«сельский КОНЦЕРТ» – картина венецианского художника Джорджоне да Кастельфранко, признанный шедевр мирового искусства. В творчестве Джорджоне последних лет жизни, в таких картинах, как Гроза и Сельский концерт, появляется особый тип пейзажа – пейзаж настроения.
Расположенная в правой части картины фигура пастуха со стадом служит одновременно и намёком на античные пасторали (дары лесным нимфам первыми приносили пастухи) и знаком физического мира. Все полотно пронизано солнцем и музыкой, особый, поэтический, прекрасный мир. В руках у него лютня, по струнам которой он вот-вот ударит. Над миром царило тогда настроение, напоминающее эпоху Ватто. Человек в ярко-алой одежде тихо перебирает струны лютни, рядом с ним — фигура пастуха и женщины, на мгновение прекратившей игру на свирели. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза».
И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый угол группу философов.
Подобно тому как в эпоху Лоренцо Великолепного более всего читалась пастушеская драма Полициано «Орфей», так теперь – пастушеский роман Санадзаро «Аркадия» изданный в Венеции Альдом Мануцием. Галерея Академии.
Потемневший от времени лак придал картине теплую, почти жаркую золотистость колорита. Его идеал — счастливый человек на лоне прекрасной природы — отчетли-во выступает в поздней картине Джорджоне «Сельский концерт» (Лувр). Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа — алтарный образ Мадонна Кастельфранко (1504—1505, Кастельфранко, собор Сан Либерале).
Персонажи картины — и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук — философию. И могла веселится как подросток, шутить. И еще он успел воспитать ученика — гениального Тициана. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. На других изображен концерт на вольном воздухе. И юноши и куртизанки погружены в тихий мир природы и музыки.
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучать коллекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имел много чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в его творчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам. Дух музыки, упоение звуками едва ли когда-нибудь были изображены так красиво. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов и те являлись их основными заказчиками.
На третьих изображаются сады любви. На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. Она умела философствовать, легко употреблять сложные слова замысловатые.
Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность. В этом виден «почерк» Джорджоне (темой его другой прославленной картины «Спящая Венера» также является параллельное существование двух миров: материального и духовного, мысленного). Эта картина — логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Это было типа Роман Первый Непогрешимый, прям как папа римский. Так и в «Сельском концерте» одна из них — со свирелью в руках, подобная своему далекому прообразу – обнаженной флейтистке на рельефе изваянном на Троне Людовизи и V веке до н. э. и другая — с кувшином у водоёма – составляют единое целое с пейзажем.
Гармония и пластика. Поэзия «Сельского концерта» всегда притягивала к себе поэтов. Сам Джорджоне обладал музыкальными способностями. Отсюда такая ее приземистость, расплывчатость, «приземленностъ», отличающая ее от обычных земных женщин. Знаменитая Гроза (ок. Несмотря на скоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известных и знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни да Удине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. По словам биографов тех времён: «За яркую победительную внешность и величие духа именно в столице его прозвали Джорджоне, что означает – большой Джорджо».
За ее сомкнутыми веками затаился прекрасный и божественный мир. В сцене «Введения во храм» (1534—1538, Венеция, галерея Академии) изображена маленькая Мария, поднимающаяся по широкой лестнице к первосвященникам. Согласно этой гипотезе, музицирующие юноши в костюмах венецианских патрициев и обнажённые женские фигуры – нимфы природы – находятся в двух различных мирах, они не видят друг друга и вот таким образом на картине пластически не взаимодействуют.
На долгие годы определило пути развития венецианской школы живописи искусство ее главы — Тициана (1485/90—1576). Венеция – самый музыкальный из всех городов мира. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. «Сельский концерт» (ок.
Портрет этот оказал громадное воздействие на сложение барочного портрета 17— 18 вв. На противопоставлении двух характеров строит Тициан композицию «Динарий кесаря» (1515—1520, Дрезден, Картинная галерея): благородство и возвышенная красота Христа подчеркиваются хищным выражением лица и уродливостью стяжателя-фарисея. Она выжила в ужасной аварии оставшись инвалидом на всю жизнь. Идеалом эпохи была пастораль, блаженная жизнь первобытных пастухов. : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Или изображаются три возраста человека.
Венеция. Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы. Эти настроения характерны и для образованного венецианского общества. «СЕЛЬСКИЙ КОНЦЕРТ» (итал.
В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Ни один из них не прослеживается. До недавнего времени в искусствоведческой литературе шли споры о наследии Джорджоне, о количестве его подлинных работ. От всех этих фресок остался один небольшой неясный фрагмент.
