Энциклопедия живописи представляет собой энциклопедический словарь терминов, содержащий на текущий момент более шестисот статей.
Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром). Курбе, Ж. Ф. Милле, О. Домье, К. Коро, мастера барбизонской школы во Франции Дж. Во многих портретах на первый план выступает присущее советской Ж. жизнеутверждающее начало (например, в произведениях П. П. Кончаловского). — в социально-насыщенных, образно-заострённых картинах В. А. Серова, напряжённо-драматических произведениях М. А. Врубеля. Де Кирико, Дж.
В монументальной живописи наиболее распространены техники настенной росписи темперой по-сырому (фреска) или по-сухому (альсекко), которые иногда сочетаются значительно реже используются масляные краски. Далее художник приступает к цветовой разработке картины – он не просто «украшает» её цветом или создаёт более полную иллюзию видимой реальности, но оттачивает, уточняет композицию при помощи цветового пятна, цветового нюанса и контраста, создавая определённую организацию цветовых отношений – колорит. В Ж. ярко проявляются те общие свойства искусства, благодаря которым Н. Г. Чернышевский назвал его «учебником жизни». Живопись бидермайера, опоэтизировавшая обыденную жизнь, обращена к действительности (Ф. В. Герасимов, А. А. Пластов, Ю. И. Пименов, Т. Н. Яблонская и др. ). Это – обучение композиции.
По назначению, по характеру исполнения и образов различают: Ж. монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определенным местом декорационную (эскизы театральных и кинодекораций и костюмов) иконопись миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д. ). Древнегреческая вазопись, а также римские копии живописных произведений (смотри Помпеи) позволяют предполагать, что качество древнегреческой живописи было очень высоким. К техникам живописи, которые могут являться одновременно и графическими (смотри Графика), относятся акварель, гуашь и пастель. L. N. С Петровской эпохи русская живопись входит в общеевропейское русло развития искусства на протяжении 18 века в Санкт-Петербурге работают многие европейские мастера. В восточных деспотиях (Древнем Египте и др. Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т. д.
М., 1974 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. В системе академической живописи (в которой процесс создания произведений разработан наиболее детально) художник, прежде чем приступить к картине, часто работает над эскизом (разработка общего решения композиции) иногда – над картоном (разработка всех элементов изображения) для уточнения деталей могут выполняться этюды, подготовительные штудии, наброски. Эта техника прочно утвердилась в работе с натуры над этюдом, на пленэре. Пикассо, Ж. Брак, Х. Грис и др. ) упрощают или разлагают предмет, заостряют его грани с целью подчеркнуть предметность самой картинной плоскости прикрепляют на поверхность картины различные предметы, обрабатывают её песком, акцентируя «вещность» самой картины. L., 2002 Фромантен Э. Старые мастера.
Модернизм), отражающие общий кризис культуры буржуазного общества, в той или иной степени порывающие живую связь с реальностью однако и в модернистической Ж. порой находят косвенное отражение «больные» проблемы современности, безудержный дух протеста (например, в Ж. экспрессионизма с её драматической неистовостью, кризисными настроениями). Рильке)— через осознание того, что «это глубинный иррациональный процесс»— в таком мнении сходятся не только тот же Р. -М. Римляне широко применяли в живописи гротески. Курбе, ранний Э. Мане), Германии (В.
М. Креспи, Ф. Гварди), Испании (Эль Греко, Д. Веласкес, Ф. Сурбаран, Б. Э. Мурильо, Ф. Гойя), Фландрии (П. Как и др. Вальдмюллер, К. Шпицвег и др. ). Делавшиеся с тщательностью, присущей ремесленному труду иконы, настенные росписи (подчинявшиеся архитектурным членениям и плоскости стены), а также мозаики, витражи вместе с архитектурой образовывали в церковных интерьерах единый ансамбль. В Венеции был осуществлён и переход от деревянной основы живописи к холсту. Библиотека позволяет скачивать литературу в различных форматах.
Значительное развитие в 18 – 1-й половине 19 века получила портретная миниатюра.
В 20 веке русские художники оказались радикальнее западноевропейских коллег в своих открытиях: мастера аналитического искусства (во главе с П. Н. Филоновым) используют принципы «органического роста» художественной формы и «сделанности» картин, стремясь к созданию целостной картины мира В. В. Кандинский и К. С. Малевич полностью отказываются от изображения видимой действительности, строя свои картины как сочетания вихревых линий и пятен, с эмоционально-символическим подтекстом (абстракционизм) или как рассудочно-выверенные комбинации плоских геометрических фигур на белом поле формата (супрематизм). Нового расцвета достигает искусство портрета (парадного и камерного) – в творчестве Т. Гейнсборо, Дж. процесс развития европейской Ж. усложняется. Боттичелли, А. Мантенья). Техника «чистой фрески» требует особого мастерства от художника, вот таким образом применялись и другие технологии, например, не такая устойчивая живопись по сухой штукатурке— секко, позднее росписи выполнялись малоподходящими для монументальной живописи масляными красками. Латур, Ф. Шампень, Н. Пуссен, А. Ватто, Ж. Б. Шарден, О. Фрагонар, Ж. Л. Давид), в Италии (М.
В то же время возросла роль станковой Ж. Усложнение проблематики Ж., обилие стоявших перед ней задач, классовая и сословная дифференциация мироощущения привели к формированию различных живописных систем, как обладавших общностью стилевых признаков (эмоционально насыщенная, динамичная Ж. барокко, с характерной незамкнутой, спиралевидной композицией строго уравновешенная Ж. классицизма с её культом чёткого, строгого, ясного рисунка, преобладанием объёмно-светотеневого начала над цветом, локальностью цвета Ж. рококо с её игрой изысканнейших и текучих нюансов цвета, светлых и блёклых тонов), так и не укладывавшихся в какие-либо определенные стилевые рамки. Шибанов) и натюрморт («обманки» Г. Н. Теплова). Большого развития реализм и натурализм достигли в искусстве Франции (Г. П. Рубенс, Я. Иорданс, А. ван Дейк, Ф. Снейдерс), Голландии (Ф.
