Адольф Вильям Бугеро (Бугро, Адольф Бужеро) родился в 1825 году в городе Ла-Рошель, на Атлантическом побережье Франции. Душа окрыляется, когда смотришь на детей Бужеро.
Бугро, казалось бы, обрел долгожданный душевный покой. В1875 годусын художника Георгий заболел и умер в возрасте 16 лет. Как и в случае с «Данте и Вергилием», художника привлекла тема поединка и ничем не сдерживаемых страстей.
Он был далёк от идеи визуализации грёз, высказываемой теоретиками символизма, равно как не мог отказаться от точного следования натуре ради создания желательных образов, подобно Гогену или Моро. Люди задавались вопросом: «Где мосье Бугро находит время на новые идеи. Картина была прохладно встречена критикой: так, Гюисманс писал, что Бугро «изобрёл газированную живопись»43, это отношение практически не изменилось за последующие десятилетия44. В столицу семья возвратилась только в сентябре 1871 года. Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо.
Согласно традиции, Вильяма крестили в кальвинистской церкви, но пяти лет от роду был обращён в католическую веру по настоянию дяди-священника Эжена6. В 1875 году сын художника Георгий заболел и умер в возрасте 16 лет. Уже тогда молодой талант грезил о Париже, а именно о Высшей школе изящных искусств. Не смотря на то, что Вильям был самым младшим в группе, он лучше всех смог изобразить Святого Роха, за что и удостоился награды «Лучшая историческая живопись». Накопив достаточно средств, он отправился в Париж для дальнейшего изучения живописи.
Из этих двух работ большую известность получил «Орест, преследуемый эриниями». Тяжелые утраты, преследующие художника, не закончились со смертью сына Георгия. Это же касалось и декоративных работ: известное панно «Танец» было в основе своей вольной интерпретацией фрески «Аврора» Гвидо Рени.
Каждая из его композиций сложна: будь то взаимодействие фигур и окружающих предметов или цвет и перспектива. Адольф-Вильям Бугро (фр. Величественная Вилла Медичи стала новым пристанищем для молодого гения.
В 1848 году он получил третье место на конкурсе за картину из жизни апостола Петра, в 1849 году— только седьмое место за картину на сюжет «Одиссеи». Неудивительно, что в Салоне 1870 года он представил единственную работу— это была «Купальщица», воспроизводившая известную античную статую Венеры Анадиомены.
В 1880 году была написана «Девушка, защищающаяся от Эрота», героиня картины пытается уберечь свою девственность от стрелы Эрота, но изображённый у подножья камня чертополох (символ неминуемых потерь при борьбе) намекает, что ей этого не удастся. В картине 1868 года «Пастораль» Бугро, не удовлетворённый возможностями классической композиции, попытался найти другие выразительные средства, обратившись к античности. Ещё в 1902 году Бугро представил «Молодую жрицу»— видимо, это была реплика французского художника на проблематику викторианской академической живописи того периода. Исследователи причисляют его творчество к так называемому «романтическому реализму», поскольку он, следуя приёмам романтизма, предпочитал писать с натуры и воспроизводил внешность своих моделей с фотографической точностью3. По-видимому исходный замысел возник под влиянием картины Делакруа на аналогичный сюжет. По стилю живопись Бугро напоминают только работы его ученицы и жены Джейн Гарднер57.
Но, к сожалению, судьба выдающегося мастера готовила ему очередной тяжелый удар. За свою плодотворную творческую жизнь он создал более 822 работ. Позировали ему собственные дети— старшая дочь Генриетта и сын-младенец Поль.
В 1857 году удостоен почётной Медали Салона, командор ордена Почётного легиона (1885). Невозможно установить, какое именно впечатление или событие легло в основу картины «День памяти усопших». В декабре 1877 года Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер (1837—1922), своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой. Учился в парижской Школе изящных искусств, в 1850 году удостоен Римской премии за картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса».
