Паррингтон – критик демократической ориентации, один из крупнейших представителей социологического академизма в американском литературоведении, сформировался под влиянием трудов И. Академизм (фр. academisme)— направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Ключевые слова: Шведская академия, «нобелевский формат», социология литературы, литературные премии, академизм, европоцентризм, национальная литература. Для иллюстрации разницы не столько между литературными качествами переводов, сколько между внесценическим академизмом и актуализированной сценичностью, при полной верности оригиналу во всех случаях, я выбрал фрагмент более чем злободневный. Термин академизм не имеет четкого определения в литературе об искусстве и пользоваться им приходится с осторожностью.
Создавался особый академический вкус «чистых форм». При этом преобладал женский танец. Бенуа писал «. Фигура же Иоанна – на переднем плане картины и главенствует. Обобщая и развивая достижения романтич. Одно из лучших произведений Федотова, за которое он получил звание академика, — «Сватовство майора» (1848). Н. Н. Началась настоящая эксплуатация только порядочных сюжетов (библейских или античных), только красивых, внешне привлекательных моделей исправленных за античными образцами, виртуозным техническим исполнением самого живописи или скульптуры.
Даньян-Бувре и признанный их кумир Ж. Бастьен-Лепаж. Пророк облачён в пожелтевшую верблюжью шкуру и светлый плащ из грубой ткани. В академизме соединились имитация реалистического изображения натуры и ее идеализация.
В виде эклектики проявилось в архитектуре романтическое мироощущение. Романтизм не соперничал с классицизмом как во Франции, а легко соединился с ним в академизме. Так в 2005 году член Шведской академии Кнут Анлунд объявил о своем выходе из ее состава в знак протеста против присуждения Нобелевской премии австрийской писательнице Эльфриде Елинек известной своими скандальными романами «Похоть», «Пианистка», в которых якобы присутствуют садомазохистские мотивы и элементы порнографии.
Академизация содержит в себе опасность (нередко реализующуюся в практике) отрыва искусства от современности, односторонней ориентации на существующие образцы, механич. Советский и российский художник-художник, педагог.
Такая работа, ни в коей мере, не исключает творчества в исполнении картины. В 12-летнем возрасте вывезен из осажденного города через Ладогу по «Дороге жизни». Получил за успехи в рисовании две серебряные медали, в 1824 г. был награждён малой золотой медалью за написанную по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора», а в 1827 г. получил большую золотую медаль и звание художника XIV класса за другую картину на библейский сюжет. работали в Петербурге.
Искусство XIX века в целом на первый взгляд кажется хорошо изученным. К числу проявлений академизма можно отнести и некоторую консервативность в отношении «веяний времени» в литературном процессе. Холст, масло, 246х297 см. Не говоря о том, что обнаруживаются довольно прочные связи мастеров бидермейера с назарейцами и в свою очередь некоторые назарейцы оказываются почти мастерами бидермейра. Идеи, разрабатываемые художниками этой школы, легли в основу возникновения и развития художественных академий многих европейских стран (Парижской, Петербургской и других). В упрек академизму ставились черты, составлявшие его суть, например, его эклектичность.
К бидермейеру относится довольно широкий круг явлений. Об общих корнях академизма и нового реалистического искусства писала Н. Н. балета, Петипа и Иванов значительно углубили содержательность танца.
искусства. Брюллов во второй пол. Уже для критиков «Мира искусства», стоявших по ту сторону черты, разделяющей старое и новое, академическое искусство середины – второй половины XIX века стало символом рутинности. Однако, преуспевая в житейском плане, эти мастера переживают тяжелейший творческий кризис. Постепенно классицизм, утративший высокий гражданский пафос, ветшает. «Все более пристальное изучение художественных процессов в русской архитектуре второй половины 19 века показало, что основополагающие принципы архитектуры, вошедшей в специальную литературу под условным наименованием «эклектика», зародились именно в эпоху романтизма под несомненным воздействием его художественного мироощущения. Исторический жанртрадиционно рассматривался Академией художеств как важнейший. В 19 в. А. (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектичное салонное искусство.
Архитектура: Терминологический словарь. 19 вв. Зрителей не смущало то, что «русский Сцевола», подобно своему античному прототипу изображен с обнаженным торсом, что не только не соответствовало бытовым традициям, но и климату России. Но уяснить себе, в чем же заключается человеческое дело, Фауст не может. При этом Коваленская справедливо отмечает, что «новое мировоззрение имело несомненные точки соприкосновения с академизмом» 23. Академическим теперь мог быть как религиозное произведение (Христос перед народом, Глазунов – сын), так и произведение на бытовую тему без изображения библейских или исторических персонажей.
Сюжеты живописных полотен заимствовались прежде всего из Библии, древней истории, мифологии античного общества. что с приходом художника Макарта в русский культурный обиход женщины открыли для себя новый и загадочный жанр, который называется «Одна дома» – жанр, который позволял женщинам задуматься о том, что значит остаться наедине с собственной красотой, увидеть саму себя в зеркале без посторонних, абстрагировавшись не только от уличного шума или от общения с мужем и детьми, но и вообще от всего мира. Перед Иоанном Крестителем – группа людей. Какими бы смешными, заурядными, «мещанскими», «филистерскими» по началу не казались предпочтения господина Бидермейера, как ни издевались над ними породившие его немецкие поэты, в их внимании к этому господину, был огромный смысл.
impire – империя) – поздний классицизм эпохи империи Наполеона. Это свойство, присущее в полной мере живописи Бруни, как раз и дало повод для зачисления его в романтики. Когда-то она находилась в коллекции С. М. Третьякова. Миф о приоритете исторической картины столь глубоко укоренился в сознании художников первой половины – середины XIX века, что романтики О. Кипренский и К. Брюллов, наибольшие удачикоторых относятся к области портрета, постоянно испытывали неудовлетворенность из-за невозможности выразить себя в «высоком жанре».
Образование французской Королевской академии живописи и скульптуры (1648 год) граничит с развитием классицизма. 19в. Ф. А. Бруни, П. В. Басин, А. Т. Марков во второй пол. 19 вв.
Для неё он исполнил свыше 600 этюдов с натуры. Biedermaier — «добропорядочный господин Майер», герой популярного стихотворения немецкого поэта Й. фон Шеффеля)— стиль в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве Европы 1820— 1840-х гг. Репрезентативным портретам Брюллова не чужда психологическая характеристика. мотивов, развиваемых в разных частях полифонич.
