Реферат по дисциплине Строительство и архитектура на тему: Оформление садов в стиле голландского барокко понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год. Хотя сады голландского барокко также регулярно-геометричны и разделены на «зеленые кабинеты», они характеризуются рядом отличительных признаков. Наиболее значительные произведения садово-паркового искусства с широким применением стилистических свойств голландского барокко переместились в новую столицу России и ближайшие пригороды Санкт-Петербурга (Стрельну, Петергоф, Ораниенбаум, Царское Село).
Так и появились русские регулярные сады, с легкой руки их основателя, Петра Первого, соединившие в себе величие Версаля с такими чертами голландского барокко, как обилие воды и цветов.
Во Франции любили партеры и придумали несколько их разновидностей: партер сухой, водный, партер со скульптурой, партер с арабесками (сложными узорами). В его мастерской (единственной в своем роде) работали многочисленные ученики, едва справляясь с потоками заказов. В более богатом убранстве здания, стройных пропорциях (основу соразмерности здания составляет высота пилястр) и появлении мезонинных окон сказывается французское влияние.
Настоящий вундеркинд, Ан тонис ван Дейк (1599—1641) был уникальным явпением среди художников. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Но этот проект Бернини разделил судьбу выполненных им проектов Лувра. Нашли свое место полукруглые ступеньки, нимфей, грот, фонтан, присущие садам барокко. 291), в то время как его тяготение к «рассказу» идет от традиции Питера Брейгеля Старшего (ср. Преобразовалась и манера письма Халса: она стала более сдержанной и строгой.
Молодые женщины могли появляться на улице и без чепчика, пожилые носили его всегда. Над прямоугольным строго симметричным зданием он ставит высокую многоярусную башню повышает середину главного фасада, возрождая в новой трактовке традицию высоких щипцов, подобных ратуше во Флиссингене (конец XVI в. ) или Болсварде (1613—1617) своеобразна и двухмаршевая открытая лестница главного входа в ратушу. Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. И стоки этого классицизма были в основном художественными, а не политическими.
Она не блещет красотой в обычном понимании этого слова. Художественная школа голландской живописи XVII в. получила свое название от пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, в нее включается около двух тысяч голландских художников. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, художник трактовал их с исключительной смелостью и свободой. В костюме Нидерландов главным декоративным элементом является кружево. 3, 7).
В орнаментике барокко преобладали тяжелые гирлянды цветов и плодов, раковины и волюты, мотивы аканта, прихотливых бантов, картушей, двойного завитка в виде буквы «С». Положение женщин в северных провинциях было иным, чем в южных. 233, 273, 271). Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности В Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечения.
Лейстер. Их отличительной особенностью была форма передней части лифа со шнипом (на металлическом каркасе), заставлявшим держать корпус несколько откинутым назад. Зал украшался очень пышно. Грохот воды оживлял все это нагромождение архитектуры и скульптур.
Создателем сада французского типа был гениальный садовник Андре Ленотр (1613-1700). Женский костюм городской бедноты и крестьянства в первой половине XVII столетия состоял из полотняной рубашки, плотного корсажа с рукавами (или без) и со шнуровкой спереди, двух или одной недлинных юбок, фартука и небольшого чепчика, плотно облегавшего голову. 2б8). В женском костюме они имели множество интересных вариантов.
В XVII в., когда масштаб торговых операций (особенно после основания Ост- и Вест-Индских торговых компаний, 1602 и 1626) неизмеримо возрос, возникают и более значительные хранилища товаров (например, в Амстердаме). Вермер. Собор Святого Петра — по-настоящему титаническое сооружение. 3, 5 и 6).
В конце XVI в. в политико-экономической жизни Нидерландов произошли существенные изменения. Куазевокс стоит первым в длинном ряду знаменитых французских скульпторов. Столбы для ворот могут быть деревянными из естественного камня или кирпича. Обувь, отделанную шитьем и другими украшениями, охотно выставляли напоказ.
На картинах «Девушка, читающая письмо у открытого окна», «Молочница», «Девушка с жемчужным ожерельем», «Бокал вина», «Офицер и смеющаяся девушка» представлена одна и та же комната дома Вермеера. Даниэля Маро. Терборху особенно удавалось передать психологические нюансы в поведении персонажей.
Дворец строился с перерывами более столетия по проекту архитектора Леско (см. Портрет выдержан в характерном для художника серебристом колорите. Матфея» (см. в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами. Наряду с особняками строились и дома для рабочих.
Характерны убывающие по высоте пропорции многоярусного ордера (рис. Кудрявые французские парики всеобщего признания здесь не получили (рис. 3. 4). Ранние деревянные склады уже в XVI в. начали заменяться кирпичными. В членениях главного фасада господствует горизонталь. Для строительства беседок из дерева используют сосну, ель или древесину.
Кружево достаточно обильно применяется в наряде. Для передачи духовной атмосферы сцены Лейстер использовала поэтическое свойство, присущее ровному интен сивному свету и в этом она является предтечей Вермера, который появится через поколение (см. 309), который во многих отношениях напоминает Капеллу Корнаро (сравн. Халс работал быстро – его живопись однослойная. Питера Поста, рис.
10, 3). Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой -- плодовым растениям, третий -- лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось.
Голландцем был и первый его садовник – Ян Роозен. Они часто называют искусство и литературу этого периода «классическими». Простолюдины в деревнях обувались в деревянные башмаки151 сабо или ходили босиком. Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в голландском вкусе, с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Это заметно в ратуше в Энтхейзене (1688) и в пристройке к ратуше в Гааге (1733).
Средняя и особенно мелкая сохраняет в одежде традиционное кальвинистское представление о жизни по правилам«мирского аскетизма», а именно, формы 40-х годов, простоту, темные (и, особенно, черный) цвета, скромную, ослепительно белую отделку, остроконечные шляпы. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного.
«Рассказ» Хеды, связь этих сгруппированных предметов с человеком выражены через разбитую рюмку, пол уочищенный лимон, перевернутое серебряное блюдо. Бернини превратил своего Давида в некий символ Божественного правосудия.
Таков монументальный трехсекционный склад с трапециевидным щипцом. 271). Единственно значимой среди них стала Юдифь Лейстер (1609—1660). В картине «Рождение Вакха» (илл. Гермес выхватил свой изогнутый меч и одним ударом отрубил Аргусу голову. Барочные мотивы отмечались в русском ландшафтном проектировании еще в XVII в. (в основном в московских садах и усадьбах: Коломенское, Кусково, Измайлово и др. ).
Создавался образ человека душевной чистоты, скромного, аккуратного и бережливого. В саду были стриженые обои, партер (сад), два бассейна с водой. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Показательной для жанра является пьеса Кальдерона «Дама-привидение», где все весело ошибаются по поводу сущности и поведения друг друга.
В 19 веке гостиная приобретает более мягки, теплый вид. «Праздник Св. 7, 2).
В городах Голландии, особенно в Амстердаме, находилось множество складов. Искусство Голландии развивалось в двух областях 151 музыки и живописи. Все большие окна зала смотрели на главную аллею усадьбы, на парадный двор. илл.
По идее своей «зеленые кабинеты» со своей различной тематикой были выражением восхищения разнообразием природы. По иронии судьбы, «Туалет Венеры» был написан около 1640 года, почти одновременно с началом печально завершившегося пребывания Пуссена в Париже, куда он приехал по приглашению Людовика XIII. Больше всех для торжества классицизма в искусстве сделал Никола Пуссен (1593/94—1665). Превосходил умом остальных титанов и самого Зевса. «Милон Кротонский» (илл. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).
Юстиса Вингбонса (рис. С этой целью были основаны «художественные академии» по образцу академий гуманистов (само название «академия» происходит от названия рощи в Афинах, где Платон встречался со своими учениками). Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации («Веселье в семье художника»). Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. стр. Существует два основных типа беседок -- беседка для отдыха и беседка-комната.
В ее облике больше теплоты и милостливости, чем ослепительного сияния. Самая яркая фигура среди портретистов первого поколения «освобожденных голландцев» Михил Ван Миревелт (Мирефелт, 1567-1641). В этих образцах были и партеры (водные, сетевые) и скульптуры и фонтаны, но их количество было ограничено.
Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитек туру. Зевс, польстившись на жир, выбрал последнюю. В это время возникает и философское учение Спинозы. На сапоги обязательно прикрепляли шпоры, даже если шли пешком (и даже если вообще не имели лошади).
301), то они ничего не делают, а лишь обмениваются взглядами. 11 6 13, 2). 304), относящейся к числу наиболее глубоких творений художника использована великая тема стоиков (Пуссен обращался к ней дважды в мо лодом возрасте), утверждавших, что смерти следует ждать даже в счастливейшем из миров. Новые веяния в архитектуре появляются в работах арх.
Так, каналы, вырытые в 20—30-х гг. Террасы еще не подвластны единому художественному замыслу, друг другу и дворца. В XVII в. возникают загородные резиденции как пережиток замкового строительства, среди которых особо примечателен Хёйс тен Бос («Дом в лесу», 1647) близ Гааги, арх. Он создавал эскизы шпалер четыре исполненных им картона принадлежат коллекции Лувра.
стр. Но время шло, вкусы и моды менялись и бельведеры, как, впрочем и красивые виды, были забыты. Деревьев в голландском саду обычно немного, но все они хорошо сформированы и ухожены.
Не мы ли, в таком случае, являемся ее возлюб ленным. Самый изящный среди них — Жорж де Латур (1593-1652), оценить которого по заслугам смогли только двести лет спустя. В средневековой Европе культура сада получила творческое продолжение и усложнение. 290). Они находятся в безвре менном «натюрмортном» мире, который словно по грузился в состояние покоя под действием неве домых волшебных чар. 1. 3, 1. 4.
Граф Флорис V распорядился о его постройке. 241), однако Рембрандт подвергает себя анализу с такой же типично северной прямотой, какая отличает картину «Че ловек в красном тюрбане» Яна ван Эйка (см. Здесь развлекалась дворянка заполняя альбом, читала, рисовала, рукодельничала. Клод Лоррен. Этот портрет безымянной девушки мастер набросал смелыми и меткими штрихами. Подтверждением этой легенды может служить принятое позднее название броши-банта с подвеской – «брошь де Севинье».
Затем форма опускается в кислоту, которая вытравляет линии в медной доске. Характерны и более скромные типы (рис. Ван Рейсдаль. Государственной религией стал кальвинизм.
В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу. Мужественность XVII в. 151 это и величественность осанки и галантное обращение с дамами.
Очевидно, что используемые здесь художественные принципы восходят к Рафаэлю. Вместо традиционной высокой башни над средокрестьем высится двухъярусная башенка. В Восточной церкви нет кольцевого обхода и внутреннее пространство едино. В нем сочетается конструктивная ясность с очень умеренной декоративностью. Вот таким образом сад барокко не нес вины за преступления королевской (совершенной) власти. При создании офорта медная пластина покрывается смолой с целью образования стойкого к кислоте «фона», по которому иглой процарапывается композиция, об нажая металлическую поверхность.
Строительство таких кораблей служило увеличению богатств Голландии. 1). того же века были полностью засыпаны. Сад барокко (Летний сад (Санкт-Петербург), что распланировали в новой столице по приказу Петра I, был разбит именно по голландским образцам, которые так любил царь. Б. Ф. Дрейфхаут, рис. Северная церковь в Амстердаме явилась прообразом целого ряда подобных построек.
На балах даже мужчины обязаны были появляться в туфлях, украшенных огромными бантами из лент (таких бантов могло быть даже по два: один, побольше, – на подъёме, другой, поменьше – около носка).
266). того же века были полностью засыпаны. 11, 5). Вот таким образом художник всю жизнь совершенствовался в определённом жанре.
Малые голландцы (голландское барроко) – - группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). Пришедшие к королю крестьяне клянутся в верности монархии. Но когда ее директором в 1663 году стал Лебрен, он установил там строгое расписание обя зательных практических и теоретических занятий исходя из определенной системы «правил». Именно со 2-й четверти XVII столетия, начала «золотого века» Голландии, господствующей стилистической системой становится «голландский» классицизм исходящий от позднеренессансной школы Палладио. Антонио да Сангалло). Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Но самые замечательные градостроительные мероприятия были проведены в торговой столице Голландии — «Северной Венеции» — Амстердаме — месте средоточия передовой науки и искусства.
Природу активно покоряли геометрическим фигурам (вистигання кустов под конус, шар, стену), ставки в виде зеркал, русла рек в виде прямых каналов и т. д. В таком контексте это слово может иметь три разных значения. 298) Якоба ван Рей сдаля (1628/29—1682), крупнейшего голландского пейзажиста имеет откровенно воображаемый ха рактер. По периметру сада размещают стриженую живую изгородь.
308 видна только незначительная его часть). В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Они отражают теперь страсть к роскоши, помпезности, блеску. Вот таким образом все усадебные постройки делились по назначению: на «парадные апартаменты» и «комнаты для фамилии». 280), хотя декори ровке поверхностей Лебрен уделял явно больше внимания, чем Бернини.
Исключение составляли военные. Сады голландского барокко многое последовали от суток Возрождение. По масштабу и концепции картина героичнее любой другой север ной работы, но все же невозможно представить ее появление без «Снятия с креста» Рогира ван дер Вейдена (см. 289) мы видим короля стоящим возле его коня и двух конюших на фоне пейзажа.
Мастер чаще использует серые и черные цвета. Преобладают прямоугольные формы, точно соразмерные повер хности картины в ней нет «дыр», нет неоформ ленного пустого пространства. «Натюрморт» Виллема Класа Хеды (илл.
Пергола оптически увеличивает небольшой по размерам сад. Победа над Испанией (1579) означала и победу прогрессивных сил страны над феодализмом — рождение первой в истории буржуазной республики в Европе, вступившей на путь мощного экономического и культурного подъема. Маль чик рос преданным католиком. В большинстве случаев они были очень скромны, в отличие от кокетливых «юбочек» французских дворян.
Король был искусным танцором, наездником, стрелком и охотником. Австралийские негроиды. Большие и малые ленивцыДеньги большие и малыеЕвропеоидная раса. Фигура повара, возможно, принадлежит кисти Яна Бокхорста. 296) ощущается некоторое влияние роскошных портретов Тициана (сравн. Почти вся творческая жизнь этого художника также прошла в Риме. Стен.
БЮРГЕРСКИЙ ЖАНР Бюргерский жанр в творчестве харлемских живописцев на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни «золотой молодежи» и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами. 311) – лучшая статуя Пюже — может быть сопоставлен с «Давидом» Бернини (см. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Если Пуссен развивал герои ческие качества «идеального пейзажа», то великий французский пейзажист Клод Лоррен (1600—1682) подчеркивал его идиллические мотивы.
Примерно с 1280 года Мейдерслот владеет устьем реки Фехт. Так, каналы, вырытые в 2030-х гг. 20 151 30-е годы 151 время распространения французской одежды в большинстве стран Европы. Например, туго накрахмаленная белоснежная горжетка.
Они были для него наследниками библейского прошлого и терпеливы ми жертвами преследований. Виньола вместе с архитектором Амманати строят виллу для папы римского Юлия Третьего (Джулио по итальянски, отсюда и название). Последний явился исходным для ряда церквей из которых Восточная церковь в Амстердаме (1669—1671, архитекторы Адриан Дортсман и Даниил Стальпарт) наиболее значительна (рис.
Термином «комедия плаща и шпаги» обозначается испанская бытовая комедии нравов XVII в. Название произошло от обязательных предметов театрального реквизита, необходимых для постановки. Французский художник Жан Антуан Ватто (1684-1721) был создателем типичного для рококо жанра, называемого «галантными празднествами». Свобода в размещении белокаменного декора на фоне кирпичных стен сменяется его строгой регламентацией.
С целью создания впечатления его архитектурной целостности два самостоятельных дома (центральное окно маскирует разделяющую их стену) объединены единым строго симметричным фасадом. Уже в конце 50-х и начале 60-х годов в моду вошли рэйнграв. Они также были геометричными, но не требовали таких огромных пространств. Но средневековые миниатюры и зарисовки зафиксировали вид таких садов. Возникает тенденция и к большей парадности интерьера.
