В 1849 году умирает Мадлен, жена Энгра. Мы не знаем, какой была эта круглоликая, чернобровая девушка в действительности (известно только, что она умерла в год создания портрета), не знаем, была ли в ней та значительность и сила, которой наделил ее художник, но мы верим ему. В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами.
Энгр тем самым соединил выразительность с предельной произвольностью трактовок человеческих фигур44. Слева изображена ревнивая Гера (Юнона), которая настороженно наблюдает за своим мужем и его бывшей любовницей. Однако Амори-Дюваль, при подготовке Всемирной выставки 1855 года, попросил мэтра разместить под его основными произведениями рисунки и Энгр неожиданно ответил: «Нет, зачем же ведь тогда все будут смотреть только на них»137. Бартолини тогда ваял графскую жену. Особое место в искусствоведении традиционно занимает истолкование Энгром жанра ню. Ниже, по сторонам трона, показаны аллегории Илиады и Одиссеи. Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский художник и рисовальщик.
В своем раннем Автопортрете (1804, Шантильи, Музей Конде) Энгр предстает настоящим южанином невысокого роста, смуглым, черноглазым, полным сдержанной энергии. В портрете мадам Ривьер имеются несоответствия в размерах головы, плеч и линии груди. В данном случае противопоставленные персонажи представлены как две равные силы из которых побеждающим началом является человек, превосходящий Сфинкса своей устойчивостью, своими значительными размерами, своим светом во тьме, визуализирующим свет разума, побеждающим смерть (именно смерть несла птица сфинкс). Ученики Виллы Медичи (неофициальное название Французской академии), к которым Энгр относится по-отечески на протяжении всего 6-летнего срока своего директорства, преклоняются перед мэтром. Надгробие выполнил в 1868 году римский студент Энгра— скульптор Виктор Бальтар.
В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых Мадлен Шапель. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Однако именно в этот период он создал несколько самых своих знаменитых портретов, в первую очередь «Портрет Луи Франсуа Бертена», директора газеты Journal des dbats (1832). Впрочем, этот недостаток постепенно уменьшался и в позднейших работах Э., какова, напр., картина «Турчанки в бане», написанная на 84-м году его жизни, нагое женское тело производит впечатление самой натуры, но только очищенной от случайных пороков, облагороженной и, благодаря вложенному в него чувству изящного, не возбуждающей грешных помыслов. Юпитер и Фетида. Весной 1820 года Энгры переехали во Флоренцию, причём Жан Огюст в порыве раздражения охарактеризовал римскую жизнь как «13 лет рабства»58.
Прототипом для фигуры Селевка послужил сам Энгр, для Антиоха— его студент Ипполит Фландрен. Она пообещала наградить золотым яблоком самую красивую из присутствующих на торжестве богинь: Афродиту (Венеру), Афину (Минерву) или Геру (Юнону). Тем большее разочарование вызывала холодность публики к результатам шестилетнего труда. 1811.
Иногда в углу, но не у всех художников изображен ее муж Селевк. Энгр утверждал: «Ничего существенного нельзя открыть в искусстве после Фидия и Рафаэля». На Всемирной выставке 1855 года были экспонированы 66 полотен Энгра, в том числе недавно написанная картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймском соборе 17 июля 1429 года», «Апофеоз Наполеона», «Мадонна с причастием» и множество других. Однажды он привёл на сеанс в Академию натурщика-горбуна и вызвал изрядный скандал.
Энгр достиг в картине «Купальщица Вальпинсона» гармонии живого восприятия натуры. Она же сравнивала лучшие работы Энгра, включая портреты, с барельефами «с нежными переходами формы»141. «Рафаэль и Форнарина» знаменовала начало большой серии небольших по формату картин, чьи сюжеты основаны на разнообразных исторических анекдотах и литературе эпохе Ренессанса. Его женские портреты имеют очень широкий спектр эмоциональных красок: от чувственного «Портрета мадам Сенонн» к реалистичному «Портрет мадемуазель Жанны Гонен» и холодному «Портрет принцессы де Бройля».
Художнику был 71 год, его избраннице— 43 года. Экспозиция начиналась с Давида, Энгр был представлен 11 полотнами, включая «Большую одалиску», «Стратонику», «Одалиску с рабыней», несколько портретов106. Показательно, что именно женское начало является воплощением, символом способности к наиболее тонкой духовной организации.
Папа Пий VII в Сикстинской капелле. Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. В соответствии с классицистской техникой, Энгр не признавал видимых мазков, писал «гладко», так же как не признавал смешения цветов, которым активно пользовались художники-романтики. На данной картине изображен Юпитер, его колено обнимает нимфа Фетида. На рисунке изображена семья французского консула в Чивитавеккья. Столь же красноречиво выражена эпоха в портрете Инесс Муатесье.
муз. ), «Двенадцатилетний Христос среди мудрецов в храме» (1861) и портреты Бертена, гр. Как и для всех академистов, обнажённое женское тело для Энгра воплощало высшее проявление красоты. Только в апреле 1852 года, после почти трёх лет вдовства, художник женился на племяннице своего давнего друга Маркотта— Дельфине Ромель (она также была сестрой жены сына Керубини— Сальваторе). Среди портретов, написанных Энгром в этот период, выделяется портрет графини Луизы дОссонвиль, который он сам называл «отчаянно трудным» и писал в течение трёх лет (1842—1845). Поскольку на это полотно претендовали сразу пять коллекционеров, Энгр устроил аукцион. Ещё одной известной картиной этого периода стал «Сон Оссиана», заказанный на тему чрезвычайно модной тогда мистификации Макферсона (её поклонником был Наполеон). «Одалиска Вальпинсона» (1808), «Венера Анадиомена» (1848).
Это образ, воплощающий торжество личной инициативы, ума, деловой хватки, человека, превосходно чувствующего себя в «обществе чистогана». И вместе с тем всю свою жизнь Энгр писал блистательные женские портреты: Прекрасная Зели (1806), Мари Маркоз (1814), графиня Луиза дОссонвиль (1845), баронесса Ротшильд (1848), Инее Муатессье (1856) и другие царицы аристократических и буржуазных салонов увековечены кистью последнего олимпийца 19 века. Однако Энгр склонен к самоцитированию и поза фигуры в «Венере Анадиомене» один в один повторена в картинах «Источник» (1856) и «Турецкие бани» (1863). Туалет Эсфири, 1841 г., Две сестры, 1843 г. Т. Кутюр.
1808 г. Т. Шассерио. Это привело его к изучению дорафаэлевской живописи Италии, которую тогда именовали «примитивной» и средневековой книжной миниатюры. В этом плане Кабанель в своём «Рождении Венеры» прямо полемизировал с Энгром при полном формальном соответствии канону148. В 1821 и 1823 годах «Венера» упоминается в переписке, но так и не была закончена.