Академизм (как научный термин) в 20 веке приобрел другого толкования, что приводит к путанице смыслов. Особенности А. полнее всего скрываются в созданном братьями Карраччи и их учениками академиком типе алтарной картины и дументально-декоративной росписи (фрески братьев Карраччи в палаццо Фарнезе, Рим, 1597—1604). Одни жадно внимают его словам, другие смотрят на Христа. Реализм в живописи должен был отстаивать свои эстетические идеалы в постоянной борьбе с академизмом.
Шишмаревых (1839) художника интересует сопоставление характеров живой, подвижной и кокетливой старшей сестры и замкнутой и скромной младшей. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. При этом Коваленская справедливо отмечает, что «новое мировоззрение имело несомненные точки соприкосновения с академизмом». Однако, несмотря на консервативность собственного художественного приема, «не способного более того воплотить банальность его замыслов» (Ф. Базиль), Кабанель выказывал изредка определенную широту суждений. В его постановках Дочь фараона (1862), Корсар (1863), Царь Кандавл (1868), Дон Кихот (1869) и др.
Работы русских академистов (Фёдора Бруни, Александра Иванова, Карла Брюллова и др. ) отличались высоким техническим мастерством. Рядом с красивым полуобнажённым юношей – мальчик и его отец, «дрожащие». Под ударами реалистов (в т. ч. Яркий и декоративный по колориту, монументальный по композиции портрет в полной мере передает суть образа гордой, независимой женщины, чувствующей себя уверенно на «маскараде жизни».
Без анализа академизма невозможно понять и более ранний период: 1830-50-е годы. Академичен и Коненков и Беклемишев и Дункан и Павлова. По его мнению, вирсеновские представления об идеализме не «выветрились» из атмосферы академии и сегодня, свидетельством чему является присуждение премии Надин Гордимер в 1991 году, Виславе Шимборской в 1996 году и др. Его живопись многим сродни драматургии А. Н. Так, например, «рабочий» писатель Виллем Муберг негативно отреагировал на избрание в академию в 1949 году Харри Мартинсона – второго писателя-пролетария, удостоившегося такой чести (первым в 1940 году стал Пер Лагерквист), такая же реакция последовала на избрание в 1953 году Эй-винда Юнсона (в последствии оба станут нобелевскими лауреатами, причем одновременно).
на сцене Императорского театра комедии Н. В. В этом проявилась инерция романтизма. императорские театры 2-й пол. Так средний возраст членов современного состава академии на момент избрания – 60 лет, самый юный академик (Катарина Фростенсон) была избрана в 39 лет (неслыханно ранний возраст). Так как и в последующее время базой развития академизма продолжали оставаться находившиеся под патронажем власти художественные академии, это превратило понятие «академизм» в символ косности и консерватизма.
Лондонская Национальная галереяИсторическое полотно Поля Делароша, впервые выставленное на Парижском салоне 1834 г. Картина, почти полвека считавшаяся утраченной, была возвращена публике в 1975 г. Сюжет: 12 февраля 1554 г. королева Англии Марии Тюдор казнила заточённую в Тауэре претендентку, «королеву на девять дней» Джейн Грей и её мужа Гилфорда Дадли. В этом проявилась инерция романтизма.
Изменилосьотношение к академическому искусству XIX века. Одиозным термин становится только в случае подчеркивания им мертвящего единообразия («так принято») в определения художественности. В результате главным творческим методом становится эклектика: академические произведения прямо «цитировали» отдельные фигуры или целые группы, предметы или куски пейзажа из знаменитых, часто разновременных, творений великих мастеров прошлого. Итак, «нобелевский формат» остается традиционалистским и консервативным, а следовательно, вполне академичным.
Но никто из современников не говорит о соединении различных тенденций. Шмидт относит сюда и некоторых назарейцев и «чистых» романтиков. Критики Нобелевской премии по литературе не раз отмечали, что среди шведских лауреатов все были членами Шведской академии, т. е. академики вручают премию друг другу (Эрик Карлфельдт, лауреат 1931 года, был даже секретарем академии, хотя на этом основании он постоянно отказывался номинироваться, но был премирован посмертно -единственный раз за всю историю награды). Например, П. Ф. Знакомство с этим «знанием» оборачивается несчастьем для героини трагедии Маргариты.
Н. Н. В 1635 году в Париже, под покровительством кардинала Ришелье, была основана Французская Академия (LAcademie francaise), которая не только выполняла задачу по институализации норм французского зыка, но также являлась своеобразным государственным органом контроля над литературным процессом. Таким образом, суть академизма XIX века – эклектичность. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». В знаменитой «Кружевнице» (1823) простота, естественность и скромность девушки столь же убедительны, как и натуралистически точная передача фигуры, физиономических черт и подробностей вышивания на пяльцах.
Что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде «бунта четырнадцати» в Петербургской Академии Художеств в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические исторические или библейские сюжеты игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Академизм – направление в живописи, появившееся в XVII веке. Знаменитый французский исторический художник. франц. Однако творчество выдающихся балетм.
По завершении (в 1841 году) этого монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как нельзя более соответствующего ее назначению, отличающегося красотой и разнообразием группировки, блеском красок и виртуозностью исполнения, Деларош продолжал работать неустанно, постоянно совершенствуясь и стараясь отделаться от последних следов эмфаза, наложенных на него воспитанием. Тот же результат дают упрощенные зауженныецели, навязываемые искусству. Исследователи бидермейера находят в нем сложную жанровую структуру. (Ш. Многочисленные больше или менее обнаженные женщины, призванные рисовать в его произведениях Суламифь, Руфь, Клеопатру, Франческу да Римини или Дездемону, удручают однообразием лиц с «горящим взглядом», расширенных, обведенных тенями око, жеманных жестов и неестественно розовым тоном манерно изогнутых соблазнительных тел. Academia – школа, основанная Платоном в 4 в. До н. э.
Как художественный метод академизм присутствует в творчестве большинства членов Товарищества «передвижников». формы, соединяя действенные и дивертисментные элементы (см. В современном мире стиль академизма не имеет большого распространения, однако, продолжает существовать и радовать своего зрителя. Раковой, посвященные исторической академической живописи27. Культивировавший в XVII–XVIIIвв. И тут-то из таинственного зазеркалья и проступала загадочная душа красоты, которой в этот момент никто не мешал появиться. Затем примкнул к новым идеям главы романтической школы Эжена Делакруа.
