Lourens Alma Tadema, англ. Когда Lawrence Alma-Tadema исполнилось 15 лет, он заболел. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912) — британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Лоуренс Альма Тадема (Sir Lawrence Alma Tadema) родился 8 января 1836 года в северной части Нидерландов, в небольшой деревне Дронрейп.
Сэр Лоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema 1836—1912)— британский художник нидерландского происхождения, писавший картины преимущественно на исторические сюжеты. Художник Lawrence Alma-Tadema (Лоуренс Альма-Тадема), годы жизни 1836 – 1912, — британский художник нидерландского происхождения.
В 1876 году Альма-Тадема был принят ассоциированным членомКоролевской Академии художеств. «Пиррический танец» вызвал интерес со стороны зрителей и специалистов в живописи исключение составил Джон Рёскин. Собственно исторические события перестали увлекать Альма-Тадему, он сосредоточился на передаче художественными средствами романтических чувств. Тем не менее, он каждый год создавал по большой картине, отвечающей стандартам Академии и участвующей в её конкурсе. После этого картины были переданы на аукцион «Кристис», где не удалось продать даже «Обретение Моисея» и «Розы Гелиогабала». Выздоровев, Лоуренс решил посвятить свою жизнь искусству и стать художником.
Гамбар был впечатлён древнеегипетскими картинами художника, заказал ему серию из 24 полотен и устроил первую выставку в Лондоне, в которой участвовали в том числе «Игроки в шахматы»18. «Модель скульптора» вызвала скандал, по её поводу высказывался даже епископ Карлайл37. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
В тот момент владельцы дома гостили в Шотландии у поэта Уильяма Белла Скотта— художник должен был иллюстрировать его сборник. Тогда же у Альма-Тадемы спросили, почему он постоянно пишет варваров. Иногда он писал акварели, которые позднее превращал в станковые полотна.
В 1920-е годы с повсеместной модой на авангардизм викторианский академизм был забыт и, казалось, «выброшен на свалку истории». За всю свою жизнь создал 408 полотен из которых более 300 были изображениями античности.
В тот период он много экспериментировал и одним из наиболее смелых шагов в этом направлении была картина «Модель скульптора» 1877 года. Среди портретов жены Лауры выделяется картина «Помешали» (1880), выполненная для выставки женского портрета журнала «Графика»54. Медовый месяц чета провела в Бельгии и Нидерландах, а по возвращении они поселились в собственном доме в фешенебельном районе Риджент Парк.
В те времена ходил анекдот о воре, который, украв произведение Альма-Тадемы, покончил жизнь самоубийством68. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». Сцены из жизни Древнего Рима, Греции и Египта, созданные художником в стиле неоклассицизма, пользовались огромной популярностью в викторианской Англии. Впрочем, ещё в 1910-е годы декоративные возможности его картин оценили в Голливуде, поскольку живопись Альма-Тадемы использовалась американскими режиссёрами как источник зрелищного материала для постановки фильмов на античные темы.
Он ответил, что сами по себе варвары значения не имеют, но «они живописны»10. Он стал активно общаться с Лаурой Эппс, сделавшись её учителем живописи. Обиду скомпенсировало звание офицера Почётного легиона, присуждённое в конце выставки39. Альма-Тадема подошёл к «Триумфу Тита» как историк, несколько раз совещался по поводу сюжета с членом королевской парламентской комиссии по живописи Уильямом Уолтерсом. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
28 мая 1869 года Мари-Полин Альма-Тадема скончалась от оспы в возрасте 32 лет.
В 1860-е годы сюжеты картин брал преимущественно из историиэпохи Меровингов, затем переключился на темы древнего Египта, далее перешёл наантичную тематику. Художник после этого четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Атье Тадема (нидерл. Atje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году. И вместе с тем Тадема не ставил себе задачей изображения исторических конфликтов. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. В его мастерской долгое время находилась акварель «Вакх и Силен», но он так и не написал её в масле.
24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести в числе его предшественников были Рубенс и Ван-Дейк55. Также одним из «адресатов» данной картины был Рёскин, утверждавший, что «искусство представляет нежность ума», а «живописи нагого тела существовать не должно». В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. Второй брак Альма-Тадемы был бездетным24. Изобилие розовых лепестков указывало и на имперское изобилие.
