Мне не удалось найти у Сальвадора Дали яблоки, поэтому предлагаю вам самим сравнить натюрморты Сезанна с грушами Сальвадора Дали. «живой натюрморт»— картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956году. «натюрморт» был написан Сальвадором Дали в 1918 году. Natura Morta (1956)Самый известный представитель сюрреализма Сальвадор Дали в своей знаменитой работе «Постоянство памяти», являющейся по сути аллегорическим натюрмортом, размышляет об относительности времени. «живой натюрморт» – картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1956 году.
Далее приведен список влиятельных художников, создававших натюрморты, но, безусловно, это не все знаменитые представители жанра. Вот такой фантастический натюрморт Дали, например.
Этот замедленный ритм, это «движение покоя», в котором пребывают персонажи Моранди, особенно поразительны, когда осознаешь, в какое время они созданы. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Можно почти с уверенностью сказать, что живопись эта — не что иное, как «иконы» новой религии — коммунизма иконы, где вместо Бога и святых беззастенчиво представлены идолы мира сего, то есть антихристовы «дары», написанные так убедительно, что голодный народ готов был им поклониться. Не будь «Бубнового валета», не появился бы и «лучизм» Ларионова, а может быть и абстракции Кандинского. И живопись и графика Моранди существует как бы на «грани двух миров» — духовного и материального.
Очереди начинались с двенадцати часов ночи с толкотней, давкой истерическими припадками. Акварельки как будто сделаны, просто художник пробует кистью краску, прежде чем написать что-то, – вот такие офорты. На нем висят мягкие часы, которые Дали изобрел годом ранее при создании картины «Постоянство памяти». Кандинский, Малевич выросли из «Бубнового валета», будучи совсем разными. Все написано с великолепной вещественностью.
И это все, что сделал человек, все, что он принес на землю. Не буду вам портить настроение напоминанием о том, что такое голодомор. Это полотно восходит к творчеству Карло Карра и Джорджо Моранди. Увлечение дивизионизмом ощущается в картине «Купальщицы в Эс Льяне» (1923, частная коллекция). В это же время Дали создает произведения, где формы наслаиваются друг на друга и образы получают неоднозначное истолкование («Метаморфоза Нарцисса», 1937, галерея Тейт, Лондон «Возникновение лица и фруктовой вазы на пляже», 1938, Уэдсворт, Атенеум «Рынок рабов с невидимым бюстом Вольтера», 1940, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида).
Оно может цветом, линией, ритмом выразить то, что неподвластно речи. После Октябрьской революции 1917 г. Машков стал одной из частей этой власти, он был властью обласкан, он вполне попал в нужный тон. Они живут своей таинственной, независимой от нас жизнью. Из церквей удалялись картины на религиозные темы.
То ли это надгробие, то ли апофеоз власти, языческое капище. На прошлых лекциях, посвященных пейзажу и портрету, я немножко об этом рассказывала. Это грустный итог того, что в мир принес антропоцентризм. Вот посмотрите на эту бабушку, которая сидит за своим обедом. «Бог слишком возвышен для человека и человеческого глаза. При этом жанр полностью оправдал своё универсальное назначение, так как вполне прижился не только в сюрреализме, но практически в каждом из художественных направлений — в фовизме, кубизма, экспрессионизме.
Почему это существо, бесспорно более тонкое и чувствительное, чем рядовой обыватель, отдает все силы, посвящает всю свою жизнь изображению таких невинных предметов, как цветы, яблоки, деревья. Но, так или иначе, все эти продукты намекают на съедобность или на сам процесс поедания. Один рабочий писал Микояну: «Почему же нет рыбы. Дали писал: «Когда я покажу вазочку кружащейся в пространстве вместе с веером и фруктами, цветной капустой, птицей, бокалом, бутылкой из которой изливается содержимое и ножом напротив окна, а за окном будет простираться бескрайняя морская гладь, покрытая зыбью, когда я выставлю руку, сжимающую в пальцах рог носорога, — все это будет означать, что я решился и начал постигать пространство-время путем созерцания левитации, которая разрушает энтропию». Теперь это, по-моему, стало уже общим местом.
Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Но уже тогда его рисунки, а также методы их создания шокировали зрителей. Здесь тоже, видите, часы в углу. Это было огромное полотно, вот это самое, Ильи Машкова, расположенное в центре зала.
