Способность графики к резкому заострению образа обусловила широкое развитие графической сатиры и гротеска (офорты Ф. Гойи в Испании, литографии О. Домье во Франции, рисунки Ж. Гроса в Германии, Кукрыниксов в СССР). Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.
Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже противопоказан ей. Иллюзию третьего плана создает Стикс – река забвения. Она точно повторяет модель, только в обратной, вогнутой форме. Круг явлений жизни, непосредственно воспроизводимых скульптурой, уже. Скульптор изобразил могучего бородатого атлета отдыхающим после одного из подвигов.
Так, к примеру, жительница Финляндии Леа Турто в 1998 году создала близ местной церквушки необычную пластиковую клумбу с белыми цветами. ГРАФИКА (греч. Эту сторону литературных произведений называют словесной пластикой.
Не верите. П. композиции Умирающий лебедь. Трудно передать на словах все богатство и разнообразие оттенков мысли, заключенных в нем.
Для живописной картины характерны многокрасочность и иллюзорное пространство. 22), И. С. Ефимова, П. М. Кожина (Барсук, морж и выдра илл. В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Др.
17) не нуждается в подписи. Известен бюст Стасова работы М. М. Антокольского, раскрашенный И. Е. Репиным. Повествуя об умерших и напоминая о них, надгробная скульптура эмоциональна по своему характеру и обращается прежде всего к чувству. Благородные очертания этих статуй красиво выделяются на фоне стен центральной башни. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает.
Замечательно лицо Ленина: оно полно благородства, красоты и силы всепобеждающего человеческого разума и созидательной воли. Согласованность, соразмерность движений и жестов, создающие общее впечатление гармонии.
Освоение производства Керамики – одно из важнейших достижений первобытного человека в борьбе за существование: варка пищи в глиняных сосудах позволила намного расширить ассортимент съедобных продуктов. Статуи гармонируют по своей пластике. Театр. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
Ренессанс создал прямую перспективу с единой точкой схода, соответствующей мыслимой оси зрения воспринимающего картину человека. Обнаженный Геракл стоит, тяжело опираясь на столб, покрытый львиной шкурой. В зодчестве ту же роль играют надписи (например, на римских триумфальных арках) и даже целые тексты (в древнеегипетских храмах, средневековых мечетях) небезразличным к содержанию картины или скульптурного произведения является даваемое художником название. В скульптуре замысел мастера воплощается в вещественном реальном объеме. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, Изд-во Искусство, 1938, стр.
мкость образа в графике часто достигается экономией и концентрацией художественных средств изобразительными графическими метафорами, что позволяет сравнивать графику с поэзией. В помощь придут различные мастер-классы, которых полно в интернете. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В зодчестве иногда воспроизводятся органические формы (Индия, Древний Египет) в архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве 12—13 вв. ), антропоморфные (кариатиды, атланты).
Никогда прежде художественный процесс не поляризовался так резко. Для создания лесного «модного дефиле» даже были специально сняты мерки и созданы выкройки. Что же обозначает само слово скульптура. В «станковизме» усматривали губительное разложение цельности художественного видения.
Она словно борется со сном или грезит наяву. Арт-пластик призван не только радовать глаз человека, но и напоминать нам о хрупкости природы, необходимости убирать за собой, где бы вы ни были: в лесу, на пляже или в парке. Художник добивается «эффекта присутствия», когда зритель должен ощущать себя непосредственным наблюдателем воспроизведённого мира.
Эта работа, требующая большого физического труда и навыка, теперь не всегда осуществляется самим скульптором – в ней могут участвовать его помощники, специалисты-мраморщики. здесь будет город заложен. ) – вот основное эмоциональное содержание памятника. Трава прорастает через дыры, бесшумно заполняя собой место громких брендов, таким оригинальным способом «переименовывая» их. Из числа его произведений к такому идеалу приближается Сидящий мальчик (илл.
Пастернак: «Как непомерна разница меж именем и вещею. » 1).
18). Творческая удача или неудача художника могут равно проявиться и в монументальной и в станковой скульптуре. Так, китайский и японский пейзаж дал образцы лирико-субъективного восприятия природы. Создавая скульптурное произведение, мастер мыслит его в определенном материале.
Активную роль в графике играют фактура используемых материалов, специфика графической техники и приёмов. Материал своими качествами вносит те или иные оттенки в характеристику образа ибо. Каждый приезжающий в Ленинград непременно в первые же дни идет посмотреть на знаменитый, стоящий на площади Декабристов (бывшей Сенатской площади) памятник Петру I (Медный всадник) работы Э. -М. В группе три фигуры. У актёра хорошо отработана п. // Искусство изящных движений тела, соразмерности движений. Чехова.
Врубаясь в камень, Микеланджело не стремится окончательно растворить его в телесных формах, пусть самых совершенных, он «только» расчищает, высвобождает из плена закованную жизнь. Как своего рода «предживопись», в качестве сферы описаний видимого мира понималась поэзия классицистами XVII-XVIII вв. Излишек материала вызывает впечатление чрезмерной тяжести зримая (кажущаяся) недостаточность материала ассоциируется с неустойчивостью, ненадёжностью и вызывает отрицательные эмоции. до н. э. ) иногда переводят: Природа ничего не делает резко.
Таким образом, материал с его характером, цветом, прочностью, весом и другими свойствами является одним из художественно-изобразительных средств скульптуры, помогающим раскрыть идейный смысл реалистического произведения. Поза, жест фигуры, ее движение должны быть композиционно решены так, чтобы сделать понятным его содержание.