привела к полному отказу от изобразительности, к появлению абстрактной Ж. (см. В Ж. такого типа могут показываться пространственные соотношения, может создаваться полная иллюзия глубокого трёхмерного пространства (обычно как бы находящегося перед рассматривающим произведения Ж. человеком), зрительно уничтожаться живописная плоскость с помощью тональных градаций, воздушной и линейной перспективы, путём распределения тёплых и холодных (выступающих и отступающих) цветов объёмные формы моделируются цветом и светотенью. В 1-м тыс. Констебл в Англии А. Менцель, В. Лейбль в Германии А. Г. Венецианов, П. А. Федотов в России). Парадный портрет показывает человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим), на архитектурном или пейзажном фоне. Жерико, Э. Делакруа, Ф. О. Руте, К. Д. Фридрих, У. Тёрнер).
С учреждением Академии Художеств в Санкт-Петербурге в 1757 (смотри Российская академия художеств) на основе эстетической программы классицизма развивается система жанров живописи, представленная в классах: историческом, «домашних сцен» (бытовом), портретном, перспективном (пейзаж), анималистическом. В дальнейшем древнерусская живопись развивалась в сторону большей декоративности (Дионисий и его сыновья), миниатюрности (строгановская школа) и насыщения бытовыми подробностями ярославская школа 17 века). Рокотов Портрет Майкова (ок. (XX век – Европа, XIX век – Европа) 1977 Жантон И. Йожеф Риппл-Ронаи Йожеф Риппл-Ронаи (1861-1927) вошел в историю венгерского изобразительного искусства как художник большего и разностороннего дарования. СПб., 1912-1917.
Во 2-й трети 19 века наступил расцвет академической школы. Изобразительные и выразительные возможности Ж., особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведения Ж., а просвечивающий цвет основы или грунта — на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определенную роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Авангардистские течения 1-й половины 20 века продолжают оказывать влияние на живопись последующих десятилетий (элементы Экспрессионизма в творчестве Ф. Бэкона и т. п. ). делаются попытки возрождения монументальной Ж. и слияния различных видов Ж. с произведениями декоративно-прикладного искусства и архитектурой в единый ансамбль (главным образом в искусстве «модерна») обновляются и технические средства монументально-декоративной Ж., разрабатывается техника силикатной Ж. Реалистическая Ж. в конце 19—20 вв. Основатели общества «Бубновый валет» И. Н. Машков и П. П. Кончаловский пытались объединить сезаннизм с лубком и вывесочной живописью, обнажив пластические возможности живописи путём декоративной примитивизации.
Вот таким образом задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). На Руси сложилась особая форма бытования иконы – иконостас, алтарная перегородка стала местом расположения в строгом порядке нескольких рядов (чинов) икон. Примитивизм стал основой творчества лидеров «Ослиного хвоста» – Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионова.
Вне Академии Художеств развивались бытовой жанр (М. В камерном портрете используется поясное или погрудное изображение на нейтральном фоне. С начала 18 века русские художники учились в Европе за казённый счёт (петровские пенсионеры И. Н. Никитин и А. М. Матвеев).
Караваджо, Д. Фетти, П. да Кортона, Дж. Из Нидерландов началось распространение новой масляной техники по всей Европе.
Иностранных профессоров уже в 18 веке сменяют отечественные. Произведение Ж. состоит из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищенного с поверхности предохранительной плёнкой лака. особое значение приобретает историко-революционная тема (полотна М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, К. С. Петрова-Водкина, Б. В. Иогансона, И. И. Бродского, А. М. Герасимова). Многографический очерк, принадлежащий перу крупного венгерского искусствоведа Иштвана Жантона (1903-1969), создает выразительный портрет Йожефа Риппл-Ронаи – художника и человека. Так же будет интересен рассказ о том, как складывались живописные стили в разных странах и в разное время.
Декоративные открытия постимпрессионизма развивал фовизм, представители которого (К. М., 1972 он же. Открытием для многих читателей станут оригинальное искусство Японии и интересная пейзажная школа реки Гудзон (США). В этих же традициях работал молодой Д. Веласкес, автор бодегонес, впоследствии создавший многие парадные и камерные портреты испанских королей инфант, вельмож, а также многофигурные полотна на исторические и мифологические сюжеты. Б. Тьеполо, Дж. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета.
Композиция). Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина). Ощущение гармонии мироздания, увлечение свежестью отдельных ярких жизненных деталей интерес к реальной личности, духовная активность образов характерны для композиций на религиозные и мифологические темы, портретов, бытовых и исторических сцен изображений обнажённой натуры. Получается так называемый монохром – светотеневое изображение, выполненное кистью и красками как нижний слой под полихромную живопись иногда произведение живописи завершается в монохроме (гризайль) ради образно-смыслового или декоративного эффекта.
В. Е. Попков от сурового стиля эволюционировал к более сложным живописно-пластическим и смысловым решениям Д. Д. Жилинский и О. П. Филатчев в 1970-80-е годы пришли к ретроспективизму. Прародиной западного искусства была Византия, а его колыбелью – Италия. Темперу вытеснила сначала комбинированная техника (лессировка и проработка деталей маслом по темперному подмалёвку), а затем и технически совершенная многослойная масляно-лаковая Ж. без темперы.
многослойной масляной живописи. Реформатором батального жанра стал В. В. Верещагин.
В станковой живописи преобладают работы, выполненные масляными красками, но могут использоваться и другие красители (темпера, акриловые краски ит. д. ). Во Флоренции возможности смешанной техники исследовал А. дель Верроккьо. Наряду с гладкой, детализирующей Ж. на досках с белым грунтом (характерной для художников нидерландской школы) венецианская школа Ж. вырабатывает приёмы свободной, широкой, пастозной Ж. на холстах с цветными грунтами. М., 1974 Волков Н. Н. Композиция в живописи. В 17-18 веках в рамках барокко проявлялись реалистические тенденции. В 19 в. новые национальные школы Ж. складываются в Европе (в балканских странах) и в Америке.
