Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Ведущими принципами реализма 19 в. стали объективное отображение существенных сторон жизни, сочетающиеся с высотой и истинностью авторского идеала воспроизведение типичных характеров и ситуаций при полноте их художественной индивидуализации предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» с преобладающим интересом к проблеме «личность и общество». Сочетание голосов героев и автора их переплетение, противоречия и согласия приближает архитектонику произведения к действительности, где нет единого мнения и одной, последней правды.
В дальнейшем, художественная мысль, развиваясь, стала предлагать зрителю вместо картины маслом разного рода сантехнические фаянсовые изделия, отходы металлопроизводства или муляжи акул, хотя к живописи это уже прямого отношения не имело, а стало называться просто и понятно –«современным искусством». Глубоко взволнованный, стоит перед ней Лев Николаевич Толстой. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Искусство соцреализма должно быть понятным, доступным, массовым по форме.
Но благодаря этой картине молодой художник стал очень известен. На этой выставке находилась картина Клода Моне «Впечатление. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой).
Его знаменитые романы «Красное и черное», «Красное и белое» показали читателям, что описание обычных сцены жизни и повседневных человеческих переживаний и эмоций возможно выполнить с величайшим мастерством и возвести это в ранг искусства. трагедия и комедия, рим. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия. Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. Ф. Писемский и др. Постепенно в 30-е годы происходит возрастание роли природы и природного начала. Перед нами мирская аскеза.
Этот последний имел более порицателей, чем ценителей во Франции, но его резкий протест составил полезную переходную эпоху и оставил следы как во французской, так и в бельгийской школах. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное.
В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Оно же породило Смуту и новые бедствия государственного масштаба и значения. Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определённо, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка. Крог — резкий, но правдивый реалист. В XV–XVI веках создается передовое реалистическое искусство.
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Гоголь.
Так Эмма, героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» с ее тонкой душевной организацией, богатым внутренним миром и способностью живо и ярко чувствовать, противопоставлена господину Бовари – человеку, мыслящему шаблонами. Характеры героев его произведений противоречивы: мягкий, чистосердечный, совестливый, но пассивный, не способный встать с дивана Илья Ильич Обломов (Обломов, 1859. ) образованный, одаренный, романтически настроенный, но опять же по-обломовски бездеятельный и безвольный Борис Райский (Обрыв, 1869. ). Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Коро был очень высоко оценен художниками последующих поколений.
Но не следует воспринимать этих художников как только копировальщиков западного искусства. От его характера и действий зависела историческое развитие. Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Это событие открыло новые пути в развитии реалистического искусства.
Пушкин ломает устоявшиеся каноны прежней трагедии, согласно которым с гибелью основного героя исчерпывается конфликт и прекращается действие. Бастиен Лепаж, Лермит и Рафаэлли — реалисты в неодинаковой степени в живописном отношении они более реальны, чем Курбэ, так как воспользовались уроками пленеризма и импрессионизма, хотя не все в разумной мере. После революции 1917г., встраиваясь в общую концепцию строительства нового государства, возникли многочисленные объединения писателей, которые считали своей задачей механическое перенесение категорий марксизма в литературу. Образцами социалистического реализма были названы романы «Мать» М. Горького и «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, его черты были выявлены в творчестве М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, в сатире В. В. Маяковского, И. Ильфа и Е. Петрова, Я. Гашека. Рескин учит точному воспроизведению природы во всех её подробностях в живописи, группа прерафаэлитов на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий.
Это особенно ярко сказалось после революции 1917 года, когда основанная в 1922 году Ассоциация художников революционной России (АХРР) взяла курс на прямое продолжение традиции передвижников и на просвещение народа в духе традиций демократической культуры прошлого века. Реализм появился первоначально во Франции, в творчестве Г. Курбе, который поставил перед собой задачу создания героизированной монументальной картины на современный сюжет. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Драматургия II половины XIX в. была представлена пьесами А. Н. Островского (Свои люди – сочтемся, Доходное место, Женитьба Бальзаминова, Гроза и пр. ) и А. В. Сухово-Кобылина (трилогия Свадьба Кречинского, Дело, Смерть Тарелкина). Если в литературе слово натурализм получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка.
Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Причудливая форма искусства берет корни в Париже. Однако, нельзя сказать, что в изобразительном искусстве полностью исчезло влияние периода начала 20-го века. Это произведение носило название «Смерть Сарданапала». То же и в живописи.
Последняя, 48-я выставка ТПХВ состоялась в 1923. Живопись). «realis» – действительный, вещественный) представляет собой направление в искусстве, возникло оно в конце 18 века, достигло пика своего расцвета в 19, продолжает развиваться в начале 20 века и существует до сих пор. Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга.
Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Их взгляды во многом определяли общественное сознание населения России того времени. realis — действительный, вещественный) — направление и метод в художественном творчестве, основывающийся на объективном, правдивом и натуралистическом воспроизведении и изобра-жении действительности.
е. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей) предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска) преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Таковы картины С. А. (см. Клод Моне «Впечатление.
Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз («Завтрак в Гранаде»), умерший в молодости. Имея резкую социальную направленность, он получил название критического. Это особенно сказалось в послереволюционной политической графике, в плакате и в творчестве художников Общества станковистов (ОСТ, основано в 1925 году). А у романтиков пейзаж был приукрашен. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путем: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Термин «реализм» употребляется в двух значениях — широком и узком. Его «Работы» (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас.
Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью. Эти художники создали глубоко реалистическое искусство. Открытым остается вопрос, можно ли говорить о существовании уже в античности полностью разработанного метода Р. или только о его тенденциях и элементах. В нем лирик Дюпре ближе всего подходит к «эпической» манере Руссо. Многие десятилетия представление о реализме было далеким от каких-либо жизненных реальностей, попросту это был фантом, пугало, заклинание, но никак не направление. Замысел был осуществлён. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов.
В 1930–40-е гг. Первая выставка открылась в 1871.
Это привело к признанию новым важным этапом в развитии реализма в 20в. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Это сделано мастерски. Группа выпускников Академии, возглавляемая И. Н. Крамским, заявила протест против традиции, согласно которой конкурсная программа ограничивала свободу выбора темы произведения. Экснер, Фермерен, Дальсгард писали сцены, часто весьма простого содержания из простонародного быта: из них замечателен Дальсгард жизненной энергией. создаются новые художественные объединения, в том числе в 1890 году в Петербурге образовалось объединение Мир Искусства. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности.
Ещё род Р. нового пошиба, стремившийся предание и легенду изобразить в виде действительности, как всегда одинаковой, привился ныне во многих странах. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времен в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество. Человек для культуры соцреализма интересен лишь тогда, когда он творец.
Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Подробность шекспировского комизма. По словам самого Л. Н. Толстого, главной мыслью в романе была мысль народная. Кажущаяся простота, доступность образного языка реалистов 19в. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества.