Машков и Кончаловский в большом секрете готовили «сюрприз» к открытию. Такое полотно говорит о тщете человеческой жизни, о греховной любви к богатству земному. Однако все эти цвета превосходно контрастируют на нейтральном фоне. «Дефицит» стал центральным фактом экономической и повседневной жизни. Натюрморт — это особый жанр, где вещи говорят, общаются между собой и с нами.
Сальвадор доставал насекомых из древесины и заменял их плодовыми червями. Журналистам он вообще объяснял этот портрет так: «Я люблю котлеты и люблю свою жену. И. Хруцкий «Цветы и плоды» (1838)В ХХ в. русская натюрмортная живопись стала равноправной среди прочих жанров.
Это было чудо. Но в целом они любили вот эту тишину своего собственного дома. В середине 1930-х годов он едет в Крым. Потом это было утеряно, к сожалению, такая, чисто национальная черта. Его яблоко не решишься очистить, его захочешь скопировать». Раз Церковь не принимает искусства, то в нем развиваются светские тенденции.
Фантазия художника может лишь испортить Его безграничное совершенство». То же можно сказать и о его графике: офортах, рисунках, акварелях. Это, если можно так сказать, «движение покоя». Дали, осознанно включает в картину священный и мистический предмет, наравне с черепом слона — образ рога носорога, являющийся для художника символом левитации образов произведения. Как не уместен и школьный вопрос: что хотел сказать автор.
Все обращено к человеку, к человеческой личности. Как будто они ждали своего часа, пророчествовали о нем. Мертвая природа. Образование живописца Дали получил в Мадридской академии художеств. В их силуэтах появляется знаковая лаконичность. Библия полна указаний на красоту сотворенного мира.
Сами же предметы теряют объемность, становясь бесплотными. В живописи появляются тени, как альтер эго вещи, предмета, объекта. Не ведаю совсем, что я творю». 1927, Музей Дали, Фигерас). Исследовать вселенную Дали – задача непростая. Не вижу причины не писать их вместе». Все было символично.
Среди натюрмортов испанского художника-сюрреалиста есть немало вполне «обычных» — «Натюрморт» 1918 года, натюрморты «Рыба» 1922 года и «Корзинка с хлебом» 1925 года, «Натюрморт с двумя лимонами» 1926 года и др. После второй мировой войны, а точнее после взрыва атомной бомбы, в картинах Дали появляется «атомный» компонент. Вот, собственно, все, что я хотела вам рассказать. До сих пор слышны отголоски того времени.
Здесь же был выполнен его «Живой натюрморт» (1956, Фонд Морзе, Кливленд), где предметы (стакан с вином, бутылка, нож, вазы, фрукты) по воле воображения автора парят над столом так же, как летящая над водой ласточка. При всей кажущейся ненормальности его картин, Сальвадор Дали очень последователен. Моранди для меня — это майский день и именины сердца. Однако самым известным из натюрмортов Дали является «Живой натюрморт» («Движущийся натюрморт»), написанный в период его увлечения физикой (преимущественно ядерной и квантовой).
Ничего этого в «Двух кусках» нет. «Stilleven» по-голландски — это тихая жизнь и это гораздо точнее. Здесь неважно, каким он видит мир: конкретным, реальным или абстрактным. По его мнению, никто больше не мог рисовать так же, как и он.
Процесс поглощения, поедания присутствует в картинах и отдельно от еды. Вновь популярным натюрморт становится в начале XX века благодаря деятельности таких авангардных направлений, как импрессионизм, кубизм, фовизм и сюрреализм. Часы — или механические или песочные, но обязательно часы. На фоне этих вызывающе-сексуальных полотен «Два куска хлеба, объясняющиеся в любви» выглядят невероятно лирично и лаконично. Но у меня в какой-то момент возникло сомнение.
Например, мы без конца открываем античность, казалось бы, бесконечно далекую от современного стремительного и быстро меняющегося мира, каждая эпоха заново открывает ее для себя. Французский художник Поль Серюзье высказывался о фруктах Сезанна так: «О яблоке обыкновенного художника скажут: «Его хочется съесть». Это позднее творчество Машкова. Дали выполнил свой «Натюрморт» цветным, но у него при этом получилось передать все особенности овощей и фруктов. Световые блики есть на столешнице, блюдце, стакане с чаем, преломившейся серебряной ложечке.