У Бугро радуга символизирует то, что жертва Иисуса была принесена и что человеческая душа может родиться заново и взойти к Богу после смерти. Находясь в Риме, Бугро рассчитывал посылать свои полотна на Парижский салон. Делакруа, как и Энгра, Бугро причислял к величайшим художникам XIX века. Так, в 1857 году Бугро получил официальный заказ на картину «Император, посещающий пострадавших от наводнения в Тарасконе в июне 1856 года» 17. Похоронен накладбище Монпарнас.
«Бичевание Христа» (1880) также является одним из шедевров Вильяма Бугро. Скорее всего, она оплакивает своего сына, как земная мать оплакивает потерю ребенка. Официально они смогли объявить о браке только в 1896 году37. Результатом стали заказы императора Наполеона III. Типичной здесь является картина «Вторжение в королевство Амуров», однако критики, признавая высокий уровень мастерства, порицают его за «бесконечные вариации одного и того же приторного сюжета»49. В 1846 году Бугро отправляется на годовое обучение на Виллу Медичи в Риме. Большинство этих портретов хранится в частных собраниях, в государственном музее представлен единственный «Портрет графини Камбасерес».
В последние 20 лет жизни Бугро все чаще отвлекается от творчества на организационные дела. Вильям стал вторым ребенком в семье. «Зенобия» была конкурсной работой на сюжет из «Анналов» Тацита она должна была представить умение художника написать несколько фигур в разных ракурсах. Дядя-священник привил Вильяму искреннюю веру, а также любовь к литературе. И, как следствие, копия фрески Рафаэля «Триумф Галатеи» стала главным результатом стажировки художника. Его имя было нарицательным, так же как и имя Пикассо сегодня. Он включает каталог 828 работ Бугро (без этюдов и подготовительных материалов) и его 600-страничную биографию. Он стал четвертым погибшим ребенком в семье. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире.
Вечное недовольство собой и маниакальная жажда совершенствовать свое мастерство закрепили за ним прозвище «Сизиф 19-го века». Творческий метод и техника живописца окончательно оформились к 1860-м годам. В верхней части креста размещено письмо, в котором говорится: «Иисус из Назарета, Царь Иудейский» на трех языках: греческом, латинском и арамейском.
Похоронен на кладбище Монпарнас. С этого же времени работы Бугро стали цениться на антикварном рынке. В1846 годуБугро отправляется на годовое обучение наВиллу МедичивРиме. Грунт для всех эскизов должен был совпадать с грунтом окончательного варианта.
Художник тяжело переживал инциденты такого рода этой картиной он гордился и в одном из писем зятю утверждал, что «поза и экспрессия молодой женщины, как я думаю, абсолютно правильны»48. В 1866 году Джейн умирает. Биография Родился в 1825 году в Ла-Рошели в семье торговцев вином и оливками. Эти работы демонстрируют несомненную способность художника к монументальной живописи.
За свою жизнь Бугеро написал 826 картин. Полотна Бугро были преданы забвению, а его имя подвергнуто жесткой критике. Он также скопировал «Триумф Галатеи» Рафаэля и «Триумф Флоры» Тициана11. Бизнес не процветал из-за этого возникали финансовые трудности и, как следствие, ссоры.
Говорили о развращении молодого поколения. Человек с бородой смотрит прямо на зрителя, показывая, что он – тоже часть толпы (есть мнение, что этот бородатый человек с морщинистым лбом – автор картины). Далее наступала очередь подробных разработок лиц, частей фигуры, одежды и драпировок.
В ней приняли участие ведущие специалисты, включая Джеральда Экермана (профессора в отставке Колледжа Помоны) и Скотта Шефера— куратора музея. Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами.