В 1530—1540 гг. Как отмечал в своих работах исследователь Бернсок «иметь картину у себя дома стало для венецианцев такой же потребностью, как слушать музыку» и, благодаря своим разносторонним талантам и душевной щедрости, Большой Джорджо мог полностью удовлетворять обе эти потребности. Ибо его исполненная на пороге венецианского чинквеченто картина «Мадонна Кастельфранко», пронизана такой нежной, чуждой всего мирского мечтательностью, что с внешней стороны ее не отличишь от «Святых картин» Беллини. В 1540—1550-х гг. Великолепен сонет «Венецианская пастораль Джорджоне в Лувре», созданный в 1849 г. Данте Габриэлем Россетти, основоположником «Братства прерафаэлитов».
В «Мадонне семьи Пезаро» (1519—1526, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), отказавшись от традиционного центрического построения алтарного образа, Тициан дает сдвинутую вправо асимметричную, но уравновешенную композицию, полную яркой жизненности. Художник обращается к плавным, спокойным линиям, так хорошо передающим настроение тишины. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира.
Александр Артюшенко, они эмоционально выражают своё мнение. Джорджоне свойственна особая чуткость и тонкость восприятия звуков и мастерство, с которым он может изобразить всю эту полифонию звуков полифонией красок. Тем не менее ему было невдомёк, что слово иго изменяется по падежам. Так, некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, другие работы художника находились во дворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, в коллекции Доменико Гримани — патриарха Аквилеи.
В его творчестве окончательно выявляется своеобразие реализма венецианской школы живописи. Настроение особой музыкальности достигнуто с помощью цвета, светотени, ритма линий. Джорджоне прекрасно пел и играл на лютне, это позволило ему приобщиться к избранному кругу богатых и знатных молодых патрициев, которые мечтали «всю землю превратить в сад веселья». свой «Сельский концерт».
«Гроза» — это, по существу, первый настоящий пейзаж в итальянской живописи, причем Джорджоне впервые в истории европейского искусства пытается передать состояние природы. Слева с картины смотрит богато одетый юноша. Прикосновения Джорджоне к самой сущности женственности, сделало «Спящую Венеру» великолепным образом для всех поколений художников. Стройная, холодно прекрасная и ясная, с полуулыбкой попирающая голову Олоферна. Как в «Трех философах», так и в другой знаменитой картине — «Гроза» — Джорджоне не обращается ни к церковной легенде, ни к античному мифу — и в этом он пошел дальше самых смелых своих современников. Часто в основу этих картин положена аллегорическая идея.
Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза. полностью граничит с художественными идеалами Высокого Возрождения. Все персонажи объединены нестроением лирического созерцания. Всем желаю такую подругу, но не желаю рано её потерять.
В 1501 г. в Венеции были изданы «Аркадии» неаполитан-ского поэта Саннадзаро. В начале XVI в. большую популярность в Италии приобрела буколическая поэзия. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Плавный ритм линейных очертаний ее фигуры тонко гармонирует с мягкими линиями пологих холмов, с задумчивым спокойствием природы. Сюжет «Грозы» — или «Пейзажа с грозой, цыганкой и солдатом», как названа картина у Микиэля, — остался неразгаданным, несмотря на бесчисленные и самые остроумные попытки его расшифровки.
Тициан. Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое.
Жаль только, что большинство подобных, встречающихся во всех галереях картин едва ли принадлежит Джорджоне. Поэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера». На фоне пейзажа сидят рядом образы войны и мира.
Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. (Ок. Первоначально, впрочем, в его творчестве есть только небольшие намеки на этот переворот. 1570 г., Мюнхен, Пинакотека), «Св. Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы. В этом улавливается своеобразный авторский почерк Джорджоне, который и в другой своей знаменитой картине «Спящая Венера» также изображает сосуществование двух миров – материального и духовного.
Многие сердца покорила «страшная сила» красоты Венеры. В этом пейзаже «дриады, наяды и нимфы одушевляют собой источники, леса, поля и луга. Помещая его среди пейзажа, Джорджоне следовал уже установившемуся обычаю. В большей мере, чем другие произведения Джорджоне, «Сельский концерт» как бы подготавливает появление Тициана. Скрипачи, музыканты играющие на лютнях и певицы сидят рядом играют и поют.
Тишиной и миром, очаровательной дымкой мечтательности окутаны все предметы.