Последователи Кальвина пошли еще дальше. Художник не изображает предметы «с натуры», как они расположены в интерьере, а сознательно так компонует их, чтобы решить какую-то свою смысловую и художественную задачу. Часто натюрморты содержат скрытую аллегорию через использование обычных предметов, которые художник наделяет символом, дополнительным смыслом и значением. Сюжет картины играет тут далеко не самую важную роль. Есть что-то эпическое, величественное и почти трагическое в этой группе простых вещей. Ведь у каждого художника существует своя манера рисования. На полотне Илья Машков и Петр Кончаловский представлены в образе цирковых борцов — то есть фактически обнаженными, с великолепными мускулами, справа пианино с испанскими нотами, этакий изыск, слева книги — Сезанн, Хокусай, Библия, стол со стаканами, в руках музыкальные инструменты, у ног гири. То есть, он нейтральный, вот таким образом не отвлекает внимание от других предметов.
Если в «Осеннем каннибализме» – это совершенно точно уничтожение, причем элегантное и изысканное, по всем правилам этикета (в руках у этих пожирающих друг друга фигур столовые приборы), то в «Архитектоническом Анжелюсе» это не так очевидно: мягкие тягучие массы перетекают одна в другую, стремясь то ли пожрать друг друга, то ли слиться воедино. Исчез открытый рынок. Так в натюрморте зримо ощущается присутствие человека, хотя художник и не рисовал его. Здесь продолжалась «тихая жизнь», тихое общение, тихий разговор частного человека в своем частном доме, то есть от Бога они все-таки ушли в частную жизнь. «Природа в картинах XV—XVII столетия — застывшая, законсервированная красота, вскоре утрачивает свою актуальность» Композиционные клише натюрморта изживались, а условия данной картинной формы оценивались по-новому.
Пространственные силуэты не разделяют их, а, скорее, соединяют. Он символизировал месть роскошного воображения утилитарности практического мира. Он признавал искусство одним из даров Божьих. Символы давно прошедшего времени предстают на полотне «Постоянство памяти (Мягкие часы)» (1931, Музей современного искусства, Нью-Йорк). унес три–четыре миллиона жителей и на несколько лет повлиял на рождаемость.
Кроме кота человека на картине «выдает» и собака — она в терпеливом ожидании смотрит прямо на него. Это одни и те же бутылки, графины, чайники. Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». Вещи сбиты в плотную, монолитную группу, справа и слева ограниченную белыми бутылками, как бы конвоирующими эту встревоженную толпу. Конечно, в этом тоже есть доля правды.
В «Живом натюрморте» предметы потеряв неподвижность, приобрели неосознанное движение. Огромное полотно: в центре герб Советского Союза, выпяченный специально, колосья из теста — «сталинский ампир», атрибуты советской власти, которые можно съесть. Испанский художник Сальвадор Дали родился в городке Фигерасе (Каталония) в семье нотариуса. Таковы натюрморты Питера Класса, Вилема Хеды, Абрахама ван Бейерена, Вилема Кальфа. Голландские дома уютны, соразмерны человеку, красивы. Так что подражать мы не могли, но подражали, конечно изо всех сил.
А дальше уже начинается, появляется богатство земное — какие-то серебряные, золоченые, перламутровые кубки, роскошные шелковые, ковровые скатерти. Это может быть кусочек бекона (на «Мягком автопортрете»), вареные бобы («Предвидение гражданской войны в Испании»), хлеб, уже как вполне традиционный христианский символ («Ядерный крест», «Мадонна Порт-Льигата»), сырые котлеты («Портрет Гала с двумя бараньими котлетами на плече»), разломленный гранат («Сон, вызванный полетом пчелы», «Дематериализация носа Нерона»). Самые первые «stilleven» просты: хлеб, бокал вина, рыба (естественно, символ Иисуса Христа), нож (символ жертвы), лимон (это символ неутоленной жажды познания, жажды Бога), несколько орехов в скорлупе (это душа, скованная грехом), если эти орехи расколоты — значит, душа, освобожденная от греха, яблоко (напоминает о грехопадении). В почти белых натюрмортах белый цвет становится не цветом и не светом, а образом цвета.
Искусству оставлялась лишь педагогическая задача — укрепление морали. И совсем иным предстает Дали в композиции «Натюрморт в лунном свете» (1928, Центр искусств королевы Софии, Мадрид). Скандал был обеспечен, чего и добивались молодые художники. Именно, может быть, потому, что он не пошел за всеми, он не пошел за толпой, которая стала увлекаться сюрреализмом, кубизмом, всеми этими «измами». В 1917 г. объединение перестало существовать.
Тишина — вот главная тема его натюрмортов этих лет. Говорят, что выставку посетил Пикассо со своей собакой. Их расположение очень напоминает композицию картины Франсуа Милле «Анжелюс», которой Дали восхищался с детства и неоднократно самыми разными способами интерпретировал в своих картинах (например, «Пара с облаками в головах», «Архитектонический Анжелюс», «Атавизм сумерек»). Он остался верен реализму.
Заметьте, что на натюрмортах никогда не изображается персонаж, никогда нет человека. Давида Штеренберга часто называют «художником натюрморта». Картины из церкви как бы переселились в дома бюргеров. Потом даже в XIX веке в французском искусстве интерьер был символичен, он был не случаен. Среди портретных натюрмортов у Арчимбольдо есть и совсем необыкновенные — «перевертыши»: достаточно повернуть картину на 180 градусов, чтобы увидеть абсолютно новое изображение. Применительно к себе Дали подтверждает это утверждение эпиграфом к своей книге мемуаров «Тайная жизнь Сальвадора Дали».
В то же время я раскрыл тайну хлеба — он может остаться несъеденным. Он очень рано проявил способности к рисованию. Внимание художник уделяет деталям и фактуре — в «Селедках» четко прописаны деревянная столешница, кусок хлеба, блестящая чешуя рыб. Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»). Все описано со скрупулезной подробностью в книге Исход (Исх: 25, 26, 27). Какой смысл может быть у потока сознания.
Чернильница, располагающаяся на правом конце батона, превращает всю конструкцию в настольный гарнитур, подставку для письменных принадлежностей – вроде той, о которой Дали писал в своей «Тайной жизни». Все предметы в них говорят и они все символичны. На случай, если такие вещи попадутся, люди носили в карманах сетки, которые назывались «авоськами» (авось что-нибудь попадется). Формы перетекают одна в другую и из темноты рождаются ускользающие образы-символы.
Мы опоздали. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины. Кальвин был представителем строгого, пуританского, аскетического протестантизма. Хлеб Дали предназначен не для помощи многодетным семьям.
Вероятно, это полотно много значило для самого художника, который по прошествии пятидесяти лет писал: «Хлеб по природе своей гетерогенен, ему ведь приходится терпеть и литургическое надувательство со стороны корзины и конвульсивный анархизм драпировки». Эрве Базен, французский писатель, писал: «Во время войны 1780 года Сезанн писал яблоки. Никого не было. У него вполне стол насыщен изобилием реальным, не вымышленным. Позднее, в 1928 году, Дали писал: «Пора свести счеты со стерилизованной геометрией, холодной геометрией сухих инкрустаций и плоских объемов в духе Джорджо Моранди, со всеми его натюрмортами из которых выкачан воздух во славу постоянства памяти».
Эпатажный бюст просуществовал недолго. И действительно у Сезанна были с яблоками «особые отношения»: он считал их совершенными творениями как по форме, так и по цвету. Интересно, что картины 1920-х годов более «бубнововалетские» по фактуре, живописному колориту, оптимизму, чем те, которыми они удивляли общество в начале пути. Парящие в пространстве предметы, не соприкасающиеся друг с другом, мы видим на картинах «Атомная Леда», «Дематериализация носа Нерона», «Мадонна Порт-Льигата». Выставка имела огромный успех.
Это единство семьи, близких друзей, куда хочется уйти от невыносимой действительности. В это время Дали покончил со «статичностью» на картинах и стал представлять материю в виде частиц. В натюрморте вещь больше себя самой, так как художник относится к бытию, как к особой ценности и это передается зрителю в процессе общения с произведением. Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). А наверху на втором этаже прямо над этой выставкой в маленьком зале висел Моранди. На Шемякина все ломились, а тут не было ни одного человека, я была одна.
Возьмите даже букеты цветов, когда есть роскошный букет, каждый цветок что-то значил. Вот они, например, такого размера, немножко побольше. Это то, что делали Машков и Кончаловский. В этой удивительно красивой картине уже заметно стремление к новому — сюрреализму. На простейших примерах он стремился показать истинную красоту природы.
Это действительно было, это страшная реальность. Влияние «Бубнового валета» на русское и мировое искусство было огромным. Можно сказать, обогнало весь мир. В щелях старой двери жили древоточцы.