От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Повторение «Купальщицы» задаёт волнообразные линии, которые в композиции акцентируются немногими стоящими фигурами.
Повышение заразительности также обеспечивает соединение приемов закрывания и открывания. Среди семейных графических портретов римского периода выделяется «Семья Стамати», сочетающая композиционную целостность и динамизм. Существует также версия о влиянии иллюстраций Флаксмана к «Илиаде», в этом случае образцом был Зевс29. Художник выполнил и множество графических портретов42. Всего художник прожил в Италии 24 года103. Он умолял ее уговорить громовержца Зевса (римск.
Особенно полная передача ренессансного стиля характерна для «Смерти Леонардо». Широкая публика смогла увидеть картину только в начале XX века.
Современники ощущали некий дискомфорт при сопоставлении Парижа, полностью перестроенного бароном Османом и живописного наследия Энгра, копировавшего ренессансные образцы и призывавшего «Назад, к Рафаэлю. ». Н. А. Дмитриева даже утверждала, что «работы Энгра не живописны, колориту сознательно отводится второстепенная роль, отсутствуют и светотеневые эффекты»141. В течение всей жизни Энгр переписывался с друзьями, особенно Жилибером, но оригиналы его писем не сохранились. Известен анекдот этого времени: однажды семья туристов постучалась в мастерскую Энгра и глава семейства спросил: «Это здесь живёт человек, который рисует удивительно живые маленькие портреты. » Энгр раздражённо ответил: «Нет. Одним из немногих положительных отзывов были суждения Теофиля Готье, который оценил монументальное построение композиции, её величие и умение художника воссоздать «суровый дух далёкой эпохи»87. Она также обратилась к Гефесту (Вулкану), богу огня и покровителю кузнечного ремесла, с просьбой выковать для ее сына волшебные доспехи.
Ещё в 1809 году первый заказ ему сделал Иоахим Мюрат. Римляне времен упадка, 1847 г. Кабанель. Н. Вольф отмечал, что эта работа как нельзя лучше иллюстрирует тематическое противостояние Энгра и Делакруа, причём «Турецкая баня» воспроизводит западные «гаремные клише и фантазии».
За год до назначения Эгра директором стипендиат Школы изящных искусств Ксавье Сигалон должен был снять копию «Страшного суда» Микеланджело в натуральную величину (она должна была отправиться в Париж как учебное пособие), но так и не смог пробиться сквозь противодействие властей Ватикана. Впрочем, Энгра и его заказчиков это беспокоило мало47.
На этом фоне выделяется экспрессия взгляда, чего Энгр всегда добивался в своей живописи ибо учил, что «в каждой голове главное, что надо сделать, — это заставить говорить глаза»20. Судя по композиции, бог уже узнал о предсказании. В 1806 году Энгр едет, наконец, в Италию. Было решено, что рассудит их спор Парис (с. Энгр именовал Делакруа своим «анти-Я» и явно был более непримирим в их конфронтации, активно используя доступные ему административные ресурсы. Это и способствует сознательному возвышению одалиски приобретающей качество богини.
Художника награждают орденом Почетного легоина и избирают академиком. Энгр открыто называл себя гением и ещё в 1806 году откровенно писал, что его «терзает жажда славы». 9 Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Плафон для потолка спальни, готовившейся для Наполеона во дворце Квиринале в Риме. соборе), «Антиох и Стратоника» (1839), «Юпитер и Антиопа», «Франческа да Римини по V песне Божественной Комедии Данте» (в нантск.
Главной задачей художника стало достоверное изображение фресок Сикстинской капеллы, в том числе «Страшного суда» Микеланджело на западной стене47. 11, Экс-ан-Прованс, Музей Гране), где изумительная по красоте женская фигура распластана на плоскости подобно орнаментальному арабеску, знаменитая Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), у которой насчитывали на три позвонка больше анатомической нормы, все эти произведения вызывали недоумение с точки зрения законов академического рисунка. Он придавал этому труду чрезвычайное значение, сохранилось множество подготовительных работ. Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). Фидий держит в руках атрибуты своей профессии— резец и молоток. Во Флоренции Энгр продолжал заниматься портретами.
Итоговым для пребывания Энгра в Риме стало его огромное полотно «Юпитер и Фетида», законченное в 1811 году. Из-за противодействия Давида Энгр смог вновь выставить свои произведения только на Салоне 1806 года. Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой.
Фитц-Джемса), «Карл V, будучи еще регентом, принимает представителей города Парижа» (1822 у гр. «Эдип и Сфинкс». Историческая ситуация, запечатлённая в картине, недостоверна: король Франциск I не присутствовал и не мог присутствовать у смертного одра великого художника.
Сурово отнеслись критики и к «готическому» стилю портрета Каролины Ривьер, упрекая художника в «нарочитой точности и сухой прорисовке» фигуры юной девушки25. За пределами Франции самое большое собрание Энгра находится в музеях США140. Энгр видит свое призвание в сохранении великих традиций прошлого. Отец был родом из Тулузы, но осел в патриархальном Монтобане, где преуспел как художник-универсал, который брался за живописные, скульптурные и архитектурные работы, а также был известен как скрипач. Эта могучая птица символ силы и победы атрибут царя богов. Иногда создаётся впечатление, что «руки персонажей пририсованы к римским портретным бюстам»145.
Революция 1848 года во Франции, как и события 1830 года, оставила Энгра безучастным. Впрочем, в его ориентальных и некоторых мифологических работах, созданных под влиянием романтиков, «мелодия линии сменяется более чувственным колоритом»144. В мастерской Давида Энгр проникся преклонением перед классическим идеалом. Был исключён Рубенс, которого Энгр обозвал «мясником» и лишь после долгих колебаний был добавлен Шекспир. Но именно эта поза сообщает образу экспрессию.
Документов, которые бы проливали свет на обстоятельства создания портрета, не сохранилось, но, во всяком случае, на Салоне 1806 года он был представлен, а далее помещён в Бурбонский дворец28. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Энгр полностью разделял взгляды академистов на жанровую систему, определял себя как исторического живописца, в то время как портреты в его понимании были «низшим» жанром, которым можно заниматься только для заработка8. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры. Однако на этой же выставке впервые были показаны зарисовки и эскизы Энгра, которые позволили новому поколению критиков провозгласить его гением.
Энгр потянул свои рисунки портрета на веленевой бумаге, которая обеспечила гладкую поверхность, очень отличающуюся от ребристой поверхности положенной бумаги (который, тем не менее иногда упоминается сегодня как 171 Краткая биография Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей. Юнона (Гера), жена Юпитера, на заднем плане тайно наблюдает за происходящим. И «Одалиска» и «Антиох» были восторженно приняты на Салоне 1840 года, что означало для Энгра возможность вернуться в Париж после окончания срока его полномочий директора Французской Академии102. 1814. Огромное полотно «Обет Людовика XIII», выставленное в Салоне 1824 года, производит впечатление внутренне холодной, надуманной композиции.
