Наиболее ощутимым было влияние на экспрессионизмтворчества В. Ван Гога, Э. Мунка, Дж. Энсора – художникипереняли методику использования цвета и света искаженную передачу форм и линий для усиления впечатлений от картины. Также к основным представителям экспрессионизма можно отнести следующих художников — Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Рихард Герстль, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Макс Курцвайль, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери. Париж не был крупным центром развития экспрессионизма, но многие из художников связаны с Парижской школой живописи.
Ряд исследователей считает, что наиболее последовательно идеи экспрессионизма в живописи воплощали немецкие, австрийские и чешские художники. В том, что экспрессионизм вошел в моду только сейчас, обвиняют неоднозначное отношение к художникам этого направления.
Каждый находит свое прекрасное, порой даже в том, что большинство считает безобразным. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Отдельные проявления подобных тенденций обнаруживались в первые десятилетия XX века в творчестве представителей разных национальных школ – Р. Штрауса (оперы «Саломея» и «Электра»), Малера (в последних симфониях), Скрябина (в поздний период творчества), Хиндемита (оперы «Убийца -надежда женщин», «Святая Сусанна»), Бартока (балет «Чудесный мандарин») и других, но как особое направление музыкальный экспрессионизм связан именно с австрийской, а точнее, венской культурой. В духе экспрессионизма само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого наконец, мрачное учение о бессознательном. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В Германии, как и во Франции, естественное развитие изобразительного искусства привело к изменению художественных методов.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Это живопись, кино, литература, музыка, театр. Очертания фигуры неправильны и угловаты.
Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Сегодняшнему «экспрессионистскому буму» мы обязаны не только уменьшением количества первоклассных импрессионистских работ на рынке, но и масштабным выставкам и проектам музеев и галерей. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). В 1918 году Шиле был приглашен для участия на 49-ой выставке венского Сецессиона. В него вошло четверо художников-экспрессионистов.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. В живописи художников группы «Мост» натура деформирована, цвет экстатичен, краски положены тяжелыми массами. Мне такое ограничение не нравится».
Экспрессионизм возник как болезненная реакция на ужасы Первой мировой войны, революций и уродливого проявления капиталистической цивилизации. Несмотря на то, что термин «экспрессионизм» широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. Еще около 200 миллионов Гриффин заплатил за картину Джексона Поллока « 17а» 1948 года. Некоторые особенности ксилографии (угловатые рубленные формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире. Чаще всего о музыкальном экспрессионизме говорят применительно к композиторам Новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом.
Цвет используется художником и с целью вычленения главного. Программа объединения была составлена Эрнстом Людвигом Кирхнером и помимо него в «Мост» входили Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. Но в интерпретации «человеческого» резко сместились акценты, оказалась почти полностью разрушенной категория романтического идеала. Утиц), не конкретика действительности, а ее дух оказываются в центре внимания1. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ.
Э. Шиле пишет портреты. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. «буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом.
Его живопись станет нежней.
В 1912г. Картина Джексона Поллока « 56» 1948 года ушла с торгов Sothebys в 2006 году за 140 миллионов. К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Что кажется более важным (и что находит подтверждение в его письмах и стихах) – это тот факт, что Шиле придавал большое значение пониманию и изучению своего «я».
В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Впрочем, говоря об экспрессионизме в искусстве, следует помнить об одной особенности этого термина. Художник очень пристально наблюдает за собой изучая объект с маниакальной настойчивостью.
Определение «драма крика» (Schreidrama), связанное с экспрессионистской драматургией, могло бы быть отнесено ко многим жанрам экспрессионистского искусства. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Несколько иначе обстоит дело в живописи (где это течение связано в основном с немецкой художественной школой) и в музыке (австрийский музыкальный экспрессионизм). В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Одна из первых антологий экспрессионистской поэзии носила характерное название «Сумерки человечества» (Берлин, 1920). Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своем творческом развитии Берг и Веберн.