Одним из первых покупателей античных картин Альма-Тадемы стал испанский коллекционер— маркиз Хосе де Мурьета, который приобрёл более 20 его полотен, в том числе «Лесбию, оплакивающую воробышка». В дальнейшем Альма-Тадема старался избегать обвинений в «непристойности» и чаще всего изображал нагих женщин в обстановке римских бань. Только после передачи картин в Нью-Йорк они, наконец, были проданы67. За свою жизнь великий художник создал 408 картин. В 1838 году семья Тадема переехала в Леуварден, где нотариус больше зарабатывал1.
В 1896 году он исполнил редкий для него заказной автопортрет для Галереи Уффици, что означало признание со стороны весьма авторитетного институтаКомм. В 1865 переехал в Брюссель, а с 1875 обосновался в Лондоне. В Англии изменилась его палитра— она стала светлее изменилась и техника письма. В 1863 году умерла мать Альма-Тадемы (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен Грессен де Буажирар— дочери журналиста, живущего в Бельгии14. Интересно и то, что Альма-Тадема выполнял некоторые заказы на театральные постановки, в частности на постановку «Кориолана» Генри Ирвинга в 1901 году в лондонском театре «Лицеум».
Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Один из наиболее известных и высокооплачиваемых художниковвикторианской эпохи. Успех работы заложил основу дальнейшей популярности художника, картину одобрили не только критики и коллеги по художественному цеху, но и король Леопольд8.
Честолюбие Тадемы искупалось несомненным талантом и потрясающим трудолюбием. Однако уже в то время в художественную практику входил лозунг «искусство для искусства» и вот таким образом творчество Альма-Тадемы в 1870-е годы находило гораздо более сторонников, нежели противников26. Тем не менее, в июле 1871 года Альма-Тадема женился во второй раз. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Через мельчайшие детали осуществлялась передача духовной атмосферы жизни древности и профессиональные египтологи признавали, что в живописи Альма-Тадемы «не было ничего, что не принадлежало бы к временам фараонов»13. Она несколько необычна для творчества художника, который редко обращал внимания на противоречия и негативные стороны жизни античности.
Ему гораздо интереснее были архитектура, обстановка и яркие костюмы. Многие интерьеры дома появлялись на картинах художника, например инструменты из музыкального салона были изображены в «Чтении из Гомера»47. Сюжет был основан на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный император Гелиогабал на оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними. Помимо занятий станковой живописью Альма-Тадема активно участвовал в оформлении театральных постановок (преимущественно шекспировских в театре «Лицеум»), создавал модели костюмов, мебели в помпейском или древнеегипетском стиле, делал книжные иллюстрации, рисунки тканей и обрамления картин.
В альбоме Р. Барроу делается попытка проследить художественные связи Альма-Тадемы в 1860-е— 1910-е годы и корректируется традиционный взгляд на его творчество как чисто декоративное и не несущее эмоциональной и интеллектуальной нагрузки. Нередко их героинями становились женщины в саду или на мраморных террасах, таковы «Роза всех роз» (1885), «В саду роз» (1889), «Секрет» (1887), «Не знающие соперниц» (1893) и многие другие50. В итоге картины представлялись настолько точными и насыщенными мельчайшими деталями, что просто перехватывали (и перехватывают до сих пор) дух зрителя.
В 1838 году семья Тадема переехала вЛеуварден, где нотариус больше зарабатывал. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. Участвовал он и в организацииВсемирной выставки в Сент-Луисев 1904 году.
Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Атье (написанный в 1851 году). Практически все работы Альма-Тадемы оказались в частных собраниях. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943)— имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж16.
Существует версия, что Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея» описал именно мастерскую Альма-Тадемы, куда во время работы над картиной даже зимой присылали розы из Франции и Алжира49. Под руководством Лейса Альма-Тадема в 1861 году написал свою первую масштабную работу— «Обучение детей Хлодвига», выставленную на академической выставке в Антверпене.
Все детали обстановки, включая настенную живопись, были списаны с музейных экспонатов11. В 1872 году Альма-Тадема организовал каталог своих работ, где каждая картина имела номер опуса (как у композиторов)— в хронологическом порядке, была зафиксирована на фотографии и снабжена его личной подписью. 8. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея».
Например, над картиной «Весна» он работал более 4 лет, постоянно что-то изменяя и улучшая. Картина 1906 года «Ничего не спрашивай больше» была иллюстрацией стихотворения Альфреда Теннисона, причём за 20 лет до того Альма-Тадема написал на этот сюжет акварель60. Одной из характерных картин такого типа была «Встреча Антония с Клеопатрой в 41 году дон. э», сюжет которой был основан на популярной тогда пьесе Шекспира.
