«буря»). В 1913 г. Кирхнер опубликовал «Хронику художественного объединения «Мост»». Самое известное произведение Е. Замятина – роман-антиутопия «Мы», в котором описано общество жёсткого тоталитарного контроля над личностью (имена и фамилии заменены буквами и номерами, государство контролирует даже интимную жизнь) идейно основанное на тейлоризме (теория управления), сциентизме (идейная позиция, представляющая научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром) и отрицании фантазии, управляемое «избираемым» на безальтернативной основе «Благодетелем». Сочетание красок, уникальный подбор мазка, темы – все это придало его полотнам невероятную притягательную силу. Их творчество было призвано выражать чувства, раскрывая внутреннюю сущность вещей.
Художник столкнулся с немалым количеством трудностей: военной службой в Алжире, серьезными финансовыми проблемами и долгами, болезнью и нищетой. Вот таким образом именно Веберн был признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма. В 1905 году немецкий экспрессионизм оформился в группу «Мост», которая бунтовала против поверхностного правдоподобия импрессионистов, стремясь вернуть немецкому искусству утраченные духовное измерение и разнообразие смыслов. В 1917 он вернулся в Вену.
Шёнберг создал произведения, обличающие ужасы нацистского террора («Ода Наполеону», 1942 «Уцелевший из Варшавы», 1947). Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Во время одной из первых поездок в Париж Маке особенно поразили полотна Мане. Экспрессионизм не был целостным, стройным течением в искусстве. Здесь они выставлялись в галерее «Штурм» (нем. Картины Экспрессионизм.
Экспрессионизм создавал образ фантастического мира, натура заменялась декорациями использовались резкие контрасты света и тени, оптические эффекты. Искусство же левого экспрессионизма по самой сути агитационно: не «многоликая», полнокровная, воплощённая в осязательных образах картина реальности (познание), а заострённое выражение важной для автора идеи, достигаемое путём любых преувеличений и условностей. Один из ярких представителей немецкого экспрессионизма.
В кино экспрессионизм возник и получил наибольшее развитие в 1915-25. Искусство экспрессионизма по определению дисгармонично. Основными темами для них служили театр, кафе и люди города. Она страшная, эта музыка.
Термин «авангард», заимствованный из военно-политической лексики, обозначил ряд школ и направлений в искусстве, которые часто имели диаметрально противоположную идейную основу, но были едины в полемическо-боевой форме подхода к художественному творчеству, выходящему за рамки художественной эстетики. Редакция альманаха «Синий всадник» стала, по сути, новой художественной группой, которая приобрела международный характер, объединив разнонациональных мастеров авангарда. Экспрессионизм (от лат. expressio, «выражение»)— течение в европейском искусстве эпохи модернизма, получившее наибольшее развитие в первые десятилетия XX века, преимущественно в Германии и Австрии. У экспрессионизма есть особая стилистика изображения. Эту деформацию культурных ценностей и отразил экспрессионизм.
Само название этого направления (от лат. – Гюбнер). Границы между персонажами картин и той средой, что их окружала, уничтожались. В переводе с латинского «expressio» означает «выражение». Сюжетами произведений становятся сцены войны с ее ужасами, напуганные пережитым одинокие люди, раненые, калеки, нищие, притоны больших городов.
Кафка и Г. Майринк). Более того изначально термин «экспрессионизм» имел другое значение. Издаваемый Кандинским альманах (а по сути, Синий всадник представлял собой не что иное, как редакторскую группу одноименного альманаха) ставил задачу доказать, что «вопрос формы в искусстве вторичен, первичен – вопрос содержания». Экспрессионизм также развивался в Норвегии руками Эдварда Мунка, в Бельгии – Констана Пермеке, в Голландии – Яна Слёйтерса.
В этот период времени у многих менялось мировоззрение, а новые открытия в науке позволяли взглянуть на окружающий мир другими глазами. От ранних, уже достаточно ярких импрессионистских картин-этюдов перешел к бравурным, цветистым и «фольклорным» по колориту композициям, где суммировались характерные мотивы русского национального модерна с его романтикой средневековых легенд и старинной усадебной культуры (картины Пестрая жизнь, Дамы в кринолинах и другие). Василий Кандинский полагал, что лучше всего оно выражается прямым психофизическим воздействием чистых красочных созвучий и ритмов. К главным организаторам «Моста» относят студентов архитектурного факультета высшей Технической школы в Дрездене Э. Л. Кирхнера, К. Шмидта-Ротлуффа, Ф. Блейля, Э. Хеккеля. Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо образ или душевное переживание (в цикле Веберна «5 пьес для оркестра», 1910, некоторые части длятся менее 1 мин. ), Необходимость единого конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в начале 20-х гг. Шёнберг сочиняет музыку из подполья своей странной, удивительной души.
Экспрессионистам свойственны тяготение к мистике и пессимизм. Персонажи сознательно лишены индивидуализации (часто безымянные «отец», «сын», «девушка» и т. п. ) и выступают рупорами идей язык – напряженно патетичен. Именно под влияние идеи дионисического хаоса чувств, вновь открытого Ницше, немецкие художники и литераторы воплощают в своих работах сильные эмоции и глубокие переживания. Члены «Моста» вместе и жили и работали. В отличие от громко заявившего о себе футуризма, руководимого Маринетти в Италии, сторонников экспрессионизма трудно назвать «слаженным оркестром на марше».
