Джон Уильям Годвард (англ. John William Godward 9 августа 1861— 13 декабря 1922)— английский художник неоклассицист и прерафаэлитист. Джон Уильям Годвардь — John William Godward (1861-1922) — английский художник, представитель академизма.
13. Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». Назвали его в честь отца и деда. В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил.
В возрасте 61 года он покончил с собой, написав «Мир не был достаточно большим для меня и Пикассо». В 1894 году Годвард приобрёл собственную просторную студию. 25.
102. Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода. Италия в начале ХХ века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой. В тот период интерес к Древнему Риму, с которым отождествлялась Британская империя, был особенно велик в среде консервативной интеллигенции и промышленных магнатов, этот интерес сохранялся вплоть до Первой мировой войны. 111.
31. За 1890 год Годвард создал по крайней мере 21 крупную работу маслом, выставив на зимней выставке Маклина пять картин, многие из них изображают цветы это— новшество в его искусстве. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей. 92.
С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея». 38. Джон Уильям Годвард (англ. John William Godward 9 августа 1861— 13 декабря 1922)— английский художник-неоклассицист. 34.
К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах. Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра14. В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся). 69.
95. 59. По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs.
Цвета одежды сочетаются с тоном мраморного бордюра. 41. По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St. Также Годвард говорил, что мир не был достаточно большим для него и Пикассо. В 1904 году ушли из жизни тётка художника— Анна-Мария Годвард— и его отец. Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским. В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме, характерно, что моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка15.
В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона— Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин» в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье. Сложно сказать имелись ли у Годварда достаточные средства для студии или Штроль-Ферн, сам будучи любителем классической древности, обеспечил англичанину известные льготы. В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти изображавший древнеримские праздники. 42.
Семейство принадлежало к среднему классу, считалось респектабельным, но пуританским. Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился. Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима16.
По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» of pretty bimbo women) и тем самым попадал в абсолютно безвыходную ситуацию. 66. О его лондонской жизни известно крайне мало. Рядом погребены художники Генри Коул, Джеймс Годвин, Вэл Принсеп и Фредерик Сэндис. В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам.
Не знаю, как дела обстоят сейчас, но раньше моделей намеренно делали обезличенными, чтобы внешность не мешала восприятию демонстрируемой одежды: избыточное обилие косметики, отстраненный взгляд поверх голов зрителей, почти полное отсутствие жестикуляции. 62. Был крещён в церкви Св.
71. Причин тому было несколько. Случай сподвиг его посетить в 1905 году страну своей мечты. Судя по статистическому справочнику 1876 года, семья Годвардов тогда жила уже в Уимблдоне. 57.
Депрессия художника усиливалась. 6. Объяснялось это тем, что Годварду превосходно удавалось цветовое решение картин, уверенно он передавал цветы и фактуру мрамора, драпировки (особенно игру мелких складок) и меховые шкуры. Возможно, он так и не получил систематического художественного образования.
16. 30. Марии в Баттерси 27 октября родители его принадлежали консервативной Высокой церкви6. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства.
Единственный некролог увидел свет в начале 1923 года в журнале «The Connoisseur», в нём констатировалось, что с 1905 года Годвард перестал участвовать в британских выставках и был давно позабыт. 21. 24. Картины Годварда покупали, его имя стало известным. Начиная с 1910 года, Годвард всё чаще ездит в Италию и в 1912 году решает окончательно поселиться в Риме.
Однако его душа лежала к живописи, семья же не воспринимала его занятия всерьез. Возрождение интереса к викторианскому классицизму началось в 1973 году, когда на аукционе «Сотбис» была распродана коллекция полотен Альма-Тадемы, собранная в предшествующее десятилетие продюсером Аленом Фунтом. Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание». Ещё до эмиграции художника арт-рынок Великобритании радикально изменился. В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина.
В последующие годы он ещё несколько раз выставлялся в Салоне, но в конечном итоге полностью устранился от выставочной деятельности. Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы»12. Тем не менее, на обороте картины «По голубому Ионическому морю» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок— её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы.
