста». И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня – тем хуже для них. Предметный мир теперь воплощали предельно обобщенные и почти зашифрованные предметы-«знаки», окружающие человека. Определение, подхваченное Матиссом, прижилось. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон».
Фовизм (от фр. Фриез, Ж. Брак, А. Ш. А. С. Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Все остальное здесь придумал сам Матисс.
Вламинк, Брак и Дерен подались в кубисты. Воздушная линейная перспектива, лепка объёмов, создание пространства отходят у фовистов на второй план, вытесняясь яркими декоративными цветовыми композициями, непосредственной эмоциональной выразительностью насыщенных красочных пятен, которые являются средством выражения достаточно простых, но ярких эмоций живописца. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года.
Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах. Спустя короткое время «дикими» стали называть себя и русские и немецкие художники — приверженцы нового искусства. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Принцип выражения преобладает над изображением. Гоген, удачливый биржевой делец, отец пятерых детей, бросил карьеру ради живописи. Художник прожил очень долгую жизнь.
В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма. Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму.
Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. В поисках индивидуальности художественного стиля Дерен вводит в свои композиции мотивы классического и народного искусства, поднимаясь до строгой мощи искусства старых мастеров («Субботний день», 1911-14 «Тайная вечеря», 1913). Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована. В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре. К скульптуре М. обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20—30-е годы (рельеф «Обнажённая женская фигура со спины», бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Сами же художники никогда не признавали над собой данного эпитета.
В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. Влиятельный искусствовед Луи Воксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32.
Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
Излюбленной темой художника была женская модель. Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо). Предметы у фовистов получались деформированными, силуэты – обобщенными.
Произведение написано в 1937 г. Сам К. Орф говорил, что «с «Кармины бураны» начинается мое собрание сочинений». Габриэла возвращается в Мюнхен, а Кандинский едет в Москву. На фоне общего праздничного настроения живописи фовистов полотна Руо поражают трагизмом. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», – писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета – характерные черты Фовизма. Рисунок обоев здесь становится проще и крупнее (чтобы впоследствии вообще исчезнуть).
Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. Сар Пелладан, мистик и основатель салона «Роз и круа», назвал А. Матисса и его друзей «анархистами в искусстве», а зал Салона 1905 г. «залом анархистского искусства». В период с 1905 по 1907 г. пережил увлечение фовизмом.
Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Как и многие экспрессионисты, Хеккель прошел через Первую мировую войну, которая определила пацифистское содержание его самых известных работ («Мадонна Остенде», 1915). В начале 20-ого века в художественной жизни появляется еще одно течение, которое получило название «фовизм». Холст, масло.
К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Он обособлял, отделял одну форму от другой, помогал их схематизировать и превращать в простые колористические знаки. Уже к 1907 году, спустя два года после дебюта, многие фовисты используют другие стили.
Учился в Школе изящных искусств в Роттердаме. стр. ). Фовистские работы Дерена исполнены ослепительного сияния цвета, растворяясь в котором предметные формы сливаются в декоративный орнамент («Виноградники весной», 1906). За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в "Фаланге" живописцев. В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). По возвращении в Германию, Кандинский принимает приглашение Вальтера Гропиуса, основателя знаменитого Баухауса (Высшая школа строительства и художественного конструирования) и они с Ниной переезжают в Веймар, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи.
Фовизм (франц. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Так случайное высказывание закрепилось как название всего течения. Голландец Ван Гог соприкоснулся с импрессионизмом в 1886 г. после своего приезда в Париж. Группа заявила о себе на парижских выставках 1905, 1906, 1907 гг.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». Однако вскоре объединение распалось и творческие пути его участников разошлись.
Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. Он умер в 1954 году. " В Дессау Кандинского с новой силой увлекают романтические идеи "гезамткунстверк" (идея синтеза искусств в одном произведении). По словам самого художника, "акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, "югендстиль" и теософия Рудольфа Штайнера". В картинах Кирхнера нет глубины пространства, которого он всегда словно боялся.
Фовисты решили, пользуясь словами А. Дерена, «изобретать реальность» и воображать мир таким, как им хочется. Внимательно изучив античность искусство раннего Возрождения, Караваджо и мастеров болонской школы, пытался воплотить найденные им живописные открытия в своих творениях («Кухонный стол», 1922-25 «Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935). В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности».
Шмидт-Ротлуфф, бесспорно, был одним из самых талантливых художников своего времени. Предпочтение отдавалось пейзажам интерьерам, композициям с фигурами. Дерен же, хоть и был противоположностью собеседника, также считал, что реалистическая живопись уже в упадке, а будущее – за новым искусством. Последняя работа М. — оформление интерьера (в том числе витражи) «Капеллы чёток» в Вансе, близ Ниццы (1953). Особое место в его творчестве занимает цикл «Цыганская папка». Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких».