Воплощенная мечта художника – счастливые люди на фоне прекрасной природы. Тихий «беллиниевский» пейзаж символизирует гармонию (сравн. Алексей, я лично знаю человека бесполезного агрессивного портящего нервы всем. Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы. На самом же деле ее живопись первоначально отличалась уравновешенностью общего тона. В 1501 г. в Венеции были изданы «Аркадии» неаполитан-ского поэта Саннадзаро. В этой чувственной радости и заключается истинная цель художника.
Почему обнаженная женщина, кормящая грудью ребенка изображена в открытом пространстве, в глубине которого на небе сверкает молния. Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506). Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, один из основоположников искусства Высокого Возрождения, славился также как искусный певец и музыкант. Он был умнее всех историк ему не указ. Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила натурфилософские концепции времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана.
Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Именно к пещере устремлён пытливый взор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры».
Развивала любую философскую мысль. То наполняют они кувшины плещущей влагой, То выливают ее. Однако уже видно, что Джорджоне станет со временем великим пейзажистом. Примечательно также плавное, как бы замедленное движение нимфы, завораживающее изяществом и неясностью («то наполняют они кувшины плещущей влагой, то выливают ее. ») и магическая тишина природы: лютнист еще не коснулся струн, а свирель еще не поднесена к губам нимфы. 1554 г., Мадрид, Прадо).
Общая направленность творчества Джорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Мягкие и спокойные тона пейзажа, свежесть обнаженного тела, ясная звучность цвета красивых и несколько холодных в тоне одежд (золотистая желтизна колорита — результат времени) создают впечатление спокойной радости. Сжатые губы, блестящие глаза, контраст белого и черного в одежде обостряют характеристику.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). Образ абсолютной возвышенной красоты и поэтичности получает свое идеальное воплощение в «Спящей Венере» (ок. Художников интересует теперь не только человек, но и окружающее его пространство, пейзаж. Себастьян» (ок. Ярким примером такой нарисованной музыки является последняя дошедшая до нас картина Джорджоне «Сельский концерт». При всех её проблемах, поддерживала всех она, а не её.
Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистического движения. Художников интересует теперь не только человек, но и его окружение, пейзаж. 1555 г., Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Даная» (ок. Ярко реалистичен героический конный портрет Карла V (1548, Мадрид, Прадо) в рыцарских доспехах, на фоне пейзажа, озаренного золотыми отблесками заходящего солнца. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром — бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Мироощущение художника полнокровно, знание жизни глубоко и многогранно.
Я человек эмоций и настроения. Боккаччьо, П. Бембо, А. Полициано. Люди и природа сплетаются в единое, полное поэтического настроения гармоническое целое.
Она представлена па фоне сельского пейзажа, погруженная в мирный сон. В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером. Силы прогресса в Италии продолжали существовать и давали себя знать в области культуры (Кампанелла, Джордано Бруно), но социальная база их была слишком слаба. Порой он представляется вполне реально существовавшим творцом, а иногда кажется, что его на самом деле не было вовсе. Сюжет пытались истолковать как аллегорию развития философской мысли от схоластики, основанной на почитании авторитета, через учение Аверроэса к современной Джорджоне натурфилософии.
И как бы освещены сказочно загадочным светом. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. II если не следует преувеличивать «свобод» Венецианской олигархической республики, то все же сохранение светского характера культуры, сохранение до поры до времени некоторой доли экономического благополучия оказывало свое положительное влияние на развитие искусства, хотя в целом общий рост и усиление реакции давали себя знать и в Венеции. И в других деталях он остался верен установившейся схеме «святой беседы». В самой жизни он находит идеал полнокровной зрелой красоты, воплощенной в мифологические образы, — «Венера перед зеркалом» (ок. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Однако духовным отцом этих произведений все же остается не кто иной, как Джорджоне.
Уже при жизни художник стал мифом. И как бы освещены сказочно загадочным светом. Поэзия «Сельского концерта» всегда притягивала к себе поэтов.
Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Черты, свойственные венецианской школе живописи, воплощены в творчестве Джорджоне. Для него характерен постепенный переход от мягкой моделировки форм и мягкого сдержанного, холодного сияния красок Джорджоне к мощным, залитым светом колористическим симфониям периода творческой зрелости, то есть начиная с 1515—1516 гг.
Сюжет картины до сих пор представляется загадочным. Ноги и грудь обнажив, лазурные носятсянимфы. Уже Чима да Конельяно перенес трон Марии из церковной ниши под открытое небо. У нас в институте был на курсе такой парень, потом ушёл. находятся с ними в различных мирах. Мощные удары света заставляют сиять и переливаться краски.