XIX в. и быстро получил распространение в различных искусствах и странах. Наступивший в двадцатых гг. Большую роль в художественной жизни Петербурга играли пейзажисты-передвижники. Крупными мастерами реалистического портрета были: во Франции – Леон Бонна, в Германии – Франц Ленбах, в США – Томас Эйкинз, в России – Иван Крамской, Илья Репин, Валентин Серов. Крамской, вернувшись от Репина, немедля сел за письмо к одному из своих постоянных корреспондентов Прежде всего, меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина, писал он. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу.
сатира) выступают мн. К их мнению прислушивались.
Форма же должна быть классической. Вместе с тем к новаторам ХХ века, а в 10–20-х годах и к авангарду, примыкал новый реализм ХХ века (после второй мировой войны его называли неореализмом), отличавшийся лаконизмом, стремительностью, плакатной броскостью, ритмической динамикой своих образов. Иванова). Фредерик McCubbin «Письмо» (1884)По-другому эту школу называют австралийским импрессионизмом. Искусство соцреализма – воплотительное в силу того, что оно должно сказку сделать былью. — Словом реализм французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. часто побуждали критиков и публику воспринимать их искусство как иллюстрацию и пропаганду определенных (в том числе политических) идей, что в корне противоречит сущности этого многогранного художественного направления.
В Бельгии в 1850—70 гг. Самым первым произведением Делакруа было «Ладья Данте», которая была выставлена в художественном салоне, но не произвела должного эффекта на публику. Конфликт поколений, разворачивающийся на фоне столкновения между переживающим кризис дворянским сословием и новой генерацией разночинцев (воплощенной в образе Базарова), сделавших знаменем идейного самоутверждения отрицание (нигилизм), показан в романе Отцы и дети (1862. ). Особая линия в искусстве передвижников — творчество Н. Н. Ге и И. Н. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Этот этап принято называть критическим реализмом – вслед за М. Горьким (не следует забывать, что Горький желал из политических соображений подчеркнуть обличительную направленность литературы прошлого в противоположность утверждающим тенденциям социалистической литературы). В 1863 г. произошел открытый разрыв группы художников с реакционным руководством Академии.
тенденций в античной литературе. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещённых на открытом воздухе (пленеризм, от франц.
Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Хорошо, очень хорошо Сказал вполне ясно. Наступивший в двадцатых гг. Естественное восприятие действительности и точная передача ее на холсте окончательно воплотились на холстах спустя лишь несколько эпох, на рубеже XIX-XX веков под логичным термином «Реализм».
живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги Искусство (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832—83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц. Восход солнца» (1872). Знаменитый Мурильо изобразитель мадонн, видений святых и т. п., не гнушался изображением нечистоплотного мальчишки или нищего, просящего милостыню. Тем не менее удивительно живы в его произведениях образы русских людей. Ге 1890-х г. ).
Иными словами, гиперреалисты создают так называемую «ложную реальность» или «убедительную иллюзию». Однако и прежнее время — напр. Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого.
Начиная с 1830 г. выступления мастеров сатирической графики, во главе с Домье и пейзажистов барбизонской школы, утверждают в искусстве задачу «полного отображения своего времени» (Бальзак). Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Гроссман, Б. Л. Васильев). Все здесь наделено своей особенной жизнью и могучие деревья и «раскиданные» по небу облака и мирно лежащие у воды животные. Пейзаж).
Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь. Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе.
Впервые термин «реализм» был употреблен французским литературным критиком Жюлем Жанфлери, который в своей книге «Реализм» (1857) трактовал это понятие как искусство, созданное для противостояния таким течениям как романтизм и академизм. Во Франции в XVIII стол. Но картина ушла на выставку в Москву и к Третьякову.
Русские художники тоже могут представить образцы реализма. Понимание реализма как метода в изобразительном искусстве вырабатывалось преимущественно на образцах Ренессанса и Просвещения, а как метода в литературе – на произведениях европейской, американской и русской классики XIX века. Народ показан в романе как творец истории, народная среда как единственно верная и здоровая почва для любого русского человека. Позже (1870 год) реализм распадается на две ветви: натурализм и импрессионизм.
Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал Церковную службу в Лапландии за этим следовала Внутренность лапландской хижины. Тем не менее главное в реализме — раскрытие правды внутренней через правду внешнего, типического и закономерного через индивидуальное и конкретное идеи через видимый образ. Выдающие скульпторы-реалисты 19 века: Константин Менье («Грузчик», «Индустрия», «Пудлинговощик», «Молотобоец») и Огюст Роден («Мыслитель», «Шагающий», «Граждане Кале»). На картинах французских художников-реалистов не изображались идеализированные типы, здесь были реальные люди, обыденные ситуации без прикрас, здесь отсутствовала привычная эстетика и навязывание универсальных истин.
В 60-х гг. В основе его лежали философские концепции позитивизма (Огюст Конт во Франции, Герберт Спенсер в Англии), преклонение перед достоверностью факта, эксперимента, вера в биологические, физиологические законы, будто бы управляющие поведением и мыслями человека. Но о социалистическом реализме у каждого было своё представление. Произведение Хоппера «Шахтерский город в Пенсильвании», которое описывает бритоголового человека, стоящего на фоне стены изображает свет неизвестного происхождения. В середине XIX века у критиков той поры, как Теофиль Торе (Бюргер) во Франции, Генрих Гейне в Германии, Валериан Майков в России, употреблялись термины реализм и натурализм как синонимы, обозначавшие постоянную и последовательную верность искусства урокам жизни, близость художественных образов к впечатлениям бытия.
На полотнах изображены обособленными не только люди, но также и дома с улицами. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу.
Жюль Дюпре родился в Нанте в семье фабриканта. способ художеств, освоения действительности, появляющийся на различных ступенях историч. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. Алексей Венецианов, Алексей Саврасов, Андерс Цорн, Андрей Рябушкин, Анри Фантен-Латур, Архип Куинджи, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Василий Верещагин, Василий Перов, Василий Поленов, Василий Суриков, Вильям Адольф Бугро, Владимир Маковский, Георгиос Яковидис, Григорий Мясоедов, Гюстав Курбе, Джеймс Тиссо, Джон Сингер Сарджент, Джон Эверетт Милле, Ефим Волков, Жан-Франсуа Милле, Иван Владимиров, Иван Крамской, Иван Шишкин, Илья Репин, Иоаннис Алтамурас, Иохан Хендрик Вейсенбрух, Исаак Левитан, Камиль Коро, Клавдий Лебедев, Констан Труайон, Константин Маковский, Константинос Воланакис, Михаил Лебедев, Николай Богданов-Бельский, Николай Ге, Николай Пимоненко, Николай Ярошенко, Николаос Гизис, Ньюэлл Конверс Уайет, Оноре Домье, Павел Федотов, Теодор Руссо, Томас Икинс, Уинслоу Хомер, Фёдор Васильев, Шарль-Франсуа Добиньи, Эдуард Мане, Юлиус Леблан Стюарт, Янис Царухис.