Очарованный красотой древнеримской цивилизации, а особенно деталями повседневной жизни, он начал плодотворное изучение древнего Рима. Римская (и, в меньшей мере, греческая) археология, живопись и культура стали для Альма-Тадемы страстным увлечением, длившимся всю жизнь. По пути домой, супруги Альма-Тадема приняли участие в работепарижского Салона 1876 года. 6), что вызвало ряд протестов. 24 мая 1899 года (в 81-й день рождения королевы Виктории) он был посвящён в рыцари, став лишь восьмым иностранным художником, удостоенным этой чести. В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
Напротив, с середины 1860-х годов в Британии началась мода на космополитическое искусство, обращавшееся к темам, далёким от социальных движений и повседневности. Он сравнил танцовщиков «с маленьким отрядом чёрных жуков в поиске мёртвой крысы»21. В это же время была создана акварель «Фауст и Маргарита», в которой в полной мере проявились особенности художественного мышления Альма-Тадемы. Картина была написана по заказу сэра Джорджа Эйрда, заплатившего 5250 фунтов (495 000 фунтов 2013 года)57. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет.
Аналогичными свойствами обладала картина «Древнеегипетские игроки в шахматы», хотя на самом деле герои картины играли в сенет. По размерам полотна и количеству фигур картины делились в контрактах на три категории. Эту же статую пытался реконструировать в своей картине «Диадумена» коллега Альма-Тадемы— Эдвард Пойнтер. В 1889 году он представил полотно «Посвящение Вакху», которое выделялось среди европейских вакханалий: Тадема превратил оргию в благопристойное празднество с участием женщин и детей51. Туда же Альма-Тадема переселился на январь— апрель 1876 года в Риме он общался с Генрихом Семирадским и осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)»32. Уже в те времена у него было огромное желание детально прописывать картину, а мифологический сюжет не позволял, по мнению художника, акцентировать внимание на исторических деталях (архитектура, костюм, предметы интерьера). Усилия увенчались полным успехом— картина была продана за 20 000 долларов (около 4000 фунтов стерлингов), став одной из самых дорогих в XIX веке43. В 1866 году он написал новаторскую для себя картину «В перистиле», показывающую возникший интерес к малофигурным композициям, которые позволяли подчеркнуть благородство чувств женских персонажей15.
Однако Альма-Тадема решил, что напишет другое полотно на тот же сюжет, результатом стала картина «После аудиенции», на которой Агриппа поднимается вверх по ступеням, а на тигровой шкуре лежат дары, поднесённые ему. Ещё в 1885 году в той же манере была написана картина «Триумф Тита», основанная на книге Иосифа Флавия. Художник изучал развалины храмов, познакомился в подробностях с обязанностями жрецов, с ходом древних ритуальных обрядов, порядком жертвоприношений и праздничных шествий. Безмятежная красота таких картин, как "Выгодная позиция" ("Coign of Vantage") и "Серебряные безделушки" ("Silver Favourites") создают у зрителей неповторимую атмосферу незримого присутствия. 3). В Лондоне Гамбар устроил выставку художника в Лондонской Академии художеств, на которой, в частности, была представлена картина «Пиррический танец» имевшая необычное композиционное решение: на втором плане персонажи расположены ровной горизонтальной полосой, в то время как воины со щитами заслоняют их собой.
Когда навес был развязан и цветы рухнули вниз, гости задохнулись под этим «дождем». Дочери Альма-Тадемы— Анна и Лоранс— находились дома их вместе с кроватями взрывная волна вышвырнула из окон, не причинив серьёзных повреждений. За своё творчество он был щедро награждён титулами и званиями.
В числе его предшественников былиРубенсиВан-Дейк. Его работы являются по-настоящему уникальными. В 1904 году покупатель заплатил за неё 5250 фунтов, в 1935 году её продали за 861 фунт, а в 1960 году— за 252 фунта (при этом фунт стерлингов девальвировался). Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Дочери— Лоранс (1864—1940) и Анна (1867—1943) имели художественные наклонности, одна стала писательницей, другая— художницей обе так и не вышли замуж.
В 1874 году дом Альма-Тадемы в Лондоне был уничтожен взрывом баржи с порохом на Регентском канале. Как писал К. Вуд: «По иронии судьбы, когда репутация Альма-Тадемы находилась на самой низкой отметке, его дух жил в кино»55. С этого времени оживляется интерес к Альма-Тадеме на антикварном рынке.