Осознание необходимости нового взгляда позволило немецкому исследователю Цайтлеру еще в 1960-е годы озаглавить том, посвященный искусству XIX века, «Неизвестное столетие» 2. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянском и буржуазном классовых обществах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. В результате главным творческим методом становится эклектика: академические произведения прямо «цитировали» отдельные фигуры или целые группы, предметы или куски пейзажа из знаменитых, часто разновременных, творений великих мастеров прошлого. 19в. Передвижничество, сформировавшееся в борьбе с Академией имело много общего с академизмом.
Таким образом, сразу становится понятно, почему термин Академизм возникает сравнительно поздно и именно в результате борьбы, возгоревшейся около вопроса о преимущественном значении «чистых форм» и новаторства. После снятия блокады в 1944 г. вернулся в Ленинград. И вот эта то чистота форм защищалась во всех видах поэзии Академиями, как бы по завету основателя первой французской Академии (в 1635 г. ), кардинала Ришелье. Государственная Третьяковская галереяХудожник работал над картиной в Италии. С. Постников «Портрет А. А. Иванова»Русский художник, создатель произведений на библейские и антично-мифологические сюжеты, представитель академизма, автор грандиозного полотна «Явление Христа народу». Родился в семье художника.
(см. На протяжении XVII–XVIII вв. Но в сер. Вся эта проблематика была нова более для русской живописи, нежели французской. школа, давшая замечательных исполнителей и получившая признание во всём мире. В 1-й половине 19 века ему уже активно противостоял романтизм, позже реализм.
В то время как более бесстрастный анализ творчества художников 1830-40-х годов позволяет приблизиться к пониманию сущности академизма в живописи. Главное внимание уделялось рисунку цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Российская Академия художеств середины XIX в. также преимущественно поощряла академизм. Говоря об использовании реализма академической живописью, Динцес употребляет термин «академический реализм». Именно тогда завязался тот клубок противоречий в их творчестве, который каждый из них будет распутывать всю жизнь, в трудных поисках реалистической образности, не сразу и не без труда обрывая нити, связывающие с традициями классицизма». В этом смысле говорят, например, об академизме некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений.
Ими создаются произведения, пропагандирующие официальные добродетели, верноподданнические чувства, как, например, картина Шебуева «Подвиг купца Иголкина». Непременными аксессуарами подобных «вещных» интерьеров считались огромные букеты искусственных цветов («букеты Макарта»), пальмы в кадках, тяжелые драпри, плюшевые занавеси, вносившие «элемент таинственности», чучела животных, помост, «тронное кресло». За группой рыжеволосого юноши и «дрожащих» выделяются враждебно настроенные к словам Иоанна иудейские первосвященники и книжники, сторонники официальной религии. Пуньи, Л. Минкуса и другие), которая не выходила за пределы аккомпанемента танцу. и О. А.
В разговоре о портретном жанре упреков в неточности можно избежать используя выражения «модный портретист» или «светский портретист» эти слова более нейтральны, но применимы только к портрету и, в конечном счете, не отражают сути дела. Таким образом, «нобелевский формат» постепенно преодолевает в себе те негативные черты, которые обусловлены его «академизмом» (инертность, традиционализм, консерватизм, европоцентризм, рафинированность и др. ), но продолжает оставаться академическим в неком высшем смысле – как знак качества, неангажированности, «чистоты» литературы, нормативности ее языка, ее чуждости экстремизму, т. е. продолжает соответствовать такому критерию Нобеля, как «идеализм», но не в узком смысле, в каком понимал его аф Вирсен, а в универсальном значении, ассоциирующемся с гуманизмом. Передвижничество, сформировавшееся в борьбе с Академией имело много общего с академизмом. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и др. ). Центральным пунктом немецкой классики, ознаменовавшей грань между классицизмом и романтизмом стала эстетика Иоганна Вольфганга Гете (1749-1832).
Здесь и причина тех высоких оценок, кажущихся сейчас до удивления неумеренными, которое вызывало искусство Бастьена у русских художников. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приемов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. Словом «академизм» часто определяют два различных художественных явления- академический классицизм конца XVIII – начала ХIХ века и академизм середины-второй половины ХIХ века4.
АКАДЕМИЗМ (франц. Реализм утверждается в 30 – 40-е гг. Не избежали этой участи и рус.
Академизм развивает условные нормы, замедляющие эволюцию искусства. постановке Лебединого озера (1895) созданы большие картины музыкально-танцевального действия, разработаны его осн. С не меньшим пренебрежением относилась к академизму и демократическая критика. Возрождение академической живописи, которую «вынесли на своих плечах два дюжих и преданных ей силача», стало возможно благодаря включению в ее структуру элементов новой художественной системы. Вместе с тем, чем творчески слабее становилось это направление, тем яростнее становилась оппозиция «академистов» ко всему новому в искусстве.
Идеи и принципы, сформулированные художниками Болонской школы, легли в основу создания и функционирования академий многих стран (Парижской, Петербургской и др. ), дававших широкое образование: в них было прекрасно поставлено преподавание техники рисунка, лепки, привлекались для преподавания талантливые художники. турной продукции начала ХХ века «отбраковывалось» то, что не соответствовало данным требованиям. рус.
Красивые, но холодные произведения мастеров этого направления утрачивают популярность. балета А. со 2-й пол. формы, обогащены выразительные средства хореографии. (см.
Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова. Некоторым понятиям, составляющим суть академизма, давалась качественная оценка.
В конце 1850-х годов Н. Н. Правда, одно качество его искусства выгодно отличает живопись Бастьена от живописи и современников-ретроградов и современников-«революционеров»: он сохранил тип монументализированной двухсоставной по своей природе картины. В портрете Е. П. Почти обо всех крупных художниках написаны монографии.
В портрете сестер А. А. Академизм возник прежде всего в живописи. Однако в сознании современников академизм как стиль в это время не прочитывался. Карл Брюллов, соблюдая академические каноны в композиции и технике живописи, расширил сюжетные вариации своего творчества за пределы канонического академизма. О сакральности академического статуса говорит и сам порядок избрания: новый член допускается в академию только на место выбывшего академика, ушедшего из жизни (членство в Шведской академии пожизненное, от статуса нельзя отказаться, но можно не посещать заседания, формально оставаясь членом академии, как это сделал уже упоминавшийся выше Анлунд), при занятии кресла (все места распределяются по порядковым номерам, так что в летописях академии указывается, кто в какие годы занимал то или иное кресло) неофит обязан произнести речь в память о предшественнике – тем самым сохраняется преемственность традиций.
