Через год в биографии Валентина Серова снова появился родной город: в 1880 году юный художник поступил Императорскую художественную академию, в класс Павла Чистякова, воспитавшего Михаила Врубеля, Илью Репина, Василия Поленова. Творчество художника претерпевало значительные изменения в процессе его взросления и становления как личности, поэтому для того, чтобы наиболее полным образом оценить всю глубину таланта Валентина Серова, стоит подробней ознакомиться с его занимательнейшей биографией.
С мэтром отправился в путешествие и начинающий художник Серов. В этих картинах художник очень много времени уделяет передаче характера моделей, постоянно возвращаясь к уже написанному лицу и внося изменения.
Поленовым подает заявление в Совет Академии художеств, в котором обвиняет президента Академии (и одновременно главнокомандующего петербургским военным округом) в организации расстрела.
В дальнейшем серовская чересчур медленная и кропотливая работа порой вызывала удивление. Безупречное артистическое чутье подсказало художнику технику исполнения. Отклоняет приглашение преподавать в Академии художеств. Домотканово», 1888 «Октябрь.
«Девочка сперсиками», полотна счленами императорской семьи, афиша сАнной Павловой ипортрет обнаженной Иды Рубинштейн— вспоминаем творчество известного русского художника. Толстым во время работы над портретом С. А. Толстой. 1893. Портреты Ф. Ф. Юсупова, О. К. Орловой, В. О. Гиршмана и других воплощают суть характера человека, его общественное положение, всю его «философию жизни». Биография Валентина Серова, художника весьма тщательного, говорит о кропотливой и очень медленной работе, чему удивлялись все коллеги. Ещё из многих превосходных работ этого периода жизни художника можно упомянуть два портрета Софьи Драгомировой как свидетельство непреклонного роста и серовского мастерства и серовской славы. В Мюнхене Серов изучает коллекцию Старой Пинакотеки, копирует Веласкеса. 1886.
Избран членом попечительского Совета Третьяковской галереи. 1900. О. Гиршман», 1910-1911 все — Третьяковская галерея «Ида Рубинштейн», темпера, уголь, 1910, Русский музей) живопись и графика соперничают тут друг с другом на равных, хотя в ряде случаев (напр., в портрете И. А. Морозова — темпера, 1910, Третьяковская галерея) сильные цветовые эффекты доминируют. В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. Это становится понятным не только по манере письма.
Вы безусловно знаете, что Врубель и Серов работали одновременно. Кроме музыки, отец увлекался естественными науками, архитектурой и хорошо рисовал. Уже в ранних своих работах Валентин Серов ярко раскрыл свое дарование живописца, создав ряд великолепных полотен.
Домотканово, 1888, Третьяковская галерея Зимой, 1898, Русский музей, Петербург В деревне. Валентин Александрович Серовродился в Петербурге 7 января 1865 года (старый стиль) в семье известного композитораАлександра Николаевича Серова. Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным. Так же преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Творили Репин, Суриков, Поленов, Левитан.
Портретов Репина у Серова очень много, вот этот – один из самых известных. В дальнейших картинах отчетливо просматривается тенденция к усложнению технических приемов и задач. Уже тогда стало понятно, что на культурном небосклоне появилось ещё одно имя мирового значения. Только очень счастливый человек так глубоко чувствует внутренний мир ребёнка. Но сохранил своё видение жизненных ценностей художник Валентин Серов.
Осенью, передав мастерскую в МУЖВЗ Ап. В это же время Серов организовал «подписной лист» с ходатайством о назначении И. С. Остроухова попечителем Третьяковской галереи19. Домотканово, 1895, ГТГ Баба в телеге, 1899, ГРМ). Коровина. 1892. Под впечатлением этих событий Серов написал картины «Солдатушки, бравы ребятушки» и «Разгон демонстрации казаками в 1905 году»14. Вскоре после этого B. C. 1897 год— в 1-й половине года были написаны портреты великого князя Павла Александровича и великой княжны Марии Павловны («Портрет девочки с собакой»), а также М. Ф. Морозовой— матери С. Т. Морозова.
В портрете Ермоловой идеал Серова выражается наиболее полнокровно и ярко. Одна из сложнейших техник Валентина Александровича – игра со светом. Вряд ли император согласился бы позировать в течение нескольких недель. Гиршман. 1908. Поездка в Вену и Италию с И. С. Портреты И. Е. Репина, К. А. Коровина, И. И. Левитана, Н. С. Лескова, А. М. Горького, А. П. Чехова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, В. И. Качалова, К. С. Станиславского, Т. П. Карсавиной – в ряду высших достижений русского портретного искусства конца XIX – начала XX в. Один из самых необычных портретов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910) Серова был написан в Париже, незадолго до его смерти. После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника.
Его натурщицей стала двоюродная сестра художника Мария Симонович. Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. 1892 год— после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй— Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс эскизные портреты для картины писать пришлось по фотографиям. Родился сын Георгий. Похоронен на Донском кладбище в Москве. К 35-летию артистической деятельности М. Н. Ермоловой по заказу Литературно-художественного кружка выполнил её ростовой портрет, который был представлен на устроенной Дягилевым в Таврическом дворце в Петербурге Историко-художественной выставке русских портретов (в основном— русское портретное искусство XVIIIв. ). такую же безмятежность.
Поездка в Германию. 1903. Вернувшись из путешествия, Серов начал делать наброски в античном стиле. "Девушка, освещенная солнцем" "Заросший пруд". Краткая биография того периода может быть выражена двумя словами – жизнь кочевая. – Что надоело. Но и Чистяков любил Серова и гордился им.
В молодости Валентин Серов много путешествовал, посетив Италию, Австрию и Францию. Изысканная элегантность цвета и пластики замечательно передают в этих образах («Великий князь Павел Александрович», 1897, Третьяковская галерея «Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон, впоследствии князь Юсупов», 1903, Русский музей) блеск и гордую замкнутость этого аристократического мира. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея).
Поездка в Париж. 1902 год— Была завершена работа над портретом З. Н. Юсуповой её сын, Ф. Ф. Юсупов, писал: «терпеливое отношение моей матери увенчалось успехом и сам художник был удовлетворен своим произведением. Весной были написаны также портреты М. А. Морозова, А. П. Лангового и И. С. Остроухова. Отец – композитор и музыкальный критик Александр Николаевич Серов (1820-1871), автор опер Юдифь, Рогнеда, Вражья сила.
Совсем портретчиком становлюсь. («Н. Поездка в Крым и Сочи с В. Д. После усмирения, 1905 год.
Получает звание академика живописи. 1899. В картине «Петр I» (1907, Государственная Третьяковская Галерея), небольшой по размерам, фигура Петра монументально значительна. Очень достоверно передана обстановка комнаты. В годы Революции 1905-07 Серов создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих царское правительство и карателей будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни.
Первым официально-парадным произведением Валентина Александровича, написанным с натуры, был портрет великого князя Павла Александровича (1897). Одна из древнейших форм книги — свиток (4-3-е тысячилетине до н. э. ), со 2-4 вв. Именно в эти годы сформировался облик Серова-гражданина, остро осознающего социальную несправедливость. В истории России Серову особенно интересно петровское время. за этюд с натуры».
Смерть отца. 1872. Коровиным. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова – портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности. С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»). Чему так завидовали многие художники конца 19 века. От Чистякова эта серовская вдумчивость письма. Для молодого художника – это было настоящей удачей, которую подарила ему судьба. В1896 году Серов получил право присутствовать накоронации Николая II вУспенском соборе— оннаписал акварель «Миропомазание Государя Императора».
Официальное оформление выхода из Академии художеств. На частной выставке в Мюнхене (Сецессион) впервые за границей демонстрировались работы В. А. Серова в результате в конце года Серову поступили предложения участвовать в заграничных выставках— в Мюнхене, Стокгольме, Копенгагене. Не от победы добра над злом, а радость от созерцания красоты. Избран членом ТПХВ. 1886 год— в начале года были написаны этюды «Зима в Абрамцеве», портрет певицы Марии Ван Зандт в мае у Симоновичей, в Едимоново Тверской губернии, Серов встретился со своей невестой Ольгой Трубниковой и написал её портреты у открытого окна летом этого года его друг В. Д. Дервиз, обвенчавшись с Надеждой Симонович, приобрёл неподалёку обширное поместье Домотканово, куда позже неоднократно будет приезжать Валентин Серов.
Портрет художника Левитана, например, написан в строгой классической манере. Бакстом в Грецию и на Крит. Галерея «высочайших особ» пополнилась портретом великого князя Георгия Михайловича, однако в конце года, после вмешательства в работу Серова (когда он писал очередной портрет Николая II) императрицы Александры Фёдоровны, он прекратил работать для царского двора. Уже тогда Валентин Александрович заметно выделился среди остальных творцов. Тогда же Серов писал интерьеры особняка в Белкине, один из которых лёг в основу картины «Зал старого дома». Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом.
Таковы «А. Однажды он заказал у художника картину и обещал заплатить три тысячи рублей. Вподарок жене царя Александре Федоровне Серов написал «домашний» портрет Николая IIв тужурке. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891-93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, – все в ГТГ). Бенуа.
Коллеги-передвижники были не столько возмущены, сколько обескуражены. На выставке было представлено более 2000 портретов от разных художников. 1890 год— начал давать частные уроки рисования: с конца предыдущего года— Володе фон Мекк— сыну В. К. фон Мекк, затем дочери титулярного советника Надежде Трембовельской. 1903 год— 15 февраля Серов присутствовал на собрании участников выставок «Мира искусства», на котором было решено прекратить деятельность этого художественного объединения 21 апреля был избран «профессором-руководителем» мастерской Высшего художественного училища при Петербургской Академии художеств, но отказался от должности 30 октября был избран в число действительных членов Академии художеств. Поездка в Мюнхен и Голландию. А где можно было брать основной материал.
Портрет жены его Ольги Фёдоровны, например. Для примера стоит взять всю ту же Девушку, освещенную солнцем. Знакомство с семьей Мамонтовых. "Октябрь.
Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ). Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. Родился в Петербурге 7 (19) января 1865 в семье композитора А. Н. Серова и пианистки В. С. Серовой (урожденной Бергман). Участие в Международной выставке мюнхенского Сецессиона.
В самом конце года в Санкт-Петербург приехала невеста Серова, Ольга Фёдоровна Трубникова. Также в этот период художник написал несколько портретов деятелей искусства: портрет итальянских певцов Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1893), художников К. А. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн. Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год), «Портрет И. А. Морозова» (1910 год) «Портрет В. О. Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О. К. Орловой» (1911 год) и другие. В1892 году харьковское дворянство заказало художнику картину «Император Александр IIIс семьей»— вчесть спасения царской семьи при крушении поезда настанции Борки. На XXIII Передвижной выставке представил портреты Н. С. Лескова и 3. В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. Он добился поставленной цели — чувства «свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах» (как он позднее рассказывал художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарю), воплотив в этих образах юности, света, радости принципы импрессионизма, — причем с беспрецедентной для национальной традиции последовательностью и полнотой.
Мая. 1876. С тех пор мальчик больше проводил времени либо за рисованием, либо в компании художника Репина. В шесть лет его постигла первая утрата – умер горячо любимый отец.
Выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей, а «Заросший пруд», выставленный на том же конкурсе под названием «Сумерки», хотя и не смог конкурировать с пейзажами Левитана (2-ю премию получил левитановский пейзаж «Вечереет»), однако был приобретён с выставки В. В. и М. Ф. Якунчиковыми. Словом, у Серовых было суетно и шумно и маленький Валентин с раннего детства оказался не то чтобы заброшенным, но отнюдь не избалованным родительским вниманием ребенком. Рождение сына Антона. 1902.
Абрамцево), с которым был тесно связан молодой Серов. Лучшим произведениям раннего периода (Девочка с персиками, 1887, Девушка, освещённая солнцем, 1888, – оба в ГТГ), в которых Серов утверждал идеал юности и красоты, счастливого и радостного бытия, присущи непосредственность восприятия натуры интерес к разработке световых и цветовых эффектов, к передаче световоздушной среды. С начала 90-х гг. С 1899 года В. А. Серов работал над иллюстрациями к книгамКнига — непериодическое издание в виде сброшюрованных листов печатного материала (объемом более 48 страниц) средство информации. Лучшие произведения Серова принадлежат к вершинам русского реалистического искусства.
В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Знакомство с А. Н. В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. Что у Серова получалось такого, что никак не могло получиться у других.
Художник Репин продолжал заниматься с Серовым и в Москве. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. После банкротства С. И. Мамонтова журналу «Мир искусства» шесть месяцев оказывали помощь И. С. Остроухов и С. С. Боткин, а затем, ставшему «придворным портретистом», Серову удалось выхлопотать у императора субсидию на три года.
Самое сильное и интенсивное пятно — лицо актрисы. Осенние и зимние тропинки и дороги изображенные на них, выглядят унылыми и необитаемыми. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаВалентин СеровГоды жизни: 19 января 1865 — 05 декабря 1911Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникВалентин Серов писал портреты ипейзажи, рисовал иллюстрации ивыпускал журнал «Мир искусства», преподавал живопись исостоял всовете Третьяковской галереи. Поездка с Л. С. Осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был подписан с М. В. Нестеровым.
Ее волосы растрепаны, смуглое лицо раскраснелось. У него и правда всё шло хорошо – даже в личной жизни, что редкость. Переезд с матерью в Киев. 1878. Даже самые суровые критики отмечали невероятную реалистичность полотна.
Они вместе путешествовали по России, писали картины и этюды. 1901 год— созданы портреты четырёхлетнего «Мики Морозова», сына М. А. Морозова, С. С. Боткина, П. М. Романова, П. И. Харитоненко, И. Е. Репина. Жил в Петербурге и Москве. Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М. Н. Ермоловой» (1905 год). Серов становится популярным портретистом.
Обучение в гимназии К. И. Осенью мальчик был определен в Петербургскую гимназию-пансион. Это наполняет картину теплом домашнего уюта. Летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых— Александр. В 1910 году увидели свет лучшие полотна в данном жанре, вышедшие из под пера мастера, а именно: «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы».
С подачи Репина, Серов впервые участвовал в выставке ТПХВ (очередной, XVIII-й)— с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. 18 февраля вместе с В. Д.
Любил он и её подвижность лица и её грацию» А. Н. Бенуа отметил, что «в последнем из своих больших портретов, в портрете княгини Юсуповой, Серов встал вровень с величайшими мастерами женской красоты». В его гротеске «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. » (1905, Государственный Русский Музей), в карикатурах на Николая II звучит политическая сатира. Произошло это спустя пять лет после поступления.
Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, – оба в ГТГ многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895-1911, ГТГ, ГРМ и других собраниях). Серов традиционен в истории русской живописи его можно было бы назвать сыном Репина. Портрет И. И. Ему неизвестно было чувство удовлетворенности. Боткиной (1899) принесло Серову славу одного из лучших портретистов Европы конца XIX века. Но ведь подлинные продолжатели традиций не останавливаются на месте, а идут вперед и ищут.
Александр Николаевич Серов ушел из жизни, когда Валентину было всего 6 лет. Картина создавалась в весьма сходных условиях с теми, при которых писался вышеупомянутый шедевр в Введенском поместье, расположенном неподалеку от Москвы. Это случилось в 1871 году. Но обнаружив серьезное пристрастие маленького сына к рисованию, она направилась в Париж, где тогда жил Репин – художник, которого она близко знала уже прославившийся к тому времени картиной Бурлаки на Волге. Когда же Врубель запротестовал, Мамонтов ему сказал: Бери, а потом ничего не дам.
Гармоничная жизнь семьи вдруг разладилась. Избран действительным членом венского Сецессиона. Валентин Серов был членом Товарищества передвижных художественных выставок. Именно тогда начал много рисовать маленький Тоша Серов – художник от Бога.
Домотканово», «Баба с лошадью». В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. Радость, как жизненная ценность. Она обожала музыку и училась в консерватории Санкт-Петербурга. К тому же сам отец будущего художника был страстным любителем рисования. Слава знаменитого портретиста влекла заказы от аристократов, банкиров, промышленников. Небольшая, но в три окна, светлая, чистенькая.
Неприязнь художника к модели передается зрителю и в то же время трудно оторваться от портрета, его насыщенного, чуть приглушенного колорита. Здесь описано более длительное состояние природы и человека – явный постимпрессионизм. Работа над полотном шла три месяца. И так благостно смотреть на такие портреты – душа радуется. Акимовой (1908). И. Е. Репин рекомендовал подающего надежды живописца к обучению в Академию Санкт-Петербурга.
Если про «Девочку с персиками» можно однозначно сказать, что эта картина является совершенным образцом живописи в стиле импрессионизма, то в «Девушке, освещенной солнцем», прослеживаются стилистические особенности, позволяющие отнести картину к жанру постимпрессионизма. Стиль этого полотна значительно отличается от предыдущих работ мастера и живопись здесь совсем непохожа на представленную в «Девочке с персиками». Из работ, сделанных Серовым в 1879 году, следует отметить портреты С. И. Портреты Ермоловой, Горького. 1906.
Его дружескому суду мыверили иссорившиеся протягивали друг другу руки». Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903г. ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902г. ). Занятия с Репиным и самостоятельное рисование были единственным его развлечением. Его картины «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» стали свежим и исключительно сильным словом в изобразительном искусстве. Желание писать «только отрадное» (о чем сам художник свидетельствовал в письме своей невесте О. Ф. Трубниковой, в 1887 году) с годами все более противоречит нервной реакции на возрастающую политическую нестабильность — в особенности в годы революции и контрреволюции 1905-1907 годов, когда Серова мучительно гнетет «тупая мгла» «российского кошмара» (из письма О. Ф. Серовой, 1907).
После написания портрета Марии Федоровны Морозовой (1897, ГРМ), матери архимиллионеров Морозовых и картины-портрета С. М. Боткиной (1899, ГРМ), показанного на Всемирной парижской выставке, началась новая линия в творчестве художника. С 1900-х гг. Становится свидетелем расстрела демонстрации 9 января. Одна из лучших композиций – темпера Петр I (1907, ГТГ).
Острую иногда гиперболизированно-гротескную и социально окрашенную психологическую характеристику модели даёт Серов в портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911 все – в ГТГ), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911 оба – в ГРМ). По остроте характеристики портрет порой граничит с шаржем, когда, по словам самого художника, «шарж сидит в самой модели». Избран действительным членом Академии художеств. 1904. Серов же стал поистине популярен и среди простых людей. Солнечный свет, льющийся из окна, заливает комнату.
Начал выполнять гуашью композицию «Набор» («Новобранец»), которая позже была воспроизведена в красках на почтовых открытках. Чистяков был невероятно жестоким и даже злобным человеком. В начале XX века Серов создавал героические портреты в жанре светского портрета он сосредоточился на резком изображении значительных творчески мыслящих художников, писателей, актёров и музыкантов: портреты Максима Горького (1904), музей Горького, Москва Ермоловой Марии (1905), Фёдора Шаляпина (уголь, 1905) – оба в Третьяковской галерее и Елены Ивановны Рерих (1909). Встреча с А. Матиссом, посетившим Москву осенью. В качестве учителя Антокольский порекомендовал известного русского художника И. Е. С начала 1900-х гг.
Утренняя девочка и девушка в полдень. Портреты Ф. Таманьо, К. А. Онговорил: «В нынешнем веке пишут все тяжелое, ничего отрадного.
Становится преподавателем МУЖВЗ. Возвращение в Россию. (1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России).
Серов делает образ Петра живым и убедительным, передавая и обостряя индивидуальные черты внешнего облика – его высокий рост, длинные ноги, маленькую энергичную голову (Серов детально изучил портреты Петра, особенно скульптурные и среди них – фигуру Петра, выполненную Растрелли Старшим, документально воссоздающую внешность Петра). – ценности искусства: это качество, совершенство, красота, гармония – все соображения высшего художественного порядка. Одно окно меня приводит всегда в восторг, оно все почти сплошь заполнено готической киркой очень милой архитектуры, стрельчатые окна, контрфорсы, флораны, шпиль, одним словом, готика» в письме Е. Г. Мамонтовой Валентин Серов признавался, что рисунки с натурщиков доставляют ему большое удовольствие: «хотя я уже их третью зиму рисую, но все же с удовольствием именно теперь». Однако через год коммуна перестала существовать и ребенка отправили к матери в Мюнхен.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году, а затем в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Вскоре Серов покидает академию. Возраст модели другой, мироощущение – соответственно. Детство в столь творческом семейном окружении не могло отрицательно сказаться на Серове.
В 1904 году Валентин Александрович гостил в Италии, три года спустя он поехал в Грецию. Я только высмотрел, подметил. Иначе. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Мамонтовой.
Они настолько сблизились, что Валентин часто даже жил в их семье. Нет, Савва Иванович был себе на уме. Это было время пика, наивысшего расцвета идеи передвижничества.
Да и картины у Коровина Мамонтов покупал за бесценок. Серов всегда ценил в человеке артистическое начало искал возможность увидеть это качество в модели. Серов чутко усвоил и опыт современного ему зарубежного искусства и уроки мастеров Возрождения и барокко (в частности, Д. Веласкеса). В доме Серовых всегда было шумно и весело. В портретах Серова – не разбор отрицательных или положительных свойств человека, а едкая ирония или остроумие, выраженное в блистательной эстетической форме.
Домотканово". 1896. Не умею молиться, да и невозможно, когда о боге нет совершенно никакого представления».
Детство Серова прошло в артистической среде. Работа над композициями Похищение Европы и Одиссей и Навзикая портрет Иды Рубинштейн. 1911. Спустя годы Константин Коровин писал обэтом портрете: «Серов первым изхудожников уловил изапечатлел наполотне мягкость интеллигентность ивместе стем слабость императора». Виды на урожай 1906 года (1905, ГТГ).
В конце года по просьбе Дягилева занимался устройством выставки «Мир Искусства» в Москве. И. Шаляпин», уголь, мел, 1905 «Г. Поездка с женой в Италию. 1905. Кроме этого, в начале года был закончен портрет И. И. Левитана, который вместе с «портретом г-жи О. Ф. Т» представил на XXI выставке ТПХВ.
10 марта в знак протеста выходит из состава действительных членов Академии. Поездка с Репиным в Крым и Запорожье. Спустя месяц Серов продолжил писать галерею портретов Юсуповых.
Природа в этюдах Валентина Александровича противопоставляется человеку и предстает в «неласковом» и суровом виде. В качестве фона был выбран главный харьковский зал собрания. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством.
Правильней всего на этот вопрос было бы ответить так: и то и другое. В начале 1889 года Валентин Александрович Серов женится на О. Ф. Круг друзей Серова сложился помимо Академии. Неизменным будет с этого времени успех Серова на выставках передвижников, а затем и «Мира искусства», но никогда не будет существовать для него окончательно найденной манеры, раз и навсегда усвоенных выразительных средств.
Рисунок изображающий Анну Павлову в балете «Сильфиды» (1909, Государственный Русский Музей) исполнен для плаката к выступлениям русского балета в Париже. Возникновение книгопечатания (в Китае — в 11 в., в Европе — в сер. Это полотно вместе с картиной «Девушка, освещенная солнцем» были показаны на восьмой выставке Товарищества передвижников в 1888 году.
