Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Его интересуют «секреты» живописи старых мастеров – Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Гойи, Эль Греко, Веласкеса, Халса, Ватто и Шардена, а среди новых – Делакруа. Всю барную стойку, натюрморт на переднем плане художник соорудил самостоятельно. Она свидетельствовала о происходящих переменах в судьбах французского искусства. Композиционным центром картины является лоно Олимпии, что подчёркивается её линейным построением: к лону девушки ведут диагональные линии плеч и рук обеих женщин, на него направлены вертикальная золотистая линия обоев и перекрещивающаяся линия ног Олимпии.
В дни Коммуны был заочно избран в федерацию революционных художников. В дальнейшем, подобные принципы получили распространение в творчестве импрессионистов. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Его отец – Огюст Мане был шефом отделения в Министерстве юстиции. Однако творчество Мане отнюдь не исчерпывалось созданием больших программных композиций. Благодаря дядюшке Эдмону, регулярно водившему мальчика по музеям, Мане открыл для себя Лувр, что оказало решающее влияние на его личную и творческую жизнь.
«Я войду в Салон только через парадные двери», — высокомерно отвечает предводитель своей «банде». Однако, отношения между учителем и учеником не сложились.
Художнику становилось всё труднее не только работать, но и передвигаться. Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. Эдуар Мане работал преимущественно в Париже, посетил Бразилию (1848-1850), Германию, Испанию (1865), Великобританию (конец 1860-х годов), Голландию (1872).
Тень фигуры не соответствует её положению. он учился в коллеже Роллэн. Если пейзаж написан легкими, светящимися и как бы размытыми красками, то фигуры и блестящий натюрморт представляют собой изысканную гармонию более сгущенных и контрастных тонов. Известные картины Эдуара Мане: «», «», «», «», «». До1870-х Мане строил композиции большинства своих работ на основе картин Ж. -Б. -С. В них художник стремился передать сияние цветов, окутанных атмосферой, пронизанной светом – Розы в хрустальном бокале (1882-1883). Приблизительно одна десятая часть всех его картин – это морские пейзажи.
1865 год является годом рождения «Олимпии», вызвавшей еще более нещадную критику и непонимание со стороны поклонников изобразительных искусств. Эдуар Мане (фр. Край стола, на котором стоит бокал, не согласуется с перспективой. Ее акварельные работы с их яркими цветами и мягкими формами пользовались большим успехом.
Толпа, хохоча, завывая и угрожая тростями и зонтами, не пугалась военного караула. У французского живописца Эдуарда Мане тоже была такая любимая модель. Но опасаясь слишком жёсткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка». По свидетельству современников, Мане был признанным авторитетом этой группы, тем не менее, это неформальное собрание было достаточно либеральным, его участники не боялись критиковать Мане. Сюзаннабыла известна, как замечательная пианистка. Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. В 1869 году она встретила Эдуарда Мане. Справа, с удивительно японовидной внешностью, – пианистка Фани Кло, участница квартета Сент-Сесиль она часто музицировала в доме Мане вместе с Сюзанной, тоже способной пианисткой.
Бледный и растерянный просил Берту Моризо сходить и проверить, смеются ли над его». Тень фигуры не соответствует её положению. В последние годы жизни он работал в основном пастелью и акварелью. Об этом свидетельствуют, например, многочисленные картины, написанные на пленэре, бок о бок с Клодом Моне в Аржантее в 1874 году. В эти моменты маленький Эдуард бросал игры с братьями и наблюдал за дядей, даже несколько штрихов на бумаге осмеливался сделать сам.
Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту. Это связанно с тем, что художник в одном произведении нередко объединял изображение быта и пейзажа – например, в таких работах, как: Завтрак в мастерской (1868), Балкон (ок. Болезнь быстро прогрессировала, ограничивая творческие возможности художника.
Это, однако, не привело к превращению Мане в модного конъюнктурного художника (каким отчасти стал Курбе после некоторых успехов в Салоне) — в 1874 году жюри отвергает его «Бал-маскарад в Опере». Их признание имело значение. Если откровенная полемичность привнесла в картину Завтрак на траве нарочитость и искусственность, то написанная в том же году Олимпия (1863) – произведение редкого художественного совершенства.
На лето 1870 года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. Скандал был полным. В этих произведениях искусство Мане достигло наибольшей зрелости и совершенства. Другие крупные произведения Мане 60-х годов – "Завтрак в мастерской" (1868) и "Балкон" (1869), явившийся своеобразным современным переосмыслением картины Франциско Гойи. Бедная красавица изображенная на полотне, тут же обрела нелестные эпитеты «потаскухи, возомнившей себя королевой» и «бесстыжей девки, вышедшей из-под кисти Мане». В 1856 году он посетил Голландию, Австрию, Италию.
Но, в конце концов, тяга к творчеству победила.
В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнажённой натуры. Воспротивившись предназначавшейся ему карьере юриста, поступил в морскую школу. Была открыта большая выставка его произведений в Школе изящных искусств. На картину Мане обрушился шквал критики. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. Используя и переосмысляя сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их актуальным содержанием, полемически иногда эпатирующим образом внести в известные классические композиции изображение современного человека (Завтрак на траве, Олимпия – оба 1863, Музей дОрсэ). Но при таком количестве аналогий картина Мане очень оригинальна. Но особенно важную роль в формировании этого течения сыграло творчество Эдуарда Мане.
Под впечатлением кровавых событий во время подавления революции Мане создал акварель «Баррикада», выразительно передав жестокость палачей и мужество коммунаров. Красоту сочетания красок, подтверждает живопись картины «В лодке». Рубенса, Рафаэля, маскируя свои «заимствования» изображением современной обстановки и демонстрируя таким образом, что мог бы дать новую жизнь современной живописи, не порывая с традицией.