Теоретической основой их творчества послужило разработанное немецким искусствоведом В. Воррингером учение о «вчувствовании» и «абстракции», опиравшееся на феноменологическую теорию философа-идеалиста Э. Гуссерля. «Живопись действия» и «живопись цветных полей» помогли искусству США получить очевидное преимущество в соперничестве с искусством европейским. А хорошие «Кирхнеры» (особенно знаменитые «уличные сцены»), по оценке специалистов, способны принести 50, а то и 60 миллионов.
е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Стремясь добиться повышенной экспрессивности, вплоть до шокового воздействия произведения на зрителей, Марк писал лошадей синей и красной краской, нарушал присущие им пропорции, акцентируя таким формалистическим способом наиболее существенные, с его точки зрения, части картины. Но выражается этот интеллектуализм в чрезвычайно специфической форме. Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». Мы не французы, мы немцы.
Э. Мунк «Крик» (1893). В 1912-1916 годах Шиле широко и успешно выставляется – его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.
Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. «Alles ist lebend tot» («живя, все мертво») – смысл этих слов Эгона Шиле в том, что в живом гнездится смерть. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Картон, масло, темпера, пастель. Исследователи авангардистского искусства считают, что принципиальным носителем немец-кого экспрессионизма стала возникшая в 1905 году художественная группировка, получившая название «Мост». «Ядром» группы стали именно русские художники — Кандинский, Явленский, Марианна Веревкина. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. expressio, «выражение») – течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека.
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство. Число экспрессионистов и примыкающих к ним художников продолжало увеличи-ваться. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Картины экспрессионистов, как символ ненавистной Гитлеру Веймарской республики, были объявлены «дегенеративным» искусством. 91 х 73, 5 см. Кёльнский собор потрясен до основания».
Гитлер, предпочитавший натурализм в живописи, не принял идею об экспрессионизме как о творчестве, воспевавшем «немецкий дух». Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну.
С гипертрофией субъективного начала в экспрессионизме связан и способ отражения действительности, подвергающий сомнению возможность рационального познания истины и ставящий в центр отношений человека и окружающего мира «внепонятийные» формы контакта. В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л.
В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Существует мнение, что явлением экспрессионизма был классический психоанализ Фрейда. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля.
Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. В феврале картина Франца Марка «Пасущиеся лошади III» была продана на Sothebys за рекордные 12, 3 миллиона фунтов (24, 3 миллиона долларов), в полтора раза выше эстимейта.
Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Кандинский следовал в своей художественной практике теории абстрагирования. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
Нервы – трещины в теле. Это с одной стороны демонстрация, а с другой изоляция собственного телесного «я» сопровождает отказом от обозначения в пространстве в автопортрете. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом».
Особое влияние на экспрессионистов оказали постимпрессионисты, которые к тому времени разработали множество техник изображения, работы с цветом и линией. В литературном экспрессионизме трудно разграничить немецкую и австрийскую линии. Протестуя против мировой войны и социальных контрастов, против засилья вещей и подавленности личности социальным механизмом, а иногда обращаясь и к теме революционного героизма, мастера экспрессионизма совмещали протест с выражением мистического ужаса перед хаосом бытия. Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Экспрессионизм (от лат.
В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Творчество художников-экспрессионистов выражало собой протест против уродства и несовершенства буржуазной цивилизации, действительность в нём отображалась субъективно, фантастически гротескно, преувеличенно эмоционально и намеренно иррационально, что отличало новое направление от импрессионизма, в котором основу художественного образа составлял мир первичных чувственных ощущений. Примером могут служить отношения немецких экспрессионистов и французских фовистов.
Двумя годами ранее Walker Art Center в Миннеаполисе отметился выставкой «Франц Марк и Синий всадник». Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Никогда мир не был так мертвенно нем.
Принцип выражения преобладает над изображением12. живает и генетические связи с романтическим миросозерцанием. Программный характер носило опубликованное в печати обращение группы «Мост», которое сформулировал глава и вдохновитель объединения – Эрнст Кирхнер. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя.