Луки и Изящных искусств. Незадолго до смерти он сказал, что человек не должен жить после 60-ти лет. Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. Он был старшим из пяти детей Годвардов. Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда.
Студия в некотором отношении походила на мастерскую Альма-Тадемы, поскольку Годвард наполнил её предметами античного искусства— преимущественно слепками и копиями— и всячески пытался стилизовать под Древний Рим: само жилище художника должно было стать источником эстетических впечатлений. Годвард жил в студии на Монти Париоли возле главного входа в сад Виллы Боргезе. 26. «Воспоминание» относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. Родственники были шокированы и чувствовали себя опозоренными. Луки и Изящных искусств.
Назвали его в честь отца и деда. 48. 88.
Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался11. 51. С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим» до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом14. Рядом погребены художники Генри Коул, Джеймс Годвин, Вэл Принсеп и Фредерик Сэндис.
104. В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз. Подобно сэру Лоуренсу Альма-Тадеме, причисляется к «Мраморной школе», однако стиль его живописи не вполне соответствует канонам викторианского академизма.
109. Он продолжал жить отшельником и абсолютно не заботился о себе, его родственница Айви Годвард вспоминала, что Джон Уильям готовил в начале каждой недели кастрюлю тушёной говядины, которой и питался до конца той же недели результатом стала язвенная болезнь16. Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде. 99. Мать художника после самоубийства сына уничтожила все его бумаги и фотографии. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдовой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными.
Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. 81. Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда. К диспепсии прибавились бессоница и депрессия.
Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. Уистлер, однако, быстро потерял интерес к Годварду, поскольку тот избрал для себя амплуа антиковеда-декоратора, подобного Альма-Тадеме.
В Риме работали художники, аналогичные по тематике Годварду: это были Луиджи Бадзани (1836—1927) и Эжен Гальен-Лалу, писавший с археологической точностью уличные сцены Древнего Рима и Помпей, а также Эдоардо Этторе Форти изображавший древнеримские праздники. В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ. Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года. Немногие сохранившиеся наброски позволяют сделать заключение, что как художник Годвард был самоучкой или учился на неформальной основе его графика демонстрирует отсутствие «текучести», характерной для художников XIX века, прошедших академическую выучку18. Объяснялось это тем, что Годварду превосходно удавалось цветовое решение картин, уверенно он передавал цветы и фактуру мрамора, драпировки (особенно игру мелких складок) и меховые шкуры. В результате его картина «Бельведер» удостоилась в 1913 году золотой медали на международной выставке в Риме, характерно, что моделью для этого небольшого полотна послужила англичанка, а не итальянка.
На могиле Годварда установили простой каменный крест17. Тогда же в родительский дом вернулась сестра Мария-Фредерика («Нин»), которая до конца жизни ухаживала за вдовой матерью, однако отношения между семьёй и художником оставались напряжёнными. Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены. Годвард сформировался как художник к 30-летнему возрасту и в дальнейшем почти не прогрессировал в своей творческой манере, несмотря на некоторые жанровые и цветовые эксперименты.
73. В мае 1905 года Годвард в последний раз участвовал в выставке Академии художеств по какой причине он перестал сотрудничать с Академией, неизвестно. 78. 68. Сама она умерла в 1935 году в возрасте 100 лет. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде.
11. В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (410), который отвечал его эстетическим запросам. Причин тому было несколько.
101. Это не сказалось на качестве его работ, в числе лучших называют «Алые розы» и «Воспоминание». Сведения об этой поездке крайне скудны, как и все биографические сведения о Годварде.
Начало 1910-х годов в коммерческом плане стало самым успешным для Годварда. Джон Уильям Годвард (John William Godward) – последний крупный представитель английского неоклассицизма. Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» « в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». Годвард занимался с Вонтнером по вечерам в течение 1879 – 1881 годов.
В последующие годы он ещё несколько раз выставлялся в Салоне, но в конечном итоге полностью устранился от выставочной деятельности. Тем не менее, выбор тематики (древней цивилизации по сравнению с, например, легендой о короле Артуре) викторианского неоклассицизма более правильный: однако, стоит заметить, что как и многие художники его времени, Годвард был «высоко викторианским мечтателем».
Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился. Названия отражают источник вдохновения Годварда в классической цивилизации, прежде всего в Древнем Риме (опять же сюжетная связь Годварда близка к Альма-Тадему художественно), хотя иногда встречается и Древняя Греция, обеспечивая, таким образом, художественную связь с Лейтоном, пусть и в более ограниченной степени. 61. Эта картина, вместе с десятью другими, была выставлена в галерее Маклина в Вест-Энде.
113. Практически все его работы представляют изображения женщин в античных драпировках среди мраморных террас и растений. Творчество Годварда впервые привлекло внимание критиков, обозреватель журнала «Iln» писал, что художник полотном «В ожидании процессии» « в некотором отношении следует по стопам Альма-Тадемы и помещает на слишком большой холст слишком незначительное событие». Человеческие фигуры, особенно второстепенные детали, в частности, пальцы рук и ног, а также пейзажи заднего плана, на котором они располагались, удавались ему значительно хуже, Суонсон даже использовал термин «дилетантизм». 83. Классицизм переставал быть актуальным, в Англии начали набирать популярность новые направления в искусстве.
93. Из-за невостребованности покончил с собой в 1922 году. Критики не щадили Годварда, называя его клоном Альма-Тадема, педантом, художником пресного мира и томных женщин.
64. Упрёки, вынесенные критиками «Кампаспе», справедливы для всего творчества Годварда. Благодаря гравюрам Хансштегля известность художника достигла США.
Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин. Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже16. 39. По мнению Джозефа Майнора, только вернувшись в Лондон, Годвард понял, что британская художественная среда стала враждебной для него, а в свете новых тенденций в критике было невозможно получить оценку его творчеству. 74.
Марии в Баттерси 27 октября родители его принадлежали консервативной Высокой церкви. В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи— Томаса Маклина.
Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу. По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. 63. Художника упрекали за неверно изображённую правую руку и плечо модели, в числе недостатков упоминался и такой: «Кусок мрамора, который, так сказать, является цоколем этой живой статуи, настолько реален, что можно только пожалеть замёрзшие ноги несчастной натурщицы». 46. 12.
Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена». Стилизация была столь удачной, что «крики, доносящиеся с соседнего футбольного поля, могут показаться рёвом толпы в классическом амфитеатре». У Джона Годварда и его жены— урождённой Сары Эборолл— было пятеро детей. Знаковой оказалась и кончина Альма-Тадемы летом 1912 года14.
Единственный некролог увидел свет в начале 1923 года в журнале «The Connoisseur», в нём констатировалось, что с 1905 года Годвард перестал участвовать в британских выставках и был давно позабыт. Предположительно, Годвард работал в той же мастерской, которую незадолго до этого покинул И. Е. Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство». Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). К этому периоду относится его картина «Помпейский сад»— одно из последних его масштабных полотен. 3.
По словам В. Суонсона, он писал исключительно «груди и бёдра прелестных красоток» («titty-rump-titty-rump» of pretty bimbo women) и тем самым попадал в абсолютно безвыходную ситуацию12. 80. 32.
Случай сподвиг его посетить в 1905 году страну своей мечты. 103. 77. Годвард не может быть признан великим художником, однако он сумел выработать свой стиль и был достаточно плодовит. В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось. Ещё в Риме он написал завещание, датированное 30 января в журнале «The Connoisseur» писали, что Годвард вернулся в Лондон за 18 месяцев до своей смерти. 27. Вероятно, он экспонировал свои картины на консервативных академических выставках Societi Amatori e Cultori.
Однако среди его произведений также присутствуют полу и полностью обнаженные фигуры (ярким примером является In The Tepidarium (1913), название разделено с противоречивой картиной Альма-Тадема с такой же тематикой, которая находится в Lady Lever Art Gallery (Художественная галерея Леди Левер). Жил он недалеко от Уимблдона. 50. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность». 29.
Эпидемия «испанки» 1919 года также нанесла определённый ущерб художественному обществу Рима. 58. В 1894 году Годвард переехал в более престижный дом со студией, расположенный на Фулэм-роуд (410), который отвечал его эстетическим запросам.