В 1910г. Однако чаще всего этот термин применяют к композиторам новой венской школы во главе с Арнольдом Шёнбергом. Он передавал на экране изменённые состояния человеческого сознания. Развивая основную идею «Калигари», режиссёры-экспрессионисты вскрывают двойственность каждого человека, таящееся в нём бездонное зло и в связи с этим предвидят неизбежность социального апокалипсиса. Книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871 г. ) выделяет древнегреческое искусство. Штейнер, Э. Мендельзон, Х. Пёльциг, Б. Таут и др. ) экспрессионизм во многом продолжал традиции «модерна», пропагандируя применение новых конструкций и материалов, его мастера стремились к созданию органически обусловленных, как бы вырастающих из почвы форм. В театре экспрессионизм утвердил форму т. н. «Stationendrama», где действие развивалось не постепенно, но двигалось толчками от одной сцены к другой. Его живопись станет нежней.
В него вошло четверо художников-экспрессионистов. Шагал Марк – график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Творчество художников-экспрессионистов выражало собой протест против уродства и несовершенства буржуазной цивилизации, действительность в нём отображалась субъективно, фантастически гротескно, преувеличенно эмоционально и намеренно иррационально, что отличало новое направление от импрессионизма, в котором основу художественного образа составлял мир первичных чувственных ощущений. expressio, франц.
Такая идея пришла им в голову, благодаря названием картин («Битва Бувине», «Капетинги повсюду» и др. ) Позднее его картины- «иероглифы» часто уподоблялись старинным гербам. Мировоззренческой основой экспрессионизма стал индивидуалистический протест против уродливого мира, все большее отчуждение человека от мира, чувства бесприютности, крушения, распада тех начал, на которых, казалось, так прочно покоилась европейская культура. В 1912г.
Много путешествовал по Европе и Северной Африке (1903-1907), с 1902 года Василий Кандинский жил в основном в Мюнхене, а в 1908-1909 в селе Марнау (Баварские Альпы). На творчество «мостовцев» огромное влияние оказали и европейская живопись конца XIX — начала XX веков и японская цветная гравюра и, как это ни удивительно искусство этрусков. Матье признан основателем «исторической абстрактной живописи» (еще один очередной перл его величества интерпретации. ) Эта живопись «отличается от обыкновенной исторической живописи тем, что ничего не изображает – ни людей, ни костюмы, ни аксессуары».
Арнольд Шёнберг «Синий автопортрет» (1910)Здесь прежде всего следует говорить о музыке Арнольда Шёнберга. привела их в русло социалистического реализма. Экспрессионистические веяния ощутимы в литературе Бельгии, стран Скандинавии, Венгрии, Хорватии, Румынии, позже – Польши. В качестве модели Шиле часто выступала его сестра Гертруда («Герти»), к которой, как утверждали, он испытывал сильное эмоциональное и отнюдь не только родственное, влечение. Другие великие абстракционисты – Макс Бекманн, Оскар Кокошка, Хаим Сутин и Жорж Руо.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Вот как отзывался о музыке Шёнберга российский музыкальный критик В. Каратыгин: «Достоевский создал «Записки из подполья». Термин «экспрессионизм» впервые употребил в печати в 1911 Х. Вальден – основатель экспрессионистского журнала «Штурм» («Der Sturm»).
Кёльнский собор потрясен до основания». В 1911 году возникла мюнхенская группа «Синий всадник», новое содружество художников-экспрессионистов. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения «Мост» (Э. Так, в центре творчества Ван Гога и Мунка индивидуальный, субъективный опыт человека. Именно там, на рубеже XIX и XX веков зародилось и развилось одно из самых неоднозначных и разнообразных направлений в искусстве, которое позднее получило название «экспрессионизм».
Писатели-экспрессионисты (наряду со многими художниками) группировались вокруг журналов: «Штурм» (1910-32), в целом далёкого от острых политических проблем «Акцион» («Die Aktion», 1911-33) – социально насыщенного, антивоенного, проникнутого гуманистическими и нередко революционными идеями и созвучного ему немецкого журнала «Вайсен блеттер» («Die weiben Blatter», 1913-21), выходившего в Швейцарии. Некоторых вдохновляли барокко и романтизм. В том смысле, в каком мы понимаем этот термин сегодня, – во всяком случае, когда говорим о «немецком экспрессионизме», — он означает широкое культурное движение, зародившееся в Германии и Австрии в начале XX.
Предсмертные сочинения писателя проникнуты депрессией идеей о торжестве иррациональных сил. Литературный язык Андреева также полон экспрессии, символичен. Позже возникла группа «Синий всадник». Именно тут, на рубеже XIX и XX века зарождалось и сопровождалось развитием одно из самых разнообразных и неоднозначных направлений в искусстве – «экспрессионизм». справа). Война, бурный рост промышленности и резкое изменение в благосостоянии людей.
Экспрессионизм (от лат. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. В наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков. В работе этой художественной группы участвовали также танцоры и композиторы.
Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. В своём рассказе «Красный смех» Андреев нарисовал картину ужасов современной войны. Лишь за несколько месяцев до гибели художнику удалось продать только одно свое творение. Немецкие художники, прожившие долгую жизнь, – Макс Бекман, Георг Грос, Отто Дикс, Оскар Кокошка – работали в «экспрессионистской» манере лишь малый период творчества.
В наиболее общем виде термин «экспрессионизм» относится к произведениям, в которых художественными способами выражены сильные эмоции и само это выражение эмоций, общение посредством эмоций становится основной целью создания произведения. Массовая гибель людей во время Первой мировой войны привела к пацифистским тенденциям в экспрессионизме (Курт Хиллер, Альберт Эренштейн). Принцип свободной атональности, утвердившийся в музыке Шёнберга в 1910-е годы, в начале 1920-х сменяется додекафонией. expression – выражение) указывает на приоритет внутреннего «Я», раскрываемого с предельной экспрессией.
Всего их в короткой жизни Маке было 78. В программе «Моста» было много общего с французским фовизмом. Однако известность пришла к мастеру уже посмертно. В основе последующих «импрессий», «импровизаций» и «композиций» художника (так сам Кандинский различал циклы своих работ) лежит образ прекрасного горного пейзажа, как бы тающего в облаках, в космическом небытии, по мере мысленного воспарения созерцающего автора-зрителя. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество – «мост» в искусство будущего. Очевидным является также влияние на Маке Тулуз-Лотрека. Коллизия развёртывалась обычно в условно исторической или фантастической обстановке и часто обнажалась до схемы. В этом смысле можно говорить об экспрессионизме (предельной эмоциональности, экзальтированности) творчества таких «старых мастеров», как Грюневальд и Эль Греко (на илл.
Экспрессионизм официально заявил о себе в 1905 году. Картина Танец поражает своей простотой и динамизмом. Нельзя не согласиться с Готфридом Бенном, утверждавшим, что экспрессионизм «пронес свое знамя над Бастилией, Кремлем и Голгофой, только на Олимп он не вступил, как и ни на какую иную классическую землю». Трагическое мировосприятие, порожденное дегуманизацией общества и крушением традиционных гуманистических ценностей, оказалось близким русскому человеку. Как экспрессионизм отдельные музыковеды описывают поздние симфонии Малера, ранние вещи Бартока и некоторые работы Рихарда Штраусса.
Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога и страх. Но она страшная. В 1909г было основано «Новое объединение художников Мюнхена» с В. Кандинским в роли президента. Принцип выражения преобладает над изображением. Этот фильм был фактически началом создания фильмов ужасов. Шедеврами экспрессионизма считаются фильмы «Кабинет доктора Калигари» режиссёра Роберта Вине (1920), «Голем» режиссёров К. Бёзе и П. Вегенера (1920), «Усталая Смерть» режиссёра Фрица Ланга (1921), «Носферату. Аполлоническое начало являет собой порядок, гармонию, спокойный артистизм и порождает пластические искусства (архитектура, скульптура, танец, поэзия), дионисическое начало – это опьянение, забвение, хаос, экстатическое растворение идентичности в массе, рождающее непластическое искусство (прежде всего музыка).
В деформации предмета виделся способ повышенной выразительности. В этом была их схожесть с фовистами. – Только это может быть экспрессионизмом»). Э. Мунк «Крик» (1893). Его альбом эскизов пополнился рисунками из жизни города на Сене.
Мир таинственных и страшных «ночных настроений» воплощён композитором в мелодраме «Лунный Пьеро» (1912). Приблизительно до 1912 г. он использовался в Европе, в основном во Франции, применительно к прогрессивному искусству, явно не относящемуся к импрессионизму и даже «антиимпресcионистскому». На следующий год группу пополнили Эмиль Нольде, на тот момент уже известный акварелист, Макс Пехштейн, а также «интернациональное» подкрепление – фовист голландец Кес ван Донген, большую часть жизни проживший во Франции.
Европейская политическая жизнь потерпела сильные потрясения. Bracke). Все же слово «экспрессионизм» широко распространилось в Германии и Австрии. В Германии в 1905 немецкие художники организовали группу «Мост». Заново открывались художественные достоинства экзотического искусства Африки, Дальнего Востока, Океании.
Художник прославился своей экстравагантностью, отрезав себе мочку уха. Поколение, травмированное бойней мировой войны (на которой погибли такие крупные мастера, как Август Маке и Франц Марк), воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх. Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917).
Считается, что экспрессионизм зародился в Германии и важную роль в его становлении сыграл немецкий философ Фридрих Ницше, привлекший внимание к незаслуженно забытым ранее течениям в античном искусстве. Творческое объединение, которое они создали, отчасти напоминало средневековую цеховую коммуну – члены «Моста» вместе работали и жили. Такие сравнения могут быть очень изящны, но мало что уясняют по существу. В архитектуре (Р.
Первым таким объединением стал образованный в 1905 году «Мост», в который вошло 4 художников-экспрессионистов. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Это первое художественное течение, в полной мере проявившее себя в кинематографе. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта.
Позднее Маке учился у Ловиса Коринта. Хотя его стиль был близок к сюрреалистическому. Эволюция отд. Конец XIX века оказался удивительно богат на различные события в искусстве. Эмиль Нольде в автобиографии «Годы борьбы» писал: «Знатоки интеллектуального искусства называют меня экспрессионистом. Поверхность холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе.