В них не содержится каких-либо значительных исторических событий, художник стремится передать дух эпохи. Выходит из ТПХВ. Передвижники), Серов вынужден был много работать над заказными, как правило, парадными портретами (великого князя Павла Александровича, 1897, ГТГ С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, – оба в ГРМ), в которых всё более последовательно использовал линейно-ритмическое построение композиции и декоративные цветовые сочетания.
В Абрамцеве он пишет знаменитый портрет двенадцатилетней Веры Мамонтовой Девочка с персиками (1887, ГТГ), в котором художнику, как он пишет, хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, как у старых мастеров. С 1900 по 1904 годы Серов плодотворно сотрудничал с объединением «Мир искусства». Мамонтова Веруша. В мае вместе с матерью уехал за границу, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в Мюнхене, в Пинакотеке Серов скопировал «Портрет молодого испанца» Веласкеса (эта копия находится в ГТГ) посетил Всемирную выставку в Антверпене7. Лишь изредка он мог выкинуть пару едких замечаний. На полотне изображена дочь Саввы Ивановича обаятельная Верочка. В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). В 1880 году Илья Репин предпринял путешествие в Крым для того, чтобы собрать материал для монументального полотна «Запорожцы».
Его работы узнавались, а непередаваемый стиль ценился. Своей декоративной экспрессией выделяются и театральные работы художника (оформление оперы Юдифь А. Н. Серова в Мариинском театре, Петербург, 1907 эскизы занавеса к балету Шехеразада на музыку Н. А. Римского-Корсакова – для «Русских сезонов» С. П. Дягилева, 1910 – 1911). Обостренное чувство времени, нетерпимость Серова ко всякой фальши делают многие его работы источником для постижения жизни России на рубеже XIX и XX столетий. Во второй половине года выполнил несколько заказных портретов: А. И. Абрикосова, М. К. Олив, жены и дочери харьковского губернатора— В. В. Капнист и В. В. Мусиной-Пушкиной. Наверное, потому, что Павел Петрович был первым, кто указал ему на сокровища старых мастеров.
Громадное влияние на Серова как на будущего художника оказывал Николай Николаевич Ге. Серова относят к числу первых русских импрессионистов, сравнивая его полотна с работами, который написал знаменитый Ренуар. Именно Третьякову принадлежит эпохальная фраза: «Большая дорога лежит перед этим художником» именно Третьяков дал начинающему Серову путевку в жизнь, став одним из первых ценителей и собирателей его произведений. В 1875 году Серовы – мать и сын – вернулись в Россию. Поездка в Рим и Париж. Был написан портрет императора Николая II.
Впрочем, Чистякову именно это качество ученика и нравилось более всего. Он слышал выстрелы, видел убитых. Я. Дервиз с ребенком», 1888-89 «Мика Морозов», 1901 оба — Третьяковская галерея). Рождение сына Георгия. 1895. Как вспоминал один из мемуаристов, Серову в Академии попросту надоело. В картинах на мифологические сюжеты (Одиссей и Навзикая, темпера, 1909-10, ГТГ и ГРМ Похищение Европы, темпера, 1910, ГТГ) Серов, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности.
Николаю II пришлось извиниться перед Александром Валентиновичем и инцидент был исчерпан. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. Портрет O. K. Это было открытием, которое, конечно же, не все восприняли адекватно.
От нее веет здоровьем, безмятежностью. Равноправным видом творчества постоянно пребывал у мастера и черно-белый рисунок (самоценность последнего закрепилась в его творчестве с 1895, когда Серов исполнил цикл зарисовок животных, работая над иллюстрированием басен И. А. Крылова). В портретах мастера в эти годы всецело доминирует модерн с его культом сильной и гибкой линии, монументально-броского жеста и позы (М. Горький, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермолова, 1905 Ф. И. Шаляпин, уголь, мел, 1905 оба портрета – в Третьяковской галерее Ида Рубинштейн, темпера, уголь, 1910, Русский музей). и жанром («Заросший пруд. В античном мире и в средние века книги размножали путем переписывания. В этих образах царит большой стиль модернаМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков.
Далее, он практически стал членом семьи Репиных. Одновременно Серов писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин, в которых стремился раскрыть их душевную непосредственность и чистоту (Дети, 1899, ГРМ Мика Морозов, 1901, ГТГ). Серов, без сомнения, был первым портретистом своего времени. Константин Коровин позднее написал про этот портрет: «Серов первым из художников уловил и запечатлел на полотне мягкость интеллигентность и вместе с тем слабость императора» В октябре 1917 года после штурма Зимнего дворца ученики-художники увидели, как из дворца выходят солдаты, волоча этот взятый в спальне императрицы портрет.
Он рано начал учиться рисовать, учился у многих художников (у австрийского художника Кёппинга, у Репина, в Академии художеств у Чистякова), рано выучился и стал самостоятельным. Одна из лучших композиций – темпера Петр 1 (1907, ГТГ). На открывшейся в самом конце года, IX выставке МОЛХ были выставлены две его работы: Портрет юноши (1885)— копия с картины Веласкеса в Старой пинакотеке и портрет М. Ф. Якунчиковой (1888). Среди молодых живописцев нового поколения он сразу оказался впереди других. Приходилось брать – у Врубеля гроша денег не было.
С начала года по заказу С. И. Мамонтова писал портрет А. Мазини и вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице— они получили заказ: написать для церкви Космы и Дамиана в Костроме, в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина, картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)» к ним присоединился и М. Врубель всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры) и Ярославле летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву— в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком). Органичными для художника явились приемы декоративного решения (живописный лаконизм, обобщенность форм) его поздних работ «Одиссей и Навзикая» и «Похищение Европы» (обе – 1910, Государственная Третьяковская Галерея). Присущий манере мастера изысканный колоризм получил развитие у «деревенского» Серова, в его сельских пейзажах и жанрах (Заросший пруд. А. Коровин» (1891), «Ф. Большое место в позднем творчестве Серова заняла историческая живопись, отличающаяся глубиной постижения исторического содержания эпохи (Пётр I, темпера, 1907, ГТГ), богатством оттенков в характеристике героев и обстановки (Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту, 1900, ГРМ). В картинах «Октябрь. Домотканово» (1895 год), «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России.
В феврале родилась дочь Ольга. Мать – Валентина Семеновна Серова (урожд. Другая его работа, написанная годом позже, называлась Девушка, освещенная солнцем. Вся обстановка, естественная и непринужденная атмосфера, построенные на диагоналях и асимметрии динамичные композиции, рисунок, колорит работают на главное.
Валентин Серов умер 22 ноября 1911 года в Москве. В это же время он выполнил для усадьбы Юсуповых Архангельское копию «портрета покойного царя» Александра III. «Девочка с персиками» – лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение – человека. Поэзия юности, выраженная поэзией света и цвета, – вот, в сущности, тема картины. Репиным. Трубниковой.
В конце лета, возвращаясь из-за границы, три недели пробыл в Москве и Абрамцеве, где написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде. Но как ему при всем этом удалось добиться такой реалистичности. На рубеже 19 – 20 вв. Летом начал обустраивать приобретённую дачу в Ино16. Наезжал в Абрамцево. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880-85) у П. П. Чистякова.
Поступление в петербургскую Академию художеств. 1883. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний. Преподавал в МУЖВЗ (1897-1909) среди учеников – П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон. Репина.
Серов с девяти лет начал посещать творческую мастерскую И. Е. Репина, сначала во Франции, а затем в Москве, где брал уроки рисунка и живописи. Знаменитое блюдо изображенное на картине «Девочка с персиками», является своеобразным памятным знаком, в котором отдается дань тем пристрастиям, которым отдавались члены абрамцевского кружка. — Давно уже нет на свете той девушки-подростка с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомневаться в том, что дело происходит в России. Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Здесь они спокойно созерцают что-то в мире своих безмятежных детских фантазий. Мальчик появился на свет 7 (19) января 1865 года в Петербурге.
Портрет, написанный позднее, на котором запечатлена Мария Яковлевна Симонович, созданный в Домотканове (это имение, принадлежавшее другу Серова Владимиру Дервизу). Своему другу А. С. Мамонтову Серов сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. В сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу года вернулся в Москву. В Париже юный Серов оказался фактически предоставленным самому себе. Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи второй половины 80-х гг., Серов теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным, широким мазком. Он рос среди людей, для которых самым главным в жизни было искусство. Художник поднял интерес широкой публики к античной культуре, актуальность которой в обществе на тот момент была утрачена и сумел отобразить мифологические сюжеты в своеобразном стиле, который был высоко оценен многочисленными критиками.
Многие лучшие сельские картины-этюды Серова выполнены акварелью, гуашью, пастелью. В портретах С. М. Боткиной (1899 год) и княгини З. С. Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. Ни у одного другого творца не получалось столь мощно и ярко передать игру света и теней.
Друзей Валентин обрел не только в стенах Академии, но и за ее пределами. При этом сама картина относилась к жанру постимпрессионизма, для которого, как правило, совсем не характерна реалистичность. о русском прошлом, которые превратились в самостоятельный цикл, где центральное место заняла фигура Петра I, запечатленная удивительно остро и экспрессивно (темпера «Петр I», 1907, Третьяковская галерея). Участие в 5-й периодической выставке МОЛХ. 1887. Форму лейб-гвардии Преображенского полка Николай носил вбудни. Левитана.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911г. ), который, по свидетельству дочери Серова, «все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана». В 1871 году отец мальчика скоропостижно скончался. После усмирения» — Третьяковская галерея, темпера «Солдатушки, бравы ребятушки. » — Русский музей). Кажется, что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, женские и детские (Н. Я. Дервиз с ребенком, 1888 – 1889 Мика Морозов, 1901 оба портрета – Третьяковская галерея) либо образы людей творчества (А. Мазини, 1890 К. А. Коровин, 1891 Ф. Таманьо, 1891 Н. А. Лесков, 1894 все – там же), где красочная импрессия, свободный мазок отражают душевное состояние модели. Над образом Александра III Серов работал пофотографии.
Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. 1887 год— в феврале серьёзно заболел: у Серова было воспаление предстательной железы. Да ещё и с издевательствами. Впоследствии, эти черты характера постепенно усугублялись. Турчанинова (1907), М. Н. Переезд с матерью в Париж.
В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». Мир искусства считался действительно знаменитой организацией. От него ждали аналогичного началу и продолжения: столько же солнца. Валентин Александрович Серов родился в 1865 г. в семье известного русского композитора и музыкального критика. Эта картина пришлась по сердцу многим критикам.
Становится членом "Мира искусства". К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина.
На XXII Передвижной выставке были показаны портрет С. А. Толстой и пейзаж «В Крыму». Первым способом множественного репродуцирования книги была ксилография.
Таким образом, осенью 1874 года Серовы переезжают в Париж. 1905 год— В связи с ролью великого князя Владимира Александровича в событиях «Кровавого воскресенья» в январе 1905г. – писал Серов из Венеции своей невесте. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. В 20 лет он бросил Академию, а в 22—23 года стал известным живописцем – автором великолепных картин «Девочка с персиками» (1887) и «Девушка, освещенная солнцем» – портреты Верочки Мамонтовой и Маши Симонович, двоюродной сестры художника.
Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Отец будущего художника часто приглашал в гости Тургенева, Антакольского (знаменитого скульптора), Николая Ге и прочих известных личностей. В России Валентина Серова была первая профессиональная женщина-композитор. Портрет великого князя Павла Александровича. 1898.
Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х годов обозначен фовизмом и измом. Композицию художник строит так, что фигура Петра выглядит несколько приподнятой из-за пониженного горизонта и зритель воспринимает Петра, как бы глядя на него снизу. Совмещение карьеры и семьи проходило не так успешно. Бергман, 1846-1927), композитор и музыкально-общественный деятель. 1871. Летом вместе с матерью посетил Вагнеровский фестиваль в Байрейте.
Серов Валентин Александрович – (1865 – 1911), русский художник (художник и график), представитель русского импрессионизма и модерна. Поездка в Берлин и Париж. 1910. Дальнейшее влияние на Серова оказали картины старых мастеров, которые он рассматривал в музеях России и Западной Европы, дружба с Михаилом Врубелем и (позже) Константином Коровиным, а также творческая атмосфера Абрамцево, с которым он был тесно связан.
Особую главу Валентина Александровича составляют произведения «деревенского Серова» — этюды и картины с сельским пейзажемПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. 1889 год— 29 января в церкви Семёновского полка в Санкт-Петербурге состоялось венчание Валентина Серова с Ольгой Трубниковой (шафером Серов попросил быть Сергея Мамонтова, свидетелем был приглашён И. Е. Репин). Съездив вместе в Париж на Всемирную художественную выставку, они поселяются в Москве. В 1887году написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой («Девочка с персиками» Третьяковская галерея). Сочетанием графических и живописных средств достигнута выразительность портрета известной танцовщицы Иды Рубинштейн (1910, Государственный Русский Музей).
«Девочка с персиками» сделала его известным, поставила в один ряд с крупнейшими русскими живописцами и стала самой знаменитой картиной Серова. Кроме музыкантов в их доме бывалиАнтокольский, Репин. Левитана (1893), писателя Н. С. Коровина зачастую Мамонтов заставлял дожидаться в передней.
Летом Серовым была выполнена одна из лучших его работ, картина «Дети», на которой изображены сыновья художника, Саша (справа) и Юра, стоящие на балконе дачи Василия Матэ в Териоках. С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветными тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Девочка изображена сидящей за столом в столовой дома Мамонтовых. Остроуховым, М. С. Домотканово», 1904 обе — Третьяковская галерея).
В отличие от крупноформатного живописного портрета Сергея Михайловича (1895), эскиз портрета Павла Михайловича (1899) невелик и выполнен в технике акварели, однако остается для нас одним из самых драгоценных свидетельств не только внешнего облика Третьякова, но и тончайших проявлений его великой и неординарной души. А кар тины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании. Творчеством художников интересовалась практически вся интеллигенция. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера.
(1905, ГРМ), Баррикады, похороны Н. Э. Баумана (1905, Гос. Дервиза Домотканово. «Серов был реалистом в лучшем значении этого слова, — писал В. Брюсов. Итак, в первых рядах оказался художник Валентин Серов.
В1898 году появилось новое объединение художников— «Мир искусства», вэту группу вошел иСеров. При их написании художник искал новые, собственные приемы передачи света и тени, стремился к максимальному сохранению свежести красок «при полной законченности, как у старых мастеров». В 1900 году Валентин Серов вошел в объединение под названием Мир искусства. В 1874 году Валентин Серов вместе с матерью переехал в Париж и начал заниматься у И. Е. Совсем портретчиком становлюсь.
Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Мазини» (1890), «К. Он пишет декоративные картины-панно на античные темы (Одиссей и Навзикая, Похищение Европы обе картины – 1910, варианты в разных собраниях).
Художник давал уроки русскому мальчику каждый день. Ее организовали разночинцы. На красивых дамах парадные платья и детали интерьера, как ажурная рама обрамляют этих женщин. Домотканово, 1888, ГТГ).
Репина (1892), И. И. Весна и лето. Я хочу, хочу отрадного. Затем Серовы обосновались в Москве. 1891.
Таманьо» (1891), «Н. Трубниковой (1865-1927). Дервизом. 1885. Возвращение в Москву.
Аудитория воспринимала подобные спектакли на ура, а у Валентина появилось прозвище «Антоша», которым его величали люди из самого близкого окружения. Свобода самовыражения, неразличимо сливаясь с правдой образа, достигла особой непринужденности в женских и детских портретахПортрет (французское portrait) — изображение или описание человека или группы людей в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Позднее Серов писал, что «в Академии ценил лишь мнение одного П. П. Чистякова». Большое значение в формировании художественных взглядов имела жизнь Серова в Абрамцеве и Домотканове.
Все его творчество отмечено поиском нового художественного языка. Несмотря на свой авторитет и лучшие заказы, о которых другим известным художникам оставалось только мечтать, Александр Валентинович не хотел записывать себя в «придворные портретисты» и не льстил высокопоставленным чинам ради личной выгоды. Творчество художника виртуозно и артистично выразило практически все важнейшие устремления русской живописи и графики (прежде всего тенденцию к импрессионизму и модерну) накануне авангардаАвангардизм (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Предлагали мне поступить сюда (в Москве) в школу живописи преподавателем— я отказался». Будучи полноправным членом Санкт-Петербургской Академии художеств с 1903 года, в 1905 году Серов ушёл в отставку в знак протеста против казни бастующих рабочих и их семей 9 января, в «Кровавое воскресенье».
Получил в Академии «серебряную второго достоинства медаль от 27 апреля 1885г. Встречается с Л. Н. Таким он образом он незаметно стал одним из лучших и наиболее авторитетных портретистов. В 1888 году художник дебютировал с двумя картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем» радостными красками, тонкой передачей света и воздуха имевшими сенсационный успех и воспринятые как новое слово в искусстве.
А тут – радость. Более того, стиль Ге можно проследить, взглянув на лучшие картины Валентина Серова. Девочка на фоне персидского ковра написана за год до Девочки с персиками. Серов считал его мнение даже авторитетнее мнения Репина.
Просто так. Также вёл художественно-декоративную часть постановки оперы своего отца, «Юдифь», в частной опере Мамонтова12. мастерство Серова-портретиста достигла апогея.
Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника. В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Серов и вправду многое перенял у своего наставника. Вот и остался почти в одиночестве Серов Валентин Александрович. Много путешествовал по России и Западной Европе, в 1907 посетил Грецию. Мамонтов, по уверению современников, был жестоким и недалеким человеком. В конце года на конкурсе МОЛХ представил портрет А. Мазини, который получил первую премию.
Известными стали такие картины, как «Петр Великий в Монплезире», «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны на охоту». 1896 год— В начале года был получен выгодный заказ на выполнение акварели «Миропомазание Государя Императора» для художественного альбома коронования Николая II в связи с этим он получил право присутствовать на коронации 26 мая, «на правом клиросе или же в самом алтаре» Успенского собора, а завершить работу он должен был до 1 мая 1897 года. В работе «Одиссей и Навзикая» изображен фрагмент древнегреческого мифа о потерпевшем крушение Одиссее, очутившемся на берегу феакийского острова. Среди шедевров «светского» Серова – Граф Ф. Ф. Сумароков-Эльстон (позднее – князь Юсупов), 1903, Русский музей Г. Л. Гиршман, 1907 В. О. Гиршман, 1911 И. А. Морозов, 1910 Княгиня О. К. Орлова, 1911 все – там же).
А серовский портрет Николая Романова навсегда остался одним из лучших портретов последнего российского императора. Репина, который в то время находился в Париже в качестве пенсионера Академии художеств. Картины «Девушка, освещенная солнцем» и «Девочка с персиками» принесли Валентину Серову заслуженную популярность, которая значительно выдвинула его вперед по сравнению с остальными молодыми живописцами того поколения. Первым произведением Серова, которое поставило его в ряд крупнейших мастеров русской живописи, стала картина «Девочка с персиками». Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве.
заменялся кодексом. У генерала (отца модели) в доме висело два портрета дочери, писанных одновременно – Репина и Серова. Мамонтова, И. Е.
Серов стал коллегой Дягилева и Александра Бенуа, одним из первых членов движения Мир искусства из которого возник русский балет. Художник давно мечтал написать портрет всаду, где играют солнце итень листвы. В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. Эти чувства выплескиваются в антимонархических карикатурах 1905 года (рисунок «1905 год. После этого была Девушка, освещённая солнцем и другие.
потому, что слишком уважаю её— я только не понимаю всех этих обрядов. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1891, ГТГ), одухотворенный И. И. Левитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервный Н. G. Серов Валентин Александрович (1865-1911), русский художник. Героическая эпоха Петра 1, суровая и небывалая, завладевает воображением художника.
Они работали одновременно и оба – по первоисточникам венецианского Возрождения. Получая широкую популярность, в 1894 году Серов присоединился к передвижникам и взял важные заказы, среди которых были портреты великого князя Павла Александровича 1897 года (Третьяковская галерея), Боткина С. М. 1899 года, Юсуповой Ф. Ф. 1903 года, а также княгини Ольги Орловой (все три портрета находятся в Русском музее в Санкт-Петербурге). 1900 год— в январе—марте работал над заказными портретами царской семьи. Сказочный народ, обитающий на нем, постоянно пребывает в полусонно-блаженном бытии.
А уж время для его жизни выпало на события чрезвычайно богатое. Если искать самое общее определение нерасторжимого единства содержания, настроения, выразительных средств, то это будет яркое, полнокровное и трепетное ощущение жизни, обаяния молодости, красоты человека и природы, одухотворенности изображенных девушек, солнца, освещающего и комнату и сад и весь их мир. Его нелепая карнавальная свита (столь необычные формы принимают их развевающиеся на ветру одежды) с трудом продвигается за ним. Врубелевская «Девочка на фоне персидского ковра» появилась за год до «Девочки с персиками». Его творчество было замечено благодарным зрителем и критиками. Фигура кажется громадной, образ приобретает черты величественности.
Баба с лошадью, 1898 Стригуны на водопое. Сразу же вспоминается его учитель, профессор Чистяков. 1888 год— в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где кроме ряда пейзажей была написана «Девушка, освещённая солнцем», которую приобрёл за 300 рублей П. И. Третьяков.
1865, 7 (19) января родился в Петербурге. Онзанимался организацией выставок искал деньги наиздание журнала «Мир искусства». Он слышал выстрелы, видел убитых. Героическая эпохаПетра I, суровая и небывалая, завладевает воображением художника. Девочка с персиками и Девушка, освещенная солнцем сделали Серова знаменитым.
В Домотканове был создан портрет двоюродной сестры Девушка, освещенная солнцем (1888, ГТГ). Рисунок стал вдохновенным, поэтическим портретом великой балерины. По заказу тульских помещиков Селезнёвых сделал роспись плафона «Феб лучезарный»8 и, получив деньги за заказ (тысячу рублей), в мае с друзьями (Илья Остроухов, Михаил и Юрий Мамонтовы) отправился в Италию с августа по октябрь— в Абрамцеве, где написал знаменитый портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» в конце года— в Ярославле, где писал портреты Чоколовых и начал, по просьбе А. И. Мамонтова, делать иллюстрации к детской Библии (проект не состоялся).
Летом жил с семьёй в Крыму, где написал массу этюдов и портрет хозяйки дачи, где они жили, Розалии Соломоновны Львовой (её сын, врач Соломон Кеселевич Львов, женился на Марии Симонович, двоюродной сестре Серова, которую он изобразил на картине «Девушка, освещённая солнцем»). Я только высмотрел, подметил. Биография Крамского окончилась – умер великий портретист, символ на знамени реализма передвижников, – и тут же написана картина Девочка с персиками (1887), словно наследство от автора Неизвестной получено.
Репина, Т. А. Но иначе работать Серов не умел, да и не хотел. Через 6 лет после рождения сына, прожив 51 год, умирает отец. В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива.