Примечательно, что уже на самом раннем этапе творчества Тадема нумеровал свои работы (римскими цифрами), что характеризовало его как весьма честолюбивого человека. Реконструкция дома обошлась Альма-Тадеме в сумму 70 000 фунтов (эквивалентную 6 500 000 фунтов 2013 года), в нём было 66 комнат, отделанных в эклектическом стиле45. Во время распродажи коллекции А. Фунта в 1973 году за «Моисея» было выручено 30 000 фунтовКомм. В 1872 году супруги Альма-Тадема совершили европейскую поездку продолжительностью пять с половиной месяцев, побывав в Бельгии, Германии и Италии. Медовый месяц они провели в Италии, побывав во Флоренции, Риме, Неаполе и Помпеях. Многие из его дизайнерских находок запечатлевались потом на полотнах.
Там любимым предметом будущего художника стала история. Родился в 1836 году в деревне Дронрийп на севере Нидерландов. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее». Характерно, что картина была немедленно продана за 5880 фунтов (эквивалентных 567 000 фунтов 2013 года), став самой дорогой картиной Альма-Тадемы, реализованной при его жизни в Британии52. Разрушения вынудили художника снимать студию, зиму 1875 года он провёл в Риме.
При постановке фильма «Десять заповедей» (1956) Де Милль вручил оператору и художникам набор репродукций картин Альма-Тадемы, чтобы они поняли, чего он от них добивается. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала», представленная на ежегодной выставке Академии художеств. Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Возможно, этот интерес был вызван стремление искусственно «состарить» картину, сделав ее похожей на классические образцы.
В доме имелось три студии— самого Альма-Тадемы, его жены Лауры и дочери Анны, располагались коллекции японского и китайского искусства (в 1892 году Лоуренс Альма-Тадема стал вице-президентом Японского общества, которое пропагандировало искусство этой страны). В 1904 году король Эдуард VII наградил художника вновь учреждённым Орденом заслуг (вместе с двумя другими деятелями викторианского искусстваКомм. Хотя критики прохладно встретили картину— художника обвиняли, что он не желал рассматривать моральной стороны событий изобразив изощрённое убийство, однако «Розы Гелиогабала» были куплены инженером— сэром Джорджем Эйрдом за 4000 фунтов (389 000 фунтов 2013 года)48.
Критики видели в этом противостояние войны и мира. У Брауна он встретил свою будущую вторую жену— Лауру Терезу Эппс, его свояченицу19. В поисках «своей» темы он увлёкся античными сюжетами и написал картину «Смерть Ипполита», однако картина не понравилась самому сюжеты.
Альма-Тадема Лоуренс (Lawrence Alma-Tadema) – великий британский, нидерландский художник. Большие полотна становились исключениями, например, библейское «Обретение Моисея» (1904), навеянное египетскими впечатлениями. В мае 1995 года на аукционе «Кристис» картина была продана за 1, 5млн фунтов6769.
Новый рекорд Альма-Тадема поставил на аукционе «Сотбис» в 2011 году: его картина «Встреча Антония и Клеопатры» была продана за 29, 2млн долларов70. Предполагалось дать ему юридическое образование, но в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка». Тема Меровингов была оставлена, художника увлекла ещё более глубокая древность. Альма-Тадема писал свою жену в разных образах известны также три её портрета17. По мнению Р. Барроу, это был ответ художника тем критикам, которые обвиняли его женские фигуры в отсутствии грациозности (одним из таких критиков был Оскар Уайльд)35. Реконструкция дома заняла всю середину 1880-х годов.
Считается одним из самых высокооплачиваемых и востребованных живописцев викторианской эпохи (1837 – 1901, период царствования Виктории). Рисунков и набросков в наследии Альма-Тадемы практически нет (за исключением раннего периода). Она была основана на эпизоде из «Жизнеописаний Августов»: развратный императорГелиогабална оргиях так заваливал своих гостей каскадами розовых лепестков, что некоторые задыхались под ними.
Гелиогабалусом именовали римского императора Марка Антония Аурелия. Основной темой работ мастера были исторические и мифологические сюжеты. Рисунки помечались иначе «portfolio N». Большая часть полотен относится к античной тематике, однако немало картин посвящены истории и мифологии древнего Египта истории Меровингов (первая династия франкских королей).
