Фовизм (фр. fauvisme, от фр. fauve— дикий)— направление во французской живописи конца XIX (зачатки)— начала XX века (официальное начало).
За фовистским периодом в творчестве Дюфи следует кубистский. Их работы соответствовали центральной идее фовизма и были близки ему по умонастроению. движением «Новые дикие». Этот стиль написания свойственен и большой серии картин – таких, как «Семейный портрет» (1911), «Мастерская художника» (1911), «Танец» (1910), «Музыка» (1910). Полотна «Натюрморт на столе», «Старый мост в Кане» и «Роща» сильно напоминают манерой написания картины ранних кубистов. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Сильное впечатление произвела на него картина Пикассо Авиньонские девицы (1907).
Совместно с Вламинком они даже выработали стиль наиболее «дикого» фовизма. P., 1975 Duthuit G. The Fauvist Painters. Анри Матисс считал, что для художника очень важно четко представлять будущую картину еще до начала работы: «Для меня все заключается в концепции, вот таким образом с самого начала необходимо иметь ясное представление о целом». Фовизм зародился в кон.
В частности, фигуры «Танца» (1910) предположительно считают повторением силуэтов краснофигурной вазописи или рассматривают как реплику работы Кранаха «Золотой век» (1530)33. В их палитре преобладали только несмешанные («чистые») и контрастные цвета: синий, фиолетовый, зеленый, оранжевый и красный. Wuerzburg, 1981. Эти пейзажи не были приняты Осенним Салоном. Следующим летом Брак создал серию новаторских пейзажей, при работе над которыми он следовал призыву Сезанна: «Изображайте природу в формах цилиндров, сфер и конусов». Тем не менее именно этот локальный на первый взгляд, эпизод стал одним из самых значительных событий в истории Осенних салонов. «Люди, нарочито стилизующие и намеренно удаляющиеся от природы, попадают мимо истины.
Ф. оказал определенное влияние на русский авангард. Фовизм способствовал безусловному признанию декоративного начала живописи. Для живописца решение всех проблем нужно искать в ящике с красками». В результате своих живописных поисков А. Матисс создал новый плоскостно-декоративный стиль. Исходящее из наблюдения натуры, но придающее самодовлеющую ценность живописным приёмам искусство фовистов заключало в себе эстетический протест против художественных традиций XIX в. Разных по индивидуальному складу мастеров на короткий срок (1905-1907) сплотили тяготение к лапидарным образным формулам, колористическим контрастам и острым композиционным ритмам, поиски свежих импульсов в примитивном творчестве, средневековом и восточном искусстве. Жорж Руо родился в Париже в бедной религиозной семье. Постимпрессионисты и фовисты – это переходная фаза, которая открывает эпоху авангарда. (фр.
В 1891 году, 14-летним, поступает на службу в швейцарскую фирму по импорту кофе «Дом Лути и Хаузер», где ведёт бухгалтерские книги и контролирует погрузку и разгрузку товара на судах. В своей эстетике фовисты опирались на философию Шопенгауэра и Ницше. Фовисты обращались к классическим сюжетам и элементам чаще, нежели обычно принято думать. Однако великолепная техника рисунка позволяет зрителю ощутить воздух побережья. Так, систематическое применение техники чистых цветовых контрастов, применяемых по всей поверхности полотна, можно наблюдать уже с 1905 года.
les fauves — дикие (звери) Локальное направление в живописи нач. Зрителям особенно запоминаются его динамичные, напряженно-контрастные по цвету пейзажи, к которым относится прославленное полотно художника «Красные деревья» (1906, Национальный музей современного искусства, Париж). Первые работы в этом стиле появились еще в последние годы XIX века. Картины отличались необычной яркостью цвета и нарочитой огрубленностью формы.