Загадочный и сложный внутренний мир женщины. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты. История создания этого шедевра, фабула или сюжет остаются невыясненными. Беллини, друга и наставника Тициана, музыканта и поэта. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом).
Здесь музыка всегда играла определенную роль в церковных картинах. Внешняя красота и благородство. Он постоянно находит приключения себе и создаёт их другим. Одним из самых загадочных по своему сюжетному смыслу произведений венецианского художника Джорджоне является картина «Гроза».
Джорджоне, вероятно, удалось видеть женские головки Леонардо. Это и вызывает такой разнобой мнений в их истолковании. Настоящее имя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищу Джорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
В его произведениях 1518—1530 гг. Иногда воспроизводится античная идиллия. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Из всех античных поэтов наибольшей популярностью пользовались авторы пасторалей – Феокрит, Каллимах, Лонг, Нонн, а также Проперций и Катулл.
1508—1510, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Гармония и пластика. Здесь нет действия. Мир воспринимается в изменчивости и движении.
К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму. Манера общения насмешливая и высокомерная. В картинах других художников Юдифь поражает мечом опьяненного Олоферна или несет вместе со служанкой его отрубленную голову. У Джорджоне она стоит на фоне спокойного предзакатного ясного пейзажа под сенью дуба, задумчиво облокотясь на балюстраду. Фигура пастуха со стадом в правой части картины является одновременно напоминанием об античных пасторалях (пастухи первыми приносили дары лесным нимфам) и приметой материального мира, а музыка, неслышно пронизывающая картину, — мира идеального, воображаемого (или снящегося).
Но в картине нет и намека на эротичность. Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием. Вне зависимости от того изображают ли одетая и обнаженная женщины встречу Медеи и Венеры (эпизод из литературной аллегории «Сон Полифема», написанной в 1467г. ) или, что менее вероятно, символизируют любовь земную и небесную — ключ к пониманию содержания этого произведения лежит не в расшифровке сюжета. Это был женский силуэт, который подобен нежной тени. Цель Тициана — передать определенное душевное состояние.
1510, Дрезден, Картинная галерея). Фигурки нарисованы в духе предшествующих итальянских художников.
Здесь нет действия. На первый взгляд, всё просто и ясно. Рентгенограмма картины «Три философа» показала, что первоначально Джорджоне задумал ее как изображение трех евангельских волхвов, пришедших к младенцу Христу.
В 1540—1570-х гг., когда Венеция вступает в период кризиса, Тициан с позиций передовых идей Возрождения отображает с суровым мужеством и искренностью новое общественное положение человека, новые общественные условия развития Италии. Юноша сидит на каменной террасе и как бы слит с землёй. 1508—1510, Дрезден, Картинная галерея).
Собственно именно в живописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Венецианская знать ценила его скорее как музыканта, нежели как художника. Прекрасный мужчина, его любили многие женщины Венеции, но не находя подходящей для себя, художник создает свою, воплощает свой идеал в картине «Спящую Венеру».
Истина в первой инстанции. Среди многих гипотез о содержании картины наиболее убедительной является «музыкальная». В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Сведения о Джорджоне очень скудны.
Италия. Новое столетие начинается тем же аккордом, каким отзвучало старое. Действительно, с именем художника связано много неясного.
Предполагают, что картину мог завершить Тициан. Тихо журчит струйка воды в фонтанчике, на который облокотилась вторая женщина. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Тонкие нюансы золотистого топа передают теплоту обнаженного тела. Волнение в спокойствии – так можно определить настроение картины.
«Святая аллегория). Его портреты подчас перерастают в картины, раскрывающие психологические конфликты и взаимоотношения между людьми. Так, на очаровательной картине Джорджоне (в коллекции Фаррер в Лондоне) на заднем плане виден старик, задумчиво созерцающий череп, а на переднем плане на одной стороне дети спят или же взбираются на древо жизни, а на другой – влюбленная парочка занята музыкой: прижавшись к коленям нагого юноши, молодая женщина заглядывает ему восторженно в глаза.
Плавные и чистые линии ее тела похожи на невысокие окрестные холмы. Поразителен по раскрытию утонченного духовного мира портрет Ипполито Риминальди (конец 1540-х гг., Флоренция, галерея Питти), бледное лицо которого властно притягивает сложностью характеристики, трепетной одухотворенностью. Холст. Шедевры итальянской живописи начиная с XIII века. Она была удивительным светлым оптимистичным человеком. Всё в нём казалось эфемерным, зыбким, а сама его личность как бы ускользает от рассмотрения в реальной действительности, словно она ему чужда, враждебна и её следует всячески сторониться. В произведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, Венеция Спящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представления художника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываются не в действии, а в состоянии всеобщей молчаливой одухотворенности.