направление в искусстве (живописи, театре, поэзии), характерное для Европы XVI-XIX веков. Грабарь. В знаменитых акварельных «Библейских эскизах» (конец 1840-х — 1850-е гг. ) трактовка вечных сюжетов приобрела реалистический характер.
Хореограф работал с музыкой (Ч. Так, благодаря «нобелевскому» направлению деятельности академии пришлось сменить свой профиль. Лейтмотив творчества романтиков — неудовлетворенность окружающей действительностью. По словам Бенуа: «К. П. В XIX в. они насаждали казенное, далекое от жизни, эпигонское искусство элиты.
н. э., превратившее город Помпеи в пепел и предвосхитившее скорый конец античной цивилизации, Брюллов с горечью напоминал современникам о трагических противоречиях окружающей действительности (недаром среди мятущихся в развалинах жителей обреченного города художник изобразил и самого себя). Стилистические аспекты академизма второй четверти 19 века изучены недостаточно. В дальнейшем художник стал поставлять ко двору Луи Наполеона Бонапарта с его блеском и роскошью, погоней за удовольствиями и полным безразличием к средствам их достижения живописную «приправу» в виде иллюстраций пикантных или драматических эпизодов истории и литературы. В 19 веке академизм (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Бруни в России), опираясь на выхолощенную традицию классицизма, вёл борьбу с романтиками, реалистами и натуралистами, но сам воспринимал внешние стороны их методов, перерождаясь в эклектическое салонное искусство. Его героини, как правило, держали в руках разные предметы, часто прикасались руками к медвежьей шкуре на полу (этот жест имел какое-то магическое ритуальное значение).
В 1813 году появляется скульптура Демут-Малиновского «Русский Сцевола», воспевающая подвиг русского крестьянина, который, будучи пленен французами, поставившими ему клеймо на руку, отрубил ее, чтобы избавиться от позорного знака. Трудно найти более многозначное понятие для обозначения социально-культурного института, чем «академия». В статьях «Великая награда или поэзия и драма» («Stora priset eller poesi och dramatik») и «Что такое шведская академия. » («Vad ar svenska akademien. ») он обвиняет академию во вкусовщине и в том, что писателей судят благородные господа (дипломаты, епископы и т. п. ), которые никакого отношения к литературе не имеют, отсюда рафинированность в отборе лауреатов и ложность идеалов, прививаемых академиками читающей публике. повторения ранее созданного. Эти принципы были положены в основу академической системы профессионального обучения.
Возрождение академической живописи, которую «вынесли на своих плечах два дюжих и преданных ей силача», стало возможно благодаря включению в ее структуру элементов новой художественной системы. Картины академистов зачастую очень точно и скрупулёзно проработаны. Коваленская: «Но как новая эстетика, будучи антитезой академической, была с ней одновременно и связана диалектически в объективной установке и в ученичестве, так и новое искусство, несмотря на свою революционность имело целый ряд закономерно вытекающих из его сущности преемственных связей с Академией в композиции, в приоритете рисунка и в тенденции к преобладанию человека». С большой осторожностью пользуясь этим термином, стертым от употребления и потому неопределенным, отметим как главное свойство академизма его способность «подстраиваться» к эстетическому идеалу эпохи, «врастать» в стили и направления. Свою многолетнюю возлюбленную Ю. П. Остается надеется, что в дальнейшем историки искусства либо найдут какие-то другие более точные слова, либо привыкнут к имеющимся, как это произошло с «примитивом» и его понятийным аппаратом, неразработанность которого теперь почти не вызывает нареканий. Дивертисмент) в единые по содержанию картины (основой для них служили группы пластич.
В этом смысле, можно сказать, что академия остается верна традициям и опаздывает на полвека за веяниями моды («парнасец» Сюлли-Прюдом, чье творчество целиком принадлежит 1870-м годам, получил премию в 1901, Томас Манн, за роман «Будденброки» 1900 года, -в 1929 году, И. Бунин – в 1933 году за «развитие традиций русской классической прозы», т. е. за традиции русского романа прошлого века, традиции Достоевского и Толстого, Анатоль Франс – за свое «дрейфусарство» в 1921 году и т. д. ). Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». изображать «некрасивые» позы и телодвижения, чрезвычайно грациозно и без видимых усилий убегал от вражеской погони.
Академик. Родился в Ленинграде в семье историка. культуры (Н. В этом смысле понятие «академия» восходит к традициям Ренессанса и первым гуманистическим итальянским академиям (например, флорентийской Accademia della Crusca, основанной в 1582 году), занимавшимся литературизацией народных, «вульгарных» языков (в частности, тосканского диалекта итальянского языка, на котором написаны произведения великих флорентийцев – Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарки), призванных вытеснить латынь как единственный «книжный» язык постсредневековой Европы. фр. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлеченные, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далеким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). От гибели могли спастись лишь те, кто склонится перед фигурой Медного змия. Термин этот возникает сравнительно недавно, в 60—80-х годах XIX века.
Салтыкову Брюллов показал в мимолетной сцене на маскараде с воспитанницей Амалицией Пачини (1839/1840).
В этом смысле говорят, например, об академизме некоторых школ эллинистической и древнеримской скульптуры (канонизировавших наследие древнегреческой классики) или ряда художников новейшего времени, стремившихся возродить концепции исторически изживших себя школ и направлений. взаимосвязь солистов, ансамблей и кордебалета. Из шести шведских нобелиатов (Сельма Лагерлёф, Вернер фон Хейденстам, Эрик Карлфельдт, Пер Лагерквист, Эйвинд Юнсон и Харри Мартинсон) только Сельма Лагерлёф стала академиком уже после вручения премии. Главное внимание уделялось рисунку цвету отводилась роль раскрашивания фигур и предметов. Оно воплощалось в группе фигур, обнаженных или одетых в просторные античные одеяния. Павел Андреевич Федотов (1815–1852)— великий мастер бытового жанра. Эклектизм как специфическое свойство академизма был отмечен еще И. Грабарем: «Благодаря изумительной эластичности он принимает самые разнообразные формы – настоящий художественный оборотень» 9. По словам французской исследовательницы Паскаль Казанова, «литературные премии, пожалуй, самая нелитературная форма приобщения к литературе чаще всего они следствие решений, принятых особыми инстанциями, находящимися за пределами Республики литературы.