Эти манеры в основном повторяются периодически в истории мировой и русской скульптуры. Особенно многогранна в отношении круга воспроизводимых явлений живопись. Гений русской науки и искусства предстает перед нами в портрете-бюсте (обычная для шубинских портретов композиция, внутри которой он находил, однако, всякий раз новые решения), с лицом, поражающим живостью, умом и пытливой энергией. Это станковая скульптура.
Изобразительные и выразительные возможности живописи, особенности техники письма во многом зависят от свойств красок, которые обусловлены степенью размельчения пигментов и характером связующих, от инструмента, которым работает художник (кисти, мастихин), от применяемых им растворителей гладкая или шероховатая поверхность основы и грунта (в той или иной степени впитывающих связующее) влияет на приёмы наложения красок, на фактуру произведений живописи., а просвечивающий цвет основы или грунта – на колорит иногда свободные от краски части основы или грунта могут играть определённую роль в колористическом построении (главным образом в акварели). Будучи красивы, богаты, роскошны, они обретали соответствующую эпохе «человеческую форму» (см. einverleibte Bewegung) и обуздание развязанного движения (нем. «Создавая пластиковые сады, человек разрушает первозданную дикость природы», – настаивает Леа. К. Маркс, там же, с. 594). И уже в 2005 году Леа Турто принимала участие в проекте «Священное царство лесных эльфов», в рамках которого необычные инсталляции были открыты в Центральном парке в Хельсинках.
Одежды слегка драпируют его сильное юношеское тело. Один из экспонатов, представленных Леа Турто — одиннадцать красных пней. Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). Работа по доставке и установке камня на место заняла целых полтора года. Движения, жесты, внешний облик (костюм, грим и т. п. ), посредством которого выражается характер, внутренний мир действующего лица (в хореографии). Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.
Попробуем разобраться в этом. Функциональные, конструктивные и эстетические качества архитектуры (польза, прочность, красота) взаимосвязаны. живописи частью его художественной структуры. Графика, особенно гравюра, следует в значительной степени по тому же пути. По преданию, он совершил двенадцать подвигов и был затем принят в сонм бессмертных богов.
Мы знаем, что скульптор XVIII века М. И. Козловский создал Амура в мраморе, а памятник Суворову в бронзе, так как бронзы звон лучше передает воинскую доблесть и полководческий гений Суворова, а богатый оттенками и как бы светящийся мрамор – нежность и изящество обнаженного детского тела юного бога любви. Специфика изобразительного (предметного) начала в литературе во многом предопределена тем, что слово является конвенциональным (условным) знаком, что оно не похоже на предмет им обозначаемый (Б-Л. Сюжетно конкретизированное и раскрытое в скульптурной группе, это движение, как основная мелодия (хочется сказать: марш победившего народа), получает подготовку и опору, словно в оркестровой инструментовке, в звучании архитектурных форм всего здания. В последние годы Ленинские премии были присуждены скульпторам: С. Т. Коненкову – за скульптуру Автопортрет, М. К. Аникушину – за памятник Пушкину в Ленинграде, А. П. Кибальникову – за памятник Маяковскому и Л. Е. Кербелю – за памятник Карлу Марксу (оба – в Москве). Будучи по своему характеру искусством многотиражным, то есть таким, когда созданное художником произведение повторяется затем (в условиях промышленного производства) в тысячах экземпляров, скульптура малых форм этой своей особенностью граничит с прикладным искусством. Рельеф (от итальянского relievo – выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской).
М. Цветаева считала, что поэзия — это «враг видимого», а И. Эренбург утверждал, что в эпоху кино «литературе остается мир незримый, то есть психологический» 7. Скульптура развивает и разъясняет идею и назначение сооружения, в то же время усиливая звучание архитектурных форм (иногда по соответствию, а иногда по контрасту). Во-вторых, произведения пластического искусства воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство) для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальных искусств, живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным.
И. п. входят в состав многих синтетических искусств более или менее полноправным элементом. 2), чтобы почувствовать всю разницу понимания объемно-пластической формы.
Пластик в качестве материала для своих работ активисты выбрали не случайно. И. п. делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. заданный автором далилась) лучший ответ это пластичность (пластика) в искусстве, качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы. Произведения скульптуры.
Однако признавая огромную роль материала для раскрытия содержания образа, мы не должны понимать это слишком упрощенно. техника. Круглые скульптуры украшают углы кровли нижнего яруса и верх колоннады. На исходе 19 в. вновь начинается движение за возрождение стилистического единства И. п. Стиль «модерн» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, которому предшествовали теоретические размышления Г. Земпера и практические опыты У. Морриса, представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому «большому стилю», куда органически входят и монументальная живопись (М.
Практически всё «. Вся фигура словно подалась вперед.
Но тем не менее выразительность и содержательность скульптурных форм чрезвычайно сильны. Искусство — делание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее — в классовых обществах — более или менее (в зависимости от вида И. п. ) развёрнутым идеологическим смыслом. Жильё превращается во «дворец», когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Для камеи обычно выбирают двухслойный камень, так что изображение, которое вырезают в верхнем слое, по цвету отличается от фона (нижнего слоя камня).
К произведениям круглой скульптуры, обычно требующей кругового обзора, относятся: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, составляющих единое целое), статуэтка (фигура, значительно меньшая натуральной величины), торс (изображение человеческого туловища), бюст (погрудное изображение человека) и так далее. Гравюра известна с VI-VII вв. Рельефы изображающие летящих гениев славы со знаменем в руках, венчают арку ворот. В коллекции Эрмитажа хранится знаменитая александрийская камея (III века до н. э. ) из собрания герцога Гонзага (илл. 14).