В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. "Он пишет правду, – воскликнул с пафосом Ривьер, – ужасную правду. Между 1919 и 1921 годами публикует шесть больших статей. Фовизм указывал на движение вперед. Например, в картине Брака «Бутылка, стакан и трубка» (1913 г. ) сами эти предметы изображены сухо и схематично, словно нарисованы карандашом. Даже самые чуткие знатоки современного искусства — поэт Гийом Аполлинер (будущий теоретик кубизма) и русский коллекционер Сергей Иванович Щукин — были не в состоянии тотчас же оценить революционное значение живописной причуды Пикассо. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры.
Контур усиливал силуэтность, экспрессию. Ряд лучших работ Вламинка относится именно к фовистскому периоду его творчества. Помимо вывесок, Пиросманишвили создавал портреты — индивидуальные и групповые, писал животных (оленей, медведей, львов), красавиц в белых одеждах, пасторальные панорамы Грузии. Уже что-то рождалась в уме и переносилось на холст. Так художник покончил с предметностью, которая, как он считал, мешала его картинам. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ).
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. 1900-х гг. Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Это было реакцией современников на поразившую ихэкзальтациюцвета, «дикую» выразительность красок. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Именно картины Сезанна, возможно, заставили Хеккеля задуматься о необходимости реформирования искусства и о его преобразовании. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда.
fauve — дикий) — направление во французской живописи конца XIX (зачатки) — начала XX века (официальное начало). Название закрепилось за группой художников, чьи полотна были представлены на осеннем салоне 1906 года. Фовизм выразился в резком обобщении пространства, рисунка, объема. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
Вернувшись в Баварию, селятся в маленьком городке Мурнау у подножия Альп. Это название происходит от французского fauve, что означает «дикие» и появилось после выставки «Осенний салон», прошедшей в 1905 году.
В графике художником созданы монументальные произведения – настенные росписи и большие композиции из цветной бумаги (декупажи). Эстетика фовизма использует идеологию Шопенгауэра и Ницше. Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. Формы и объемы предметов были искажены.
Хеккеля называли ведущим мастером «жесткого стиля» с ограниченным набором тем. Он рисовал женщин всю жизнь: чарующе-загадочные портреты и обнаженную натуру, с гротеском, доходящим до цинизма и в реалистических традициях голландского искусства («Дама в черной шляпе». движением «Новые дикие». Многие из них действительно погибли, а часть произведений была продана за границу. Инициатива создания группы исходила от Кирхнера, название же «Мост» придумал Шмидт-Ротлуф. В фовизме были общие черты с одновременно возникшим экспрессионизмом.
Он подолгу жил в Ницце, где мог спокойно писать. Его слова «трактуйте природу посредством цилиндра, шара, конуса» можно считать своего рода эпиграфом ко всем последующим творческим исканиям нового направления. указывает на влияние Сезанна и кубизма («Стол и стулья», ок. Его отец, преуспевающий торговец зерном, держал лавку.
Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. 1908 «Портрет мадемуазель Мини Моне», 1922). Также целый ряд иностранных художников объявили себя принадлежащими к этой группе, среди них швейцарец Куно Амье (с 1906), финн Аксели Галлен-Каллела (1907), голландец Кеес ван Донген (1908), чех Богумил Кубишка (1911). Кирхнер был действительно чрезвычайно талантливым художником. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева).
Влияние творчества художников «Моста» прослеживается позднее в искусстве немецкоязычных и скандинавских стран. Матисс, Дюфи и Марке продолжали развивать идеи фовизма и дальше, но уже по отдельности. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О.
" Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии ("Зеленая полоса"), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами. Ж. Брак «Терраса отеля Мистраль» (1907)Мы уже видим на примере просмотренных картин, что для фовистов характерны стремление к эмоциональной силе выражения, динамичность мазка, яркий колорит, контрастность цветов. Фовизм в живописи характеризуется яркостью цветов и упрощением формы. Главным в их творчестве было стремление добиваться максимальной энергии краски.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. «Откровение пришло комне сВостока». Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приемам искусство фовизма заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX века. А. Матисс продолжал работать в этом стиле и позже. Выразительные возможности цвета, которые выявили и показали фовисты, активно использовались многими живописцами XX в. (экспрессионистами, абстракционистами и др. ). Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Хотя и связи с реальной действительностью (в данном случае, с реальным пейзажем) они не порывали.
Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. Несмотря на относительную краткость своего существования, фовизм оказался одним из самых влиятельных движений XXвека. Название «дикие» подхватил Матисс, оно прижилось и вскоре русские и немецкие художники-приверженцы нового стиля стали называть себя «фовистами».
Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Среди всех художников «Моста» он, пожалуй, больше всего тяготел к догматизму. Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее.
Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Цвет был не только механизмом передачи эмоционального напряжения, но и важным техническим средством: с его помощью, например, решалась проблема перспективы.
Можно провести параллель между художественными системами экспрессионистов и фовистов конца 1900-х годов. Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». В картинах фовистов обычно отсутствует перспектива и светотень. А некоторые художники сочли картину насмешкой над их серьёзными экспериментами. На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост».
С одной стороны, они почитали импрессионистов как первооткрывателей красоты момента и чистоты банальности. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета и остается преподавать. Критика нарекла их выставочную секцию «клеткой диких», а сами их картины вызвали волну неприятия и насмешек. Теперь уже они разъезжаются на этюды по одному иногда вдвоём — но никогда больше все вместе, как в дрезденский период.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. В1897 г. приехал в Париж, где познакомился с М. Вламинком и А. Дереком. Одним из самых ярких представителей этого течения является Марк Шагал. les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. В эти же годы он обратился к русской сказочной, былинной старине, создав завораживающие образы ("Русский всадник", 1902 "Русская красавица в пейзаже", 1904), превратив в зримое таинственные предания о славянских деревянных городах ("Русская деревня на реке с ладьями", ок.
В создании Осеннего салона также принимали участие Поль Сезанн, Огюст Ренуар, Одилон Редон и Эдуар Вюйар. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А. Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. Они отказывались от имитационной функции краски, желая, чтобы она становилась светоносной.
По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца). 1912 «Старый мост в Кане», 1910). Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. Главой этой школы считается Матисс, который свершил полный разрыв с оптическим цветом.
Повышенная светоносность (когда краски «взрывались» от света) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Фовистов. Вот таким образом Вламинк, желающий совершить переворот «в нравах и обычной жизни», призывал сжечь Школу изящных искусств, а А. Дерен мог сравнить колорит с динамитом. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне. Утверждение предмета в противовес пространственности – вот исходный принцип их искусства. Были близки фовисты и к экспрессионизму. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка. Этого художника отличают строгий стиль и сдержанность в области цветовых поисков.
Они практически отказались от портрета. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле. Другое название этой работы – "Десерт". В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре.
Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности.
Если в 1898 году он изучал загадочные «простые формы» в гравюрах Дюрера, то через 6 лет — пытался разобраться уже в феноменах негритянской культовой скульптуры в этнографическом музее Дрездена. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Самые впечатляющие работы объединения с обнаженной натурой принадлежат ему. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Спустя два года кубистические объекты Пикассо и Брака уже нельзя было назвать стабильными. Брак «Композиция с трефовым тузом», 1913 г. ).
в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Сходство заключено в настороженном взгляде. В 1925 году, вследствие нападков правых партий, Баухаус в Веймаре закрывается. «Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Дополняет образ острота ритма. от фр. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
На всех рисунках вы узнаете одно и то же лицо. Советский искусствовед М. В.
Активно использовался и цветной контур, открытый до них В. Ван Гогом и Т. Лотреком. Искусство так же индивидуально, как и любовь», – считал Морис де Вламинк. Эта стадия развития кубизма получила название аналитического кубизма.
Излюбленной темой художника была женская модель. Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. fauve – дикий) – направление во французской живописи конца XIX – начала XX века.
Fauvisme, от фр. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. В творчестве «мостовцев» радикально изменялось отношение к пространству, лишенному отныне границ. Напряженные контрасты появлялись за счет усиления цветности теней и рефлексов.
Это было реакцией современников на поразившую их экзальтацию цвета, «дикую» выразительность красок. Графическое наследие Матисса – выдающееся явление в художественной жизни западноевропейского искусства XX века. Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд "диких" (то есть фовистов). Между 1926 и 1933 годами Кандинский написал 159 картин маслом и 300 акварелей.
В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков. Она – в композиции моей картины. Картины оставляли у зрителя ощущение энергии и страсти и французскийкритикЛуи Восельназвал этих живописцев дикими зверями (фр. les fauves). Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга.
Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг). Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов. Цвет становился основным средством выражения чувств и настроений художника.