Академизм образовался вследствие развития классического искусства, классицизма. Поль Деларош «Портрет Петра I» (1838)Во Франции к представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугеро и др. С большой осторожностью пользуясь этим термином, стертым от употребления и потому неопределенным, отметим как главное свойство академизма его способность «подстраиваться» к эстетическому идеалу эпохи, «врастать» в стили и направления. Программным произведением Гете стала трагедия «Фауст» (1808, 1830 гг. (А. Канова в Италии, Д. Энгр во Франции в России в первой пол. В упрек академизму ставились черты, составлявшие его суть, например, его эклектичность. acadйmisme), направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв.
Их создатели получали новые, хорошо оплачиваемые заказы, награды, всячески выдвигались. А. Н. Салтыковой (1838), запечатленной в роскошной обстановке, с опахалом из павлиньих перьев, главное — не яркий антураж, а нежная кротость, мягкость, женственность лирической героини. А. Сен-Леона, М. И. Петипа, Л. И. Иванова и др. С не меньшим пренебрежением относилась к академизму и демократическая критика.
Считая современную действительность недостойной высокого искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиции, жестов и поз. общественной жизни.
В Спящей красавице (1890) и Раймонде (1898) Петипа, в Щелкунчике (1892) Иванова, а также в осуществлённой ими совм. 19в. Присутствие первой категории (господ) и должно было обеспечить наличие того самого «хорошего вкуса» (god smak), который упомянут в девизе академии и определял ее деятельность, начиная со дня основания.
Термином эклектика называют большой период в истории архитектуры18. и отличающемся догматическим следованием канонам искусства античности и Возрождения. Ге, обучавшийся в Академии, писал: «Сделать портрет гораздо легче, кроме исполнения не требуется ничего». Так, в исторически первой Болонской академии живописи (16 в. ) академизировалось искусство высокого Возрождения, в художеств. Наиболее полно академизм в живописи выразил себя в большом жанре, в исторической картине.
Состоялись многочисленные выставки. Не только исключительная романтическая личность обладала неповторимым внутренним миром, но каждый «средний» человек. Островского.
В одном из залов французской живописи Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина висит картина «Деревенская любовь» (1882г. ) Жюля Бастьен-Лепажа. Картину «Вечная Россия» можно назвать учебником русской истории в её истинном величии, песнью славе России. Глазунов был автором графических стилизованных произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др. Автор серии иллюстраций основных произведений Ф. М. Достоевского. Автор панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (1980), здание ЮНЕСКО, Париж. Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства: Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щелоков и др. К Третьякову на Пречистенский бульвар спешила художественная молодежь Москвы – посмотреть «французов».
Поздний академизм второй пол. Вместо него премию получил немецкий историк Теодор Моммзен за многотомную «Историю Рима». Егорова, В. К.
Академизм развивается и сегодня, но уже не является столь распространённым. Движение захватывает и другие национальные художественные силы. Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19в.
19в. Академизм (франц.
Согласно указу Густава III в академию должны были входить три категории людей: господа (herrar) – дворяне, крупные буржуа, чиновники, церковные деятели, ученые (larde) – историку лингвисты, востоковеды, социологи – и писатели (skonlitterara forfattare). Где она. ». искусство, эти балетмейстеры создали высокие художеств. В этом же направлении работал М. И. Петипа, редактируя кордебалетные сцены Жизели.
Например, в монографии Э. Н. В то же время для них были обязательны, так же как и в других сферах искусства, определенные каноны художественного изображения. Говоря о классицизме, нельзя не остановиться на его позднем этапе – академизме (от названия платоновской философской школы) –направлении в изобразительном искусстве, характерном для европейских художественных школ XVII–XIX вв. Холст, масло, 540х750 см. лейт-тем) и симфонизировал танец.
Постепенно русская академическая живопись стала приобретать черты историзма (принцип рассмотрения мира в динамике, в закономерном историческом развитии), традиционализма (мировоззрение или социально-философское направление, которое выраженную в традиции практическую мудрость ставит выше разума) и реализма. Динцеса «Реализм 60-80-х гг» по материалам выставки в Русском музее25. Эта «слабость» «нобелевского формата» была подвергнута беспощадной критике Августом Стриндбергом в его «Речах к шведской нации» (1910). «Наш век эклектический, во всем для него характеристические черты – умный выбор», - – писал Н. Кукольник, обозревая новейшие постройки в Петербурге19.
АКАДЕМИЗМ (франц. В дальнейшем историки искусства исходили из картины абсолютно противоположной. В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего века с его борьбой идей, войнами и катастрофами. Автор полотна «Вечная Россия» изображающего историю и культуру России за 1000 лет (1988). Академизм, наиболее ярко проявивший себя в 19в.
В академиях происходит академизация (превращение в норму, образец и основу художеств. В 2011 году Нобелевская премия будет отмечать свой 110-й день рождения, т. е. первое десятилетие XXI века уже за плечами у Шведской академии, однако сказать о том, что нобелевский список за этот период представлен современными писателями, сложно: в десяти случаях из пяти абсолютно определенно комитет отметил прошлые заслуги писателей: Имре Кёртес получил награду за свои воспоминания о временах Холокоста, которые он облек в художественную форму, Харольд Пинтер – за традиции театра абсурда 1960-х гг., «самая старая лауреатка» Доррис Лессинг – за романы середины века, Марио Варгас Льоса – по преимуществу, за роман «Город и псы», написанный в конце 1960-х гг., во времена «латиноамериканского бума», Жан-Мари Гюстав Леклезио – за книги о туземцах, написанные им в период добровольного отчуждения от Европейской цивилизации – опять же в 1960-х гг. Брюллов и Ф. А. С новым архитектурным направлением вошло в обиход и слово эклектика. Ярким образчиком этого нового этапа классицистического изобразительного искусства является известная картина Бруни, маститого профессора, а потом ректора Академии художеств — «Медный змий». Бидермайер (бидермейер) (от нем.
Шебуева получил новый импульс развития в виде инъекции романтизма. Его идеи были выдвинуты впервые в Италии в «Академии вступивших на правильный путь» (1585 г. ). возросла роль ансамблевого танца и в дивертисменте стала ощутима пластико-тематич. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Являясь, как правило, официальным направлением в дворянских и буржуазных государствах, академизм обращал свою идеалистическую эстетику против передового национального реалистического искусства. В России оно, прежде всего, сказывается в области живописи. Источ. : Аполлон.