Понятия натюрморта, по существу стало общим для его различных видов. Умножение числа каналов, параллельных первым, образовало близкую к прямолинейной планировку основного ядра города с узкими улицами и каналами. В то же время классицизм воспринимался как утверждение неизменности установившегося строя. В принадлежащем ему бюсте Лебрена (илл. Присутствие в натюрмортах типа «Vani- tas» драгоценностей, научных книг и предметов, аппелирующих к чувствам, создает двойственное отношение к теме.
илл. Впрочем и красочная демонстрация продуктового или цветочного изобилия и благородной посуды также была содержательна и красноречива. Итак, барокко 150 это стиль (стилевое направление) в европейском искусстве к XIV 150 середине VIII вв.
илл. Фигура, написанная Вуэ, смахивает и на Ио Корреджо (см. В большинстве голландских барочных натюрмортов используется — открыто или неявно — тема Vanitas (тщетности, суетности всего земного): в них поощряется добродетель умеренности, бе режливости и трудолюбия путем убеждения зрителя в необходимости осознания краткости жизни, неизбежности смерти и преходящести всех земных наслаждений.
Простые, гладкие без разрезов рукава суживались к запястью. Основными особенностями голландского сада является его небольшой размер и ухоженность. Питер Пост, следуя новым веяниям, стремился сочетать их с национальными традициями. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась – лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер.
илл. Андре Молле написал трактат по садоводству (Сад наслаждений) для королевы Швеции Кристины на основе голландского опыта. Хранителем традиций остается народ. Традиции, сложившиеся еще в период зарождения буржуазных отношений, выработали устойчивый уклад жизни различных слоев населения с небольшой разницей в костюмах крестьян и горожан. Золотые волосы уложены в модную прическу с букольками, украшены драгоценным ажуром. Рубенс усвоил лучшие черты обоих миров. Архитектор виллы стал и главным садовником.
Самой богатой из вновь со зданных узких «специальностей» стал пейзаж, включавший в себя как точное изображение знакомых видов, так и творческое видение природы. (Нередко художнику приходилось содержать гостиницу или же заводить небольшое собственное дело. ) Как бы там ни было, художники выживали — с меньшим благополучием, но в большей свободе. Это все те же бюргеры, но нрав их заметно изменился. 244, 291). 10, 1).
3, 3). Причина проста: после 1б40-х годов во Франции господствовал классицизм.
— Санта Мариа делле Карчери в Прато (арх. Своеобразно градостроительство Голландии. Вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186. Виртуозность не была для Хеды самоцелью: он напоминает нам, что все — суета сует. Эту часть усадьбы отличало то, что функционировал он лишь в дни приемов. Различались, например, «цветы», «завтрак» («закуски»), «десерты», натюрморты «vanitas» («суета сует»). В течение 20 151 30-х годов в Голландии все еще сохраняются старые виды одежды, хотя в это же время здесь появляются и фламано-француз-ские варианты.
Перголу используют и как элемент пространственного членения (она, например, может отделять декоративную часть участка от огорода). Кодовый язык компонентов композиций позволял зрителям «считывать» морализаторские сентенции.
Социальная и психологическая характеристика трактуется с равенством оценки. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а так же конъектурой рынка. Хотя самые знаменитые сады Петровской эпохи – Летний сад и Петергоф – испытали также сильное воздействие французской садовой культуры, они остаются голландскими садами в своей основе и справедливо признать, что из голландских садов выросло русское садово-парковое искусство (хотя этот источник забыт и обычно такие сады именуют теперь французскими). В начале восемнадцатого века патриархальную Россию потрясла настоящая революция. С этого момента они стали называться Республикой Соединенных провинций или Голландией (по наименованию самой могущественной провинции).
Проект парка, созданный Андре Ле Нотром (1613—1700), отличается таким строгим соответствием плану дворца, что он как бы становится продолжением архитектурного пространства. Лейденское здание весов с его трехчастным делением фасада — более академично и сухо. Тогда же возникают и национальные моды во Франции, Фландрии, в Германии и в Чехии. Такая аллея может вести от калитки к дому или от дома к садовым строениям.
Йорданс был хорошим декоратором. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Хендрикье становиться верной спутницей мастера, матерью его сына и любимой моделью.
Сады голландцев быстро стали сюжетами для картин. К интимным помещениям относились: столовая, спальни, библиотеки, кабинет. И эти занятия могли продолжаться до позднего вечера. Это бал своеобразный интеллектуальный и хозяйственный центр усадьбы. Расположенные вдоль каналов и гаваней, они играли большую градостроительную роль. Офорт и сухая игла.
Это уютные крошечные дворики и комнаты в картинах Питера де Хоха (1629-1685) – «Хозяйка и служанка», «Чулан», «Игроки в карты». Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Нидерланды приняли учение Кальвина об совершенном Божьем предопределении, его проповедь «мирского аскетизма» идеи демократизации церковной жизни, что, конечно, не могло не войти в противоречие с официальной католической религией, всемерно поддерживаемой испанским королем. илл. И они были частично воспроизведены в 19-20 веках. 11, 7). Пурпуэн не имел фалд, высокая линия талии шла горизонтально, прямая баска закрывала бедра.
илл. Эти разнообразные элементы, све денные воедино с высочайшим мастерством, обра зуют композицию огромной драматической мощи.
Термин «малые» никоим образом не принижает вклад этих мастеров в мировое искусство и, тем более, не является уничижительным. В конце 18 века появляется «женский кабинет». В современном саду пергола может играть различную роль. Первоначально Рембрандт написал золотой дождь в виде сверкающих капель.
Нам вспоминается античное выражение «ut pictura poesis» («живопись — это та же поэзия») и утверждение Леонардо, что высшей целью жи вописи является изображение «намерений челове ческой души» (см. Такое разностилье соответствовало вкусам самого короля. Скрытый символизм «позднеготической» жи вописи продолжает в новой форме жить в натюрмортах. Все это подчинено главной доминанте сада-дворца вельможи или короля. Наследие Лопе де Вега включает как комедии данного жанра «Собака на сене», «Учитель танцев», так народную драму «Фуэнте Овехуна».
Аналогичным образом были классифицированы и сюжеты — от «исто рических» на самом верху (имелись в виду лите ратурные сюжеты, будь то классические, библей ские или мифологические) до натюрморта внизу. 294). Кроме того, рассматривая костюм Нидерландов XVII века, необходимо учесть и важнейший для него фактор разделения страны на две части, когда в северных провинциях под влиянием кальвинистов и буржуазного уклада жизни возобладала склонность к простоте и строгости, а в южных, «благодаря» католицизму и феодальному устройству 151 тяга к пышной декоративности и красочности. Такие «комнаты в саду» используют как летнюю читальню или как местообиталище нелюдимого или слишком занятого члена семьи, которому необходимо сосредоточиться и поработать в одиночестве. Якоб Йорданс (Jacob Jordaens), 1593-1678 гг.
Когда какой-то садовник получил тюльпан невиданного темно-фиолетового (почти черного) цвета, в городе Гарлем (Нидерланды) устроили праздник. Классическая усадьба всегда отличалась продуманностью и символичностью. Линии покроя лифа, проймы рукавов не просто подчеркиваются, а как бы прорисовываются узкой лентой иного, чем платье, цвета, что зрительно делает тоньше талию. Ее костюм, сохраняя сходство с общеевропейским, становится еще проще и строже.
Здесь угловые части, открываясь внутрь широкими арками, кажутся пониженными частями единого внутреннего пространства, связанные с основной частью ритмом оконных проемов и антаблементом ордера.
стр. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Во Франции, которая начиная с XVII в. становится законодательницей моды в Европе, таким идеалом мужской красоты признается Людовик XIV151 «король-солнце»151 высокого роста, с правильными чертами лица, пышными и длинными белокурыми волосами. Ми ровоззрение художника претерпело глубокое изме нение.
Здесь, как и на картине Караваджо «При звание Св. Его картина «Св.
Все больше встречается слегка завитых волос, а затем и локонов, как на портретах Терборха. Умер Йорданс 18 октября 1678. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Мастера ориентировались на широкие слои заказчиков.