Какиего друг Пабло Пикассо (втворчестве которого специалисты выделяют бессчетное число периодов) Матисс никогда небыл приверженцем одного стиля или направления. Анри Матисс сказал, что они составлены из кубиков, отсюда и произошло слово «кубизм». «Сила красок в картине должна неудержимо притягивать зрителя и в то же время скрывать ее глубинное содержание», – говорил он. Помимо этого Жорж посещал вечернюю Школу изящных искусств (School of Fine Arts), а затем Школу Изобразительных искусств (An cole des Beaux-Arts). Эта манера внесла в колористическую палитру Матисса некоторую «нежность» («Маргерерт», 1907, собрание Пикассо).
Для фовизма эта ситуация оказывается необычной: фовисты утрачивают репутацию новоявленного радикального течения (к которой, впрочем, никогда не стремились) и оказываются мастерами, которые, скорее, опираются на классическую живописную традицию, нежели ориентируются на новое искусство: их интересуют живописные возможности цвета, классические сюжеты и буржуазные городские темы ит. д. 18 Тем не менее, фовизм и кубизм остаются близкими по характеру родственными течениями, где сходные устремления выражаются разными средствами19.
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Матисс придавал большое значение природе как одному из начал любого творчества. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, М. Вламинк, А. Дерен, Р. Дюфи, Ж. Брак, К. ван Донген и др. ). В 1952 – 1953 художник выполнил росписи плафонов в Лувре.
Развивая художественные достижения постимпрессионистов (см. : Постимпрессионизм, Сезанн, Гоген, Ван Гог), опираясь на некоторые формальные приемы средневекового искусства (витражи, романское искусство) и японской гравюры, популярной в художественных кругах Франции со времен импрессионистов (см. : Импрессионизм), фовисты стремились к максимальному использованию колористических возможностей живописи. Он говорил: «Живопись зовет к внутренней сосредоточенности, гармонии и должна действовать успокаивающе». Благодаря такому подходу картины отличались напряженностью и необычайной экспрессией.
Наиболее ярко черты фовизма прослеживаются в творчестве русских художников объединения «Голубая роза», которое находилось в оппозиции к позднему символизму. Сам Матисс считал впоследствии, что в новой манере он начал работать в 1898. Рауль Дюфи (Raoul Dufy) (1877-1953) – французский художник, представитель направлений фовизм и кубизм в живописи. 1900-х гг. Разговорившись, художники узнали, что они оба в восторге от творчества Ван Гога и оба весьма недовольны положением дел в искусстве.
Марке и Дерен использовали в своих работах принципы академической композиции. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В этом году Пикассо пишет «Авиньонских девиц»— работу, которая дает начало кубизму. По совету К. Писсарро едет в Лондон, чтобы познакомиться с произведениями У. Тернера. Сначала они аналитически разрушали привычные образы предметов, словно «разбирая» их на отдельные формы и пространственные структуры. Матисс много путешествует впоисках «вдохновения», основной предмет его интереса— восточная культура всамом общем понимании— мусульманское искусство стран Африки иправославное вРоссии.
Но после 1907 года объединение распалось. Для Матисса период «диких» был лишь одним из эпизодов его творческой биографии. «Мизерере» состоит из 58 произведений, разбитых на две части: «Сострадание» (Miserere) и «Война» (Guerre). В. Б. Главой этой школы считается Матисс, который обнаружил, что цветовые отношения зависят от того, какой размер занимает пятно на поверхности.
В то же время их изобразительная стратегия опиралась на традицию классической живописи. Творческие поиски А. Марке приводят его к принятию художественного метода фовистов.
Над этим циклом графических работ художник трудился долгое время: замысел появился в 1912 году, а первая выставка состоялась только 1948. Восклицание критика Луи Вокселя: «Донателло среди диких. » – дало название новому направлению в живописи. Его Жорж посвятил матери и своему любимому учителю Гюставу Моро. Так отвечал Матисс наобвинения внарушении пропорций или визлишней декоративности. Вплоть до настоящего момента живописная стратегия фовистов остается влиятельным художественным методом (например, Питер Дойг).