Гергард Мунте отличается передачей весенних настроений свежими и нужными зелёными тонами, Скрамштадт — осени и зимы Гуннар Берг передаёт холод и ненастье северных берегов Норвегии на Лофотских островах. Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением.
Лишь на рубеже 18–19 вв. Курбе провозгласил своей целью создание «нового искусства» в противовес помпезной академической живописи Второй империи. Это название картины и стало в дальнейшем термином.
Это хорошо прослеживается на картине под названием «Вечер в Кейпкоде», на которой двое отдыхают совсем рядом, но при этом не чувствуется их единства, каждый сам по себе. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск.
Бытовая живопись, хотя и представляет изображение сцен действительной жизни, но легко допускает в себя и анекдотический элемент, вот таким образом она вообще не отождествляется с реальным направлением без особых оговорок. Третий великий роман великого писателя – Воскресение (1889–1899 г. ), названный Р. Ролланом одной из прекраснейших поэм о человеческом сострадании.
Таков, напр., И. Е. Репин в его картинах «Бурлаки», «Не ждали», «Крестный ход» таков В. Верещагин изображавший в своих военных картинах бедствия войны и В. Маковский во многих бытовых картинах. Но в отличие от романтизма главная художественная установка реализма – типизация изображение «типических характеров в типических обстоятельствах» (Ф. Энгельс).
Крамского, прибегающих к иносказательной форме евангельских сюжетов для выражения сложных вопросов современности (Христос в пустыне И. Н. Причина этого в том, что благодаря величайшему историческому событию – революции в СССР, люди возвратились к реализму – реализму социалистическому, основанному на стремлении созидать, а не разрушать. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба («Рыбаки вытягивают сети на Скагене») его «Комитет французской выставки» замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением.
Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Широта поля зрения сочетается здесь с реалистической подробностью «рассказа», при которой каждая деталь достоверно прочувствована, увидена и согласована с целым. Никогда и нигде в течение последних четырёх столетий не могло удержаться исключительно одно направление в живописи, а иногда появлялись художники, которых произведения были чрезвычайно многосторонни таков был, например, Рубенс. Вот она, вещь, в уровень таланту Судите сами. Яркие представители направления соцреализма в советской живописи: Александр Дейнека («Оборона Севастополя», «Мать», «Будущие летчики», «Физкультурница»), В. Фаворский, Кукрыниксы, А. Герасимов («Ленин на трибуне», «После дождя», «Портрет балерины О. В. Лепешинской»), А. Пластов («Купание коней», «Ужин трактористов», «Колхозное стадо»), А. Лактионов («Письмо с фронта»), П. Кончаловский («Сирень»), К. Юон («Комсомолки», «Люди», «Новая планета»), П. Васильев (портреты и марки с изображением Ленина и Сталина), В. Сварог («Герои-летчицы в Кремле перед полётом», «Первое мая – пионеры»), Н. Баскаков («Ленин и Сталин в Смольном») Ф. Решетников («Опять двойка», «Прибыл на каникулы»), К. Максимов и др.
Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. В русской литературе этот этап связан с именами А. С. Пушкина, И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Таковы Оскар Бьорк (Моряки, Коровьи стойла), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времён в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга (Гипнотический сеанс) и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество.
В конце XIX —начале XX вв. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Коровина (На миру, 1893, ТГ), С. В. По этой причине в искусстве Возрождения нельзя выделить реалистическое направление.
Пушкин и Н. В. Гениальность Достоевского проявлялась в необыкновенной способности писателя открывать читателю потаенные иногда ужасающие, поистине мистические глубины человеческой натуры, показывая чудовищные душевные катастрофы в самой обыденной обстановке (Преступление и наказание, Братья Карамазовы, Бедные люди, Идиот). Мы ответим на этот вопрос положительно: конечно, является. Термин «реализм» принадлежит французскому литературному критику Ж. Шанфлёри, он первым употребил его в 50-х годах XIX в. для обозначения искусства, противостоящего романтизму и академизму).
В Бельгии в 1850—70 гг. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. В середине XIX столетия романтизм был оттеснен с передовых рубежей французской художественной культуры (а также и литературы) мощным реалистическим движением. Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) было учреждено в 1870. Это и дало толчок к появлению и развитию американского реализма. Во Франции в XVIII стол. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол.
также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передает настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Для этого они избегали симметричных изображений. Н. Крамской, В. Г. Перов, И. Е. Репин и другие).
Передвижники показывают не только бедность, но и красоту народного быта (Приход колдуна на крестьянскую свадьбу В. М. Максимова, 1875, ТГ), не только страдание, но и стойкость перед лицом жизненных невзгод, мужество и силу характера (Бурлаки на Волге И. Е. Репина, 1870-1873. Репиным и В. И. С 1878 года Репин – член Товарищества передвижных художественных выставок. В человеке над всем должен господствовать разум».
Кроме того, так мастерски, что не видать мастерства Забирайте все глубже и глубже. Изображая предметы, фигуры, он окутывает их воздушной дымкой, светом моделирует форму. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное.
Следующий роман Л. Н. Толстого – Анна Каренина (1874–1876 г. ). Движение основано художниками Артуром Стритоном и Вальтером Холке. Выход их вызвал большой общественный резонанс.
Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге. Альфред Вальберг любил изображать не только свою родную, но и итальянскую природу. Тематические и исторические картины трудно четко отделить от жанровых. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными («Борьба за существование») — это один ряд картин Кроге. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Смерть переселенца, 1889, ТГ), А. Е.
Пейзаж). После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. Швед Карл Вальбом писал крестьян на манер Тенирса и Август Линдгольм изображал сцены наподобие старых нидерландцев Метсю и Герарда Доу, но первым новейшим колористом был Иоганн Фредрик Гуккерт (Hoeckert): в 1856 г. он написал «Церковную службу в Лапландии» за этим следовала «Внутренность лапландской хижины». Более подробно мы рассказываем об импрессионизме в отдельной статье. реализма. Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи.
После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картежников и гуляк из простонародья. В таких союзах мужчины и женщины заметно отчуждение, взаимное недовольство, а также гнев. Однако отрицательный пафос в большинстве произведений не лишен утверждающего начала. Расцвет в области искусства в это время – одна из сторон величайшего прогрессивного переворота, характеризующегося ломкой феодальных устоев и развитием новых экономических отношений.
Участники этого движения писали на пленэре в импрессионистской манере. «Реализм Курбье» сразу же вызвал острую реакцию общества и критиков, которые утверждали, что тот, «прикрываясь реализмом, клевещет на натуру», называли его ремесленником в живописи, делали на него пародии в театре и всячески очерняли. В России интеллигенция традиционно находится в оппозиции к власти.