«Осенний пейзаж», «Пристань в Гурзуфе», «Лунная ночь» – картины, от которых невозможно оторваться. В этом месяце открылся после масштабной реконструкции музей Франца Марка в баварском городе Кохель-ам-Зее, где можно будет увидеть живопись нынешнего «экспрессиониста-рекордсмена», а также произведения Кандинского, Клее, Мюнтер и других. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Цвет является средством реального отображения действительности, но действует не изолированно, а в общей совокупности с композицией, линией рисунка, раскрывая и усиливая при этом содержание картины. Члены «Моста» вместе и жили и работали.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным.
В 1917 он вернулся в Вену. Э. Шиле применяет контрасты цветовых сочетаний, чтобы еще ярче показать главное. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Работы художника были выставлены в главном зале и имели огромный успех. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др. Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. «Не падающий камень, а закон тяготения» (Э. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливой действительности, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура.
Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка). Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Женщины Шиле, недвусмысленно демонстрируют себя под поднятыми одеждами. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу.
В 1911 г. в Мюнхене сформировалась группа художников-экспрессионистов «Голубой всадник» под руководством В. Кандинского. Часть экспрессионистов ушла в мистику, культивируя «фильмы ужасов». Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. в России он слабо известен. Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Картины американских экспрессионистов — одни из самых дорогих в мире.
Среди них, например, создания первобытного и примитивного искусства, в т. ч. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе.
Красота наивысшая, наиболее проникновенная загорается на границе жизни и смерти. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню». Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. В начале 1910-х годов художники группы «Мост» стали устанавливать связи с новыми объединениями, близкими их стремлениям.
к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. В Берлине начали выходить журналы «Штурм» («Буря») и «Акцион» («Действие»), которые выражали позиции литературно-художественных группировок, в дальнейшем развивавших противоположные течения в экспрессионизме. Ветви – трещины в небе и камне. Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене.
Экспрессионистской манере письма присущи вычурная стилизация и изломанность художественной формы, которые изощренно подчеркивались контрас-тами красок и светотени, резкими смещениями планов. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
Направление сохранило свой интернациональный характер, который был присущ ему с первых лет своего существования. Лишь за несколько месяцев до гибели художнику удалось продать только одно свое творение. До XXв художники не стремились специально работать в такой манере.
Мировоззренческие оценки и эмоциональная окраска восприятия эпохи в экспрессионистском искусстве предельно контрастны: от апокалиптических мотивов «конца света», «гибели мира» – до идеи обновления, рождения нового мира от ощущения нестерпимого ужаса, потерянности, одиночества, беззащитности перед лицом вселенской катастрофы – до воспевания нового братства людей, новой человечности, которая должна родиться в огне испытаний. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма). С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. В сложном взаимодействии с театральным экспрессионизмом развивалось творчество молодого Б. Брехта. В результате объединение официально прекратило существование. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.
Берлин» принес на торгах Christies 38, 1 миллиона долларов, в мае следующего года «Иезуиты III» Лайонела Файнингера ушли на Sothebys за 23, 3 миллиона долларов, а «Водопад» Марка тот же Sothebys в ноябре продал за 20, 2 миллиона долларов. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности. В 1910г. Да искусство экспрессионизма долгое время было не очень популярно в среде коллекционеров, но музеи уже давно «прибрали к рукам» большинство основных произведений.
Для многих произведений художников характерно раскрытие судьбы одинокой личности, «маленького человека», затерянного в огромном и чужом мире и окруженного враждебными ему людьми. Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Объявленная им война «действительной природе» породила распространенный в экспрессионистской среде лозунг «прочь от природы», в котором зафиксирован отказ от воплощения конкретно-чувственной формы объектов и явлений окружающего мира – «распредмечивание действительности». Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита.
На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. За 186 миллионов была продана в 2014 году абстракция « 6 (Фиолетовое, зеленое и красное)» Марка Ротко 1951 года. В. Кандинский, Ф. Марк и др. ), чья эстетическая программа была во многом близка мистическим идеалам немецких романтиков здесь возникли одни из наиболее ранних образцов абстрактного искусства. Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. На немецком языке писали также авторы т. н. Вот таким образом ведущим принципом отражения становится принцип абстрагирования.
Не осталась в стороне и Германия. Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. Так, в творчестве композиторов Нововенской школы произошел пересмотр всех элементов музыкальной выразительности и способов организации музыкального движения: лад и тональность, гармония, форма (как процесс и как целое), мелодика, ритм, тембр, динамика, фактура — все подверглось переоценке.
Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Живопись Эгона Шиле необычайно графична. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. В 1917 он вернулся в Вену.
Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Но она страшная. Родился в Витебске 24 июня. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека.
Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию. Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). В архитектуре (Р. Рекорд поставило полотно Interchange (Обмен) 1955 года кисти Виллема де Кунинга (1904-1997). И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. Многим «расово неблагонадежным» художникам (Кандинскому, в частности) пришлось уехать из страны.
В основном в работах Эгона Шиле обнаженные модели. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Он очень любил изображать себя, свой облик и свои позы. Имя Ван Гога известно даже тем, кто абсолютно далек от мира живописи.
Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм. Одной из отличительных черт группы «Синий всадник» был космополитизм и стремление к обмену идеями между художниками из разных стран. Националистическими взглядами отличались не только представители «Моста», но и другие художники того времени. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться.
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей. Франц Марк и Август Макке ушли добровольцами на фронт и погибли.
Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Экспрессионизм (от лат. Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм».
В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. Ее члены, среди которых были Эрнст Людвиг Кирхнер, Карл Шмидт-Ротлуфф (1884 – 1976), Эмиль Нольде и Макс Пехштейн, считали, что их произведения должны быть мостом между современностью и тем, что они считали живым и мощным, т. е. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917). Поживем — увидим. В этом была их схожесть с фовистами. Она организовывала выставки экспрессионистов и не только сама коллекционировала работы Кирхнера, Хеккеля и Пехштейна, но и поддерживала покупку картин экспрессионистов крупными музеями.
Отсюда внимание к сфере подсознательного, культ чувства, непосредственного переживания интуиции, «внутренней необходимости» (Шёнберг) как единственного способа адекватного постижения сущности бытия. Но с приходом к власти нацистов все изменилось. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом.
Новое искусство было замечено. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково. Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник.
Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи. В лице молодежи, которой принадлежит будущее, мы хотим добиться свободы для рук и для жизни, противопоставляя себя старым благоденствующим силам. Эгон Шиле с помощью линий и цвета передает очень ярко и иронично пластику человеческого тела. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг.
Драматические полотна Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и Джеймса Энсора переполнены эмоциями восторга, негодования, ужаса. Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги и фрустрации, которые они передавали при помощи угловатых искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. В его автопортретах гораздо больше общечеловеческого, чем личного. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения.
Германия также не осталась в стороне. Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, в музыке Берга явственно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания», для Веберна в его духовном развитии чрезвычайно существенным оказался творческий опыт мастеров строгого стиля, великих контрапунктистов XV—XVI веков и философско-поэтическое наследие Гёте. Своими предшественниками экспрессионисты считали и французских постимпрессионистов и швейцарца Фердинанда Ходлера и норвежца Эдварда Мунка и бельгийца Джеймса Энсора. Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
Умер Поллок 11 августа 1956. В 1910 г. группа художников-экспрессионистов во главе с Пехштейном отделилась от Берлинского сецессиона и образовала Новый сецессион. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. После войны, в годы Веймарской республики, немецкие художники-модернисты оказались «на коне» и пользовались поддержкой государства: их картины закупались музеями в огромных количествах, многие представители течения становились профессорами престижных учебных заведений.
В экспрессионизме было много противоречий. Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене. Экспрессионизм (от лат. И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего.
Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. «Восход солнца», «Мост в Европу», «Впечатление» – это лишь малая толика уникальных произведений автора, поражающих своей насыщенностью и полнотой жизненности. В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку.
Однако известность пришла к мастеру уже посмертно. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. У немецких импрессионистов и экспрессионистов, несмотря на дальнейшее чёткое разграничение этих стилей, прослеживается много общего: академический афронт, сосредоточенность на конкретном жизненном окружении и ряд живописных приёмов. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Лозунгом «Штурма» стал чисто эстетический тезис борьбы за новое искусство, «свободное от политических, моральных, общественных идей времени». Применительно к живописи термин "экспрессионизм" впервые был использован философом Вильгельмом Воррингером (Wilhelm Worringer). Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса.