Возникла в 1905 году. А с Карлом Шмидт-Ротлуфом её связывала дружба, продолжавшаяся всю жизнь. мастеров (например, Бехера, Ф. Вольфа, Р. Леонгарда) уже в конце 20-х гг.
Первое такое объединение было образованно в 1905 году и имело название «Мост». До XXв художники не стремились специально работать в такой манере.
Энсор, швейцарец Ф. Ходлер и другие мастера, в разной степени близкие к символизму. Джексон Поллок стал символом радикализма и новаторства молодого поколения американских художников-нонконформистов. Напряженная обстановка того периода повлияла и на художников. Ведь события в Европе не предвещали ничего хорошего.
Собственно, об абстрактном экспрессионизме. «Осенний пейзаж», «Пристань в Гурзуфе», «Лунная ночь» – картины, от которых невозможно оторваться. Более страшной музыки не сочинял ещё доныне ни один композитор на свете». И позже Матисс останется верен теме счастья жизни.
Аналогичные периоды (атональный и додекафонный) проходят в своей творческой эволюции Берг и Веберн. Возникло как отклик на острейший социальный кризис 1-й четверти 20 в. (включая 1-ю мировую войну и последовавшие революционные потрясения), стало выражением протеста против уродств современной буржуазной цивилизации. Вайоминг). Италия того времени представляла собой памятник своему былому величию.
Принцип выражения преобладает над изображением12. Предшественниками экспрессионизма была арт-группа «Мост». Картины Маке в этот период выполнены небольшим количеством тёмных тонов.
Более того, Томас Манн в 1922 году писал: «Действительно, то, что мы называем экспрессионизмом, это только поздняя и сильно пропитанная русским апокалиптическим образом мысли форма сентиментального идеализма». Его опера «Воццек» (1921), замысел которой созрел в годы 1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным, осуждением насилия и сытого самодовольства «власть имущих». В 1906 г. к ним присоединились Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие художники. Хотя объединение появилось тотчас же за выступлением парижских фовистов в Осеннем салоне, представители «Моста» утверждали, что действовали самостоятельно. В поддержку новых направлений выступали такие деятели культуры, как Пауль и Бруно Касьрер, Герман Бар, основатель галереи и одноименного журнала «Штурм» Герварт Вальден, директор Национальной галереи в Берлине Гуго фон Чуди и доктор искусствоведения Роза Шапире.
Вскоре В. Кандинский и Франц Марк основали альманах Синий всадник. В экспрессионизме было много противоречий. Термин «экспрессионизм» так эластичен, что позволяет объединить стать несхожих художников, как Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее, Эгон Шиле и Василии Кандинский. За время существования группы состоялось девять выставок по всей Германии.
В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. И уже абсолютно непригодны напоминающие «армянские загадки» отрицательные определения, типа: экспрессионизм это не импрессионизм, а наоборот. В предвоенные годы к «Мосту» примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, Отто Мюллер. Самое полное в мире собрание произведений Эгона Шиле (250 живописных и графических работ) находится в Музее Леопольда в Вене. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладавший в экспрессионизме над миром первичных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме), обусловил тяготение к иррациональности, обостренной эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко – к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной (или городской) пейзажной средой.
Она базировалась в Мюнхене с 1911 по 1914 года. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910). Созданное ими творческое объединение частично напоминало средневековую цеховую коммуну. В 1906 году к этому объединение присоединились новые художники.
Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Представители контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетённость). Но уже в раннем периоде его творчества проявились основные мотивы: крайний скептицизм, неверие в человеческий разум («Стена», «Жизнь Василия Фивейского»). Как и фовисты, экспрессионисты из «Моста» хотели строить свои композиции на чистой краске и форме, отрицая стилизацию и всякий символизм.
Быть импрессионистом практически означает быть французом, но вопреки этому устоявшемуся мнению, среди известных живописцев данного направления живописи хорошо известно имя русского художника, произведения которого являют собой основы этого искусства. В конце 1930-х годов на живопись Поллока оказали сильное влияние экспрессионизм и творчество мексиканских художников Хосе Клементе Ороско и Давида Альфаро Сикейроса. В 1905г немецкий экспрессионизм усилиями художников Эрнста Людвига Кирхнера, Макса Пехштейна, Эмиля Нольде и Карла Шмидт-Ротлуфа оформился в Дрездене в группу «Мост», название которой символизировало связь современности с тем, что художники считали экспрессионистическим в искусстве прошлого. В разные времена понятие «экспрессионизм» трактовалось неодинаково.
Россия, по словам Ф. Гюбнера, привила экспрессионизму «недостающую силу – мистицизм вольной веры» Толстого и Достоевского. Образ персонажа создавался на основе какой-либо одной черты («функции»), превращаясь в маску. Именно протест против старой культуры зародил футуризм.
Жак-Эмиль Бланш «Портрет Игоря Стравинского» (1915)К экспрессионистской манере была близка музыка Эрнста Кшенека, Пауля Хиндемита, Бела Бартока, Игоря Стравинского. В 1920-1925 гг. Группа стремилась достичь равноправия всех форм искусства. Все остальное – хаос, сплетение случайностей.