Адриана (1633, Харлем, музей Франса Халса), Рембрандт Синдики (1662, Амстердам, Государственный музей), Эль Греко Портрет Ниньо де Гевара (1601, Нью-Йорк, Метрополитен-музей), Д. Веласкес Портрет Филиппа IV (1628, Мадрид, Прадо), Ф. Гойя Молочница из Бордо (1827, Мадрид, Прадо), Т. Гейнсборо Портрет актрисы Сары Сиддонс (1784 – 1785, Лондон, Национальная галерея), Ф. С. Н. Шухаев, А. Е. Яковлев). В. Нестеров, Суриков, В. М. Васнецов, Н. Н. Ге и др. ). Ретроспективная тенденция «мирискусников» разовьётся в неоклассицизм школы Д. Н. Кардовского (В.
Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной Ж. (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основные светотеневые соотношения подмалёвок, где лепятся объёмы: лессировки, богато насыщающие картину цветом). Происходит интенсивная борьба течений, прогрессивных и реакционных идей, передовых направлений против академизма, сосуществуют разные стилевые системы Ж. провозглашает новые социально-гражданские идеалы, обращается к более развёрнутому и точному изображению реальной жизни в её движении и многообразии, особенно повседневного окружения человека (пейзаж интерьер, предметы обихода) углубляется психологическая проблематика, осознаётся и воплощается конфликтное взаимодействие личности и мира. С другой стороны пастель и гуашь оказываются чисто живописными техниками.
до н. э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. В этот период выявляются различия в отношении к изображению в Византии и на Западе. Рождение стилей проходило в своего рода борьбе. Н. Иванов, Г. М. Коржев, П. Ф. Никонов, П. П. Оссовский, Т. Салахов и др. ). Беллоуза, Р. Кента в США. В силу наглядности образа оценка жизни художником, выраженная в произведении Ж., приобретает особую убедительность для зрителя. Сами произведения Ж. неизменяемы, создаваемые Ж. картины зрительно одномоментны однако Ж. может передавать не только состояние совершенной статичности, но и ощущение временного развития, эмоциональной насыщенности момента и преходящей мгновенности ситуации, а также эффект движения изменения (благодаря особой ритмической организации изображения, динамике цвета, света и тени, композиции, линий, мазков и т. д. ) в Ж. возможны развёрнутое повествование, сложный сюжет.
Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определенное цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произведения Ж. частью его художественной структуры (см.
Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. Исторический очерк. И. Семирадский и др. ). живопись постмодернизма, на первый взгляд обращённая к классической традиции, на самом деле представляет собой эклектическую игру, нарочитое, подчёркнуто контрастное соединение авангардных течений и современных технологий с внешними приёмами и стилями искусства прошлого (картины С. Киа, Ф. Клементе, К. М. Марини, М. Паладино, Ч. Саймондса и др. ). Итальянский футуризм (Дж. Рейнолдса и др.
Начиная с 15 века станковая живопись чаще всего выполняется масляными красками на холсте, натянутом на подрамник (смотри Масляная живопись). Живопись утверждается как средство целостной организации архитектурного пространства. В Италии до начала XVI века по высохшей «чистой фреске» практиковалась прописка деталей темперой. И. Иванов, В. К. Шебуев). Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15 – 16 вв. Лишь в конце 19 — начале 20 вв.
Так изначально обладая явными признаками самостоятельных пластических характеристик (неслучайно одним из основных параметров, отделяющих живописную технику от графических, является мазок, предоставляющий большой диапазон именно пластических возможностей— в наибольшей степени, конечно, самому распространённому виду— масляной живописи, но и, конечно же, — многим новым её видам и техникам, подразумевающим синтез форм). Рильке и правильно воспринятый, хорошо понятый им П. Клее, но и многие художники и философы причём подготовило новое понимание искусства и его задач само их развитие: невозможно было уместить всю полноту быстротечной жизни, технических и технологических, наконец— общественных и нравственных преобразований— в прокрустово ложе идеологических и академических догм и штампов, жречески изолирующих искусство от самого развития жизни, сводящих именно к «хорошо понятным и давно известным» функциям сам этот глубинный творческий процесс. Лит. : Бенуа А. Н. История живописи всех времен и народов. По описаниям Плиния Старшего и немногим сохранившимся фрагментам можно представить эволюцию древнегреческой живописи от схематичных архаических изображений, упрощённого колорита, построенного на сочетаниях 4 красок (чёрной, белой, красной и жёлтой), до картин с более сложной гаммой, воссоздающих иллюзию действительности, что высоко ценилось.
Б. Тьеполо, Ф. А. Маульберч, братья Азам). признакам (галереи портретов членов корпорации, гильдии, офицеров полка и т. д. ). Methods and materials of painting of the great schools and masters. Уже с 1920-х гг.
В странах Древнего Востока монументальная живопись существовала для культовых целей. — многие картины. Старые европейские мастера. Много места занимают картины труда, часто привлекающие своим национальным колоритом.
М., 1988 Stephenson J. The materials and techniques of painting. Пушкина), В. Ван Гог Автопортрет с перевязанным ухом (1889, Чикаго, собрание Блок), О. А. Кипренский Портрет поэта Пушкина (1827, Москва, Третьяковская галерея), И. Н. Крамской Портрет писателя Л. Н. Толстого (1873, Москва, Третьяковская галерея), И. Е. Репин Мусоргский (1881, Москва, Третьяковская галерея). Монументальная живопись (смотри Монументальное искусство) тесно связана с архитектурой, украшает общественные и частные здания – храмы, дворцы, стадионы и т. п. Она может размещаться как снаружи здания (живописный фриз, мозаичные или майоликовые панно на фасаде и т. п. ), так и в интерьере (панно, десюдепорт, плафон). н. э. высокий подъём пережила монументальная Ж. (клеевыми красками по белой гипсовой или известковой прогрунтовке на глинисто-соломистом грунте) в странах Передней и Средней Азии, в Индии, Китае, на Цейлоне.
Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у неё» и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Пользовались греческие художники темперой и энкаустикой картины помещались в храмах и пинакотеках (специальных помещениях для размещения живописи). 1305, Падуя), Ян ван Эйк Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея), Леонардо да Винчи Джоконда (ок. Джорджо Вазари, автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» назвал ван Эйка изобретателем масляной живописи, позднее это утверждение повторил Карел ван Мандер. Лейбль, М. Либерман, А. фон Менцель) и Италии (смотри Веризм).
Древнерусская живопись преемственна византийской памятники изобразительного искусства Древней Руси, созданные византийскими мастерами, стали образцом живописного оформления храма, основой иконописного канона, приёмов изображения, технологии живописи (мозаики и фрески Софийского собора в Киеве, 11 век). Цвет в живописи. М. Шилов), возрождение позднеакадемической исторической живописи, портрета и иконописи (И. Художники и Северной и Южной Европы работали масляными красками задолго до ван Эйка2. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей.
человека (М. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. В. Кандинский, Ф. Купка, П. Мондриан, Р. Делоне, С. Делоне-Терк) стремился заменить изображение системой чисто формальных элементов (линия, плоскость, цветовое пятно). Возникшее в античности стремление к правдоподобному воспроизведению реального мира, т. е. таким, каким его видит человек, вызвало появление в Ж. объёмно-пространственного изображения (с чем связано и зарождение рассчитанной на индивидуальное созерцание станковой Ж., освобождение Ж. от подчинения архитектуре, во многом и от декоративных функций).
В модерне присутствует и неоклассическая тенденция, развившаяся уже в 20 веке. Кипренский, В. А. Тропинин). Прекрасный тому пример – Фараон Сети I и Хатор, богиня радости. Существуют двойной и групповой портрет. Работа над картиной заканчивалась лессировкой (нанесением прозрачного слоя масляной краски), а после высыхания, как правило, картина покрывалась лаком, защищающим красочный слой от внешних воздействий. М., 2002 Мастера мировой живописи XIX-XX вв. В прошлом преобладала живопись водными красками по сырой штукатурке (фреска). (Учебные материалы) 1977 Шорохов Е. В.
1-2 Дмитриева Н. А. Изображение и слово.
Дидро). Живопись развивалась в рамках синтеза с другими видами искусств, в первую очередь с архитектурой. Всё это позволяет Ж. не только непосредственно и наглядно воплощать все зримые явления реального мира (в т. ч. природу в её различных состояниях), показывать широкие картины жизни людей, но и стремиться к раскрытию и истолкованию сущности совершающихся в жизни процессов, внутреннего мира человека, к выражению отвлечённых идей. Дальнейшая эволюция многих из этих течений уже в 1910-х гг.
Советским зрителям хорошо известен холст «Завтрак на траве» (1866) в Государственном музее изобразительных искусств. М., 1987 Одноралов Н. В. Материалы инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. Непосредственный пример Моне подали «барбизонцы», уже давно черпавшие вдохновение в реальной природе. Y., 1960. Основные виды Ж. — фреска (как по сухой, так и по влажной, часто шероховатой штукатурке, наносившейся на каменную или кирпичную кладку) иконопись (иконы исполнялись на грунтованных досках преимущественно яичной темперой, обусловливавшей главным образом плоскостную трактовку форм), а также миниатюра в рукописях (на грунтованных пергаменте или бумаге исполнялась темперой, акварелью, гуашью, клеевыми и др.
Широкий размах строительства, создание крупных общественных зданий и мемориальных ансамблей способствовали развитию монументально-декоративной Ж. (работы В. А. Фаворского, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина), возрождению техники темперной росписи, фрески и мозаики. 2-е изд.
Уорхол, Р. Раушенберг), перефразирующий образы массовой культуры (рекламы, комикса и др. ). Но существует и Ж. более импульсивного характера, позволяющая художнику непосредственно и динамично воплощать свои жизненные впечатления (особенно в произведениях, выполненных алла прима) благодаря одновременной работе над рисунком, композицией, лепкой форм и колоритом. Кубисты (П. Ван Донген, М. де Вламинк, А. Дерен, А. Марке, А. Матисс, Ж. Руо и др. ) писали широкими пятнами открытого цвета, добиваясь активного декоративного звучания полотен, упрощая рисунок и подчёркивая плоскостность картины, ритмическую выразительность композиции. Др.
В 19-20 веках (прежде всего в живописи импрессионизма) возникла тенденция к упрощению процесса работы над произведением, которое могло быть выполнено в один сеанс предварительные этапы выстраивания композиции и рисунка как бы поглощались последней стадией – организацией цветового впечатления. Графика в чистом виде использует белизну (цвет) фона для создания тональных градаций. Т. 1-4. М., 1950 Eastlake С. L.
Продолжается развитие книжной миниатюры необычайного расцвета достигает искусство витража. импрессионизм (живопись К. Моне, О. Ренуара, К. Писсарро, А. Сислея, отчасти Э. Мане и Э. Дега во Франции), преодолев господствовавшую в Ж. тех лет условность, черноту колорита, обновив технику и приёмы организации живописной поверхности, выявив красоту чистого цвета, трепетной живописности, фактурных эффектов. Искусство ещё не выделилось в самостоятельный вид деятельности, не было и развитой системы организации изображения (определения его центра и границ), т. е. композиции. 1765, Москва, Третьяковская галерея), Д. Г. Левицкий Портрет М. А. В Древнем Египте была разработана техника восковой живописи (энкаустики), которой широко пользовались древнегреческие мастера (в том числе в монументальной живописи) впоследствии эта техника встречалась редко, однако используется и доныне.