Бой петухов, 1847 г. Прославившись портретами и обнаженной натурой (знаменитые одалиски), Энгр немало внимания уделял мифологической тематике. В. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи.
Юпитер и Фетида (1811-1812 гг. ). Весной 1806 года были выделены средства на четырёхлетнюю пенсионерскую поездку в Рим. Будь то стилизация греко-романского искусства в композиции Ромул, победитель Акрона для резиденции Наполеона в Риме (1812, Париж, Школа изящных искусств) или лаконичная пластическая формула классицизма во втором варианте Вергилия, читающего Энеиду (1819, Брюссель, Музей изящных искусств) настолько законченная, что даже фигура Вергилия убрана за рамки композиции будь то развернутая просветительская программа Апофеоза Гомера (1827, Париж, Лувр) или изобразительная метафора гармонии во фреске Золотой век (1843-47, Франция, замок Дампьер) везде Энгр фанатически преследовал идею воплощения красоты, очищенной от недостатков живой натуры. Многочисленные детали (небрежность причёски и складок плаща), поза героя, оторвавшегося от творчества, показывают, что он— созидатель и служитель прекрасного, что полностью отвечает эстетике романтизма19. C 1800 года Энгр участвовал в конкурсе на соискание Римской премии, представив полотно «Сципион с сыном и послами Антиоха» (не сохранилось), но оно заняло только второе место7.
В 1839 году Энгр вернулся к ориентальной теме, написав полотно «Одалиска и рабыня» известное также в повторении 1842 года. Он в значительной мере определил всю дальнейшую линию развития эпигонов академизма, представителей «салонной» живописи и современных неоклассиков, неизменно усматривавших в нем своего идейного вождя (в этом отношении характерен реакционный лозунг«назад к Энгру»). Турецкая Баня. «Сон Оссиана»— картина, демонстрирующая свободу романтического решения, что подчёркивается резкими контрастами светотени ирреальностью изображённого пространства и бесплотностью фигур44. 1820-1856 гг.
Эдип и сфинкс. Воспитанница Геры, она стала объектом страсти громовержца. Ж. -О. -Д. Энгр. «Сон Оссиана». В 1817 году скончалась его мать. Помимо портретов, он получил в 1812 году несколько заказов на оформление интерьеров, создав в том числе огромную композицию (5 метров в длину) «Ромул, победивший Акрона» для римской резиденции Наполеона. С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже.
Перчатки на руках Каролины Ривьер создают впечатление, что «руки слишком крупные для столь изящного юного создания»24. Юпитер, восседающий на троне рядом с орлом, своим посланником, производит впечатление не страстного влюбленного, а застывшей скульптуры, в то время как Фетида изображена в позе преклонения перед своим повелителем. Бард помещен в центре композиции, склонившимся на арфу у скал. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Несмотря на надменно-бесстрастный облик портретируемого, по мнению В. Раздольской, Энгр привнёс в картину «оттенок романтической взволнованности» благодаря пейзажу с грозовым небом и синеющими вдали горами. Жан Огюст Доминик Энгр родился 29 августа 1780 года в Монтобане на юго-западе Франции. 1814.
Естественным для Энгра было было обращение к сюжету Данте о Паоло и Франческе да Римини55. Много картин художник Доминик Энгр писал род заказ (портреты), что и составляло его основной источник доходов, хотя он не очень любил работать на заказ. В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. «Портрет Филибера Ривьера» демонстрирует видного чиновника Империи, он сидит спокойно, поза его элегантна. Стиль и техника Энгра сформировались ещё в ранней молодости и мало менялись в течение его жизни143.
Большая одалиска. Согласно третьим источникам, Фетида не захотела сходиться с Зевсом, так как ее воспитала Гера, жена Зевса и Зевс в гневе выдал ее замуж за смертного. По Н. А. Дмитриевой, «всякий раз, когда французское искусство начинает тосковать по утраченной ясности, оно вспоминает Энгра»150.
Энгр в этой работе широко использовал восточные аксессуары, но сам тип одалиски не несёт специфически «восточных» черт, в отличие от марокканских и алжирских женщин Делакруа. его искусство (и эту аналогию Энгр безусловно распространяет и на собственное творчество) становится тем пространством, в котором горний мир приобретает качество явления. Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. И только узор головной повязки вносит деликатный красочный акцент в эту строгую гамму.
Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. В 1791 году отец решил, что сыну необходимо более фундаментальное образование и отдал его на обучение в тулузскую Академию живописи, скульптуры и архитектуры (фр. Acadmie Royale de Peinture, Sculpture et Architecture), которая из-за перипетий революции потеряла статус «Королевской». Она также подчёркивает скрупулёзность Энгра в передаче мельчайших деталей, фактуры тканей8.
1827 г. Одалиска и рабыня 1842 Стратоника, Мадонна перед чашей с причастием. В основном они были написаны по заказам французских чиновников и аристократов, в частности французского посла в Риме де Блака, который покупал больше всего полотен Энгра. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. Даже цветовые решения далеки от гармонии лучших работ Энгра— синий плащ Богородицы слишком резко противопоставлен красному цвету платья-туники и не гармонирует с золотистыми тонами фона и тёмными занавесями. «Юпитер и Фетида» — картина Жан-Огюст-Доминик Энгра.
На мольберте Энгр показал неоконченную картину «Форнарина» и на заднем плане— тондо «Мадонна делла Седиа», для которых Рафаэлю позировала одна и та же натурщица53. Среди работ этого периода выдаются: портреты г-жи Девосе, 1807 (Шантильи) и г-жи Де Сепонн, 1814 (Нант), «Эдип», 1808, т. н. «Купальщица из Вальписона», 1808, «Одалиска» (Lagrandeodalisque), 1814 (Лувр) и «Обет Людовика ХШ», 1824 (Монтобанский собор). В молодости профессионально занимался музыкой играл в оркестре Тулузской оперы (1793—1796), в дальнейшем общался с Никколо Паганини, Луиджи Керубини, Шарлем Гуно, Гектором Берлиозом и Францем Листом. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году.
Папа Пий VII в Сикстинской капелле, Паоло и Франческа, Послы Агамемнона у Ахилла (1801). Один из языческих рыцарей-победителей. (1813). Композиционное построение картины, образ Мадонны с Младенцем, являющейся в облаках коленопреклоненному Людовику XIII, фигуры ангелов — все решено, как говорил сам художник, «в рафаэлевском и моем духе». Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.
Набросков же этого сюжета сохранилось огромное множество. Показанная в Салоне в 1819 году, картина «Одалиска» потрясла зрителей «гремучей смесью» экзотики и эротики и удивительным соединением предельной точности с умышленными искажениями. Что касается образа Людовика ХШ, то его прототипом послужил портрет Филиппа де Шампеня.