Также художники прибегали к более контрастным формам выражения образов. Проявления реализма состояли еще и в том, что художники привносили в творчество больше экспрессии и эмоциональности. Реализм в его понимании являлся элементом романтизма. Репин с огромной художественной силой воссоздал в своих портретах облик выдающихся деятелей русской культуры того времени таковы портреты Н. И. Пирогова1881 г М. П. Мусоргского 1881 г П. А. Стрепетовой 1882г В. В. Стасова 1883г серия жизненно-ярких, полнокровных изображений Л. Н. Толстого точностью и остротой характеристик выделяются этюды к картине Заседание Государственного совета 1901 1903гг В конце 19 начале 20 вв. Реализм основан на видимом сходстве, подобии образа и действительности, но реалистическое творчество — это не мелочно-протокольное, бездумное копирование натуры, а сознательный отбор основных, определяющих черт изображаемого, проникновение в его сущность, значительность и глубина идей, образов.
Отсюда и название реализма XIX века «критический», потому, что он критиковал в первую очередь антигуманную сущность жестокого эксплуататорского строя, показывал вопиющую нищету и страдания обиженного простого народа, несправедливость и вседозволенность власти имущих. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. у французов Бастьена Лепажа (весьма смягченный Курбэ) и Рафаэлли изображающих, подобно Курбэ, обыденную и преимущественно рабочую жизнь.
Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. Динамика романов соцреализма состоит в становлении сознания. Во всяком случае бытовая живопись (жанр) — родоначальница Р. Бытовая живопись, как она и прежде понималась, возродилась и даже зацвела в Голландии в XVII стол. Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления.
он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Из века в век художники совершенствовали свои навыки.
Но именно потому, что романтики отвергали самый принцип заранее заданных логических и эстетических критериев и отважно стремились изображать внутренне противоречивые, необычайные (а с точки зрения классицистов — незакономерные и даже неэстетичные) явления живой действительности их произведения нередко воплощали и диалектическую правду жизни. Роман соцреалистического направления в основном разворачивает события в маленьких городах. В процессе исторического развития всего искусства в целом реализм приобрел конкретные формы и методы, вследствие чего выделяют три его стадии: просветительский (Эпоха Просвещения, конец 18 века), критический (19 век) и социалистический реализм (начало 20-го века). История живописи последних четырёх или пяти столетий полна примеров Р. к вышеназванным Веласкесу, Караваджо и др. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив.
Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см. ) Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки и картины его пользовались спросом и известностью. Развитие традиций передвижничества происходит уже в советское время — в деятельности художников Ассоциации художников революционной России (АХРР). Я. Брюсов, А. Белый, А. А. Блок). (в первую очередь в советской литературе) социалистического реализма, который был призван изображать осмысленное в духе социалистической идеологии развитие человека и общества.
Очень симпатичны сельские виды и зимы Ридберга. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности. конкретизации как национальных исторических, социальных примет, так и физических интеллектуальных и духовных особенностей), предпочтение в способах изображения «форм самой жизни» но наряду с использованием, особенно в 20-м в. условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска), преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно – к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового мифологизированного создания). Классическая форма более ясная.
Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Так, в «Мертвых душах» каждый герой воплощает собой какую-либо отрицательную черту: Манилов – мечтательность и невозможность воплотить мечты в действительность Собакевич – тяжеловесность и медлительность и т. д. Термин «импрессионизм» имел вначале пренебрежительный оттенок – критик Луи Леруа написал фельетон «Выставка импрессионистов». Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.
В основном они изображали неприглядные стороны городской жизни. Левицкий, Кипренский и Тропинин — оставило замечательные образцы реальной колоритности.
Но согласитесь, что если несколько человек видят одну и ту же картину или ситуацию, то опишут (или нарисуют) они её по-разному. в то время, когда в Италии и во Франции господствовала живопись религиозных и мифологических сюжетов, да и в самой Фландрии были художники, писавшие на сюжеты не обыденной жизни. В произведениях Гоголя нет положительного героя: автор показывает «сборный город» («Ревизор»), «сборную страну» («Мертвые души»), соединяющие в себе все пороки русской жизни. Родоначальник русского реализма – художник Павел Федотов, его знаменитые картины «Сватовство майора», «Свежий кавалер», в своих работах он разоблачат порочнее нравы общества и высказывает свое сочувствие бедным и угнетенным людям.
Категория «реализм» в широком смысле определяет отношения литературы к действительности вообще, независимо от того, к какому течению или направлению в литературе принадлежит данный автор. На рубеже 19 и 20вв. Реализма – как партийность. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые).
Данное направление отражало в мире искусства острые социальные проблемы, давало оценку различным явлениям в жизни общества того времени. Такой синтез в полной мере был осуществлен уже в 1880-х г. И. Е.
Вообще шведские пейзажисты немного космополиты и почти все изучали искусство за границей, Эдвард Берг, замечательнейший из них, хотя и работал в Германии, Франции и у Калама в Швейцарии, но по возвращении в отечество начал с 1857 г. разрабатывать пейзаж шведской природы — сосновые леса, березовые рощи, тихие воды, не чуждаясь грандиозной стороны своей родины (водопады), но не прибегая к блестящим внешним световым эффектам. Любое произведение в той или иной мере отражает реальность, но в некоторые периоды развития литературы действовала установка на художественную условность напр., классицизм требовал «единства места» драмы (действие должно происходить в одном месте), что делало произведение далеким от жизненной правды. Т. Твардовский, К. М. Симонов, В. C. Как способ освобождения художника от потребителя выступает такая характеристика соц. Пейзаж). Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен.
— В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Позже Вильгельм Лейбль брал только национальные сюжеты изображая поселян, читающих газету, молящихся в церкви, женщин за прялкой и т. п. Еще сильнее Р. Макса Либермана, выступившего в 1872 г. с картиной «Женщины, ощипывающие гусей», затем следовали: работы в поле, в мастерских, скотницы и т. п. Простота его сюжетов казалась иногда грубостью и безобразием и критика не щадила Либермана. На середину столетия приходится начало литературной деятельности величайшего русского писателя, мыслителя и общественного деятеля графа Льва Николаевича Толстого (1828–1910).
Это событие имело свою предысторию. Следствием этого процесса явилось взаимодействие жанров — в бытовой картине усиливается роль пейзажа, развитие портрета обогащает бытовую живопись глубиной обрисовки характеров, на стыке портрета и бытовой картины возникает такое оригинальное явление, как социально-бытовой портрет (Полесовщик И. Н. Крамского: Кочегар и Курсистка Н. А. Ярошенко). Касаткина и др.
Итак, получается, что художник-реалист изображает действительность такой, какой он её видит. Фигуры, помещенные в пейзажи, неразрывно связаны с окружающей средой. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В 1870-е годы стало общепризнанным и мастерство Репина-портретиста.