Дом художника располагался у стадиона, он не мог спокойно работать под постоянный шум, вот таким образом ему пришлось переехать в «заветную» Италию. 52. Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии. Видимо, под впечатлением от смерти отца, Джон Говард купил тогда участок на кладбище Бромптон, который обошёлся ему в 21 фунт стерлингов12Комм.
Иногда его причисляют к поздним прерафаэлитам. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание». Строителем и владельцем виллы, в которой жил Годвард, был эльзасец Альфред Вильгельм Штроль-Ферн (французский гражданин), который поселился в Италии после 1870 года. 2. Наряду с любовью к этой стране у Годварда была любовь к одной из моделей, переехавшей в Рим, к тому же ситуация в искусстве в те годы начала меняться.
Судя по заметке в «Фулэмской газете», он взял в рот газовый шланг (от кухонной плиты) и обмотал голову пальто, чтобы быстрее задохнуться. По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом» ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку. 10. Интерес к кругу Альма-Тадемы автоматически означал интерес и к творчеству Годварда.
72. Он же опубликовал исследование его жизни и творчества, собрав все доступные источники. В 1920 году Годвард написал пять картин, здоровье его непрерывно ухудшалось. 45. Летняя выставка Академии 1891 года оказалась более удачной: признания в прессе удостоились полотна «Сладкая сиеста в летний день» и «Климена».
36. 79. 107. Из родственников художника лишь сестра сохранила хорошее отношение к нему.
Годвард погружался в депрессию, как от новостей с родины, так и из-за того, что вилла Штроль-Ферн приходила в упадок— её хозяину исполнилось 70 лет, а общее число студий возросло до ста, причём зачастую «студиями» служили времянки, более напоминающие трущобы. В этом отношении примечателен «Пейзаж с красным миндалём», на котором недописанным остался левый ствол цветущего дерева. В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы и участвовал в отделке его дома. В 1921 году художник понимает, что Рим утратил для него свою прелесть и возвращается в Англию, где после смерти в 1919 году президента Королевской академии Эдварда Пойнтера классическое искусство окончательно сдало свои позиции.
55. 105. Жил он недалеко от Уимблдона. 84. 43. Семейной традицией Годвардов было страхование именно эту профессию прочили старшему сыну. Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров. В. Суонсон предполагал, что Годвард снял именно ту студию, в которой работал Репин15.
По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства. Репин. 14. 90. 17. Ещё 7 марта была устроена распродажа мебели на аукционе «Сотбис» (всего 13 лотов, видимо, там были и картины).
Годвард, по мнению В. Суонсона, вполне вписывался в этот круг. По мнению биографа, даже это стало для Годварда серьёзным аргументом продолжать карьеру художника, несмотря на нежелание отца. Семейной традицией Годвардов было страхование именно эту профессию прочили старшему сыну. Годвард считал Пикассо сумасшедшим, а его искусство – источником зла. 54. Художник был похоронен на старом Бромптонском кладбище, расположенном всего в нескольких сотнях метров от его студии. 40.
53. Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса. Однако у него появились постоянные почитатели, например, Мертон Рассел-Коутс, который в 1890-е годы приобрёл шесть его работ. Своих моделей он предпочитал писать с натуры маслом, делая лишь предварительные эскизы.
Самой известной его работой этого периода стала «Кампаспа», которая удостоилась похвал лондонских критиков, отмечавших простоту и чёткость форм и успешность применения академического метода12. 19. 20. 96.
Как было принято в те времена, самоубийца был признан невменяемым17.
Характерно, что Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой. 76.
Благодаря гравюрам Хансштегля известность художника достигла США. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. К этому периоду относится картина Годварда «Рисующий Джотто», которая, возможно, является дипломной работой, поскольку демонстрирует основные приёмы жанровой живописи, которые преподавались в тогдашних художественных школах.
3. В 1887 году Годвард впервые показал свою работу «Желтый тюрбан» на выставке в Королевской Академии и получил благосклонные отзывы. От римского периода до нас дошло шесть его пейзажей14.