Отливка конной статуи также заняла много времени. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более интимный характер. АРХИТЕКТУРА (лат.
Шестерым молодым людям была небезразлична судьба окружающей среды. Но в И. п. в 20 в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции.
Область пластики. В настоящее время для чеканки часто используются пневматические отбойные молотки. В этом памятнике особенно подчеркнута роль Минина – замечательного нижегородца инициатора похода. Жители поначалу принимали процесс за высадку цветов, но когда понимали, что к чему, с радостью присоединялись к креативному делу и помогали женщине высаживать пластиковые «саженцы».
Литература обладает безгранично широкими изобразительными (информативными, познавательными) возможностями ибо посредством слова можно обозначить все, что находится в кругозоре человека. Можно не пойти в театр, в кино, на выставку, можно не прочесть книги, но нельзя не заметить воздвигнутый на площади монумент. Станковая скульптура охватывает очень широкий круг сюжетов. Леа Турто создала ее из пластиковых ножей, вилок и ложек. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные и образные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного, творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры).
Удачно выбранный материал сам по себе не может быть гарантией успеха. Эта скульптура работы С. Д. Шапошникова (илл. По высоте и глубине изображения рельефы подразделяются на низкие (барельеф), высокие (горельеф), углублённые и контррельефы.
Поверхность красочного слоя произведений живописи, то есть его фактура, бывает глянцевитой и матовой, слитной или прерывистой, гладкой или неровной. Балетная п. Обучать пластике. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Доступные живописи широта и полнота охвата реальной действительности сказываются и в обилии присущих ей жанров (исторический, бытовой, батальный, анималистический и другие). То есть в литературе присутствует изобразительность (предметность), но нет прямой наглядности изображений. Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого во многом выполняет фон бумаги, воздух белого листа, по выражению мастера графики В. А. Фаворского.
обложку). sculptura, от sculро – высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Это хорошо понимали сами мастера станковой скульптуры. П. крупных скульптурных форм.
Экологическое мировоззрение финки привлекло внимание международных защитников окружающей среды. Мягкая п. 3. Параллельно совершается и их секуляризация.
Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластическое или двухмерное изображение становится фактом искусства, когда в нём выражается эстетическое освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплено образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. По сути же все сводится к факторам, определяющим объемное восприятие мира: геометрической и тональной перспективе, светотени, текстурным градиентам (пример: направление фактуры кирпичной кладки облегчает восприятие формы здания), края объектов их контраст и резкость.
Выбор пластика в качестве материала инсталляций – тоже не случайность. Третий изобразительный аспект специфичен для живописи, скульптуры и графики, несмотря на попытки буржуазного модернизма превратить эти виды искусства в «абстрактные».
течения). Ее осваивали независимо друг от друга в разных частях земли, когда человеческое общество достигало соответствующего уровня развития. Таким образом, нельзя считать, будто объектом эстетического освоения мира в И. п. является лишь сам предметный мир, доступный зрению и что художественная их значимость ограничивается только чисто «пластическими ценностями» зрительно воспринимаемых объектов и пространственных отношений.
Особым видом станковой скульптуры является так называемая скульптура малых форм. Мы уже говорили о монументально-декоративной группе В. И. Мухиной Рабочий и Колхозница. Картины видимой реальности в литературе конца XIX в. и XX столетия во многом изменились. Египет).
Леонардо да Винчи говорил, что в скульптуре тень и свет накладывает сама природа. Другое выразительное средство живописи – рисунок (линия и светотень) – ритмически и композиционно вместе с цветом организует изображение. Некоторые скульптуры связаны с историческими событиями. Овладеть пластикой движений. Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и тому подобные), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм.
По мастерству исполнения и по размерам это настоящая царица камей. Цветовая композиция (система расположения и взаимоотношения пятен цвета) обеспечивает определённое цветовое единство произведения, влияет на ход его восприятия зрителем, являясь специфической для произв.
Инсталляция получила название «Сад ангелов». Со стилем, с особенностями живописной техники и композиции картины (или иконы) и того интерьера, для которого она предназначена, взаимосвязаны её формат (чаще всего – прямоугольный, реже – круглый или овальный), а иногда и характер рамы, отграничивающей картину от окружающей среды и концентрирующей внимание зрителя на самом изображении. Произведения живописи состоят из основы (холст, дерево, бумага, картон, камень, стекло, металл и др. ), обычно покрытой грунтом и красочного слоя иногда защищённого с поверхности предохранительной плёнкой лака. Рескин, Ш. Бодлер) считали этот распад единого «большого стиля» свидетельством всеобщего упадка И. п. В неравномерности развития отдельных родов и жанров И. п. видели кризис пластической культуры вообще. Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, конечно, да, - ответит он. утвердились определения: приданное движение (нем.
Легенда приписывает создание первой геммы греческому резчику VI-V веков до н. э. Мнесарху (отцу философа Пифагора). И в качестве примера создатели проекта приводят самих себя — для создания новых скульптур они используют только переработанные инсталляции. Пришвина, В. П. // Иск.
Ясно одно: художник должен владеть материалом, а не материал довлеть над художником. Группа добровольцев, назвавшись Cracking Art Group (в вольном переводе – «Группа творческого треска по швам»), в 1983 году приступила к осуществлению масштабной идеи, – и по всему земному шару стали периодически появляться стайки разноцветных пластиковых животных, птиц и рептилий. 21). Таковы шедевры скульптора Поликлета из Афин:Диадумен и Дорифор. Контакты И. п. с общественной жизнью в передовом искусстве становятся всё более непосредственными об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура).