К революции писатель сначала отнёсся с симпатией, но после реакции 1907 г. отказался от всяких революционных взглядов, считая, что бунт масс может привести лишь к большим жертвам и большим страданиям («Рассказ о семи повешенных»). Несмотря на это, представители экспрессионизма, сплотившиеся вокруг «Синего всадника», заметно повлияли на развитие европейского искусства. Второй Марокканский кризис (1911г) и Балканские войны (1912-1913гг. ) усилили чувство присутствия при «окончании мира» (Георг Гейм).
Заставить людей по-настоящему сопереживать – это не простая задача. Однако было бы неверно думать, что экспрессионизм лишь направление искусства.
Поверхность их холстов кажется обработанной грубой кистью без всякой заботы об изяществе. 91 х 73, 5 см. Наиболее известные фильмы: «Кабинет доктора Калигари» (1919, режиссер Р. Вине), «Носферату» (1922, режиссер Ф. В. Мурнау), «Паганини» (1923, режиссеры Х. Гольдберг и К. Фейдт), «Кабинет восковых фигур» (1925, режиссер П. Лени). Экспрессионизм появился в Европе во время модернизма и пришёл на смену импрессионизму.
Вот таким образом в их произведениях выражение преобладает над изображением. Если оттолкнуться от характеристики экспрессионизма как художественного метода, то понятие «экспрессионизм» можно толковать гораздо шире: это художественное выражение сильных эмоций, причём само это выражение эмоций становится основной целью создания произведения. Считается, что экспрессионизм оказал большое влияние на развитие визуальных искусств, а в музыке его влияние стало революционным благодаря появлению таких элементов, как диссонанс и атональность, в произведениях композиторов (прежде всего венских) – от Густава Малера до Альбана Берга и Арнольда Шёнберга. Драматургия картин маслом и акварелью строится за счет свободной игры цветовых пятен, точек, линий, отдельных символов.
Название объединения предложил Хеккель, а бесспорным его идеологом стал Кирхнер. Каждая из них призвана была прежде всего выразить одну и ту же, важнейшую для автора идею (форма, воспринятая экспрессионизмом от Ф. Ведекинда и Стриндберга). Говоря о русском экспрессионизме, нельзя не упомянуть Василия Васильевича Кандинского. С приходом к власти нацистов в 1933г, экспрессионизм был объявлен «дегенеративным искусством», а его представители потеряли возможность выставлять свои работы и публиковаться. Более созерцательны по образному строю произведения представителей общества – «Синий всадник» (В. Практически до начала Первой мировой войны понятие «экспрессионизм» включало такие неоднородные течения в искусстве, как фовизм, футуризм и кубизм. Первые произведения Леонида Андреева проникнуты критическим анализом современного мира («Баргамот и Гараська», «Город»).
Отныне в умах людей всё терпело крах — и творчество несло на себе отпечаток пессимизма. Мы не французы, мы немцы. В духе экспрессионизма само углубленное заглядывание в человеческую душу, в которой не находится ничего светлого наконец, мрачное учение о бессознательном.
Для живописи художников группы «Мост» характерна деформация натуры, насыщенность цвета и тяжёлые массы краски на полотне. этим термином обозначились работы художников не только из Германии, но и из других стран. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами.
С 1907 каждая такая выставка функционировала как передвижная. Они обменивались не только письмами, но также статьями и картинами. Деятельность «Моста» оказала большое значение для развития экспрессионизма в изобразительном искусстве.
Экспрессионизм оставил след в искусстве новым качеством обострённой образности. Пытаясь обойти это иные прибегают к фигуральным сравнениям (Т. В это время в Дрездене студенты архитектурного факультета Высшего технического училища образовали творческое объединение «Мост». Принцип выражения преобладает над изображением.
В 1912 г. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологами которой были Василий Кандинский и Франц Марк. Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Не осталась в стороне и Германия. Влияния театрального экспрессионизма проявились за пределами Германии и Австрии, в том числе и в СССР (художеств, практика ТРАМов, некоторые постановки Е. Б. Вахтангова, К. А. Марджанова, В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова и др. ). Первый выпуск альманаха «Синий всадник» был посвящён тогдашнему директору Национальной галереи Гуго фон Чуди.
Родился в Витебске 24 июня. Но по сравнению с небольшими группами художников, таких как фовисты и кубисты во Франции, экспрессионисты различных «оттенков» так широко представлены в искусстве, что ту эпоху в истории культуры Германии часто называют «поколением экспрессионистов». Любопытно, что с 1911 года Шёнберг состоял в переписке с В. Кандинским— идеологом экспрессионистской группы «Синий всадник». Развитие научно-технического прогресса ускорило смену восприятия человечеством ценностей цивилизации. Двух мастеров сближало понимание того, что искусство проистекает из «объективной необходимости», которая не может быть объяснена словами. Это живопись, кино, литература, музыка, театр.
Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны на различного рода повторениях т. н. серии, что является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных образцов экспрессионизма – монодрама Шёнберга «Ожидание» (1909) в ней господствует состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и ужаса. Она вызвала резкое несогласие остальных «мостовцев», посчитавших, что автор слишком завысил оценку собственной роли в деятельности группы. Очень распространены мотивы боли и крика. В 1919 г. вышла знаменитая антология «Сумерки человечества», в которой были собраны лучшие произведения этого направления. Новый стиль в европейской лирике очень быстро распространился на другие роды литературы: драматургию (Б. в Мюнхене оформилась группа «Синий всадник» идеологом которой выступал Василий Кандинский.
«пражской школы», которых при всей индивидуальности объединяет интерес к ситуациям абсурдной клаустрофобии, фантастическим сновидениям, галлюцинациям. Кандинский Василий – русский и немецкий художник, теоретик искусства и поэт, один из лидеров авангарда первой половины 20 века вошел в число основоположников абстрактного искусства. В творчестве Шёнберга и др. Её участники разработали свой «групповой стиль», при котором картины по их сюжетам и способу написания были так схожи, что не всегда сразу удавалось различить, кто является автором. Особенно выразительны были декоративные очертания тел в его многочисленных «ню».
Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков». О. Мюллер «Влюблённые»Главной целью их творчества должно было стать не отображение внешнего мира, который казался лишь безжизненной оболочкой истины, а ту «действительную Действительность», что нельзя увидеть, но которую может ощутить художник. Апокалиптические катастрофы начала XXв: землетрясение в итальянской Мессине в 1908г, появление кометы Галея в 1911г и крушение «Титаника» в 1912г вызвали смутное ожидание конца. Между тем для каждого из этих художников участие в группе «Мост» оказалось важной вехой творческой биографии.
Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914-1918). Картон, масло, темпера, пастель. В книге «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) Ницше излагает свою теорию дуализма, постоянной борьбы между двумя типами эстетического переживания, двумя началами в древнегреческом искусстве, которые он называет аполлоническим и дионисическим.
Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения». Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма – его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. По мере развития этого направления становится очевидно, что оно не является художественным «стилем». В начале XX в. в этом стиле создавали свои произведения и русские авторы: повесть «Красный смех», рассказ «Стена» Л. Андреева, ранние поэмы и стихотворения В. В. Маяковского. Л. Предложенное Шмидт-Ротлуффом название «Мост» выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений и символически намекает, что творчество художников, входящих в группу, служит мостом в искусство будущего. Конец XIX века выявился фантастически богатым на различные события в искусстве.
Б. Кустодиев «Портрет Е. Замятина» (1923)Тенденции экспрессионизма проявились и в творчестве Евгения Замятина. в немецком кинематографе и театре также господствовал экспрессионизм. Началом киноэкспрессионизма стал фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920), ставший известным не только в Германии, но и за её пределами. Экспрессионизм (от фр. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
Это группы экспрессионистов, сформировавшиеся до Первой мировой войны. Наряду с живописью и скульптурой – чаще всего «яростно» -эмоциональными по манере, тяготеющими к острым цветовым контрастам или резким пространств, смещениям, – важное (если не центральное) значение обрела станковая и книжная графика экспрессионизма, достигшая значительных результатов благодаря смелым сочетаниям гротеска и гиперболы, предельно концентрированным контрастам света и тени. Экспрессионизм получил распространение в художественной культуре Бельгии (многие мастера латемской школы, отчасти Ф. Мазерель), стран Скандинавии, Восточной Европы и обнаружил значительную близость французскому фовизму. Ими стали Эмиль Нольде, Макс Пехштейн, фовист Кес ван Донген и другие. Для экспрессионистов превыше всего субъективность творческого акта. В 1904 г. появился его первый альбом эскизов. к выработке оригинальной системы композиции, получившей название додекафонии. Они противопоставляли засилью вещей и подавленности личности социальным механизмом пафос «первозданно» свободного восприятия мира их творческие искания, устремленные к обострённому самовыражению («экспрессии»), к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. Национальная галерея (Осло)Возможное прочтение картины: человек агонизирует по поводу раздающегося отовсюду, как выразился сам художник, «крика природы». Банальность, уродливость и противоречия современной жизни порождали у экспрессионистов чувства раздражения, отвращения, тревоги, которые они передавали при помощи искорёженных линий, быстрых и грубых мазков, кричащего колорита. В музыке экспрессионизм сформировался в 1-м десятилетии 20 в. ряд его элементов проявился в последних произведениях Г. Малера («Песнь о земле», 1908 9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх.
Шиле создает свой собственный стиль, сосредоточиваясь почти исключительно на контуре. Мне такое ограничение не нравится». Художники воспринимали творчество как способ выражения эмоций. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма.
Это неудивительно: ему свойственны протест против академизма и ярый индивидуализм. В немецком литературоведении выделяется понятие «экпрессионистского десятилетия» c 1914 по 1924 годы, когда в Германии работали Альфред Дёблин, Готфрид Бенн, Франц Верфель, Иван Голль, Август Штрамм, Альберт Эренштейн, Карл Эйнштейн, Отто Флаке и др. Это творческое объединение представителей экспрессионизма в начале XX в. в Германии. Наиболее яркими работами Эгона Шиле являются: «Сидящая женщина», 1917 «Молодая мать», 1914 «Любовь», 1917 «Автопортрет», 1912 «Семья», 1918 и др.
Брехт и С. Беккет), прозу (Ф. Необычайная нервность каждого мазка его картин вызывала сильные эмоции у зрителя и созерцание их всегда весьма сложно, а иногда даже мучительно. Тем не менее, эти два начала неотделимы друг от друга, всегда действуют вместе.
