Все ее движения исполнены благородства и гармонии», — писали критики. Околдовала ли Муху Сара Бернар так же, как и плеяды многих других мужчин. Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Один из ярчайших представителей стиля модерн.
Несколько раз (начиная с 1903) посетил США, где работал как художник и педагог. После того как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи (Khuen von Belassi) — человеком, сыгравшим в его жизни очень важную роль. Художник выработал свой собственный, ни на что не похожий стиль, который получил название «стиль Мухи». Его идеи быстро подхватили британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля»). За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения.
Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М» – видимо, Альфонс был не прочь пошалить. У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. Альфонс Муха похоронен на Вышеградском кладбище Творчеству Альфонса Мухи посвящены музей в Праге, экспозиция цикла «Славянская эпопея» в Моравском Крумлове и выставка о ранних годах его жизни в отреставрированном здании быв. Творчество Альфонса Мухи — это уникальное явление в истории мировой живописи.
Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Название пришло из Франции. Одним из первых теоретиков ар-нуво был английский художник и искусствовед Джон Рескин (John Ruskin, 1819 – 1900).
Над «Эпопеей» Муха работал, будучи уже зрелым и признанным мастером, который мог позволить себе снять под мастерскую чешский замок Збирог – ведь только замковые стены подходили масштабу задуманного. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. И, конечно, Сара Бернар, а в особенности ее личная жизнь, всегда были объектом внимания журналистов и публики. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Не гнушался коммерческой рекламой. В Вене по вечерам он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням.
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Кисть прерафаэлитов создала новый женский образ la femme fatale («ля фам фаталь», «роковой женщины») – таинственный, мистический и прекрасный. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В честь Альфонса Мухи назван астероид 5122. Собственно он и не лектор вовсе. Работой, прославившей Альфонса Муху, стал театральный плакат. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» – все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды».
А вдохновение художники черпали из своей бурной личной жизни. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Весенняя ночьДействительно после заключения контракта с Бернар на Муху посыпались заказы, он приобрёл просторную мастерскую, стал желанным гостем в высшем свете, куда нередко являлся в расшитой славянофильской косоворотке, подпоясанной кушаком. Сложное сплетение складок одежды, локонов, цветов, узоров.
Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Всё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов. Причина, разумеется, не в размере. Получил художественное образование в Брно.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Его рисунки расходились по всему миру. Бернар вдохновляла поэтов и писателей, в неё влюблялись мужчины голубых кровей. Оскар Уайльд поэтично называл её «прекрасным созданием с голосом поющих звёзд». «Госпожа Сара Бернар как бы создана для изображения удрученного скорбью величия.
Поводов находилось предостаточно. Это было давно, но любовь к этому художнику будет со мной всегда. Полностью экспонируется цикл «Цветы».
Произведения Мухи входят в коллекции многих видных музеев и галерей мира. Сейчас они хранятся в замке города Моравски Крумлов. От заказов не было отбоя. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. И, конечно, фраза князя Мышкина «Красота спасет мир» была начертана на знаменах сторонников всего нового. Муха занимался декорированием графского замка и аристократ был очарован его работами.
Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио» — все эти плакатные афиши изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». «Бедность тоже имеет право на красоту», – часто повторял Муха. Свои орнаменты Муха щедро дарил другим художникам. Начиная с 1897года он организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журнал La Plume посвящает ему специальный номер.
Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Потом, узнав, что в мире полно людей, которые даже и слова такого не слышали, захотелось «нести свои впечатления в массы» (кому интересно, у меня есть публикация об этих удивительных художниках). Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. суда в Иванчице. До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом — «Жанна дАрк». При этом «женщины Мухи» не потеряли ни загадочности, ни грации.
Сначала я увидела женщин Альфонса Мухи. Многое из того, что там изображено, позже было выполнено и в металле и в дереве. На выставке в Музее модерна представлены также принесшие известность художнику декоративные панно с женскими образами из серии «Сезоны» – «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Именно эта особенность – богатейший орнаментальный рисунок, по мнению исследователей, принес ему известность. Муха создавал также эскизы костюмов, занавеса, ювелирных украшений.
Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Это вытянутость плаката и женская фигура в центре композиции. Книга стала учебным пособием для многих поколений художников. Ар-нуво или модерн, охватило Европу с начала 1880-х и только Первая мировая война вернула к прозе жизни любителей прекрасного.
В 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар. Альфонс Муха (Alphonse Maria Mucha) (1860–1939), чешский художник, декоратор, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн, в частности стиля Арт Нуво (Art Nouveau). В настоящее время разрабатываются планы строительства в пражском парке Стромовка, недалеко от бывшего выставочного комплекса, специального здания для экспонирования «Славянской эпопеи». В 1880 работал в Вене театральным художником-декоратором.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Альфонс Мариа Муха / Alfons Maria Mucha (1860-1939) – выдающийся чешский художник, мастер театральной и рекламной афиши иллюстратор, ювелирный дизайнер. Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Много позже я узнала про прерафаэлитов и тоже полюбила их всей душой, стала узнавать их почерк, немного разбираться в особенностях каждого.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. От заказов не было отбоя. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.