В 1904 году ушли из жизни тётка художника— Анна-Мария Годвард— и его отец. Обычно он почти не делал поправок. Отчёт о дознании был опубликован в той же «Фулэмской газете».
По мнению В. Суонсона, Годвард мог получать образование экстерном в St. 4. К этому периоду относится его картина «Помпейский сад»— одно из последних его масштабных полотен. Немного позже ему подвернулся удачный случай – в 1905 году появился футбольный клуб «Челси», команда которого всё время проводила на стадионе «Стэмфорд Бридж».
Упрёки, вынесенные критиками «Кампаспе», справедливы для всего творчества Годварда18. Их выставки в 1918—1922 годах проходили в Пинчио, недалеко от резиденции Годварда15. На могиле Годварда установили простой каменный крест. Родился 9 августа в Лондоне в знатной и состоятельной семье.
– только контуры тела и походка. О его лондонской жизни известно крайне мало.
Точно неизвестно, когда Джон Уильям пошёл в школу. Репин. 18.
Обычно он почти не делал поправок18. Таким образом мы не располагаем ни одной из его фотографий.
112. 7. 91.
Был крещён в церкви Св. Он представил полотно «Жёлтый тюрбан», принятое публикой благосклонно, хотя и не вызвавшее большого резонанса. 86. Однако в списках студентов ни одного художественного училища Англии Годвард не значился8. 35.
По некоторым данным, семейство Годвардов общалось с художником и декоратором Уильямом Хоффом Уонтнером (1814—1881), который работал в престижной фирме Messrs. Он хотел создать особый «оазис», в котором ничего не напоминало бы ни о Франции, ни о Германии. 56. Интерес к кругу Альма-Тадемы автоматически означал интерес и к творчеству Годварда.
По иронии судьбы, молодые художники, разделявшие идеи фовизма и футуризма, в конце 1910-х годов стали собираться именно на вилле Штроль-Ферна и в соседнем кафе «Араньо», готовя революцию в художественных кругах Рима и открыто заявляя об уничтожении классического искусства. 60. Художник был вынужден написать портрет деда и это единственный его мужской портрет.
С юности художник был влюблен в Италию, он писал портреты прекрасных итальянок, которых он встречал в Англии. Художник был вынужден написать портрет деда и это единственный его мужской портрет11.
Джон Уильям Годвард (1861-1922). С 1912 года на обороте его полотен появляется надпись «Рим» до отъезда он не маркировал своих полотен таким образом. В тот период он много общался с художником Уильямом Рейнольдсом-Стивенсом (1862—1943), который также зависел в стилевом отношении от Альма-Тадемы и даже гравировал по меди декоративную панель по мотивам полотна «Женщины Амфиссы» по заказу самого Тадемы и участвовал в отделке его дома. 108.
94. Кроме того, в 1923 году братья— Альфред и Эдмунд— уничтожили весь римский архив Годварда, вот таким образом невозможно точно установить количество созданных им работ. В 1919 году он написал 5 картин. Отец стремился, чтобы его дети последовали по наследственной стезе страхового клерка, причём все сыновья, кроме старшего, преуспели в бизнесе.
В 1905 году художник отправился в Италию, возможно, в первый раз. Вот таким образом датчики и не фиксировали никаких эмоций у мужчин. 44. В 1913 году на Международной выставке в Риме его картина "Бельведер" была награждена золотой медалью, в то же время одна из любимейших работ самого Годварда – "Золотые часы", выставленная на той же выставке в том же году, осталась незамеченной. 33.
В 1912 году Годвард покинул Англию и переехал жить в Рим. 28. Здоровье художника ухудшилось, у него развилась язвенная диспепсия из-за того, что он не уделял достаточное внимание своему питанию (Годвард брал в начале каждой недели горшок с рагу из говядины, потом питался этим рагу всю неделю). Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др. ), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии.
В Риме он стал писать на пленэре, что не было типичным для его английских работ. Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда11. «Воспоминание» относят к одним из самых современных по стилю и глубоких произведений Годварда. По некоторым данным, он ездил в столицу Италии ещё в конце осени 1911 года, но окончательно обосновался там к июню 1912 года. Маклин активно работал на лондонском рынке искусства с 1864 года, реализуя работы Альма-Тадемы и Пойнтера, а также издавал репродукции картин, причём не только современных художников (академистов и натуралистов), но и старых мастеров9.