Гоголя «Женитьба»). Бруни, Ш. Лебрен, Г. И. Семирадский, поздние работы Д. Энгра, скульпторы А. Канова, Б. Торвальдсен). Ф. Толстой — вице-президентом Академии, фактическим ее руководителем. школы, виднейшие представители которой П. Леньяни, К. Брианца, Э. Чеккетти и др. Можно сказать, что он был крайней формой классицизма, совершенной квинтэссенцией классицистического догматизма (антиисторического недиалектического схематически окостеневшего типа мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений осуществляется без учета конкретной реальности).
П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма. Академический способ интерпретации натуры в середине XIX века можно определить как «идеализированный натурализм».
Произведение было с волнением встречено публикой. Два члена академии решительно возражали против принятия завещания, поскольку, по их мнению, академия рисковала «превратиться в космополитическое судилище» и была чисто технически не готова к ведению такой деятельности (в академии не было достаточного количества переводчиков, не были отработаны механизмы мониторинга мирового книжного потока и т. п. ). Эклектическое оформление жилого интерьера, распространившееся во второй половине XIX века, получило название «макартизм», как ироничное название моды. Особенно доставалось С. К.
По словам А. Бенуа «произошло распространение романтической моды в академической редакции» 8. 19 в. она стала оплотом отжившего эпигонского классицизма в ее деятельности возобладали тенденции, тормозящие развитие искусства это вызывало критику противостоявших ей передвижников и сторонников других течений современного искусства. Это институт, занимающийся, в первую очередь, развитием и сохранением национального языка и литературы. Это вызвало резкий протест со стороны группы художников, называвших себя «передвижники». средством балета становилось взаимодействие пластич. Он творил в период расцвета бидермайера, но в характерные для живописи этого стиля «театрализованные» жанровые сценки привнес драматический конфликт, психологию человеческих отношений.
Поглаживание медвежьей шкуры (чаще всего это была шкура белого медведя) имело обрядовый характер: дама на картине словно вела беседу со своей комнатой, сообщала своему изысканному интерьеру, что она довольна им и чувствует себя хорошо. Верность этим установленным формам легче всего открывала доступ к академическому креслу. Но сам материал сопротивляется подобной классификации. Стилистические аспекты академизма второй четверти XIX века изучены недостаточно. России, гос.
Отсюда мысль о защите «чистых форм» стала девизом всех академий и во всех сферах знаний и искусства. В России идеи академизма развивались в постановках различных хореографов, особенно М. И. Петипа («Дочь фараона», 1862 год «Баядерка», 1877 год и другие), где важнейшим художественным средством стало взаимодействие пластических мотивов в танцах солистов, ансамблей и кордебалета. Зарянко, «изменнику» столь ценимого ими А. Г. Сам выходец из крестьян Лотарингии, перебивавшийся случайным заработком во время обучения, Бастьен сумел не оторваться от родных истоков и они стали «кастальским ключом» его вдохновения.
Недавно презираемое искусство салона стало объектом пристального внимания как историков искусства, так и широкой публики. Эпигонство и подражательность в плане художественном, официальная идеология в качестве идейной основы — вот те корни, которые должны были питать искусство академизма. Так, уже в 1881 году он, на протяжении многих лет грубо отрицательно относившийся к Э. Мане и импрессионистам, выступил в защиту представленного на выставку «Портрета Пертюизе» работы Э. Мане. И тогда к нему является искуситель Мефистофель, который предлагает Фаусту изведать, «что значит жизни полнота». Весна» (первая половина 1820-х гг. ) крестьянка в народном костюме с бороной на широко раскинувшемся вспаханном поле олицетворяет образ непритязательной, но милой русскому сердцу родной природы, жизненно важный смысл крестьянского труда. на овеяны славой и обречены на бессмертие), так и с иронией (глубокие старики, которых смерть не берет), – членами Шведской академии являются, по преимуществу, люди в возрасте.
Поздний академизм второй пол. А. возник в конце 16 в. в Италии. Дело в том. Их жадное внимание символизирует готовность принятия новой истины, нового учения. (фр.
Академизм XIX века, однако, абсолютно самостоятельное явление. В книге об исторической живописи 1860-х годов А. Г. Считая современную действительность недостойной высокого искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. Развитие танц. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма: «Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно». Автор цикла графических работ, посвященных жизни современного города: «Двое», «Размолвка», «Любовь». Автор живописного полотна «Мистерия ХХ века» (1978).
С «макартизмом» связывают также моду на поддельные украшения, мебель в грубом псевдоренессансном, восточном и иных неостилях с обилием резьбы и позолоты, развешанные по стенам музыкальные инструменты и экзотическое оружие. реализма. Академизм возник в конце 16 века в Италии. Основой эстетики би-дермайера стали стремление к простоте форм, тяга к домашнему уюту и поэтизация мира вещей, предпочтение оказывалось камерным, сентиментальным образам и сюжетам из обыденной личной и семейной жизни «маленького человека».
Так, Российская Академия художеств имевшая в 18 – нач. Не случайно представители «рабочей прозы» воспринимали присуждение почетного звания члена Шведской академии своим коллегам по цеху и классу как предательство последних по отношению к своему пролетарскому происхождению и предназначению. Картины безупречны и профессиональны.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847) избрал в качестве основной темы своего творчества крестьянский бытовой жанр. Если предыдущий секретарь академии Гораций Энгдалль в 2008 году еще заявлял, что «Европа все еще – центр литературного мира», то его преемник Петер Энглунд, заступивший на пост секретаря Академии в 2009 году, признает, что европоцентризм для Нобелевской премии по литературе – «это большая проблема. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством. Среди них часто бывали еще мало кому известные В. А. Серов и М. В. Нестеров. Пышные длинные волосы и густая борода обрамляют его бледное худое лицо со слегка запавшими глазами.
- Борхесу и т. д. ) и симпатии по отношению к левым (среди нобелиатов преобладают социалисты, сторонники марксизма и т. п. – Сартр, Камю, Гарсиа Маркес и др. ). передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции академизма распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 в. и в 20 в. в ряде стран, главным образом в обновленных формах неоклассицизма. Термин «академизм» понимается и расширительно — как любая канонизация, обращение в непреложную норму идеалов и принципов искусства прошлого. В результате в число признанных академией писателей, как это ни парадоксально, не попадали те, кто противоречил нормам «хорошего вкуса» – Э. Золя, Х. Ибсен, А. Чехов, Л. Толстой и др. Они только что совершили омовение и теперь взволнованно слушают Иоанна. Значение творчества В. А.