Альма-Тадема изобразил себя в строгом костюме, с кистью и в золотом пенсне56. По пути домой супруги Альма-Тадема приняли участие в работе Парижского салона 1876 года. Позднее эта картина была приобретена для королевской семьи за 10 000 фунтов (865 000 фунтов 2013 года)61. И Лоуренс Альма-Тадема решил более пристально изучить эпоху Меровингов. Павла. Дом быстро превратился в достопримечательность Лондона, рассказывали, что один из посетителей мастерской заявил: «Немудрено, что ваши картины отличаются такой самоуверенностью и великолепием. » Альма-Тадема ответил: «Наша современная публика так привыкла от каждой моей картины ожидать чего-то совсем нового и оригинального, что я вынужден постоянно окружать себя изрядным количеством впечатлений и именно таким обилием предметов, которые дают волю для игры воображения»46.
Эйрд— его постоянный заказчик55. Характерно, что портреты жены не имели самодовлеющего значения, превращаясь в самостоятельный жанр «портрета чувств», в котором важны мимолётные жесты и позы, показывая характер человека по неосознаваемым движениям15. Во время поездки в Италию в январе— апреле 1876 года, Альма-Тадема снимал студию в Риме, общался сГенрихом Семирадскими осмотрел его новую картину «Светочи христианства (Факелы Нерона)». В Италии они много времени проводили на археологических раскопках в Помпеях, а также приобрели и сделали множество фотографий, что наряду с большой исторической библиотекой, было важным источником для работы художника. В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. В 1863 году умерла мать Альма-Тадема (3 января), а 24 сентября он женился на француженке Мари-Полин Дюмулен. Под номером 1 в каталоге значился портрет его сестры Артье (написанный в 1851 году).
Последней крупной композицией Альма-Тадемы оказалась картина 1907 года «Каракалла и Гета», в которой братья-соперники были изображены в ложе Колизея в окружении семьи (включая старого отца— императора Септимия Севера). Золотая досталась баварцу Х. Херкомену, о чём художник с раздражением писал Гамбару. Примером являются «Серебряные фаворитки» (1903), «Голос весны» (1910) и некоторые другие. 8. В 1900-е годы он вернулся к теме римского императора Каракаллы, причём наряду с историческими сюжетами создал полотно «Термы Каракаллы»59. Новые искусствоведческие исследования стали выходить с 1970-х годов, как посвящённые художнику индивидуально, так и оценивающие его творчество в контексте викторианской живописи.
СэрЛоуренс Альма-Тадема (нидерл. Lourens Alma Tadema, англ. Lawrence Alma-Tadema1836—1912)—британскийхудожник нидерландскогопроисхождения, писавший картины на исторические и мифологические сюжеты. Лоренс родился в маленькой голландской деревне Дронрип семье нотариуса Питера Тадемы. На картине Альма-Тадема изобразил Гелиогабалуса вместе с матерью и фаворитами, сидящими за столом и наблюдающими за удавшейся «шуткой». По мнению А. Шестимирова, Альма-Тадема открыл новое направление в европейском искусстве— «будничный исторический сюжет представлен с такой основательностью, что, казалось, будто от меткости детей зависела судьба страны»9.
Близким другом художника был голландский скрипач Морис Сенс53. Лаура сама стала известной художницей и неизменно служила моделью для его полотен (например, «Женщины Амфисса»Комм. Это позволяло отслеживать судьбу полотен и защищать творчество художника от подделок. По определению А. Шестимирова, персонажи «сближают историю с современностью и кажется, что искусство и литература, а не войны— единственно возможный путь развития общества»9.
Его изображения встречаются во множестве работ Альма-Тадема. Альма-Тадема особенно внимательно изучал живопись Питера де Хоха. Кроме этого об Альме-Тадеме ещё при жизни ходили слухи, что знаменитый прерафаэлит свои картины творит, срисовывая с фотографий, при этом не безбожно «сдирая» всё, а привнося в суть самой картины и «из себя».
В 1865 году Альма-Тадема переехал в Брюссель, где вскоре был награждён Орденом Леопольда. А о его биографии известна одна деталь, говорящая о тщеславии Альмы-Тадемы сполна: прибавку «Альма» к своему имени британско-голландский честолюбец позаимствовал у своего крёстного отца, чтобы отныне в художественных каталогах располагаться в самых верхних списках. 5. Художник был щепетилен к стремился максимальной достоверности. Так автопортрет 1851 года был помечен «opus II» (метку «opus I», по-видимому имел портрет сестры, написанный ранее), а последняя картина художника «Прекрасное цветение» 1911 года имело номер «opus CCCCIX».
