Картина Эдгара Дега Эдуард Мане: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. По возвращении во Францию, Э. Мане победил неприязнь отца к занятию искусством. «Завтрак на траве» хорош своим вызовом, но привлекателен Мане множеством других своих работ – прозрачными, тонкими, полными дымки. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Эти слова оказались пророческими – Париж еще долго кипел от негодования.
Перед безвременной кончиной маэстро создал свое последнее полотно – «Бар в «Фоли-Бержер». Весь Париж стоял на голове. М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
Именно он познакомил Сезанна с Мане. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
Быть может, занятия гимнастикой, к которой он проявлял исключительные способности, навели его на мысль поступить в морскую школу. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872). Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). «Ну и раздразнил же ты их, приятель» – Клод Моне похлопал по плечу своего приятеля Эдгара Моне – «твой «Завтрак на траве» они запомнят надолго. ». Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Да это попахивает порнографией. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане».
Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Он усадил на своей картине голую женщину между двумя полностью одетыми джентльменами. Затем она выставляла свои работы каждый год. Удивительная, полная взлетов и падений, жизнь чувствуется на репродукции Эдуарда Мане. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре.
Творческий поиск французского живописца шел своим, уникальным путем. Он проучился у Кутюра шесть лет, пройдя весь курс обучения, но все это время его отношения с учителем оставляли желать лучшего. Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. От картин Мане веет любовью к жизни.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. Ему покровительствовал директор коллежа м-сье Дефоконпре – переводчик Вальтера Скотта, лично связанный с семьей Мане и особенно с полковником Фурнье. В эти годы Мане наконец получает признание своего таланта — даже со стороны тех, кто всю жизнь с ним боролся. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Юношу влекла скандальная слава. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.
За все те трудности, которые художник преодолевал в течении всей жизни, не теряя стойкости убеждений, его справедливо называют отцом импрессионизма. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане – это чаще всего люди, более четко прописанные линии, более яркие краски. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Обнаженная при этом смотрела на зрителя с такой обескураживающей беспечностью, что критики почти лишались чувств при виде подобной непристойности.
Скандал был полным. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. В 1839 году Мане был отдан на обучение в пансион аббата Пуалу, затем по причине совершенного равнодушия к учёбе, был переведён отцом на полный пансион в колледж Роллена, где и обучался в период с 1844 по 1848 год, также не проявляя никаких успехов. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Мане добивается известности, хотя и скандальной.
Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Прямо там художник начинал работу над своим творением.
(Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Осуществившая дерзкий вызов общественной морали, картина поддается запрету в показе официальным салоном. Новый взгляд на искусство это далеко не все достоинства картины Эдуарда Мане. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Она стала его студенткой, моделью и другом.
Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка» изображающей античную оргию. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Просто современная голая женщина, не понятно что делающая в компании двух одетых мужиков. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте. Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане.
Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Да, теперь было слишком поздно. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Он пытается копировать их полотна иногда даже очень произвольно, так сказать – на свой лад. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона.
Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. В последний апрельский день 1883-го не стало Эдуарда Мане, картины же его – бессмертны.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Нельзя сказать, что на этом пути, картины Эдуарда Мане не находили своих почитателей. Это «одиночество в толпе» мастеру удалось передать просто гениально.
Да еще эта мерзавка так нагло смотрит публике прямо в глаза. Ну еще бы. Это пара в лодке, гулящие леди и джентльмены, красивые женщины, рыжие бородатые мужчины. Там, он подружился с Антоненом Прустом. До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Достаточно беглого взгляда на картину Мане, чтобы это понять. Место действия картины – бар, находящийся на первом этаже популярного столичного варьете. Ни капли аллегории, никаких мифических подоплёк. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ).
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель.
Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879).
В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника. Но не стоило бы и говорить о Мане, будь он автором единственно этой работы. Почему утонченных французов не смущала нагота на картинах художников Возрождения и почему они так завелись именно из-за «Завтрака».
Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. – не унимались критики. Благодаря дядюшке Эдмунду, регулярно водившего мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Оно стало экспонатом еще одного Парижского салона (1882-го года).
Тень фигуры не соответствует её положению. Черты лица Б. Моризо хорошо известны знатокам и исследователям современного искусства, так как ее часто изображал на своих картинах Э. Мане. Шардена,, П. -П. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ.
Юношу привлекла эта скандальная слава. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом. На этот раз отец, оценив многочисленные рисунки, привезённые из путешествия, уже не сомневался в художественном призвании сына и посоветовал ему поступать в парижскую Школу изящных искусств. Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881).
Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане.
Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ). Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой.
Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных». Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Мане было скучно в мастерской Кутюра.
Несмотря на огромное желание Мане стать живописцем, его отец, прочивший сыну карьеру юриста, горячо выступал против его художественного образования. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Они в прямом смысле этого слова – ПОЗИТИВНЫ. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника. Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865.
Композиция группы восходит к гравюре М. Раймонди по картону Рафаэля, но трактовка образов получила более живой и конкретный характер, а неприкрытая мифологическим сюжетом нагота модели вызвала бурное негодование публики и прессы. Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода.
Моне – это в большей степени пейзажи, не резкая дымка, особое «настроение ветра». Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56). В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж).
Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ). В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.