Более очевидным господство эклектических вкусов было в архитектуре. Большинство художников получило звание академиков за портреты или модные сюжетные композиции – Ф. Моллер за «Поцелуй», А. Тыранов за «Девочку с тамбурином». Об общих корнях академизма и нового реалистического искусства писала Н. Н.
академич. В разговорах об искусстве присутствуют слова «реализм», «натурализм», «академизм», заменяющее «классицизм». лексики опиралось также на выдающиеся достижения виртуозной итал. Ему, правда, оказались не по плечу ни самоотверженное подвижничество Милле, у которого (по словам Р. Роллана) «было высокое и суровое понимание действительности», ни героическая дерзость коммунара Курбе, но некоторые идеи предшественников Бастьен хорошо усвоил и развил в своем искусстве.
Естественно, подобные произведения встречали одобрение в правящих кругах. Пальма-Младший бывает то скучным, то ординарным, то, наоборот, ему удается почти подняться до высоты Тинторетто у Либерии или у Челести встречаются холодные, слащавые картины во вкусе некоторых болонцев, но большинство их произведений носит скорее жизненный в своей чувственности характер в частности, Либери проявил себя блестящим декоратором и ему принадлежит некоторая роль в эволюции монументальной живописи картина мастера в Palazzo Ducale – «Битва при Дарданеллах» – «выдерживает» даже соседство с шедеврами Тинторетто и Веронезе. Так, в 18 — нач.
Джейн одета в белое, хотя в действительности она была одета в простые чёрные одежды. Принципы «хорошего вкуса», актуальные для академии в годы аф Вирсена, как это ни странно, дают знать о себе и на рубеже XXI века, когда кандидатуры «неформатных», «неподцензурных» писателей вызывают резкое неприятие академиков. Первые академии художеств появились в Европе в XVI-XVII в. Болонская академия основана около 1590 г., французская Королевская академия живописи и скульптуры – в 1648 г., в 1692 г. появляется академия в Вене, в 1694 г. – в Берлине и т. д. В России Академия художеств (официальное название – Академия трех знатнейших художеств) основана в 1757 г. по проекту И. И. Шувалова. 19в. А. способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые превращались им в систему «вечных» канонов и предписаний.
Раковой, посвященные исторической академической живописи. А. Бенуа, Н. Врангель, А. Эфрос в самом резком тоне высказывались о «бесконечно-скучных», по выражению Н. Врангеля, академических портретистах П. Шамшине, И. Макарове, Н. Тютрюмове, Т. Неффе. искусства. Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, академизм противопоставлял ей вневременные и вненациональные нормы красоты идеализированные образы, далёкие от реальности сюжеты (из античной мифологии, Библии, древней истории), что подчёркивалось условностью и отвлечённостью моделировки, цвета и рисунка, театральностью композиции, жестов и поз. В XIX веке академизм стал включать в себя элементы романтизма и реализма. оперно-балетные. Так в 1901 году, после присуждения премии Сюлли-Прюдому сорок два шведских писателя, художника, критика выразили свой протест в адрес решения академии и написали письмо русскому классику с извинениями за политику аф Вирсена, в ответ на что Толстой великодушно отказался номинироваться на премию в 1902 году, мотивируя свое решение тем, что «деньги не дают ничего, кроме зла».
«Я каждое воскресенье хожу туда смотреть «Деревенскую любовь», -признавался Серов. Практически это выражалось в повторе и комбинировании формальных приёмов, признанных «наилучшими» в произведениях разных эпох. Художники середины-второй половины века на эту тему не рефлексируют.
Важнейшим художеств. Напротив, в кумиры возводились совершенно нерепрезентативные фигуры, представляющие образец академизма – в частности, это первый лауреат Нобелевской премии по литературе, французский писатель, поэт «Парнаса» Фердинанд Сюлли-Прюдом. Венециановский метод не противоречил академизму. В последнем случае академизм понимается, вак верность установленным «чистым формам», в связи с глубокой значимостью содержания произведения, его обще-человеческим захватом. Болонская школа сыграла двойственную роль в истории искусства: она способствовала систематизации художественного образования, её мастера разрабатывали характерные для барокко типы алтарной картины, монументально-декоративной росписи, «героического» пейзажа, а в ранний период проявляли подчас искренность чувства и оригинальность замысла (в т. ч. в портрете и жанровой картине) но в дальнейшем принципы школы, распространившиеся в Италии (а позже и за её пределами) и превращенные в догму, порождали в искусстве лишь холодную отвлечённость и безжизненность. Чувства и действия изображаемых лиц проявлялись в телодвижениях, тоже условных. Изергина писала: «Большой, возможно, одной из основных проблем всего XIX века, отнюдь не только романтизма, является проблема «тени», которую отбрасывали все чередующиеся течения в виде салонно-академического искусства10.
Такой же точки зрения придерживается Д. В. По-академически сохраняя кулисное построение композиции и основную «трехцветку» планов (первый, черный, — земля, второй, зеленый, — растительность, третий, голубой, — небо), Брюллов сумел добиться удивительной выразительности колорита, полыхающего трагически красным умирающего в коричнево-зеленых тенях. реформой. Муберг аргументировал свою позицию тем, что «с самого начала академия была институтом, учрежденным королем и продолжает находиться в прямой зависимости от монарха», что «для пролетарских писателей быть членом академии – знак политического ренегатства, консерватизма, буржуазности и т. п». Художники обратились к национальному и близкому – природе, кругу друзей – тому «отрадному», куда устремились Валентин Серов, Михаил Нестеров, члены абрамцевского кружка. Задачи портрета, естественно, воспринимаются как менее глобальные.
Романтическое движение в литературе представлено именами: Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822), Джордж Гордон Байрон (1788-1824), Перси Биши Шелли (1792-1822), Джон Китс (1795-1821), Уильям Вордсворт (1770-1850) и др. Бенуа писал «. И. Глазунов «Портрет писателя Валентина Распутина» (1987)Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа». Театральный художник: создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» А. Бородина и «Пиковая дама» П. Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» А. Хачатуряна в Одесском оперном театре и др. Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского Дворца. Автор новых полотен «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике лирический автопортрет художника «И снова весна». Следует ли повторять ошибки современников, приписывая произведениям Бруни некую определенную идею или нужно предположить, «что все правы», что возможность разных интерпретаций – в зависимости от установки интерпретатора – предусмотрена в самой природе явления».