Энгр сам отмечал, что главным в картине видит «моделировку светом». Сохраняется и объем и ощущение пространственной глубины. В декабре они обвенчались.
В 1813 году Энгр женится на родственнице одной из своих римских знакомых — Мадлен Шапель. И встроенность папы и его приближенных в единый ритм со стенами капеллы говорит о задуманной автором концепции уподобления происходящего в реальном пространстве с происходящими во фресковых умозрительных пространствах событиях священной истории. Их воздушная мягкость ощущается зрителем почти физически.
Ярким примером является «энгровский период» одного из ведущих представителей импрессионизма— Огюста Ренуара, пришедшийся на 1880-е годы. По окончании подготовительных работ, длившихся около года, летом 1843 года Энгр начал писать композицию «Золотой век», одно из двух декоративных панно (другое 8212 «Железный век») для замка Дампьер, посвященных мифическим эпохам человечества. «Портрет Бонапарта— первого консула» разными критиками оценивался по-разному.
Вообще, многие, особенно ранние, работы мастера из Монтобана — «Зевс и Фетида» 1811 года, «Сон Оссиана» 1811 года, «Паоло и Франческа» 1819 года — обнаруживают несомненную близость к романтизму, хотя впоследствии Энгр стал яростным противником этого течения и по традиции считается одним из ведущих представителей классицизма. Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства. Следует отметить параллели с произведением Давида «Коронация». Художник продолжал напряжённо работать, в январе 1801 года он был удостоен премии за натурное поясное изображение «Мужской торс». Он был первенцем в семье Жана-Мари-Жозефа Энгра (1755—1814) и Анны Муле (1758—1817). Жан-Огюст-Доминик Энгр появился на светвМонтобане (Франция) и был первым из семи детейЖана-Мари-Джозефа Энгра и Энн Моулет. «Папа Пий VII в Сикстинской капелле».
Точный сюжет картины был заключен в ее названии: «Обет Людовика XIII, просящего покровительства мадонны для Французского королевства». Жан Огюст Доминик Энгр (фр. Jean Auguste Dominique Ingres 1780—1867)— французский художник, художник и график, общепризнанный лидер европейского академизма XIX века. Стремясь к ритмической выразительности и пластической экспрессии, Энгр смело нарушал анатомические пропорции и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии «неканонических» мастеров (Редон и Пикассо). Христос, передающий святому Петру ключи от рая в присутствии ангелов, Мучение св. Симфориона, Роже и Анжелика, Портрет первого консула (1803 г. ), Автопортрет (1835), Портрет Луи Франсуа Бертена (1832), Портрет мадам Гонз (1852), Портрет мадам Энгр (1814), Портрет мадам Мари де Сенонн (1814). Художник тяжело переживает утрату любимой женщины, однако спустя три года женится вторично на Дельфине Рамель («Мадам Энгр»). Генриха IV играющим с его детьми» (1824, у Ротшильда, в Париж).
Салон 1808 года оказался этапным для развития французской художественной жизни, его иногда именуют «предромантическим». Графиня согласилась на то. Этот сюжет пользовался популярностью с конца XVIII века: его воспроизвёл учитель Энгра— Давид, а в 1792 году в Париже состоялась премьера оперы «Стратоника» Мегюля, которая была возобновлена в 1821 году.
Д. Перова, напротив, утверждает, что «именно таким Бонапарт пришёл к власти в 1799— решительным, уверенным и непоколебимым генералом»8. Творчество. (1813).
Ещё одной известной римской работой Энгра стала картина «Антиох и Стратоника», написанная на сюжет Плутарха. Композиция «Венеры» была использована в другом известном полотне Энгра— «Источник». За право жениться на Фетиде спорили Зевс (в римской мифологии — Юпитер) и Посейдон (в римской мифологии — Нептун). 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) – французский художник родился в Монтобене (Франция), где был старшим из семи детей.
Двадцать три года спустя это произведение изображающее всемогущего бога- властителя, было приобретено государством. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Например: Мадонна с длинной шеей. Юпитер и Фетида.
Современники оценили картину, так, Теофиль Готье высокопарно заявил, что «так могло выглядеть творение Апеллеса». Жан Огюст получил первые уроки музыки и рисования дома и далее был отдан в школу в Монтобане (фр. cole des Frres de lducation Chrtienne), где он смог в очень раннем возрасте реализоваться как художник и скрипач4. В 1835 и 1836 годах в Риме была эпидемия холеры, однако директор Академии ввёл карантин и уберёг студентов и преподавателей от болезни98.
1820-1824. Он предпочитал использовать интенсивные цветовые пятна и полутона. Большой работой стал «Апофеоз Наполеона I», написанный в 1853 году на потолке зала в Отель де Виль (Париж), «Портрет принцессы Альберт де Бройля» был завершена в 1853 году и «Жанна дАрк на коронации Карла VII» появилась в 1854 г. (последняя работа была выполнена преимущественно с помощью ассистентов). В 1802 году за картину «Ахиллес принимает в своем шатре посланцев Агамемнона», он получил большую римскую премию и отправился за счет правительства в Италию, в которой прожил 18 лет (Рим, Флоренция), зарабатывая на жизнь живописными портретами. По словам В. Раздольской, «не все они превосходят по качеству исполнения ранние варианты, но, работая над ними, Энгр повиновался тому стремлению к совершенству, которое было побудительным импульсом всей его творческой жизни»118.
Работа была высоко оценена директором Школы изящных искусств, который писал, что «Эдип воплощает прекрасный дух античности, высокого и благородного искусства» и что картина являет собой «дух мастера последних веков Римской империи»41. По Н. Вольфу, в лучших работах Энгра доминируют фигуры с чётко обрисованными контурами, что подчёркивается резким, «не атмосферным» освещением. Однако и радикал Ш. Делеклюз увидел в «Апофеозе» выражение всех академических идеалов красоты, согласно которым художник должен облагораживать реальность, а не воспроизводить её81. Уродство — случайность, а совсем не основная часть живой натуры. В Риме Энгр продолжал работать в портретном жанре, создав изображения М. Гране и мадам Девосе (оба— 1807 года).
Большая их часть принадлежит Музею Энгра в Монтобане. Энгр искажает пропорции тела, удлиняя спину одалиски, на три позвонка. Однако в целом в «Обете Людовика XIII» у художника не получилось органически цельного соединения образа идеального с конкретной исторической фигурой (причем Энгр со свойственным ему вниманием к деталям тщательно выписывает материал и рисунок мантии, корону и скипетр и необычайно живо передает движение протянутых рук короля). Напротив именно 1848 годом подписана одна из наиболее известных работ художника— «Венера Анадиомена». Стиль исторических жанровых картин Энгра отвечал вкусам новых властей: ностальгии по стабильной королевской власти при «старом порядке»56. Сам он утверждал, что искажение пропорций, форм и масштабных соотношений вполне позволительно, если позволяет подчеркнуть характер и «выявить элемент прекрасного»45.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. В соединении с портретом короля образовалось абсолютно эклектическое произведение. Энгр называл данное полотно «своей большой исторической миниатюрой» (формат картины 5798 см). Здесь все становится человечнее, проще.