В 1778 году отделка статуи была закончена. Один из экспонатов «зелёной» выставки, представленный Леа Турто – символические для финнов одиннадцать пней, покрытых красной тканью и символизирующих ожившие духи срубленных под сельскохозяйственные угодья деревьев. В болоте на Лахте, в окрестностях Петербурга, был, наконец, найден подходящий камень высотой более пяти метров.
соч., т. 2, 1949, с. 81—82) является предметом И. п. И. А. - жилые дома, общественные здания и др. ). К скульптуре малых форм принадлежат также монеты и медали (медальерное искусство) и геммы (глиптика). П. героя-злодея.
(Из этого вовсе не следует, что греки не знали ваяния в мраморе, а римляне – бронзового литья имеется в виду лишь преобладание одних методов создания скульптуры над другими и то в отдельные периоды, когда, видимо и возникли эти термины). Этому помог иносказательный, но тем не менее понятный и выразительный язык аллегории. В произведениях живописи он образует цельную систему (колорит).
Гармоническое соответствие содержательной и формально-образной сторон замысла, когда ясная пластика объемной формы усиливает впечатление цельности всего произведения (ансамбля), позволяет добиться эмоционального чувства законченности произведения, естественности его включения в окружающее пространство. У каждой инсталляции свой неповторимый сюжет. П. носа. Искусство создания объёмных изображений путём лепки, высекания, резьбы и т. п.
Существуют попытки сочетать средства живописи с музыкой (например, «цветомузыка» композитора А. Н. Скрябина). Рассмотрим одно из надгррбий работы этого мастера, созданное им для могилы Кожуховой (илл. В древней и отчасти в современной живописи встречаются условные способы пространственного построения и воспроизведения предметов (иногда показываемых одновременно с разных сторон), которые раскрывают зрителю определённую логику изображения, размещения предметов в пространстве, но почти не нарушают двухмерность живописной плоскости. живописи обладают документально-информационной ценностью. Совсем иначе ведет себя привязанная на поводу другая, видимо, чужая, взятая в бою, лошадь.
Кроме контурной линии, графика использует штрих и пятно, также контрастирующие с белой (реже цветной или чёрной) поверхностью бумаги – основного материала графики. Различные аспекты, развивая основную идею памятника, делают ее многограннее и богаче.
е. то, что непосредственно изображено художником, например плоды в натюрморте, деревья в пейзаже, фигуры людей) и ассоциативный, позволяющий расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого (фабулу повествования, внутренние конфликты, психологическое состояние, символическое значение и т. д. ), что даёт возможность включить в круг осваиваемых И. п. явлений действительности временное течение событий, философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей, т. е. те стороны реальности, которые не имеют непосредственно зрительного облика. По его мысли, литература распространяется на все, что «так или иначе интересует и занимает дух» 3.
общеинтересное в жизни. » человека (см. Тем не менее «живописание словом» далеко себя не исчерпало. Монументальность (как и станковость) есть своеобразие пластического мышления того или иного художника, а не вопрос качества созданного произведения. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и др. ) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного высвобождения как бы скрытой в нём объёмной формы. У мастеров 17 в. имеет место тот же принцип. В 20 в. вся система И. п. претерпевает глубокие изменения.
Одни греческие мастера в своих статуях создавали плавно перетекающую поверхность объема, которая, будучи ограниченной линейным силуэтом, казалась словно закованной линиями. Звучание мемориального надгробного памятника обычно бывает лирическим интимным.
СКУЛЬПТУРА (лат. Н. Г. Чернышевский, Полн. 10).
Цель выставки — показать духовное значение лесов и неразрывная связь человека с природой. Стилистический эклектизм приводит к тому, что отдельное сооружение «изображает» то ренессансное палаццо, то интерьер готического замка, то древнерусский терем. Это так называемый живописный рельеф.
4. 16). Вот таким образом в графике наряду с завершёнными композициями самостоятельную художественную ценность имеют натурные наброски, эскизы произведений живописи, скульптуры, архитектуры (рисунки Микеланджело, Л. Бернини в Италии, Рембрандта в Голландии, В. И. Баженова в России, О. Родена во Франции).
В этом отношении литература — своего рода зеркало «второй жизни» видимой реальности, а именно — ее пребывания в человеческом сознании. Об универсальности литературы говорилось неоднократно. Но художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него, обращаясь к воображению зрителя незаконченность и лаконизм при этом служат одним из главных средств выразительности. чувствующий красоту формы глаз. » (Маркс К., см. Фальконе работал над ним больше двенадцати лет.
Эти рельефы как бы конкретизируют и развивают основную идею памятника. Интересную работу представила Марья Хакала: «Переименуйте его. » (Nimea uudelleen. ). Очень широк диапазон непосредственных объектов изображения в изобразительных искусствах. Перевод гипсового, глиняного или бронзового скульптурного произведения в мрамор (или камень) осуществляется при помощи так называемой пунктирной машины: все выпуклости и углубления формы на гипсовой модели точно отмеряются и переносятся на мрамор, в котором по этим отметкам снимается, срубается все лишнее. Но в данном случае речь идет лишь о том виде мелкой пластики, которая украшает быт.
В качестве преддверья XIX — XX столетий знаменательны суждения Лессинга, оспаривающие эстетику классицизма: «Поэтическая картина вовсе не должна непременно служить материалом для картины художника». К 19 в. относятся и первые шаги фотоискусства, технические средства которого оказались особенно адекватными поискам «эффекта присутствия». Технические успехи этого времени позволяют широко применять подобную изобразительную имитацию, одевать здание в любой наряд. Но заключительный этап работы – отделка поверхности – производится всегда самим автором. Это позволяет добиваться той степени выразительности, когда основное, присущее фигуре (центральной группе ансамбля) движение находит поддержку и гармоническое соотнесение в изменениях пластической формы всех остальных объемов. Сходные мысли высказывались и в XX в. Так, М. Горький писал: «Литература — это искусство пластического изображения посредством слова» 5.
Архитектура создаётся в соответствии с потребностями и возможностями общества, которое определяет функциональное назначение и художественный строй архитектурных произведений. Поставленная твердо и упористо фигура Ленина развернута в неторопливом и уверенном движении. Геммы представляют собой вырезанный на камне обратный (вогнутый) рельеф, который дает выпуклый оттиск на пластичном материале (воске, пластилине, глине). Чеканка известна была еще в Древней Греции. Пластическая операция.
Они подразумевают зрительное движение формы (пластику) в скульптуре изображающей неподвижную фигуру (в состоянии физического покоя, равновесия). Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору – жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Пластические искусства делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные.
Архитектура может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ (синтез искусств). 7. Часто посетители подходят к ней во время работы над очередной инсталляцией, принимая креативный процесс за высадку цветов, – и когда понимают, что это не живые растения, с удовольствием помогают прикапывать пластиковые «саженцы». 4).
Почти вся скульптура нового времени (за исключением фарфора и майолики) делается однотонной, ровно окрашенной (тонированный гипс, патинированная бронза) или имеет естественный цвет материала из которого она выполнена (мрамор, дерево, гранит). «Делание вещей» перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет «одухотворяется», приобретает эстетические качества. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Вытянув шею, она тоскливо ржет, словно жалуется на свою неволю и тянется куда-то в сторону, должно быть, к своему хозяину, оставшемуся где-то неподалеку, раненному или убитому в бою.
Этот гребень волны ритмически повторяет движение поднявшегося на дыбы коня. Между тем художественность, высокое качество произведения вовсе не зависят от его назначения – быть в музее или на городской площади. К таким произведениям можно отнести статую М. М. Антокольского Иван Грозный (илл.
От других родов художественной деятельности пластические искусства отличаются, во-первых, отсутствием временного развития образа форма в них не изменяется во времени, не имеет характера процесса, как, например, в музыке. Её художественные образы играют значительную роль в духовной жизни общества. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Для линейно-плоскостной живописи характерны плоские пятна локального цвета, очерченные выразительными контурами, чёткие и ритмичные линии. Лишь в народном творчестве, где оно ещё продолжает процветать (как, например, в России в 18—19 вв. ), сохраняются живые традиции былой художественной целостности предметной среды. Изобразительные искусства иногда пользуются отвлечёнными мотивами (например, книжная графика, плакат, монументально-декоративные живопись и скульптура). И еще сильнее: «Внешняя, наружная оболочка» предметов «может быть для него (поэта.
Пластический язык статуи прост и лаконичен. Освещение может быть удачным или неудачным. Бунина, В. В. Изучать пластику. Так, Гегель называл словесность «всеобщим искусством, способным в любой форме разрабатывать и высказывать любое содержание».
Пластинки эти укреплялись на деревянном каркасе. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие дофантазировать созданное природой. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену.
Элементы «изобразительности» характерны в 19 в. даже для зодчества. Графика не исключает и применения цвета. Такая техника соединения золота и слоновой кости называлась хрисоэлефантинной техникой. По характеру веществ, связующих пигмент (красящее вещество), по технологическим способам закрепления пигмента на поверхности различаются масляная живопись, живопись водяными красками по сырой штукатурке (фреска) и сухой (секка), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическими красками (связующие – легкоплавкие стёкла, флюсы, глазури – закрепляются обжигом на керамике), живопись силикатными красками (связующее вещество – растворимое стекло) и тому подобные. Но ошибочно сводить к этому их специфику.
При создании объёмно-пространственной композиции (в том числе и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов их различные ритмические соотношения и так далее. Для исполнения живописных произведений служат также акварель, гуашь, пастель, тушь. // Иск. Со времен античности поэзию нередко называли «звучащей живописью» (а живопись — «немой поэзией»). Как правило, объект изображения в скульптуре – человек, реже – животные (анималистический жанр), ещё реже – природа (пейзаж) и вещи (натюрморт). Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (причём однобоко, гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны, грани художественной выразительности формы), либо в эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и к разрушению целостности художественного сознания (кубизм, экспрессионизм, абстрактное искусство, поп-арт и др. Фальконе (илл.
Значительно расширяется сфера применения труда художника. Майоль) и вся художественная обработка материальной среды. Это делается затем, чтобы избежать изображения человека в натуральную величину, так как оно может выглядеть как муляж (точный слепок), что нехудожественно и неприятно. Законы пластики. Отделение от ремесла делает не только их, но и зодчество «свободными художествами», наряду с поэзией и музыкой. При входе в Рыбинское водохранилище можно видеть огромную статую красивой девушки в русском сарафане, с летящей чайкой у ног.
в живописи, в графике (обычно при помощи светотени, перспективы и т. п. ). fesselung entfesselter Bewegung). Именно таким надолго запомнился он Шубину (портрет исполнялся посмертно) и таким сохранил его образ для потомства великий скульптор.
Это один из ярких примеров аллегорического решения темы. И в самом деле, пейзаж, в котором все строится на передаче пространства, света и воздуха изобразить в скульптуре (если это не рельеф) невозможно. Совершенная п. мастеров Возрождения. Целостная художественно-выразительная система форм произведений архитектуры, отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией.
