Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. К 1893г. Тот же Уорхол часто репродуцировал газетные и журнальные фотоснимки тревожных событий, как в «Расовых волнениях» (1964). В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко, также арт-деко (фр. art dco, досл. С. 29–47).
Столь безудержный полет фантазии был далеко не всем по вкусу. Хотя в своей основе ар деко обращён к буржуазии, среднему классу, его распространение в странах, переживших слом капиталистической формации, в том числе в СССР, говорит в пользу его универсальности идеологической и социальной привлекательности, принадлежности к устойчивой «моде». Так, в 1917г. Этот органичный стиль довел до головокружительных высот знаменитый испанец Антонио Гауди (1852–1926), чьи феерические творения украшают улицы Барселоны. В 1891г. Многие первоклассные художники плаката этого времени занимались рекламой.
Если его ранним проектам, в т. ч. «Каса Висенс» (1878–80), присущи геометричность декора и отголоски мавританского стиля, то в позднейших работах конструктивные и декоративные элементы сплетаются в извивистые, текучие растительные формы и кажется, будто здание выросло за ночь, как сказочный гриб. В отечественном искусствознании исследование ар деко столкнулось с трудностями его анализа как с точки зрения «наложения» общемирового контекста и сопоставления с ним, так и определения хронологических рамок. Как однажды написал Анри Геон, это было «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами».
Последователь Морриса Уолтер Крейн называл модерн «странной декоративной болезнью» и многие находили уродливыми гротескные образы Бердсли, Мунка и Торопа, утрированные формы Гимара и Гауди. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes, рус. Этот стиль покорил весь мир и до сих пор остался источником вдохновения дизайнеров. Жан Дюнан также был известен тем, что создавал уникальные вазы «dinanderie».
Дюшан выставил под именем Р. Матт свое скандальное творение – писсуар, назвав его «Фонтан». Движение искусств и ремесел оказало могучее влияние на развитие стиля модерн. Одна из сложностей в распознавании ар деко состоит в необходимости изменения стереотипов стилистических коннотаций, сложившихся по отношению к советской архитектуре и искусству 1930-х – 1940-х (и тем более 1950-х).
Точнее, в правомерности «натягивания» этого термина на многообразие поставангардных явлений сталинской архитектуры. Изделия, выполненные в манере Ар Деко, мы можем увидеть в коллекциях фабрики Arte Veneziana («Next Dco»). Это нанесло огромный ущерб целостности архитектурного ансамбля, т. к.
Со времен Возрождения в западном искусстве безраздельно господствовал реализм. Это уже не только яркое художественное явление (на Западе явно коммерциализированное), в своём апогее – это важнейшая составная часть новой политической парадигмы инструмент манипуляции массовым сознанием, что наиболее ярко проявилось в пространственных искусствах (архитектуре, скульптуре), создавших модель «утопического мифотворчества» (В. Локтев. студию Берн-Джонса посетил 19-летний Обри Бердсли (1872–98), чтобы показать мэтру свои рисунки. Пик его расцвета пришёлся определённо на 1931. «Геометризм» стал также отличительной чертой моды. Бок о бок с экспрессивным абстракционизмом развивались и фигуративные течения.
Речь идет о абсолютно новой пластике или «эуритмике», которая больше напоминала «театр поз», нежели классический балет. Обороняясь от нападок, автор писал: «Своими ли руками г-н Матт создал этот фонтан или нет – неважно. Название стилю «ар деко» дала прошедшая в 1925г. Отметим также, что именно на парижской выставке был создан павильон «Элеганс», где были представлены работы женщин-кутюрье – Мадам Пакен, сестер Калло, Мадлен Вионне, Габриэль Шанель. В 1922 году весь западный мир потрясло открытие гробницы Тутанхамона.
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, был Streamline Moderne (название от англ. Программная многополярность, если не «всеядность», в сочетании с внешней комбинаторикой различных исторических мотивов (включая наследие древних египтян, ассирийцев, майя, востребованных на волне новых археологических открытий) стали основой стилеобразования, что предопределило широкий охват практически всех видов и жанров искусства.
Пафос начинания увенчался возведением кристаллических «зданий-сгустков» со скульптурно обработанной поверхностью – семи высотных зданий в Москве (1947 – начало 1950-х), которые одновременно являлись выражением послевоенного триумфа и социального строя, торжества отечественных технологий и скрытого генетического родства с небоскрёбами ар деко. Сами здания кинотеатров часто храпят детали характерных интерьеров того периода. Шелка Пуаре отличались простыми узорами из розовых и серебристо-белых нитей, которые напоминали лучистые лепестки на черном фоне и были ограничены лишь повторением упрощенных ромбовидных и округлых форм. Простые, обтекаемые формы автомобилей, поездов, самолетов и морских лайнеров стилистически были весьма в духе «ар деко» и в то же время градация транспорта по классам (уровням комфортабельности) привела к расцвету убранства салонов самолетов, кают пароходов и купе поездов. Что касается фондов, наград, грантов, то такая форма поддержки современного искусства практически отсутствует в России. А самым известным в мире примером архитектуры классического Ар-Деко является небоскреб Empire State Building, возведенный в 1930-1932 гг.
Знаменитые сталинские высотки должны были стать окружением так и не построенного Дворца Советов, сам проект Дворца, ряд станций Московского метрополитена, Дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Санкт-Петербурге по конструктивно-художественным особенностям являются яркими образцами применения Ар Деко. Международная выставка, прошедшая в 1925 году в Париже и официально называвшаяся «Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes», дала жизнь термину «Ар-Деко». Центральным объектом комнаты было пианино в отделке Macassar ebony. Смелые, красочные костюмы и декорации Леона (Льва) Бакста поразили парижан и, подхваченные кутюрье Полем Пуаре, стремительно завоевали симпатии публики.
В мировом контексте исследователи выделяют различные фазы его стилистической эволюции, в том числе ранний период «стиля 1925 года», ещё тесно связанный с эпохой модерна и зрелый, так называемый «обтекаемый» стиль 1930-х (streamline style). Весьма широко, своеобразно и, пожалуй, даже более органично, чем в России, ар деко был представлен в книгах и плакатах украинских издательств.
Вершинами стиля ар деко являются знаменитые небоскрёбы Крайслера (1930), Эмпайр Стейт (1931), Рокфеллер-центра (1940), концертный зал Радио-Сити (1932) в Нью-Йорке. Сегодня вещи в стиле «ар деко» становятся редкими и дорогими экспонатами коллекций, здания перестраиваются или сносятся, однако интерьеры 20-х и 30-х годов еще можно увидеть во многих старых фильмах. Он пропагандировал комфорт и роскошь, позволял свободно сочетать любые материалы, смешивать предметы различны культур и эпох. Попав в Голливуд, это направление в искусстве быстро завоевало титул Стиль Звёзд. Родился инвариант стиля, шагнувший за его общемировые хронологические рамки, с выраженной патриотической идеей, запечатлённой в зданиях-символах.
Представляло собой синтез модерна и неоклассицизма. М., 1923). Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933г. Тем более что речь идёт о ситуации «железного занавеса». Например, это древесина амбойны (amboyna) из Лаоса, Macassar ebony из Индонезии инкрустации слоновой костью, шагрень. Здания в этом стиле создают ощущение легкости и монументальности одновременно.
было граничит с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. Лоренцль (Австрия). Когда дизайн первого массового автомобиля фирмы Крайслер, «Chrysler Airflow», оказался популярным, обтекаемые формы стали использоваться даже для точилок, зданий и холодильников. В искусствознании ар деко долго оставался маргинальным и малоизученным явлением. Непревзойденными мастерами создания иллюзии трехмерного пространства по праву считались Караваджо (1571–1610) и его последователи. Абстрактное искусство зародилось еще до начала I мировой войны.
Наиболее запомнившимися среди созданных ими образов стали символы путешествий и скорости – ипподромы и велотреки от Маргита до Ривьеры, лондонская подземка, – Синий поезд» и «Восточный экспресс», авиакомпания «Импириэл эйруэйз» и гигантские лайнеры, такие как «Нормандия» и «Иль-де-Франс». Под впечатлением увиденного Берн-Джонс предложил юноше создать серию из 350 иллюстраций к роману Мэлори «Смерть Артура». Среди важнейших образцов следует также назвать «Киевскую»-радиальную (Д. Н. Чечулин, 1937), «Аэропорт» (Б. С. Виленский, В. А. Ершов, 1938), стилизованную неоклассическую «Театральную» с её изысканным декором (И. А. Фомин, скульптор Н. Я. Данько, 1938), «Электрозаводскую» (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, И. Е. Рожин, скульптор Г. И. Мотовилов, 1944) и ряд других.