Известен конфликт между Бугро и Матиссом, которому учитель посоветовал «не только тщательнее изучать перспективу, но и вообще научиться держать в руках карандаш». В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. Там Бугро удостоился первой премии за изображение святого Роха. Но работа продолжалась и вот уже в 1881 году французское правительство передало Бугро административный контроль ежегодного Парижского Салона. В моделях Бугро всегда подчёркивал правильность черт лица и достоинства фигуры. Кеннет Кларк характеризовал ню Бугро как «неприкрыто сладострастные» и при этом приукрашивающие действительность50. Обосновывая, он утверждал, что первичной в их творчестве была искренность изображения «того, что они видели и чувствовали используя соответствующие их идеалу средства и, особенно, линию»13. Вильям был убежденным традиционалистом, его мифологические сюжеты с богинями, нимфами, купальщицами и пастушками получили современную интерпретацию с акцентом на обнаженное женское тело.
Толпа вокруг – любопытные зрители. В последние 20 лет жизни Бугро все чаще отвлекается от творчества на организационные дела. Тяжелые утраты, преследующие художника, не закончились со смертью сына Георгия. Самые известные из них — «Рождение Венеры», «Данте и Вергилий в аду», «Девушка за вязаньем», «Пастушка», «Танец», «Купидон» и др. А спустя пять лет 19-летнего юношу ожидал первый творческий успех.
Там Бугро удостоился первой премии за изображениесвятого Роха. В 1850 году вместе с Бодри Бугро на 4 года был командирован в Рим. Цветы и плоды символизируют доброту и невинность, свежесть и веру4. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. Дискуссия показала резкую поляризацию мнений, её участники так и не пришли к согласию: сторонники салонно-академического искусства подчёркивали мастерство Бугро и его способность «достучаться» до обыкновенного зрителя, а также найти глубину в самых обыденных вещах и сюжетах.
Живопись Вильяма Бугро последнего десятилетия его жизни прогрессировала мало. Детей решено было отправить к родственникам. Все части гармонично взаимодействуют, тем самым подчеркивая эмоции каждого полотна.
Августина, скончалась его вторая дочь Джейн. Его имя было вычеркнуто из истории.
Получил он и ряд заказов на оформление особняков А. Бартолони и Э. Перейры, для первого из которых исполнил «Ариона на морском коньке» и «Вакханку». Идеи, заложенные в основу «Возвращения весны», активно использовались Бугро и в 1890-е годы. В декабре 1877 года Бугро знакомится с американкой Элизабет Джейн Гарднер (1837 – 1922), своей первой ученицей, ставшей впоследствии его женой. В 1839 году мальчик поступил в колледж. Благо, такие произведения не могли исчезнуть просто так. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств вБордо. Петра и Павла и Иоанна Крестителя для парижской церкви св.
». Дела у Теодора Бугро в это время шли не лучшим образом. Именно к нему попал талантливый мальчик. Несмотря на то что браку противились и дочь художника и его мать, Адольф Вильям и Элизабет Джейн тайно поженились в мае 1879 года.
Чуть выше головы Христа, ребенок сочувственно смотрит на него. Вильям-Адольф Бугро (William-Adolphe Bouguereau) (1825-1905) – велекий французский художник – родился в Ла-Рошель (Франция) в семье состоятельных купцов. В 1857 году у Адольфа и Мари-Нелли родилась первая дочь Генриетта. Первая картина на тему материнства— «Мать с ребёнком»— была закончена в 1861 году. При изображении людей он стал выставлять на первый план подробности и нечаянные движения. Несмотря на восторженные отзывы критиков того времени, А. Шестимиров заметил, что Венера Кабанеля была написана в мастерской, а затем помещена в морской пейзаж, причём поверхность моря более всего напоминает «ровную и гладкую мостовую»22.
Бугро обвиняли в распутстве и в излишней эротизированности картин. Логически это привело к созданию программных полотен «Дары любви» (1893) и «Восхищение» (1897). Христос, привязанный к столбу, представляет свою жизнь судьбе. долларов. Человек в картине выражает искреннее сочувствие и, неся символический крест, находит свой путь к Иисусу и свое собственное искупление (многие христиане носят кресты на шее, представляя, что они тоже были принесены в жертву с Христом). Дискуссия также показала, что ни художники, ни критики-искусствоведы не располагают объективными критериями оценки произведений искусства67. Ему суждено было унаследовать торговое дело своей семьи, но благодаря своему дяде Эжену (католическому священнику) Бугро смог рано продемонстрировать свой художественный талант.