Я сотворю из хлеба предмет сюрреализма. Затем украинская деревня, где был настоящий голодомор. Фетишем Дали, его личным брендом на протяжении всего творчества был хлеб. Несмотря на название картины историки искусства определяют ее жанр не иначе как «портретный натюрморт».
Мой хлеб был сугубо антигуманным. Еще одной «атомной» чертой, которая появляется во многих его картинах этого времени, было «атомное равновесие». О яблоке Сезанна: «Как это прекрасно». Многие вступили в общество «Московские художники» (превратившееся в 1928 г. в Союз русских художников), сохранив все основные характеристики своего языка. А часы — это напоминание о том, что жизнь быстротечна.
Джорджо Моранди родился в Болонье в 1890 году. Полевые лилии — символ чистоты, невинности. Таково же описание Храма, царского дворца. Наверное, при виде этих дат у многих из вас перед глазами возникают фантастические «Хлебы», «Снедь» и другое сказочное изобилие Ильи Машкова, Петра Кончаловского, да и «Селедки» Штеренберга с Петровым-Водкиным.
Не менее интересны и другие минималистичные натюрморты Штеренберга—– «Натюрморт с конфетами», «Простокваша», «Пирожное» (см. Уровень жизни в начале сталинского периода резко понизился в городе и в деревне. Исчезла даже рыба. Кусок хлеба. Наверное, с этим связано его особое отношение к еде.
Да, натюрморт — странный жанр: и многозначный и много в себе скрывающий. Огромная выставка, колоссальные скульптуры бронзовые. По-настоящему русское искусство развернулось только в конце XIX – начале XX века и тогда оно уже показало всему миру, на что оно способно.
В 1945 году Дали вновь возвратился к прежней теме, написав еще одну «Корзинку с хлебом» (Музей Дали, Фигерас). Вероятно, они посещали церкви. Голландских художников XVII века часто называют «малыми голландцами».
Это рыбная лавка изобилие всего рыбного. Таким образом, современные сюрреалистические натюрморты становятся не только олицетворением природы, но и местом для экспериментов — лозунгом для выражения своего внутреннего состояния, способом приоткрыть занавес к сокровенному и тайному миру художника. И они это знали. На полотнах Дали зритель видит чудовищные фантасмагории, устрашающие фигуры («Мрачная игра», 1929, частное собрание, Париж). Здесь он объявил о своей приверженности к католической религии и создал несколько проникнутых мистическим чувством композиций на религиозные сюжеты — стилизации в духе барочного искусства («Мадонна де Порт-Льигат», 1950, частное собрание «Христос Хуана де ля Круса», 1951, Художественная галерея и музей, Глазго «Тайная вечеря», 1955, Национальная галерея, Вашингтон). «Эта беззастенчивая карта напоминает скорее лечебницу для душевнобольных, чем выставку художественных произведений», — писали газеты. Когда смотришь Моранди, то невольно думаешь: что такое художник.
Подчеркнут силуэт каждого предмета. В них найдена мера цветности и этого удивительного света. Статую нельзя было поставить на землю, она должна быть обязательно над людьми. Все стоит чинно, словно в торжественном предстоянии. Насущную вещь, символ питания и святого бытия, я превращу в бесполезную, эстетическую.
Так, голландские «stilleven» превратились в напоминание о двух мирах — о Тайной Вечери, дающей жизнь и о Валтасаровом пире, ведущем в смерть. Был такой теоретик искусства во времена эпохи Возрождения Альберти, который так охарактеризовал человека: «Ты стал не земным, но и не небесным, тебе интересно все, что происходит кругом, но ты несешь с собой смерть, вот таким образом все живое на земле тебя начинает ненавидеть». Лилия — это вообще символ Благовещения, всегда с лилией ангел прилетает. Однако вера охватывает всю деятельность человека. Вот почему-то ему так казалось.
Как понимать эту нарочитую декларацию. Он говорил: «Всему народу следует учиться читать. В 1948 году Дали вернулся на родину, в Испанию. Отец Сальвадора имел большую библиотеку, где было множество книг по искусству.