Изначально он считался стилем звёзд и олицетворял достаток и шик. Классическими представителями Art dco в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. Над мраморным камином можно было увидеть огромную картину «Les Perruches» (Жан Дюпа), на которой были изображены женские образы. Примерами такого смешения могут служить произведения Н. С. Гончаровой и Ю. П. Анненкова конца 1910-х, а в 1920-е – А. К. Богомазова, Е. М. Бебутовой, К. К. Чеботарёва, Л. П. Лапина, В. С. Алфеевского и других. Речь идёт о попытке совмещения объективных процессов стилеобразования с ситуацией не просто эволюции художественной жизни в России и СССР до середины ХХ века, а с жёстким «партийным» и идеологическим сломом авангарда и переходом к «социалистическому реализму» в начале 1930-х. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
Термин Арт Деко произошёл от французского art deco. Кремовый и бежевый могут соседствовать с полированным деревом и хромированными элементами. Мебель Арт-Деко, как правило, отличается довольно крупными размерами и характерными лакированными черными ручками и зачастую сделана из древесины экзотических пород деревьев (черное дерево, клен птичий глаз). Тяготели к стилистике ар деко и представители «Парижской школы» – Леопольд Сюрваж, Адольф Федер, Серж Фера, баронесса Е. Ф. Эттинген. В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль— тех предметов, для которых так важны линии обтекания. Традиционные строительные материалы (дорогостоящие породы дерева, камня) используются в новаторском сочетании с полированной нержавеющей сталью, стеклом, скульптурно обработанным бетоном, пластиком.
в Нью-Йорке. Или же это изысканные коллекции «Panther» и «Belle Epoque» от Soher. Среди наиболее ярких примеров этого направления – павильоны Белоруссии (Г. А. Захаров, З. С. Чернышёва, 1939), Украины (А. А. Таций, 1939–1954), «Мясной промышленности» (В. М. Лисицын, С. Г. Чернобай, 1954), фонтаны «Дружба народов» (К. Т. Топуридзе, Г. Д. Константиновский, скульпторы З. В. Баженова, И. М. Чайков и другие, 1954), «Каменный цветок» (Топуридзе, скульптор П. И. Добрынин), «Колос» (скульптор Добрынин, 1954) и другие. Он говорил о присутствии «животной действительности» вместо подлинного балета.
многие павильоны лишились своего богатого убранства. Происхождение названия граничит со знаменитой Международной выставкой декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (1925).
В сущности, его импортировали, заимствовали из образцов западной печати и специальных немецких, французских, американских публикаций. Это поле для дальнейшего изучения. В дальнейшем ар деко, смягчивший радикализм «авангарда» и поманивший назад – к традиции, к историческим стилям, оказал заметное влияние на многие художественные течения ХХ века, например на постмодернизм конца 1970-х – 1980-х. В колониальных странах, таких как Индия, ар-деко стал воротами к модернизму и не исчезал до 1960-х гг. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.
Пространство и масса в архитектуре. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Развитие ар деко в мире было остановлено событиями и хаосом Второй мировой войны. 1935) взял для своих Срезов» (1967) одинаковые бетонные блоки и расставил их так, что они сплошь покрыли пол галереи.
Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Так, в балете «Послеполуденный отдых фавна» (1912) появился «неподходящий фавн», с «отвратительными движениями», которые больше напоминали жесты «эротической животности» (Гастон Кальмет, Le Figaro от 30. 05. 1912). Своими корнями ар деко связан с несколькими художественными движениями и стилями рубежа веков, включая своего прямого предшественника – ар нуво (art nouveau, стиль модерн), неоклассицизм, ряд модернистских течений (экспрессионизм, футуризм, кубизм, конструктивизм). Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.
Орнаменты не только греческие или римские — это и Египет и Месопотамия и Африка. Танец становился «живым проявлением театральной декорации». Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х— 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Очевидно, что период выживания советского «деко» в его поставангардной и неоклассической фазах перешагнул границы Второй мировой войны и вновь завершился насильственным сломом в 1955, отмеченным как конец эпохи «большого стиля».
Опыт теоретического осмысления выразительности ар деко // Искусство эпохи модернизма. Здесь наблюдаются яркие цвета и экзотика. Сама же крыша оформлена в виде семи радиальных сводов, напоминающих узор колёсного диска авто.
Однако в отличие от зиккуратообразных вариантов «деко» (высотные здания Чикаго, Нью-Йорка), ступенчатые и пирамидальные композиции, созданные в СССР, превратились в скульптурные пьедесталы, которые увенчивались натуралистическими символами власти, позднее – шпилеобразными композициями с лучащимися звездами и государственными гербами на вершинах. Арт-деко (фр. art dco букв. В отечественном искусствознании изучение его «советской версии» находится на раннем этапе. Такие элементы обязательно будут дополнены ступенчатыми формами – например, это может быть ступенчатое основание изделия (стола, комода, шкатулки и др. ), перегородки или торцевые элементы изделий.
Можно сказать, что произошел сдвиг от объекта к процессу. Многие галереи современного искусства предлагают художникам помесячные выплаты вне зависимости от проданных работ, для поддержки художника. Интеграция дизайна и экспериментальных форм машиностроения привела к возникновению эстетики аэродинамических объемов и направления «Streamline».