Матисс, А. Дерен, М. Вламинк, А. Марке, Э. -О. Именно вот таким образом сейчас в галерее Эрмитажа можно увидеть большое собрание работ в данном стиле.
Экспозиция фовистов была связана с третьем по счету Осенним салоном 1905 года. Известные прежде всего за смелое использование цветов «фовисты» получили свое название в 1905 году на парижской выставке «Осенний Салон». «Откровение пришло комне сВостока». Произведения фовиста Мориса Вламинка высоко ценятся знатоками живописи. Художник пытается раскрыть структуру формы предмета и отобразить её на полотне.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги (декупаж), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Увлечение кубизмом испытал и А. Дерен, что придало его фовистским работам новое разви-тие («Две шлюпки», «Лондонский порт»). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Это направление, в частности, заметно в работах Матисса («Радость жизни», 1906 «Танец», 1910 «Музыка», 1910)32.
Основные цветовые отношения и мотивы фовисты брали из природы, но предельно усиливали и обостряли их, нередко использовали цветной контур для отделения пятен цвета друг от друга. С 1896 Матисс начинает выставляться в Салонах.
В 1907 году в истории фовизма начинается новый и последний этап. Lausanne, 1963 Diehl G. Les Fauves. Однако за маской дикаря скрывался рафинированный, образованный художник, стремившийся своим искусством дать спокойствие и отдых усталому современному человеку (манифест 1908г. ).
В 1905 году фовистам была отведена далеко не вся выставка— их работы размещались только в одном зале (номер VII). Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Их творческим кредо стало выражение: «Искусство не мысль, но – вера. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями. Основная проблема, связанная с феноменом цвета у фовистов— использование сходных приемов представителями других художественных течений XX века25, например, экспрессионистами.
Отец отдал сына в протестантскую школу, что, возможно, повлияло на темы будущих картин Руо. В том же 1908 году Матисс писал: Для меня экспрессия заключается не в переживаниях. Живописная система этой работы целиком и полностью отражает направление его поисков. Влияние древнерусской иконописи можно заметить взнаменитой картине «Стоящая Зора»— вытянутая фигура иабстрактный алый фон напоминают новгородские иконы. После окончания гаврской художественной школы О. Фриз получает стипендию, позволившую ему продолжить своё обучение в парижской Академии.
Фовисты экспонировали свои работы также на выставках 1906 и 1907гг. В основе концепции «диких» лежали постулаты Ницше и Шопенгауэра, согласно которым «воля к жизни есть субстанция человеческой деятельности». К работам этого периода относятся «Вестминстерский мост» (1906, частное собрание, Париж), где показан городской пейзаж с желтой рекой, зеленой набережной и синим мостом и картина «Женщина в рубашке», на которой изображена женщина с ярко-рыжей шевелюрой, одетая в синие чулки (1906, Государственный художественный музей, Копенгаген). Это дает основания рассматривать оба движения в рамках единой художественной программы37. Впервые такая характеристика была употреблена известным критиком Луи Вокселем относительно работ нескольких молодых художников, картины которых были представлены в 1905 году на Осеннем Салоне. Сильный эмоциональный накал страстей художник изображал насыщенными, яркими тонами, что можно увидеть на картине «Разговор» (1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Среди членов этой группировки были такие выдающиеся художники, как П. В. «Ярисую неженщину, ярисую картину».
Осенний салон 1906 года был посвящен фовистам и сосредоточен на их стратегии. XX в. Наименование Ф. было в насмешку присвоено группе молодых парижских художников (А.
Особенно известным в творчестве Руо является цикл гравюр «Мизерере» (Miserere, 19141927), посвященный ужасам войны. Также как фигуры «Радости жизни» считают парафразом картины Агостино Карраччи «Взаимная любовь» (1589—1595)34 и повторением классического академического рисунка.
Отчасти, устойчивость фовизма связана с использованием его принципов участниками группы после распада движения: изобразительная манера фовизма продолжали существовать и после его формального исчезновения. В дальнейшем красочная точка заметно увеличивается, цветовая энергия ее возрастает, появляется интерес к «экспрессии» (любимое слово Матисса), красочным ореолам вокруг формы, цветному рисунку внутри живописной композиции, к плоскостности и взаимодействию больших колористических масс.
Группа заявила о себе на Парижском салоне (1905), где художники выставили свои картины в отдельном зале, в центре которого стояла статуя работы ренессансного скульптора Донателло. На следующий день вышла рецензия Вокселя, который впервые использовал слово фовизм, в дальнейшем закрепившийся как название этого направления. Мангена, А. Марке, Ж. Руо, О. Фриеза. После Второй мировой войны была издана книга этих гравюр.
Анри Матисс Буфет или Красная комната или Гармония в красном, 1908. К примеру, Матисс мог легко раскрасить нос женщины в зеленый цвет, как он говорил : «Я рисую не женщину, а картину». Пушкина, Москва), – переполнены темным цветом. Она – в композиции моей картины.
Сарьян (1880-1972) («Финиковая пальма», 1911, Москва, Государственная Третьяковская галерея). Эмиль-Отон Фриз (Emile-Othon Friesz) 1879-1949) – французский художник. В то же время посещает вечерние курсы живописи при Художественной академии в Гавре. 1901-1904 – годы интенсивных творческих поисков, начало усиленных занятий скульптурой. Светло-синяя полоса залива, белые здания на берегу и закрывающая небо огромная скала выполнены в примитивной манере.
от фр. Наиболее интересной работой этого периода считается «Гавань для яхт» (1924, частное собрание, Париж). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Фриез, Ж. Брак, А. -Ш. Постепенно он освобождается от «музейных» впечатлений, палитра его светлеет появляется техника импрессионистического дробного мазка.
На многих картинах Матисса перспектива складывается за счет градации синего цвета24.
Знакомится с творчеством А. Майоля, художниками группы «Наби», увлекается искусством Поля Гогена (его посмертная выставка состоялась в Париже в 1903), Поля Сезанна. Дополняет образ – острота ритма. Каждый из художников пошел своим путем, у кого-то он получился успешным, у кого-то нет. Каждый гений проходит путь развития черезперемену стиля. Порядок и четкость должны обязательно присутствовать в работе художника. Фрагменты и мотивы классических изображений последовательно использовал Анри Матисс.
Алпатов в свое время сказал, что в творчестве фовистов предмет уже не играет той роли, которая принадлежала ему у их предшес-твенников, они имеют дело «не с грузной плотью вещей, а лишь с облегченными знаками предметов». Название направления произошло от французского слова «fauve», которое означает «дикое животное». Санкт-Петербург, Эрмитаж.
После войны работы Брака приобрели более созерцательный, эзотерический характер, о чем свидетельствует серия из 8 картин Мастерская (1949 – 1956). Для формирования фовизма фигура Матисса играла ключевую роль. Ф. не ставил перед собой цель реального изображения действительности, но стремился сделать видимыми элементы, обстоятельства, которые не поддаются визуальному восприятию, например, чувства и настроения, возникающие у художника при общении с природой. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. fauve — дикий, хищный) — аван-гардистское течение во французском искусстве начала XX в. Ироническое прозвище «дикие» было дано кри-тиками группе живописцев, выступивших в парижском Салоне независимых в 1905 г. (А.
Влиятельный искусствовед ЛуиВоксель оскорбительно отозвался о работах нового направления, назвав авторов картин дикими зверьми («фовистами» на французском) — и название прижилось. 1977, Giry M. Der Fauvismus. Соединяя традиционные жанры интерьера и пейзажа изображая фигуру и натюрморт, художник создает пространство, наполненное бесконечной цепью знаков.
А. С. Основным средством выражения фовисты избрали цвет. Родился в бедной многодетной семье. Фовизм в живописи начался со случайной встречи Мориса Вламинка и Андре Дерена.