Он всегда использует контраст светлого и темного, что сразу же поражает и привлекает взгляд. Нужда вопит, человек зовет свою душу, время становится воплем нужды. Вайоминг). Очертания фигуры неправильны и угловаты.
Нестандартными выразительными средствами, Э. Шиле представляет человеческое тело и душу. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Экспрессия подразумевает обратное движение, от внутреннего мира – к внешнему. Экспрессионизм – одно из ярких и оригинальных художественных направлений начала XX в. Оно привлекло к себе видных деятелей культуры из многих стран Европы, охватило самые различные области искусства, оказало влияние на их дальнейшее развитие. Образ представляет собой сложный и многомерный процесс.
Мы внутри, а не снаружи». Художники сочувственно изображали невзгоды, страдания простого человека. Экспрессионизм был крайним выражением самой сути тогдашнего времени, квинтэссенцией идеологии предвоенных, военных и первых послевоенных лет, когда вся культура на глазах деформировалась.
В последние годы картины Марка и других знаменитых художников из групп «Мост» и «Синий всадник» имеют большой успех на аукционах: в ноябре шедевр Эрнста Людвига Кирхнера «На улице. «Темой номера» июньского выпуска влиятельного журнала Art Auction стал недавний успех на торгах живописных работ немецких экспрессионистов. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары».
Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. Изломанность веток у дерева снаружи, у человека – внутри. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Говоря о технике рисования картин экспрессионизма, то стоит упомянуть такие особенности экспрессионизма, как отказ от светотени и передачи пространства.
Однако война не устранила движение как направление творчества с присущим ему видением мира и специфическими средствами выражения. Члены «Моста» вместе и жили и работали. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей. Именно протест против старой культуры зародил футуризм. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Экспрессионизм как формальное направление в литературе возник в Европе в 1910 – 1925. Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Поэзия мировой революции» (Потсдам, 1919). В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер.
Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ).
Живопись Эгона Шиле необычайно графична. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня.
Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Кроме того, на живопись экспрессионизма также оказало влияние творчество готических мастеров, Эль Греко и Питера Брейгеля Старшего. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»). его эпохой, – например, в годы Второй мировой войны и в послевоенное время.
Никогда радость не была так далека и свобода так мертва. В послевоенные годы экспрессионизм широко проявился в немецком кинематографе. Но смерть внутри жизни усиливает яркость последней.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Художник «Моста» Карл Шмидт-Ротлуф даже получил важный правительственный заказ — создать нового «орла» для республики. Судьба красоты в том, чтобы отцвести, заболеть и свой триумф она справляет в тот момент, когда «искажается».
Внутри человека даже в разгар лета – осеннее дерево. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»). Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. В начале XX века в истории искусства появились концепции «национального стиля», объясняющие манеру письма художников присущими им «расовыми особенностями».
Шиле как бы увечит тело изображая только торс, руки без кистей, ноги без ступней, видно насколько мало его как портретиста занимает внешняя физическая форма. К экспрессионизму принадлежат многие произведения скульптуры.
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. Задача художника – передача сущности, а не явления, постижение некоей закономерности, проявляющей себя, по мысли экспрессионистов, не в непосредственно наблюдаемых свойствах объектов, а только в их «внутренней природе».
Для Шиле нагота является наиболее радикальной формой самовыражения, не так как тело выставлено напоказ, а потому «я» выявлено полностью. И действительно, этому направлению присуща смятенность высказывания, предельная напряженность, экстатическая интонация (зачастую интонация «последнего предсмертного часа»). Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего.
Согласно этой концепции художники-экспрессионисты (в отличие от представителей академической живописи, следующих ренессансным образцам) объявлялись носителями истинно германского духа. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост».