Такие работы, как Большой канал в Венеции (1874), Мостильщики, улица Монье (1878), Подавальщица пива (1878) обнаруживают своеобразие импрессионизма Мане и его поиски в этом направлении. О жизни Сюзанны того периода почти ничего не известно. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки — она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Существуют четыре версии последней композиции: в Музее изящных искусств Бостона в Национальной галерее Лондона в Национальной художественной галерее в Копенгагене (все – 1867) и в Кунстхалле в Мангейме. Считается, что именно тогда Эдуард и познакомился с Сюзанной. Сперва Мартине не решился на столь откровенную дерзость и побоялся открывать салон, однако вмешательство императора Наполеона III вынудило его провести выставку, сразу же получившую название «Салон отверженных».
В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Работа также интересна тщательностью найденных отношений больших колористических пятен и убедительностью деталей. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя. Но были и различия, что видно по его лучшим произведениям тех лет – картинам «Аржантей» и «В лодке».
Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине. В «Завтраке на траве» он словно стремился переосмыслить темы старых картин и, в первую очередь, тему «Сельского концерта» Джорджоне. Объекты его поклонения – Тициан и Тинторетто, Рембрандт и Хальс, Пуссен, Делакруа и Энгр, но прежде всего великие испанцы – Веласкес и Гойя.
Уже на первых порах талантливое и мятежное нутро юноши давало о себе знать. На них стояла отметка «ВК» — «вне конкурса». В 1874 году открылась первая выставка художников – импрессионистов.
Как всегда у Мане, мир вещей не препятствует восприятию внутреннего состояния человека. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Ноги девушки украшают изящные туфли-панталеты. Мане постоянно ссорился со своим учителем он стремился передать «настоящий дневной свет» и «писать жизнь в разное время такой, какая она есть».
Именно здесь художник познакомился с Эмилем Золя, быстро набиравшим тогда известность. «Бар в Фоли-Бержер» — картина, которую он выставил в Салоне 1882 года, была написана широко и свободно, с невиданным мастерством. После войны «банда Мане», как называли художников- «батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Да, теперь было слишком поздно. Когда полотно было приобретено, его вывесили в Лувре, рядом с произведениями Энгра. Своеобразным итогом импрессионистических поисков и всего творчества Мане становится его работа Бар в Фоли-Бержер (1882).
Накопленные знания и видение он воплощает в своих работах.
Здесь же состоялись встречи Мане с будущими импрессионистами. Это был тяжёлый период для живописца, осмеянный, он решил уехать в Испанию, где были созданы замечательные «Бой быков в Мадриде», «Флейтист». Именно он познакомил Сезанна с Мане. Одновременно художник разрабатывает «испанскую» тему – создает «Лолу из Валенсии» (1862), «Гитарерро» и «Викторина Меран в костюме эспады».
В работах «Мальчик с вишнями» и «Любитель абсента» можно заметить, как ловко Мане импровизирует с линией контура, нарочито выделяя его или же полностью «сливая» его с фоном. Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени. Но, многие заложенные им принципы были восприняты и продолжены. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
Однако через некоторое время восстает против его обучения ибо в мастерской царил дух рутины, процветали традиции «школы здравого смысла» или «золотой середины», которая находила Энграслишком холодным, а Делакруа «слишком горячим» и самодовольно мнила себя способной соединить в себе все достоинства классиков и романтиков. Его упорное нежелание участвовать в выставках импрессионистов, вне официального Салона, объяснялось не только аристократическими предрассудками, но и более глубокими причинами – большей связью с традицией, большей внутренней устойчивостью образов, которые у Мане кажутся, при всей их спонтанной жизненности, выхваченными из потока времени. Правда, он использовал вынужденную неподвижность, ставя перед собой мольберт и наблюдая ту волшебную игру солнца в зелени деревьев, что так привлекала Моне и Ренуара.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Под впечатлением от общения с ним Б. Моризо примыкает к импрессионистам и на знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина У колыбели (1872, Музей Орсэ, Париж). Там, он подружился с Антоненом Прустом.
Испуганная администрация выставки поставила у картины двух охранников, но и этого оказалось недостаточно. Учился в парижской Школе изящных искусств у Т. Кутюра (1850-1856).
Рисовать он начал еще в коллеже. Им послужил городской сад Тюильри, где по выходным парижская богема собиралась для прогулок и светских бесед. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Обучаться живописи Мане стал в 1850 году.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. В то же время импрессионизм был подготовлен эволюцией мирового искусства и, прежде всего, новаторскими исканиями мастеров предшествующего поколения – Делакруа, Курбе, Домье, Добиньи, Коро. Кажется, что стойка бара одновременно приковывает ее к вульгарному миру обыденности и одновременно ограждает от него ибо кисть Мане преображает самые банальные предметы в изысканные красочные созвучия. В картинах импрессионистов и у Эдуарда Мане "случайность" выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаи возможность продолжения изображенного за пределы холста. Зритель, стоящий пред картиной, властно вовлекается в эту среду, завороженный ее красочным великолепием, постепенно теряя ощущение грани между реальным и отраженным миром.
Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. В том же году Мане написал картину Олимпия (Париж, музей Д Орсе), на которой изображена лежащая на ложе обнаженная девушка, которой служанка-негритянка подносит букет цветов, – сюжет, восходящий через Гойю к Тициану и Джорджоне. А ведь это было бы интересно – узнать, кем были эти люди, которые вдохновляли мастеров живописи на творчество и сегодня вызывающее вздохи восхищения. На лето 1870года приходится апогей франко-прусской войны, затеянной Наполеоном III. В офорте он использовал свою излюбленную композицию, построенную на темном резком силуэте. Со временем Мане все чаще отказывался от композиционных схем классики, стремился воссоздать как бы случайно увиденные, подсказанные самой жизнью решения (таков «Флейтист», 1866 и др. ).
Во многих своих последующих работах мастер отчасти продолжает развивать свой ранний стиль, работы отличаются более строгим рисунком, сдержанным колоритом, в котором значительную роль играют темные и даже черные тона, а главное – они основаны на более пристальном, глубоком и длительном изучении жизни и обобщенном ее выражении. Уйдя от Кутюра, Мане уничтожил все картины, созданные за это время. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Однако брат матери, Эдмон-Эдуард Фурнье, осознавая художественное призвание мальчика, посоветовал ему посещать специальные лекции по живописи, на которые сам записал племянника и посещение которых лично оплачивал. Мане привлекает скандальную славу, хотя и не стремился к ней.
Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Выставлено пятьдесят работ— лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Он пишет своего друга Моне и его жену в лодке, которую они называли «плавучей студией» (1874, Мюнхен, Новая Пинакотека) и в том же году создает полотно Вечер (Турне, Музей изящных искусств), где также изображены две фигуры в лодке. «Портрет Золя» – дань признательности известному писателю, который не раз оказывал Мане важную поддержку.
С согласия отца Мане даже намеревается стать моряком. В 1870-1880-е годы Мане много работал в области портрета, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника (портрет С. Малларме, 1876, Музей дОрсэ, Париж), писал пейзажи и натюрморты (Букет сирени, 1883, Картинная галерея, Берлин-Далем), выступал как рисовальщик, мастер офорта и литографии. Кто такой этот Коэл – об этом история умалчивает. Особым нападкам подверглась «Музыка в садах Тюльери», где Мане, отказавшись от детализации, сумел передать образ динамичной толпы черточками и пятнами света на холсте.
Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Во всех этих работах есть оттенок известной театральности и игры. В начале 1860-х гг.
Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни. Первые работы наметили и первые нововведения, связанные главным образом с контуром.
«Олимпию» Мане решился показать публике только спустя два года после ее создания. Завтрак в мастерской (1868, Мюнхен, Новая Пинакотека) и Портрет Эмиля Золя (1868, Париж, музей Д Орсе) ясно показывают, как возросло мастерство Мане. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры. Более поздние работы отличаются непринужденной эскизностью. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением обнаженной натуры.
И тогда Эдуар решает стать моряком. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Тем не менее, Мане не хотел участвовать в выставках групп импрессионистов. В живописном отношении "Олимпия" – одна из вершин творчества художника. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами. Среди ее учеников были младшие братья Эдуарда Мане – Эжен и Гюстав. Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. В 1848 году отправляется в поход на корабле в Рио-де-Жанейро.
Но вот об именах тех, кто на этих работах изображен, мы почти ничего не знаем. Он запечатлел Париж в дни блокады и голода. «Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри.
Его интересовал мир людей их отношений и чувств. Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Фрагонара, училась живописи у К. Коро, работая с ним на пленэре. Часто покупая холсты и краски в магазине на улице Гранд-рю-де-Батиньоль, Мане вскоре стал завсегдатаем расположенного рядом кафе Гербуа, среди которых завсегдатаями были как неизвестные писатели и художники, так и уже знаменитые Фантен-Латур, Уистлер, Дюранти, Дега, Ренуар, Моне, Писсарро. Находясь в постоянном поиске, он принимается за написание следующей картины «Уличная певица», натурщицей для которой стала Викторина-Луиза Меран, юная провинциалка, стремившаяся выбиться из нищеты любыми методами.
Такова была его художественная программа. Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». И тем не менее, ничто не прошло даром.
Мане был поражен и оскорблен реакцией на свое произведение. Вскоре художник узнал, что жюри салона отвергло «Любителя абсента» (из всех членов жюри за картину проголосовал только Делакруа, сам учитель Мане, Кутюр, проголосовал против). Художник полагал, что достиг этой цели в картине Любитель абсента (1859, Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека). В феврале 1871 года он покидает Париж и через несколько дней узнаёт о капитуляции французского правительства. Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Однако, начиная уже с 1874 года Мане вполне вырабатывает свой оригинальный стиль, особенности которого во многом сближают его с молодым тогда движением импрессионистов (в этой связи стоит отметить так же дружбу Мане с Дега, одной из ключевых фигур импрессионистского движения). Они пожимают плечами, они молодые, голодные и независимые им почести ни к чему. Четырнадцать работ художника, представленных на частной выставке в кафе Мартинэ (1863), показали новую манеру художника, дерзко нарушающего догмы искусства («Лола из Валенсии», 1862 «Уличная певица», 1862 «Музыка в садах Тюльери», 1860 и др. ). Как и обнаженная в "Завтраке", "Олимпия" (моделью для нее послужила опять же Викторина Меран) смотрит на нас взглядом, словно олицетворяющим загадочную и победную силу искусства Мане. Юношу привлекла эта скандальная слава.
Одна из таких работ «Балкон». К счастью, этот год был особенным – таких же отвергнутых работ оказалось слишком много (три тысячи из представленных пяти) и император Наполеон III играя в справедливость и идя на поводу у возмущенного общественного мнения, приказал выставить их в так называемом Салоне отверженных. Картина эта – подлинная фантасмагория света и цвета. Эдуард Мане не проявляет попыток к новаторству с первых своих самостоятельных работ. Дядюшка был добродушным низеньким толстяком с маленькой бородкой и всегда смеющимся лицом. Именно тогда начало обозначаться влияние на молодого художника картин мастеров Раннего и Высокого Возрождения.
Зритель следил за переменчивой кистью художника, пытаясь найти логику в его картине. К числу таких картин относится «Завтрак на траве», где импозантные кавалеры находятся в обществе обнажённых дев, «Олимпия», чья откровенность настолько раздражала публику, что устроителям выставки пришлось повесить картину как можно выше, опасаясь, что её проткнут в негодовании тростью или зонтом. Своих моделей нередко одевал в испанские наряды – Гитареро (1860), Викторина Меран в костюме эспада (1862). А он недоумевал, мерил шагами залы Салона, не решаясь войти в тот зал, где размещались художники на букву «М».