Вероятно, молодой художник прекрасно знал и метафизическое искусство Джорджо Де Кирико. В ранних произведениях художника отразился интерес к различным направлениям в искусстве. Между предметами почти нет пространственных промежутков. Иногда бокал упал и вино пролилось — как бы жертва, мир побеждает. Бог благословляет простую жизнь, ее скромные радости, ее горести. В подобном ключе исполнена и еще одна, более ранняя картина — «Кубистическая фигура» (ок. Еще мгновение и он превратится в драгоценный камень.
Цветы в вазе – это натюрморт те же цветы на клумбе или в палисаднике – пейзаж. Он возвращает нам веру в то, что в основе мироздания лежат красота и гармония, а не хаос и безнадежность.
В 1932 году был написан «Антропоморфный хлеб». Отголоски «Бубнового валета» будут существовать до 60–70-х годов ХХ века. Фрагменты человеческих тел соединены с неживыми предметами. Появилось выражение «дефицит». Для него гораздо больше значило личное общение человека с Богом.
Но, когда он познакомился с творчеством Матисса и Сезанна, он выбрал их, а не футуристов. Зритель явственно ощущает распад, разрушение, развеществление мира. Тогда искусство было совершенно все символично.
Натюрморт из отрубленных голов — бюстов коммунистических лидеров, украшенных цветами. Голод 1932–1933 гг. Наиболее яркий художник из всех «Валетов» — Илья Машков. Так, портрет «Садовник» при повороте становится натюрмортом «Овощи в миске», а портрет «Повар» превращается в натюрморт с поросятами на блюде. Но художники не перестали работать.
И никогда нет источника света. Все было символично. На самом деле все символично. Известно, что император Рудольф II был восхищен своим «съедобным» портретом и очень щедро наградил художника.
После довольно яркого расцвета, в последующие века (XVIII—XIX) данный вид живописного искусства претерпевал периоды торможения и застоя, ощущая влияние передового искусства, разрушавшего академическую иерархичность жанров. Так художники «Бубнового валета» явились и свидетелями и обличителями времени и лживой власти, но и сумели подняться над скудостью действительности и увидеть нетленную красоту жизни. Они более обособлены и индивидуализированы.
Правда, у нас была икона, но икона, которая уже потеряла свою художественную ценность. Теперь я расскажу вам, как я это постепенно открывала. Завидя очередь, они пристраивались к ней, не спрашивая, за чем она. Фон картины – светло-коричневый.
Вместе с тем и невозможно определить время создания, часто художников разделяет большой отрезок времени, почти сто лет, например и все равно остается эта же самая композиция. Авторы сразу заявили о себе: «Мы фокусники и клоуны». Для них главным была «материальность», «вещность», «натюрмортность» даже в пейзажах и портретах. Обязательно вино, обязательно рыба и обязательно хлеб. Но там были свои ноты.
Об «Анжелюсе» он много писал и в частности видел в этой картине колоссальное напряжение, считал что пространство, в котором расположены фигуры мужчины и женщины, сумеречно и враждебно. А узнавать Библию посредством изображений фривольно и оскорбительно для Бога». Кроме того, почти во всех натюрмортах есть изображение часов. Монолитность прежних натюрмортов здесь отсутствует. Теперь основная цель натюрморта — передача внутреннего состояния автора, его внутреннего мира и душевных переживаний.
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Именно это заставляло голландских художников с удивительным постоянством обращаться к жанру«stilleven» — это голландское название натюрморта, которое гораздо точнее выражает суть этого жанра. В Испании мастер написал также целый ряд полотен исторической и мифологической тематики («Атомная Леда», 1949, Музей Дали, Фигерас «Открытие Америки Христофором Колумбом», 1958–1959, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида). Эта группа ваз и кувшинов, трогательных в своей немного нелепой вытянутости, напоминает подростков, длинноногих и неуклюжих. Я просто сейчас уже не могу вспомнить — это хрупкость мира, его красота.
Покой, предшествующий взрыву (состояние, которое очень увлекало Дали), мы видим в «Корзинке с хлебом», которая снова выполнена в лучших традициях голландского натюрморта. Образы, созданные Сальвадором Дали, поражают своей абсурдностью. Это когда-то было моим открытием. Из них мальчик и черпал свои первые знания. Но мне кажется, что не вот таким образом. Информацию об этом скрывали.
Перед зрителем уже почти абстракция, состоящая из черно-белых пятен, как на негативе. Голландские художники, создавая свои «десерты», как их иногда называли, сохраняли почти неизменной композицию картины. Отсюда уже рукой подать было до истинного смысла.