Купальщица Вальпенсон (1808, Париж, Лувр) с ее мягким, как бы стекающим силуэтом, Юпитер и Фетида (18. В Тулузе Энгр провёл шесть лет— до 1797 года и его наставниками были известные художники того времени: Гийом-Жозеф Рок, скульптор Жан-Пьер Виган и пейзажист Жан Бриан. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. С другой стороны, она сама же и совершает действие приглашения, оборачиваясь к зрителю.
Последняя его картина— восьмая по счёту версия «Мадонны с причастием»— символически датирована 31 декабря 1866 года127. Современники даже называли его «буржуазным Юпитером-громовержцем»84. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. Ахилл изображён играющим на лире в компании Патрокла. Материалы тетрадей Энгра публиковались в 1947 и 1994 годах132. «Большая одалиска» показывает интерес Энгра к ориентализму, вообще характерному для эпохи романтизма.
Нереида Фетида умоляет Юпитера о заступничестве за ее сына Ахилла. Главная работа флорентийского периода алтарная композиция «Обет Людовика XIII» исполненная для собора в Монтобане. Красочный акцент сделан только на узоре головной повязки на самой границе серого фона43. В том же 1801 году картина «Послы Агамемнона у Ахилла» была удостоена Римской премии, что позволяло Энгру на четыре года отправиться во Французскую Академию в Риме. Самые известные свои портреты раннего периода Энгр создал в 1804—1805 годах. Искусствоведы противопоставляли этим двум портретам изображение дочери— Каролины Ривьер. Левая часть была посвящена Весне и Справедливости, центральная— с ритуальным хороводом— Лету и Миру Осень и воссоединение с землёй была показана справа— полулежащие влюблённые пары и семьи.
К 1808 году относится «Большая купальщица» или «Купальщица Вальпинсона» (по имени коллекционера-владельца), написанная за сравнительно короткий срок в едином творческом порыве. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. Поза Эдипа заимствована Энгром из помпеянских фресок.
Эдип спокоен, внутренне сосредоточен Сфинкс насторожен и зловещ. Однако, по сравнению с ренессансным прототипом, в работе французского художника было больше декоративных элементов и взгляд модели, как обычно у Энгра, устремлён на зрителя и «ищет с ним контакта»43. Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). Тело и лицо богини соответствует отрешённому и спокойно-безмятежному энгровскому идеалу.
Фигурки амуров создают впечатление суеты, но придают композиции устойчивость, служа пьедесталом основной фигуре104. только в 1842), «Рафаэль и Форнарина», «Одалиска», (1814) «Филипп V жалует маршала Бервика орденом Золотого руна» (1819 у герц. Виды деятельности. «Восточная» тема всегда интересовала Энгра. Очень своеобразным оказался «Автопортрет» 24-летнего художника (в 1850 году Энгр полностью его переписал)18.
Сюжет увлёк Энгра ещё в период работы над «Юпитером и Фетидой», но только заказ герцога Орлеанского побудил художника реализовать его. По сравнению с «Венерой Анадиоменой» композиция «Источника» более статуарна, контуры фигуры более чёткие, но менее живые, более слащавое выражение лица109. Сам Энгр хотел видеть себя хранителем добрых доктрин, а не новатором. Жан-Огюст-Доминик Энгр родился в 1780 году в городе Монтобане на юге Франции. Рождение Венеры, 1863 г. Жером.
Искусствоведы практически единодушны в том, что самая сильная сторона Энгра-художника (как и его учителя Давида)— искусство портрета141, это мнение стало ведущим ещё со времён Всемирной выставки 1855 года142. Он переписал «Апофеоз Гомера», тщетно надеясь, что эта картина станет канонической для следующих поколений написал два повторения «Стратоники» и акварельную версию «Сна Оссиана». Там были представлены его работы, выполненные во Флоренции и Риме, включая «Сикстинскую капеллу» и «Смерть Леонардо». Линию ортодоксального академизма продолжала «Мадонна перед чашей с причастием», написанная в 1841 году по заказу наследника русского престола— будущего императора Александра II.
Для души он продолжал делать карандашные портреты (всего 23 за все шесть лет пребывания в Риме), моделями для которых служили друзья и гости95. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Но он полагал, что, взяв ее за образец, следует передавать ее возвышенный облик.
Энгру не был присущ литературный талант, он не писал программных текстов, заменяя их публичными высказываниями и собственными работами. Не оставил он и занятий музыкой под руководством известного скрипача Лежана5. Большая купальщица (Купальщица Вальпенсона). В этом же году художник вернулся к давно интересовавшей его теме Рафаэля, создав композицию «Рафаэль и Форнарина», на которой представлен парный портрет его кумира с возлюбленной. Из-за этого впоследствии разразилась Троянская война. Ахилл, славный герой Троянской войны, был сыном Фетиды и Пелея. Полуженщину-полульва греческой мифологии Энгр показал в тени скал, что символизировало «тёмную» иррациональную природу тайны, противостоящей свету разума Эдипа.
Вслед за ним это сделает Э. Мане. Интересно написано про картину «Обет Людовика XIII»: «четырехметровая картина «Обет Людовика XIII» более всего остального занимала художника во время его пребывания во Флоренции. Фетида — нереида, жена Пелея, мать Ахилла.
Чтобы предотвратить это, Юпитер приказал Фетиде выйти замуж за смертного по имени Пелей. Все перечисленные свойства присущи отчётным работам Энгра, которые он посылал в парижский Салон.
раскрыл все лучшие стороны своего искусства уже в первый период творчества, до 1824 года. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), Источник (1820 – 1856, Париж, Лувр) в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты». Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л. Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж) идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (Купальщица Вольпенсон, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба в Лувре, Париж). Подготовительные рисунки к «Турецкой бане» сохранились и показывают, насколько глубоко Энгр интерпретировал натуру, а затем изменял её в угоду своему замыслу112.
В знаменитых «купальщицах» и «одалисках», которые Энгр создавал на протяжении всей творческой жизни («Купающаяся женщина», «Купальщица Вальпенсон», «Маленькая купальщица», «Большая одалиска», «Одалиска с рабыней», «Источник», «Турецкая баня»), проявилось присущее ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы совершенной красоты. В результате он категорически отказался впредь участвовать в работе Салона и охарактеризовал парижскую публику как «невежественную и жестокую»88. Композиция «Апофеоза» строго центрична и основана на «Афинской школе» Рафаэля. Стендаль утверждал, что портрет короля на этой картине принадлежит «к числу самых красивых исторических картин»54. Шея Каролины кажется чрезмерно длинной, спинка носа выступает вперед.
На заднем плане виднеется голова Геры, наблюдающей за происходящим. В 1820 году он получил заказ на большую алтарную картину для собора в Монтобане — «Обет Людовика XIII». Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах.
В 1845—1846 годах Энгр очень далеко продвинулся в своей работе и даже согласился писать парную композицию «Железный век». Продуктивность Энгра-художника из-за его прямых обязанностей несколько снизилась. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра.
В 1864 году он написал заново «Эдипа». Плавные, как бы струящиеся формы фигуры нереиды, столь гибкие, что кажутся бескостными, особенно руки, непомерно вытянутая шея, странно запрокинутая голова, — все это определяет ее пленительную грацию и особую экспрессию в контрасте с мужественной и суровой бесстрастностью Юпитера Фетида воспринимается как пластическое воплощение мольбы и нежности. Фигура отражается в зеркале, где хорошо видны ее обнаженные плечи и классический профиль.
Сумма гонорара составила 3000 франков. Сам же Энгр, комментируя свой творческий метод, заявлял: «Строя фигуру, не создавайте её по частям, согласуйте всё одновременно и, как правильно говорят, рисуйте ансамбль»48. Техника Энгра тут выше всяческих похвал. К середине 19 века классицизм превратился в академизм, в догматическое искусство.
Этот линеарно-плоскостный стиль находит выражение в картинах «Эдип и Сфинкс» и «Юпитер и Фетида». В 1842 году графиня дОссонвиль, внучка госпожи де Сталь, заказала Энгру свой портрет. Бартолини считал недостаточным копирование античных образцов и призывал искать вдохновение в прекрасном современной жизни, показывая средствами искусства не только возвышенные идеалы, но и чувства.
Эта полулежащая женская фигура в восточном тюрбане, с веером из павлиньих перьев не столь естественна и непринужденна, как «Купальщица Вальпинсона». Его лицо сосредоточено, его тело изображено «живым» в противоположность статуарности фигуры Сфинкса40. Только в 1862 году он создал станковый, уменьшенный вариант «Золотого века», причём подготовительные материалы к нему «поражают экспрессией и смелостью обобщения»112113. Французское министерство внутренних дел поручило ему написать алтарный образ для собора малой родины художника— Монтобана— на тему «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богородицы для Французского королевства».
История всегда трогала Энгра, по воспоминаниям, он плакал, когда читал её ученикам98. Зевс недаром не спешит соглашаться – он знает, что за это его будет корить его олимпийская супруга Гера (которая наблюдает за разговором мужа и нимфы она изображена у левого края картины). Особенной отточенности достигает рисунок Энгра в его картинах с обнаженным человеческим телом: «Эдип и сфинкс» (1808), «Купальщица» (1807), «Большая одалиска» (1814), «Руджиеро освобождает Анжелику» (1819).
Используется миф о мудром фиванском царе, разгадавшем загадку Сфинкса. Тем не менее, с 1806 года он вёл дневник, в котором собственные суждения перемежал с выписками из прочитанных книг, черновиками писем, описаниями реализованных и нереализованных замыслов. Рыцарь, приехав на гиппогрифе (мифологиshyское животное, наполовину – конь, наполовину – грифон), ослепил монстра волшебным мечом и надел на мизинец Анжелики магическое кольцо, которое будет ее защищать. Очень долго художник обдумывал композицию, пока принял окончательное решение.
В 1813 году Энгр женился. Немедленно последовали знаки внимания и от консервативно настроенного Французского королевства: художника наградил орденом Почётного легиона лично король Карл X, а в 1825 году его избрали членом Академии изящных искусств (членом-корреспондентом которой он был ещё с 1823 года). В России хранятся считанные произведения Энгра— первоначальный вариант «Мадонны перед чашей с причастием» (ГМИИ)99 и «Портрет графа Гурьева» (Государственный Эрмитаж). Свою признательность Энгр выразил в нескольких портретах жены и её родителей115.
«Лишь одеяния ангелов, переливающихся розовато-золотистыми оттенками, заставляют вспомнить лучшие колористические находки Энгра, как и идеальная пластика фигур»71. Ярким примером является изображение Анджелики, прикованной к скале. В рисунках Энгра царит иная эмоциональная атмосфера. Таковы его портреты госпожи Детуш, знаменитого скрипача Паганини, семьи Стамати, Леблана. Однако, по мнению В. Раздольской именно в портретах Энгр смог «выразить и притом блистательно, своё время»16.
Атрибуты на столе символизируют его профессию (бюст Керубини) и характеризуют вкусы— на столе представлены сочинения Данте и Макиавелли, партитура Гайдна63. Композиция «Золотого века» отталкивалась от фресок Рафаэля в Ватикане— строго организованная и с полукруглым завершением.
Остальные пять изображали его друзей и выполнялись на досуге от главного занятия65. Картина «Жанна дАрк на коронации Карла VII» скрупулёзно воспроизводит детали обстановки, доспехи исторические одеяния всё это передано в сухой, жёсткой манере. Альбер Вольф, который в 1870-е годы освещал выставки импрессионистов, писал, что ретроспектива Энгра явилась для него «откровением», поскольку неизвестные широкой публике произведения и эскизы намного превосходили широко разрекламированные творения художника128. Ещё одной известной работой Энгра был «Портрет княгини Полины де Брольи» (1853). «Сочинения Оссиана» были модными во Франции, начиная с конца XVIII в., когда были изданы шотландским поэтом Макферсоном в 1760-е гг.
для ее высокого предмета все же чрезвычайно скромные пропорции (меньше чем один метр через), в целом работа была тепло получена так так, чтобы по его возвращению в Париж в июне 1841, Энгр был принят со всем уважением, которое он чувствовал, было его должное, включая то, чтобы быть полученным лично королем Луи-Филиппом для тура вокруг Версаля. Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Картина досталась графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков108. Сюжет полотна взят из Троянского цикла: изображены Одиссей (в красном одеянии), Аякс и старец Феникс, направленные Агамемноном примириться с великим героем. Современные искусствоведы не считают эту работу Энгра удачной, так, В. Раздольская называет эту композицию «застывшей» и «лишённой живого чувства». В 1852 г. Энгр женился на 43-летней Дельфин Рамель (художнику был 71 год).
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже4. А вот его мать была неграмотной дочерью производителя париков. Источник. С точки зрения В. Раздольской, картина стала «стилистической реконструкцией», в которой рафаэлевское влияние абсолютно нивелировало творческую оригинальность самого Энгра.