Исторически сложилось так, что они пользовались большими правами, а разветвленная экономика возлагала на них много хозяйственных забот. Высший этап развития этого типа церквей — Круглая лютеранская церковь в Амстердаме (1669—1671) Адриана Дортемана, в которой как бы сочетались два предыдущих храма (см. В больших садах, где дом удален от улицы, столбы ворот могут быть выше линии забора. В Новой церкви в Харлеме (1645—1649). Большое влияние на формы придворного быта, внешний облик и костюм человека оказал художественный стиль классицизм, который наряду со стилем барокко характеризует многогранное искусство XVII в. Основные его принципы связывали идеалы красоты истины, добра с разумом, закономерностью, логической четкостью.
Его фасад естественно и гармонично сочетается с площадью. Француз ская архитектура XVI века и в меньшей степени скульптура были теснее связаны с итальянским Возрождением, чем в какой-либо другой северной стране, хотя в живописи стиль маньеризма поздней школы Фонтенбло продолжал доминировать до начала XVII века (см.
Почему де Латур был так быстро забыт. По осям монастыря сделали парковые тропы. 77).
Античность в понимании этой школы становится в глазах зодчих того времени идеальным выражением разумного начала в архитектуре. Барочный сад итальянского типа – логическое продолжение сада эпохи Возрождения. У женщин средних и бедных слоев такие жакеты шили из шерстяных тканей.
В живописи Рубенс тоже примирял, казалось бы, непримиримые противополож ности. Она не только создает тень, но и способствует уединению в уютных частях сада. 307), принимали участие все трое, хотя обычно считается, что основную роль сыграл Перро.
Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. 286) Рубенса — художника, с творчеством которого Рембрандт соперничал. Колорит Ватто содержит новые цвета: серые, бледно-сиреневые и бледно-розовые. Академии художеств появились впервые в Италии. Женщины в жанровом искусстве, как и в жизни, занимали большое место.
Особенности художественных традиций южных Нидерландов повлияли на ее восприятие.
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх. Эти идеи не были новы. Более того, эти символы обычно имеют множество значений.
Ни один художник со времени Яна ван Эйка не отличался такой остротой видения. На приводимом нами примере позднего творчества (илл. Джулиано да Сангалло) и Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано (арх. Было полностью забыто, что сад барокко был монополизирован королевской властью во Франции 17 века.
Дальнейшее развитие храмового строительства не дало ничего оригинального. На парадную и повседневную жизнь усадьбы. Хеда. После посещения Франции и Версалю, царь Петр обратился к садам французского типа. Подобно многим северянам, Клод изучил сельскую местность близ столицы (Кампанью) лучше любого итальянца и по-настоящему полюбил ее. илл.
У фламандских простолюдинов еще долго сохраняются длинные суконные или холщовые чулки, служившие одновременно частью разъемных шосс, штаны типа трико с брагеттом, короткие куртки с баской, поверх которых надевались более широкие, до колен. В Нидерландах главным центром производства кружева является Фландрия. Цикл Медичи Рубенса (см. Обычно имеет небольшие размеры. Вертикальное озеленение садового участка придает ему неповторимое очарование.
удовольствий, как «Вакханалия» Тициана (см. Такое положение вещей в какой-то мере существовало и прежде (см. Г. де Кейсером ансамбль рыночной площади и перестроена ратуша. Вечнозеленый падуб зеленого цвета с добавлением желтого или серебристого, леукотое (лат. Символичен был и парк, окружавший усадьбу.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. 240). Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме.
В комплексе председательствовал костел. Вельможная осанка исполнена грации, а «дворцовость» композиции подчеркивают драпировка и перспектива ухоженного парка с античными мраморами. В большой плетеной корзине поместились бекасы, фазан и куропатка, на стене висит выпь.
Или же, точнее, это Рафаэль, пропущенный через Аннибале Карраччи и его школу (сравн. Дом расположен таким образом, что делит весь участок на две части. В Петербург пригласили даже ученика гениального Ленотра – Александра Леблона. Сейчас замок является часто посещаемым государственным музеем. Стремление совместить идеал с жизненным правдоподобием (например «Даная»), предать факту возвышенный характер с помощью света (картина «Ночной дозор»), независимо от предметов и колорита существование света и тени («Флора», «Блудный сын»), глубочайший психологизм, переданный через крайнюю степень реалистичности, это особенно проявилось в его портретном творчестве («Портрет старика в красном»).
Но и они таят в себе несметные возможности. Чувство драматизма было присуще Рубенсу в той же мере, как и Бернини. Де Латур. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль (1577-1640), великий фламандский художник.
Французское влияние сказывалось и в южных и в северных провинциях уже в 10-х годах. Высокие каблуки красного цвета (иногда даже расписанные изящными миниатюрами) надолго вошли в обиход придворных кавалеров.
Красота трактовки пространства и света, создающие чувство покоя, мира и гармонии, делают его произведения вершиной поэтического воплощения жанра («Девушка с жемчужной серёжкой»). Пуссен разместил их перед археологически точны ми, как он считал, реконструкциями римской ар хитектуры. 7, 1). 293) — настоящий шедевр. Пуссен. На холсте, написанном Рембрандтом в характерном для него, раскрывшемся в 1бЗО-х годах во всю мощь, стиле зрелого барокко изображен ветхозаветный мир со всем его восточным великолепием и насилием.
Архитектурный строй здания подчинен соотношению стороны квадрата (равной высоте ордера) и его диагонали. Постепенно все национальное забывается. Эти факторы сдерживали распространение барокко во Франции и ви доизменяли его трактовку. Уже 1559 г. новыми цветами любовались жители города Аугсбург.
В длительной борьбе с испанским господством, вылившейся в могучее освободительное движение против феодального строя и его оплота — католицизма, Северные Нидерланды (Голландия) обрели свою независимость, в то время как Южные (Бельгия) остались под гнетом Испании. 25), так как художник сосредоточился на моменте перед тем, как письмо было открыто. Халс блестяще справлялся со всеми этими задачами сразу.
Теснота в городских крепостных стенах не позволяла создавать сады в городах и они возникают в окрестностях (сады Боболи во Флоренции) или в сельской местности. Это вероучение не признавало икон и вообще церковного искусства. 6).
Это создает новые пропорции костюма. Все очень довольны, кроме плохого мальчика слева, которому досталась лишь березовая палка. Алюминиевая ажурная конструкция придется по вкусу людям современным. Крупнейшие художники европейской живописи, среди которых Стен, Остаде, Терборх, де Хох, Калф, Рейсдал, Вермеер, названы так лишь потому, что их творчество носило камерный характер, а размеры картин чаще всего были небольшими.
Их костюмы соединяли самые модные и самые старые детали, как это видно на групповых портретах Франса Хальса (рис. 3. 3, 3. 5). 306) изображен сюжет, популярный в Венеции от Тициана до Веронезе. Ван ден Темпел (1623-1672) – последователь Ван дер Хелста – привносит в голландскую живопись французские вкусы.
Выражение любопытства на лице служан ки говорит именно о таком шутливом интересе. рис. 10, 4). Ботаники и любители деятельно занимались выведением новых сортов. Тем не менее влияние Бернини ощущается в творчестве Антуана Куазевокса (1640— 1720) — одного из тех скульпторов, которые ра ботали в Версале под началом Лебрена. Характерны Святые ворота в духе голландского классицизма (рис. С 1632 ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (Карл I на охоте, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж. Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов.
илл. Для заработка Халс нередко писал портреты зажиточных горожан.
1652), а также три больших композиции для амстердамской ратуши (1661). Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне и висели они буквально в каждом доме. Характерный для барокко эффект "затягивания" в глубину архитектурного пространства чувствуется здесь с особенной силой.
Ио — жрица богини Геры. Этот женский костюм становится классическим в Голландии. Завороженный звуками музыки, Аргус заснул. Ее диапазон простирается от драк в таверне до изысканных домашних ин терьеров. 271) именно волшеб ная сила света придает всей сцене глубоко духов ный смысл. Николая» (илл. Сначала Брюгге, а затем Антверпен и Амстердам были центрами мировой торговли, местные же бюргеры являлись фактическими хозяевами Нидерландов, мечтавшими, естественно, о ее политической самостоятельности и таком государственном устройстве, которое отвечало бы прежде всего их интересам.
Пуссен имел не больше успеха, чем Бернини тридцать лет спустя (см. О сооружениях такого рода дает представление проект морского магазина арх.
Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров. Кроме того, голландским садам было свойственно обилие цветов, причем предпочтение отдавалось душистым. Мы рассматриваем «Любовное письмо» как перспективное «окно» и как плоскость, «поле», составленное из маленьких участков.
Наконец, в 1667 г. был создан перспективный план «трех каналов», который служил до середины XIX в. планировочной основой развития города (рис. В 1671 г. муниципалитет Амстердама предпринял строительство типовых жилых домов для сдачи в наем ткачам- ремесленникам (рис. Расположенные на узких (8, 5 м), вытянутых в глубь квартала участках, они выходят единым фронтом фасадов на улицу. Африканские негроиды: негрская, негрильская и бушменская малые расы. Уходящее в даль пространство разворачивается плавно, а не шаг за шагом, как на идеальных пейзажах Пуссена. Построение на единой оси, строгая симметрия всех частей, подчинение террас зданиям имеет подчинения и партер (сад).
Последняя отличается меньшим количеством окон и открытой верандой. На хорошей картине зритель всегда сможет «прочитать» точные чувства каждой фигуры и соотнести их с сюжетом. 297).
илл. 5, 2) арх. За короткий срок работы (три года) Леблон не успел реализовать ни одного из своих планов, но значительно поднял уровень чертежей и планировок садов в Петербурге.
Кроме того, Петр очень любил цветы, которые во французских классицистических садах не использовались, но зато в голландских их было более чем достаточно. 295). 193), де Латур разделяет с Геерт геном и его тяготение к упрощенным геометрическим формам.
Когда мы всматриваемся в «Любовное письмо», словно какая-то завеса ниспадает с глаз. Выразительность архитектурных форм фасада дополняется живописными барельефами. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе — украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637). Монарх изображен в неофициальной обстановке и холст можно было бы назвать «спешенным конным портретом» — он не так строг, как парадные портреты, но едва ли менее величествен.
Ядро здания — храмовидный купольный зал (в плане греческий крест), завершенный восьмигранным фонарем, носит мемориальный характер роспись его стен прославляет своими аллегориями деятельность представителя Оранского дома — Фридриха Генриха. Скульптура стала почти такой же неотъем лемой частью официального королевского стиля, как архитектура. Однако в его зрелом стиле, примером которого является картина «Веселый собутыльник» (илл.
Рис. Сами сады позднего барокко в России-это смесь различных находок разных стран. Тем не менее Пуссен обернул это в свою пользу и «Рождение Вакха» представляет собой чистейшее воплощение художественного замысла в живописной форме.
Каждая секция включала две самостоятельные двухэтажные квартиры с отдельными входами. В начале в усадьбе находился только один кабинет – «мужской». Общеизвестно, что строительство Санкт-Петербурга осуществлялось в «голландском вкусе», с регулярной городской планировкой, а также не только с использованием природного водного компонента, но и с проектированием большого количества искусственных каналов, причем активное строительство каналов сопровождалось не менее активным их переустройством, а иногда и ликвидацией. Большое значение имело и множество гравированных изданий, представлявших собой не только переводы зарубежной, в основном итальянской литературы, но и сборники отечественных проектов и обмеров.
Якова ван Кампена. В наиболее разрабо танном виде эти моральные аллегории становятся зрительными загадками, основанными на том самом знании, которое в них высмеивается. Мода нидерландских мещан (за исключением упомянутой эксцентричности) сохранила достоинство и умеренность, что найдет свое продолжение в дальнейшем развитии моды. Как и Яна Ван Эйка до него (см.
Он предпочитал неяркие, но теплые тона: все оттенки коричневого, розовый, желтый. Контактные расы. Еще не достигнув две надцатилетнего возраста, он стал любимым уче ником Рубенса.
188). В поздний период творчества Снейдерс писал также охотничьи сцены (Охота на оленя Диана после охотыи другие картины). Оно используется на воротнике, манжетах, головных уборах и в других деталях костюма. И тогда возникало желание выразить эту радость в красоте звуков, мелодий. В Северной церкви в Амстердаме (1620—1623) де Кейсер решительно переходит к центрической крестообразной композиции, достигая единства между требованиями культа и архитектурно-пространственной формой (рис. Борромини избрал для Сант Иво центрический план, что диктовалось не только градостроительными условиями (поперечная улица делала невозможным возведение храма продольной ориентации), но и художественной необходимостью: именно такой план с его концентрирующими возможностями наделял церковь качествами узлового пункта в масштабе всего университетского комплекса.
Джакомо делла Порта (1537-1602) использовал горный склон для создания террас, на которых распланировал и дворец Альдобрандини и сад. Чтобы ворота немного выделялись, столбы для них выбирают крупнее, чем для ограды. Он стал выдающимся декоратором использовавшим совместные усилия архитекторов, скульпторов, живописцев и ремесленников для со здания ансамблей неслыханного величияЛБарокко идеально подходило для подчинения всех искусств единой цели прославления Людовика XIV. стр.
Одним из самых обаятельных образов Халса является портрет Цыганка. Этот тип иногда сочетается с двумя односекционными, образуя более сложную группу (рис. Верхние чулки (бадеботт) были отделаны только узкой кружевной полоской. Мебель – торжественная, в холодных тонах.
Аргус привязал корову к оливе в роще близ города Микены. От предыдущей эпохи этот сад взял небольшие размеры и обособленность от окружающей среды (сад скрывают каменные стены-ограждения). Война была несказанно тяжелой, доводя нидерландцев до такого состояния, что один из свидетелей результатов сражений флотилий в своих мемуарах написал: «Трудно найти другой пример такого терпеливого страдания, такого героического патриотизма и такой неумолимости к пленным врагам во время осады. » Этот страшный период, когда у осажденных кончилось продовольствие и голод погубил многих, закончился победой коренных жителей, заключивших с испанским королем в 1609 году перемирие, на деле означавшее государственную самостоятельность Северных Нидерлан-дов. Женский кабинет отличала изящная обстановка, обилие мягкой мебели. Был реконструирован центр города — площадь Дам.
Новое поколение стремится к роскоши. Живопись стала товаром и торговля картинами шла по законам спроса и предложения. 3, 1). Техника сухой иглы заключается в процарапывании композиции иглой прямо на медной доске, при этом по краям неглубокой бороздки остаются «барбы»-зазубрины (частицы металла, процарапанного иглой). В то время замок выглядел приблизительно также, как и сейчас. Среди них в хозяйственном и культурном отношении лидировала Голландия, вот таким образом так вскоре стали называть и всю страну.
Судья доносит королю Кастилии о том, что виновного найти не удалось. Ее очаровательный «Мальчик играющий на флейте» (илл. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты» : один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами.
Помимо садов во французском регулярном стиле внимание царя привлекли сады в стиле голландского барокко. В первом этаже предусматривались холл (около 3X6 м), жилая комната (около 6 X 5 м) с камином и спальным альковом и кухня. Такое столкновение противоположных интересов неминуемо вело к войне и как это часто случалось в истории, она приобрела религиозную форму. Прежде всего это синоним «высочайшего достижения», подразумевающий, что стиль Людо вика XIV соответствует Высокому Возрождению в Италии или эпохе Перикла в Древней Греции.
С этой целью художник должен стремиться к общему и типическому. 291), жизненная мощь и широта Рубенса сочетается с вниманием к «драматизму мгновения», которое, видимо, восходит к Каравад жо. Над всем доминировал дворец или вилла.
Пьер-Поль Пюже (1б20—1694) — наиболее талантливый и самый барочный из французских скульпторов XVII столетия — не пользовался успехом при дворе до смерти Кольбера, после которой влияние Лебрена пошло на убыль. Тщательно пропи санные фигуры словно «заморожены в действии» подобно статуям, да многие из них, по существу и заимствованы из эллинистической скульптуры. Часто моделью служила жена художника Катарина Болнес. Наивысших оценок, разумеется, удостаивались античные художники, далее шел Рафаэль со своей школой, затем Пуссен.
Удлиненный бассейн с водой (как в Альгамбре) распространения не получил, а возродится только в эпоху барокко. Однако впечатление со стязания художника со временем, конечно, оши бочно. В его работах проявляется противоречие между мыслителем и художником. Художники, жившие в нем, выбрали своим кумиром итальянского мастера Микеланджело да Караваджо (1571-1610) и сделали его творчество примером для себя.