Художественный язык был обусловлен установкой на своеобразную интуитивную варварскую непосредственность: тяжелые массы пастозных мазков, положенные на крупнозернистые холсты в черных рамах. Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Именно в этот период были созданы музеи участников «Моста», а их картины украсили интерьеры правительственных зданий. А яркая живописная работа «Верблюды на цирковой арене» участника группы «Мост» Макса Пехштейна ушла за 1, 9 миллиона фунтов (3, 8 миллиона долларов). Это течение было настолько популярно в двадцатых, что захватило все направления искусства и ярко проявилось в живописи, литературе, музыке, театре, архитектуре и кинематографе.
Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура. Приемы усиления выразительности средствами деформации использовались в оформлении фильмов, в игре и гриме актеров, в остроте, напряженности, необычайности конфликтов. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой.
Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Новая школа живописи стала движением, вовлекшим в себя художников разных стран. Первая мировая война (1914-1918) разобщила художников и многие объединения, группи-ровки, течения, возникшие в начале XX столетия в Париже, Мюнхене, Милане, Дрездене и других европейских городах, распались. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве. Многие экспрессионисты (так же, как итальянские футуристы) поддерживали Первую мировую войну. В конце 1911 года редакция альманаха открыла в одной из галерей выставку картин В. Кандинского, Ф. Марка, А. Макке и др., которая положила начало объединению Синий всадник. Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов.
Не стандартные ракурсы раскрывают зрителю новый взгляд на тело человека. Начало XX века было очень неспокойным временем. Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Белый фон листа совершенно нейтрален. На мой взгляд, нет уродливой или красивой обнаженной натуры. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов.
В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Очень распространены мотивы боли и крика. Самыми известными экспрессионистами стали: Эдвард Мунк, Эрнст Людвиг Кирхнер, Франц Марк, Зинаида Серебрякова, Франк Ауэрбах, Альберт Блох, Пауль Клее, Ян Слейтерс, Николае Тоница, Мильтон Эвери, Макс Бекман и многие другие. Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Кафка и Г. Майринк). В музыке не сложилось группировок, подобных творческим объединениям литераторов или художников (Нововенская школа лишь в отдаленной степени может служить им аналогом), но именно музыка едва ли не опережала литературу и живопись по интенсивности выражения экспрессионистской позиции. Необычайная нервность каждого мазка его картин вызывала сильные эмоции у зрителя и созерцание их всегда весьма сложно, а иногда даже мучительно.
Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Ярким примером этого мироощущения может послужит работа Эгона Шиле (Egon Schiele) "Осеннее солнце и деревья" (1911). Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы).
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Но изображенный облик имеет внутреннее, глубинное сходство с моделью. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник.
В 1911 году в своей статье в журнале "Штурм" он назвал экспрессионистами французских художников Винсента ван Гога (Vincent van Gogh), Поля Сезанна (Paul Cezanne) и Анри Матисса (Henri Matisse). По словам Роберта Ландау (Landau Fine Art, Монреаль), если вдруг на рынке появится триптих Макса Бекманна, то он уйдет никак не меньше, чем за 40 миллионов долларов. Художник прославился своей экстравагантностью, отрезав себе мочку уха. Экспрессионизм (от фр. Однако трактовались эти гуманные идеи в духе беспросветного отчаяния и пессимизма.
Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Это явление получило теоретическое обоснование в книге основоположника абстракционизма, члена группы «Синий всадник» В. Кандинского «О духовном в искусстве» (1912). Он впервые говорит о другой Греции – трагической, опьяненной мифологией, дионисической и проводит параллели с судьбами Европы. Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию.
В духе экспрессионизма само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого наконец, мрачное учение о бессознательном. «Ландшафты души» художника, содержание его духовной жизни – вот то единственное, что дано в художественном созерцании внешний мир творится сознанием. Она страшная, эта музыка. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».
Например, Э. Шиле интересно изображает своеобразную фактуру одежды модели. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. По словам Кшенека, с именем Шёнберга «связано великое восстание против венского наслажденчества». Наибольшее развитие получил в начале XX века.
С этим изданием были связаны художники группы «Синий всадник», в нем печатались Гийом Аполлинер, Марк Шагал, Оскар Кокошка. Формально экспрессионизм в литературе впервые отчетливо проявился в сжатой, трепетно-лирической поэзии немецких поэтов Георга Тракля (1887 – 1914), Франца Верфеля и Эрнста Штадлера (1883 – 1914). Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетание пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты рисунка, как правило, выполняется одним цветом либо с более или менее органическим использованием разных цветов. Экспрессионистам казалась исчерпанной система выразительных средств, сложившаяся в эпохи, когда отношения человека с действительностью отличались большей гармоничностью. наруживается дисгармонический поворот в сторону «я».
Эволюция отд. Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. Ведущим художником-экспрессионистом этой группы, продолжавшим и развивавшим линию группы «Мост», был Ф. Марк. Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. Картины Экспрессионизм.
В Вене, чей уклад характеризовался особой консервативностью (в том числе и в области музыкальных вкусов), где культивировалось легкое, гедонистическое отношение к жизни, всплеск экспрессионистской стихии оказался наиболее мощным. Мои работы искажают привычное видение души и тела. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами.
В 1905 в Дрездене возникла группа «Мост». Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»).
Они сознательно противопоставляли себя реализму импрессионизму и стилю «модерн» (югендстиль). Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Очень распространены мотивы боли и крика.
Bracke). Экспрессионизм, оказавший значительное влияние на судьбы мирового искусства, в своем генезисе был явлением, выросшим на духовной почве австро-немецкой культуры. Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Об этом свидетельствует тот факт, что представленные в экспозиции работы вызвали громкие нападки не только представителей академического искусства, но и импрессионистов, в частности председателя «Берлинского Сецессиона» (художественное объединение, противопоставившее себя академическому искусству) Ловиса Коринта. Создатели нового направления провели несколько выставок.
Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. В творчестве Шёнберга и др.
В произведениях Поллока при всей их оригинальности ощутимо влияние сюрреализма и наиболее нервных, гротескных образов Пикассо. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Среди пражских писателей этой группы— Франц Кафка, Густав Мейринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. В творчестве Шёнберга и его учеников музыкальный экспрессионизм переживает определенную стилистическую эволюцию. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить.
Эгон Шиле – австрийский художник, один из лучших мастеров экспрессионизма. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека.
Первая – в 1906 году, в Дрездене, в магазине ламп – прошла незамеченной, однако последующие три (в 1907, 1910 и 1912 гг. ) привлекли внимание. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. У истоков экспрессионизма стояли объединения молодых немецких художников – дрезденская группа «Мост» (1905) и мюнхенская «Синий всадник» (1911)1.
Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»). Принцип выражения преобладает над изображением.
Позже возникла группа «Синий всадник». Не остался в стороне и экспрессионизм: перестали существовать его основные объединения – «Мост» и «Синий всадник». В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский. Первое сообщество, с которого начался отсчет нового течения в живописи, возникло в 1905 и получило название «Мост», что в символическом плане означало связь с искусством будущего.
Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Популярностью пользуются и австрийские экспрессионисты, в частности Эгон Шиле. Художники, объединившиеся в 1905 г. под руководством Э. Кирхнера в группу «Мост», пытались найти новые художественные средства для выражения своего отношения к действительности.
Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде). В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Люди на картинах Шиле не только без одежды – они без кожи.
Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Всего их в короткой жизни Маке было 78. Будучи недовольными своим архитектурным образованием, они стали собираться для совместных сеансов рисования с натуры. ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от фр. В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
Появляется новый взгляд на мир, окружающую действительность и на личность. Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма».
Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Причиной того, что картины экспрессионистов стали «надежной акцией», многие называют и активность русских коллекционеров на рынке искусства.
Воинствующий импрессионист назвал творчество группировки «Мост» «готтентотской наивностью» и антинемецким подражанием французским авангардистам. Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Среди наиболее известных творений можно вспомнить картину Макса Бекмана (Max Beckmann) "Железный мостик", в которой выражен яркий контраст между цивилизованной и обеспеченной жизнью и жизнь бедных слоев общества. Примерно в то же время возникли и первые литературные объединения экспрессионистов. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». Художник пытается не только изобразить современного человека, но и найти свой идеал. Bracke).
Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Только спустя время это творчество получило четкое определение. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Образ формируется на основе восприятия, чувственного познания, эмоционального состояния, воображения. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер.