Из-за невостребованности покончил с собой в 1922 году. Обстоятельства, при которых Джон избрал профессию художника, остаются неизвестными. Возрождение интереса к викторианскому классицизму началось в 1973 году, когда на аукционе «Сотбис» была распродана коллекция полотен Альма-Тадемы, собранная в предшествующее десятилетие продюсером Аленом Фунтом. Присутствовали только ближайшие родственники самоубийцу похоронили по-христиански, церемонию провёл преподобный Рейнольдс, настоятель кладбищенской церкви.
В этом отношении примечателен «Пейзаж с красным миндалём», на котором недописанным остался левый ствол цветущего дерева. В каталоге выставки оно значилось под 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях. Судьба картины оказалась удачной: Креметти продал её индийскому махарадже. Акварели свидетельствуют о влиянии классической английской школы, может быть, сказалось кратковременное посещение Англии после окончания войны: известно, что он побывал в Бате15. 13 декабря 1922 года 61-летний Годвард покончил с собой, отравившись газом. Картины Годварда покупали, его имя стало известным.
Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. 65. По Суонсону, портрет демонстрирует внимание к психологии и тщательно отделан технически, но архаичен по стилю.
Хорошие заработки привели к тому, что в 1910 году Годвард отправился в Рим, где стал подыскивать для себя дом и студию, но большую часть 1910 и 1911 годов провёл в Лондоне14. В каталоге выставки оно значилось под 721 и не удостоилось упоминания в обзорных статьях9. В 1919 году он написал 5 картин. 67. 106. До 1905 года Годвард поддерживал связь с Академией и ежегодно выставлялся на её экспозициях.
Депрессия художника усиливалась. Несмотря на многочисленные работы 1897—1898 годов на мифологические и исторические темы («Венера, подвязывающая волосы» и др. ), Годварду не удалось добиться избрания экстраординарным членом Академии.
В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения6. 85. Лишь по этим чисто внешним признакам его картины можно отнести к так называемому «неогреческому стилю», самыми яркими представителями которого были Лоуренс Альма-Тадема и лорд Лейтон, в сравнении с лучшими полотнами которых работы Годварда выглядят вялыми и скучными. Журналисты описывали стиль виллы как смесь неоготики и неоромантизма, в духе «Острова мёртвых» Бёклина. 15. Джон рисовал итальянок, которые бывали в Англии. В 1918 году Годвард неожиданно обратился к акварели, в этом году он написал их 9 (из 14 сохранившихся).
6. С самого своего детства он боготворил Италию и очень хотел туда поехать. По описанию корреспондента журнала «The Connoisseur», студия Годварда была отделана мрамором и окружена фонтанами. 49. Первая же работа художника «Жёлтый тюрбан» на выставке Королевской академии художеств в 1887 году получила благосклонные отзывы критиков.
Начало нового века ознаменовалось падением интереса к академической живописи. 75. Бурное распространение авангардизма начиная с 1911 года приобретало организованный характер (первой стала Camden Town Group), причём и критики и художники-модернисты предприняли атаку на оставшихся представителей академического искусства.
Италия в начале XX века была ещё «свободна от импрессионизма», а в Риме, Флоренции и Неаполе существовали неоклассицистические школы, правда, очень скромные по размеру и влиянию, но одобряемые публикой. 37. Самая ранняя живописная работа Годварда датируется 1880—1881 годами, это портрет бабушки художника, написанный с фотографии (она скончалась ещё в 1866 году). По мнению Джозефа Кёстнера, картина «Новый парфюм» демонстрирует попытку соединить манеру Альма-Тадемы и Лейтона, что явилось «опасным экспериментом» ибо Годвард не умел подробно и археологически правильно воспроизводить интерьеры и обстановку15. В 1888 году картина Годварда «Кольцо», выдержанная в духе Альма-Тадемы, обратила на себя внимание известного арт-дилера той эпохи— Томаса Маклина. 100. Человеческие фигуры, особенно второстепенные детали, в частности, пальцы рук и ног, а также пейзажи заднего плана, на котором они располагались, удавались ему значительно хуже, Суонсон даже использовал термин «дилетантизм».