Даже листва деревьев словно колышется от нежного томления. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Как своеобразный документ эпохи воспринимается групповой портрет в рост папы Павла III с племянниками, кардиналами Алессандро и Оттавио Фарнезе (1545—1546, Неаполь, Музей Каподимонте), обнажающий эгоизм и лицемерие, жестокость и алчность, властность и подобострастие, дряхлость и цепкость — все то, что связывает этих людей. Музыка же, которая раздаётся на картине отовсюду (музыкален пастух, музыкальны молодые люди на переднем плане одна из нимф играет на флейте, другая издаёт журчащие звуки, выливая воду из кувшина), символизирует мир невидимый идеальный. Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписана Джорджоне. Вышла 1 книга, скоро выйдет 2 и потом 3 книга с её стихами.
Эти настроения характерны и для образованного венецианского общества. «Любовь земная и небесная» (1510-е гг. В картине «Сельский концерт» на фоне спокойно торжественного пейзажа два юных музыканта в пышных одеждах и две обнаженные, роскошно красивые женщины, возможно куртизанки на пикнике. Картины производят скорее впечатление восточной романтики, чем ветхозаветных сцен.
Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. В то же время сам сюжет картины необычен. Из церковного света он перевел искусство в царство земной красоты.
семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Спустя несколько лет Тициан повторит фигуру нимфы в картине «Любовь земная и любовь небесная», а также отчасти настроение джорджониевских «поэзий» и тему источника. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, Джованни Кариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали как работы Джорджоне. Уже в раннем портрете «Юноши с перчаткой» (1515—1520, Париж, Лувр) образ приобретает индивидуальную конкретность и вместе с тем в нем выражены типические черты человека Возрождения, с его целеустремленностью, энергией, чувством независимости, юноша словно задает вопрос и ждет ответа. Рядом со стадом сидят и мечтают пастухи, как в дни золотого века. Джорджоне родился в небольшом городке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции. Движения обеих фигур величаво прекрасны и вместе с тем полны жизненного обаяния. Что Леонардо сделал для всего света, то сделал Джорджоне для Венеции.
«Concerto Campestre») — шедевр мирового искусства, картина венецианского живописца Джорджоне да Кастельфранко (1476 – 1510), ученика Дж. Она никогда не жаловалась. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихся учёных и философов. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко).
1500 г. ) Источник на картине Джорджоне осеняет дерево лавра — символ поэтической славы. Даже хранящийся в Лувре «Концерт на вольном воздухе» приписывается то Тициану, то Доменико Кампаньоле.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен — это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» — объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени — венецианца Альдо Мануцио. Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). На третьих изображаются сады любви. Будучи совсем юным Джорджоне прибыл в Венецию. пафос и динамика ранних композиций Тициана сменяются жизненно непосредственными образами, ясной уравновешенностью, замедленным повествованием.
Или появляются рыцари, представители минувших времен, не дикие завоеватели, рыскавшие по стране во имя военных приключений, а тихие мечтатели, ясно сознающие, что они – «последние рыцари», юноши с мягкими, женскими формами, юноши, жизнь которых посвящена культу любви и женщин. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 1568). Оригинальная трактовка образа Юдифь. Известный английский писатель и критик XIX в. Уолтер Патер говорил, что краски в картине венецианского художника должны первым делом восхищать чувства, восхищать их так же внезапно и чувственно, как осколок венецианского стекла. Чувственная радость бытия, мечтательная созерцательность.
Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, насыщенность и праздничность цветов картин, гармоничность и мягкость большой палитры тонов превращали работы венецианских мастеров в усладу для глаз зрителей. А им мог быть только Джорджоне.
Сюжет этой аллегории, так же как и ряда картин Джорджоне, не имеет единого толкования. Влияние Церкви на политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещал лицам духовного звания занимать государственные должности). Есть только созерцание.
Венера у Джорджоне в абсолютной красоте и в единстве с окружающей ее природой. И я знала человека талантливого, молодого точнее если то молодую, умную интересную, любящую знания и усердную девушку, которая писала талантливые стихи. Художник обращается к плавным, спокойным линиям, так хорошо передающим настроение тишины. Немалую роль в картине играют композиция и цвет.
и готовность убить во имя идеи. 82 x 73 см. Слышится тихое журчание воды, льющейся из кувшина, который держит в руках молодая женщина, звон струн так любимого художником инструмента – лютни, протяжные звуки свирели, легкий шелест деревьев. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два.
Возрождение. Нечто похожее описано в известной пьесе Луиджи Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора», 2 когда на театральных подмостках неожиданно появляются ожившие действующие лица, порождённые воображением драматурга. Это наполняет картину особой лирически проникновенной атмосферой.
В картине «Венера Урбинская» (ок. Прекрасная женщи-на с кувшином — нимфа источника, женщина с флейтой — нимфа полей. Творчество Тициана до 1540-х гг. Известнейшие поэты и романтики Европы, признали Джорджо из Кастельфранко своим предтечей. Певучее и идеальное тело Венеры, богини любви исполнено царственной простоты. Порой от таких картин веет духом таинственной авантюры, например, от находящейся в Дрездене, где живущего в лесу астролога мать в присутствии молодого воина в панцире спрашивает о судьбе ребенка.
Я е умею в ответ промолчать в основном. На картине явно представлена античная мифология, но – без указания конкретного сюжета, как бы «в настроении», в обобщённом виде. Таково «Вознесение Марии» («Ассунта», 1518, Венеция, церковь Санта-Мария деи Фрари), где мощное дыхание жизни ощущается в самой атмосфере, в бегущих облаках, в толпе апостолов, с восхищением и удивлением взирающих на фигуру возносящейся в небо Марии, строго-величавую, патетичную.
Всё что смотрят другие, знают другие, думают другие это ерунда. Торжественно-звучны глубокие красные и синие тона. В то же время картина несёт ощущение загадочной недосказанности, характерное для всех последующих творений Джорджоне. А в 34 нелепо абсолютно умерла из за несчастного случая. Джорджоне из Кастельфранко (ум.
Цветовая гамма, сохраняя звучность, становится сдержанной и глубокой. Однако Гроза – не просто иллюстрация к литературному произведению. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне — Старухи (1506—1508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Исследователи выделяют в венецианском искусстве начала XVI в. особое ренессансно-романтическое течение, наиболее глубоким выразителем которого стал Джорджоне. Справа поместил св. 1570 г., Ленинград, Эрмитаж), «Пьета» (1573—1576, Венеция, галерея Академии). Есть только созерцание.
Спящая, она всем своим существом связана с окружающей ее природой. В связи с этим говорилось даже, что картины Джорджоне — лишь чистые живописные видения без определенного сюжета (и, кстати, в этой свободе фантазии усматривалось некоторыми исследователями величие Джорджоне и даже его близость современным художникам). 1538, Флоренция, Уффици) образ чувственной обнаженной красавицы низводится с поэтических высот введением на втором плане фигур служанок, что-то достающих из сундука.
Не установлено его происхождение. И этот парадоксальный дуализм не лишён основания, поскольку сам Джорджоне как бы растворяется в своих произведениях без подписи и даты, а его картины, представляющие немалые трудности для прочтения, полны недосказанности, таинственности и загадок. Либерале, которому посвящен собор). Пусть его авторство оспаривается относительно почти каждой картины, несомненно, он первый дал тон и первый определил мелодию. Картина написана в последние годы жизни художника (преждевременно скончавшегося от чумы), в 1508 – 1509 гг., вероятно по частному заказу. А спустя три с половиной столетия другой художник использует композицию картины Джорджоне для выражения собственных живописных идей (картина «Завтрак на траве»).
Кто не знает этой картины. Все насыщено золотистым светом, передающим атмосферу, вибрацию воздуха. Одетые в изящные костюмы или блещущие прекрасной наготой люди отдыхают в тихом уголке. Оно оказалось удачным и существует по сей день. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Лаврентия» (1550—1555, Венеция, церковь Иезуитов), «Кающаяся Магдалина» (1560-е гг., Ленинград, Эрмитаж), «Коронование терновым венцом» (ок.
Отсюда такая ее приземистость, расплывчатость, «приземленностъ», отличающая ее от обычных земных женщин. Вспоминаются также слова Вазари о том, что Джорджоне «услаждал игрой на лютне столь усердно и со столь удивительным искусством, что его игра и пение почитались в те времена божественными». Результатом этого вызова стала работа художника «Юдифь», чьи неотразимые глаза неспроста опущены к полу.
Вершинами творчества Джорджоне являются картины «Спящая Венера» и «Сельский концерт». Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи.