На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. Затем она выставляла свои работы каждый год.
Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных». Путешествие побудило в Мане жажду творчества и, когда 13 июня 1849 года, он сходил по трапу на французский берег, его дорожный чемодан был набит рисунками. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант.
В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером.
Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной.
Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Там, он подружился с Антоненом Прустом. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху.
Тень фигуры не соответствует её положению. В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне).
Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste.
У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Юношу привлекла эта скандальная слава. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Родители Мане хотели сделать из своего сына юриста, но тот наотрез отказался от этой карьеры и ушёл в морскую школу.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856). Именно он познакомил Сезанна с Мане. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника.
В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Вопреки суждениям критиков об импрессионистах как о художниках, живописующих лишь светлую сторону мира, он не уходил от проблем и событий своего времени.
Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. 1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав.
Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж).
Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». Она стала его студенткой, моделью и другом.
Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Скандал был полным. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена.
Весь Париж стоял на голове. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет. Помимо регулярного посещения Лувра он часто путешествовал по музеям Италии, Германии, Австрии, Голландии, Испании, после посещения которых, как любой начинающий художник, копировал работы великих мастеров – Тициана, Веласкеса и Рембрандта.
Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины.
Черты лица Б. Моризо хорошо известны знатокам и исследователям современного искусства, так как ее часто изображал на своих картинах Э. Мане. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие.
Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Сам же художник, вполне разделяя судьбу своих соотечественников, вместе со многими коллегами по цеху вступает в армию и участвует в защите Парижа. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса».
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.