Наталья Гончарова, Роберт Фальк, Аристарх Лентулов. Это ускорило его развитие. Смысл они могут иметь самый разный, все зависит от самой картины. Недаром Дали говорил, что всё красивое должно быть съедобно. В это время он пишет «Хлеба советские» и эта тема подходит к своему логическому завершению. Предметы помещены на авансцену, приближены к зрителю, почти к краю рамы. Но Бог продолжал говорить языком искусства.
Что такое натюрморт. Но другое название картины — «Кубистический автопортрет» — говорит о том, что художник действительно представил автопортрет, расслаивающийся на холсте на множество профилей. Таков натюрморт из Национальной галереи искусства модерна в Риме. итальянские исследователи творчества Моранди называют «Сошествием во ад». В духе фовизма исполнено полотно «Ярмарка в день Святого Креста Господня» (1921, Музей Дали, Фигерас). ниже в галерее).
Особенно русский натюрморт 20–30-х годов ХХ века. Не сразу понимаешь, что вся эта красота мертва, убита. Пространство постепенно как бы исчезает, предметы сбиваются в плотную толпу, которая вытесняет все пространство. Это вообще елей на больную душу. Обычно принято считать, что «малые» они потому, что писали картины маленького размера. Картина «Утренний натюрморт» полна яркого света, она передает ощущение утренней свежести и покоя. Она более для слуха, чем для глаза.
Ягоды выглядели такими реальными, что хотелось протянуть руку и взять их. Отдал дань увлечению сюрреализмом (мы видели это только в его натюрморте). Пример аллегорического натюрморта – ванитас (с латинского vanitas «суета, тщеславие»).
Все написано с чувственным восторгом. Я изобрел колумбово яйцо: хлеб Сальвадора Дали. Сам Дали называл этот период — с 1949-го по 1962 годы — «ядерным мистицизмом». Мы не знаем, как это воспринимали современники, но сегодня мы видим здесь издевку. Художники хотели противопоставить модному мистицизму Серебряного века (представьте себе башни из слоновой кости и так далее) это полнокровное сочетание французского авангарда с русским народным творчеством (лубок, подносы, глиняные игрушки и так далее). Несмотря на «мертвую природу», картина полна жизни и словно пронизана движением.
Возникновение жанра голландского натюрморта невозможно рассматривать иначе, чем в контексте духовного движения XVI века, способствовавшего кризису ренессансной культуры. Слово «натюрморт» в переводе с французского означает «мёртвая природа» (nature morte). Он знал слова святого Григория об изображениях как о книге для неграмотных. Роль живописи в лучшем случае сводилась к катехизису. Их пронизывает музыкальный ритм и им свойственна благородная гамма тонов. Он изображает свое ощущение, возникшее под влиянием этого внешнего мира. Например, бекон на «Мягком автопортрете» указывает на съедобность оболочки, которая благодаря своему цвету вообще кажется сделанной из шоколада, а телячьи отбивные на плече Гала говорят о стремлении Дали поглотить ее.
Известно, что Сезанн даже говорил: «Я покорю Париж своими яблоками». Настроение художника как бы «алхимическое» — кажется, что ему хочется все бросить в котел искусства, чтобы вытащить оттуда сущность вещей. Так, картина Дали «Живой натюрморт», написанная в 1956 году, является одним из примеров сюрреалистического натюрморта. Он протягивает нам дружескую руку и предлагает нам «остановиться, оглянуться». Он звучит так: «Я знаю, что я ем (и что переварю). Художник по-своему трактует привычные художественные мотивы, основываясь на фрейдистских идеях и собственном понимании бессознательного («Призрак Вермеера Дельфтского, который можно использовать как стол (феноменологическая теория мебели-пищи)», 1934, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида «Археологическая реминисценция Анжелюса Милле», 1934–1935, частное собрание).
Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них. Этот внутренней мир обладает гораздо более мощной реальностью, чем реальность внешняя. Художники работали над совершенством цвета, формы, композиции, жанр стал быстро развиваться. Известные русские и советские художники, работавшие и работающие в жанре натюрморта: Константин Коровин (1861-1939), Игорь Грабарь (1871-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), Мартирос Сарьян (1880-1972), Илья Машков (1881-1944), Елена Скуинь (1909-1986), Пётр Альберти (1913-1994), Сергей Осипов (1915-1985), Евгения Антипова (1917-2009), Виктор Тетерин (1922-1991), Майя Копытцева (1924-2005), Ярослав Крестовский (1925-2003), Владимир Стожаров (1926-1973), Борис Шаманов (1931-2008) и др. Не умели рисовать, вот таким образом так и рисовали. Хотя Дали называют великим испанским живописцем, по происхождению он был каталонец. Постепенно простая снедь заменяется устрицами, ветчиной.