За которую он был удостоен Большой римской премии года, 1801 Среди них одна из первых работ молодого художника. Где был старшим из семи детей, 2 Жан-Огюст-Доминик Энгр (Jean-Auguste-Dominique Ingres) (1780 – 1867) французский – художник родился в Монтобене (Франция). В тот же период он создал одно из немногих своих полотен на современную тему— «Папа Пий VII в Сикстинской капелле». Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
«Вот идет портрет Энгра», когда Бертен появлялся на улице – что, о Примечательно, нем говорили. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. Эта работа так и осталась незаконченной. Нет никаких аксессуаров, которые отвлекали бы от лица персонажа. Сюжет этой работы взят из «Илиады» — истории о Троянской войне.
В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. Картина была решена сдержанно в плане эмоций и колорита. Директор Школы изящных искусств в Париже (1834—1835) и Французской Академии в Риме (1835—1840). Отец всегда поощрял сына в его занятиях рисованием и музыкой. На их свадьбу пожаловала Эрида, богиня раздора.
Герцог Орлеанский прислал особое письмо, полное похвал работам прославленного мастера. Симфориона» (1834, в отенск. В 1806-24 – Энгр работает в Италии, где изучает антики, старых мастеров и Рафаэля. Сон Оссиана. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
«Большая одалиска» вначале подверглась резкой критике, а в дальнейшем стала одним из прославленных произведений художника. Впрочем, Гэри Тинтероу заметил, что сейчас такой стиль выглядит китчем108. От своего учителя Энгр перенимает неоклассические традиции в живописи. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане). Прежде всего это касается Мадонны и ангелов, в которых явно улавливаются прямые заимствования из «Сикстинской Мадонны» или «Мадонны ди Фолиньо». Во Францию они отправились морем через Геную и вернулись в Париж в середине мая.
Энгр добивался в этом образе особого лиризма, Жан Кассу в 1947 году назвал его «Французской Джокондой»23. Граф Гурьев оказался героем единственного заказного портрета из шести, выполненных Энгром во Флоренции.
Ф. Конисби отмечал, что «Торс» и «Послы» обозначают окончательный разрыв Энгра и Давида: эти картины отмечены сильным влиянием стиля Джона Флаксмана, причём Энгр весьма последовательно воплощал флаксмановскую графичность средствами живописи маслом15. В конце жизни все устремления Энгра были обращены в прошлое. В 1806 году Энгр по собственной инициативе создал весьма амбициозный «Портрет Наполеона на императорском троне» (размером 259162 см).
Наиболее известное произведение этого периода— «Большие купальщицы» (1884—1887). В сентябре, за несколько дней до открытия Салона, Энгр отправился в Рим31. Неудачным признаётся и цветовое решение, в котором нет единства82.
Энгру удалось добиться разрешения для Сигалона работать в Сикстинской капелле и копия была выполнена. В. И. Раздольская писала, что Энгр следовал в «Послах» классицистским принципам— композиция построена как барельеф, персонажи также решены статуарно, причём художник достаточно свободно интерпретировал античные прототипы16. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности). Техника Энгра тут выше всяческих похвал.
Через Милан, Болонью и Флоренцию Энгр последовал в Рим, куда прибыл 11 октября 1806 года. «Мадонна перед чашей с причастием», одна из наиболее известных работ художника, хранится в Государственном музее изобразительных искусств им. Композиция «Золотого века» делится на три части: в центре изображен античный алтарь с танцующими перед ним женскими фигурами, слева помещены фигуры дочери Зевса и Фемиды Астры и ее подруг, а справа видны счастливые влюбленные и счастливые семьи, символизирующие жизнь в золотом веке. Большинство суждений об искусстве и методе содержится в девятой тетради.
Их «война» закончилась только в июле 1857 года, когда Делакруа был, наконец избран действительным членом Академии изящных искусств на место умершего Поля Делароша, с которым Энгр тоже в своё время поссорился119. В работе над картиной Энгр опирался на позднеренессансные композиции и на произведения мастеров XVIII века, Ватто и других, воспевавших «галантные празднества». В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции). Есть также основания полагать, что Энгр всерьёз увлёкся искусством Востока, во всяком случае, один из современников иронически назвал его «китайским художником, заблудившимся в развалинах Афин»36. В честь художника был дан официальный банкет в Люксембургском дворце, на котором присутствовали 400 человек, он был приглашён на обед к королю Луи-Филиппу. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже. Эта могучая птица — символ силы и победы — атрибут царя богов.
Французский художник Жан Огюст Доминик Энгр родился в Монтобане. Петру ключи» (1820), «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» (1820), «Апофеоза Гомера» (1827), «Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсе» (1854), «La Source» (фигура молодой девушки с вазой на плече из которой льется вода, 1856) и «Купальщица», а из пяти портретов160 портрет Керубини и Бош. Анжелика – дочь китайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. Позднее Энгр-старший был избран членом Тулузской академии2. Картина была выполнена в форме круга.
В 1796 попадает в мастерскую Давида (см. ), в 1801 получает римскую премию за картину «Ахилл принимает посланников Агамемнона». В 1793—1796 годах выступал второй скрипкой в оркестре тулузского Капитолия (фр. Orchestre du Capitole de Toulouse)— оперного театра6. Энгр выработал в рисунках особую технику.
Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. Энгр вошёл в историю французской живописи прежде всего как великолепный портретист. В этих же тонах выполнен сложный по структуре натюрморт на переднем плане.
В 1806—1824 и 1835—1841 годах жил и работал в Италии, преимущественно в Риме и Флоренции (1820—1824). Как и обычно у Энгра, портрет полон конкретных деталей. Апулей творчествосы. Архитектура нового Барокко. Высшие достижения Энгра связаны с «бессюжетным» изображением обнаженной натуры., где пробыл в этой должности до 1841160г., а затем трудился снова в Париже. Как и Н. А. Дмитриева, Вольф отмечал, что «Энгр поклонялся превосходству линии и холодным цветам».
Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. Такие попытки он неоднократно делал на протяжении всего своего творчества (достаточно назвать Обет Людовика XIII, 1824 Апофеоз Гомера, 1827 Мучение святого Симфориона, 1834 или позднюю композицию Жанна дАрк на коронации Карла VII в Реймсском соборе, 1854). В тот самый день Людовик XIII верил, что мадонна предстала перед ним в святом видении. Парижский Салон 1824 года открылся, когда Энгр ещё находился в пути. Сюжет взят из эпоса Ариосто «Неистовый Роланд».
Рисунок наиболее сильная и бесспорная сторона таланта Энгра. В особняке Бартолини в 1820 году был создан один из самых известных у него «Портрет графа Н. Д. Гурьева». В. Раздольская утверждала, что он «эффектный и броский по цвету, но лишённый подлинной образной значительности»27. Женское начало ассоциируется с льющейся водой— и то и другое означает начало жизни. В августе 1797 года Энгр отправился в Париж, чтобы брать уроки у Жака-Луи Давида (ведущего художника во время французской революции).
Какая сила в его «львиной» голове, властном взгляде, сколько энергии, уверенности в этом немолодом человеке, его позе, жесте рук, в коротких цепких пальцах. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. Картина «Руджеро, освобождающий Анджелику» вновь не укладывалась в рамки классицизма, напротив, сюжет и композиционное решение отвечают эстетике романтической школы живописи, хотя Энгр был ярым её противником. В 1820 году Энгр переехал во Флоренцию. В отборе персон «великих» Энгр проявил почти курьёзную нетерпимость к тем, кто лично был ему антипатичен.
Новый брак оказался удачным: Дельфина Ромель была старой девой, жившей с престарелыми родителями, она окружила Энгра заботой, по выражению Г. Тинтероу— «буржуазным комфортом». Однако только 12 ноября 1824 года— за 15 дней до закрытия— Энгр смог экспонировать в Салоне «Обет Людовика XIII», после чего критики единогласно назвали его «Салоном романтической битвы»: одновременно была выставлена «Резня на Хиосе» Делакруа73. Июльская революция оставила Энгра равнодушным. Энгр словно не замечал, как противоречил сам себе, когда создавал одновременно со своими неподвижными, бесстрастными академическими полотнами такие шедевры острейшей наблюдательности или подлинного поэтического изящества, как знаменитый портрет «Портрет Буртена» (1832). Написанный в Риме Портрет госпожи Девосэ (1807, Шан тильи, Музей Конде) более, чем все другие произведения Энгра на современный сюжет, выдает его постоянное стремление к идеалу. После того как Зевс (римск.
Энгр направил в тот год картину «Эдип и Сфинкс»— первое своё отчётное полотно. Из сцены Страшного Суда Микеланджело воспроизведена часть с изображением праведников. Такие картины Энгр называл набросками и хранил их в своей мастерской. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Её сюжет взятый из первой песни «Илиады» Гомера рассказывает о том, как во время осады Трои Ахиллес послал свою мать к Юпитеру (Зевсу) с просьбой, касавшейся его ссоры с греческим военачальником Агамемноном.
Таковы портреты Зели, красавицы Мари Маркоз, мадам Муатесье. Юпитера) посылать поражения грекам (и тем самым помогать троянцам) в войне до тех пор, пока царь не станет заклинать его, Ахилла, помочь. Юпитер не замечает пылкого внимания Фетиды, красавицы нереиды (морской нимфы), поскольку оракул предсказал, что потомок от их союза свергнет его с трона. 1859-1863 гг.
Карандашом он передавал фигуру, единой непрерывной линией, почти без моделировки, но уделяя большее или меньшее внимание костюмам и аксессуарам. Фигура изображена со спины, причём контур создаёт ощущение единого движения кисти. В Италии до 1824 года были созданы прекрасные портреты, живописные и графические.
1814. И на этот раз Энгр противостоял Делакруа ибо для современников была неоспорима их творческая несовместимость118. для ситуации XIX в., что повышает заразительность данного произведения. Считая себя историческим живописцем, Энгр мог годами отделывать гигантские полотна, заявляя, что исполняет великую миссию. В героиню были влюблены несколько рыцарей – христиан и язычников.
Сохранилось 10 тетрадей Энгра, 9 из которых хранятся в музее в Монтобане. Энгр был вообще нетерпим к критике и мог, судя по воспоминаниям Амори Дюваля и спустя полвека помнить каждый нелестный отзыв о своих работах. Энгр обучался в местной школе, но его образование прервала Великая французская революция (недостаток образования всегда будет мешать Энгру в его последующей деятельности).
В «Илиаде» Гомера рассказывается о том, что Ахилла оскорбил царь греков Агамемнон и его мать Фетида поднялась из морской пучины на гору Олимп, где обитали боги, чтобы умолить Зевса отомстить за ее сына. Фетида «близко пред ним восседает и, быстро обнявши колена левой рукою, а правой подбрадия тихо касаясь», умоляет вступиться за её сына Ахиллеса. Впрочем, главным всегда было лицо, как правило, проработанное более подробно («Портрет мадам Детуш», «Портрет Паганини»). В свою очередь, Мадлен писала своей сестре, что Энгр— «художник огромного таланта, не мот, не пьяница, не распутник и при этом зарабатывает от десяти до двенадцати тысяч франков в год»50.
Столь же спокойно и выражение его лица. Результатом стало абсолютно эклектическое, хотя и мастерски выполненное произведение. Апофеоз Гомера.
Этот жанр полностью исчез с появлением фотографии.
Жан Огюст начал заниматься портретной живописью, главным образом для заработка, подписывая свои работы «Энгр-сын» (фр. Ingres-fils)4. Ревнивая супруга Юпитера (слева на полотне) Юнона с подозрением смотрит на них. В окончательном варианте она изображена сидящей в позе, близкой к позе аркадской богини. Далее в зеркальной симметрии выставлены 42 фигуры (41 мужчина и единственная женщина— Сапфо) художников, литераторов и политиков с древнейших времён до XVII века79. Во многих женских фигурах узнается одна и та же натурщица, но несмотря на разработанность каждой фигуры в отдельности (в неустанном стремлении к единству и совершенству Энгр постоянно исправлял и переделывал свои картины), картина в целом не создает впечатления единства. К концу жизни Энгр последовательно подчинял своё искусство и свои личные вкусы декларируемой классицистской доктрине. Все эти художники позднее тесно общались во время пребывания в Риме. «Апофеозу» Энгр придавал большое значение, полагая, что именно эта картина станет «самым прекрасным и самым главным произведением всей его жизни»80.
Тем не менее, немногие современники, которые могли видеть картину, восприняли её как «порнографическую» (хотя при желании там можно найти намёк на лесбийскую сцену)125. Его английские последователи стремились превратить классицистскую статуарную «бесчувственность» в «деиндивидуализированность» иными словами, они стремились «депсихологизировать» женское тело и превратить его в «эротический принцип per se»149. Руджиеро, освобождающий Анжелику, 1819-1839 Анжелика – дочь катайского царя в «Неистовом Роланде» – романтической эпической поэме итальянского поэта Ариосто (1474-1533), повествующая о войне христиан с сарацинами во времена правления Карла Великого. «Искусство должно быть только прекрасным и должно нас учить только красоте» — таков девиз Энгра, ему он оставался верен всю свою жизнь.
Николаю и Александру Невскому. На Салоне 1834 года очень неоднозначные оценки получило эпическое полотно «Мученичество святого Симфориона», заказанное художнику ещё в 1824 году. В исторической перспективе основные причины их конфликта (первичность цвета или линии) оказались второстепенными, а после опубликования дневников Делакруа и записей Энгра выяснилось, что их взгляды на современность, принципы анализа произведений искусства и подходы к их созданию едва ли не полностью совпадают106. Энгру блестяще удавались и карандашные портреты. Таковы «Ариосто и посол Карла V», «Паоло и Франческа», «Руджеро, освобождающий Анджелику», «Смерть Леонардо да Винчи», «Папа Пий VII в Сикстинской капелле» и некоторые другие.