В то время это было шокирующим явлением. Пластик окрашивался в яркие цвета и, так же, как и хром, полировался до блеска. Это наблюдение в равной степени относится и к крупнейшему наземному ансамблю этого периода, также связанному с «национальной версией» в интерпретации языка ар деко, – выставочному комплексу ВСХВ–ВДНХ (1939–1954), в котором сказался опыт проектирования метро.
Обратившись к технике мозаики, Климт добился ослепительного эффекта в своих фресках для дворца Стокле в Брюсселе (1905–11). В дизайне багета ар-деко часто встречаются элементы с закругленными углами изысканный декор отличается вогнутыми формам и четкими вертикальными линиями. К тому же произведение не обязательно должно быть исполнено самим художником. Но атмосфера Ар Деко выражала абсолютный гедонизм – удовольствие и возможность «наслаждаться жизнью здесь и сейчас». Даже самые простые из них вырастают из земли литыми чугунными стеблями, смыкаясь арками над входом.
в Париже Выставка декоративных искусств, по-французски – «artsdecоratifs». Прямолинейный стиль Макинтоша и его соратников оказал сильное влияние на творчество австрийского живописца Густава Климта (1862–1918), едва ли не самого последовательного живописца стиля модерн. Геометрия «ар деко» прослеживается во многих зданиях 1920–30-х годов, например, в очертаниях и декоре небоскребов (Эмпайр-стейт-билдинг и Крайслер-билдинг в Нью-Йорке) и штаб-квартиры Британской радиовещательной корпорации (Би-Би-Си) в Лондоне.
«декоративное искусство» из Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes— «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств» 1925г., Париж)— течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи. Одним из наиболее ярких мастеров этого направления был архитектор А. Н. Душкин, которому удалось выступить новатором в трактовке пространства и конструкций, отделочных материалов, концепций «света» и «синтеза искусств» в подземном зодчестве. Этому стилю свойственна экспрессивность и некий иррациональный подтекст, который проявляется в специфическом сочетании разных фрагментов реальности – как в натуральном виде, так и «парадоксально деформированном». В отличие от авангарда и современного движения (modern movement), развивавшихся параллельно и ориентированных в будущее с оптимистической верой в построение нового мира, ар деко призывал к каждодневному наслаждению жизнью во всех её проявлениях, к удовлетворению индивидуального и своеобразному культивированию гедонизма.
Востребован синтез искусств, в том числе прямые музыкальные ассоциации интенсивная цветовая гамма (палитра открытых цветов, контраст чёрного и белого, золото, серебро). Он вообще никак не именовался, не был декларирован и до сих пор остаётся малозамеченным. На его вершине располагается 38-ми метровый шпиль.
Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. Графические вещи конструктивизма и советского ар деко несколько схожи по лапидарной фактуре и геометричности. Советские «ар-декораторы» легко превозмогли диктат прямого угла, что было свойственно западному прообразу стиля. Широко применялись также стекло, кафель, эмаль, бронза и кованое железо. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной. Пожалуй, больше всего споров в послевоенной Англии вызывало творчество Фрэнсиса Бэкона (1909–92), который в погоне за мощными всплесками эмоций тоже обращался к фотографии.
Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Сверху кладут ковры со строгим узором. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма. После первой мировой войны он свидетельствовал о начале новой эры.
По его проектам построены станции метро «Кропоткинская» (совместно с Я. Г. Лихтенбергом, 1935), «Маяковская» (художник А. А. Дейнека, мозаичист В. А. Фролов, 1938–1939), «Площадь революции» (скульптор М. Г. Манизер, 1938), «Автозаводская» (художники В. Ф. Бордиченко, Ф. К. Лехт, Б. В. Покровский, скульптор И. С. Ефимов, мозаичист В. А. Фролов, 1943), «Новослободская» (совместно с А. Ф. Стрелковым, художник П. Д. Корин, 1952). В «стримлайн модерн» ощущается влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий. Другим архитекторам зачастую не хватало воображения на что-то большее, чем фасад особняка. Он сочетал в себе эпоху модернизма и неоклассический стиль.
Новый стиль не был чем-то «статичным» и однородным, он не имел определенной «униформы» – казалось, будто он «коллекционировал» разные и часто противоречащие друг другу стили, сочетая модернистские направления, дорогие материалы и лучшие ремесленные традиции. Даже их вступительные кадры, представляющие логотип киностудии, могут быть типичным «ар деко» – например, вращающийся стеклянный глобус и Солнечная система компании «Юниверсал пикчерс». Декоративные элементы (изображение зигзагов, окружностей, солнца).
После войны, поставившей под сомнение смысл человеческого бытия, в искусстве появились новые образы человека, зачастую навеянные фотодокументами эпохи, Так, в «Склепе» Пабло Пикассо (1945) застыли в вечной муке изможденные тела узников концлагерей. В результате, в 1920–30-х годах стиль проник практически во все сферы повседневной жизни. Данный жанр искусства был распространён в XX веке в Америке и Западной Европе. Отметим, что уникальные изделия были созданы в коллаборации «Жан Дюнан и Эжен Притц».