«Еврейское кладбище» (илл. В небольшом кубовидном дворце Маурицхёйз (1633, арх. Однако, как обычно у Вермера, зритель не получает здесь окончательного ответа (см. Неширокие штаны закрывали колени. «Семь провинций, объединившихся в Федеративную Голландскую республику (соединенные провинции Нидерландов), в течение немногих десятилетий обогнали в своем развитии все другие европейские страны и обратились в образцовую капиталистическую страну XVII столетия». Рембрандт и его творчество стоит особняком голландской живописи 17 века.
Строят бельведеры из дерева, алюминия и даже из пластика. Хальс работал резкими мазками, каждый из которых настолько четок и различим как отдельное целое, что мы можем чуть ли не сосчитать общее количество «касаний» холста кистью. 268—270).
В видпочивальний зоне обустраивали зеленые кабинеты, каждый с собственным наполнением (душистые травы, фонтан, ягодные кусты, плодовые деревья). Утрехт – город, в котором сохранились католические общины. Для них существует только долг. ».
В результате Голландия дала искусству поразительное разнооб разие мастеров и стилей. В первое десятилетие 17 века дифференциация коснулась не только всей голландской живописи, но и ее новых жанров. илл. Однако, в целом, женские платья этого периода были ближе к английским. Небольшая по размерам, вилла уже настоящий садово-парковый ансамбль.
На огромном холсте (первоначально он был еще больших размеров) изображена группа военных, заказавших этот портрет вскладчину. 273, 274). Новая нация состояла из купцов, фермеров и моряков, а ее религией был протестантизм. илл.
Растения на штамбе крайне популярны. Блестящим центром барочной архитектуры стал католический Рим. «Воздвижение креста» (илл. Кстати, не исключено, что они и были заказчиками этих, по сути, карикатур (рис. 1. 5, 1. 6). Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал". Колоннады, как огромные руки, охватывают человека и увлекают к собору.
Даже цветовое решение усадьбы было аллегорично: желтое – богатство хозяина белое – свет серое – удаление от общественной жизни красное – внутренняя деятельность. В 1628 г. арх. В этой картине художник только начинает путь к осознанию красоты повседневного.
Сюда входила и новая система обучения художников в официально одобренном стиле. Во время своего пребывания в Париже Бернини изваял мраморный бюст Людо вика XIV и получил заказ на создание конной статуи короля. Однако не исключено, что это всего лишь маска: немногочисленные известные факты биографии мастера не подтверждают такой репутации. В дальнейшем строительство ратуш в связи с общим упадком страны почти прекратилось. Всю глубину чувств Рембрандта раскрывают его офорты — такие, например, как «Проповеду ющий Христос» (илл.
292) — заведения, где он сам завершил жизненный путь, — обнаруживает такое проникновение в суть челове ческого характера, с которым может сравниться только стиль позднего Рембрандта (ср. илл. того же века были полностью засыпаны.
Наконец, понятие «классический» пред полагает такие присущие художникам античности и Возрождения качества, как равновесие и сдер жанность. Во 2-й половине XVIII в. ведущее место занял арх. Вот таким образом декольте оттеняли кружевом, легкими буфами из прозрачной ткани.
(Сам Юпитер был воспитан лесными божествами см. Южные же земли (в том числе Фландрия) еще длительное время оставались под протекторатом Испании. Подобный тип односекционного склада с ярусным расположением загрузочных и оконных проемов лег в основу двух- и многосекционных типов и таких крупных комплексов, как «морские магазины». Особой строгостью отличались профессиональные костюмы медиков и адвокатов. Беседка для отдыха меньше по размерам и. почти полностью застеклена.
Знаменитый холст Иисус среди книжников (1663, Майнц, Картинная галерея) свидетельствует о большой внутренней силе его живописи. Таков Семейный портрет Исаака Массы и его жены. В произведениях Лоренцо Бернини много черт, неизвестных эпохе Возрождения. рис. Поворотным пунктом, возможно, стал его знаменитый групповой портрет известный под названием «Ночной дозор» (илл. Эта картина, видимо имела для художника особый смысл, так как он только что женился на прекрасной шес тнадцатилетней девушке (его первая жена умерла в 1б2б году).
Вот таким образом остановимся на некоторых примерах построения этих легких садовых сооружений. Вот таким образом и сады голландского стиля были не «показными», а носили скорее «домашний» характер. Именно методом художника объясняется ощущае мое нами присутствие холодной, назойливой риторики в «Похищении сабинянок» из-за которой картина кажется нам столь чуждой, хотя мы не можем не восхититься ее строгой упорядочен ностью.
Его групповой портрет «Регентши богадельни в Харлеме» (илл.
Зритель словно призывается в свидетели этих «плодов» арминианской «свободы», увиденных с позиций ортодоксальных кальвинистов. 3, 4). Крест, венчающий купол, заканчивается на высоте 138 метров.
Общая композиция здания напоминает античный театр, где объединенные кафедра и алтарь образуют своего рода сцену. Насколько сильно было влияние этих библейских эпизодов на художника, видно по кар тине «Ослепление Самсона» (илл. Зевс, призвав своего сына Гермеса (в римской мифологии — Меркурия), велел ему похитить Ио.
287). Сады Возрождения были еще небольшие по размерам, лишенные великолепия. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность изящество.
То же стремление к парадности выражено в проекте жилого дома XVIII в. арх. Замок Мейдерслот. Его эпические полотна, таким образом, определяют масштаб и стиль живописи зрелого барокко. В результате парковый фасад (илл. 9, 1).
Венецианцы, которые «чрезмерно увлекались» цветом, были рангом ниже, а фламандцы и голландцы — еще ниже. илл. 300) Яна Стена (1625/26—1679) находится где-то посередине. Такие «каноны» вместе с кружевными подвязками нередко стоили намного дороже, чем весь остальной костюм.
Так же как и знаменитое покрывало с крошечной шапочкой на лбу 151 «гойке» 151 эта одежда приобрела национальные черты, своеобразную форму, отделку. МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ Малые голландцы (голландское барокко) – группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). Композиции, посвященные банкету (или завт раку), с изображениями остатков пиршества имели подтекст, связанный с «Vanitas» почти с самого начала. В его амстердамском жилом доме Койманса (1624) широкий фасад лишен фигурных парапетов и других пережитков средневековья. Вместе с портиком собор имеет в длину 211 метров, без портика — 186.
323—324) и через несколько лет покинул Париж с чувством горького разочарования от столь холодного приема при дворе, чьи вкусы и политические устремления несравненно лучше понял Вуэ. Сам объединяющий термин – «Stilleven» (неподвижная модель позднее слово стало переводиться с немецкого «Stilleben» как «тихая жизнь») появился даже позже «составляющих», которых становилось все больше. Так, каналы, вырытые в 20 – 30-х гг. Куазевокс.
287), например, не имел влияния на французское искусство до самого конца века. Не исключено, что ее носили арминиане. Главное, что голландский и французский костюмы имели различное стилистическое решение. Также обязательно наличие каких-либо акцентов. Часто, как, например, в «Пасто ральном пейзаже» (илл.
В определенной степени в национальном характере отразилась и религия протестантизм, который также приветствует скромность, простоту, любовь к порядку и трудолюбие. 252), но в ней нет откровенной эротики. 10, 2). Причем, простота заключалась не в элементарности покроя, а в отсутствии нагромождения деталей, пропорциональности их соотношений. Это название деревни, в переводе означающее «Овечий источник». Эти тенденции ярко выступают в небольшом здании весов в г. Гауде (1668, арх.
XVIII в. для осушения Васильевского острова и придания ему наибольшего сходства с Амстердамом, уже в 70-х гг. В отличие от художников предыдущих эпох, он предпочитал разрабатывать свои картины в отношении света и цвета с самого начала (большинство его рисунков — это фигурные этюды или портретные эскизы). стр. Йорданс написал огромные декоративные полотна для дворца Хейс-тен-босх в Гааге (1651.
Но Рембрандт не пошел им навстречу и написал не то, чего от него ждали. Натуральные волосы до плеч и усы сменили короткую стрижку и бороду. В его же доме Поппена в Амстердаме (1642) лестница уже заключена в каменную клетку.
