Капитель угловых колонн имеет две лицевые стороны, но о том, как делаются такие капители, я скажу в книге о храмах. Случай Палладио редок — он полностью претворился в свое искусство. Вместе с ним Палладио в последний раз (в 1554 году) посетил Вечный город.
Вокруг летают купидоны, разбрасывают цветы и это предполагает счастливый приговор суда. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Палаццо не было закончено и в конце XV в. начало разрушаться.
К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). 47). Так как они и есть эпоха.
Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Стиль Палладио был необычен и восхитителен.
получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»). Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч.
Дж. К главному фасаду проложена широкая дорога, подводящая посетителя к ступеням ризалита. Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Все это превращает Виченцу в один из богатейших городов Северной Италии. Неканнелированные, как было принято в древнеримской архитектуре, а потому не дробящие мелочной светотенью цельность фасадной композиции большого ордера колонны (на самом деле полуколонны), не несли главной конструктивной функции. Замкнутая, статически уравновешенная композиция флорентийского дворца кватроченто уступила место более сложной и динамичной, как бы раскрывающейся во времени и пространстве композиции, в которой чередование просторных и тесных, простых и украшенных росписями и лепниной помещений соответствовало глубоко продуманному замыслу и обычно завершалось главными парадными помещениями. Скульптуры, которыми украшен парк и церковь Темпьетто – работа знаменитого венецианского скульптора-маньериста Алессандро Витториа. Можно сказать, что Палладио рассматривал стену как предельно сомкнутый строй колонн.
В центре же октогона – женская фигура, олицетворяющая Божественную мудрость (sapienza Divina). В одном из них, названном Залом Собаки, Веронезе написал на своде «Фортуну, защищающую Изобилие и побеждающую обман». Пейзажи, написанные Веронезе, подсмотрены автором на гравюрах, опубликованных в 1551 году Иеронимусом Коком и в 1561 году Баттиста Питтони. Продали за миллионы.
Цикл стенной живописи, выполненный художником в технике иллюзионизма (тромплей), по разнообразию применённых решений не имеет себе равных. Брат Даниэле Барбаро был политическим деятелем и скульптором-любителем. Необыкновенна проектировка и главной залы, крестообразной по форме, которая развертывает композицию от главного входа в двух ракурсах: в глубину помещения и в направлении поперечной анфилады. Общий облик строения, несмотря на малые размеры, живо напоминает римский Пантеон. Два яруса ордеров, сильная пластика приставных колонн и раскреповок, многочисленная скульптура придают исключительную парадность композиции.
По сути, промежуточное пространство было вестибюлем, однако его репрезентативность позволила закрепить за ним название Sala crociera (Крестовый зал), да и использовалось оно для торжеств. «Волнующая вечность оказалась суждена искусству Палладио. Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549—1558 гг. 1545—1548 Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548-1554, 1574—1580 гг.
Есть такая не совсем чистоплотная тенденция в популярном искусствознании: желать прикоснуться к художнику в обход его произведений, подбирая «ключ к творчеству» в бытовой фактологии и пересудах о его патологиях, со слов каких-то бездельников и прочих сторонних людей. Вполне возможно, что сначала Веронезе расписал Зал Олимпа, затем Зал Крочиера (Крестообразный) и последовали два салона со стороны фасада. Андреа Палладио выполнил иллюстрации к этой книге. 1559—1565 гг. XIXв.
Только побывала на вилле Эмо. Все хозяйственные постройки были размещены за усадьбой. Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции). Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550-1551 Изеппо да Порто, 1552 Вальмарано, 1566) ещё близки флорентийским палаццо XVв. Каждое свое здание Палладио решал наново не только в общем, но и во всех частностях.
Венчают же их своеобразные квадратные «аттики» со вписанными в них «циферблатами», на одном из которых – солнечные часы с римскими цифрами, на другом – зодиакальные символы. 44, 45). Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями). Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания.
Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок. Художник расширяет пространство салона изображениями пейзажей. Для Палладио же античные памятники были идеальным воплощением извечных законов зодчества. В 1570г получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»). «Волнующая вечность оказалась суждена искусству Палладио.