Одна из его ранних картин «Заросший пруд. В Никольском имении мальчик узнал красоту и магию русской природы. В октябре 1889 года Серов одновременно с Репиным, в его мастерской, писал портрет восемнадцатилетней Софьи Михайловны Драгомировой, дочери генерала М. И. Драгомирова немного не закончив портрет, Серов уехал в Москву и Репин, передавая его работу Драгомировой9, «сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица»— это вмешательство так возмутило Серова, что он направил своему бывшему учителю резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения10. В портретах детей Серов стремился захватить позу и жест, чтобы показать и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения искреннюю чистоту и ясность взгляда ребёнка («Дети», 1899, Русский музей «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея).
На собраниях Валентин Александрович часто отмалчивался и даже был нелюдим. Этим подчеркнута значительность личности Петра. В «Девочке с персиками» изображена дочь С. И. В портретах Серова – его современники, разные по характеру, внутреннему миру: темпераментный певец Ф. Таманьо (1891, ГТГ), обладающий, по образному выражению художника, золотой глоткой, жизнерадостный друг художника пейзажист К. А. Коровин (1893, ГТГ), одухотворенныйЛевитан (1893, ГТГ), подчеркнуто-нервныйЛесков (1894, ГТГ).
Среди увлечений художников абрамцевского кружка было увлечение народными ремеслами, в частности керамикой. Рождение сына Михаила. 1897. Солдаты выкололи штыками глаза на портрете императора.
Сам Серов объяснял ее позу и выражение на портрете словами: «А я Ольга Орлова и мне все позволено и все, что я делаю, хорошо». Самой значительной своей работой Серов считал картину «Девушка, освещенная солнцем». 15 в. ) привело к резкому росту выпуска книг. В сентябре супруги Серовы отправились в Париж, на Всемирную выставку. В течение сезона он оформил декор для оперы отца Юдит, представленной Дягилевым в Париже, с костюмами Бакста, а в 1911 году он написал занавес для балета Шахерезада, поставленным его другом Бакстом.
Например, Врубель, находящийся в 80-е годы в Киеве, был известен лишь узкому кругу лиц. Рождение сына Александра. 1894. Педагог это был чрезвычайно строгий. Картина вся овеяна безмятежной радостью весенней поры в жизни человека. Красивый изысканный колорит (золотисто-красноватые тона столика, серебристый блеск стекла, черная бархатная кофточка, белое полотенце, перекинутое через плечо), артистический рисунок фигуры, красивой головы в сложнейшем повороте и тонкой, как бы точеной руки – все способствует тому, что образ Гиршман в какой-то мере читается тоже как некая принадлежность туалетного набора изящных безделушек (это впечатление усиливается и контрастом хмурого, сосредоточенного лица самого художника, отраженного, как бы мимоходом.
Биография мальчика неожиданно изменила направление, когда внезапно умер отец. Знакомство с К. А. В 1879 году в Репин снова дает уроки живописи четырнадцатилетнему Серову. Первые значительные произведения Валентина Серова («Девочка с персиками», 1887 «Девушка, освещенная солнцем», 1888 обе — Третьяковская галерея) явились новым этапом истории русского искусстваИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. И оба трудились по первоисточникам венецианского возрождения. А между тем Серов всегда считал своим учителем Репина, не отрицал идей передвижничества – он просто смотрел на жизнь (и на живопись) под другим углом.
Впечатление спонтанного, легкого артистизма усиливалось в образах Серова и потому, что он свободно работал в самых различных техниках (акварель, гуашь, пастель), сводя до минимума или вообще на нет различие между этюдом и картиной. Лишь через три года занятия с Репиным продолжились. С сентября десятилетний художник начал посещать гимназию Кара Мая в Санкт-Петербурге.
Коровиным по Северной Двине и побывал в Архангельске и Мурманске. Первоначально в Древнем Риме слово imperium обозначало верховную власть (военную, судебную, административную), которой обладали высшие магистраты — консулы, преторы, диктаторы и др. Я таким всегда дураком стою в церкви (в русской в особенности, не переношу дьячков ит. д. ), совестно становится.
Творчество мастера поражает многообразием: он писал пейзажи («Октябрь. Непризнанным в то время был и Константин Коровин.
22 ноября (5 декабря) Серов скоропостижно скончался. Вопрос нерешаемый. Позднее останки перенесены на Новодевичье кладбище. Мать будущего художника также была известной личностью. У Чистякова Валентин перенял и «вдумчивую» неторопливую манеру письма, которая со стороны воспринималась как излишне кропотливая и медлительная.
«Жизнь напоказ», сквозная тема позднего творчества художника, находит завершающее воплощение в этой работе. Римского-Корсакова (1898). В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). Начало работы над портретами семейства Юсуповых. 1901.
Начало систематических занятий с И. Е. Картина Девочка с персиками стала широко известной, причем не только в творческих кругах. Он сумел с раннего детства привить эту любовь и сыну. – Стены вот, коридоры.
В эти несчастные пропуски он писал пруд (Заросший пруд. В мамонтовский кружок в 1889 году Врубеля привел именно Серов. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. 1899 год— в начале года работы Серова, два портрета и несколько пейзажей, показывались на первой выставке объединения «Мир искусства». В 1884 году в Абрамцеве создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой (Новгородский государственный объединённый музей-заповедник).
Большего контраста невозможно придумать. Биография, личная жизнь могли бы сложиться радужно и блестяще. Яхочу, хочу отрадного ибуду писать только отрадное».
Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Рождение дочери Натальи. 1909. Женитьба на О. Ф.
Вот таким образом он и стал тем художником, который органично соединил искусство XIX и XX столетий. Живет с матерью в Мюнхене. Его рисунок Павловой был использован в первой афише Русского балета в 1909г. Вот таким был Валентин Серов. В 1874 – 1875 и 1878 – 1882 брал частные уроки у И. Е. Репина, оказавшего на него особое влияние посещал также занятия в петербургской Академии художеств (1880 – 1885). Фотографии – вот основной источник, с которым должен был иметь дело Серов.
В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года Третьяковская галерея) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Антокольский, он посоветовал матери Серова дать сыну художественное образование. Так и не доучившись до конца, гениальный художник Серов выбирает свободное творчество вместо строгих законов академизма и постоянных наставлений преподавателей. Выход Серова явился единственным подобным актом за всю историю существования Академии.
Особенно радовался Серов, когда ему удалась улыбка моей матери, которую он очень любил. С. Лесков» (1894 все — там же) — люди искусства, чей творческий пыл как бы вступает в увлеченный, страстный диалог со свободным размахом серовской кисти. Например, Мамонтов откровенно издевался над Врубелем (просто глумился).
Н. Ермолова», 1905 «Ф. В. Якунчиковой (Мориц), а также пейзаж «Татарская деревня», который был сразу приобретён П. М. Третьяковым за 300 рублей. Но у самой Валентины Семёновны к торговым делам не было никакого влечения. И серовская беззастенчивая лёгкость, живость цвета и характера, отчаянная детская радость, весенняя свежесть и в образе и в каждом движении кисти художника.
Серова решено было отдать в обучение к Репину. Именно здесь у мальчика впервые появился интерес к рисованию. Именно в этот кружок, по настоянию Серова, были приглашены Коровин и Врубель. Петр I Портрет Г. Л.
Получив широкую известность, став в 1894 членом ТПХВ (см. В 1890-х – начале 1900-х гг. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. : культ сильной линии, броского, монументального жеста и позы («М.
Биография его тем не менее поворотными событиями не богата. Однако в юном Валентине Чистяков увидел настоящего гения. Особенно известен портрет банкира В. О. Гиршмана (1911, ГТГ), который, по свидетельству дочери Серова, все умолял убрать руку, которой он как бы доставал золотые из кармана.