283)— Когда они окончательно сложились, началась небывалая прежде специализация. Темные фигуры образуют вокруг стола замкнутое кольцо. Бесконечные натурные зарисовки свидетельст вуют о его необычайной наблюдательности. Однако это состояние улетучилось в 1640-е годы. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование.
Французы не любят называть эту художест венную манеру барочной. Однажды Зевс увидел ее в храме и соблазнил. Строгая кальвинистская чувствительность выражалась в наставлениях вроде: «Дурак и его денежки скоро расстаются», которое проиллюстрировано цветами, раковинами и другими экзотическими предметами роскоши. Родился в Антверпене 19 мая 1593. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Так, в Делфте в начале XVII в. был реконструирован арх.
Для них — это стиль Людовика XIV. Хальс. Как же произошло это изменение. илл. Расширен и фронт застройки фасада по улице.
296). В постройках конца XVII и 1-й половины XVIII в. обнаруживается французское влияние. Удивительно эффектны крупные броши, выполнявшиеся в виде букетов цветов или переплетенных ветвей, либо в виде всевозможных лент, завязанных бантом (рис. 3. 13). Их выращиванием занимались как ботаники и аристократы, так и крестьяне, рыбаки и даже наемники. В 1240 г. плотина поперек р. Амстел образовала внутреннюю (Рокин) и внешнюю (Дамрак) гавани, а два параллельных канала, заменившие собой основное русло реки, обозначили границу первичного ядра города с торговым и общественным центром на плотине-площади Дам. 2). Здесь проходило «деловое» утро хозяйки и «салонные вечера». Хотя Ван Дейк не отличался жиз нелюбием и изобретательностью учителя, он был идеально одарен для портретной живописи.
282), но в полной мере его последствия проявились лишь после 1600 года. В числе построек арх. Они имели несколько покроев 151 с короткой или длинной баской, узкими (по всей длине) или широкими вверху (уложенными в мелкие складочки по пройме) и суженными книзу рукавами, с манжетами или без. Сохранялась и темная цветовая гамма, особенно много носили черного.
В основных чертах этот костюм сохранился до конца XVII века. Leucothoл) с красноватым оттенком зеленой листвы, американская сирень (Ceanothus) с мелкими глянцевыми листьями – все это широко используется как в форме куста, так и на штамбе. Гуслея — ратуши в Гронингене (проект 1774) и Веспе (1772—1776). Обладал даром предвидения.
Рубенс. А. ван Гравенсанде, рис. Северные художники обращались к теме «Сада любви» еще со времен придворного стиля интернациональной готики.
В середине XVI века в Германию из Турции дипломат Бусбек привез тюльпаны. Его строительство было начато в 1669 году Лево, который в том же году умер, а затем перешло к Жюлю Ардуэну-Мансару (1646—1708), значительно увеличившему масштабы проекта с целью разме щения постоянно разраставшегося королевского двора. Его диаметр составляет 42 метра, в Риме его называют «cupollone» («куполище»). Несколько суровые внешние формы монастыря без пышного декора, волнистых фасадов и колонн были удачно дополнены садовыми растениями (среди которых были и лекарственные), фруктовыми деревьями. Так, каналы, вырытые в 20--30-х гг. Основная цель усадебного строительства – это стремление создать «идеальный»уголок в строго регламентированном мире дворянского государства.
илл. Посланный Филиппом II в Нидерланды герцог Альба установил здесь неслыханный террор. Оставалось закрыть квадратный двор с восточной стороны впечатляющим фасадом. Характерные черты мусульманских садов Испании канонизируют (геометрическое планировка, стремление к симметрии использование вечнозеленых растений, небольшие фонтаны). Обычно самим мастером выполнялось только лицо модели.
Это полные гармонии и красоты сцены из домашней жизни Яна Вермеера Делфтского (1632 – 1675) – «Девушка с письмом». Воспевая богатство природы и изобилие даров земли, Снейдерс любовно передавал форму, фактуру и цвет предметов, объединяя их в роскошные декоративные композиции, выдержанные в спокойной нарядной гамме (серия картин с изображением мясных, рыбных и фруктовых лавок, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург и другие собрания Кладовая, Музей старинного искусства, Брюссель). Характерной его особенностью была простота. В строительстве здания, которое было в конце концов завершено (илл.
Плащ из темной ткани и черная шляпа с полями заканчивали его. Эти взаимосвязанные формы и придают произведению Вермера уди вительно современное звучание. Религиозная живопись Рембрандта требует осо бой глубины восприятия, отсутствовавшей в его время у большинства коллекционеров. Простой кубический объем без обычных для голландского классицизма пилястр и ризалитов завершен со стороны двух основных фасадов (на площадь и канал) классическими фронтонами. Здание вошло в общий фронт застройки улицы. (Четырехэтажный дом Рембрандта в Амстердаме стоил 13. 000, а продали его – 11. 000 гульденов).
Громадный купол собора Святого Петра взмывает вверх. На картине «Туалет Венеры» (илл.
илл. Здесь и ИСПОЛЬЗОВАНИЯ террас и партеров и водных ресурсов. Куазевокс подошел к барокко настолько близко, насколько позволял Лебрен. Волосы заплетали в косу и укладывали пучком на затылке.
12). Это уравновешивает движение острых углов внутри силуэта (треугольники шнипа платья и абриса юбки) (рис. 3. 7, 3. 9). В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого учился и Питер Пауль Рубенс.
На место чувственной красоты «Ослепления Самсона» теперь приходит скромный мир босых ног и ветхих одежд. Важнее всего для художни ка — быстрое воссоздание форм. «Кружевница», «Бокал вина».
Рембран дта отличало особое сочувствие к евреям, которые часто служили ему моделями.
фламандский художник эпохи барокко. Положив в основу соразмерности здания принцип «золотого сечения», зодчий простыми средствами достиг большой выразительности. Голландские сады располагались на террасах, разделенных на «зеленые кабинеты»: один был посвящен душистым цветам, другой – плодовым растениям, третий – лабиринту, фонтанам и т. д. Каждый кабинет отделялся от другого балюстрадами. стр. 3, 8).
Здание мясного рынка в Делфте (около 1660) с явными чертами голландского классицизма, обладает ярко выраженной спецификой, отвечающей назначению сооружения (рис. Антони Паламедес (1600-1673), ученик Миревелта, плодотворно работал в области портретной живописи. Увлечение французской модой создавало большой разрыв между костюмами различных слоев. 191).
Австрало-негроидная раса.
По этим же признакам не относятся к малым голландцам Рембрандт и Халс, писавшие крупноформатные мифологические композиции и портреты. Прометей («мыслящий прежде») — титан, сын Урана и Геи. На местах алтарей в саду построили пять каменных часовен. илл. Питера Поста (рис.
Ян Вермер Делфтский родился в Делфте (потому и прозвище Делфтский) в семье предпринимателя, который занимался производ- ством шёлка для портьер и обивки мебели, а так же торговлей картинами. Этот тип садов и имел распространение от Британии до России. Здание приобретает светский характер.
закрывающая шею, грудь. Пюже. Малые голландцы (голландское барроко) -- группа голландских художников XVII века, в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера (отсюда и название). 3, 2).
Постройка ратуши имела важное градостроительное значение. Централизованное руководство искусством осущест вляли Кольбер и художник Шарль Лебрен (1б19— 1690), причем не только посредством власти ко шелька. Они создали костюмы, лишь грубо подражающие стилю «барокко» 151 все части были увеличены и это полностью изменило пропорции, лишив их той легкости и пленительной неопределенности в постоянном движении ткани, как в оригинале. Перголы часто устанавливают по аллеям сада, создавая уютные затененные зоны для прогулок.
При простой повторяемости загрузочных и оконных проемов на гладком фоне стены фасада был достигнут выразительный ритм вертикальных членений. Что касается Фландрии, то все та мошнее искусство затмила могучая личность ве ликого живописца Питера Пауля Рубенса (1577— 1640). В это время как в живописи, так и в архитектуре не было создано выдающихся произведений. Их обычно опускали до уровня колен и носили вместе с канонами151 своеобразными гамашами, которые шились в виде кулька и вверху (там, где они выглядывали из сапог) отделывали тонкими кружевами.
Лувр. В Петровскую эпоху это влияние еще более усилилось. Их соперничество продолжалось в каком-то смысле и позже. Матфея» (см.
Они образуют ряд «внешних комнат» для роскошных празднеств и пышных представлений, которые так обожал Людовик XIV. 278). Так как стиль эпохи Людовика XIV вышел из итальянского искусства барокко, то мы можем назвать его «барочным классицизмом».
стр. Использовали фонтан со скульптурой, скамьи, боскеты, горшки с Лимонов деревьями. Версальский дворец. 287).
илл. илл. Эти балюстрады были заимствованы от итальянских ренессансных и барочных садов, но они служили уюту в большей мере, чем парадности (в Англии «Dutch Garden» (Голландский сад) означает обычно небольшой участок сада для отдыха и развлечении).
илл. Поток яркого света, льющегося в темную палатку имеет неприкрыто театральный характер и усили вает драматизм сцены до такого напряжения, ко торое делает ее сопоставимой с «Воздвижением креста» (см. илл. Она существовала в нескольких вариантах. Второе и третье из этих значений опи сывают явления, которые будет правильнее отнести к «классицизму».
Так и внутренняя часть усадьбы делилась на парадную и интимную. В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Выписывался он целиком из Голландии или Англии (были модны). Это были высокие (до 5 этажей) узкие и глубокие здания, торцы которых нередко выходили на соседнюю улицу (рис. Иначе формировался костюм голландцев.
Художник Франс Снейдерс (Snyders или Snijders), фламандский художник. Типичный сюжет его картин — семейное или дружеское застолье в доме или в кабачке, где, не зная меры, пьют, едят, курят и веселятся, нимало не заботясь о производимом беспорядке и шуме и расстроенном хозяйстве как плачевном итоге беспутной жизни. На столбах желательно поместить обтесанные из камня покровные плиты. Он был глубже связан с традициями прошлого. Барочном саду французского типа присущи все черты барочного сада Италии.
того же века были полностью засыпаны. Сады в голландском вкусе продолжали устраивать и позже, даже в пору совершенного господства английских парков (например, четыре голландских сада у дворца в Гатчине, созданных при Павле I). Молодой царь Петр Первый решил превратить царство в империю, а Азию – в Европу. Семья вернулась в Антверпен уже после его кон чины, когда Питеру Паулю было десять лет.
Немало голландцев занялось живописью в надежде на успех, которого, однако, обычно достичь не удавалось — даже крупнейшие мастера порой испытывали нужду. Эти различные жанры, как мы помним, зародились во второй половине XVI столетия (см. Можно всячески упрекать «малых голландцев» в отсутствии глубокого психологизма, но в таких работах, как Портрет дамы с гвоздикой, образ жизни и образ мыслей модели представлен с очевидной праведностью. 299) принадлежит к этому распространенному типу.
Вуэ. Смысл этих полотен в предостережении от излишеств, в напоминании о необходимости соблюдать меру (картина «Гуляки»). Иосиф-плотник» (илл.
После большого количества споров и ин триг Людовик XIV отверг все планы и передал право окончательного решения комитету, состав ленному из трех лиц: Луи Лево (1612—1670), при дворного архитектора, работавшего над проектом до этого придворного художника Шарля Лебрена а также Клода Перро (1613—1688), который был не профессиональным архитектором, а специалистом по античной архитектуре. В доме на Кайзерграхт в Амстердаме (1639) арх. Извес тно также, что он первым среди художников начал писать эскизы с натуры маслом.
Первоначально разводились в основном многолетние травянистые растения, но, особенно с середины XVII в., вошли в моду и получили широчайшее распространение луковичные растения (тюльпаны, нарциссы, гиацинты и др. ). В пилонах, которые этот купол поддерживают, по периметру — 71 метр. Интенсивный рост города, особенно в XVII в. вызывал попытки расширения и упорядочения его застройки (планы 1544, 1597, 1625 гг. ).
У каменных столбов делают железобетонную сердцевину. Джон Эванс отмечает начавшуюся с 1630-х г. «тюльпаноманию». Эти две основные тенденции и характеризуют нидерландский костюм первой половины столетия. Композиции вермеровских поло- тен, его владение ненавязчивым колоритом, тон- чайшее портретирование, а главное – знаменитый вермеровский невесомый воздух, аналогов не имеет. На «Портрете Карла I на охоте» (илл.
Жизнь в картинах Стена предстает нескончаемой комедией нравов. Реалисты по своей природе 151 Терборх, Метсю, Вермеер, де Хох 151 они больше всего интересовались повседневной жизнью, хотя, справедливости ради, необходимо помнить, что их современниками были и великие Рембрандт, Рубенс, ван Дейк и Хальс, творчество которых выходило далеко за эти рамки (рис. 1. 1, 1. 2). Ван Дейк. Центральная аллея ни была широкой, хотя хорошо сочетала кабинеты между собой.
Отдельные фигуры, обычно женщины, заняты у него простыми, повседневными делами когда же их двое, как на картине «Любовное письмо» (илл. Под воздействием этих факторов формировались особенности внешнего облика голландок, в костюме которых было больше национального своеобразия, чем в мужском. илл.
Одним из первых к этому опыту обратился Франс Хальс (1580/85—1666), великий хар-лемский портретист. 4, 1).
В композиции преобладают стихийные силы. Искусство де Латура с его ясностью, уравновешенностью и сдержанностью можно было бы обозначить термином «классическое» — особенно при соотнесении с дру гими живописцами-караваджистами, но «класси цистом» он, конечно, не был. Отсюда и распространение двойных воротников 151 горгеру часто носили поверх отложного. В ратуше в Маастрихте (1659—1684, рис. 13, 1) и Восточная в Миддельбурге (1647—1667, арх. Эти художники тяготеют к занимательному рассказу (картина Геррита Доу).
Особый тип складов («магазины») возник во 2-й половине XVII в. в Амстердаме. стр. 301). Не забыл он по приезде и о великих североитальянских предшественниках барокко.
Хендрикье позировала для Вирсавии. Модный костюм дополнялся широкополой «рубенсовской» шляпой и плащом с отложным прямоугольным воротником. В 50 151 60-е годы происходит кристаллизация внешнего облика женщины из буржуазной среды. Новые тенденции обозначились в ратуше в Энтхейзене (1688, арх.
Гуслей, продолживший традиции голландского классицизма XVII в. Это заметно в его общественном здании «Феликс Мерите» (1789) в Амстердаме с концертным залом, залом собраний и парадной лестницей между ними (рис. Становится модным все французское. Нередко среди изображенных кутил можно узнать самого художника и картина с подвыпившей парочкой, на которой женщина уже без чувств уронила голову на стол и спит, а ее веселый спутник посмеивается и курит трубку, на самом деле представляет автопортрет художника с женой.
Однако ощущение подлинной красоты охватывает каждого, кто смотрит на эту картину. Город был окружен новыми стенами с рядом ворот со шлюзами и подъемными мостами. 14). В раннем возрасте Симон Вуз (1590—1649) тоже жил в Риме, где возглавлял кружок фран цузских караваджистов.
Многочисленные гравюры садовой тематики создавали Вредеман где Вриси и его сын. Вот таким образом и сады голландского стиля были не показными, а носили скорее домашний характер. Строительство продолжалось в 1737-1739 годах.
Любовь к музыке была такой же национальной чертой нидерландцев, как и трудолюбие. Это сооружение явилось предшественником жилого дома братьев Трип (1660—1662) в Амстердаме арх. илл. Замкнутая стрех сторон площадь превращалась в своего рода парадный двор, в глубине которого новое здание представало в спокойном величии своего протяженного фасада с типичными для классицизма тремя ризалитами и фронтоном по главной оси небольшая башенка над ним (как пережиток дозорных башен средневековых ратуш) создавала выразительный осевой акцент.
ЗЮ) также повторяются общие черты бюста Людовика XIV изваянного Бернини. Свойственное ему стремление к простоте было созвучно деловому духу буржуазии того времени. 11, 3 12, 7). Несомненный шедевр Вермеера – «Девушка с жемчужной серьгой». В соответствии с этими теоретическими взгля дами писал Пуссен и «идеальные пейзажи», причем добиваясь весьма впечатляющих результатов, так как эти пейзажи были отмечены сдержанной кра сотой и осмысленным покоем.