5. Каждая из них изображает трех прекрасных женщин – морских нимф, несущих глобус. К разновидностям Ж. относятся также диорама и панорама. Распутина. 20).
Второй план составляет группа летящих теней. Такое произведение называется станковым.
Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством. Металлы могут обрабатываться и в холодном виде – путем ковки, чеканки, то есть выбивания рельефа ударами молотка изнутри по листу металла (по готовой, вогнутой форме).
ваяние, скульптура. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, собственно относящиеся к одному из видов изобразительного творчества (например, фигурные сосуды как разновидность малой скульптуры). При этом следует иметь в виду, что каждый жанр или раздел скульптуры (как и других видов искусства) вовсе не есть нечто застывшее и неизменное. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы. Возникновение этих двух терминов исторически обусловлено.
П. черт лица на портрете. Музыкальная п. Стихотворная п. П. художественного героя. Школа пластики. 19).
Пространственные ощущение создают не только не занятые изображением участки листа, но часто (например, в рисунках акварелью) и проступающий под красочным слоем фон бумаги. В дальнейшем усиливающееся стремление к достижению «эффекта присутствия» приводит в 19 в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и экспрессия формы существуют как бы в скрытом виде. В ходе развития строительной техники новые принципы архит. В скульптуре малых форм возможны сатирические образы, шаржи.
architekton – строитель), зодчество, система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей, а также само искусство создавать эти здания и сооружения в соответствии с законами красоты архитектура составляет необходимую часть средств производства и материальных средств существования человеческого общества (гражд. Это видно на примере таких замечательных классических сооружений в Ленинграде, как Адмиралтейство, Биржа, Нарвские ворота, здания Главного штаба, Публичной библиотеки и другие. По назначению, по характеру исполнения и образов различают: живопись монументально-декоративную (стенные росписи, плафоны, панно), участвующую в организации архитектурного пространства, создающую идейно-насыщенную среду для человека. В это время изобразительные искусства окончательно превращаются в собственно художественную деятельность.
В эпоху эллинизма (III – I века до н. э. ) еще продолжали применять расцветки. В зависимости от специфики различные виды изобразительных искусств воспроизводят такие визуально воспринимаемые, объективно существующие качества реального мира, как объём, цвет, пространство, а также материальную форму предметов и световоздушную среду, ощущения движения и изменения. Станковую (картины), более интимную по характеру, обычно не связанную с каким-либо определённым местом декорационную (эскизы театральных и кино декораций и костюмов) иконопись миниатюру (иллюстрации рукописей, портреты и т. д. ).
Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Совокупность выразительных средств художественного (литературного, музыкального и т. п. ) произведения, воплощающая талант автора. Мед. Выражения лиц, позы, напряженность фигур, трактовка форм сильных молодых тел, сопротивляющихся физическим страданиям (обратите внимание на правую фигуру измученного пыткой, но все еще упорного человека) – все говорит о мужестве этих людей. В. И. Ленин изображен стоящим во весь рост, в пальто, накинутом на плечи. Композиция его как бы делится на два яруса.
собир. в Китае, с XIV-XV вв. Правда, художественная обработка утвари, оружия, объектов общественно-государственного или религиозного ритуала могла являться неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования: микенские кинжалы, золотые скифские фибулы, сасанидские блюда, «шапка Мономаха», китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетическими качествами, чтобы отвечать своему практическому назначению. По технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Мы говорили об особенностях монументальной и монументально-декоративной скульптуры. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Станковую скульптуру рассматривают на близком расстоянии, вне зависимости от ее окружения, от соседних с ней произведений или архитектуры интерьера. «Natura non facit saltus (лат. ), Природа не делает скачков — афоризм, восходящий к Аристотелю (384—322гг.
Уложенная в кожух (общая покрышка, объединяющая все куски) кусковая форма дает возможность формовать и отливать следующие экземпляры из гипса, бетона, пластмассы или из какого-нибудь металла. Процесс создания картины или настенной росписи (предваряемый эскизами и этюдами, в которых конкретизируется замысел художника, разрабатываются отдельные детали, композиция, колорит будущего произведения) может распадаться на несколько стадий, особенно чётких и последовательных в средневековой темперной и классической масляной живописью (рисунок на грунте, строящий композицию и намечающий основой светотеневые соотношения подмалёвок, где лепятся объёмы лессировки, богато насыщающие картину цветом). Египетский скульптурный портрет, служивший целям заупокойного культа икона, бывшая предметом религиозного поклонения, дворянский портрет 17—18 вв., являвшийся для заказчика документом его генеалогического древа, сохранили своё объективное значение только как произведения искусства. Особое значение в архитектуре имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность).
Возникают новые виды и формы И. п. (фотомонтаж и пр. ). Тем самым вещь, созданная человеком, делается носителем его «сущностных сил», «одухотворяется». 210. ). Впервые дарить жизнь пластиковым бутылкам решили активисты из Италии, Франции и Бельгии. В архитектуре также выдвигается ряд новых задач и собственно художественных проблем: окончательно утверждается доминирующее положение светского зодчества, развивается зародившийся ещё в древности принцип заранее задуманного городского ансамбля (в той мере, в какой этому не препятствуют экономические и социальные условия крепостнического и особенно буржуазного общества), успехи техники обеспечивают возможность ряда смелых идейно-эстетических новшеств (начиная с конца 19 в. и особенно в 20 в. ).
Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п. ) служат для лепки. Лучше всего для нее условия музея или выставки. На смену традиционным развернутым описаниям природы интерьеров, наружности героев (чему отдали немалую дань, к примеру) И. А Гончаров и Э. Золя) пришли предельно компактные характеристики видимого, мельчайшие подробности, пространственно как бы приближенные к читателю, рассредоточенные в художественном тексте и, главное, психологизированные, подаваемые как чье-то зрительное впечатление, что, в частности, характерно для А. П. Группа добровольцев назвала себя «Cracking Art Group» («Группа творческого треска по швам») и приступила к осуществлению экологической идеи.
С древнейших времён И. п. участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании «второй природы», зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством. architectura, от греч. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). При этом тенденция к чувственной конкретности изображения может переходить в иллюзионизм.
Все эти возможности возникают только при рассматривании круглой скульптуры. В скульптуре отчасти впервые возникают, отчасти получают внутреннее развитие такие типы, как монумент в городе, станковый портрет, станковая фигура, жанровая скульптура, хотя по своей роли в общей системе И. п. пластика всё более уступает ведущее место живописи и графике, одновременно (кончая эпохой классицизма начала 19 в. ) сохраняя более тесные стилевые связи с зодчеством. Обычно применяется тот или иной ряд взаимосвязанных цветов и их оттенков (гамма красочная), хотя существует также живопись оттенками одного цвета (монохромная).
6. Во-вторых, произведения И. п. воспринимаются зрением, а иногда и с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство) для полноценного освоения архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры, необходимо также двигательно-моторное восприятие, требующее определённой длительности, но здесь временной момент только субъективен, само же произведение остаётся неизменным. С течением исторического времени именно эта сторона «предметности» словесного искусства все более выдвигалась на первый план, тесня традиционную пластику. Собственно художественное начало тесно переплетается с внеэстетическими моментами — производственными, бытовыми, относящимися к различным формам социальных ритуалов и идеологических функций. А. Врубель, Ф. Ходлер, М. Дени) и архитектонически продуманная скульптура (А.
Противоположный метод именуют формовычитанием, при котором скульптор отнимает, отсекает от изначальной массы каменного блока лишнее, оставляя то, что необходимо. Об этом свидетельствуют произведения И. А. Интересны в этом смысле, например, соображения М. М. Антокольского, который не хотел выставлять одну из своих работ во дворе (то есть на открытом воздухе) и писал И. Е. Репину:. По обеим сторонам ворот, обрамленных полуциркульной аркой, стоят одиннадцатиметровые (вместе с пьедесталом) скульптурные группы (см. — В. Х. ) разве лишь одним из ничтожнейших средств пробуждения в нас интереса к его образам» 6.
Их все активнее стали поддерживать умельцы из других стран. 23), А. Г. Сотникова есть также много молодых и талантливых мастеров. Особенно распространены станковые статуэтки зверей и домашних животных исполняющиеся мастерами, которых называют анималистами (от латинского слова animal – животное).
Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Медный всадник прекрасен и вблизи и на далеком расстоянии. Итак, все прозрачное или воздушное не должно быть предметом сего искусства.
Между тем не надо забывать, что древние греки раскрашивали свои скульптурные произведения. Наряду с традиционной системой создания «эффекта присутствия» получают распространение различные формы условно-поэтической интерпретации мира и соответствующая им стилистика.
П. лица. В честь этого события была выбита медаль. Здесь, по словам Лессинга, образы «могут находиться один подле другого в чрезвычайном количестве и разнообразии, не покрываясь взаимно и не вредя друг другу, чего не может быть с реальными вещами или даже с их материальными воспроизведениями» 2. Красный цвет трикотажа был подобран специально – для контраста с зеленью. Мы расскажем здесь о таком интересном виде искусства, как глиптика или инталия (итальянское слово intaqlio означает резьба по камню). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе наблюдённых в натуре анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.
Астафьева, В. Г. Монументально-декоративная скульптура призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (синтез искусств). Геракл (иначе Геркулес) в античной мифологии олицетворял силу и мужество. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды И. п. В этом смысле можно связывать происхождение И. п. с «деланием вещей». Так, например, Ништадскому миру (1721), которым закончилась победоносная Северная война русских со шведами, посвящена аллегорическая композиция Мир и изобилие. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа.
При выборе материала для памятника важно учитывать задуманную композицию. Однако не всякий памятник будет хорошо выглядеть на фоне открытого пространства площади. Красный цвет был выбран не случайно — для контраста с лесной зеленью. Работой в дереве увлекаются многие мастера.
В этом смысле границы живописи, бесспорно, шире. К тому же, вид подобных украшений вполне эстетичен. П. тела.
Статуя служит центром главной площади города. Монтаж ее и одевание ее сталью были самыми тяжелыми моментами работы. Он изобразил Ленина с открытой головой, благодаря чему виден ленинский огромный лоб. Романтически настроенные художественные деятели 19 в. (Дж. Такое понимание графики в дальнейшем было расширено. graphike, от grapho – пишу, черчу, рисую), вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные произведения (гравюру, литографию и другие), основывающиеся на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
2. Они представляют собой уже не вогнутый, как у геммы, а выпуклый рельеф. Такова его бронзовая группа Запорожец после битвы (илл. А теперь остановимся на третьем большом разделе скульптуры, не связанной ни с архитектурными сооружениями, ни с городскими или парковыми ансамблями. Человек выдерживает напор стихии, сопротивляется ей и как бы бросает ей вызов. Средства, приёмы, сама техника создания скульптурных произведений. Последние, к сожалению, чаще всего наносят ощутимый ущерб окружающей среде. Она называется так потому, что устанавливается на станке или подставке и предназначается для выставок, музеев, общественных и жилых помещений (последнее даже породило специальное понятие кабинетная скульптура).
Таков Геракл, если рассматривать его спереди.