Из портфолио зодчего Глеб Смирнов выбрал семь великолепных усадеб. Так родилось историческое чудо. Ездил в Верону (1538—1540 гг. ), в Рим (трижды, с 1541 по 1547 г., затем в 1550 и 1554 гг. ) и другие города, где обмерял античные памятники и современные сооружения и выполнил киворий в церкви римской больницы Сан Спирито.
Но, несмотря на обширную литературу, посвященную Палладио, его творчество до сих пор не получило бесспорного освещения. Античная архитектура приобретала в его глазах не историческое, но совершенное, качественное значение, а ее ордерная система (роль которой в итальянском зодчестве неуклонно возрастала на протяжении предшествовавших 120 лет) стала для Палладио исходной формулой всякой архитектурной композиции, всеобщей основой архитектурного мышления. Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30 км от Венеции, 1552—1553 гг. Палладио познакомился с Даниэле Барбаро, своим будущим заказчиком, в 1550 году в Венеции.
Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности»— своеобразный путеводитель по римским руинам изученным самим Палладио, 1554 комментарии с рисунками к Витрувию изданные Даниэле Барбаро, 1556 «Четыре книги об архитектуре», 1570 работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574г и др. ), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIIIвв. Каждое своё здание Палладио решал наново не только в общем, но и во всех частностях.
Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью (рис. Необходимость придать главному общественному зданию достойный внешний облик стояла в центре внимания всего города и полностью захватила начинавшего мастера. Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557-1563 Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира. 1548/1549-1552, 1569—1570 гг.
Напротив, понимая архитектуру во всем ее сложном многообразии и уделяя большое внимание ее практическому назначению и материальной сущности (такое понимание архитектуры, как и высокая оценка античного наследия, несомненно укрепились у Палладио в процессе глубокого изучения не только древних сооружений, но и Витрувия), он и в ордере никогда не забывал исходную тектоническую семантику, определявшую форму отдельных элементов и связывавшую их в целостную систему. Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Палладио, в частности изучал остатки римского театра в Виченце. Благодаря глубоким лоджиям в первом и втором этажах стена фасада приобретает объемность и рациональную тектонику. Палаццо Кьерикати (проект 1550 г. ) — другой пример виртуозного мастерства Палладио (рис. 52, 53). Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство.
Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци). Оформленный в виде ионического портика, он увенчан богато декорированным фронтоном. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени). Вынесенный вперед двухэтажный корпус противопоставлен отодвинутым назад боковым аркадам, по концам которых причудливо очерченные фронтоны отмечают торцы служб. Издательство «РИПОЛ Классик» выпустило в свет долгожданный труд историка искусства, магистра философии, жителя Венеции и большого эстета Глеба Смирнова, посвященный величайшему зодчему Позднего Возрождения Андреа Палладио. Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в. ) становятся одной из основных тем композиции. Молодая жена на коленях между мужем и судьёй предстала перед судом.
Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро, . Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой. Сквозь арку и четыре боковых проёма, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).
Палаццо Тьене (1550-е гг. ) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором (рис. Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (. ) — 1569 гг. Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания и придает ему завершенность.
(Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент— в Англии, Винченцо Скамоцци— в Италии, Джакомо Кваренги— в России, Томас Джефферсон— США ит. д. ). Ее ядро составляет выстроенное еще в XV в. палаццо делла Раджоне (ратуша), включавшее огромный зал (52х21 м), расположенный над сводчатой лоджией. Расположенная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной местности, она является, в сущности, бельведером или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами. Семь философских путешествий». Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объёмность и рациональную тектонику.
Десять книг о зодчестве. В оформлении фасадов ряда вилл и городских домов Палладио нередко применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571).
Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле. 1542—1547 1550—1555 гг. Изобретатель универсального языка пропорций и нового типа загородной виллы, бывший каменщик, чье настоящее имя Андреа ди Пьетро делла Гондола, оставил потомкам богатое наследие в виде построек и трактата 1570 года «Четыре книги об архитектуре». А между тем тромплеи Веронезе (отметим, писавшиеся по иконографической программе братьев Барбаро само собой, художник был не только исполнителем, но и вносил собственное видение образов) в залах виллы способствовали поистине широчайшей – мирового масштаба – ее популярности. Никаких понтов.
Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески). Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» (Pietro «della Gondola»). 1549—1556 гг. ), — все близ Виченцы Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553-1555 гг.
Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. 46).
(Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент— в Англии, Винченцо Скамоцци— в Италии, Джакомо Кваренги— в России, Томас Джефферсон — США ит. д. ). В 1994 году виллы Палладио в Виченце и окрестностях были объявлены ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия человечества. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве. Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности»— своеобразный путеводитель по римским руинам изученным самим Палладио, 1554 комментарии с рисунками к Витрувию изданные Даниэле Барбаро, 1556 «Четыре книги об архитектуре», 1570 работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574г и др. ), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIIIвв. В одном уголке художник даже «забыл» тапочки и веник 460 лет назад и скоро должен за ними вернуться. Возможно именно в период совместного пребывания Даниэле и Андреа в Риме по поводу издания этого труда с февраля по июнь 1654 года было окончательно решено заняться проектом загородного обиталища семьи Барбаро и в скорейшем времени воплотить его.
Большое архитектурное наследие Палладио и написанный им трактат оказали впоследствии (особенно в XVIII и в начале XIX вв. ) глубокое влияние на многие поколения архитекторов в ряде европейских стран. 1558—1566 (. ) гг. при строительстве железнодорожной станции). Он ориентирован своим удлиненным, словно церковный неф, пространством до квадратного зала олимпийских богов в сторону врезанного в холм за задним двором нимфея поперечным «трансептом» указан вектор расположения жилых помещений. Таким образом, учёные считают, что Паоло Веронезе работал над фресками виллы Барбаро в 1560-61 годах, когда уже познакомился с циклами гравюр, вдохновивших его при росписи пейзажей. Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. Залы, обращенные к Гроту, оформлены аллегориями христианских добродетелей.
Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок. В том же году он опубликовал «четыре книги об архитектуре», в которых изложил теоретические основы строительства частных и церковных зданий и принципы градостроительства. Широкая аллея ведет от дороги к развернутой фронтально постройке. Членения малого ордера пронизывают весь фасад, а его средняя часть значительно выше боковых и выделена полуколоннами на пьедесталах, благодаря чему вся церковь кажется больше и стройнее. Так, у вилл Ангарано и Пойяна в Пойяна Маджоре была выстроена лишь средняя часть и правые крылья вилла Годи-Порто в Лонедо получила лишь левое крыло в вилле Бадоэр по проекту, помимо закругляющихся портиков, должны были быть еще Г-образные в плане колоннады в вилле Вальмарана в Лизьере, заканчивавшейся Скамоцци, вместо двухэтажной лоджии была построена лоджия лишь в первом этаже, а над вторым этажом (более низким, чем в проекте) сделан фронтон в вилле Триссино в Меледо главное здание вообще, по-видимому, не было закончено, а крылья построены лишь частично.
Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574). Виченца — небольшой итальянский городок в регионе Венето.
(Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент— в Англии, Винченцо Скамоцци— в Италии, Джакомо Кваренги— в России, Томас Джефферсон— США ит. д. ). Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню. Вы не правы.
Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г. ), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада (рис. Организм древней архитектуры он изучал солидно, терпеливо, внимательно и бескорыстно. В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г. ). рис. 58—60).
Начал непосредственно заниматься архитектурой, участвуя в строительстве задуманной Триссино виллы Криколи (1537 г. ) и строя виллу Годи в Лонедо (1540 г. ). Работы художника, выполненные в технике тромплей – оптической иллюзии, создающей впечатление трехмерного объекта – считаются вершиной его творчества и служили образцом для других мастеров, расписывающих здания Палладио. 1561/1562-1566/1569 гг. М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели). В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж. Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света. Т. 2, М., 1937, стр. Всё это у него в голове после бокальчика вина.
Часто остаются только старики. 58). Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Салон Любви Веронезе посвящает супружеской любви и верности. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе).
В 1570г. Но «почувствовать» творчество одного из лучших мастеров позднего Возрождения невозможно, не увидев росписи виллы Барбаро, построенной по проекту Андреа Палладио. В Мазере он заключил старые стены в новые «одежды», что выявила недавняя реставрация: были обнаружены остатки окон, обнесенные стеной и следы кессонного потолка над сводами. Счастливчик, он избежал печальной участи многих художников быть изучаемым в свете своих привычек, темперамента, сплетен о своих склонностях и странностях. Работая в мастерской архитектора-скульптора Джованни да Педемуро, куда обращались для выполнения своих моделей архитекторы, приглашавшиеся в Виченцу в связи с перестройкой Базилики, Палладио, по-видимому, уже с 1538 г. приобщился к этой увлекательной работе: его модель, выполненная к проекту, представленному в 1546 г., была принята после того, как были отвергнуты советы и предложения таких крупных мастеров, как Скарпаньино (1532 г. ), Сансовино (1536 и 1538 гг. ), Серлио (1539 г. ), Санмикели (1541 и 1542 гг. ) и Джулио Романо (1542 г. ).
Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни. В 1524г.
Палладио построены дворцы: Кьерикати (с 1550 г. ), Порто-Коллеони (около 1550 г. ), Тьене (1550—1551 гг. ), Изеппо да Порто (1552 г. ), Вальмарана (1566 г. ), Порто-Барбарано (1570 г. ), Порто — позднее Бреганце (1571 г., неокончено) в Виченце дель Торро в Вероне (1551 г. ), Антонини в Удине (1556 г. ) виллы (кроме указанных выше): Черато, Муццани около Пизы, Ангарано около Бассано (1548 г., разрушена), Тьене в Квинто (нач. На вилле Барбаро в Мазере Паоло Веронезе создал знаменитый цикл фресок на стенах залов. Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности»— своеобразный путеводитель по римским руинам изученным самим Палладио, 1554 комментарии с рисунками к Витрувию изданные Даниэле Барбаро, 1556 «Четыре книги об архитектуре», 1570 работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574 г и др. ), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIIIвв.
В старой постройке Палладио создает новый, крестообразный в плане парадный зал (пьяно нобиле обозначен на фасаде балюстрадой балкончика). Вот таким образом местная кухня пользуется заслуженной славой у избалованных европейских гурманов.
палаццо или дворцов) и загородных резиденций (вилл). до 1550 г. ), Ротонда в Виченце (с 1551 г., заканчивалась Скамоцци в 1580—1591 гг. ), Пьовене в Лонедо, Триссино в Меледо (проект 1553 г., почти не сохранилась), Пизани около Монтаньяно (1553 г. ), Муццани в Ретторголе (не сохранилась) и Дзено в Чессальто (начаты в 1559 г. ), Коголло (проект 1560 г. ), Тьене в Чиконье (около 1560 г. ), Сарачено в Финале, Эмо в Фанцоло, Фоскари в Мальконтента, Рипета около Кампильи, Мочениго в Марокко (около 1560 г., последние две разрушены), Пойяна в Пойяна Маджоре, Пизани в Баньоло (1561 г., перестроена), Сарего в Санта София близ Вероны (1562 г., сильно перестроена), Сарего в Миега, Вальмарана в Лизьере, Корнаро в Пьомбино (1564 г. ), Бадоэр во Фратта Полезина (1565 г. ), Барбаро в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ), Рагона в Гиццоле. С 1558г. Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17 – 18 вв.
В этих условиях становится понятным, что в центре интенсивной духовной жизни венецианских гуманистов оказались искусства и наука, а эстетическая мысль, в значительной мере связанная с процветавшей здесь музыкой, обратилась к исследованию гармонии, пропорций и других внеисторических «вечных» закономерностей. Условия труда были невыносимыми. По поводу архитектуры Палладио с вами не согласна. Известен он как город выдающегося архитектора итальянского Ренессанса Андреа Палладио. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже.
Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. Кальдоньо в Кальдоньо, ок.
У них родилось 5 детей: сыновья Леонида, Маркантонио, Орацио и Силла и дочь Зенобия. Почти 500 лет европейские архитекторы говорят преимущественно на созданном им универсальном языке зодчества, как на некоем эсперанто. Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, встречаются и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна) и роскошные резиденции (Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр) (рис.
Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548 1550—1554) и другие города. На тронах из облаков мы видим Афродиту, Гермеса, Зевса, Апполона с символами зодиаков. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. Своеобразие Базилики выявляется при ее сопоставлении с родственной по композиции библиотекой Сан Марко в Венеции, которая при сравнении выглядит более многословной, перегруженной декором и даже более грузной, тогда как Базилика, более легкая и в то же время неизмеримо более сильная, поражает почти полным отсутствием декора и всеопределяющей ролью тектоники, скупыми средствами которой и создается глубокий и впечатляющий образ сооружения.
Люди масштаба Палладио умудряются сделать из человеческой истории, всегда одинаково тривиально-кровавой и монотонной, лишь придаток и довольно постылый придаток, к великолепной истории искусств. Андреа, тогда носивший совсем иную фамилию (это граф придумал ему красивый и многозначительный псевдоним «Палладио»), под его руководством берется за самообразование, не только архитектурное, но и широкое гуманистическое вообще. Андреа ди Пьетро делла Гондола (1508-1580), называемый Палладио, в юном возрасте перебрался из родной Падуи в Виченцу, где прошел обучение в мастерской каменотеса. Так что им грех жаловаться. У них обычно несколько домов. Предки семьи Эмо были греческого происхождения, в 997 переселились из Далмации в венецианскую лагуну.
Окончание строительства здания совпало с крупной победой венецианцев над турками (при Лепанто, 1571 г. ), что, быть может, объясняет его приподнятый, «триумфальный» характер. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели).
Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. Ещё в палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. 46, 50). Андреа делла Гондола, прозванный Палладио (1508—1580 гг. ), родился в Падуе.
После его выполнения он и стал известен как Палладио. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро делла Гондола (Pietro della Gondola). и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. ок.
Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). 232—233), античные сооружения были замечательными, но не единственными достойными изучения образцами, с которыми можно было сравняться, которые можно было даже превзойти. Умение подчеркнуть гармоничность постройки искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560 – 1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551 – 1567). Его знакомство с Даниэлем Барбаро относится к 1550 году. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574).
Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Пойяна в Пойяна Маджоре, ок.
По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором— ионический. Продуманная симметрия. Эта работа служила образцом для многих художников того времени.
Материал представляется полностью напряженным, он как бы приобретает особую крепость. Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит законченное впечатление (ныне снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла).
Теперь критики считают её Богиней зерна и сельского хозяйства Деметрой. при строительстве железнодорожной станции). На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т. е. В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ди Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноимённом острове, 1565 год «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в середине XIXв.
Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г. ) едва ли не самая известная из всех вилл мастера — является первой центрической купольной постройкой светского назначения. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооружённый для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци). И вот уже происходит прелюбопытная инверсия: художник перетягивает историю на себя и мы говорим: «Такой-то жил во времена Палладио, Моцарта, Пушкина».
Гуманист Джанджорджо Триссино (1478 – 1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. При этом Палладио не только подчеркивал условный, переносный смысл привлеченных им ордерных форм, тем самым реалистически указывая на основополагающую конструктивную роль стены (этот прием, широко применявшийся и его предшественниками, получил у мастера лишь дальнейшее развитие), Палладио трактовал саму стену не как аморфную массу кладки, но как организованное по законам ордера тело, с основанием, средней несущей частью и венчанием. Вот таким образом эти загородные постройки отличаются небывалой художественной простотой и четкой симметрией, сквозившей в гармоничных согласованных соразмерностях между главным входом и подъездом, между парадным садом и садом с противоположной стороны дома, между лоджиями, портиками и аркадами. Организм древней архитектуры он изучал солидно, терпеливо, внимательно и бескорыстно.
В залах, чьи названия продиктованы мифологическими сюжетами (например, Комнате Вакха), художник помещает героев фресок на фоне пейзажей, которые создают иллюзию продолжения ландшафта, окружающего виллу (Природа при этом как бы входит в дом). В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. Их архитектура полна то чарующей интимности и уюта (Вилла Пьовене и Годи в Лонедо, Сарачено в Финале), то спокойного достоинства (виллы Фоскари в Мальконтента, Корнаро в Пьомбино, Пизани в Монтаньяна), то благородного, лишенного всякой претенциозности богатства (Бадоэр, Барбаро в Мазере).
52—57). Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. Это замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью (росписи Веронезе с учениками) и скульптурой (камины, барельефы, скульптурные вставки и круглая скульптура в нимфее — Алессандро Витториа). фрески кисти П. Веронезе, 1560—1562 гг.
Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни. Время протекает в виде вереницы художников, поскольку только художники дают времени лицо. Все эти декоративные конструкции прикрывают объемы голубятен. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени).
Тема судьбы изобилия и веры воплощается во фреске «Аллегория Веры и Милосердия, защищающих христианина». Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552 Вальмарано, 1566) ещё близки флорентийским палаццо XVв. Последняя по праву считается самой абсолютной постройкой архитектора. Нисколько. Впрочем, рассмотрение творений Веронезе – отдельная тема.
(Даниэле Барбаро серьезно увлекался астрономией и астрологией и, вероятно, сам и смастерил циферблаты. ) Фронтончики над квадратами словно стекают до горизонтали карниза выкружкамиу боковыми треугольниками с вогнутыми «гипотенузами». Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (. ) и ряд других (некоторые разрушены в последующие века). Им уже не по силам ухаживать за таким огромным хозяйством.
Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами. Кажется, стукни по нему — и он зазвенит. Так, он неизменно прибегал к ордеру для осмысления другой тектонической системы — стены. Для Браманте, как и для Альберти (см.
Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей, затеснённые между колоннами. Кто для нас Палладио. По другой интерпретации, это – муза астрономии и астрологии Урания. Последователи мастера образовали целое направление в европейской архитектуре, получившее название палладианства. Так, если в начале текущего столетия большинство авторов рассматривало Палладио как основного представителя Высокого Возрождения в Северной Италии, расходясь лишь в оценке некоторых отступлений мастера от «классического» стиля Браманте, — то теперь в нем видят и представителя раннего барокко и строгого классика-археолога, преданного задаче возрождения античности и типичного представителя маньеризма и зачинателя европейского классицизма. Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий.
ПАЛЛАДИО АНДРЕА (1508 – 1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574). В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Более того, расхождения в оценке мастера не уменьшаются, но скорее возрастают. В 1534 (ему было 26 лет) его женой стала Аллеградонна, дочь плотника Маркантонио. Изящные архитектуры-обманки в этом салоне Бахуса дополняет большой камин работы Алессандро Виттория.
Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т. н. Он жил в убеждении, что это не чья-то чужая архитектура, рядом с которой возможна какая-то иная, но что это вообще единственная возможная и нужная архитектура. При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548 1550—1554) и другие города. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера— незаконченная Лоджия дель Капитаньо (1571-72) на площади Синьории в Виченце напротив базилики. Если виллы Палладио в целом объединяет впечатление гармонии и умиротворенности форм, то в его церквах главное— динамика форм иногда— взволнованная патетика. Это не значит, что ордерные формы имели для Палладио лишь декоративный смысл.
48, 49). Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542—1544, ок. Впечатление парадности последние не нарушают. Вилла в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ) — одна из наиболее роскошных и хорошо сохранившихся — была построена Палладио для семейства Барбаро (рис. А сквозь живописно оформленные проемы появляются иллюзорные фигуры молодого охотника с собакой (предполагают, что это автопортрет самого Веронезе) или любопытных девчушки и пажа, приоткрывающих тяжелые «двери» с двух сторон прохода или музицирующих синьор в «нишах» рядом с дверями.
В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта.
48, 51). Мирные картины сельской жизни семейства украшают зал олимпийских богов, живописно расположившихся на октогональном (восьмиугольном) плафоне – не знак ли это их высокого покровительства. Ее детали очень просты и вместе с тем пластичны лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и аскетическую простоту общих форм.
В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей). Но каждая из них глубоко индивидуальна. круглые окна в наименее напряженных участках стены по сторонам арок). Смотрится на местности очень величественно и красиво. Альберти. Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным.
Дж. А. Г. Габричевский, Альберти-архитектор — в кн. : Л. Б. Известно, что художник провел продолжительное время в Мазере, а «гонорар» за свою работу здесь вложил в покупку земли поблизости. Подобно Моцарту или Пушкину, в своем ремесле Палладио — создатель некоего абсолюта.