Лидерами направления можно назвать Анри Матисса и Андре Дерена. С этого момента, с "часа" Кандинского, в искусстве XX столетия стало развиваться новое направление, получившее название "абстрактное" потом оно приобретало разные другие наименования ("чистое", "конкретное" и др. ), существенно менялось по своим формам, нередко вызывая острые дискуссии. Вообще, цвет – это главный герой фовистской живописи.
К ноябрю этого же года они расстаются. А. Марке преимущественно работает в области пейзажа. Зрителю давали возможность рассмотреть из чего состоит форма, «ощупать» её глазами с разных сторон и даже увидеть один предмет сквозь другой. движением «Новые дикие». В. Б.
Его картины выставлялись в Лондоне, Нью-Йорке и Копенгагене. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение.
Двор замка", 1908). Для выражения своих идей фовисты не могли использовать все жанры живописи. Палитра художника стала яркой и чистой под влиянием импрессионизма. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Направление в французской живописи и музыке конца XIX — начала XX века. (фр.
Сам художник назвал этот период творчества "поистине живописной сказкой". Wuerzburg, 1981. Постимпрессионисты были близки импрессионистам и своим отношением к буржуазному обществу. Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея).
Новаторы-фовисты воображали и изображали мир таким, каким им хотелось. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Работы этих лет – в основном пейзажи, построенные на цветовых диссонансах.
Удивительным образом его творчество гармонично объединяло все многообразие интересов автора: обнаженную натуру, портреты, пейзажи, театральные темы, «райские» места. Две другие части этого триптиха изображают ту же землю, но опаленную беспощадным солнцем. Сцены прошлого по-детски соединяются на его картинах с настоящим («Кахетинский эпос») изобилующие бытовыми деталями сельские пейзажи включают в себя множество сюжетов («Ослиный мост»), подробные изображения людей представляют собой обобщенный образ гордого горца. Лидерами направления можно назватьАнри МатиссаиАндре Дерена.
Не было и группы как таковой. Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. О. картины "Небесно-голубое", 1940, "Сложное-простое", 1939, "Пестрый ансамбль", 1938 и др. ). Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх.
Но после 1907 года объединение распалось. Фовизм (фр. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ. В послевоенные годы художник работал в театре, оформляя спектакли «Русских сезонов» Дягилева, активно занимался книжной графикой. движением «Новые дикие». Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Матисс создает многочисленные рисунки, графические серии, оформляет книги и журналы. Напротив, художник как бы «выталкивал» фигуры на зрителя.
Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии. Тем временем Матисс продолжал пробовать себя в новых жанрах. Блестяще окончив обучение, через шесть лет Василий женится на своей кузине Анне Чимякиной. Однако спустя короткое время Брак привёз из поездки «по сезанновским местам» и показал на своей персональной выставке 1908 г. пейзажи, созданные тем же методом.
Однако родители Василия в будущем видели его юристом. На первой стадии работы Матисс изобразил свою героиню сидящей на стуле. Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна.
Интересно, что среди последних оказался молодой фовист Жорж Брак (1882—1963). Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья.
«Ярисую неженщину, ярисую картину». Он был старшим сыном в семье Эмиля Ипполита Матисса и Элоизы Анны Жерар. Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. Тщательно подбирая цветовые соотношения, он нередко подчёркивал контуры предметов резкой линией, сознательно деформировал изображаемое. С 1927 года активно участвовал в организации выставок отца его сын, Пьер.
Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Кирхнер (1880—1938) является для немецкого искусства более чем просто значимой фигурой. Старый приятель Матисса, Пикассо иронизировал по поводу его нового увлечения: «Не думаю, что ты имеешь на это моральное право», – писал он ему. Еще один композиционный источник – легендарный "Завтрак на траве" Мане.
Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Эстетизму и натурализму старшего поколения они противопоставляли идею непосредственного эмоционального воздействия на публику. С началом мировой войны Кандинский вынужден покинуть Германию. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. Также к отличительным чертам фовистов принадлежит динамичность мазка, стихийность, стремление к эмоциональной силе. Многие названные художники занимались так же и росписью керамики. Тема панно – танец.
Очень распространены мотивы боли и крика. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Это были Фриц Блейль, Эрих Кирхнер, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуф. Объединение «Мост» перестало существовать в 1913 году.
А Матисс вообще полностью разорвал с оптическим цветом. Пространство у них обобщается, а рисунок сводится к простым очертаниям. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению.
Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты фовизма. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А.
К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». В идеале фовистская картина – это яркая жизнерадостная арабеска, к которой в более позднее время и пришел Матисс: «Я хочу, чтобы усталый измученный изнуренный зритель мог вкусить перед моей картиной мир и отдохновение».