В Древней Греции возникла почти не дошедшая до настоящего времени станковая Ж. (на досках, реже — холсте), выполнявшаяся главным образом в технике энкаустики (см. К. Айвазовский, Л. Ф. Замкнутое пространство преобладает в жанре интерьера. Эти приёмы к концу 19 века у одних художников превратились в рациональную систему анализа цвета и точечного письма (дивизионизм, пуантилизм), а у других привели к новой декоративности, усилению цветового звучания вопреки натурному впечатлению (мастера группы «наби» – П. Боннар, Э. Вюйар, М. Дени и др. ). В. Нестеров, С. В. Малютин, П. Д. Корин и др. ).
Одновременно с Ж. локальным, часто ярким цветом, с чётким рисунком развивалась и тональная Ж. (в венецианской школе, тонко и разнообразно выявившей богатство колористических возможностей Ж. ). Техника масляной Ж. приобретает во многих случаях ярко индивидуальный, свободный характер, но постепенно утрачивает присущие ей раньше тщательность, строгую систематичность, многослойность снижается прочность произведений Ж. (чему способствовало и распространение новых красок фабричного производства взамен употреблявшихся ранее красок ручного приготовления) палитра расширяется (создаются новые пигменты и связующие) вместо тёмных цветных грунтов, характерных для 18 в., ещё в начале 19 в. вновь внедряются белые грунты. лет назад). 17 век – время расцвета станковой живописи в европейском искусстве.
Строгая канонизация изображений сочеталась с точными жизненными наблюдениями (пейзаж, фигуры зверей и птиц). Крупнейшим художественным центром оставалась Венеция (Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто). L., 1989 Gombrich Е. Н. The heritage of Apelles. Для линейно-плоскостной Ж. характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии в древней и отчасти в современной Ж. встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определенную логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, Ж. водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, Ж. керамическими красками (связующие — легкоплавкие стекла, флюсы, глазури — закрепляются обжигом на керамике), Ж. силикатными красками (связующее вещество — растворимое стекло) и т. п. Непосредственно с Ж. смыкаются мозаика и витраж, решающие те же, что и монументальная Ж. изобразительно-декоративные задачи. Античная фреска (на многослойной штукатурке с примесью мраморной пыли в верхних слоях) имела блестящую, глянцевитую поверхность. 15 век в Нидерландах – время расцвета алтарных образов (ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Х. Мемлинг, И. Босх), которые становятся полностью живописными, включая имитацию архитектурных и скульптурных частей (гризайльная живопись).
В Италии, где готика не имела глубоких корней, 14 век стал золотым веком фресковой живописи. В период 1917-32 годов складывается множество художественных группировок: одни претендуют на революционную новизну формы (Общество художников-станковистов, «Октябрь», Российская ассоциация пролетарских художников и др. ), другие, довольствуясь новизной только в сюжете, в стилистике придерживаются традиций передвижников (Ассоциация художников революционной России), третьи заботятся о сохранении достигнутого художественного уровня («Четыре искусства»). М., 1962 Лазарев В. Н. Старые итальянские мастера. Особенно высокого совершенства достигла роспись древнеегипетских гробниц (картины загробной жизни, включающие бытовые и батальные сцены, анималистические изображения) с её музыкальной ритмичностью и чёткостью композиции изысканностью линий. Г. Варнек, О. А. В 16 в. появляются следующие типы портрета: традиционный (поясной или в рост), аллегорический (с атрибутами божественного), символический (основанный на литературном произведении), автопортрет и групповой портрет: Джотто Энрико Скровеньи (ок.
Складываются национальные школы во Франции (Ж. В то же время станковая Ж. по-прежнему играет главную роль, хотя усиление декоративности элементов художественной формы нередко делает станковую картину частью общего архитектурно-художественного ансамбля. М., 1996 Мастера мировой живописи XI- XVIII вв. В связи с распространённым культом предков портреты имели особое, сакральное значение их старались делать без какой-либо идеализации, передавая каждую индивидуальную черту. В голландской живописи 17 века сложилась разветвлённая система жанров и субжанров живописи (пейзажи, натюрморты, бытовой жанр). В 1960-е гг.
С середины 1960-х гг. Члены «Маковца», а также К. С. Петров-Водкин и В. А. Фаворский, развивавшие классические традиции в новых условиях, стали представителями неоидеализма в отечественной станковой и монументальной живописи. В многочисленных живописных циклах в церквах и капеллах были намечены пути преодоления условности средневекового искусства за счёт освоения реальности (смотри Чимабуэ, Джотто, П. Каваллини).
П. Брюллов, Ф. А. Бруни, А. А. Иванов). Благодаря Ван Дейку, Рубенсу и Веласкесу появляется тип королевского, придворного портрета: модель показывается в рост на фоне драпировки, пейзажа, архитектурного мотива (Ван Дейк Портрет Карла I, ок. Так, в европейском искусстве XVIII века шла борьба между романтизмом и реализмом. В дороманский период вырабатываются принципы иллюстрирования ветхо- и новозаветных сюжетов.
Картины пишутся в основном на холсте, натянутом на раму или наклеенном на картон. М., 2004. Ориентация на «старых мастеров» вкупе с беспроблемным содержанием в 1970-80-е годы породила в живописи своего рода новый бидермайер подражательной оказалась и запоздалая мода на гиперреализм.
Сама техника была известна в Европе и ранее, но её особенности (многослойность, смешиваемость слоёв, полупрозрачные лессировки) были раскрыты Я. ван Этом. Сезанн, В. ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек) и отчасти в Ж. «модерна» зарождаются черты, определившие особенности некоторых течений 20 в. (активное выражение сугубо личного отношения художника к миру, эмоционально-психологическая сила и ассоциативность цвета, мало связанного с наблюдаемыми в жизни красочными отношениями, утрированность форм, декоративность). По-новому осмысляется мир в искусстве великих русских живописцев конца 19 — начала 20 вв. Художники 1960-70-х годов вернулись к изобразительности имитируя фотографию или слайд (гиперреализм), что придавало особую отчуждённость изображению.