Все эти художники, которых я перечислила, — Кончаловский, Штеренберг и Петров-Водкин — входили в объединение «Бубновый валет», эту кузницу русского авангарда, сохранившую свой язык, стиль и характер «бури и натиска» до 30–40-х годов советской власти, что нам особенно интересно. Композиция повторяется из картины в картину, лишь постепенно меняясь. Их называли «русскими сезаннистами», но ударение надо делать на слове «русские», так много в них национальных особенностей.
Вещи имели в СССР огромное значение потому, что их просто не было. Они воспринимаются в удивительном единстве.
Это удивительно, это только у «голландцев» есть, по-моему. Это особое, теплое, человеческое отношение к жизни. Но в своих трудах и проповедях Кальвин подчеркивал, что Дух Божий судил иначе. Вообще мир Библии наполнен предметами. На настоящей выставке только в Италии его можно увидеть, у нас почему-то нет, никогда.
В 1933 году для сюрреалистической выставки в Pierre Colle Gallery (Париж) Дали создал скульптуру Ретроспективный бюст женщины – бриколаж фарфорового бюста женщины с батоном хлеба в виде шляпы, на которую водружена бронзовая чернильница — репродукция картины Анжелюс Жана-Франсуа Милле. Они как бы доброжелательно обращены к зрителю, сохраняя полную тишину. Собственно, весь XVIII век да и XIX все русское искусство было подражательным. Один из ранних натюрмортов (1915 г. ) написан в реалистичной манере, хотя то внимание, с которым Дали изображает глянцевитую поверхность фруктов и овощей в тарелке, шелковистый блеск луковицы, лежащей рядом, сияние глазури, покрывающей кувшины, в солнечном свете чем-то напоминает работы импрессионистов.
Например гранат в «Сне, вызванном полетом пчелы» можно толковать как образ «Большого взрыва» из которого зародилась жизнь, как начинающую делиться оплодотворенную яйцеклетку, а в «Дематериализации носа Нерона» – как образ атома. — Тогда не было ничего другого. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим (1942). Большинство часто повторяющихся образов родом из его биографии. Скажем, лестница была символом пути из ада в рай или наоборот. Вот и Сальвадор Дали нарисовал свой натюрморт не так, как его рисуют обычно. Интересно, что Моранди в этих натюрмортах бежит от всякой экзотики в выборе предметов.
Господь оставил нам две книги — книгу Писания и книгу Творения. Период 1925–1937 гг. Значительное влияние на формирование его творческого метода оказало метафизическое искусство Джорджо Де Кирико и сочинение З. Фрейда. Добыча охотника — лань, кабан, заяц, лебедь Все собрано в огромные груды.
С первого взгляда картина «Утренний натюрморт» проста и незамысловата, однако если присмотреться, можно заметить интересные детали, например, отражающегося в чайнике рыжего кота — возможно, он лежит на коленях хозяина. Например, особое отношение к еде, которое Жиль Нере в своей книге «Сальвадор Дали» называет «материально-кулинарным атавизмом», граничит с его каталонским происхождением. Исчезли нэпманы. Новая роль вещей отразилась в повседневной речи.
Ну, вы все знаете, как это было. Это была эстетика балагана, народного гуляния, ярмарочного праздника жизни. Когда появились передвижники, это уже было уже что-то свое. Спустя два года появился абсолютно непохожий на прежние натюрморт «Корзинка с хлебом» (1926, Музей Дали, Сент-Питерсберг, Флорида, США).
Пишет крестьян, купальщиц, все такое могучее, мощное. Такие же парящие предметы, но не застывшие в пространстве, а движущиеся, мы видим в «Движущемся натюрморте». Интересно, что природу и пейзажи Моранди видит точно так же. Иногда силуэты предметов даже экзотичны. Они именно те «малые», которым открылся Бог, утаив Себя от великих.
В 1950-е годы Осьмеркина, последнего «бубнововалетца», уволили из Суриковского института, вместе со студентами-последователями. Общение с произведением искусства — это всегда диалог автора со зрителем.