Там Бугеро удостоился первой премии за изображение святого Роха. Сегодня более чем в ста музеях мира работы Бугро находятся в постоянной экспозиции. Августина и ряд других. Картина вновь напоминает о мастерах Ренессанса. Завершением этой темы стала в 1895 году картина «Похищение Психеи»46. Мертвое тело Иисуса безвольно висит на руках и восемь ангелов их окружают.
В Риме Бугро исполнил ряд больших полотен на религиозные сюжеты (в частности, «Триумф мученичества» 1854 года), которыми обратил на себя внимание французских светских и церковных властей. На Салоне 1886 года большой скандал вызвало полотно «Возвращение весны», посвящённое теме зарождения любви: художника обвинили в «безнравственности». Плачущая Богородица облачена в одежду черного цвета – это траур о сыне, которого она держит на груди. Естественность сюжета обеспечивала его занимательность и ценилась покупателями26.
Но они вернулись и их возвращение стало триумфальным. Помимо матерей, Бугро охотно изображал старших сестёр, например, в одноимённой картине «Старшая сестра» (1869) художник попытался воссоздать психологический портрет не по-детски серьёзной девочки, которой довелось присматривать за маленьким ребёнком.
А склонные к мистике люди до сих пор ищут тайный смысл в подписи Бугро, которая после поездки в Италию изменилась с традиционной «Bouguereau» на латинский вариант ее написания «Bovgvereav». Отказ Бугро от обобщённости образов и сцен тяжёлого труда был принципиальной позицией художника: зрители Салона хотели видеть образы, знакомые им по картинам и пьесам пасторального жанра («Пастушка»)35. Эта картина была навеяна смертью старшего сына Бугро в 1875 (художник потерял четверых из пяти своих детей).
В 1886 году Бугро настоял на посмертной выставке своего другаПоля Бодри. Там сразу обнаружили его художественный талант. В то время он даже считался одним из величайших мастеров живописи в мире. В 1892 году он стал регулярно выставляться в Лондоне, в Королевской Академии художеств. Существует версия, что источником вдохновения для «Дня памяти» была «Пьета» Микеланджело.
В 1861 году родилась вторая дочь Джейн. Сейчас картина находится в музее Орсэ в Париже. В нескольких девичьих портретах и изображениях цыганок 1867 года показаны слёзы29. Бугро сравнивали с Рембрандтом. Новой избранницей художника стала его собственная ученица Элизабет Джейн Гарднер.
В последние двадцать лет жизни Бугро активнее, чем прежде, участвовал в общественной жизни. Но почему-то только работы последнего пробудили в Вильяме катарсические переживания. Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами. В1857 годуу Адольфа и Мари-Нелли родилась первая дочь Генриетта.
Работы живописца выставлялись ежегодно на Парижском Салоне в течение всей его жизни. Процесс написания картины включал несколько этапов, на первом из которых карандашом или углём (с подмалёвкой белилами) делался первичный набросок. Подобными же символами отмечены множество картин 1890-х годов: «Девочка с яблоками», «Девочка с лимонами», «Маргаритки» и другие. Глава семейства был мелким предпринимателем и управлял винным складом5.
Художник откликнулся несколькими картинами на тему скорби, в том числе «Молитвой», где молодая мать и её дочь, держащие вдвоём одну свечу, молятся за здравие больного ребёнка. Однако сохранившиеся этюды, наподобие «Портрета Габриэль Кот» (дочери одного из учеников Бугро), считаются одними из лучших образцов французской портретной живописи52. Семья занималась торговлей вином и оливками. В1856 годуБугро женится на Мари-Нелли Моншаблон (у них впоследствии будет пятеро детей, 2 девочки и 3 мальчика).