Впервые термин «реализм» применительно к живописи использовал Г. Курбе. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного. В 1863 г. юношей он приехал в столицу, где учился в Академии художеств. Но требование жизнеподобия не означает отказ от средств художественной условности. Вместе с тем, Н. А. Некрасов известен своей издательской деятельностью.
Р. В произведениях античной литературы (гомеровский эпос, аттич. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картёжников и гуляк из простонародья. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению.
Петер Крейер (Kr yer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением. Ещё четверть века ранее враждебность реализму могла сулить заключение или даже смерть. Термин «социалистический реализм» закрепился на 1-м Всесоюзном съезде советских писателей в 1934г.
Если рождается шторм, то это происходит в воспитательных целях. Тут что-то бодрое, сильное, смелое и попавшее в цель. С 1960-х гг.
Данное полотно описывало войну Греции за независимость. Смена, 1895, ТГ). Во Франции в XVIII стол. Согласно наиболее распространенной точке зрения, реализм возник в1830-е гг. К началу 1870-х г. демократическое искусство прочно завоевало общественную трибуну.
Маковский, Н А. Ярошенко, В. Д. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Однако и прежнее время — напр. также господствовало влияние Курбэ Шарль de Гру (de Groux) изображал сцены болезни, смерти и бедности, мансард и подвалов Луи Дюбуа — может быть, наиболее сильный из бельгийских реалистов.
Р., социалистич. Поленов. Крог — резкий, но правдивый реалист. Леопольд Калькрейт — сильный реалист изображающий поселян, рыбаков и другой рабочий люд. Наследие его огромно.
Возрождение было, в частности, возрождением равновесия между идеалом и реальностью. (лат. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Одним из самых замечательных писателей середины века был Иван Сергеевич Тургенев (1818–1883). В Голландии первым из крупных представителей реализма был Изральс, которого называют голландским Милле в 1857 г. он выставил своих «Тружеников моря», в 1862 г. картины «Потерпевшие крушение» и «Дети играющие на берегу».
(см. Однако он, так же, как ребенок, не сразу научился писать шедевры. Альфред Стевен в противоположность Курбэ изображал салоны, визиты, будуары современных парижанок и хотя тоже относится к ним как реалист, но о безобразии тут нет и речи. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. В романе объединен огромный и разнообразный материал, его идейный потенциал неизмерим.
Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передаёт настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путём: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь.
Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья испанец по происхождению, родился в Бордо. Эмпиризм признаёт источником знания не разум, а чувственный опыт. Крамского, 1872, ТГ Что есть истина.
Вот в этом и заключается неопределённость границ реализма. Может возникнуть вопрос: является ли в таком случае реализмом импрессионизм. Известный П. Ж. Прудон (Proudhon), посвятивший на истолкование значения Курбэ половину своей книги «Искусство» (на русском — перевод Курочкина), считает Курбэ идеалистом в Р. С другой стороны, по технике Курбэ не удовлетворяет всем новейшим требованиям, так как она после него сделала (Мане, 1832-83) успехи в изображении предметов природы, освещенных на открытом воздухе (пленеризм, от франц.
Так передовое Русское искусство освободилось от официальной опеки придворной Академии. все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы.
Основополагающая тенденция творчества Л. Н. Толстого – изображение развития человеческой личности, «диалектики души» (Н. Г. Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Суриковым, творчество которых представляет собой вершины передвижнического реализма. становится символизм (В.
Современник печатал рассказы один за другим. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Складывалось новое мировоззрение, свободное от духовного гнета церкви.
Из маринистов немолодых, но заслуженных назовем еще Ганса Гуде (см. ), норвежца, профессора в Берлинской художественной акд.
Ситуации из жизни сельских людей получали, благодаря художнику, героическую окраску. Манцу в Италии, В. Димитров-Майстора, С. Венев в Болгарии и др. ). Он хорош и в изображении приморского берега и катящихся на него волн при облачном небе. Чрезвычайно важное место в развитии реалистического искусства занял сельский и городской пейзаж, представляющий скромные, неброские виды родных стран в сдержанной манере обычно исполненные в сумрачной тональной гамме реалистические пейзажи XIX века стали классическим воплощением образов типичной природы Франции (в пейзажах Гюстава Курбе и барбизонской школы – Теодора Руссо, Жюля Дюпре, Виржиля Диаза, Шарля Франсуа Добиньи), Германии (пейзажи братьев Андреаса и Освальда Ахенбахов), Англии (пейзажи Джона Констебла, Уильяма Тёрнера), России (пейзажи Алексея Саврасова, Федора Васильева, Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Исаака Левитана). Жизнь должна быть изображена не слишком удаляющейся. Наиболее общее и наиболее распространенное значение термина – близость к жизни, к натуре, узнаваемость изображений, само стремление приблизить их к реальности.
Своей задачей он считал передать гармонию природы. В России — художественный метод, характерный для творчества: писателей — А. С. Пушкина, Я В. Гоголя, Я. А. Некрасова, Л. Я. Толстого, А. Я. Островского, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, А. М. Горького и др. Перед нами тотальная власть человека над слабостью своего тела.
Чернышевский) в сочетании с эпической широтой изображения жизни. Ведущим направлением в литературном творчестве был критический реализм. В более строгом смысле реа-лизмом называют движение в европейском искусстве и литературе середины XIX в., возникновение которого явилось ответной реакцией на романтическую и классическую идеализацию, а также отрицание общепринятых академических норм.
Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошёл по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг (Сцены на морском берегу, Работы полевые). Творчество Пушкина – энциклопедия русской жизни, общества, народа. Развитие реализму (вне зависимости от социалистической идеологии) дала Великая Отечественная война (А. Его Работы (1835) — реальные картины, напоминающие Курбэ: сильные, могучие люди без всяких прикрас. Соединение Р. по содержанию с Р. по выполнению, как его ныне понимают, встречается только у новейших живописцев, как напр. Живопись).
В эпоху средневековья художники, подчиняясь влиянию церкви, отошли от реального изображения мира, присущего художникам античности (Аполлодору, Зевксису, Паррасию и Палефилу). Барбизонцы же выступали за реалистический пейзаж своей родины с обыденными мотивами, с участием простых людей, занятых трудом. живопись и которые отличаются натурализмом в темах, весьма разнообразных по роду. Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер («Погребальный обряд»), Михаэль Анкер («Рыбаки на берегу») сильный реалист в изображении жизни датских моряков. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские.
Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. После того как несколько картин, особенно много значащих для автора, было отвергнуты как экспонаты Всемирной выставки в Париже, в 1855 году он открыл собственный «Павильон Реализма». реализм переживает кризис.