Уже в самом первом, наиболее известном плакате, который художник сделал для спектакля «Жисмонда», видны его стилистические приемы, которые потом художник будет переносить в другие работы. Обе постройки расположены на главной площади и немного грустно смотрят друг на друга.
Жива и церковь, на одной из скамеек которой сохранились вырезанные Мухой в детстве инициалы «А. М. » — видимо, Альфонс был не прочь пошалить. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку». Чувствуется грусть и в работах, которые Муха посвятил родному городу. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой.
В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. По завершении титанической работы в 1928 году художник подарил «Эпопею» Праге. Чешского художника Альфонса Муху (Alfons Maria Mucha, 1860 – 1939), как и многих других художников его времени, пронзила стрела нового искусства. Именно эти образы и очаровали Альфонса Муху. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Американский период В 1906 году Муха женился на своей ученице Марии Хитиловой (в семье родились дочь Ярослава и сын Иржи, позднее — известный журналист, умер в 1991 г. ). До «Жисмонды» у Сары Бернар был всего один достойный внимания плакат, выполненный швейцарским декоратором Грассетом – «Жанна дАрк».
После пожара в 1881, уничтожившего мастерскую, переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной. Но него не было никогда чувства, что он разменивает свой талант. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Многие в то время стремились в столицу Франции — ведь тогда это был центр нового искусства: Эйфель уже сконструировал трехсотметровую башню, шумели Всемирные выставки, а художники ломали каноны и пропагандировали свободу. Поворот в его судьбе наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Но плакат «Жисмонда» был гораздо интереснее. Слева автопортрет художника. Конечно, репортеры не обошли молчанием отношения актрисы с чешским художником, тем более, что его имя было по-своему говорящим: так же звали персонажа комедии Дюма-сына (Alexandre Dumas fils, 1824 – 1885) «Мосье Альфонс», живущего за счет любовниц. Некоторые даже рекомендовал ему поменять имя или подписываться своим крёстным именем – Мария. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Фотографии моделей он снабжал комментариями – «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль» а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Муха остался без средств к существованию. Музами художников были Прозерпина, Психея, Офелия, Леди из Шалотт – жертвы трагической или неразделённой любви. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене (1885–1887) и академии Р. Жюльена в Париже. В 1902 году он выпустил альбом «Декоративные документы», в котором были представлены различные шрифты и декоративные элементы.
Ко времени знакомства с Марией Мухой уже были созданы серии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» и прочие интересные литографии, которые переиздавались в виде почтовых открыток игральных карт и расходились мгновенно – все они изображали женщин. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В театре Бернар Альфонс работал шесть лет. Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910 – 1928), которая представляет собой двадцать полотен огромного размера. Но это не так.
Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». У него также появилась возможность устраивать персональные выставки. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров — от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры и т. д. ). В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. Возможно, Муха достиг бы успеха и без нее, но кто знаетПортрет Milada CernyВ 1893 году, перед Рождеством, Муха получил заказ на создание афиши к спектаклю «Жисмонда» театра «Ренессанс», которым владела Сара Бернар.
Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. А вот «женщин Мухи» «выдерживают» не только выставочные залы, но и фарфоровые чашки, шёлковые платки и ювелирные украшения. буквально в Академии художеств) и обширной рекламной практикой. Актриса любила подыграть публике.
Ничего подобного до Мухи никто не делал. В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Так, она якобы не знала, кто был отцом её единственного сына и к негодованию добропорядочных дам называла его «плодом прекрасного недоразумения». Геральдическое рыцарствоЗа время шестилетнего сотрудничества между актрисой и Альфонсом возникли тёплые приятельские отношения, о чём свидетельствует их переписка. Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Родился в Иванчице 24 июля 1860.
Просто они красивы неземной красотой. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Однако даже лучшие полотна – «Славяне на своей земле», «Введение славянской литургии в Моравии», «Отмена крепостного права на Руси» – не произвели желаемого эффекта. Владимир Корольков – лектор неожиданный. В их братстве состояли Джон Уильям Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849 – 1917), Джон Эверетт Милле (John Everett Millais, 1829 – 1896), Данте Габриэль Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828 – 1882) Те, кем сейчас гордится Англия. «Les Femmes Muchas» («ле фам Мюша», «женщины Мухи») – томные, пышные и грациозные. Однако финансовые дела графа ухудшились и Муха остался без средств к существованию. А любовь.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Он долгое время перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась Сара Бернар (Sarah Bernhardt, 1844–1923), блистательная французская актриса. Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Безупречная композиция, совершенство линий и гармония цвета. В эти же годы Муха становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. А между тем оно стало буквально символом живописи конца «золотого», – начала «серебряного» веков.
Чтобы заполучить его, коллекционеры подкупали расклейщиков или срезали «Жисмонду» ночью с заборов. Он придумывал эскизы театральных костюмов и декораций, оформлял сцену и даже участвовал в режиссуре. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие — «La Femme Muchas». На выставке представлены самые известные афиши художника: «Жисмонда», «Лорензаччо», «Самаритянка», где главную роль исполняла Сара Бернар. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова.
В 1887–1922 жил в основном в Париже.