Ими были студенты-архитекторы, слушатели Высшей технической школы Дрездена: Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф и Эрих Хеккель. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму. В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно.
Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». – Гюбнер).
Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке главы Нововенской школы в 1910-е годы, в начале 20-х сменяется додекафонией: композитор открыл «метод сочинения на основе двенадцати соотнесенных лишь между собой тонов» (формулировка Шёнберга), обеспечивший упорядоченность и внутреннее единство экспрессионистской звуковой стихии. Четыре студента архитектурного факультета Высшего технического училища в Дрездене – Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккер и Карл Шмидт-Ротлуфф, вдохнов-ленные идеями двадцатипятилетнего Кирхнера о создании нового направления в искусстве, разра-ботали его общую концепцию. Напротив, художники «Моста» (Кирхнер, Пехштейн, Нольде и др. ) подняли на щит свою «немецкость». Исследовать свое «я» всегда означает представить себя как двойственность, так как субъект, производящий исследование, одновременно является и объемом. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм).
Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе. Обнаженная человеческая фигура всегда привлекала мое внимание.
В восприятии героя доминирует трагически искаженный облик распадающегося мироздания. Вот таким образом творческие люди просто не могли остаться в стороне и через свои работы демонстрировали отношение к миру. Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. Портрет Валери Нойцель, (1912). «Художник должен передать тот крик, который испускали бы вещи, если бы они не были немы», – заявлял Г. Бенн, поэт-экспрессионист.
Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм». экспрессионистическим, в искусстве прошлого.
При этом они опирались на идеалистическую теорию «вчувствования» (см. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга.
В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм.
К тому времени художник почти отказался от экспериментов с формальной живописью. «пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б.
Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше». Экспрессионизм (от фр. Еще одна существенная особенность трактовки «человеческого» в экспрессионизме – его абстрактная всеобщность. Изобразительное искусство переломной эпохи ищет не только новые формы, но и содержание. Это можно наблюдать на «Автопортрете» 1914.
С наибольшей непосредственностью этот разрыв ощутим, пожалуй, в области языка искусства. Его картины приблизились к классическим нормам прекрасного: человеческие тела на картинах стали более пластичными и гармоничными, цвета более мягкими «Семья» (1918). В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма. Возникла в 1905 году. Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. Во главу новой эстетики в первую очередь было поставлено отрицание материалистического мировоззрения, реализма импрессионизма и стиля модерн (в Германии носивший название «югендстиль»).
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». Журналом «Акцион» с самого начала была заявлена гражданственная позиция, определившая его антимилитаристскую, социально-критическую направленность. Некоторые искусствоведы считают, что все произведения Шиле, включая ландшафты и городские виды, выражают душевные переживания художника и невероятным образом «автопортреты».
Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг. Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре.
Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Вчувствования теория), призывавшую художников к «самовыражению» — к отражению в произведениях не явлений и предметов реальной действительности, а своих чувств и переживаний, как бы «спроецированных» на предметы действительного мира. Первая выставка «Моста» состоялась в 1906 году в Дрездене, в магазине ламп, но вопреки обилию вокруг осветительных приборов оказалась замеченной. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Скандал разгорелся через шесть лет на большой выставке «Моста» в Кельне, когда новое течение отвергли и академические художники и импрессионисты.
Экспрессионизм – одно из наиболее сложных и противоречивых направлений в художественной культуре первых десятилетий XX столетия. Шиле старался противодействовать чувственной фрагментации собственного «я», передавая его множественность. Собственно, об абстрактном экспрессионизме.
«Созидание» действительности внутренней жизнью художника приводит к характерной деформации объективной реальности. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве. Художник создал около сотни собственных изображений.
В графике стремились возродить средневековую традицию гравюры на дереве. Все названные обстоятельства с неизбежностью ставили проблему поисков нового языка. Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания».
ном интеллектуализме. – Только это может быть экспрессионизмом»). Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем.
Именно вот таким образом исследованию данной темы стоит уделить отдельное внимание. Еженедельник стал платформой левого экспрессионизма2.