Нынче пятница у нас. Мыться в бане – в самый раз. Мы с моею жёнкой КлавкойЗаходили к свату в лавку, На углу, что за Тверской. (В ней товар есть хоть какой. ) И по жёнкину указуВсе для бани взяли разом:Венички березовы, Полотенца розовы, Мыла свежего кусок, Клаве – новенький платокИ столичные баранкиПрипасли мы спозаранку, Чтобы сразу после паруС ними чай пить с пылу с жару. Эх, очистится душа -Банька, право, хороша. 1979 г. Sarah Jane Szikora After the Baths. Вместе с замечательным веничком да опытным банщиком время пролетит незаметно и полезно. Одной из моделей для второго, основного варианта картины «Баня» была Василиса Дудченко— крестьянка из села Нескучное, в течение ряда лет работавшая кухаркой в семье Лансере— Серебряковых519. Близкую связь между произведениями Серебряковой и Венецианова также отмечал Алексей Савинов— он писал, что «оба они были родственны друг другу в утверждении русской красоты, воплощённой в девушке-крестьянке»20.
Все символично, случайностей нет и быть не может, по той простой причине, что художник мыслит образами и в силу того, что не может сказать ничего славами, он пользуется изобразительным языком, аллегориями, прибегает ко всевозможным иносказаниям. 1960-е гг. Виктор Малинка Горячий пар. Спрячу веник про запас, Приду мыться ещё раз. По его словам, сильные фигуры девушек изображённых на картине и их неторопливые движения вызывают «ощущение целомудренного покоя», а их лица— «милые иногда курносые и скуластые»— свидетельствуют об их независимости и скромности29. Она играет здесь не малую роль, неся в себе сюжетную и смысловую нагрузку. По сравнению с подготовительными материалами, художница смягчила остроиндивидуальные особенности натурщиц, «облагородила лица, удлинила пропорции».
На полотне изображены одиннадцать молодых женщин16. Как последний акцент, основной цвет на холсте – синий. 2007 г. Александр Лысенко Банька. Двери – хлоп. Последнее, что надо сказать об окружении персонажей – это вода.
Кузин Баня. Николай Фомин Баня. БаняСпасибо, спасибоТому, кто строил баню, Кто печку топит в банеИ греет воду в чане, Еще тому спасибо, Кто поддает нам жару, Кто поддает нам жаруИ не жалеет пару. Спасибо, спасибо, Заботливой хозяйке, Спасибо, спасибо, Тому, кто сделал шайки, И гладко выстругал полок, И вправил в печку котелок, И кто дровишек нам припас, И вяжет веники для нас. А враги и лиходеиПусть уходят поскорееЗа болота, за трясины, За скрипучие осины, В те края, где нет соседей, Кроме леших да медведей. Трижды три девять годовУ злодеев, у враговПусть не будет жаркой баниИ воды не будет в чане, Пусть у вора, у мошенникаНе найдется в бане веника. Самуил МаршакПавел Еременко В бане. Выбор во многом зависит от оздоровительного эффекта, который вы хотите получить. 2003 г. Ильдар Акжигитов Суббота. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат. Князева отмечает, что в этом произведении присутствуют приёмы старого академизма, а также то, что в нём заметно следование традициям Алексея Венецианова— в первую очередь, его картины «Купальщицы», написанной в 1829 году30. Красный ромб – бубновая масть (кроме всего прочего) и символ этот как символ тюрьмы не вчера был выдуман.
Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур». В один из дней они собираются в горячем доме и истязают себя прутьями до изнеможения. Левая рука обозначает народ, а правая – власть. А когда вода ледяная, значит и период, о котором идет речь, ледяной, холодный, мертвый.
Автор под ником ИгоркаАлександр Лысенко Летний вечер. В этом нет ничего плохого или хорошего, это лишь факт. 1946 г. Евгений Изосимов Баня. Игорь Панов Банька. Серебрякова начала работу над этим этюдом летом 1912 года иногда его называют первым, неоконченным вариантом картины «Баня»8. В нарушение академических канонов композиция срезана краями полотна, что «вносит ощущение фрагментарно увиденной и живо запечатлённой сцены»— такой приём был характерен для живописи начала XX века27.
Александр ЛандовФедор Самусев После бани. Вот облился я водой, Не из крана – ледяной, И скорее на мороз, Чтоб остыл хотя бы нос. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой»9. Цвет зла, насилия, коварства и обмана синий цвет военной формы.
Помните, у А. Блока в поэме «Двенадцать» строки об этих двенадцати как о бандитах и зеках: «в руках винтовка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз». После этого Серебрякова увлеклась идеей создания полотна изображающего русскую баню13. Бани. Марина ЮринаВ. С. Терещенко Чистая суббота. 2004 г. В отличие от первого варианта (этюда), в котором Серебрякова использовала вертикальный формат холста, в основном варианте картины художница выбрала горизонтальный формат.
В процессе работы над картиной «Баня» Серебрякова создала много этюдов и набросков с натуры15. По-видимому, многие из них были крестьянского происхождения и вообще подразумевалась деревенская баня— по словам Алексея Савинова, эта картина «была существенно важным шагом в приближении Серебряковой к темам деревни и её людей»20. Баня не только «уравнивает», но и окрыляет, она сама как поэма. Зато правая рука держит березовый веничек. 2009 г. Бани.
1942 г. В банеМы заходим в баню – ух, Перехватывает дух. 2003 г. Андрей Вилков Банный день. Biruta Baumane In The Bathhouse. Обсуждая картину «Баня», Савинов отмечал, что перед произведением Серебряковой таких ощущений не возникает— «девушки её картины окрепли в труде и чужды изнеженности их нагота здорова и спокойна». Ан нет, Владимир Высоцкий считал, что нет голых там, где нет одетых.
Видны все атрибуты для приятного провождения в бане. Что мадонны. Холст Алексея и Сергея Ткачевых «Семейная баня» 1982-83 годов передает всю красу и быт семьи. В своих воспоминаниях Дудченко писала: «Я позировала ей. Закончил.
На полотне изображены одиннадцать молодых женщин. Как не упомянуть искусство массажа вениками. В своей монографии о Серебряковой искусствовед Валентина Князева пишет, что в картине «Баня» художница «приблизилась к созданию возвышенного образа, к монументализации и в этом заключалась оригинальность интерпретации ею крестьянской темы»10. Березка символ власти, благосостояния. Веники, как и раньше, применяют березовые, пихтовые, дубовые, липовые. Страна на полотне, нами разбираемом, голая.
Исполнив этот ужасный ритуал, они вновь заходят в горячий дом, где продолжают истязание. 1922 г. Александр Герасимов В русской бане (этюд) 1940-е. Русская баняРусская баня – одно удовольствие. Валенки с красными ромбами прямо намекают на сравнение с лагерем. Слабовато РенуаруДо таких сибирских ню. Все.
Особое внимание Серебрякова уделяет «взаиморасположению и ритмической согласованности превосходно пластически проработанных женских тел». В баньку. 1990 г. Владимир Горшунов Суббота. Бабы прыгают в сугробПрямо с пылу, прямо с жару- Ну и Ну. По словам Амшинской, в картине «Баня» нет сиюминутной конкретной сюжетности, зато есть обобщённость. Пусть помоет мне бока, Я без веника пока. Нам известен оздоровительный природный эффект пара.
Искусство так как мастерски орудовать этим предметом банного обихода надо еще уметь. Такова ситуация в стране. В бане хорошо помыться, Чтоб зимой не простудиться.
Символично и количество елочек слева их шесть (число раба, число народа), а ель, опять-таки, дерево поминальное. На этюде изображены шесть женских фигур— две на переднем плане и ещё четыре в глубине16. Женщина в искусстве символизирует страну.
Именно отсюда, по её мнению и проистекают «целомудренная красота и душевная чистота, которыми пронизано изображение обнажённого тела». 2007 г. С. С. В статье, посвящённой столетию со дня рождения Серебряковой искусствовед Александра Амшинская писала, что в картине «Баня» «осознание человеком себя, своего тела, своей физической природы проходит через изображение чрезвычайно важного ритуала русской крестьянской жизни». Об этом свидетельствует «и общий спокойный колорит полотна, выдержанного в искусно варьируемом и обогащаемом розово-золотом тоне смуглого нагого тела и несложность композиции, столь приятной спокойными положениями фигур».
Художественный критик Михаил Боде, проводя параллель между картиной «Баня» и творчеством французского художника-академиста Жана-Огюста-Доминика Энгра (автора «Турецкой бани» и ряда других картин в жанре «ню»), называет стиль Серебряковой «энгризмом с поправкой на российские типажи и память о Венецианове»31. Первой картиной Серебряковой в жанре «ню» считается написанная в 1911 году «Купальщица» (холст, масло, 98 89см, ГРМ), для которой ей позировала её сестра Катя, которая, кстати, была очень похожа на саму художницу1314. При расстановке женских фигур центральной группы используется треугольная схема, которая позволяет расположить их так, чтобы они не заслоняли друг друга. Выбраться из этой мертвечины так же сложно как из тюрьмы. Я там в центре стою, нагнувшись, но лицо моё закрыто женщиной, сидящей с тазиком»6. По словам Эрнста, в этом произведении Серебряковой «дано было почувствовать и передать выражение женственности, весь узор её, мягкий и простой».
По словам искусствоведа Валентины Князевой, «этюд пленяет женственностью и поэтичностью образов, живой передачей натуры» в то же время она отмечает его камерный характер, связанный с жанровой трактовкой темы13. О постановке тел. При переходе от переднего к заднему плану размеры фигур постепенно уменьшаются, создавая иллюзию пространственной глубины. 2005 г. Виталий Тихов В бане. Филарет Пакун Соперницы. В бане тает жир и сало.
Ж-1909)1. Центральные персонажи выглядят будто бы непричастными к происходящему действию, на что указывает их облик, «с лёгкой таинственной улыбкой на губах и отстранённым взглядом выразительных глаз»3. У власти «правые», потому и холм этой власти справа и церковь – главное здание в русском селе – тоже справа на этом холме. Стала б Галка мазохисткой, Я б хлестал и Галку. Ледяной воды напьюсь яИ луплю по крупу. Это вам не «сюси-пуси»В молодости глупой. Затихающие звукиИ следы по коже. Я поднять не в силах руки. Помогай, Сережа. Автор под ником ChisarВалерий Кокурин Суббота. Теплый вечер.
В трактовке обнажённых тел появилась определённая идеализация, связанная с мечтой художницы о прекрасном в человеке, — «образ русской крестьянки здесь возвышен, в нём синтезировано конкретное изученное в натуре и черты искомого идеала»5.