Дреговичи (от слова дрягва — болото) – племенной союз восточных славян, живших в междуречье р. Припять и Зап. Дрягва – то же. Дрягва – болото, укр. Перевод-великий Хан. Борть-Устройство представляющий собой дупло или чурбан. Дрягва-Болото.
(от слова дрягва — болото) — племенной союз восточных славян, живших в междуречье р. Припять и Зап. Дрягва – то же. Дрягва – то же. Историяскорее всего название происходит от древнерусского слова дрегва или дрягва, что значит «болото», ср. Жили в болотистой местности (дрегва, дрягва – болото), поэтому и получили свое имя.
Дрягва – то же. Дрягва – то же. Дрягва болото, укр. Дрягваболото, укр. Дреговичи (возможно, от дрягва, дрега – болото) – вост. -слав.
Значение слова «Дрягва» в Этимологическом словаре Фасмера. Что такое дрягва. Дреговичи (возможно, от дрягва, дрега — болото), племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены.
Дрягва – болото, укр.
Последующие экспедиционные работы подтвердили это положение. Вятичи долгое время оставались язычниками. вышли из-под власти киевских князей, в 984 г. были разбиты на реке Песчань (возле Славгорода)или возле Гомеля воеводой князя Владимира Святославовича Волчьим Хвостом и их земли закрепились в составе Киевской Руси.
Последнее упоминание об уличах датируется летописью 970-х годов. Вот таким образом в захоронениях встречаются бронзовые и стеклянные сплавы. С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи.
Северо-западная окраина земли дреговичей стала частью Полоцкого княжества. О существовании у них городов ничего не известно. территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. Уже длинные курганы кривичей разделяются на две локальные группы. Krievija). В 907 г. в составе его войска радимичи участвовали в походе на Византию.
детали поясного набора, редко оружие. Сочинения «о фемах », с. 75). Под именем другувитов (греч. Обычно исследователи называют «белыми» восточноевропейских хорватов, на что ни летопись, ни Константин Багрянородный не дают серьёзных оснований. и найденные в Узлянах к югу от Минска, витые шейные гривны с конусовидными концами, найденные в Милькевичах Старобинского района и в Площавицах в бассейне Березины.
) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси. Лучше называть их бусами дреговичского типа или просто дреговичскими бусами. Отнесение к числу дреговичских поселений других городов Полесья не документировано никакими материалами. Исследователями днепровской гидронимики давно уже было подмечено, что некоторые из названий рек и озер правобережной части Днепра севернее Припяти одинаковы с названиями рек и озер бассейна Немана (таковы Плиса, Уша, Уса, Свислочь, Митава и др. ).
Далее граница распространения вятичей идет к верховьям Оки, включая бассейн Прони. Трехбусинные височные кольца (табл. образом в Житомирской и на западе Киевской области).
Дреговичским городом был также Туров. Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики. Таковы, в частности, курганы исследованные в Рогачевском р-не Могилевской обл. Антропологическое изучение современного населения Белоруссии позволило В. В. Бунаку утверждать, что в древности южной границей балтской антропологической зотты была Припять (Бунак R. В., 1956, с. 21).
4). В северной части дреговичского ареала отмечены случаи сожжения умерших в четырехугольных домовинах, устроенных в курганах (Большая Ольса, Красный Берег). В свою очередь отдельные группы древлян проникли в южные районы дреговичской территории. Наложение карты локального членения дреговичских курганов XI-XII вв. По другой версии, название восходит к вышедшему из употребления древнеславянскому слову, означавшему «родственник». По-видимому, украшения и принадлежности одежды сгорали на погребальных кострах.
Белые хорваты — восточнославянское племя, жившее в окрестностях города Перемышль на реке Сан. Этноним «белохорваты» встречается у Константина Багрянородного, который дал описание жизни и истории хорватов. Они восстали и в 982 году их пришлось завоёвывать снова. Кривичи (белор. XXIX, 9, 10). Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке. Балтийское происхождение этого слова не вызывает сомнений.
В летописи упоминается только то, что дреговичи имели некогда свое княжение. Такие курганы, помимо тех областей, которые уже в VI—VIII вв. выявляет членение их ареала на две части (Седов В. В., 19706, с. 87-89).
Наличие в южной части дреговичской территории (Туровщина) отдельной группы памятников пражского типа и эволюционная связь керамики этих памятников с керамикой дреговичских курганов IX-X вв. Различные народные названия курганов Белоруссии впервые привлекли внимание Л. В. областях Днепр.
Такие бусы в составе ожерелий неизвестны на территориях расселения других восточнославянских племен (рис. В дальнейших своих трудах В. З. Дреговичи — обитатели сырой, болотистой местности. Алексеева, который высказал предположение, что термин «копцы» характерен для дреговичской территории, в то время как в области расселения полочан древнерусские курганы зовутся современным населением волотовками, а на территории смоленских кривичей и радимичей – просто курганами. Н. П. Барсов пытался очертить область дреговичей на основе распространения географических названий XIX в., близких по звучанию к этнониму этого племени (Барсов Н. П., 1885, с. 124-126 Андрияшев А. М., 1887, с. 29).
Это положение было подтверждено Б. А. Тимощуком исследовавшем не только могильники, но и поселения в Северной Буковине. На севере произошло частичное территориальное смешение дреговичей с кривичами. Позже уличи и соседние тиверцы были вытеснены на север прибывшими печенежскими кочевниками, где слились с волынянами.
Северо-западная окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества. Мужчины, похороненные в курганных домовинах, как правило имеют неславянскую ориентировку. В XII веке ими был убит христианский миссионер Кукша Печерский.
Северяне строили линии укрепленных (окруженных частоколом, рвами и валами) городищ для прикрытия славянских земель от кочевников по рекам Псёл и Сейм. С другой стороны, если учесть данные о том что славяне северной Руси — большей части современной России и Белоруссии, а именно ильменские словене, вятичи, кривичи, радимичи, псковские кривичи — пришли на свои новые территории с запада (вятичи, радимичи, кривичи — «от Ляхов», в соответствие с древними летописями, а словене ильменские и псковские кривичи имеют массу общих черт со славянами Поморья и современной Полабской Германии) — то есть являются выходцами из венедов, тогда получается, что северяне, до миграции на территорию современной России и Белоруссии этих новых славянских племен с запада, являлись самой восточной и одновременно самой северной оконечностью антов. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. Восточной границей дреговичской территории был Днепр. Под именем другувитов (греч.
К. П. Тышкевич производил исследование в срединной и северной частях ареала дреговичей близ Селища, Гребня, Белкевичей, Видогощ, Старого Бобра, Борисова и Логойска (Тышкевич К., 1865, с. 19, 35, 46—48). Для этой темы определение территории расселения дреговичей XI-XII вв. Середонина вычеркнуть дреговичей из списка древнерусских летописных племен и рассматривать их как разноплеменных по происхождению жителей болотистых местностей Припятского Полесья не встретила поддержки среди историков Древней Руси, так как не имеет под собой решительно никаких оснований. В девяти курганных группах встречены бусины из горного хрусталя. В. 3.
Кроме направления Брагинка — Днепр — Березина, дреговичи расселялись по левым притокам Припяти — Случи, Птичи, Лани и др. В междуречье Днестра и Прута, вероятно, сохраняются остатки нескольких групп славянских поселений и городищ (Алчедар, Екимауцы, Царевка, Рудь и др. ), которые связываются с летописными тиверцами. Отличительной чертой женских захоронений вятичей считаются семилопастные височные кольца. Начальная летопись отводит дреговичам пространство между Припятью и Западной Двиной: « седоша межю Припетью и Двиною и нарекошася дреговичи» (ПВЛ, I, с. 11).
К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричев (Кречют, 1136), Славгород (Прапошаск, 1136), Гомель (Гомий, 1142), Рогачёв (1142), Чечерск (1159). Завитневич проводил ту же точку зрения. В древлянских курганах тоже встречаются зерненые бусы, но других типов.
На западе естественным рубежом между дреговичской территорией и Брестским Побужьем были обширные болотистые пространства (так называемое Выгоновское болото). Однако изучение распространения народных названий курганных могильников выявило ошибочность такого предположения. Все эти гидронимы балтийского происхождения.
Это или погребальные кострища, на которых сжигали умершего или ритуальные (умершего в этом случае сжигали на стороне). Энтоним «белые хорваты» известен в «Повести временных лет»: «А се ти же словени: хорвате бели и серьб и хорутане». Начало славянского освоения земель севернее Припяти хорошо отражено курганным материалом.
Этноним племени произведен от «дрегва» (белорусск. — трясина в болоте смоленское диалектное — болото, зыбун, трясина украинск. Такое членение кривичской территории удерживается до XII в. включительно. Из письменных сообщений видно, что дреговичи были отдельным племенем, жившим самобытно имевшим собственную территорию и, до вхождения в состав Киевской Руси, — свою политическую организацию, свое «княжение».
дралянне) — славянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. областях днепровского Правобережья, границы к-рых точно не установлены.
В 907 участвовали в походе Олега на Царьград. В заключение следует добавить, что еще в XIX в. среди местного населения Припятского Полесья существовало деление Полесья, близкое к членению, намечаемому по археолого-антрополого-гидронимическим данным. таким образом, южная граница дреговичской территории, проведенная В. З. Антропологическое исследование южнобелорусского населения в 1953 г. позволило В. В. Завитневич настойчиво проводил эту точку зрения и всюду, открывая в процессе новых раскопок курганов погребения в грунтовых ямах, приписывал эти захоронения иноплеменному (не дреговичскому) населению. В IX — X веках вятичи выплачивали дань Хазарии по щелягу (предположительно, серебряной монете) с сохи. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров.
Однако племенное имя кривичи ещё довольно долго употреблялось в иностранных источниках (вплоть до конца XVII века). После образования Киевской Руси кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в колонизации восточных земель (современные Тверская, Владимирская, Костромская, Рязанская и Ярославская области, север Московской, а также Вологодчина) где ассимилировали местные финские племена дьяковской культуры. Юго-западная, полоцкая ветвь кривичей также именуется полочанами. Современное же население правобережной части Припятского бассейна принадлежит к полесскому антропологическому типу. Радимичи — наименование союза племен западнославянского происхождения ("от рода ляхов", как гласит летопись ПВЛ), поселившихся в междуречье верхнего Днепра и реки Сож (Гомельская и Брянская область). Родственны вятичам.
Таким образом, потомками тиверцев появляются молдаване. Как отмечалось, дреговичи в значительной степени расселились на территории балтов. Южная граница дреговичей проходила южнее Припяти. Северная часть его называлась литовским Полесьем, правобережная – волынским.
Эта болотистая полоса позднее, в X—XII вв., стала разделительным рубежом между дреговичами и древлянами. Столицей княжества был город Туров. Изучение особенностей погребального обряда дреговичских курганов XI-XII вв.
Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово), включенные в состав Древнерусского государства уже при преемнике Рюрика князе Олеге. В середине X века земли тиверцев вошли в состав Киевской Руси. В первом походе, не совсем удачном, союзниками русов и дулебов были арабы. Вполне определенно дреговичскими летописи называют Случеск и Клеческ (под 1116 и 1149 гг. ). Количество таких курганов сравнительно невелико. должна быть определена в следующих пределах (рис. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков и заменяется, вероятно уже в конце X века именем Русь (Рось) и Кияне. В насыпях не бывает домовин, ориентировка умерших общеславянская.
Найдены монеты, которые радимичи использовали как подвески в монистах: дирхемы (Ботвиново, Чабатовичи), серебряники Владимира 10в. «Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи» Альтернативная гипотеза связывает происхождение этнонима с индоевропейским корнем ven-t «мокрый, влажный» (праславянское vet). По Припяти известны археол. В связи с этим перстнеобразные височные кольца с заходящими концами (полутораоборотные) могут быть использованы для определения дреговичских памятников в северных и восточных районах расселения дреговичей и абсолютно непригодны для установления южного рубежа дреговичской территории. Наибольшее число таких захоронений обнаружено в бассейне Москвы.
По берегам Птичи, Свислочи и Лани курганы с лепными урнами неизвестны. Археологическими раскопками исследованы укрепления, жилища, мастерские ремесленников и т. п. К северу, потомки тиверцев предположительно стали через несколько сот лет частью украинского народа, а их крайняя западная часть (Молдавия, Буковина) постепенно романизировалась. ДРЕГОВИЧИ – вост. -слав. Так же славянские погребения отличаются от балтских групповым расположением курганов (до нескольких десятков). Дреговичи (белор. 1.
«дряговина» — болото литовск. То же самое наблюдается и в области расселения кривичей. Во всех регионах кривичи тесно взаимодействовали с варягами. 6.
племенное объединение, обитавшее по р. Припяти и в более сев. Кочубинский убедительно показал, что в левобережной части Припятского бассейна и в бассейне p. Березины имеется большое количество рек и озер с названиями балтийского происхождения. Кривичская курганная культура отличается от синхронных славянских культур Поднепровья. на этно-археологическую карту Верхнего Поднепровья раннего железного века показывает, что вся северная часть дреговичской территории, где курганные насыпи характеризуются наличием остатков кострищ под скелетами, попадает на территорию, которая прежде была занята балтийскими племенами (поселениями со штрихованной керамикой).
Сев. -зап. Население же правобережной Припяти относится к полесскому антропологическому типу (Дяченко В. Д., I960, с. 18—33). Между тем определение территории отдельных восточнославянских племен по таким деталям погребального обряда, как положение покойника в основании кургана или в могильной яме под курганной насыпью, является несомненно ошибочным. 1).
Среди погребального инвентаря много украшений, предметов быта, реже встречаются хозяйственные приспособления. Хронология дреговичских курганов разработана в работе А. В. Успенской (Успенская А. В., 1953, с. 118—124).
В курганах дреговичей XI-XII вв. Киевским князьям дреговичи подчинились, вероятно, очень рано. О том же свидетельствует четкое членение дреговичской территории. Нужно отметить, что при этом славянская колонизация не происходит в бассейнах Нары и Протвы. Уже П. Н. Славянские же названия рек левобережной части Припятского бассейна и бассейна нижней и средней Березины имеют многочисленные аналогии исключительно в южной (левобережной) части Припятского бассейна.
Жизнь на городищах со штрихованной керамикой прекратилась около середины I тысячелетия. Завитневичу, раскопавшему в Минской губ. Столицей княжества был город Туров.
Курганы дреговичей в основном сосредоточены на правом берегу Днепра. Более того, подобные височные кольца найдены в славянских могильниках Подляшья. Область дреговичей — Припятское Полесье — характеризуется сильной заболоченностью.
Второй поход совместно с русами и белыми хорватами, закончился подписанием выгодного мира. Сформировались на основе пришлого славянского и местного балтского населения (Тушемлинская культура). krievi), а Россию Криевией (лтш. Около трети дреговичских трупосожжений помещены в глиняные сосуды или накрыты ими, остальные — безурновые.
Далее граница расселения вятичей следует на северо-запад вдоль правых притоков до верховьев Москвы-реки (где также встречаются памятники кривичей), а потом поворачивает на восток по направлению к верховьям Клязьмы. В последующих трудах В. 3. Раскопки на даной территории начались ещё в 70-80-х годах XIX столетия.
2). Б. А. Подобное членение дреговичского ареала обнаруживают и материалы антропологии. Срединное положение в них занимают одна-две большие металлические бусины, покрытые крупной зернью (встречены более чем в 120 погребениях). До настоящего времени в ряде районов БССР местное население называет древнерусские курганы «копцами» («капцами»). Произведенные анализ и картографирование вещевого инвентаря и деталей курганного обряда междуречья Припяти и Западной Двины показали, что наиболее надежным этноопределяющим признаком дреговичей XI-XII вв. окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества.
Однако многие из перечисленных этим исследователем географических названий настолько далеки от племенного названия (например, Старые Дороги, Дорошевичи, Дорожки и др. ), что вряд ли могут быть связаны с последним, другие же могут быть производными от слова дрягва (дрегва, дрыгва), что по-белорусски, по-украински и по-литовски значит болото. О балтском (юхновском) происхождении радимичей также говорят характерные украшения – шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространенных украшений в восточнославянском мире Х-XII вв. Завитневича были признаны и использованы в исследованиях А. С. Наиболее крупные исследования принадлежат А. Н. Лявданскому, С. А. Дубинскому и И. А. Сербову.
Скорее всего, вся торговля полочан была ориентирована на запад и с югом: с хазарами или византийцами они сами не торговали — этим занимались славяне из более южных мест. Хотя в летописях об этом не говорится прямо, но анализ летописных данных позволяет считать, что этот город не только был расположен в земле дреговичей, но и являлся их племенным центром (Насонов А. Н., 1951а, с. 150 Рыбаков Б. А., 1960, с. 24, 25). Однако такое мнение не подтверждается никакими фактами.
Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой. Согласно Повести временных лет, вятичи и радимичи были «от рода ляхов», то есть западных славян. Курганы по обряду кремации распространяются на этой территории в 9 в. На рубеже 10–11 вв. Милюков в связи с этим отметил, что Н. П. Завитневичем по южному берегу Припяти, потеряла всякое археологическое подтверждение. 2).
Известный исследователь литовских древностей Т. Нарбут в 1810 и 1811 гг.
Такие курганы, помимо Припяти известны на Случи, Днепре и Березине (рис. Таким образом, в третьей четверти I тысячелетия н. э. являются крупные металлические зерненые бусы.
Названы они и в одчинений византийца Константина Порфирогенета (Константин Багрянородный. При этом южная граница распространения древнерусских курганов с остатками кострищ в основании совпадает с южной границей ареала поселений со штрихованной керамикой (рис. терр.
По распространённой версии, название происходит от имени Радима, во главе с которыми радимичи пришли с пропольских (ляшских) земель. поселений, курганы с трупосожжениями и небольшие городища. В большинстве случаев разница в захоронении покойника (в насыпи, под насыпью кургана) объясняется датой захоронения. О балтском влиянии на вятичей (через местные племена мощинской культуры) также говорят характерные украшения — шейные гривны, которые не принадлежат к числу распространённых украшений в восточнославянском мире X-XII вв.
27, 24–32). Другими кривичскими артефактами являются бронзовые серповидные височные кольца, стеклянные бусы, ножи, наконечники копий, серпы, керамика (пряслица и изготовленные на гончарном круге горшки). Судя по тому, что черепные кости в некоторых трупосожжениях находятся в западной части погребального костра, можно полагать, что умерших клали на костре головой к западу, т. е. лицом к востоку, навстречу лучам восходящего солнца (Мышенков Н., 1892, с. 89, 90). Западная Двина была одной из торговых дорог, по которой славяне издревле торговали с Западной Европой. Сравнительно богаты дреговиче-кие шейные ожерелья. Для управления этими союзами возникают первые города — политико-административные и сакральные центры. В 907 году, согласно «Повести временных лет», хорваты приняли участие в походе Олега на Царьград.
Городища — почти круглой формы укрепления диаметром около 80 метров, окружённые рвами глубиной около 4 метров и высокими валами. Еще А. А. Не подлежит сомнению, что бассейн Западной Двины был уже кривичским. восточнославянское племя, обитавшее, согласно «Повести временных лет», между реками Припять и Западная Двина.
основной тип поселений — селища, площадью от 2, 5 до 6 гектаров керамика близкая по характеристикам к роменской — лепная посуда (горшки, миски и сковородки), большая часть которой не имеет орнаментов, меньшая имеет орнаментацию, аналогичную роменской. «Роскошные одежды и украшения, — писал этот исследователь, — развивались лишь там, где славяне непосредственно соприкасались с соседними им финскими, тюрко-татарскими, пруссо-литовскими и скандинавскими народами» (Нидерле Л., 1956, с. 244). Такая картина обычна для пограничных районов восточнославянских племен. Дреговичским городом был также Туров. В 907 приняли участие в походе Олега на Царьград. Первая попытка археологического исследования дреговичей принадлежит В. З.
Западные белорусы капцами называют древние грунтовые могилы, обложенные камнями. Для южных же районов земли дреговичей – там, где в I тысячелетии н. э.
Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Рис. Культура поселений со штрихованной керамикой, распространенная в Верхнем Поднепровье севернее Припяти, по своей этнической принадлежности является бесспорно балтийской. Курганы данного района стали известны благодаря раскопкам С. И. Пеняк и И. П. Русановой. Несмотря на значительное количество проведённых раскопок, археологические материалы, связанные с хорватами недостаточно выразительны и определённы, Они представлены прежде всего захоронениями (подплитными и бесплитными изредка — курганами), содержащими в основном трупоположения с западной ориентировкой.
«Белыми» назывались именно западнославянские (чешские) хорваты. Данных о восточнославянских (прикарпатских) хорватах почти нет. Неправомерность использования подобных топонимов для определения дреговичской территории показал Е. Ф. Карский (Карский Е. Ф., 1903, с. 66). Для мужских захоронений характерны поясные кольца, др. Только у двух племен – радимичей и вятичей – они получили относительно широкое распространение. Учитывая сказанное, собственно дреговичскую территорию X—XII вв.
Однако на левый берег поселения дреговичей не заходили. В южных районах дреговичской территории остатки кострищ под скелетами отсутствуют. В соответствии с отмеченным выше членением дреговичской территории XI-XII вв.
Вятичи — восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей). 5). С XI века территория радимичей в Черниговском княжестве, с начала XII — её южная часть под властью Смоленска. раскопал несколько курганов на восточной окраине дреговичской территории, в окрестностях Быхова и Рогачева (Narbutt Т., 1837, s. 574, 576). Преобладают синие бусины, затем — желтые, серые и коричневые. др.
н. э. можно очертить в следующих пределах (карта 15). Не есть ли это отпечаток прежнего (пока нам неизвестного) погребального обряда верхнеднепровских балтийских племен, ассимилированных славянскими племенами. Курганы южной части дреговичской земли (поречье Припяти и области южнее этой реки), т. е. районов, где славяне появились еще в середине I тысячелетия н. э., по своему строению и вещевому материалу очень близки, если не тождественны, погребальным насыпям волынян, древлян и полян.
(возможно, от дрягва, дрега болото), племенное объединение восточных славян, обитавшее по р. Припять и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены. В южной части ареала дреговичей его не употребляют. В русских летописях дреговичи упоминаются до середины XII в. (ПВЛ, I, с. 13, 200 ПСРЛ, II, с. 330). н. э. радимичи находились на стадии формирования классовых отношений, управляли ими князья, старейшины.
Однако часть названий использованных исследователем, видимо, происходит не от дреговичей, а от термина «дрегва», другая часть (например, Старые Дороги, Дорожки, Дорошевичи и др. ) не имеет ничего общего с этнонимом. Наземное устройство жилых и хозяйственных построек кривичей (равно как словен новгородских) напоминает славянские археологические памятники лесной полосы Польши. Последние области некоторые исследователи считали дреговичскими. При заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение.
В 10 в. земля Д. вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее осн. Среди населения ряда районов Белоруссии термин курганы неизвестен. На севере граничили с землями кривичей.
Центром полянской («польской») земли был Киев другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие. После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. Сын Святослава — Владимир вновь воевал с вятичами и наложил на них дань в 981 году. На территории, которая прежде была занята балтийскими племенами, эти памятники имеют остатки кострищ под погребениями и среди вещевого материала обнаруживают украшения явно балтийского происхождения. Северо-западная окраина земли дреговичей стала частью Полоцкого княжества.
По территории своего распространения памятники этого типа на Волыни и в южном Полесье охватывают области расселения нескольких позднейших летописных племен – волынян, древлян и южной части дреговичей. Над мертвыми вятичи совершали тризну, а затем кремировали, возводя над местом погребения небольшие курганные насыпи. У них ранее других водворилось и христианство. Туровского кн-ва. Выводы В. З. с керамикой пражского типа. На первых страницах «Повести временных лет» дреговичи выступают как самостоятельное восточнославянское племя, которое занимает определенную территорию, живет самобытной жизнью и до вхождения в состав Киевской Руси имеет собственную политическую организацию – свое «княжение».
После этого кривичи больше не упоминаются в восточнославянских летописях. Северо-западная окраина земли Д. вошла в состав Полоцкого княжества. Учитывая вышесказанное, дреговичская территория XI-XIII вв. Характерные племенные особенности радимичей:бронзовые или серебряные височные кольца (7-лучевые и 7-лапчатые), биэлипсоидные, язычковые, петлистые и гроздевые подвески, пластинистые гривны. Недавнее исследование древлянских курганов И. П.
были бесспорно славянскими известны севернее Припяти — в верховьях рек Случь и Оресса (Нежаровские хутора, Огородники), на правом берегу Днепра (Леваши — Казаков сад) и по Березине (Волосовичи, Любоничи — Бутьков Лог, Большая Ольса, Красный Берег, Прибор, Оздятичи, Староселье, Точилище). брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям» и браков у них не было. Н. П. Курганные насыпи здесь называются концами (капцами) — по-видимому, от литовского kapas (могила). Прочно установившийся обряд погребения свидетельствует о существовании определенных религиозных представлений о загробной жизни: отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство множество изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика иноземного происхождения, указывают на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, что торговля была меновая. Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень в позднейшую пору центр этот, по-видимому, перешёл в город Вручий (Овруч).
Повторяемость гидронимов правобережной и левобережной части Припятского бассейна настолько значительна, что вопрос о заселении славянами левобережной Припяти и Березины именно с юга, с правобережья Припяти, может быть решен гидронимическим анализом вполне самостоятельно. Вещевой инвентарь курганов с сожжением очень малочислен. В VIII и IX веках они вынуждены были платить дань хазарам, позже (882) были подчинены Олегом и были одним из основных племён, составивших Киевскую Русь. 1 – курганные могильники с находками металлических бус дреговичского типа 2 – курганные могильники древлян 3 – курганные могильники с находками кривичских височных колец 4 – курганные могильники с находками семилучевых височных колец 5 – восточнолитовские курганы 6 – каменные курганы Бугско-Неманского междуречья 1 – Заславль 2 – Петровщина 3 – Рыловщина 4 – близ Логойска 5 – Селище 6 – раскопки Тышкевича в Игуменском у. 7 – Побережье Мурава 8 – Оздятичи 9 – Борисов 10 – Матюшина Стена 11 – Эсьмоны 12 – Вирков (Семибраты) 13 – Леневка 14 – Кострицкая Слобода 15 – Любоничи 16 – Макаричи 17 – Пацева Слобода 18 – Перекаль 19 – Волосовичи 20 – Устиж 21 – Брицаловщина 22 – Горожа 23 Ясень (Белая Лужа и Заречье) 24 – Солоное 25 – Мозык 26 – Адамовка 27 – Леваши 28 – Заужелье 29 – Горошков 30 – Пожарки 31 – Курганы 32 – Городок (Стригалова Слобода) 33 – Туровское болото 34 – Глиница 35 – Гальце 36 – Ванюжицы 37 – Комаровичи 38 – Дьяковичи 39 – Нежаровские хутора (Княжья Могила) 40 – Языль 41 – Огородники-Падзеры 42 – Митяевичи 43 – Стомогилы 44 – Рычев 45 – Хильчицы 64 – Теребежово 47 – Ракитино 48 – Андреевичи 49 – Довга Нива – 50 Черинковщина 51 – Платово.
Поляне (поли) — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». В XIX — начале XX в. историки древней Руся пытались очертить ареал дреговичей на основе политических границ Туровской земли (Завитневич В. 3., 1886, с. 576-578 Довнар-Заполъский М. В., 1891, с. 57 Грушевский А. С., 1901, с. 16). Завитневич недооценивал. Верхнее течение Оки целиком занято вятичами. городом Туровом на Припяти.
Территория распространения археологических памятников, относящихся к периоду максимального расселения вятичей (XI—XII века) имеет следующие границы. Русановой). Первая связывает их родину с территорией северной Польши (причем утверждается, что сначала кривичи пришли на Псковщину (VI век: Культура псковских длинных курганов) (через Среднее Понеманье), а затем двинулись на юг и заселили Смоленщину и Белоруссию), другая — с карпатским регионом. Северные кривичи стояли у истоков создания Новгородской Руси, при этом древненовгородский диалект отождествляется с северокривичским. На основании этого заключения B. З.
3). памятники дреговичей. Дреговичи и их соседи в XI – XII вв.
Подчинение дреговичей киевским князьям произошло, вероятно, в X веке.
Восточной границей собственно дреговичской территории служило поречье Днепра.
Карского и др. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами), так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии), а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов. Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. Наличие же в верхнем Понеманье длинных курганов свидетельствует о заселении этого края другой (недреговичской) группой восточного славянства. Дреговичи в этом отношении стоят ближе к юго-западным племенам. Для вашего удобства морфологические характеристики каждой конкретной части речи представлены в виде полных схем и сопроводительных примеров.
Припятская группа памятников с керамикой типа Луки-Райковецкой (карта 10) отделена от других областей с аналогичными памятниками большими труднопроходимыми, не пригодными для заселения болотами. Древляне (белор. Погребальные обряды- трупосожжение (8-10в), с конца 10 до начала 12в. - трупоположение на горизонте, в подкурганной яме характерная особенность- существование пепельно-угольного пласта в форме "огненного круга", в центр которого и клали умершего.
работы Ю. В. На западе большое болотистое пространство (так называемое Выгоновское болото) отделяло поселения дреговичей от Брестского Побужья и Бужско-Неманского междуречья. В дреговичской земле рас-копаны курганы, содержащие одновременно погребения по обрядам кремации и ингумации (Гребень, Новый Быхов, Пацева Слобода, Яновка, Ясенец). дреговичское население этого времени по своему антропологическому строению разделяется на две группы. В начале 970-х гг.
Первая попытка исторической интерпретации археологического материала, собранного в земле дреговичей, принадлежит В. 3. памятники Д. 9-10 вв. : остатки земледельч. Среди дреговичских курганов XI-XII вв.
На территории дреговичей образовалось впоследствии Туровское княжество, а северо-западные земли вошли в состав княжества Полоцкого. Для XI и первой половины XII в. характерны трупоположения на горизонте. О том, что в северной части дреговичской территории славянизация края осуществилась в значительной степени за счет ассимиляции местного (балтийского) населения, довольно ярко свидетельствуют материалы палеоантропологии.
Северовосточная граница дреговичей проходила по водоразделу Березины и Друти. Для южных районов дреговичей характерен длинноголовый среднелицый тип. Дулебы (Дулибы)— союз восточнославянских племён на территории Западной Волыни в VI—начале X вв. Попытка С. М. Вслед за А. А.
Древнейшим и наиболее важным центром Северской земли был Чернигов. Таковы курганы, расположенные близ д. Платово Новогрудского уезда. Территориальная обособленность этой группы раннего восточнославянского населения (она отделена от других поселений с пражской керамикой значительными болотистыми пространствами), по-видимому и послужила толчком к образованию самостоятельного восточнославянского племени дреговичей. В 10 в. земля Д. вошла в состав Киевской Руси, явившись позднее основной территорией Туровского княжества. На юге граница дреговичей, по В. 3. ) дреговичи известны уже Константину Порфирородному как племя, подчиненное Руси.
Северяне (севера) — восточно-славянский племенной союз, населявших территории Черниговской, Сумской и Курской областей в VIII — начале IX вв. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка.
Грушевского, Е. Ф. XXVIII).
На западе их ареал граничил с землями скотоводческого романоязычного населения (см. «dregnas» — сырой, влажный (Фасмер М., 1964, с. 536—537). Предшественниками радимичей были носители колочинской культуры. Обычно дреговичская женщина носила по нескольку перстнеобразньтх колец — от двух до 12. «Повесть временных лет» даёт некоторые события из истории прикарпатских хорватов, но только для Х в. О более ранних веках известно только из материалов археологии. Археологические материалы также не многочисленны.
свыше 600 курганов древнерусского времени. Тиверцы принимали активное участие в походах Олега на Царьград в 907 и Игоря в 944. Захоронения почти всегда одиночны и как правило со скромным инвентарём. В большинстве курганов присутствуют остатки кострищ. Единичные предметы, не подвергшиеся действию огня (перстнеобразные височные кольца, бусы, пряжка, браслет, монетообразные привески, ножи, кресало, серп), принадлежат к общевосточнославянским типам. Иногда в могилах встречаются изделия ремесла. Можно с большей долей вероятности полагать, что хорваты были аналогичны другим группам славян, упоминаемым в «Повести временных лет»: полянам, древлянам, уличам, словенам, радимичам и т. д. Следует вероятно принять взгляд на них как на племенные союзы, обладавшие политическим и в известной мере этническим единством. Летопись не сообщает сведений об истории Д. известно лишь, что в древности у них было своё «княжение» с главным городом Туровом на Припяти.
В курганах встречаются погребальные сооружения в виде деревянных домиков с двускатными крышами. пока не изучались. Коваленя, С. С. Шутов, И. Р. Колодкин и М. Н. Конвисаров. В. В. Седов настаивает на скифско-сарматском происхождении названия, возводя к иранскому слову «чёрный», что подтверждается названием города северы — Чернигов.
ДРЕГОВИЧИ (возможно, от дрягва, дрега – болото) – восточно-славянское племенное объединение, обитавшее по реке Припяти и в более северных областях днепровского Правобережья, границы которых точно не установлены. Хотя в летописях об этом прямо и не сказано, но косвенными путями можно установить, что этот город не только был расположен на земле дреговичей, но и являлся их племенным центром. Летопись упоминает только, что дреговичи имели некогда свое княжение. В курганах Д. 11-12 вв.
Кухаренко и И. П. Граница сплошного распространения древнерусских курганов XI-XII вв. В курганах Д. 11-12 вв. Находясь в стороне от «Пути из варяг в греки», дреговичи не играли видной роли в истории Древней Руси. Кроме того, раскопками курганов дреговичей занимались В. П. Сущинский, А. 3. В курганах Д. 1112 вв.
Еще в прошлом столетии старожилы Припятского бассейна разделяли Полесье на две части: северная часть называлась литовским Полесьем, правобережная — волынским (Зеленский И., 1864, с. 115). Скорее всего название происходит от древнеславянского слова дрегва или дрягва, что значит «болото». Одновременно с севера, со стороны полоцкого течения Западной Двины, Припятско-Двинское междуречье заселяется кривичами. Близ Логойска и Заславля копал курганы Н. М. Турбин (Указатель памятников, с. 131, 132). Для дреговичей они характерны не менее, чем крупные зернистые бусы.
Начальная летопись помещает дреговичей между Припятью и Западной Двиной: «а друзии седоша межю Припетью и Двиной и нарекошася дреговичи». Успенской. XXIX, 1—4, 6, 8, 15). Об этом прежде всего свидетельствует наличие здесь своеобразных каменных курганов, неизвестных дреговичскому населению Припятско-Двинского междуречья.
Первые раскопки курганов в земле дреговичей относятся к началу прошлого столетия. Настоящая статья посвящена вопросам этнической истории дреговичского племени. В последнее время дреговичские курганные древности были предметом исследования А. В. Спицыным А. В. Вполне определенно дреговичскими названы лишь города Случеск и Клеческ. В «Повести временных лет» сказано, что «улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Археолог не может согласиться с положением, развиваемым М. К. А. А.
По Припяти известны археологич. Юго-западная граница вятичей проходит по водоразделу Оки и Десны. В археологической литературе принято называть эти украшения бусами «минского типа». возможно, от дрягва, дрега – болото) – вост. -слав. Радимичи послужили ядром для образования белорусской народности. Занимались земледелием и животноводством, ремёслами (железо- и деревообрабатывающие, ювелирное, гончарное, кожевенное), охотой, рыболовством, пчеловодством, прядением, ткачеством. Наиболее исследованы их археологические памятники -курганные могильники- 10-12 вв. с ушками (Вотня), брактеаты (Гадилавичи). В конце 1 тыс. племенное объединение, обитавшее по р. Припяти и в более сев.
Не случайно, латыши и по сей день называют русских кривичами (лтш. в той части Припятского Полесья, где позднее был основан их племенной центр — Туров. ИсторияПри заселении Белоруссии, дреговичи двигались с юга на север (к реке Неман), что указывает на их южное происхождение.
Таковы, прежде всего, р. Случь – правый приток Горыни и р. Случь – левый приток Припяти, р. Гривка в нижнем течении Стохода и р. Гривка в бассейне Березины, реки Дубравки в бассейнах Стыри и Уборти, с одной стороны и в бассейнах Березины и Ипы, – с другой, две речки Железницы в бассейне Стыри и р. Железница в верховьях левобережной Случи, речки Тростянец и бассейнах Горыни и Ужа, с одной стороны и в бассейнах Птичи и Березины, – с другой, пять речек с названием Став в правобережной части Припяти (в бассейнах Стыри и Горыни) и р. Став в бассейне левого притока Припяти – Вити и мн. Все длинные курганы содержат захоронения по обряду трупосожжения. Барсов «не совсем осторожно пользуется материалом», а Е. Ф. 1). Термин же «копцы» известен не только на части дреговичской земли, но и в областях расселения других восточнославянских племен.
приводит к четкому членению дреговичской территории на две части (рис. в четырех пунктах — близ Кордона и Гадиловичей и два могильника в окрестностях с. Веточки (Соловьева Г. Ф., 1967а, с. 10-13). С помощью данного онлайн ресурса вы быстро узнаете как морфологически разобрать слово, на примерах.
Правобережья, границы которых точно не установлены. И. П. Таковы, например, Случь, Гривка, Дубравка, Железница, Тростянец, Став. По своему ареалу термин «копцы» («капцы») в области Верхнего Поволжья и Подвинья соответствует области расселения группы балтийских племен, которые оставили городища и поселения со штрихованной керамикой (рис.
Исключением являются курганы, расположенные у д. Мозык на р. Соже. Завитневичу.