Род -арабеска. ) -Музыкальная пьеса (главным образом дляфортепьяно) изящного характера с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. В искусстве немецко-австрийского Бидермайера арабеска как чистая, свободная от содержания форма еще раз обрела значение эстетической категории, критерия красоты в оформлении интерьера, рисунках тканей и обоев, вышивках, росписи фарфора и стекла.
Математический подход не лишил орнамент художественной ценности. Элементы узора очень сложны по своему составу, часто вписываются друг в друга. Отличительная черта исламского изобразительного искусства – так называемая боязнь пустоты. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. На рис.
Включенные исламским искусством некоторые архаичные элементы, такие как спираль, зигзагообразные линии, круги, стилизованные животные и др., соединяют орнаментику ислама с чрезвычайной древностью (рис. 40). Для верхней части арки LS центр определяется следующим образом: строим квадрат OABS и половину пролета О А делим на шесть равных частей (точками 1, 2, 3, 4, 5, 6) затем проводим линию 51, которая, будучи продолжена на расстояние, равное её длине, определяет центр P второй части арки.
Лотман считает, что в «повестях» бытовой мир окончательно превращается в хаотическую фантасмагорию. Оно тогда уничтожилось само в себе. В арабеске присутствуют два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. Джованни да Удине выпала честь восстановить рецепт древнего «стукко», позволявшего создавать изощренную лепнину.
Лишь некоторые детали орнамента заимствуются из мира растений. Таким образом, обе темы в арабеске имеют как бы единый источник вдохновения (рис. 37).
Но показательно, что арабески особенно привлекают именно Рафаэля. Чисто технически «гротески» позволяли собрать воедино большое живописное пространство, украшенное множеством разнородных изображений. Такими узорами покрывали стены и свод мечетей их выплетали в процессе ткачества ковров, размещали на ювелирных изделиях и керамической посуде.
Критики гротесков обычно опирались на авторитет Витрувия, который решительно осуждал изображение «монструозностей вместо правдивого представления определенных вещей» и утверждал, что суждение любителей гротесков «помрачено упадническими критическими принципами». Воображением художников всецело владеют геометрические формы. АРАБЕСКА (французский arabesque, от итальянского arabesco – арабский), европейское название орнамента, сложившегося в средневековом искусстве исламского мира. Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Так, евангельский мотив уподобления правоверных «доброму семени» (Мат.
По (1840), сборник литературно-критических статей «Арабески» А. Белого (1911). И именно ему Рафаэль поручил работу над гротесками в ватиканских лоджиях. И только в позднейших (XVII в. ) росписях дворцов (например Али-Кану в Исфахане) можно видеть композиции, оживленные изображениями людей. Как о примере арабесок Кант говорит о «разного рода завитушках и легких правильных штрихах, подобных татуировке жителей Новой Зеландии». Арабеска всадово-парковом искусстве – этоцветник в виде затейливо переплетённых линий-дорожек, создающих характерный узор на фоне зелени стриженого газона цветник в виде неширокой (извилистой) линии на фоне зеленого газона.
Сначала это орнаментальная резьба по гипсу (начиная с VIII в. — во внутренних частях зданий), затем фигурная облицовка обожженным кирпичом (с IX в. — главным образом внешних стен построек). Запрещения изображать живое содержатся главным образом в устных высказываниях Мухаммеда, записанных позднее, — в так называемых хадисах (мусульманском предании). Прекрасные образцы арабесок создали художники-модернисты (конец XIX – начало XX веков), особенно Обри Бердслей. 2) Инструментальная музыкальная пьеса, главным образом для фортепиано, с прихотливым, богато орнаментированным мелодическим рисунком. arabesco — «арабский») — восточный орнамент из повторяющихся групп (раппортов) растительных и геометрических элементов. Последняя, кстати, стала своего рода заменой иконописи.
История в арабесках» К. Иммермана (1838), сборник «Гротески и арабески» Э. А. Своей вязью арабеска покрывает архитектурное здание изделие прикладного искусства, страницы рукописных книг. Арабеска является метафорическим образом, фигурой в том или ином контексте высказывания. Она строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов орнамента.
Орнаменты со спиралевидными узорами– геральдическими животными и виноградными лозами – встречаются также в искусстве азиатских кочевников, замечательным образцом которого является искусство скифов с его знаменитым «звериным стилем». В арабеске всякий намек на индивидуальную форму растворяется в безграничности непрерывного плетения повторение идентичных мотивов, «цветистое» движение линий и декоративная прозрачность форм, выступающих в рельефе и вырезанных таким же образом «обратно аналогичных», – все способствует этому эффекту. Цитаты из священных текстов, выписанные различными каллиграфическими стилями, украшали книги и стены мечетей. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. п. Но именно в арабеске искусство орнамента было доведено до наивысшей степени совершенства.
Тема растительных мотивов встречается в Коране впоследнем аяте суры «Ал-Фатх» правоверные уподобляются крепкому побегу, стеблю. В этой связи стоит вспомнить о некоторых корреляциях в символике креста, в которой человек и растение соответствуют вертикали в отличие от животного, соединяемого с горизонталью. Арабеска (ит. arabesco, фр. Покровы, которые сотворены из света, вуалируют Божественный Свет.
Вот таким образом они прекрасно подходили для украшения мечетей. Вид орнамента, сложившийся в мусульманских странах и построенный по принципу бесконечного развития повторяющихся групп (раппортов) геометрических, растительных или эпиграфических мотивов, что создает впечатление насыщенного прихотливого узора. Арабеска представляет собой сложный узор, в основе которого лежит строгий математический расчет построена на повторении или умножении одного или нескольких элементов – геометрических фигур или растительных мотивов. 83, Т). Цветная декорация — Игра красок, оживляющая геометричность рисунка, достигается в разных школах различными средствами. Арабеска, достигнув расцвета на Востоке, покорила и Европу.
Арабесковые орнаменты могут сплошь покрывать стены мечети. Орнамент покрывал поверхность, не оставляя места для фона.
Понятие «арабеска» распространилось в литературе с начала 19 века, часто обозначая произведения имеющие сложную, циклическию композицию: сборник «Арабески» Н. В. Гоголя (1835), роман «Мюнхгаузен. Интересен мотив уподобления правоверных растениям, демонстрирующий единство Бытия. Гротески именно и ткут связь между мирами, как «астральные амулеты» неоплатонизма, о которых писал Гомбрих. Различается арабеска растительная (цветочные и лиственные узоры) и геометрическая (напоминает рисунки калейдоскопа) нередки композиции с надписями. Бесконечное, «текущее» в заданном ритме движение арабески может быть остановлено или продолжено в любой ее точке без нарушения целостности узора.
Это – образ масал. В рисунок могут включаться отдельные изображения фантастических существ, людей, животных, птиц, а также арабский шрифт. Начиная с XII в., применяется орнаментальная резьба по терракоте с XIII в. эту резьбу начинают покрывать голубой глазурью затем, в XII — XIII вв., применяют облицовку поливными кирпичами (главным образом голубыми и темно-синими) далее (с XIV в. ) входят в употребление изразцовая мозаика и майолика.
Arabesco (итал. ) — арабский — европейское название сложного восточногоорнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Часто в дополнение к ним рисовались и арабески, своими изгибами и завитками сходные с красивыми и причудливо изогнутыми буквами. Христианское средневековое искусство также приняло его через фольклор переселенцев из Азии и через изолированное искусство как кельтов, так и саксонцев, ставшее одним из самых удивительных синтезов доисторических мотивов.
Арабеска (ит. Растительные орнаменты сами по себе представляют собой очень интересную тему, составляющую важную часть мусульманского видения. В реликварии каллиграфические надписи и орнаментальное убранство, составленное из растительных мотивов, впервые встречаются в архитектурном контексте, определяя иконографическое будущее всей программы мусульманского искусства (рис. 39). Из отечественных композиторов обращалась к этому жанру Александра Лядова. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты», По своему ритму рисунок арабески созвучен классической арабской поэзии и музыке, он согласуется с представлениями мусульманских богословов о «неопределенно продолжающейся ткани Вселенной». Первое, по существу, есть результат геометрического умозрения, что напоминает своеобразную геометризацию доктринальной системы буддизма (глава 2).
Лядов, К. Дебюсси и другие. Все это требует комментирования и толкования» (рис. 38). В переносном смысле этот термин используется и в других искусствах. К литературе понятие «арабеска» впервые применил Ф. Шлегель, на рубеже 18-19 века осмысливший арабеску не только как художественный приём, подразумевающий замысловатое переплетение стилей и жанрово-композиционных форм, но и как идеальную форму романтичных произведений вообще, связав с арабеской философский роман Л. Тика «Вильям Ловель» (1795-96) и книгу новелл и очерков В. Г. Ваккенродера «Сердечные излияния монаха, любящего искусство» (1797). Но украшение не вызывает одобрения Канта, так как оно «лишь добавлено» извне подобно «золотой раме», «называется украшательством и вредит подлинной красоте».
небольшая по площади клумба сложной формы, напоминающая по контуру и рисунку листья, цветы, гирлянды или венки. Такой орнамент практически исключает фон: один узор вписывается в другой, плотно заполняя поверхность. Этот принцип европейцы назвали «боязнью пустоты». статью Riefstahl, Persian Islamic stucco sculptures, в «Art Bulletin» за 1931 г. ). Мусульманская арабеска, по словам Ш. М. Иногда подобный орнамент называют «звериным стилем».
Арабески содержали как геометрические элементы, так и растительные. В период с 12 по 15 в. сирийские ремесленники во множестве изготовляют лампы, сосуды для вина и воды, чаши, фляги, стаканы из цветного стекла с пестрыми росписями, в том числе с каллиграфическими арабесками, сделанными золотом. В эпоху Возрождения знаменитые мастера использовали ее при создании своих шедевров. Теперь сновидение становится рамой для другого сновидения и так до бесконечности. Однако вскоре это наследие было затемнено и выхолощено в христианском мире под влиянием греко-римских образцов, ассимилированных христианством.
Несколькими страницами раньше Кант пишет об «украшениях» — parerga — как о чем-то, что не входит в представление о предмете, но лишь чисто внешне с ним связано, «как, например, рамы картин, драпировки статуй или колоннада вокруг великолепного здания». Арабеску можно разместить на поверхности любой конфигурации и размера, плоской или выпуклой: на стене здания или ковре, на переплете рукописи, керамике или ювелирном изделии. Важную роль орнамента в зодчестве мусульманского Востока в известной степени можно объяснить тем, что орнамент компенсировал исламский запрет на изображение живого существа, но в то же время он являлся важным средством выражения художественного содержания. Зодчие Ближнего Востока в разработке арабески достигли высочайшего мастерства.
Возникновение и развитие арабески стало своеобразным ответом на подобный запрет. Арабеска может состоять из изысканной графики арабского шрифта. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п. ), составляющие сложные переплетения. Такойорнаментфактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность.
(Это вообще является характерным для всего искусства Востока, в чем нам предстоит убедиться, в частности, на примерах искусства Китая и Японии. ) Свидетельством тому является первый памятник высокого искусства ислама – реликварий Куббат ас-Сахра (Купол Скалы) в Иерусалиме. Именно эта странная «связанность» и «автономия» элементов в арабесках позволила им стать основой ренессансной аллегорики и иероглифики.
Таким образом, противостояние двух миров как parergona и ergona исчезает. В целом принято говорить о нескольких видах орнамента. Чтобы все, чем более поднималось кверху, тем более бы летело и сквозило».
Эта трансформация еще более закрепляется в «Петербургских повестях». Посмотрите на любой художественный узор и вы увидите различные формы. Авторы арабесок: Р. Шуман, А. К. Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой.
Эта особенность отражает религиозные представления мусульман о «ткани Вселенной», бесконечно продолжающейся и не имеющей конца. Наслоение однородных форм создаёт впечатление прихотливого узора.
В 3-й Книге Царств говорится: все стены Храма «внутри и вне» должны быть увиты пальмовыми и распускающимися цветами (6:18, 29, 32, 35). Сама идея арабески созвучна мусульманским представлениям о «вечно продолжающейся ткани Вселенной». Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабески получили большое распространение в Европе в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм (стилизованных листьев, цветов, стеблей и т. п.
13:38) уходит корнями в ветхозаветную древность. Арабеска должна рассматриваться как образец орнамента, в котором логика построения геометрического узора вступает в союз с живой непрерывностью ритма. Арабеска не случайно имеет своеобразные аналогии в арабской риторике и поэзии. Ввиду этого указанному запрещению повинуются мусульмане главным образом суннитского толка, а шииты Ирана не придерживаются его и создают цветущую школу живописи (у иранцев в шиитство непроизвольно вошло многое из их прежней религии — из сасанидского зороастрийства и манихейства).
Первоначально в арабском орнаменте преобладали растительные элементы, что является заимствованием из классической античности. Европейцы называли это «боязнью пространства». Чтобы избежать этих недостатков иранцы перешли к фаянсовой мозаике. Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся) и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. ).
Арабская арабеска, несмотря на геометрическую точность, не была скучной. Узор заканчивается и возобновляется в любой точке без нарушения целостности орнамента и практически не имеет фона: плотно расположенный рисунок европейцы назвали «боязнью пустоты». А в украшениях сельджукской архитектуры XIII в. встречаются высеченные из камня изображения женских голов и амуров (медресе Сиваса, Нигдеха и Каратай-хан между Кайсарией и Азидиэ). При подобной математичности узора фон для него никогда не используется.
В арабском мире со временем орнамент арабеска стал целой наукой, стоявшей на службе церкви. Арабеска оказывается именно устремленностью фантастического в бесконечность.