9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля Гавр-и-Гваделупа. Поль Сезанн как-то заметил, что Мане многим обязан Кутюру. В начале 60-х годов художник порой близко "пересказывает" в своих произведениях работы велики испанских художников, а во время гастролей в Париже мадридской балетной труппы (1862) Мане пишет серию картин с живых испанских моделей ("Лола из Валенсии", "Гитарист", "Испанский балет"). Родители коротали с ними вечера у камина – женщины рукодельничали, мужчины вели беседы. Но подлинным центром притяжения стала картина Эдуарда Мане Завтрак на траве.
Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице. Творчество Эдуарда Мане принадлежит к числу тех явлений, которые как бы завершают сложение реалистических традиций во французском искусстве 19 века и в то же время их значительно обновляют художественные проблемы, впервые поставленные и разрешаемые Эдуардом Мане, во многом определяют направленность исканий, характерных для изобразительного искусства последующего исторического периода. Тень фигуры не соответствует её положению. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду.
Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Особой стилистической ясностью отмечен «Флейтист». Среди прекрасных портретов кисти Мане первым следует назвать портрет Э. Золя в рабочем кабинете, эмоционально насыщенный портрет поэта С. Малларме (1876), портрет одного из деятелей Коммуны — А. Рошфора (1881). Именно он познакомил Сезанна с Мане.
Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями». Очередная шумиха вокруг его имени возникла в 1874 году. Вот тут-то и случился скандал.
Скрывал ли всю жизнь художник мучительную связь своего отца с юной Сюзанной или не решался объявить Леона собственным сыном, оберегая девушку от сплетен — как бы то ни было, Сюзанна стала его тайной возлюбленной, скрываемой от посторонних глаз 10 лет и только потом женой. Звали ее Сюзанна Мане и была она женой мастера. В длительном плавании в его душе родилось какое-то особенное ощущение моря. Несколько раз солдатам приходилось обнажать оружие. Во время осады Парижа в 1870 году Мане, как убеждённый республиканец, остался в столице.
Но по возвращении вновь терпит неудачу на приемных экзаменах. (Этот прием, впервые найденный Эдуардом Мане восемьдесят лет назад, с успехом применяется и сегодня кинематографистами. ) Но публика холодно приняла картину, где «героиней» была опять-таки особа «низшего круга» и Мане с присущей ему иронией сказал Альберу Вольфу, что ничего не имел бы против прочесть, пока еще жив, великолепную статью, которую тот напишет после его смерти. Не знают об этом наверняка и современные исследователи.
Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане также сделал рисунки для ксилографии к поэме С. Малларме «Послеполуденный отдых фавна». Художник уже размышляет о следующем салоне и в расчёте на это пишет картину «Старый музыкант», хорошую в плане исполнения, но явно слабую в построении композиции. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Вот таким образом, копии Мане не похожи на копии исполненные его современниками.
Мане явно скучал в мастерской Кутюра. Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Эпоха эта называется современным искусством и длится до сих пор. Возвратившись в Париж, настоял на возможности обучения живописи и в течение семи лет (1849—56) занимался в мастерской Т. Кутюра. Теперь просыпаясь, я каждый день вижу твое прекрасное лицо» (,, ) Однажды Мане преследовал на парижских улицах какую-то миловидную барышню и случайно наткнулся на Сюзанну. К счастью, ему удалось уцелеть в период боевых действий.
Это было воспринято критиками как неслыханное ханжество. Композиция картины была навеяна рисунком Рафаэля и образами картины "Концерт" Джорджоне. Необычайной свежестью, чистотой привлекает его цветовая палитра («В лодке», 1874 «Аржантейль», 1874 «Семья Моне в саду» и др. ). Сравнительно новым лицом была Берта Моризо, третья и центральная фигура на картине.
Важнейшее место во французском искусстве второй половины XIX столетия принадлежит импрессионизму. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. В 1850–1856 учился в Школе изящных искусств в Париже у Тома Кутюра (1815–1879), одного из самых известных французских художников-академистов того времени. 9 декабря в качестве юнги он поднимается на борт корабля «Гавр-и-Гваделупа». Он надеялся найти в своем учителе единомышленника и художественного революционера.
В устремленном прямо на зрителя взгляде обнаженной женщины (художник написал ее с Викторини Меран, своей любимой натурщицы) есть и дерзкая непосредственность и глубокая мечтательность. «Я думал, что это ты», — весело заявил художник жене. Особо тёплые отношения Мане завязывает со скандальным поэтом Шарлем Бодлером. Светящиеся тени Тициана вдохновляли его, а примитивисты выводили из себя».
Мане добивается известности, хотя и скандальной. Картина Мане «Завтрак на траве», на которую художник возлагал наибольшие надежды, была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
Весь Париж стоял на голове. Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Отвержение работ, претендентов на участие в Парижском салоне, вынудило Мане провести выставку получившую название «Салон отверженных».
Увлечение старой живописью обусловило многочисленные путешествия Мане. Родился в Париже 23 января 1832 в семье высокопоставленного государственного служащего.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах LArtiste. Вскоре оказалось, что он болен атаксией — нарушением координации движений.
Веласкес, который был величайшим примером для Мане, копировал многие полотна Тициана. Первой подлинно масштабной работой Мане явился "Завтрак на траве" (1862). С помощью зеркального отражения (прием, по всей вероятности, заимствованный из "Менин" Веласкеса) художник раздваивает свой образ – вводит его в текущую мимо жизнь и ставит над временем. Мане отбросил академическую технику «тщательной отделки» картины, в которой не имело значения, рассматривалось ли полотно с близкого или далёкого расстояния. Большое значение имели работы мастеров графики Домье и Гаварни.
Сходство достигается только тогда, когда картину разглядывают с определённого расстояния. Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Нужно отметить, что картина В лодке – одно из высших достижений импрессионизма Мане.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В начале 1850 года Мане учится в Школе изящных искусств в Париже. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Уроки у известного живописца-академиста Тома Кутюра не приносили творческого удовлетворения и Мане многое постигал сам, путешествуя по Европе и копируя работы видных мастеров. Через год он снова энтузиазмом пишет на страницах «L39Artiste». М-сье Мане весьма плохо встретил этот совет.
В то же время Мане сохраняет ясность рисунка, серые и черные тона в колорите, отдает предпочтение не пейзажу, а бытовому сюжету с выраженной социально-психологической подосновой (столкновение мечты и реальности, призрачность счастья в сверкающем и праздничном мире – в одной из последних картин Мане Бар в Фоли-Бержер, 1881-1882, Институт Кортолда, Лондон). Помогал ему и опыт французских реалистов середины XIX века (в особенности Г. Курбе). Всё воспитание Эдуарда проходило в буржуазной среде под дымчатым парижским небом. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами.
В общем, этот вопрос так и остался без ответа. Особо тёплые отношения Мане завязывает с французским поэтом Шарлем Бодлером. Особенно совершенна работа В лодке.
Картина «Купанье» была предложена жюри вместе с менее значимыми «Молодой женщиной в костюме эспада» и «Молодым человеком в костюме махо». Путешествие через Атлантику и пребывание в Рио оставили глубокий след в сознании Мане. Мане Эдуар (Manet Eduard), французский художник. Этим двум картинам сильно досталось от критиков. Она умерла во время родов, через пять дней после Мане. Но в 1874 году, когда его друзья-импрессионисты решили выставиться вместе, Мане отходит от них, оставляя место главы движения заКлодом Моне. Он создает серию картин, отмеченных натурализмом Золя (портрет которого он написал в 1868) и Мопассана: «Нана» (1877), «Официантка в пивной» (1878), «В кабачке папаши Латюиля» (1879), Бар в «Фоли-Бержер» (1881 – 1882).
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Корабль «Гавр и Гваделупа» с будущими учениками морской академии два месяца плыл в Бразилию и столько же обратно — Мане хватило даже первой половины пути, чтобы истосковаться по земле и отчаянно возненавидеть эту затею. Мане неоднократно писал портреты артистов испанского балета, гастролировавших в Париже. Но о связи его с Сюзанной в тот период никто ничего не знал. «Олимпия» невольно напоминает «Венеру Урбинскую» Тициана. При этом главным для него был ритм линии, передающий струящееся движение внутри силуэта.
В картинах «Балкон» и «Завтрак в мастерской» показан облик современников художника. Он снова поинтересовался мнением Кутюра и когда тот в очередной раз негативно отозвался о его творении, Мане окончательно порвал с учителем. Размышляя над следующим предложением салону, Мане вновь обращается к офорту.
Они сделали художника известным среди современников и создали славу у потомков. Фигура негритянкив розовом справа также вписана в треугольник.
На картине Флейтист (1866, Париж, музей Д Орсе) изображан юный пехотинец играющий на флейте. Чрезвычайно талантливая внучка Ж. О. Любовницы Мане посмеивались над ее добродушием и полнотой, она никогда не приходила в мастерскую, но именно ей Мане посылал с голубями ежедневные письма из осажденного Парижа: «Сегодня ночью проснулся оттого, что мне послышался твой голос — он звал меня», «Развесил сегодня в спальне твои портреты. Одна из последних картин художника «Бар в Фоли Берже» – своеобразный синтез его художественных поисков 60-х и 70-х годов. Предисловие к каталогу написал Эмиль Золя.
Даже в такое тяжёлое для него время, Мане не перестаёт работать — так, в Бордо, он пишет пейзаж порта. В «Музыке в саду Тюильри», наоборот, рассматриваемые с близкого расстояния лица становятся почти абстрактными формами. Эдуард Мане родился в семье крупного чиновника 23 января 1832 года в Париже. Он несколько упрощал ее, с целью поиска главного красочного пятна, ритма, чувства индивидуальности.
Ее признают неприличной, а сам Эдуард Мане упрекается в безнравственности за ее написание. Единственным плюсом было то, что именно в мастерской Тома, требовавшего от своих учеников изучения старых мастеров, создатель картины «Лола из Валенсии» открыл для себя классическое наследие. Так, прима-балерина испанской труппы изображена за кулисами перед выходом на сцену – Лола из Валенсии (1862), а в картине Испанский балет танцоры запечатлены в момент выступления (1862).
Омрачил все впечатления от Рио-де-Жанейро укус змеи. Имперский режим рухнул ранней осенью 1870 года, во Франции была объявлена республика, но военные действия шли с прежним размахом. Любитель абсентаПервое значительное произведение – картина «Любитель абсента» (1858-1859), в которой в традиции живописи Веласкеса представлен пропойца, наследник романтических бродяг. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента».
В 1867 году на проходящей в Париже Всемирной выставке Мане создаёт собственный павильон поблизости моста Альма. Художника не случайно называли "живописцем современной жизни". Когда в 1863 году Мане задумал свою вариацию «, он специально взял холст побольше. 30 апреля 1883 года Эдуард Мане скончался.
Ежедневно молодой художник посещает Лувр, делает копии известных полотен и всегда пытается получить одобрение Кутюра: стремление к признанию было присуще Мане с ранних лет. Ее работы напоминали раннего Мане (Испанский период), прославившиеся темной палитрой с резким контрастом светлых и темных пятен. Во время осады немцами Парижа (1870) художник стал артиллеристом и находился в рядах защитников города. В этих богатых цветом полотнах с удивительным мастерством передано чувство полноты жизни. Изображение самого текущего времени было подлинной целью творческих исканий художника.
Одним из художников, оказавших наибольшее влияние на Мане, становится Веласкес. Трудно определить однозначно жанр последней большой картины художника – Бар в Фоли-Бержер (1881-1882). Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой.
А вскоре Мане уехал в Париж, часто, однако, приезжая и подолгу гостя в Голландии, в доме отца. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные. Когда заявление «хочу быть художником» уже громко прозвучало в доме, а отец уже озвучил «кем угодно, только не художником», все стало еще сложнее. Мане, пытавшийся следовать в «Завтраке» традициям старых мастеров, был обескуражен. Бар в Фоли-Бержер подводит итог творческим исканиям Мане. Часто используются контрастные переходы от светлого к темному без усложнения восприятия множеством оттенков. Картина «Завтрак на траве» стала одной из самых скандальных в истории искусства и обеспечила Мане прочное место в черном списке. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины.
Впервые она участвовала в выставке-салоне в 1870 году. Сцены обыденной жизни становятся главными в творчестве Мане (с 1870-х), в его произведениях проявляются все новшества пленэрной живописи, разработанные его друзьями-импрессионистами. Ее называли непристойной, порнографической, недоступной для понимания, бессюжетной и пр. Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. В 1865 году она начала свою профессиональную подготовку и взяла уроки рисунка.
Летом 1870 г. Мане создал свою первую картину на свежем воздухе – Сад. Но картина вызвала самое большое внимание и стала символом "Салона отверженных" 1863 года. Другие крупные произведения этого периода – Нана (1876–1877, Гамбург, Кунстхалле) Портрет г-на и г-жи Жюль Гиме в оранжерее (1879, Берлин, Национальная галерея) и В кабачке папашиЛятюиль (1879, Турне, Музей изящных искусств). Выставлено пятьдесят работ — лучшие картины, созданные за десять лет творчества.
Картина собирала сотни людей, пришедших на выставку лишь для того, чтобы обругать и плюнуть на неё. В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». Он бывал в Аржантейе (пригороде Парижа), где работали К. Моне и О. Ренуар и создал несколько произведений, близких им по духу. В 1863 году Мане пишет картину «Завтрак на траве», следом – «Олимпию».
Она стала его студенткой, моделью и другом. Последнее крупное произведение Мане – картина Бар в Фоли-Бержер (1881, Лондон, Институт Курто). Художник планировал написать серию полотен – аллегорий четырех времен года, которые должны были олицетворять четыре его подруги, однако смог завершить только два – Весну, моделью для которой послужила Жанна Демарси (1881, частное собрание) и Осень, где моделью была Мари Ларан (1882–1883, Нанси, Музей изящных искусств). В это же время один из организаторов салона Луи Мартине, осознавая трудности для признания на салоне молодых художников, организовал альтернативную выставку, среди картин которых были и творения Мане: «Мальчик с вишнями», «Читающий» и получивший признание «Гитарреро». На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане.
Край стола, на котором стоит бутылка, не согласуется с перспективой. Шардена,, П. -П. При жизни его называли якобинцем живописи, попирающим традиции и хороший вкус. Мане не использует полутона, только лёгкая светотень подчёркивает выпуклость фигуры.
Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. В 1866 началась дружба Мане с импрессионистом К. Моне. В то же время эту картину неслучайно называют самым фантасмагорическим произведением, когда-либо написанным художником. И лишь в 1879 году Салон оценил упорство художника: полотна Мане «В теплице» и «В лодке» были встречены очень тепло. Следствия этого проявились очень быстро. В поисках «монументального» полотна для следующей выставки Мане решается на написание картины с изображением голой натуры. В ней художник также модернизировал классические мотивы (прототипом служила Венера Урбинская Тициана).
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма. На заднем плане едва виден с графином в руке Леон Леенхофф, предположительно, сын Мане. «Не снимайте сегодня одежду и просто посидите», — попросил однажды старого натурщика один из юных учеников, пока учителя не было на месте. В 1879 году она вышла замуж за Анри Герарда, графического художника.
Выставка должна была разжечь интерес зрителей как раз накануне открывающегося салона. Ее отец известный писатель Эммануэль Гонсалес, а мать музыкант. Кончик покрывала девушка придерживает рукой. Ему хотелось своими глазами увидеть живопись великих испанцев, корректируя по ней свою дальнейшую деятельность.
Такого рода сцены природы воспринимались как живопись, предназначенная лишь для иллюстраций журналов и репортажей. Правда, его серии офортов, выполненные в 1862 и 1874 году, остались нераспроданными. Работы художника неизменно привлекают многих туристов, приезжающих во Францию.
Обиженные художники обратились к Мартине с просьбой провести выставку без редакции жюри. В панданк жемчужине подобраны серьги, а на правой руке модели— широкий золотой браслетс подвеской. Многим произведениям Мане свойственны импрессионистические живописная свобода и фрагментарность композиции, светонасыщенная красочная вибрирующая гамма (Аржантёй, Музей изящных искусств, Турне). Все это объединено в сцену современной жизни с предельно прозаической сюжетной мотивировкой (что может быть банальнее продавщицы за стойкой бара. ), претворенной художником в образ изысканного совершенства. Но опасаясь слишком жесткой и академичной программы обучения в Школе, Мане в 1850 году поступает в мастерскую модного в то время художника Тома Кутюра, который прославился в 1847 году благодаря монументальному полотну «Римляне периода упадка».
Эдуард Мане привлекал сверстников своей простотой и открытой манерой. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Однажды он попробовал поговорить об этом с отцом Эдуарда. Он обобщает форму, пренебрегает светотенью и третьим измерением (Курбе не случайно сравнивал "Олимпию" с "игральными картами"), добивается особой интенсивности цвета. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. Однако вскоре Эдуардж находит новый сюжет для будущей картины.
В этот период появились многочисленные натюрморты и акварели. Мане часто делает копии с понравившихся ему произведений, порой довольно произвольные. Это путешествие по океану в последующем сыграло не последнюю роль в творчестве художника. Моделью для Олимпии также служила Викторина Меран. Понять Кутюра значило понять возможности официального искусства.
В произведении Музыка в Тюильри Мане разрушил замкнутую, самодовлеющую законченность живописи и ее бытийность для того, чтобы передать течение самой жизни. Он неоднократно посещал голландские музеи, где любовался живописью Франса Халса. Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии».
Мане с ней познакомился годом раньше в Лувре, где она копировала Рубенса. Правда, там Леон был представлен всем как младший брат Сюзанны. 1868-1869). У многих картин этого периода трудно даже определить жанр. Через несколько недель в Салоне отверженных (1863) была выставлена новая картина Мане «Завтрак на траве», где художник в эпизоде завтрака на лоне природы, по примеру мастеров Возрождения, представил обнаженную модель рядом с одетыми по моде своего времени мужчинами. Известны случаи материальной помощи К. Моне с его стороны.
Наиболее известные из них — иллюстрации к поэме Шарля Кро, сделанные в офорте и к «Ворону» Эдгара По, сделанные в технике литографии. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). Эдуар Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
В том же темном колорите, что Любитель абсента, написана Музыка в Тюильри (1860, Лондон, Национальная галерея). Однако вскоре Эдуард находит новый сюжет для будущей картины. Эдуард Мане родился 23 января 1832 г. в Париже. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Эдгаром Дега, Клодом Моне, Огюстом Ренуаром, перешел от глухих и плотных тонов, напряженного колорита с преобладанием темных цветов к светлой и свободной пленэрной живописи (В лодке, 1874, Метрополитен-музей В кабачке папаши Латюиль, 1879). В скромно сервированном завтраке, пучке спаржи, нескольких фруктах (один из лучших натюрмортов Мане изображает лишь один лимон) и особенно в цветах художник раскрывает поистине драгоценное колористическое богатство, тончайшие оттенки цвета.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. В 1868 г. в Лувре она знакомится с Э. Манэ, а в 1874 г. выходит замуж за его брата Эжена.
Недаром, будучи уже зрелым мастером, он выставил их рядом с с остальными работами. Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. – 5 мая 1883 г. ), французская художница, родилась в Париже. Художник возлагал большие надежды на признание своей картины «Завтрак на траве», но она была раскритикована и вызвала смех у посетителей салона. Эдуард Мане начал работать в офорте и литографии в 1862 году.
В 1876 году жюри Салона отвергает обе картины Мане. В 1867 году Мане показывает свои произведения в отдельном павильоне.
Мане одновременно договаривается с Мартине об устройстве выставки— она включит лучшие из прочих его холстов, среди которых будут «Музыка в Тюильри» и «Старый музыкант», «Gitanos» и «Испанский балет», «Уличная певица» и «Лола из Валенсии». Творческая свобода художника в 1863 году являет миру первый из скандальных его шедевров – «Завтрак на траве» изображающий обнаженную женскую натуру в обществе одетых мужчин. Новаторство художника не было понято, если не считать небольшую группу его друзей. Эдуард Мане отправляет своих родных на юг Франции в Олорон-Сент-Мари.
В основе композиции картины положено многократное повторение треугольноеформы. После обустройства в новой мастерской, в 1873 году Эдуар Мане пишет свою знаменитую картину «За кружкой пива» («Le Bon Bock») и впервые за последние почти 15 лет имеет огромный успех. Мане лишь превратил героев древнего мифа в современников. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства. Художник возлагал большие надежды на реалистичную (чем-то схожую с творчеством Бодлера) картину «Любитель абсента». Вскоре последовала новая трагедия: повесился Александр, мальчик, помогавший Мане в мастерской и ставший персонажем его картины «Мальчик с вишнями».
Их образы символизируют муз. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года. В эти же годы художник впервые достиг общественного признания. Мане упорно изучал натуру, писал этюды натурщиц и пейзажи в Фонтенбло, ездил в Нидерланды, Италию, Австрию, Германию (1853—56).
Особое внимание художника привлекли испанцы: Веласкес и Гойя. Копировал их и Мане и не только в Лувре.
В конце концов победила его приверженность к искусству. Он писал не мгновение, а процесс перевоплощения одного мгновения в другое. Вскоре художника и натурщицу стали связывать не только творческие узы, но и интимные.
В традициях старых мастеров исполнен и «Портрет родителей» (1860), выполненный как жанровая картина. В подтверждение он предъявит десятки весьма недурных путевых рисунков и получит от отца благословение «делать карьеру» художника. Спасаясь от скандального шума, художник уехал в Испанию. Мане не участвовал в выставке, но ему было близко творчество многих импрессионистов.
Оставив рутину художественной школы, 24-летний Эдуард занялся самообразованием. Пикассо написал сотни графических и живописных работ на эту тему. Дерзкий и непосредственный взгляд обнажённой женщины (художник написал её со своей любимой натурщицы Викторины Меран) устремлён прямо на зрителя.
Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Как бы то ни было, художник решительно идёт своей дорогой.
В сентябре 1879 года у Мане случился первый острый приступ ревматизма. После кончины Мане начался другой период в истории французского искусства. Она, конечно, догадывалась, что Мане не просто так писал десятки раз свою любимую модель Викторину Меран (,,, ), она понимала, что шестилетний страстный платонический роман Эдуара и доводил его до отчаянья и изнеможения.
