1948картина Поля Сезанна «Дама в голубом» в результате ликвидации ГМНЗИ поступает в коллекцию Государственного Эрмитажа. 1956в Государственном Эрмитаже проходит выставка Поля Сезанна, приуроченная к 50-летию со дня смерти художника («Дама в голубом» – 21).
красовалась на его «Итальянке» десятью годами раньше. До того Сезанн написал около четырех десятков женских портретов (или этюдов портретного характера): начинал с изображения матери и сестер, затем пришла очередь Гортензии Фике, ставшей впоследствии его женой. Впервые это произошло в картине «Дама в голубом», затем – в «Даме с книгой». В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе.
Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). На фотографии картины в архиве Воллара имеется пометка: 1899. К тому же «дама с книгой» была женщиной более крупной и жакет явно жал ей в подмышках, что могло несколько забавлять Сезанна. Действительно, Сезанн не раз прибегал к подобным приемам автоцитирования. Сравнение двух «Дам», эрмитажной и второй, той, что с книгой (Коллекция Филипс), отчетливо показывает, как далеко мог отходить Сезанн от детали, первоначально послужившей ему «затравкой».
В 1888 – 1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы – в Эксе. Родился в Экс-ан-Провансе. Ибо жакет «дамы с книгой» скорее голубовато-серый, чем откровенно голубой. Бентури датировал Даму в голубом" 1900.
Для более точного определения времени создания «Дамы в голубом» стоит вспомнить еще, что ковер, показанный в правой части картины, фигурирует в натюрморте «Яблоки и апельсины» (около 1899, Музей Орсэ, Париж), а также в «Итальянке, облокотившейся о стол», которую по-прежнему относят к 1900 году. Франсуаза Ка-шен истолковываетлевую часть фона как воспроизведение угла одной из картин Сезанна, скорее всего, Больших купальщиц" (1900-1905, Фонд Барнса, Мерион, R. 856). Джон Ревалд отнес «Даму в голубом» к 1904 году, что, видимо, менее вероятно. Эрмитажную композицию сопоставляют обычно с Женщиной с книгой" (Коллекция Филипс, Вашингтон, R, 945), где у модели те же самые платье и шляпка. На протяжении двадцати лет (вплоть до начала 1890-х годов) он написал 27 ее портретов.
Отсюда не следует, конечно, что Сезанну достаточно было просто найти одежду нужного цвета, а потом лишь воспроизвести ее раскраску. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты. В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку.
Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). Кто послужил моделью картины, остается неизвестным. Музей дОрсэ, Париж, R. 847), а также в Итальянке, облокотившейся о стол" (частное собрание, Нью-Йорк, R. 812), которую теперь принято относить к 1900.
В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872 – 1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна.