Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец.
Еще накануне революции этот художник в картинах Клятва Горациев (1784), Брут (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. В «Деспаратес» изображены сложные символы, чудовищные образы, монстры, которые сосуществуют с людьми. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств).
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Отчасти это объясняется тем, что еще в период древнеримской империи произведения искусства Египта вместе с древними культами Исиды и Гора попадали в Рим. Император желал больше пышности и великолепия. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. Он был мягче и пластичнее. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.
Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика». Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Листопрокатный стан семьи Бейтмена, производил большое количество тонких серебряных пластин, легко поддающихся резке, плавке, закручиванию и сгибанию. А) и др. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Сегодня мало кто не слышал о Триумфальной арке на Елисейских полях.
Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. В 1806-1836 гг. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.
Ампир в России (другие названия – высокий классицизм или александровский классицизм) возник под влиянием французского искусства и стал выразителем идей государственного величия и независимости наибольшее распространение получил в градостроительных ансамблях Санкт-Петербурга (архитекторы К. И. Росси, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, Ж. Ф. Тома де Томон, В. П. Стасов и др. ) и Москвы (Дж. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. И когда в 1800 году художник написал картину – портрет знаменитой по тем временам парижской красавицы мадам Рекамье на кушетке с плавно изогнутым изголовьем и в тунике на античный манер – эта картина положила начало развитию нового стиля «рекамье». Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. В франц.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
Предметы декорируются линейным орнаментом, знаменующим бесконечность жизни. В стиле позднего классицизма и русского ампира работали замечательные петербургские мастера XIX века Доменико Адамини (Дом Адамини, 1823-1827, набережная Мойки, 1), В. И. Беретти (Гауптвахта на Сенном рынке, 1818-1820, Садовая улица, 37), А. П. Брюллов (Михайловский театр, 1831-1833, Площадь искусств, 1, здание штаба Гвардейского корпуса, 1837-1843, Дворцовая площадь, 2-4) Давид Висконти (костёл Святого Станислава, 1823-1825, улица Союза Печатников, 22), В. А. Глинка (перестройка особняка графа Н. П. Румянцева, 1820-е годы, Английская набережная, 44), Поль Жако (здание Дворянского собрания, 1834-1839, Михайловская улица, 2), Джовани Лукини (здание портовой таможни, 1829-1832, набережная Макарова, 4), А. И. Мельников (здание единоверческой Никольской церкви, 1820-1838, улица Марата, 24), А. А. Михайлов 2-й (рисовальный корпус Академии художеств, 1819-1821, Университетская набережная, 17, дом А. И. Корсакова, 1826-1828, Владимирский проспект, 12), П. С. Плавов (женское отделение Обуховской больницы, 1836-1839, Загородный проспект, 47), Антонио Порто (здание Военно-медицинской академии, 1799-1803, улица Академика Лебедева, 6), Луиджи Руска (Дом ордена иезуитов, канал Грибоедова, 8/1), И. И. Шарлемань (Скотопригонный двор, 1823-1826, Московский проспект, 65), Гаспаре Фосатти (перестройка дома З. Н. Юсуповой, 1835, Невский проспект, 86), С. Л. Шустов (Каменноостровский театр, 1827-1835, набережная Крестовки, 10, лит. Фонтен, также Ж. Ф. Шальгрен. Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. оссианизм). Он являлся ярким представителем позднего петербургского ампира: ему принадлежат торжественные, парадные проекты зданий Российской Академии наук на Васильевском острове, Павловских казарм на Марсовом поле (1817-1821), Спасо-Преображенского собора (1827-1829), Троице-Измайловского собора (1828-1835), Нарвских (1827-1834) и Московских триумфальных ворот (1834-1838), а также великолепные дворцы в предместьях Санкт-Петербурга.
Каррузель в Париже, 1806, арх. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером.
За основу этого стиля были взяты формы мебели античной эпохи. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси.
Ампир получил распространение не только в европейских странах, но и в России – в ансамблях (Театральная ул, ныне ул. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он сменил Цезаря на Брута. АМПИР (фр.
В облике «ослиного братства» представлены верхи Испании. следует отличать от более раннего стиля периода александровского классицизма, ориентированного на греческую архаику и французский Неоклассицизм 1760-х гг. Особенно хороша центральная часть Конного двора. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Но, вероятно, столь резкая оценка Грабаря объясняется не столько скудностью таланта этих мастеров, сколько ограниченностью стиля. Но примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке.
Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Между тем в действительности здание весом в 300 тысяч тонн покоится на слабых грунтах (водонасыщенных озерно-ледниковых пылеватых суглинках), давление на которые близко к критическому. В моду входят браслеты на ногах/руках, колье, несколько раз обернутые вокруг шеи.
Широкое распространение в архитектуре ампира получили портики дорического и тосканского ордеров декор зданий был нередко перегружен военной атрибутикой (дикторские фасции, доспехи, венки, геральдические орлы, также стилизованные сфинксы и т. п. ). Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Ш. Персье и П. Ф. Л. Здание несколько искажено позднейшей застройкой.
Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. Это уже была декларация эклектики. Ампир как художественный стиль был естественным продолжением классицизма XVIII века. Женское тело было хорошо видно.
А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. В живописи классические тенденции проявляются наиболее ярко. Фонтен, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Потолки выглядят как произведения искусства.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Среди этих картин — «Суд инквизиции». Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. Никто не посмел дальше, чем он, пойти по пути возможного абсурда. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв.
Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами. В. П. Стасов является предтечей неорусского стиля XIX века. Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси.
«Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. И архитектурные формы и почерпнутые из неиссякаемого арсенала античности композиционные схемы и сюжетные и орнаментальные мотивы были теми же. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Только в 2010 году полная коллекция столовых предметов была выставлена в музее. Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями – Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу.
Результатом пережитых потрясений стала большая глубина его искусства. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. При этом под восточной частью собора остались старые сваи длиной 8-10, 5 м, а под западной частью были забиты просмоленные сваи длиной 6-8 м, что впоследствии привело к разности осадок до полуметра (юго-западный угол оседает сильнее).
В 1806 – 1836 гг. Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.
Сегодня десертный сервиз хранится в Оружейной Палате Кремля. Французскому ампиру свойственно прямое заимствование и копирование произведений и форм античности (воздвигнутая в Париже на площади Карусель арка в 1806 году повторяет в точности римскую арку Севера). Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Не было ни одного «простого» элемента: кариатиды поддерживали камин, ручки кресел были выполнены в виде амуров и крылатых львов, декоративные элементы из золота украшали основание мебели, будуарные столики, ширмы. В 1802-1813 гг.
Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. Камеи в стиле ампир гармоничны, не перегружены декоративными элементами изящны и самодостаточны природной красотой. Томира и его мастерской. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Платья шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Хронологические рамки оригинального французского Стиля Империи узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799г. ) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной.
Это, помимо огромного размера, придает храму дополнительную монументальность, создает впечатление вековой имперской незыблемости. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Здание Главного штаба с комплексом из трех Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819-1823 годах (скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).
П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».
Ж. -Ф. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
Если свободно возникший Классицизм был ориентирован на демократические Афины периода классики Века Перикла, то художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси». Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Скульптор А. -Д. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Лишь в предметах обстановки и в модах ампир выразил себя так же четко, как в архитектуре. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). В 1809-1813 гг. Такая мебель, конечно, была очень далека от античной.
То же в прическах, с собранными на затылок волосами, завязанными лентой в большой узел. Они воспринимались как связь с античностью, наделялись магическими свойствами. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Авторами были Персье и Фонтен.
Давиду. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Ювелирные украшения переделываются под желания, прежде всего, Жозефины Богарнэ. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц.
Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Вдохновителем сервиза стал Степан Пименов, а название «гурьевский» получил по фамилии куратора завода графа Д. А. Росси). Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830-1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810).
Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб – Кузьминки. В некоторых странах Европы (Великобритания, Италия, Дания) в 1-й трети 19 века наблюдались сходные искания в области архитектуры и декоративных искусств (например, Регентства стиль и «стиль Георга IV» в Англии, «прусский эллинизм» в Германии), однако они не получили названия «ампира». Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Узнаваемыми сооружениями периода стали: Исаакиевский собор (О. Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж). Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Для работы над этими картинами, Давид заказал известному парижскому мебельщику Ж. Жакобу предметы обстановки по собственным рисункам, сделанным им с этрусских, как их тогда называли, ваз, найденных в раскопках Геркуланума и Помпеи в Италии.
Последней серией гравюр стала серия «Деспаратес», включающая 18 листов. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Характерны надписи листов серии: «Варвары. », «Какое мужество. », «Я видел это». П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фон-тена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Сервиз похож на своего французского собрата палитрой и декорированием, особенно красно-коричневой окаемкой с золотым орнаментом.
Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Эти отношения были прерваны войной. Давиду. Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль рекамье. В 1794 г. он писал: «Чтобы занять воображение, подавленное зрелищем моих страданий и частично покрыть многочисленные, связанные с болезнью расходы, я принялся писать серию картин, в которых много места отведено наблюдениям, что, как правило, невозможно в заказных работах, где негде развернуться ни прихоти, ни фантазии». Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх.
Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Отмечается возрождение геральдики, особенно заметное в английском серебре. Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Другое, более редкое название Ампира — неоримский стиль. Это уже была декларация эклектики.
В качестве обивки подбирали ситец. Предпосылкой ампира во Франции в конце 18 века было стремление мастеров классицизма ко всё большей лапидарности и монументальности – в проектах К. Н. Леду, Э. Л. Булле и др. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Принципы архитектурных классических форм и пропорций ярко воплощаются в подсвечниках и канделябрах: популярные модели дорической ионической и коринфской колонн, гладкие, рельефные, прямоугольные, многогранные, прямоугольные, напоминающие египетские обелиски. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Но сам император желал больше пышности и великолепия. Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки».
Ампир же, подражавший легко различимым античным стилям, напротив, был предельно точен в передаче деталей орнамента и декоративных мотивов. После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль». Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
Канделябры и часы выполняются в виде колонн, урн и памятников. Увлечение античностью отразилось и на светском костюме. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). К примеру, знаменитые Уорикская, Букингемская и Портлендская вазы, найденные в конце18-го века при раскопках в Греции, воплощаются в серебре и становятся объектами подражания для многих ювелиров. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением.
Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Каждый лист сопровождается названием и комментарием. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона.
Первое крупное произведение Гойи — серия «Капричос», в которую включено 80 гравюр изображающих жизнь Испании. Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Утонченный, нередко плоский тесненный или гравированный декор первой половины Неоклассицизма, в изобилии сменился более крупными архитектурными мотивами и объемными литыми украшениями в античном духе: лавровые гирлянды и венки, листья аканта, головы и лапы орлов, лебедей, пантер, сфинксы, женские фигуры и маски, подобные древнегреческим. Ампир (от франц. Деноном.
Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Шальгрена. Сущность и назначение стиля ампир выражается в самом его названии.
Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Настолько был силен гипноз французской моды. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. Ампир получил распространение в европейских странах в России он стал выразителем идей независимости и величия русского государства и проявился в градостроительных ансамблях (Театральная улица, ныне улица Росси, архитектор К. И. Росси стрелка Васильевского острова с Биржей, архитектор Ж. Тома де Томон), общественных зданиях (Адмиралтейство, архитектор А. Д. Захаров Горный институт, архитектор А. Н. Воронихин все – в Петербурге), монументальной скульптуре (памятник Минину и Пожарскому в Москве, 1804-18, скульптор И. П. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур».
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Мода на все французское появилась еще при императоре Павле. Комнаты были наполнены блеском, обилием деталей, яркими красками. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.
Все тридцать побед запечатлены на верхнем ярусе арки, а барельефы «Марсельеза» (скульптор Франсуа Рюд) и «Апофеоз Наполеона» достигают высоты 12 метров. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древнеримского дома. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма. В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. Впечатление от этого контрастного сочетания огромно.
Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих слав вверху. Эти отношения были прерваны войной. Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов. Вот таким образом эволюция художественных стилей в искусстве Франции — от Рококо, через Неоклассицизм, к Ампиру, слишком напоминает, как бы в обратном порядке, развитие, которое происходило в Италии XVI столетия: от Классицизма эпохи Возрождения к Маньеризму и Барокко.
Лучшая постройка Бове – особняк князя Гагарина (1813) – разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Его чудовища родились жизнеспособными, гармоничными. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. -Л.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Большинству произведений этого периода свойственна эклектичность. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Росси целиком отошёл от французских источников ампира (Леду, Персье, Фонтена, Виньона) и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны.
Давид участвовал в первой французской революции, затем, пережив тяжелый кризис, стал прославлять императора Наполеона так же, как до этого – идеалы свободы римской республики. Она характерна округлыми формами, мотивами лебедей, звериных лап и крылатых сфинксов в виде ножек и ручек, военной арматуры и разных символов античного времени (факел, стрела) в виде украшений. В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.
Эти отношения были прерваны войной. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Монферран), Новое здание Адмиралтейства (А. Искавший вдохновения в античности классицизм был далек от археологической скрупулезности.
Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Томира и его мастерской.
Слава превратила его в первого живописца Империи. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Главный вход он усложнил триумфальной аркой, ставшей в этот период отличительной чертой стиля. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Основания в вазонах устойчивые, массивные, выдержанные в единой концепции. Но его специфика – темы для сюжетов.
Но очень скоро они были перемешаны с элементами египетского искусства. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
Предшествовавшие ампира Директории стиль (1795 – 99) и так называемый стиль Консульства уже ориентировались на искусство греческой архаики императорского Рима, а также Древнего Египта, перенимая его монументальность, лаконизм, позднее – идею утверждения имперского величия посредством многочисленных атрибутов и символов. В разной степени ампир отразился на искусстве всей Европы. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов.
Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Ведущие мастера французского ампира – архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.
В России особо полюбились изделия из камей: браслеты, кольца, кулоны, броши. АМПИР (от французского empire – империя), стиль в архитектуре и декоративно-прикладных искусствах 1-й трети 19 века во Франции и России, завершающая фаза классицизма. Он выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество. Авторами были Персье и Фонтен. К работе над сервизом привлекались декораторы, художники по керамике (М.
Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Такие его характерные черты, как культ государственности и имперского величия, холодная помпезность, проявились в тоталитарном искусстве 20 века (фашистское искусство в Италии, Третьего рейха искусство в Германии, неоклассицизм в СССР). Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск.
Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории». Гойя в этой серии достигает предельной силы выразительности. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности. Огюст Монферран).
Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Всего в серии 82 листа. Формы вазонов напоминают амфоры, а в орнаменте используется характерная растительность: лепестки лотоса, как символ божественной силы и олицетворение солнца, дающего жизнь, тростник, лилия. Шальгрена. П. Стасов), Михайловский дворец (К.
Д. Захаров), Московские триумфальные ворота (В. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. После смерти Карла III и восшествия на престол в 1789 г. Карла IV Гойя стал придворным художником, успешным, заваленным заказами. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. А. Д. Захаров Горный институт, арх. осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В.
Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Технологии постепенно распространились из Англии по всей Европе, затем в Америке. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древнеримские образцы (арка на площади Каррузель в Париже, 1806, архитекторы Ш. Персье и П. Ф. Л. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Гурьева. Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ).
Стоун). Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). Ампир впитал в себя также отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Образцом ампира в Петербузи стала застройка Дворцовой площади (здание Генерального штаба, арх. Художественная резьба по камням впечатляет. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма.
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен.
аквила), связки копий, щитов и ликторских топоров (см. Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный.
Вторая серия гравюр назвала Гойей «Бедствия войны», большинство событий изображемых художником, документальны. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Покои короля украшала исполинская постель с драпировкой и фигурным навершием в виде орла.
В 1792 г. Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой он потерял слух. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Это уже была декларация эклектики.
Авторами были Персье и Фонтен. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Для обивки использовали шелк или бархат. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаичной Греции и императорского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величеств, мощи: монументальные массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (ликторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ). Давиду.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Б. Жилярди и Д. Жилярди, А. Г. Григорьев, О. И. Бове). К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Шею и руки оставляли открытыми. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Шею и руки оставляли открытыми.
В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Первое место среди построек Кузьминок занимает Конный двор.
А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам. В различных городах России развернулось строительство по «образцовым» проектам, благодаря которому ампир стал общероссийским культурным достоянием. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. Нижний край часто отделывали блестками.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж). Скульптор А. -Д. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира». Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский.
также арматура трофеи фасции). П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». В императорский период во Франции широко распространилось прямое заимствование архитектурных типов и форм древности (арки триумфальные, обелиски и др. ), мотивов декора интерьеров (антикизированные египетские рельефы и орнамент, помпеянский стиль и т. п. ), нарочито парадных и холодновато-торжественных исполненных театрального пафоса. Декольте тоже были максимально открытыми. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра.
В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в помпеянском стиле. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Наполеоновский Ампир — стиль жесткий и холодный. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг.
Влияние ампира во 2-й половине 19 века несомненно в зодчестве Франции (Второй империи стиль), Великобритании (викторианский стиль), Италии, кайзеровской Германии.