Гармония розового с белым отвечала эстетике «искусства ради искусства», распространившейся в Англии5553. Семья занималась торговлейвиноми оливками. Случилось то, что позволило многим людям всерьез заговорить о проклятии. Его картины, несмотря на высокие цены, бойко раскупались, особенно богатыми американцами.
Несомненно, умница Вил имел все шансы на успешное поступление, но нужны были деньги. «Рождение Венеры» по манере письма и образов ближе не к эпохе Ренессанса, а, скорее, к рококо и творчеству Франсуа Буше. Айзексон издал в 1974 году каталог выставки.
В общей сложности около десяти процентов всех картин Бугро изображают обнажённую натуру45. После 1920 г. имя Бугро было предано забвению (и не только его) из-за изменения предпочтений в искусстве в сторону модерна. Сюжет картины был основан на литературном источнике, но это была не сказка из романа Апулея, а поэма Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона». Говорили, что Рембрандт уловил душу старости, в то время как Бугро уловил душу юности. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. В изображении обнажённой натуры Бугро руководствовался достижениями Энгра, «населив» картину множеством мифологических персонажей, причём тела путти едва прописаны, а расплывчатость контуров наводит на мысль об их бесплотности.
«Пьета» (1876) Бугро – уникальное изображение самого известного из образов. Учился в парижской Школе изящных искусств, в1850годуудостоенРимской премииза картину «Зенобия, найденная на берегу Аракса». Такого рода метод Бугро применял в основном в своих произведениях «крестьянского» жанра, однако похожие мотивы имеются в картине на античный сюжет «Прерванная работа». От туберкулеза умер последний сын Вильяма.
В июне того же года умер Морис. Южен привил молодому художнику интерес к философии, литературе и мифологии. Клубок ниток в руках девушки обозначает грёзы, уводящие от истинного пути в жизни4. В1866 годуДжейн умирает. В 1864 году Бугро впервые представил публике свою работу в жанре ню, — это была «Купальщица». В этом же году Адольф получает почётную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса». Ярким примером является полотно «Флора и Зефир», возможно, созданное по мотивам балета Дидло на музыку Кавоса обольщение здесь трактовалось как динамичный и решительный натиск, причём полуобнажённая Флора с наклонённой головой «придаёт картине чувственную занимательность»32. Его отца убедили послать сына в школу изящных искусств в Бордо.
Фигуру раненой Зенобии Бугро показал в сложном «промежуточном» ракурсе, когда застывшие фигуры дают ощущение «динамичного спектакля, где каждый импровизирует в соответствии со своей ролью» (определение А. А. Шестимирова). В 1856 году Бугро женится на Мари-Нелли Моншаблон (у них впоследствии будет пятеро детей, 2 девочки и 3 мальчика). В 1866 году, когда Бугро работал над росписью церкви св.
Одним из первых произведений, в которых переживания героини передавалась через символы, была картина «Разбитый кувшин». В 1886 году Бугро настоял на посмертной выставке своего друга Поля Бодри. Художественное вдохновение на сей раз подпитывалось композицией Микеланджело «Сотворение Адама», во всяком случае, кисть руки эринии с вытянутым указательным пальцем напоминает руку Бога Саваофа. Бугро попытался противопоставить идейности искусства Милле сцены семейного счастья.
Портреты прихожан церкви и рисунки этикеток для джемов не служили лучшим инструментом для раскрытия всего потенциала художника, но так Вильям постепенно приближался к своей мечте. В семье отца художника Теодора Бугро И Марии Маргариты Аделины Боннин было 8 детей. 26-летний художник добился своей цели в 1850 году: его картина «Зенобия, найденная на берегу Аракса» получила меньше голосов жюри, чем работа Поля Бодри, но поскольку в 1848 году из-за революционных событий в Италию никого не отправляли, во Французской академии в Риме образовалась вакансия10.
В этом же году Адольф получает почётную медаль в Салоне за картину «Возвращение Тобиаса». Сейчас интерес к работам художника снова растёт. Их сюжеты и манера письма напоминают пасторали стиля рококо16. В июне того же года умер Морис.