Хорошо, очень хорошо, пишет он Репину в Петербург. Также к выдающимся писателям-реалистам XIX века относятся французы Гюстав Флобер («Мадам Бовари»), Ги де Мопассан («Милый друг», «Сильна как смерть»), Оноре де Бальзак (серия романов «Человеческая комедия»), англичанин Чарльз Диккенс («Оливер Твист», «Дэвид Копперфильд»), американцы Уильям Фолкнер и Марк Твен. выделяли также критерий общественной полезности произведения, его влияния на умы и возможные последствия его прочтения (стоит вспомнить феноменальный успех достаточно слабого романа Чернышевского «Что делать. », ответившего на многие вопросы современников). Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. В таком духе писали Гольман Гунт, Миллес (Джон Эверет Millais) верующие не находили в их произведениях ничего священного.
все роды живописи получили, наконец, отпечаток манерности с полным удалением от природы. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. Были открыты закон линейной и воздушной перспективы и закон светотени. Словом Р. французские критики назвали направление в живописи, которое избрал Курбэ (1819—1877) в противодействие не только идеалистическому направлению, но и всякому другому избиравшему сюжеты для картин не из окружающего современного общества и притом почти исключительно — рабочего, трудового класса. Критики того времени яростно обвиняли великого художника за его чрезмерный натурализм.
Например, в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» поведение крестьян их положительные и отрицательные черты (терпение, доброта, щедрость, с одной стороны и угодливость, жестокость, глупость – с другой) объясняются условиями их жизни и особенно социальными потрясениями периода реформы крепостного права 1861г. Классическими образцами советской литературы стали темы больного страдающего тела. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг («На лодке в летнюю северную ночь», «Праздничный вечер», «Крестьянин с кошкой»). Непревзойденным мастером психологического романа был Федор Михайлович Достоевский (1821–1881).
Вершиной русской поэзии II половины XIX в. было творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821–1878). Толстой вплотную подошел к созданию исторического романа-эпопеи Война и мир (1863–1869 г. ) Собственный опыт участия в Крымской войне и обороне Севастополя позволил Толстому достоверно изобразить события героического 1812 года. Самостоятельно Р. возродился в XIX столетии с 1848 г. Милле (Millet) отдал все свои силы исключительно изображению жизни рабочего люда и преимущественно изображению его труда. Необходимо было следовать лозунгам коммунистической идейности, партийности и народности. С Петербургом связана большая часть творческой жизни И. Е. Репина. Даже пары на картинах видятся зрителю бесконечно одинокими.
Нравственные искания, любовь, быт помещичьей усадьбы открываются читателю в романе Дворянское гнездо (1858. ). Реализм 19в. В 1863. Донести силой художественного слова до образованного, живущего в достатке читателя всю глубину народной нищеты и горя, показать величие простого крестьянина – таков был смысл поэзии Н. А. Некрасова (поэма Кому на Руси жить хорошо, 1866–1876 г. ) Свою поэтическую деятельность поэт понимал как гражданский долг служения своей стране. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах («Новейшие циклопы», 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские. Для Рафаэля и академиков XVII века такой метод восхождения к идеалу был естественным. Мягче, но тоже правдив Христиан Скредзвиг (На лодке в летнюю северную ночь, Праздничный вечер, Крестьянин с кошкой).
Хотя он писал и религиозные картины, но вся его художественная деятельность была энергическим протестом против господствовавшего направления, слишком удалившегося от действительности не только по сюжетам, но и по выполнению их. Напр., заглавный герой романа И. А. Гончарова «Обломов» – яркий представитель отмирающего дворянства, характерными чертами которого названы лень, неспособность к решительным действиям, боязнь всего нового. В 1863 году выходит повесть Казаки, ставшая важным этапом в его творчестве. Из них последний — писатель и художник, вынесший идеи натурализма из Парижа, где он был в 1880 г. Бедная и некрасивая швея, работающая до утреннего света, врач и бедная озябшая женщина, дележ хлеба между бедными (Борьба за существование) — это один ряд картин Кроге.
Уже в первых произведениях Л. Н. Толстого, опубликованных в 50-х г. XIX в. и принесших ему известность (трилогия Детство, Отрочество, Юность, кавказские и севастопольские рассказы), проявился мощный талант. Термин реализм появился благодаря французской писательницеШампфлери в середине 19-го века, когда художник Гюстав Курбе, после того как его работа (Мастерская художника) была отклонена на Всемирной выставке в Париже, построилсобственный шатер по соседству с выставкой и организовал собственную, получившую название«Ле Реализм» (Le Realisme). Из пейзажей Дюпре, находящихся в советских собраниях, особенно выделяется своим качеством «Пейзаж с коровами» (1850). Французские картины, написанные в духе реализма, зачастую принадлежали к пейзажному жанру, в них авторы пытались передать окружающую их природу, красоту французской провинции, сельские пейзажи, которые, по их мнению, как нельзя лучше демонстрировали «настоящую» Францию во всем её великолепии. В связи с этим развивалось такое направление как анография на принципиально новом уровне (пришло это со средневековой Руси).
Исчезновение мифическирелигиозного мировоззрения способствовало развитию реалистич. Шарль-Франсуа Добиньи родился в семье художника. (картина Расстрел С. В.
Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Основоположниками реализма в литературе были А. С.
Он опередил время. Вторая половина XIX в. оказалась чрезвычайно богатой на таланты. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. РМ), богатство и величие родной природы (произведения А. К. Саврасова, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, И. И. Шишкина), героические страницы национальной истории (творчество В. И. Сурикова) и революционного освободительного движения (Арест пропагандиста, Отказ от исповеди И. Е. Репина). Голландцы разрабатывали, кроме того, сюжеты неодушевленной природы, как то: цветы, плоды, битую дичь и т. п. (см. ) Снейдерс изображал на огромных полотнах рыбные и мясные лавки и картины его пользовались спросом и известностью.
Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Восход солнца» («Impression, soleil levant»).
Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. Не случайна инвалидность героев, насылаемая природой (Как закалялась сталь). Авторы по-разному решают свою задачу. Если в литературе слово «натурализм» получило значение как выражение низкого Р., то в живописи различие между Р. и натурализмом не в такой степени определенно, один из критиков Курбэ (Кастаньяри) признавал законность нового направления и называл его натурализмом, тем более, что новосоставленное тогда слово Р. казалось многим — не в духе французского языка.
Милле был уже убежденный реалист, но более мягкий, чем Курбэ. Реализм (от лат. Русский реализм обогатил мировую литературу принципами социально-психологического романа.
Всякий художник, конечно, должен был изображать предметы с более или менее полным напоминанием соответственной действительности, но в особенности ясным это представляется в портретной живописи. Веласкес, писавший святых, портреты (весьма реально) изображал также картежников и гуляк из простонародья. Позже он переходит к показу сельской местности. Характерная черта этого направления — постановка и отражение в художественном творчестве острых социальных проблем, осознанное стремление произносить «приговор» явлениям общественной жизни. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь.