Отдельные попытки расцвечивать скульптурные произведения делались и в XIX веке. П. душевных переживаний персонажа. Прекрасен ленинский вдохновенный взор, как бы устремленный в светлое будущее человечества. Каждый раз инсталляция имеет новый сюжет: светящиеся пингвины, марширующие через реку Влтаву в Праге (Чехия, 2008 год) красные дельфины, парящие в воздухе между домами, словно выстиранное бельё, в городе Тревизо (Италия, 2006 год) сиреневые крокодилы на одной из площадей Бельгии (2007 год) выползающие на берег из Венецианской лагуны жёлтые черепахи (Италия, 2001 год) зайцы, ласточки, собаки Авторы работ намеренно размещают свои творения возле городских достопримечательностей и торговых центров, чтобы призыв зверюшек не остался незамеченным.
С невероятным трудом этот гром-камень, как его прозвали, был вынут из болота, перевезен по заливу и по Неве и выгружен на Сенатской площади. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем советского искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. 9). Монументально-декоративная скульптура решает большие идейно-образные задачи.
Такую бижутерию носить вдвойне приятнее. Камеи возникли примерно во времена Александра Македонского. Что же касается традиционных форм, то при изменении конструктивных приёмов они могут сохраняться как декоративные либо как сим-волическое выражение определённого эстетического идеала, утратив прямую связь с конструкцией.
Тогда знакомьтесь с арт-пластиком. К числу особенно примечательных работ Шубина относится портрет М. В. Ломоносова (илл. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике.
Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство. Образная аналогия этого процесса — метаморфоза. Расхождение путей «свободных художеств» и художественного ремесла, эмансипация скульптуры и особенно живописи от зодчества — процесс, завершившийся к 19 в., привёл к возникновению, а затем и к выдвижению на первый план станковых форм искусства. Декоративная п. Выставка пластики.
ПЛАСТИКА, -и ж. 1. В архитектурном декоре употребляются растительные мотивы (например, античная коринфская капитель), зооморфные (звериные маски во владимиро-суздальском зодчестве XII – XIII вв. ), антропоморфные (кариатиды, атланты). Линия отграничивает друг от друга объёмы, является часто конструктивной основой живописной формы, позволяет обобщённо или детально воспроизводить очертания предметов, выявлять их мельчайшие элементы. 24). Однако в основном образная структура произведений И. п. строится зрительно-пластическими средствами: композицией, всеми элементами формы (пространство, объём, пластическое движение, ритм, линия, светотень, цвет и т. д. ), характером обработки материала. Затем по форме отливается точное гипсовое воспроизведение модели, так называемая отливка.
Древние греки в расчете на последующую отливку из бронзы, как правило, лепили статуи из глины и вот таким образом родился термин пластика, тогда как римляне, преимущественно ваявшие из мрамора, называли свои произведения скульптура (отсюда же и термин скарпель или скальпель – нож, резец). С тех пор необычные цветники стали появляться в различных парках и скверах Финляндии.
В нерасплавленном виде металл для скульптуры обрабатывается посредством ковки и чеканки. Работой в дереве увлекаются многие мастера. Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства. Термин графика первоначально употреблялся лишь применительно к письму и каллиграфии. Костная п. П. сосудов.
Исходное значение многозначного термина «Пластичность (в искусстве)» -эмоциональность, художественная цельность и образная убедительность лепки объёма в скульптуре, гармоническое соотношение выразительности моделировки и ощущения весомости, внутренней наполненности формы. Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Керамика не является изобретением какого-либо одного лица или народа. Характерно при этом, что с течением времени, когда меняется социально-экономический уклад, практическая функция предмета нередко «выветривается» и произведение художественного ремесла выступает в своём собственно эстетическом качестве (например, декоративные керамические тарелки, застёжка, превратившаяся в брошь и т. д. ). Многие произв.
Произведения зодчества, за малыми исключениями, сооружаются не в качестве «чисто» художественных памятников, но для удовлетворения тех или иных материальных или социально-практических нужд. Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике «изменения мира» предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и «. Овладеть пластикой теней.
Так родилась идея создавать по всему миру разноцветные пластиковые инсталляции. Границы между изобразительным и неизобразительным искусствами не абсолютны. Блестящим примером архитектурно-скульптурного синтеза в искусстве социалистического реализма явился Советский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, сооруженный по проекту Б. М. Иофана и увенчанный прославившейся с тех пор скульптурной группой работы В. И. Мухиной (илл. Однако в литературных произведениях неотъемлемо важны и «непластические» начала образности: сфера психологии и мысли персонажей, лирических героев, повествователей, воплощающаяся в диалогах и монологах.
Условно различаются два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объёмно-пространственное, но между ними нет чётких границ. Креативные идеи европейцев не остались без внимания. К первым относятся живопись, скульптура, графика, фотоискусство, воспроизводящие с различной мерой чувственной достоверности визуально воспринимаемую действительность либо с помощью реальных трёхмерных объёмов (скульптура), либо путём их изображения на двухмерной поверхности (живопись, графика, фотоискусство). Предметный мир, преобразуемый человеком, воспринимается как мир «очеловеченный», как овеществлённое творчество, совершенствующее природу, вносящее в хаос действительности разумное начало. Уроки пластики у актёров. На гробнице, склонившись на одно колено, рыдает над урной прекрасный крылатый гений.
Сроки кончались, работа шла днем и ночью, никто не уходил с рабочей площадки домой. собр. Набокова, М. М. Художественные особенности передачи объёмности изображаемых лиц, предметов и т. п. Словесные картины (изображения) в отличие от живописных, скульптурных, сценических, экранных являются невещественными.