государствах), в древней Америке существовала монументальная Ж. (роспись гробниц, реже — зданий), связанная обычно с заупокойным культом и носившая развёрнуто-повествовательный характер главное место занимало обобщённое и нередко схематичное изображение человека. Эволюция социальных функций Ж. сопровождается общим развитием живописной культуры. В особую группу выделяется автопортрет – изображение художником самого себя. В 19 в. Ж. шире и глубже др.
Мастера «новой вещественности» (Г. Уже в Ж. постимпрессионизма (П. М., 2003 Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. В портрете центром изображения становится лицо (или фигура) человека, а пространство ему подчинено и служит фоном. Хале, Рембрандт, Я. Вермер, Я. ван Рёйсдал, Г. Терборх, К. Фабрициус), Англии (Т.
Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого видения весьма убедительны и продуктивны. С. Рокотов, К. Л. И. На севере преобладала форма триптиха, в Италии – полиптиха (Дуччо ди Буонинсенъя). Христинек). М. Ромадин). Живописи классицизма конца 18 – начала 19 века свойственны гражданственный пафос, античные аллюзии, позднее (в эпоху ампира) также эффектная парадность (полотна Ж. Л. Давида, живопись О. Д. Энгра).
Ученики С. К. Зарянко составили московское ядро передвижников (В. К началу 16 века масляная живопись стала общеупотребительной техникой. К станковой живописи относят произведения, существующие независимо от места создания.
В 17—18 вв. Интересен и разнообразен портрет 19 – 20 вв. : Д. Энгр Портрет мадам Рекамье (1800, Париж, Лувр), Э. Мане Флейтист (1866, Париж, Лувр), О. Ренуар Портрет Жанны Самари (1877, Москва, ГМИИ им. Несмотря на строгую канонизацию изображений, в средневековой Ж. находили отзвук народные представления (например, на Руси в иконах и фресках Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия), отдельные (часто наивные) наблюдения.
Украшавшая храмы, жилища, гробницы, стои монументально-декоративная Ж. (фрески и мозаики, сохранившиеся в Помпеях, Геркулануме, Пестуме, Казанлыке, Северном Причерноморье) в результате длительного развития пришла к иллюзорному изменению архитектурного пространства и архитектурных форм. Аннотация автора Книга «Шедевры мировой живописи» позволяет увидеть, как складывалось изобразительное искусство Европы и отчасти – Востока (Японии), повлиявшего на европейскую живопись (стиль ориентализм). От древнегреческой живописи сохранились только литературные описания. процветает монументально-декоративная Ж. (особенно в стиле барокко), существующая в тесном единстве со скульптурой и архитектурой и создающая, часто с помощью иллюзионистических эффектов интенсивно действующую на человека эмоциональную среду.
Oxf., 1993 idem. в странах Западной Европы и Америки Ж. порой становится одним из элементов «поп-арта». Переосмысление функций живописи, как, впрочем и всего творчества, прошло через отрицание целесообразности её как таковой («Только осознав, что это абсолютно бессмысленно, можно начать творить»— говорит Р. -М.
С. Глазунов и его школа), салонизация андерграунда и сближение его с китчем («Митьки», М. М. Шемякин). В первобытной культуре были открыты два основных способа изображения – знаковое (солярный знак, спираль, волнистая линия) и близкое натурному впечатлению, жизнеподобное (изображения животных в пещерах палеолита, выполненные цветными глинами двух-трёх оттенков). Лагорио). К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. Открытия натурализма развивали французские импрессионисты (Э. В то же время, развитие искусства изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач— «воспроизведение реальности».
В период александровского классицизма (ампира) исторические художники писали картины героического содержания на темы отечественной истории, композиционным построением уподобленные античному рельефу (А. У художников маньеризма (Я. А study in the psychology of pictorial representation. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями. В российском искусстве противоречивая социальная действительность породила эстетику как критического реализма, так и русского модерна. Большую роль в развитии советской Ж. играет портрет.
А. Г. Венецианов писал с натуры «крестьянские жанры», обучал живописи учеников (смотри Венециановцы) некоторые из них испытали также влияние Брюллова. В 17 в. расширилась и четко оформилась система жанров. После господства критического реализма в 1860-1870-е годы (Г. В античности Ж. по-прежнему выступает в синтезе с архитектурой и скульптурой, служит вместе с ними не только культовым, но и светским целям происходит (особенно в Древней Греции) осознание общественной (в т. ч. нравственно-воспитательной) значимости Ж., как и всего искусства в целом.
В 18 веке динамика, криволинейные формы барокко сохраняются в стиле рококо этот светский стиль отличается изысканной живописностью: «галантные празднества» А. Ватто, картины Ф. Буше и живопись О. Фрагонара олицетворяют гедонистический аспект культуры Просвещения. Встречается и смешанная техника – сочетание темперы с масляными красками. 1508, Париж, Лувр), Рафаэль Дама с покрывалом (ок. Начало 20 века отмечено революцией в искусстве – появлением авангардизма. Сохранились наскальные росписи (в пещерах Фон-де-Гом в Южной Франции, Альтамира в Северной Испании и др. ) исполненные земляными красками (красными, жёлтыми и коричневыми охрами, умброй), чёрной сажей и древесным углём с помощью расщепленных палочек, кусочков меха и просто пальцев создавались правдивые, выразительные, динамичные изображения отдельных животных, а затем и охотничьих сцен. Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Ж. возникла в эпоху позднего палеолита (40—8 тыс.