Натуралистичность должна была заставить зрителей поверить в жестокость сил, царящих в Аду. Вильям Бугро всю жизнь являлся последовательным приверженцем академизма и «идеального романтизма», но в 1890-е годы в целом ряде его работ проявился новый метод раскрытия сущности изображаемого человека, возникший при несомненном влиянии символизма. Это «открытие» определяло деятельность Бугро на всю оставшуюся ему жизнь: он уверовал в силу человеческой привычки, внешне передаваемой жестом. Людовика для часовни Сен-Кло, жития св.
Дополнением к этому сюжету выступила картина «Первый поцелуй (Амур и Психея в детстве)», герои которой были помещены в облака, чтобы возвысить их чувства в буквальном смысле. Казалось, он работал и ночью. Чтобы отвлечься, в конце 1860-х годов Бугро много путешествовал, посетил Швейцарию и Бельгию из французских провинций он чаще всего выезжал в Бретань. Эти картины часто были анекдотичны по сюжету и сочетали «откровенное смакование нежности плоти при фантасмагорическом сюжете». Показ оказался успешным. Чтобы заработать денег, он создавал этикетки для джемов и варений. После этого картины Бугро увидели в Канаде и США. Глава семейства занимался торговлей вином и оливковым маслом.
В семье отца художника Теодора Бугро И Марии Маргариты Аделины Боннин было 8 детей. Памяти Бодри были посвящены несколько изображений обнажённых женщин на фоне набегающей волны, одной из последних его картин стала «Океанида» (1905). В 1861 году родилась вторая дочь Джейн. Одной из первых самостоятельных его работ стала большая (281225 см) картина «Данте и Вергилий в аду», написанная в год прибытия в Рим. С 1875 года Бугро начал преподавать в частной Академии Жюлиана. Чтобы заработать денег, он создавал дизайн этикеток для джемов и варений.
Во время учёбы Бугро удостоился первой премии за работу изображающую святого Роха. Картина «Зенобия, найденная пастухами на берегах Аракса» принесла ему грант для обучения в Италии в 1850 г., где он прожил один год изучая шедевры эпохи Возрождения, греческой, этрусской и римской античности, а также классическую литературу. Не отказывался Бугро и от начатой в предшествующие годы крестьянской темы.
Было собрано большинство работ мастера. Организатор выставки и её куратор Роберт Айзексон (1927—1998) приложил немало усилий, чтобы реабилитировать Бугро и его современников. В 1984 году при поддержке Монреальского музея изящных искусств в Париже была организована первая ретроспективная выставка Бугро. Теперь она истолковывалась в духе сентиментализма Грёза. С «Рождения Венеры» Бугро начал последовательное написание полотен изображающих обнажённую натуру. Вильям не останавливался ни на миг.
Практически ни один из них не продолжил направление, разрабатываемое учителем. Это проявилось в двух картинах 1850 и 1851 годов, одинаково названных «Идиллия».
Картина «Сострадание» (1897) является символом обращения каждого человека в христианство через сострадание к жертве Иисуса. Только после отработки деталей начиналось написание основного полотна56. Но нагота женских тел и праздность вызывали у многих недовольство. Очевидно, у мальчика развивалась страсть.
В 1890 году полотно купили в США и перевезли в Омаху, где один из зрителей даже пытался уничтожить картину, «чтобы защитить женское достоинство»48. Клиенты отца убедили его послать сына в Школу изящных искусств Бордо. Откровенно эротическая композиция, по-видимому, появилась под впечатлением от Салона 1863 года, где были в изобилии представлены работы такого рода, среди которых выделялось «Рождение Венеры» Кабанеля, немедленно купленная императором. К началу 1860-х годов относятся идиллии Бугро, ставшие ответом в его полемике с Жаном Милле, который ещё в 1857 году представил на Салоне полотно «Сборщицы колосьев» и продолжил в 1859 году изображать тяжёлый крестьянский труд.