В этом градостроительном ансамбле был разработан пластический тип «негативной архитектуры», в которой «масса внутреннего пространства не организуется, а удаляется» (А. Г. Габричевский. Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. На Западе впервые к теоретическому осмыслению ар деко как специфическому феномену мирового художественного процесса и универсальному «стилю» подошли только в конце 1960-х, когда вновь вспыхнул интерес к его изысканным, элегантным произведениям, обладающим яркой декоративностью и коммерческой привлекательностью. Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны. Уже в работах Марселя Дюшана (1887–1968) и его последователей впервые появились обыденные предметы ширпотреба. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде.
До этого арт деко называли джазовый модерн, потокообразный (обтекаемый) модерн, зигзаг-модерн, а в США – звездный стиль (имелись в виду звезды Голливуда, носившие одежду Ар Деко, жившие в домах архитектуры Ар Деко, оборудованных соответствующей мебелью и утварью). Среди множества дизайнеров, давших на Украине примечательные образцы графического ар деко, выделяются два разных мастера – «почвенник» В. Г. Кричевский и «западник» А. И. Страхов. До сих пор это направление в искусстве является очень популярным среди дизайнеров. «Четверка» работала, главным образом, в Глазго, реализуя такие проекты, как «Ивовые чайные комнаты», степы которых украшены в японском стиле женскими фигурами, вплетенными в стилизованные растительные мотивы на плоском монохромном фоне. Лоренцль (Австрия).
Это была виртуозная работа с использованием наиболее редких материалов. Вот таким образом следует отметить еще одну специфическую черту ар деко – это «рамочность» и «контурность», которые присутствуют повсюду, – даже в оформлении декоративной шкатулки. привели к тому, что его стали вновь использовать в ювелирном искусстве и моде. Ар деко оставил яркий след в архитектуре и проектировании интерьеров, декоративно-прикладном и промышленном дизайне (мебель, осветительная арматура, текстиль, фарфор, одежда, ювелирные украшения), визуальных искусствах (живопись, графика, скульптура, кинематограф, сценография, полиграфия). В это же время в обращение вошёл и собственно термин «ар деко». В исследованиях последнего десятилетия, когда впервые эта тема была обозначена, всё же не до конца прояснённым остаётся и соотнесение с мировым аналогом и то, в какой степени «сталинская неоклассика» или «сталинский ампир» соотносятся с советским ар деко.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). В репрезентативных станциях-«дворцах» удалось максимально обнажить конструктивные и художественно-эмоциональные возможности безоконного пространства, противопоставив сугубо технологической функции западного метрополитена реализованную в недрах парадоксально мажорную «социалистическую утопию», в которой утверждается новая социально-политическая парадигма. Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Дмитрий Чипарус, Клер Жан Робер Колине, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайсс, Отто Поэрцель (Германия), Бруно Зак, Дж. За внешней простотой здания – сложная отделка из дорогих материал внутренних интерьеров.
Если художники минувших лет интерпретировали повседневную реальность, то мастера поп-арта лишь фиксировали готовые изображения, демонстрируя свою «непричастность» к ним. Этот этап отсылает к новым технологиям, аэродинамике и баллистике, дизайну стремительных форм двигательных аппаратов (автомобилей, воздушных и океанских лайнеров), оказавших сильное влияние на архитектуру, в том числе строительство небоскрёбов.
«art decо») – стилевое направление искусства Америки и стран Западной Европы ХХ века. Дизайн изделий отличался геометрией кубистов, колористикой фовистов, экзотическими мотивами индийской культуры, египетского искусства и древними архаическими формами. Смелые и противоречивые сочетания цвета были вдохновлены экспрессивной сценографией Русских балетов 1910 года, а именно – «Шехерезады». Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960–70-х годов.
В этом ряду – «телескопическая», выдвигающаяся башня Дворца Советов с фигурой Ленина, теряющейся в облаках (Б. М. Иофан, 1932) проект театра Красной армии (К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев, 1935) с воином на вершине бельведера первый вариант здания университета на Воробьёвых горах с гигантской скульптурой на вершине (Л. В. Руднев и другие, 1948) осуществлённые выставочные павильоны СССР – в Париже с уникальной скульптурой «Рабочий и колхозница» (Иофан и другие, скульптор В. И. Мухина, 1937) и в Нью-Йорке (Иофан и другие, скульптор В. А. Андреев, 1939). Когда-то в далекие времена здесь была зона для иностранцев. До недавнего времени это здание считалось самым высоким в мире.