Днем люди трудились в поле, а по вечерам обучали крестьян грамоте. На портрете княгини О. К. Орловой – роскошная гостиная, украшенная стильной мебелью и картинами в золоченых рамах, силуэт позирующей княгини с обнаженными плечами, остро выдающимся вперед коленом, в меховом манто и огромной, словно воронье гнездо, шляпе, лицо Орловой, красивое и холодное, образуют одно целое, по выражению И. Грабаря, образ «одной из последних русских аристократок при дворе последнего царя». Так началась целая серия портретов императорской семьи. В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Успехи мальчика не остались без внимания педагогов и в школе рисования был удостоен серебряной медали юный Валя Серов.
На мамонтовской усадьбе в возрасте 22 лет Серов написал одну из самых лучших своих картин «Девочка с персиками». 1884 год— летом, работая в Абрамцеве, создал одно из первых своих значительных произведений— портрет Л. А. Мамонтовой в переписке с Ольгой Трубниковой уже обнаруживаются их взаимные чувства. Биография художника содержит и еще один весьма интересный промежуток времени. Он был все время в пути. Прожив в Париже немногим менее года, Серовы летом 1875 года возвращаются в Москву.
Домотканово», 1895 обе — там же «Зимой», 1898, Русский музей «В деревне. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. В светском портрете нарастают черты иронического сарказма («Княгиня О. К. Орлова», 1911, там же).
В этом году появился целый ряд портретов деятелей искусства. В связи с выполнением заказного портрета Александра III выезжал в Данию. Спустя год, Валентин вернулся в Россию и поселился в Абрамцеве летом, где написал натюрморт «Синяя ваза». Нодевушку это несмущало, потом она вспоминала, что увлеклась «важностью своего значения».
В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. и Ю. С. В 1900 году он написал портрет Николая II (сохранился авторский вариант того же года — Третьяковская галерея) самодержец, одетый в тужурку Преображенского полка, представлен тут скромно, почти по-домашнему, без пышных аксессуаров), который обычно считается лучшим изображением последнего русского императораИмператор (латинское imperator — повелитель) — монархический титул. В середине 90-х годов Серова осаждают высокопоставленные заказчики. В конце года последовали заказы портретов от царствующей династии Романовых. Радость беспричинная.
Баба с лошадью», 1898 «Стригуны на водопое. Мамонтовыми. Лескова (1894), композитора Н. А. Из этого товарищества Серов вышел в 1900 году, вступив в объединение под названием «Мир искусства». Стиль: реализм, неоклассицизм.
Этими чертами отличаются портреты князей Юсуповых (1901-1903, ГРМ), которых Серов начинал писать в Петербурге в 1901 году и продолжил в их родовом имении Архангельском под Москвой, портрет приват-доцента Московского университета, миллионера М. А. Морозова (1902, ГТГ). Орловой. Позже позаказу Николая IIСеров написал парадный портрет Александра IIIв форме датского полка ипортрет самого Николая вдар гвардейскому полку. В сентябре получил заказ на исполнение портрета императора, «поколенного размера, в парадной форме 80-го Кабардинского генерал-фельдмаршала князя Барятинского полка» за заявленную художником цену в 4 тысячи рублей. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, — писал И. Грабарь.
Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Среди них были и приближенные императора. Русский художник Валентин Александрович Серов родился 19 января 1865 года в Петербурге. Лесков (1894, ГТГ). И никто ещё из русских художников, даже самых прославленных, не передавал этой поэзии юности с такой пленительной свежестью, с таким изящным, тонким мастерством.
Он создаёт серию портретных образов, в которых раскрывает общественную значимость художественной личности (портреты – М. Горького, 1904, Музей А. М. Горького, Москва М. Н. Ермоловой, 1905, Ф. И. Шаляпина, уголь, 1905, – оба в ГТГ). Был членом «Товарищества передвижников» и объединения «Мир искусства». В этих картинах произошло смешение жанров: портрет соединился с пейзажем, с интерьером.
Вот таким образом немудрено, что Серова окружающие любили. Летом поселился в Домотканове, где выполнил ряд пейзажей и портретов, в том числе портрет жены: «Летом». Домотканово, 1904 обе работы – Третьяковская галерея).
Это произведение вместе с портретами М. Ф. Когда рисунки мальчика увидел скульптор М. М. В 1900-е гг. Фигуры в портретах Серова постепенно становились всё более и более графически изысканными и экономичными, особенно в поздний период (Василий Качалов, 1908, Тамара Карсавина, 1909 многочисленные персонажи из басен Ивана Крылова, 1895-1911). Поездка в Париж. 1907.
«Девочка с персиками», как я назвал в свое время этот портрет-картину, давно уже вошла в золотой фонд русского искусства. в зеркале у края холста). В это же время от Н. И. Кутепова Серову поступило предложение иллюстрировать книгу «», два тома которой уже были изданы.
Петр на журавлиных ногах, грозный и стремительный, движется навстречу сильному ветру. В детстве учился в Париже и Москве у Ильи Репина и в Санкт-Петербургской Академии художеств (1880-1885) у Павла Чистякова. Участие во Всемирной выставке в Париже (Grand Prix за портрет Павла Александровича). 1894 год— был избран членом Товарищества передвижных художественных выставок.
В ореоле струящегося света мягко вырисовывается «девочка в розовом» с приколотой к черному банту красной гвоздикой. Серов хотел вот такой беззаботности, лёгкости. Во время позднего периода, который начался в 1900 году, Серов был членом влиятельного общества и журнала русского искусства «Мир искусства», который вырос, в частности из неудовлетворенности движением передвижников. Серовы жили открыто их дом всегда был полон гостей.
Валентину Серову было 22 года, когда к нему пришла первая волна популярности. Но главным для художника на протяжении всей жизни оставался портрет. Серов искал больше, чем другие. Валентин стал принимать самое активное участие в жизни данного общества, организуя различные выставки и добывая деньги на выпуск печатного издания объединения «Мир искусства». В настоящее время его картины экспонируются в самых известных музеях России и зарубежья.
Любил писать артистов – оперных певцов и актеров драматического театра. Основные материалы для изготовления книги: папирус, со 2 в. до н. э. — пергамент и с 13 века (в Европе) — бумага. Домотканово, 1888, ГТГ). Морозовой и С. М.
В 1880году поступил в Императорскую Академию Художеств. Не потому, что Савва Иванович был занят, а потому, что их благородие куражился. С детских лет будущего художника окружала атмосфера искусства. Они задались вопросом, кто же такой Валентин Серов.
В эти же годы даровитый мастер увлекся историческими сюжетами. В 1889 году художник написал портрет, на котором изображена Прасковья Мамонтова, двоюродная сестра знаменитой «Девочки с персиками». Серов много работал в различных графических техниках – акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, ГТГ), пастели, литографии и пр.
"Девочка с персиками". 1888. Участие в Международной выставке берлинского Сецессиона. После окончания и представления картины «Александр III с семьёй», два месяца до конца сентября вместе с К. А. Коровиным он ездил по Русскому Северу, написав множество этюдов.
После смерти отца (Валентину тогда было шесть лет) для Серова началась жизнь скитальца. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях. Но в этом жанре – пленэрном – Серов уже всё показал, что хотел. Продолжение занятий с Репиным. 1880.
Использовал он также карандаш, кисть и уголь, владел которыми он поистине великолепно. Серов казался между ними просто любимцем богов. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, подетски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем»— задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь.
Своему другуМамонтовуСеров сообщает в 1890 году: Написал я в Костроме два портрета. И ещё множество таких же примет, дат и переброшенных мостиков от одного события к другому. Работая над портретами царской семьи в Историческом музее, Серов уговорил позировать его директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь выскажется, что более всего удалась на полотне такса.
Л. Гиршман», темпера, 1907 «В. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Коровина (1891), И. Е.
Выполнил эскизы к неосуществленному панно «После Куликовской битвы», заказанному Серову для Исторического музея в Москве.