Творчество наиболее ярких представителей направления разнородно. ДЖЕКСОН ПОЛЛОК (1912-1956)Джексон Поллок – американский художник, один из наиболее известных представителей абстрактного экспрессионизма 1950-х годов. Об Эгоне Шиле написано множество монографий, статей и даже два романа («Высокомерие» Джоаны Скотт и «Порнограф из Вены» Люиса Крофтса), а в 1981 году о нем снят художественный фильм «Эгон Шиле – Жизнь как эксцесс» (совместное производство ФРГ, Франции и Австрии). Умер Поллок 11 августа 1956. И в таком понимании экспрессионизм не ограничивается рамками времени – он существовал всегда. В. Кандинский ушёл из группы и вскоре с Францем Марком организовал редакцию альманаха «Синий всадник». В нее вошли художники Карл Шмидт-Ротлуфф, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Пехштейн, Эмиль Нольде. Социально-критический пафос отличает многие произведения экспрессионизма от искусства авангардистских течений, развивавшихся параллельно с ним или сразу после него (кубизма, сюрреализма).
«Восход солнца», «Мост в Европу», «Впечатление» – это лишь малая толика уникальных произведений автора, поражающих своей насыщенностью и полнотой жизненности. Картины этих художников отличает и необычность палитры и вольное деформирование натуры. Историки все еще спорят о сути экспрессионизма. Было время увлечения спиритуализмом и религией («Иуда Искариот»).
К концу жизни Матисс был признан одним из самых замечательных художников XX века. Имя Ван Гога известно даже тем, кто абсолютно далек от мира живописи. Наибольшее развитие получил в начале XX века.
Если Шёнбергу присущ наиболее последовательный эстетический радикализм в выражении экспрессионистской позиции, то в музыке Берга явно ощутимы малеровские традиции, мотивы «социального сострадания». Взгляните на картину Эль Греко «Вид Толедо», написанную в XVII в. Господствующим литературным течением экспрессионизм стал в немецкоязычных странах: Германии и Австрии (Франц Кафка, Густав Майринк, Лео Перуц, Альфред Кубин, Пауль Адлер). Так несколько «затушевывалось» былое внимание к французским художником (например, к Матиссу), подчеркивалось «северное» направление развития «экспрессионизма». А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться.
Экспрессионисты также отреклись от светотени, передачи пространства. Широко использовалась контрастность различных красок, чтобы увеличить их «свечение», усиливающее воздействие на зрителя. Третий источник имеет мало общего с визуальным искусством — это философия Фридриха Ницше. Первая из них – «Мост» (Die Brucke), появилась в Дрездене в 1905 году. Авторство термина «экспрессионизм» приписывается чешскому историку искусства Антонину Матешеку, который в 1910г ввёл его в противоположность термину «импрессионизм».
Наиболее заметны его традиции в современной немецкой поэзии, в прозе Г. Грасса и В. Борхерта (ФРГ), в драматургии П. Хакса (ГДР), П. Вайса (ФРГ) и Борхерта, М. Фриша и Ф. Дюрренматта (Швейцария). В изобразительных искусствах среди предшественников экспрессионизма художники: француз П. Гоген, голландец В. Ван Гог, норвежец Э. Мунк, бельгиец Дж. Только спустя время это творчество получило четкое определение. В результате объединение официально прекратило существование. Особенностью художников «Моста» является их сознательно упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными формами деформированными телами светящимися красками, нанесёнными широкой кистью плоскими мазками и часто обведёнными жёсткой линией контура.
Постепенно художники осознавали политическую опасность характерной для экспрессионизма «устремленности вглубь» и пытались исследовать возможности более активного его отклика на социально-политические проблемы. Автор показывает другую Грецию – опьяненную мифологией, трагическую – дионисическую Грецию и в этом он видит ее схожесть с современной ему Европой. Итак, в центре художественной вселенной экспрессионизма – истерзанное бездушием современного мира, его контрастами живого и мёртвого, духа и плоти, «цивилизации» и «природы», материального и духовного сердце человека.
Очень распространены мотивы боли и крика. Конец ей положил приход к власти нацистов в 1933 г. Но отзвуки ее наиболее яркого периода (1910-1920) слышны в искусстве и сегодня. (Готфрид Бенн, Франц Верфель, Альберт Эренштейн и др. ). Дело в том, что сначала под словом «экспрессионизм» понималась любая альтернатива импрессионизму. Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается.
Мы внутри, а не снаружи». Они заявили: «Мы абсолютно новые, мы другие. Формулировки такого рода у некоторых теоретиков экспрессионизма именно тем и грешат («экспрессионизм – это норма постижения». Русский художник стал основателем нескольких художественных объединений: Фаланга (1901 – 1904 гг. ), Новое мюнхенское художественное объединение (1909 – 1911 гг. ) и самое известное – Синий всадник. е. современность) с искусством прошлого и тем ярким и выразительным, что в нем уже было. Л. Кирхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф к ним примыкал Э. Нольде).
Во время этого краткого по времени обучения появилось 15 альбомов эскизов Маке. Однако в большей степени он связан с творчеством композиторов т. н. новой венской школы – А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна. Отсюда и его тяготение к иррациональности, подчёркнутой эмоциональности и гротеску. Эта идея была обоснована теоретически Кандинским. Художественным следствием этого тезиса явилось уравнивание в правах внутреннего и внешнего: потрясённость героя, «ландшафт души» представлялись как потрясения и преобразования действительности.
Она неотразимо влечёт к себе, своевольная, глубокая, мистическая. Его книга «Рождение трагедии или Эллинство и пессимизм» (1871) обращает внимание на древнегреческое искусство и в ней Ницше пытается по-новому его осмыслить. Постепенно члены «Моста» перебирались в Берлин, ставший центром художественной жизни Германии.
Интерес к живописи проявился у Августа Маке ещё в родительском доме. Несмотря на то, что данный термин широко используется в качестве справочного, в реальности не существовало никакого определенного художественного движения, называющего себя «экспрессионизмом». На немецком языке писали также авторы т. н. Этому течению в искусстве Герварт Вальден, берлинский владелец художественной галереи и пропагандист авангардного искусства, в 1911 г. даёт название «экспрессионизм», которое объединяло вначале в том числе и кубизм и футуризм. Немецкие экспрессионисты считали своими предшественниками постимпрессионистов. Экспрессионист отрицает мгновенное впечатление и строит более сложные психические структуры. Понятие «экспрессионизм» обозначает направления живописи конца 19 — начала 20 века, школы эмотивного или интерпретационного искусства, которые возникли в основном в Германии и, позже, во Франции.
Пытаясь разработать упрощённый эстетический словарь с краткими, сокращёнными до самого существенного формами, члены «Моста» обращались к творчеству Грюневальда и Альтдорфера, а также к искусству народов Африки. Экспрессионизм (от лат. Её активную поддержку нового течения, начиная с публикации многочисленных статей об экспрессионизме, трудно переоценить.
Очень распространены мотивы боли и крика. Экспрессионизм в живописи – это возможность продемонстрировать через свои эмоции отношение к чему-либо. Картины экспрессионизма – нарочито плоские, ведь таким образом они надеялись сконцентрироваться на передаче эмоций, а не сюжетов. В широком смысле экспрессионистическим можно назвать искусство (вне зависимости от времени его создания), которое ставит перед собой задачу не столько воспроизведения действительности, сколько выражения порождаемых этой действительностью в авторе эмоциональных переживаний— при помощи различных смещений, преувеличений и упрощений. В ней Ницше старается по-новому его осмыслить.
Отличительной чертой немецкого экспрессионизма является его националистическая заряжённость: молодые немецкие художники отвергли идею линейного стилевого исторического развития от «французского импрессионизма» к экспрессионизму. Для него характерны мрачные мистические сюжеты, пронизанные ощущением фатальной обречённости человека, враждебности мира, противостоящего всему живому. Р. Штрауса («Саломея», 1905 «Электра», 1908). Экспрессионизм в искусстве – направление, возникшее в XX веке в Европе. Мы глубокие и острые, не поверхностные и сверкающие.
Большое внимание уделялось непривычному освещению сцены, абстрактным декорациям (где преобладали косые, наклонные плоскости), символическим аксессуарам. В начале прошлого века мир застыл в ожидании мировой катастрофы (началась Первая мировая война).
В экспрессионизме выделяют два периода: до первой мировой войны и после. Но нужно отдать должное и патриотизму немецкого импрессионизма (Макс Либерман, Ловис Коринт, Макс Слевогт): он развивался в полемике с французами. Они оказали серьёзное влияние на формирование такого течения, как абстрактный экспрессионизм. Так, на знаменитой выставке Зондербунд в Кёльне в 1912г. Общим для всех было внимание к реальной жизни в плане философских основ. В само название они старались заложить особый смысл: группа должна была как бы стать «мостом», соединяющим экспрессионизм (т.
У ряда художников благодаря росту антивоенных настроений и влиянию массового революционного движения экспрессионизм получил антивоенную и антиимпериалистическую окраску (Барлах, Ж. Грос, О. Дикс, Л. Мейднер, О. Нагель и др. ). Насчёт отнесения «Синего всадника» к экспрессионизму среди специалистов нет единого мнения. Анри Матисс – самый известный среди художников-фовистов. Симфония ужаса» немецкого кинорежиссёра Фридриха Вильгельма Мурнау (1922), «Кабинет восковых фигур» режиссёра П. Лени (1924), «Последний человек» режиссёра В. Мурнау (1924). В его составе были Ф. Марк, В. Кандинский, А. Макке, П. Клее, Л. Фейнингер.
Под влиянием идей Ницше немецкие (а вслед за ними и другие) художники и литераторы обращаются к хаосу чувств, к тому, что Ницше называет дионисическим началом. Родился 28 января 1912 в городке Коуди (шт. В него вошли художники Э. Кирхнер, Э. Нольде, М. Пихштейн, П. Клее. Понятие «экспрессионизм» предполагает более широкий смысл: им обозначают тенденцию, периодически возникающую в изобразительном искусстве, литературе и кино, которая выражает болезненное мироощущение, присущее разным историческим периодам.
В 1911г внутренние разногласия раскололи группу. В русской литературе тенденции экспрессионизма проявились в творчестве Л. Андреева. Германия также не осталась в стороне. Паула Модезон-Беккер и Рихард Герстль ушли из жизни до того, как термин «экспрессионизм» стал общеупотребительным.