Фовизм – направление живописи возникшее во Франции. В этот период Дюфи возвращается к своей первоначальной манере, краски его картин становятся легче и ярче. Пик популярности фовистов пришелся на 1905-1907 года. Лит. : Chasse С. Les Fauves et leur temps.
Один из представителей фовизма – Андре Дерен – работал самостоятельно, но дружеские отношения с Морисом Вламинком привели его в группу «диких». в результате живописных экспериментов, которыми занимался со своими учениками (в числе которых был Матисс) символист Г. Моро. Дополняет образ острота ритма. fauvisme, от fauve – дикий), течение во французской живописи начала XX в. Ироническое прозвище les fauves (дикие) было дано современной критикой группе живописцев, выступивших в 1905 в парижском Салоне независимых (А. Вот таким образом картины представителей этого направления полностью оправдывают прозвище «дикие»: они пестрят яркими красками, темными широкими контурами искаженными формами и полным отсутствием объемов. Но более устоявшейся версией перевода стало слово «дикие», которое ассоциируется с представителями этого течения. Цвет у фовистов открыт, но не импульсивен (как у экспрессионистов) и часто используется для создания классических тем или сюжетов буржуазного толка. Мы уже упоминали, что художник был весьма религиозен.
В этой картине, Матисс впервые добивается полного слияния экспрессии и декоративности. Последующие полотна художника – такие, как «Вид Касиса» (1907, собрание П. Лови, Париж) и «Старый мост» (1910, Государственный музей изобразительных искусств им. Тема панно – танец. Первая персональная выставка состоялась в 1904 у А. Воллара.
Уже к 1907 году, спустя двагода после дебюта, многие фовисты используют другие стили. Конечно же, это самым прямым образом отразилось на его работах. Мир Матисса – это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Колористическая гамма его картин стала сдержаннее, а формы – проще и лаконичнее. Наиболее популярной композицией А. Дерена этого периода является картина «Гавань в Провансе», написанная в 1912 году (Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Фовизм привел к утверждению цвета как основной живописной категории. фр. В результате знакомства с А. Матиссом и Ж. Руо, О. Фриз становится приверженцем фовизма.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Повышенная светоносность («краски буквально взрывались от света», — писал впоследствии А. Дерен) и выразительность цвета, отсутствие традиционной светотеневой моделировки, организация пространства только с помощью цвета — характерные черты Ф. От Ф. оставался один шаг до абстрактного искусства, но ни один из его представителей не сделал этот шаг. Холст, масло.
В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала.
Кузнецов (1878-1968) («Мираж в степи», 1912, Москва, Государственная Третьяковская галерея) и М. С. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все. Но уже в 1907 г. он отказывается от условной экспрессии этого направления и вырабатывает собственную систему, характерным признаком которой становится использование более сдержанных и тонких цветовых сочетаний.
Его искусство служит принципиально новым задачам (слово fauve, откоторого произошло название направления, впереводе сфранцузского— дикий, хищный). Фовизм (франц. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Советский искусствовед М. В. Тем не менее, в работах разных лет фовистское видение оставалось формообразующими22.
Цветовые решения в живописи фовистов имеют свои особенности: оттенки в их работах в меньшей степени подвержены дробному делению и чаще складывается в масштабные протяженные поверхности (Матисс, Танец и Музыка, 1905 Дерен Пейзажи в Кассисе, 1907), цвет редко распадается на мелкие фрагменты (как это бывает у экспрессионистов) и редко образует абстрактные динамические композиции (сравним— Кандинский). Однако в 1910 году Кандинский отошел от фовизма. 1890-х – нач.
Здесь в 1892 году Дюфи знакомится с Жоржем Браком и Отоном Фриезом. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В современном искусстве термин «фовизм» относится к очень модному, но не продолжительному художественному движению, организованному французскими художниками на рубеже 19-го и 20-го веков.
В 1905 выставляет картину «Роскошь, покой и сладострастие» (названием послужила строчка из стихотворения Ш. Бодлера), где декоративизм стиля модерн сочетается с точечной (характерной для пуантилизма) манерой письма.