Признаки характерного стиля (далеко не классического, но и совсем не конструктивистского) обозначились здесь лет на пять-шесть раньше, чем в России. На заднем плане был изображен пейзаж с пышными фруктами, листвой и весьма пухлыми птицами. В «Стримлайн Модерн» мы находим все большее влияние промышленных штамповочных, а также аэродинамических технологий, которые брали начало от развития науки и предметов массового производства, приводя к тому, что в произведениях этого стиля появились очертания самолетов или револьверных пуль — тех предметов, для которых так важны линии обтекания.
Именно она стала толчком для развития и распространения этого стиля. Рамы в стиле ар-деко характеризуются легким, элегантным узором декора.
«streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). Он остановил на нем свой выбор. Кроме того, он формировался под некоторым влияниянием школы В. А. Фаворского и стиля ОСта. Однако объединить под сенью советского ар деко весь ансамбль стилистически неоднородных станций – от ранних конструктивистских до перегруженных декором, почти китчевых «арт-объектов» 1950-х – было бы неверно. Отличительные черты— строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). В XIX веке публика ценила в картинах, прежде всего, достоверное изображение реальности, удостаивая наивысших похвал фотографически скрупулезные картины таких мастеров, как Энгр (1780–1867).
Этот вопрос требует дальнейшего исследования. Его главными чертами стали смелые, упорядоченные формы, яркие, чистые цвета и – что немаловажно – современные материалы, такие как полированный хром и пластик (в то время, как правило, бакелит). Отличительные черты — строгая закономерность, смелые геометрические формы, этнические геометрические узоры, богатство цветов, щедрые орнаменты, роскошь, дорогие и современные материалы (слоновая кость, крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, серебро). Окончательный конец этому стилю положили лишения Второй мировой войны.
Любой разговор о периоде ар деко будет неполным без упоминания еще одного культурного феномена – «Русских балетов» Дягилева, которые в свое время «перевернули Францию». Это эклектичный стиль, представляющий собой синтез модернизма и неоклассицизма. В признанном шедевре Гауди – незавершенном соборе Ла Саграда Фамилиа – органичная концепция инженерной конструкции придаст зданию облик живого существа. Непрозрачное белое стекло и цветное стекло в стиле Тиффани тоже уместны. было граничит с графическим дизайном, а ассоциации Арт Деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. Стиль Ар Деко ориентирован на эклектику.
Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Airflow» в 1933 г. оказался популярным, формы использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники. В этот период Париж был центром развития нового эклектического фундаментального стиля. В советской интерпретации башен-колоссов – первых небоскрёбов, выстроенных в Европе, подавляющим оказался примат репрезентативности, «скульптурной» массы и декоративной национальной образности над функцией исторических заимствований, стилизаций – над инженерией, что указывает на целый ряд родовых признаков «деко». Это воспринималось как «павильон коллекционера» или «ателье художника». Например, это эксклюзивная мебель от Lalique.
На ней впервые обозначились черты «декоративного стиля», который отличался острой привлекательностью форм и образов, театральностью, роскошью материалов в отделке и противостоял послевоенному пессимизму и аскетизму, отразив радикальные перемены в жизни европейского общества. было граничит с графическим дизайном, а ассоциации ар-деко с лентами в стиле «фильм нуар» (film noir) и очарованием 30-х гг. Бердсли довел до совершенства свой неповторимо изысканный стиль, выполнив иллюстрации к трагедии Оскара Уайльда «Саломея». Кроме того, шляпы в форме колпака, платья прямого покроя и короткие юбки создавали зрительный эффект более высокого роста даже четкие контуры и смелый цвет помады, наносившейся в форме «лука Купидона», могут рассматриваться как чистое проявление стиля «ар деко». «Ар деко» зародился накануне Первой мировой войны, когда преобладали тонкие, гибкие формы, присущие модерну или «ар нуж» (по-франпузски «Art Nouveau» – «новое искусство»). «Все работы должны быть современными и никакие исторические стили не позволяются» – это были главные правила выставки, в то время как ее основная тематика была сосредоточена на том, чтобы показать дизайн интерьеров «в новом стиле».
Стилевым направлением, которое развивалось параллельно с ар-деко и близко к нему примыкало, было «Streamline Moderne» (название от англ. streamline— «линия обтекания»— термина из области аэродинамики). Часто главные архитектурные элементы дома можно заметить, только высоко подняв голову. Это, прежде всего, тенденции, послужившие основой для интернационального определения стиля. При создании инновационного типа однофасадной архитектуры активно использовался «синтез искусств», в котором органично соединялись монументальное искусство (скульптура, живопись, смальтовая и флорентийская мозаики, витражи) полихромия в сочетании ценных пород камня и дерева, керамики, стекла, металла световые эффекты для создания образа и выявления конструктивного остова был разработан авторский дизайн мебели, осветительной арматуры, технологического оборудования. С сильным влиянием этого стиля был построен, ряд станций Московского метрополитена: первая очередь (Сокольническая линия), несколько станций второй очереди (Замоскворецкая линия, например, станция «Аэропорт»). Под землёй впервые возникло высокофункциональное, сверхсложное технологическое пространство с декоративной «оболочкой», наделённой характеристиками ар деко. Этот элемент происходит от формы «зиккурата» – многоступенчатого сооружения, которое было типичным для шумерской, ассирийской и вавилонской архитектуры.
Круги и эллипсы, зигзаги, квадраты и прямоугольники, трапеция, линия – энергично чередуются, накладываются друг на друга, образуя единый «пунктирный ритм». Стиль ар деко. Возможно нарочитое несовпадение образа и функции. В итоге в произведениях этого стиля появились очертания самолётов или револьверных пуль. Другое дело интерьер и мебель. Трапециевидное основание обеденного стола или консоли – это классика Ар Деко.
В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Арт-деко всегда ассоциировался с гламуром, яркостью, но ему присуща функциональность и практичность. Плакаты были одними из наиболее ярких порождений «ар деко». О чистоте стиля и утонченности вкуса в данном случае говорить трудно, но отдать должное появлению своеобразной «евразийской» версии, представленной в экстатическом выставочном обличье, необходимо. Целый ряд сооружений, скульптурных фонтанов, малых архитектурных форм отразили мировые тенденции декоративной и коммерческой привлекательности стиля ар деко, транслированного в «советской» иногда почти «китчевой» версии.
Жак-Эмиль Рульманнэкспериментировал с неоклассическими формами мебели. «streamline»— «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете). Они-то и определили многообразие словаря «последнего из тотальных стилей». Однако в отличие от построек модерна, создавшего целостную художественную систему, основанную на синтезе передовых конструкций, динамизме пространства и методе проектирования «изнутри – наружу», ар деко делает ставку на броские внешние эффекты, аппликативность, которые могут доминировать над пластикой форм. Возрождение интереса к Арт Деко в 1980-х гг.
Возрождение интереса к ар-деко в 1980-х гг. Наверняка вот таким образом Армани сделал в лучших традициях арт-деко свою последнюю Casa-коллецию. Так художники экзотических стилей Америки и Мексики стали считаться «мастерами по небоскребам», а их работы можно было сравнить с архитектурной мечтой.
Если поначалу это было искусство рисования иллюстрации (впервые появилось как изящное оформление балета Русские сезоны), то потом art deco практически полностью переквалифицировался в дизайн помещений, декупаж мебели для начинающих, оформление различных отделочных работ, рекламной и журнальной графики и др. Декоративные элементы, такие как фигурки с капотов автомобилей, являются сейчас предметом коллекционирования, а на современных выставках «ар деко» можно нередко увидеть тщательно и целиком восстановленный интерьер, например, железнодорожного вагона. Самые известные сталинские здания – московские высотки – были построены в 1947-1955 годах и являются «визитной карточкой» позднего сталинского ампира.
Одним из сподвижников Морриса был Эдвард Берн-Джонс (1833–98), чей декоративный стиль сформировался под влиянием прерафаэлитов. Приоритет отдаётся декоративным свойствам мрамора и цветных металлов (алюминия, латуни, хрома, бронзы) в сочетании с керамикой, смальтой, цветным стеклом. В своем самом известном полотне Климт окружил созданную «четверкой» вытянутую женскую фигуру мерцающим узором абстрактных форм и многоцветьем красок с металлическим отблеском, приводящих на память полихромную стенную керамику Антонио Гауди. Атмосфера Ар Деко строится на контрасте и наслоении ритмов, состояний статики и динамики, которые постоянно замещают друг друга. Коллекция «Privilege Collection» от Fimes также отличается особой эстетикой Ар Деко.
Специально подчёркивается контрастность фактуры отделки, её полихромия. «декоративное искусство», от названия парижской выставки 1925 года фр. Exposition Internationale des Arts Dcoratifs et Industriels Modernes, рус.
В архитектуре одним из ярчайших представителей нового стиля стал бельгиец Виктор Орта (1861–1947), обратившийся к методам дизайна для изучения конструктивных возможностей стекла и стали в серии возведенных в Брюсселе особняков, отелей и офисных зданий. Хотя у этого стиля был явный привкус шика (лишь очень богатые люди могли позволить себе, к примеру, черные лакированные ванны), характерные черты «ар деко», получившего огромную популярность, стали использовать и в товарах широкого потребления. В качестве смягчающих оттенков используются серый и серо-голубой цвета. Гладкие сияющие поверхности стали одним из основных признаков «ар деко». Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги).
Если раньше с помощью техники «repouss» мастера воссоздавали рельефные формы и узоры по мотивам флористики, то Дюнан экспериментировал с органическими формами, которые отличались уже более правильными контурами, а иногда это были даже классические пропорции или архаические узоры, основанные на простых геометрических элементах и ритмичном их повторении. Достопримечательность Шанхая – набережная Вайтань. Для освещения в стиле Арт-Деко используют люстры, торшеры, настольные и настенные лампы. Бренд Lanpas представил коллекции «Ellelux» и «Blue Diamond» с элементами этого стиля. Видимо, вот таким образом всеобщее увлечение архитектурными мотивами Древнего Египта (пирамиды), Месопотамии (зиккураты) было характерно для архитектуры Арт-Деко.
Светильники Арт-Деко – это, конечно, стекло, хром, бронза, витражи и эмали. Молодые художники «вместо того, чтобы сделать искусство модным, превратили моду в искусство» (журнал «Vogue», 15. 06. 1914). Многие художники последовали за французскими философами предложившими термин «постмодернизм». оказался популярным, формы использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.
Стремление европейцев и американцев к эстетизации повседневной жизни, комфорту, активное внедрение новых технологий в быт людей, переход в разряд серийной продукции тех артефактов, которые еще десять лет назад относились к предметам роскоши (например, автомобиля) – все это требовало адекватного художественного освоения новых технических и человеческих реалий. Фабрика Giorgio Collection является одной из немногих, кто представляет уникальные коллекции в манере Ар Деко, полностью выдерживая каноны этого стиля и адаптируя его к современности (линейки «Daydream», «Absolute», «Paradiso», «Luna», «Coliseum» и др. ). Строительство ведется по сей день, но подвигается крайне медленно в силу невероятной сложности «органичного» проекта. Стиль Арт-Деко был очень популярен в Америке и Европе 1920-1930 годов. Стиль-притворщик, стиль-полиглот.
Благодаря этому место получило такие лестные прозвища, как «музей мировой архитектуры» или «ярмарка зодчества десяти тысяч государств». «Ар деко» с его резкими и порывистыми линиями был, по сути, полной противоположностью модерну. Человек с богатым воображением увидит в них огромные кочаны капусты из стекла и стали.
В Art Deco можно найти элементы модерна, кубизма, экспрессионизма и других. Малые формы и более податливые материалы вдохновляли мастеров модерна на более тщательную и продуманную отделку и такие дизайнеры, как Хенри Ван де Велде (1863–1957), создавали эффектные эскизы предметов внутреннего убранства – письменных столов, подсвечников, светильников и столовых приборов. Всё это испытало на себе воздействие нового стиля XX века. Позже Вайтань заполонили шанхайцы и жители других близких городов, а как память о прежних поселенцах здесь так и остались дома, памятники и другие различные сооружения Сегодня на Вайтань расположено более 50 зданий, выполненных в самых различных архитектурных стилях: классицизм, барокко, ар-деко, готический, Beaux-Arts (бозар), романтизм, ренессанс.
Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства или самими художниками в artist-run space. Ар-деко1 (фр. art dco, досл. Поль Пуаре вводит в моду женские «гаремные» штаны, создает «тунику-абажур» и изысканный тюрбан. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х— 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Вайтань (Бунд) – это, пожалуй, одна из самых некитайских достопримечательностей Китая.
Его «родовые» проточерты сформировались в лоне деятельности общества художников-декораторов («La Socit des artistes dcorateurs») во Франции, Движения искусств и ремёсел («Arts Crafts») в Англии, художественных мастерских в Абрамцеве и Талашкине в России и сходных творческих объединений в других странах. Эти тенденции вместе с послевоенным стремлением ко всему красивому и новому сложились в 1920-е годы в оригинальный стиль «ар деко». К примеру, Карл Андре (р.
Этот стиль с успехом подхватил парижский архитектор Гектор Гимар (1867–1942), снискавший известность проектами станций парижского метро. В развивавшемся параллельно с поп-артом минимализме художники стремились обнажить основы, размытые в концептуальных аспектах поп-арта. «Обтекаемый» стиль получил наивысшее развитие в США и заметно повлиял на художественную жизнь Европы. Сам жанр и типология «выставки» предопределили создание павильонов диковинных архитектурных форм, насыщенных скульптурными композициями, безудержным декором, пышным разнообразием изобразительных мотивов и отделочных материалов (включая керамику, мозаики, позолоту).
Дизайнеры вдохновлялись идеями «высокой моды» того времени, что нередко выражалось в новой геометрии использовании мотива шеврона, зигзагов, ломаной линии и других элементов. Арт-деко (от франц. Один американский критик сетовал: «Унылое чередование углов, кубов, восьмигранников, квадратов и прямоугольников создает настроение не столько бунта, сколько забавы».