Реализм не отрицал, а развивал достижения романтизма. можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Основными тематиками художников, писавших свои полотна в стиле реализма, были жанровые сцены городской и сельской жизни простых людей (крестьян, рабочих), сценки уличных событий и происшествий, портреты завсегдатаев уличных кафе, ресторанов и ночных клубов. Мадокс Броун не только переносился в прошедшие времена, но изображал и современную жизнь.
В основе его – вера в силы и возможности человека, жадный интерес к земной жизни. Между романтизмом и реализмом в первой половине 19в. Кроваво-красный колорит картины с напряженной силой выражает содержание драмы. Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. Жан-Батист-Камиль Коро относился к поколению более старшему, чем художники-барбизонцы.
Расцвет деятельности ТПХВ — 1870-е начало 1890-х г. Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выражалась в художественном освоении различных сторон народной жизни в изображении типических событий этой жизни, часто с критической тенденцией (Земство обедаете Г. Г. Мясоедова, 1872, ТГ Встреча иконы К. А. Савицкого, 1878, ТГ). Адольф Нордлинг — изобразитель интимной жизни морских волн. К реалистам принадлежит и Джон Филипп изучивший в Испании Веласкеса: он был сильный колорист и тем отличался от прежних жанристов, довольствовавшихся больше композицией картин. 40-х), создание офортов. Деятельными участниками передвижных выставок были В. Е.
Наступивший в двадцатых гг. В позднейшей французской литературе наследие натурализма оказалось очень живучим. Пейзажист Ионгкиндс (Jongkinds) более резкий колорист, чем француз Коро, на которого он походит, передает настроение широко и несколько по-импрессионистски в морских пейзажах изображает обстановкою жизнь моряков. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости.
Из последующих можно назвать Бонвена (прачки, швеи) и Рибо (Теодюл) — реалиста в изображениях не только кабачков, но и религиозных сцен. Кристоф Бишоп изображал сельские сцены играющих детей интимную домашнюю жизнь. Реализм в отличие от романтизма стремился к отражению объективного реального мира. Он не ставит своей задачей изображение социальных проблем или сатиру.
не сводился к работе художников с натуры и на пленэре, хотя это стало массовой практикой, но отличался прежде всего социальной направленностью, стремлением обличать негативные явления современности, вот таким образом по отношению к нему часто употребляют термин критический реализм (Ж. Ф. Милле во Франции, К. Менье в Бельгии, А. Менцель, В. Лейбль в Германии, передвижники в России). можно прибавить Сурбарана, Рубенса, ван-Дейка, реалистов по исполнению. Главной темой его произведений стало изображение жизненных тягот трудового народа. Жертвой этого поворота стал он сам. Крог — резкий, но правдивый реалист. Архипова, Н. А.
Наконец имеет свою выставочную организацию — ТПХВ., 1890, ТГ и картины евангельского цикла Н. Н. Здесь ее ожидал не меньший успех. Термин «реализм» был выдвинут французским литературным критиком Шанфлери в 50-х гг. Основной особенностью критического реализма называют изображение отрицательных явлений русской жизни, видя начало этой традиции в «Мертвых душах» и «Ревизоре» Н. В. Гоголя, в произведениях натуральной школы. Утопическая схема долженствования начинает заполнять реальную жизнь.
Этому шагу предшествовало однако возрождение реального пейзажа в Англии (Констебль), послужившее на пользу самому Делакруа, а в тридцатых годах XIX века группа пейзажистов во Франции (Руссо, Каба (Cabat), Дюпре и др. ) абсолютно возродила реальный пейзаж с внутренним содержанием или настроением. Новый период шведского искусства начался после 1879 г., когда Гуго Сальмсон пошел по следам Бастиена Лепажа и овладел новой французской техникой с ним сходен Август Гагборг («Сцены на морском берегу», «Работы полевые»). Его целью было утвердить в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. социалистический реализм окончательно приобрел догматические черты: появилась тенденция приукрашивать действительность, главным был признан конфликт «хорошего с лучшим», стали появляться недостоверные психологически, «искусственные» персонажи. Иванова (В дороге.
Человек преодолевает немощь своего тела. Юлиуса Кронберга называют шведским Макартом, а Нильса Фареберга сравнивают с французом Бонна. Петер Крейер (Kryer) открывает с 1871 г. движение датских реалистов новейшего пошиба (Рыбаки вытягивают сети на Скагене) его Комитет французской выставки замечателен жизненностью фигур и превосходным сложным освещением.
Преобладающим течением в литературе начала 20в. Рескин (см. ) учит точному воспроизведению природы во всех ее подробностях в живописи, группа прерафаэлитов (см. ) на деле показала приложение этого учения, но к изображению сцен и событий не современной жизни, а священных событий. Пьер-Этьен-Теодор Руссо был общепризнанным главой барбизонцев. Результаты их дальнейшей деятельности были самые различные, но сейчас следует признать, что все эти годы шла упорная работа по поиску новых форм и способов их выражения, шло дальнейшее развитие реалистической школы, ценность которой постепенно осознается мировым арт рынком. С одной стороны, каждая мельчайшая деталь земного мира стала приобретать высокую одухотворенность каждое дерево, каждое облачко, каждый зверь (даже кошка или собака), каждый предмет домашнего быта – зеркало, кувшин, окно – стали восприниматься как частица божьего мира, священной Вселенной и на любую былинку лег божественный отблеск с другой стороны, персонажи Священного писания – будь то Ветхий завет или Новый завет – стали всё более походить на земных людей, с их радостями и скорбями, любовью и страданиями. развития — Р. Ренессанса и Р. Просвещения, критич.
В Петербурге жили и многие передвижники. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. История показывает, однако, несколько иную картину.
Соцреализм исходит из статичности, то есть из предзаданности истины. Дело в том, что пейзажу придавали различное значение. Живопись). Лауриц Ринг отдался изображению крестьянских сцен Анна Анкер (Погребальный обряд), Михаэль Анкер (Рыбаки на берегу) сильный реалист в изображении жизни датских моряков. Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837 гг. ) создал русский литературный язык, возвёл литературу в достоинство национального дела.
В Дании пейзажная живопись шла вообще также национальным путем: Кристен Кебке, Петр Христиан Сковгард (рощи, парки, с 1839 г. ), поэтический реалист Вильгельм Кинен, маринисты: Мельби, Эмануэль Ларсен, Сёренгсен — в особенности первый — отличаются большими достоинствами из молодых — Лохен, Торольф Педерсенс, Торвальд Нисс пейзажисты Иоахим и Нильс Сковгарды (сыновья Петера-Христиана Сковгарда), хотя и пишут натуралистические пейзажи, но переходят в декоративно-стилистическое направление, по определению историка искусств Мутера. Некоторые шведские художники работали в чужих краях, как, напр., Гуго Биргер — настоящий виртуоз (Завтрак в Гранаде), умерший в молодости. Над ней Репин вплотную работал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию и впечатляющий типаж. в Петербургской Академии художеств произошел так называемый бунт 14-ти.
Народное сознание должно быть оптимистично. Одновременно с этим направлением существует и другое, как раз противоположное. Большую часть жизни Тургенев прожил за границей. Направления в живописи определяются не только родом сюжетов избираемых для картин, но и способом их выполнения по отношению к действительным предметам природы, которых изображение входит во всякую картину, к какому бы роду она не была отнесена (см.
В центре стоит народный генотип – он носитель здоровья. Идеалы социализма предполагали неуклонный прогресс, определение ценности человека пользой, приносимой им обществу и ориентацию на равенство всех людей. Серы, но гармоничны марины Ганстева в норвежских фиордах. «plein air») импрессионизм также внес свою долю в технику живописи, настаивая на обобщении тонов и уменьшении подробностей. Кюрбе создавал портреты своего времени, на которых была изображена простая сельская жизнь.
И все это за какие-то 40 лет, не считая менее заметные открытия после чего на горизонте мрачно замаячил «Черный квадрат» Малевича, предрекая вообще окончание искусства в старом его понимании. Он заметен и в драматургии А. П. Чехова, основная тенденция которой – показать не ключевые моменты в жизни людей, а изменение их жизни в самые обычные, ничем не отличающиеся от других моменты – так называемое «подводное течение» (в европейской драматургии эти тенденции проявлялись в пьесах А. Стриндберга, Г. Ибсена, М. Метерлинка).
Диаз «Старая мельница около Барбизона»В чём же отличие пейзажей последователей Барбизонской школы от пейзажей художников других направлений. Бросаясь, схватываясь и за свою голову, отец выпачкал половину верхнюю лица в крови. Лошадь становится символом советской культуры вообще (с животными общаются герои Молодой гвардии). Почти одновременно — Скарбина, ученик французских художников, как реалист и колоритный виртуоз кисти выступил с картинами разнообразного содержания (рынки, мастерские, женские фигуры, писанный с французскими шиком), Ганс Герман, Лепсиус — все реалисты нового направления. Так изменение личности одного из главных героев «Войны и мира» Пьера Безухова происходит на фоне изменений в жизни всей страны и один из переломных моментов его мировосприятия – Бородинское сражение, переломный момент в истории Отечественной войны 1812г. значительно возрастает роль портрета и пейзажа, а позже — исторической живописи.
Рубенс даже не искал красоты изображая только крепкие, здоровые тела. В 19 веке архитектура, зодчество и связанные с ними прикладные искусства находились в состоянии глубокого кризиса и упадка, что предопределило неблагоприятные условия для развития монументальной скульптуры и живописи. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности.
Все же три основных значения необходимо выделить и уточнить. Интерес к творчеству барбизонцев проявляли знаменитый русские пейзажисты Ф. Васильев, И. Левитан, А. Саврасов. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. В начале XX в. традиции реализма были особенно устойчивыми в России (творчество В. А. Серова, К. А. Коровина, С. В. Иванова, Н. А. Касаткина и др. ).
Из пейзажистов после А. Ахенбаха, Вильройдера, Дузетта, мариниста Эшке следовали Иернберг, Отто Рейнигер, Томас Гербст, Густав Шенлебер, Герман Байш, ученик Руссо, к сожалению, редко обновляющий свои сюжеты, Теодор Гаген, отличающийся простотой и правдой в пейзажах (любил сдержанные тона), Цюгель и Вейсгаупт — пейзажисты изображавшие домашних животных, как пособников труда человеческого. — В Англии натурализм проявлялся независимо от французского и совсем в особой форме. Реалистические тенденции под влиянием меняющихся общественно-исторических условий и самой психики современного человека нередко уступают место периодам декаданса, отчужденному от жизни формализму или возврату к прошлому в виде вульгарного эпигонства, представленного, например, «искусством» фашистского третьего рейха или номенклатурным «искусством» сталинизма. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. В Бельгии в 1850-70 гг. (см.
Норвежский художник Вереншильд (Verenskiold) иллюстрируя саги и сказки, выработал особый стиль рисунка, соответствующий духу сказочных событий, а немецкий художник Швинд писал целые картины, приспособляя и рисунок и колорит ко впечатлениям от легенд, которые этими картинами он хотел передать. Господствующий капиталистический строй был враждебно настроен к тем видам искусства, которые были непосредственно связаны с общественной жизнью коллектива (общественные здания, ансамбли широкого гражданского значения), реализм как направление в искусстве в полной мере смог развернуться в изобразительном искусстве и частично в скульптуре. Мотив трансформации мира в соцреализме становится более главным.
Утверждение реализма в русском искусстве второй половины XIX в. неразрывно граничит с подъёмом демократической общественной мысли. Эта эпоха начинается со второй половины XV столетия. Выдающимися советскими скульпторами-монументалистами эпохи соцреализма были Вера Мухина (монумент «Рабочий и колхозница»), Николай Томский (барельеф из 56 фигур «Оборона, труд, отдых» на Доме Советов на Московском проспекте в Ленинграде), Евгения Вучетича (памятник «Воин-освободитель» в Берлине, скульптура «Родина-мать зовет. » в Волгограде), Сергея Коненкова.
Но по прошествии двух лет художник показал в салоне новое произведение, названо им «Резня на Хиосе». В каждом из произведений этого жанра навеки запечатлен миг из жизни той эпохи. Таковы Оскар Бьорк («Моряки», «Коровьи стойла»), Карл Ларсон (декоративные стенные композиции — напр., жизнь женщины различных времен в Швеции), Рихард Берг, сын Эдварда Берга («Гипнотический сеанс») и, наконец, Андерс Цорн, блестящий художник разнообразного содержания, писавший испанских нищих, цыган, английских мисс, моряков, движение воды, лунный свет, сцену в омнибусе, бал и т. п. В Норвегии Карл Гансен колоритно писад сцены народно-бытовые он работал в Копенгагене, многие другие — почти постоянно вне отечества, но некоторые окончательно почерпнули силы лишь по возвращении в отечество.
Падала художественная культура, падала изобразительная грамота. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи. Однако и прежнее время — напр. Открытием темы, связанной с трудом и жизнью рабочего класса, русская живопись обязана Н. А. В Германии одним из первых представителей реального направления в живописи был Менцель, который писал толпы народа на площадях и в садах, работы на заводах (Новейшие циклопы, 1876), a также и коронования или церковные службы изображая, следовательно, все классы общества, но темы его не всегда немецкие, часто французские и итальянские.
Французы совсем не интересуются людьми замечал он. Несмотря на всю странность и относительно короткий пик популярности, стиль оказывает устойчивое влияние и на текущий день. Касаткину (картина Углекопы.