Английских последователей стиля и тематики Альма-Тадемы современные исследователи объединяют в «Мраморную школу» (англ. The Marble School), самым значительным из них называют Джона Годварда75, однако вопрос, был ли он прямым учеником Альма-Тадемы, дискутируется76. В 1888 году была создана одна из самых известных его картин— «Розы Гелиогабала». Художник, рисовальщик. Вероятно, сюжет и композиция были вдохновлены полотном Лейтона «Мадонну Чимабуэ проносят по улицам Флоренции», причём художник поставил амбициозную задачу— превзойти своего друга и рекомендателя. За два месяца до смерти он завершил картину «Приготовления в Колизее», внесённую в каталог под номером 408 (CCCCVIII). В 2010 году картина была вновь продана за 35, 9 миллиона долларов анонимному покупателю.
А по воле критиков фамилия стала писаться через дефис. В этом плане характерна судьба картины «Обретение Моисея». Новая длительная поездка в Италию была совершена в 1883 году, в первую очередь художника интересовали новые находки в Помпеях.
Боясь за сына, мать согласилась с его желанием стать художником. Тематика работ Альма-Тадемы в 1890-е годы начинает меняться. Первой картиной, написанной Альма-Тадемой в Англии, был «Праздник сбора винограда» (1870). Участвовал он и в организации Всемирной выставки в Сент-Луисе в 1904 году. Вся толпа разнообразных персонажей (включая жреца, маленьких девочек с цветами и музыкантш) «заперта» в узком коридоре архитектурных сооружений58. В конце 1960-х годов большую коллекцию живописи Альма-Тадемы (35 работ— почти 10 его наследия, доступного для продажи) собрал режиссёр и продюсер Аллен Фунт, но в 1973 году после разорения был вынужден сбыть её на аукционе «Сотбис». На тему «Фауста» он написал несколько акварелей, но сохранил для потомков всего одну6.
Сюжеты для картин он стал черпать в литературе, в истории Меровингов, первой королевской династии во Франкском государстве. В картинах Альма-Тадемы нет ни войн, ни жестокости, свойственных Средневековью.
Например, критик нового поколения Роджер Фрай дословно заявил: «Сколько времени потребуется, чтобы продезинфицировать новый орден сладким мылом Альма-Тадемы. »52 В 1906 году он был удостоен золотой медали Королевского института британских архитекторов, причём в обосновании награждения упоминался его собственный дом, декорации к «Кориолану» и картины, воспроизводящие виды Парфенона, Колизея и Терм Каракаллы52. В 1883 году Альма-Тадема купил дом, который ранее принадлежал художнику Жаку Тиссо. Всей живописи Альмы-Тадемы свойственно колористически светлое звучание. Здесь была представлена картина «Аудиенция у Агриппы». Здесь была представлена картина «Аудиенция Агриппы». 4 было важным источником для работы художника.
В 1852 году он поступил в Королевскую академиюАнтверпена, где обучался четыре года. Встречаются также утверждения, что использование приёмов, характерных для XVII века, объяснялось желанием «состарить» картину на исторический сюжет, сделать её более похожей на классический оригинал12. Похоронен в Соборе св. Лоуренс осиротел в возрасте 4-х лет. На этом же полотне, наряду со спускающимся Агриппой, чья осанка подчёркивает его высокое положение в государстве изображены склонившиеся рабы с остриженными волосами и группа просителей на переднем плане. Первой картиной на новый сюжет стала «Развлечения в Древнем Египте 3000 лет назад», посвящённая встрече нубийских послов.
1. Армстронгу, впрочем, картина не понравилась34. После этого, ожидая смерти, он интенсивно занимался графикой и живописью. 28 мая 1869 года от оспы умерла жена Альма-Тадема в возрасте 32 лет. Навязчивый перфекционизм приводил к резкому замедлению темпов работы. Работами Альма-Тадемы вдохновлялся Д. Гриффит в своей «Нетерпимости», а также Сесил Де Милль и другие.
Сэр Лоренс Альма-Тадема (1836 – 1912) был одним из самых известных художников своего времени. После кончины жены художник четыре месяца не мог ничего делать, о дочерях (им было 5 и 2 года) заботилась старшая сестра— Артье Тадема (нидерл. Artje Tadema, 1834—1876), жившая вместе с ними до своего замужества в 1873 году (она вышла за немецкого художника-литографа)19. Интерес к древнему Риму виден во многих работах Альма-Тадемы. Напряжённые занятия привели к болезни, в 15-летнем возрасте ему поставили диагноз «чахотка».