Его поступок произвёл столь раздражающее действие на семью, что они сожгли все его бумаги. Переезд в новый дом в определённой степени изменил манеру письма и стиль работ Годварда. 22.
Отчёт о дознании был опубликован в той же «Фулэмской газете». 97. 47. В 1864 году семья переехала в более престижный район Фулэм, расположенный на противоположном берегу Темзы, там родилась сестра Джона— Мария-Фредерика, в семье её называли «Нин» в течение всей жизни она ближе всех общалась с художником и тоже была своего рода «белой вороной» в семье6. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи. 23.
Он создавал прекрасные образы мира, который, нужно сказать, были романтически идеализированными и которые в случае как Годварда так и Алма-Тадема стали критиковать за мировоззрение «викторианцев в мантиях». Известно, что Джон Годвард проходил обучение в Клэпхэмской школе искусств. 5. Похоронен на Бромптонском кладбище. Однако его душа лежала к живописи, семья же не воспринимала его занятия всерьез.
9. Он же опубликовал исследование его жизни и творчества, собрав все доступные источники.
У Джона Годварда и его жены— урождённой Сары Эборолл— было пятеро детей5. Немногие сохранившиеся наброски позволяют сделать заключение, что как художник Годвард был самоучкой или учился на неформальной основе его графика демонстрирует отсутствие «текучести», характерной для художников XIX века, прошедших академическую выучку. В результате картина так и не была продана и вернулась в галерею Маклина.
Своих моделей он предпочитал писать с натуры маслом, делая лишь предварительные эскизы. 89. В студии остался чистый холст, к работе над которым художник так и не приступил17. Известно также о его участии в выставках в Париже 1914 года и в Брюсселе в 1919 году, но нет никаких свидетельств о сотрудничестве с римскими академиями св.
Семейные легенды гласят о том, что мать была шокирована связью сына с натурщицей-итальянкой из бедного семейства и тем, что он открыло жил с ней, совершив «двойное предательство»14. Ещё 7 марта была устроена распродажа мебели на аукционе «Сотбис» (всего 13 лотов, видимо, там были и картины). В отличие от Альма-Тадемы, Годвард избегал внимания прессы к своим работам. 70. Между тем членство в Академии было необходимо ему для самоутверждения в глазах семьи12.
Тут, возможно, дело вот в чем. 87. Типичной картиной 1912 года (а всего он написал их в том году 9) было «Назначенное свидание». Родственники были шокированы и чувствовали себя опозоренными. 98.
Характерно, что Годвард сохранял авторские права на свои картины за собой12. С этого же времени он обратился к античной тематике, представив на зимней выставке 1887—1888 годов Королевского общества британских художников картину «Поппея». Женщины же, которые вели себя естественно, воспринимались сознанием мужчин как сексуальные (и, стало быть, возбуждающие интерес) объекты.
110. В дальнейшем он вёл замкнутый образ жизни и всячески ограничивал свой круг общения. В 1919 году он возвращается в Англию. 8.
Тем не менее, на обороте картины «По голубому Ионическому морю» (1916 года) сохранилась этикетка, удостоверяющая, что её купила фирма Mullen Ltd и выставляла её в художественной галерее Сент-Пол. Он переехал в Лондон в мае или июне 1921 года, предчувствуя скорый конец. Впрочем, в обзоре журнала «The Studio» то же полотно подверглось разгромной критике за «подражательность и негармоничность». Как было принято в те времена, самоубийца был признан невменяемым.
Отношения с семьёй оказались окончательно испорчены. Несмотря на скудные свидетельства известно, что после 1918 года Годвард ещё четырежды ездил в Англию, в том числе на похороны племянника— Уильяма Скотта, сына Нин, — и свадьбу своего брата в 1920 году16. 82. Дом был окружён высокой оградой, за которой Годвард в буквальном смысле спрятался.