М., 1977 он же. С эстетическим осмыслением новой, «технической» эры связано не только отражение пафоса индустриализации жизни, не только проникновение в Ж. геометричных, «машинных» форм, к которым нередко сводятся формы органические, но и поиски в Ж. отвечающих мироощущению современного человека, его духовным потребностям эмоционально-образных цветовых решений, новых форм, которые могут быть использованы в декоративном искусстве, архитектуре и промышленности. Алтарь как живописный ансамбль сохраняется, но вытесняется станковой картиной. Московский Союз художников и Всероссийский Государственный Университет Кинематографии им.
С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, В. Л. Боровиковский). видам изобразительного искусства полнотой воспроизводить на плоскости красочное богатство мира, объёмность предметов их качественное своеобразие и материальную плоть, глубину изображаемого пространства, свето-воздушную среду.
Климт, Э. Мунк, А. Муха, Ф. фон Штук и др. ). В Греции зародилась станковая живопись существовала и монументально-декоративная живопись: греки расписывали красками барельефы, статуи и здания. В Ж. многих модернистических течений (кубизм, футуризм, сюрреализм) отдельные более или менее легко узнаваемые элементы зримого мира фрагментируются или геометризируются, предстают в неожиданных иногда алогичных сочетаниях, порождающих множество ассоциаций, сливаются порой с чисто абстрактными формами. Одним из её реформаторов в конце 16 века был Караваджо караваджизм стал интернациональным движением, проникающим в различные школы (живопись де Латур во Франции, Х. де Рибера в Испании и др. ). Богаче изобразительные возможности тональной Ж. (см.
В разделе «Наука и образование» можно найти такие интересные издания, как «Большая энциклопедия живописи стран мира», а также погрузиться в увлекательный мир эзотерики, психологии и истории. Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также Ж. оттенками одного цвета (монохромная).
История развития живописи. Станковая живопись (смотри Станковое искусство), напротив, самодостаточна изолирована рамой. Эстетизмом отмечены также произведения художников «Голубой розы», близкого им В. Э. Борисова-Мусатова, автора элегических «гобеленных» картин. Абстракционизм в живописи (В. Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего — прямоугольный, реже — круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Это весьма убедительно разъясняет и показывает, например, теория И. Иттена.
СПб., 2002-2004 Виннер А. В. Материалы масляной живописи. Основой, кроме холста, может служить дерево, реже металл или стекло. Работой над пейзажем на пленэре одними из первых занялись художники барбизонской школы (Т. 1636, Дрезден, Картинная галерея). Утончённая «светопись» отличает произведения Я. Вермера, Г. Терборха, Г. Метсю, А. ван Остаде.
Чем гуще слой красящего вещества, тем темнее данный участок картины или рисунка. была широко распространена в искусстве главным образом капиталистических стран. Виртуозная работа с освещением, фантастическое превращение света из падающего извне в излучение изнутри отличают живопись Рембрандта. С 13 века под воздействием византийских икон на Западе (главным образом в Италии) складывается алтарная живопись (смотри Алтарный образ), предстающая в окружении других искусств (в архитектурной раме, украшенной скульптурной резьбой и позолотой и т. д. ). В основном это картины, созданные на мольберте (то есть на станке) художника. Происходит оживление салонной живописи, прежде всего портрета (А. Главой «бунта 14-ти» и инициатором создания Артели и Товарищества был И. Н. Крамской.
Неслучайно существует такое понятие как «литературность», когда живопись, по той или иной причине, не обладая достаточными пластическими и выразительными качествами, привлекает в свой арсенал чисто повествовательную, «литературную» составляющую. Ф. Богаевский, Н. К. Рерих). В 1-й трети 19 века в живописи европейских художников доминировал романтизм (Т. Камерный и парадный портрет, наряду с культовой и декоративной живописью, получил дальнейшее развитие в искусстве середины 18 века в творчестве И. П. Аргунова (смотри Аргуновы), А. П. Антропова, И. Я. Вишнякова.
Отказываясь от классических идеалов гармонического совершенства, приходит к более полному, конкретно-достоверному, часто повышенно-наглядному изображению жизни реалистической Ж., основывающаяся на непосредственном наблюдении характерных явлений действительности (Г. Живопись стран Дальнего Востока (Китая, Кореи, Японии) по технике и материалам (акварель, тушь на бумаге или шёлке) граничит с графикой характерное для буддизма созерцание природы привело к возникновению особой системы жанров, включающей как виды обширных пространств (горные пейзажи), так и отдельные изображения мелких деталей (ветви и листья растений, цветы, птицы и др. ). странах) европейская Ж. также испытывает влияние искусства неевропейских стран (главным образом Японии и Китая), сказывающееся в обновлении отдельных приёмов декоративно-ритмической организации изобразительной плоскости. Крупнейшие художники Возрождения — Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто в Италии, Я. ван Эйк, П. Брейгель в Нидерландах, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, М. Нитхардт (Грюневальд) в Германии. 1516, Флоренция, галерея Питти), Тициан Портрет юноши с перчаткой (1515 – 1520, Париж, Лувр), А. Дюрер Портрет молодого человека (1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Х. Гольбейн Посланники (Лондон, Национальная галерея), Рембрандт Ночной дозор (1642, Амстердам, Рейксмузеум), Автопортрет с Саскией на коленях (ок.
Основное выразительное средство Ж. — цвет — своей экспрессией, способностью вызывать различные чувственные ассоциации усиливает эмоциональность изображения, обусловливает широкие изобразительные и декоративные возможности Ж. В произведениях Ж. он образует цельную систему (колорит). Балла, У. Боччони, К. Карра, Дж. Е. Маковский, В. Г. Перов, И. М. Прянишников). – он насыщал свои произведения тонко нюаненсированными чувствами, настроениями, состояниями, вызывающими в зрителе ощущение неизменности, постоянности окружающего мира. Валёр) и от взаимодействия рядом лежащих цветов (рефлексы) общий тон объединяет предметы с окружающей их свето-воздушной средой и пространством при этом линия нередко теряет свою формообразующую роль, поглощаясь трепетной красочной массой.
Живопись разделяется также по техникам. Art and illusion. Более развитые, более абстрактно-обобщённые представления о мире отразились в отвлечённо-ритмизированной Ж. неолита (росписи в Вальторте, Испания) в неолитических изображениях, сознательно связываемых в повествовательные циклы, появляется человек. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. В Италии художники флорентийской школы (Мазаччо, Фра Анджелико, Фра Филиппо Липпи, П. Уччелло, Доменико Венециано), работая в традиционных техниках фрески и темперы, стремились к усложнению и смешению цветов, что стало возможным при использовании масляных красок.
Тяга к монументальным формам характеризует советская Ж. с первых лет её существования. В 20 в. возрастает роль монументально-декоративной Ж., как изобразительной (например, революционно-демократическая монументальная Ж. в Мексике), стремящейся в первую очередь вовлечь массового зрителя в круг воплощаемых ею идей, таки неизобразительной, обычно плоскостной, отвлеченно-орнаментальной, гармонирующей с геометризованными формами современной архитектуры. Дьяковой (1778, Москва, Третьяковская галерея). Vol.
В средние века значительного развития достигает монументальная живопись в странах Передней и Средней Азии, Индии, на Шри-Ланке. Художественные стили развиваются, воплощая идеалы своего времени. В портретном искусстве наметился поворот к романтизму и бидермайеру (А. В 17 веке на Руси начинается становление светской живописи (декоративные росписи в палатах), получает распространение парсуна – переходная форма между иконой и портретом. В каждом городе и области Италии сложилась своя художественная школа. Расширяются связи Ж. Европы и др. М., 1984 Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи.
В то время как в Византии сформировалось сакральное отношение к образу, выработалась строго иерархическая система монументальной декорации, получила развитие иконопись, в Западной Европе на первый план выступили аллегорическая и назидательная функции живописи (как «Библии для неграмотных»), вследствие этого иконопочитание там не получило распространения превалировали обширные повествовательные многофигурные циклы. 6th ed. В искусстве 20 века широкое распространение получила акриловая живопись.
В 17—18 вв. И. Суриков), по-новому трактуют сюжеты из прошлого (Репин, Суриков, В. М. Васнецов). Высшее место в системе жанров заняли портреты вождей историко-революционные картины, портреты героев войны и труда, «тематические» полотна. Натуралистическая тенденция усилилась в период эллинизма. С романтизмом связаны и ретроспективные течения (назарейцы в Германии, прерафаэлиты в Великобритании), ориентировавшиеся на живопись 15 века и стремившиеся вернуть искусству утраченную религиозность, чистоту «примитива», символический подтекст.
Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь. Художники писали яркими красками в плоскостной, декоративной манере динамичные сцены ритуальных акробатических игр с быком (связаны с мифом о Минотавре). Представители австро-немецкого экспрессионизма (М. С. А. Герасимова приглашают на персональную выставку работ Заслуженного художника РФ, члена Союза художников России, члена Московского Союза художников (Ассоциации художников театра, кино и телевидения), почетного члена Творческого союза профессиональных художников, почетного члена графиков японской живописи «Фуме-э» Тихонова Игоря Всеволодовича, которая будет проходить в выставочном зале Московского Союза художников на Кузнецком Мосту, 20 с 10 по 17 февраля 2018 года. Дали, П. Дельво, Р. Магрит, Х. Миро, И. Танги, М. Эрнст).
выразительное средство Ж. — рисунок (линия и светотень) — ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. В предвоенное десятилетие формируется социалистический реализм. Опираясь на традиции реализма, сов. Монументальная живопись достигла высокого развития в крито-микенском искусстве (фрески Кносского дворца, смотри Кносс, Эгейское искусство). 1653, Париж, Лувр).
Стиль модерн, неоромантичная и неоклассическая тенденции интерес к культуре прошлого объединяют художников «Мира искусства» (Л. Однако основное и первостепенное выразительное и содержательное значение в живописи имеет цвет, который сам по себе является носителем идеи (в том числе и в силу психологических факторов воздействия и восприятия). виды монументального искусства (архитектура, скульптура), монументально – декоративная Ж. использовавшая в 19 в. почти исключительно клеевые или масляные краски, приходит в это время в упадок. Живопись делится на монументальную, станковую и миниатюру иногда как особые разновидности живописи выделяются иконопись и театрально-декорационная живопись (смотри Театрально-декорационное искусство). Ж. 20 в. наряду с чувственно-достоверным иллюзорным, объёмно-пространственным способом изображения широко использует новые (а также и восходящие к древности) условные принципы трактовки зримого мира. Значительную роль играла символика композиции и цвета (например, в западноевропейской Ж. голубой — цвет богоматери). Научное изучение перспективы, оптики и анатомии использование усовершенствованной Я. ван Эйком (Нидерланды) техники масляной Ж. способствовали широкому раскрытию заложенных в природе Ж. возможностей в Ж. убедительно воспроизводятся объёмные формы (с помощью светотеневой моделировки) в единстве с глубоким пространством (разворачивающимся за зрительно уничтожаемой живописной плоскостью) и световой средой, осваивается цветовое богатство мира.
Гейнсборо, У. Хогарт), России (Ф. Классицистические ведуты Ф. Я. Алексеева и «идеальные пейзажи» Ф. М. Матвеева сменились натурными этюдами Сильвестра Ф. Щедрина, романтичными маринами М. Н. Воробьёва и его школы (И. В ранних формах станковой живописи и в иконописи применялась темпера (смотри Темперная живопись), сохранившая свою роль и позднее. Средневековое искусство сменилось эпохой Возрождения, которое в XVI веке пережило кризис. Традиции западной школы живописи складывались как из существующих средневековых, так и ренессансных тенденций и каждая эпоха накладывала особый отпечаток на живописные явления национальных школ.