Композиция была навеяна художнику гравюрой Марка-Антонио Раймонди с рафаэлевской композиции «Суд Париса». Пространство бара, отраженное в зеркале за спиной продавщицы, расширяется до бесконечности, превращаясь в искрящуюся мириадами огней и цветовых бликов поэтическую среду, в которой предметы и фигуры обретают новую жизнь. Клод работает, забывая оеде исне, нонеидет дальше набросков— ничто неудовлетворяет его. Зато вся компания молодых живописцев искульпторов— легкий ициничный насмешник Фажероль, честолюбивый сын каменотеса Магудо, расчетливый критик Жори— уверены, что Клод станет главой новой школы. Жори прозвал её«школой пленэра». Вся компания, разумеется, занята нетолько спорами обискусстве: Магудо сотвращением терпит рядом ссобойшлюху-аптекаршуМатильду, Фажероль влюблен впрелестную кокотку Ирму Беко, проводящую время схудожниками бескорыстно, вот ужподлинно излюбви кискусству. Эдуарду это так наскучило, что он только и мечтал, как бы убежать в гимнастический зал.
Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь. Ту же геометрическую форму образует и зелёная драпировка над ними. Затем она выставляла свои работы каждый год. Влияние старых мастеров сказалось в первых работах художника, благосклонно принятых публикой («Испанский певец, », 1860 «Мальчик со шпагой» и др. ).
Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Художник и здесь отталкивался от классических образцов (прежде всего от тициановской «Венеры»), но композиционная схема идущая от старых мастеров, была наполнена новым содержанием: автор подмечал угловатость хрупкой фигуры модели, ее полные независимости позу и взгляд изменилась техника живописи, приобретшая непосредственный эмоциональный характер. Изменилась и техника художника, она стала подвижной, мазки приобрели разнообразную форму. Особенно мальчику нравилось, когда к ним приходил родной дядя (брат мамы), полковник Эдмон-Эдуард Фурнье, со своей супругой. Правда, не одного Мане постигла такая участь: 2800 картин было отвергнуто. Мане, однако, был единственным среди импрессионистов, кто писал военные сцены.
Картина была выставлена на Салоне 1865 и подверглась яростным нападкам критиков. В работах конца 1850-х – начала 1860-х годов, составивших галерею остро переданных человеческих типов и характеров, Мане сочетал жизненную достоверность образа с романтизацией внешнего облика модели (Лола из Валенсии, 1862, Музей дОрсэ, Париж). В 1839 г. Эдуарда отдали в пансион аббата Пуалу в Вожираре, а в 1844-1848 гг. Однако, картины встретили полнейшее неприятие публики и старших коллег Мане по цеху. С этого и начался неразрешимый конфликт Эдуарда Мане с официальным искусством.
Еще больший скандал сопутствовал картине Мане «Олимпия» (1863), представленной в Салоне 1865. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Она вызвала, пожалуй, еще более бурные споры.
Новую его картину «Завтрак на траве», как и предполагалось, приемная комиссия Салона 1863 года отвергла. Клод Моне, Поль Сезанн и Эдгар Дега становятся для автора «Олимпии» друзьями и последователями. Он был уверен — эта «махина» принесет ему медаль и заветный статус «вне конкурса», позволяющий в дальнейшем обходиться без одобрения жюри на Салоне. Ибо в ней реальный ряд жизненных наблюдений преображается в живописно-пластический образ, рождающий самые причудливые ассоциации. Фигуры людей на картинах представлены крупно, особое внимание уделено их поведению. Сам же Мане говорил, что существует только одна правда – сразу передать то, что видишь.
«Железная дорога» опять вызвала острую антипатию жюри. Особняком стоит Эмиль Золя— горячий сторонник творчества Мане, ярый защитник его живописи. Это ихпервая ночь, закоторой следуют месяцы любовного опьянения. Они заново открывают друг друга. Кристина уходит отсвоей генеральши, Клод отыскивает дом вБеннекуре, пригороде Парижа, всего задвести пятьдесят франков вгод. Необвенчавшись сКристиной, Клод называет её женой, авскоре его неопытная возлюбленная обнаруживает, что беременна. Мальчика назвали Жаком. После его рождения Клод возвращается кживописи, нобеннекурские пейзажи уже наскучили ему: онмечтает оПариже. Кристина понимает, что хоронить себя вБеннекуре для него невыносимо: втроем они возвращаются вгород. Чтобы доказать публике, что он лишь переосмысляет в своем творчестве заветы классиков, он показал в Салоне 1865 года работу «Олимпия» исполненную в той же манере. Таков самый интересный офорт Мане «Очередь в мясную лавку».
Он предпочитал любой ценой добиться признания жюри официальных Салонов. Жюри салона 1863 года также отвергло все три представленные Мане картины. В декабре 1848 года Мане юнгой поднялся на борт парусного судна «Гавр и Гваделупа».
Картина «Завтрак на траве» экспонировалась в Салоне отверженных, где были выставлены произведения, отвергнутые жюри официального Салона. Слухи распространились по Парижу, но Сюзанна ни о чём не узнала или не подала виду. А теперь парню открылись солнечные просторы тропических стран и окружающая действительность засияла разноцветными красками.
Женщины Мане был красавчиком изысканным, улыбчивым и аристократичным. Первый художник, над картинами которого хохотали и на картины которого плевали возмущенные «непристойностью» толпы зрителей. Пленэр (живопись на открытом воздухе) не изменил, но обогатил уже сложившуюся живописную систему Мане. Так, на раннем натюрморте Пионы (1864-1865) изображены распускающиеся красные и бело-розовые бутоны, а также уже расцветшие и начинающие увядать цветы, роняющие лепестки на скатерть. Непосредственный переход от тени к свету был предметом его постоянных поисков. Художнику хотелось восстановить традиции идущие от искусства XVI и XVII веков, с целью обновления современной живописи. Зрителю видна и тёмно-красная обивка кровати.