В качестве эталона избирается искусство античности и итальянского Возрождения. Критики пользовались многими терминами – не только «романтизм» и «классицизм». В дальнейшем историки искусства исходили из картины абсолютно противоположной. Сарабьянов: «В Германии же бидермейер если не покрывает все, то во всяком случае соприкасается со всеми основными явлениями и тенденциями искусства 20-40-х годов. На основе достижений балетмейстеров, стоявших на позициях А., была развита хореографич.
Венецианова. художеств. Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В конце 1850-х годов Н. Н. Неудивительно, что это «древо» дало такие жалкие побеги.
Утром был публично обезглавлен Гилфорд Дадли, затем во дворике у стен церкви св. Если изначально в нее входили только мужчины, то после присуждения Нобелевской премии (1909) звания академика была удостоена первая шведская женщина-писатель Сельма Лагерлёф (1914) и сегодня в составе академии числятся пять женщин-писательниц: Лота Лотасс, Биргитта Трот-циг, Кристина Лугн, Керстин Экман, Катарина Фростенсон (за всю историю академии их было восемь). Коваленская: «Но как новая эстетика, будучи антитезой академической, была с ней одновременно и связана диалектически в объективной установке и в ученичестве, так и новое искусство, несмотря на свою революционность имело целый ряд закономерно вытекающих из его сущности преемственных связей с Академией в композиции, в приоритете рисунка и в тенденции к преобладанию человека» 24. АКАДЕМИЗМ. Ведущей доминантой культуры XIX в. была наука.
Глубоко симпатизируя своей героине, художник идеализирует изображение (это вполне в духе бидермайера — стиля красивых мелочей), но нисколько не мешает непосредственности восприятия. Используя накопившуюся танц. Например, такое широкое толкование давал понятию академизм И. Э. В конце Отечественной войны исполненный патриотического чувства молодой художник А. Иванов (отец известного автора полотна «Явление Христа народу» А. А. Иванова), человек передовых взглядов, создает картины «Подвиг молодого киевлянина в 968 году» (1810) и «Единоборство Мстислава Удалого с Редедею» (1812). культуре) их высшие достижения составляют основу школы хореографич.
Романтики, противопоставляя свое «я» окружающему миру, завоевали право на личный художественный вкус. конкретноисторич. А само слово «академия» подчеркивало преемственность с античной классикой (греч. Совершенствовал своё мастерство в Италии. Самое главное произведение своей жизни – картину «Явление Христа народу» – художник писал 20 лет. Представители старших поколений, общепризнанные, члены академий, как-то невольно привыкали смотреть на себя, как на парнасцев, классиков, бессмертных, чуждых вечной земной изменчивости, владеющих неоспоримой истиной «чистых форм».
В 1934 году И. В. Особенно доставалось С. К. В бидермейере право на личные склонности и личный вкус получил самый обыкновенный «частный человек», обыватель.
В 1764 г. в царствование Екатерины II стала императорской. Борисова20. 1960-1970-е годы в Европе и Америке ознаменовались всплеском интереса к культуре XIX века.
Что поражает прежде всего. Началом оформления академизма можно посчитать конец 1820-х – 1830-е годы.
В XX в. в ряде стран он иногда проявлялся в обновлённых формах неоклассицизма. Верещагиной и М. М.
Все завещание свелось у него к какому-то действительному «фотографированию» безразлично чего, без внутренней теплоты, с абсолютно излишними подробностями, с грубым битьем на иллюзию». В них господствовали вкусы придворно-аристократич. Искусство Бастьена озарило ее собственное творчество и дружба их, длившаяся последних два года жизни обоих (Мария умерла на полтора месяца раньше), звучит элегически-скорбным аккомпанементом их безвременной гибели. В России сложение романтизма было бесконфликтным.
и основанное на догматическом следовании внешним формам классического искусства. Едва ли не главная проблема искусства XIX века – академизм. Это прежде всего красивые театральные сценки в народных костюмах — пасторали. 19в. лексику, он усложнил танц.
«Господа, посреди нас не найдется, может быть и четырех, кто мог бы черкнуть голову, подобную этой», – эти слова почтенного и признанного мэтра служат невольным признанием решительной победы нового направления во французском искусстве. школы) к. -л. Одновременно академизм стал узаконенным, «правительственным» направлением в изобразительном искусстве.
19 в., в т. ч. Петра обезглавили Джейн Грей. Существует предание, что перед казнью Джейн позволили обратиться к узкому кругу присутствовавших и раздать оставшиеся при ней вещи своим спутникам. В характеристике бидермейера преобладают его внешние признаки: исследователи отмечают камерность интимность этого искусства, его сосредоточенность на уединенной частной жизни, на том, что отражало бытие «скромного бидермейера, который, довольствуясь своей комнатушкой, крошечным садиком, жизнью в забытом Богом местечке, умудрялся отыскать в участи непрестижной профессии скромного учителя невинные радости земного бытия»38. «Все более пристальное изучение художественных процессов в русской архитектуре второй половины XIX века показало, что основополагающие принципы архитектуры, вошедшей в специальную литературу под условным наименованием «эклектика», зародились именно в эпоху романтизма под несомненным воздействием его художественного мироощущения.
Верещагиной и М. М. Ф. А. Бруни, П. В. Басин, А. Т. Марков, К. П. Приметы современности и национального своеобразия расценивались как нарушение правил. во многих своих проявлениях смыкается с салонным искусством. В искусстве Франции 19 века академизм перешел на оборонительные и агрессивные позиции относительно новых художественных течений – романтизма (враждебное отношение к творчеству Жерико, Делакруа), реализма (враждебное отношение к творчеству Курбе) импрессионизма (враждебное отношение к творчеству Эдуарда Мане и т. п. ). Таково одно значение термина, но он имеет и другое значение — более положительное. Запечатлев страшный природный катаклизм — извержение Везувия в 79г.
Благодаря особым техникам, секретам построения композиции, сочетанию цветов, символических элементов и так далее, работы академистов наиболее ясно и полно выражают ту или иную сцену. Кульминацией процесса формирования академизма в балете стали спектакли, объединённые единством музыки и танца («Спящая красавица» Петипа, 1890 год, «Щелкунчик» Л. И. Иванова, 1892 год, оба – музыка П. И. Чайковского «Раймонда» Петипа, 1898 год, музыка А. К. Глазунова). При этом условность классической художественной манеры не препятствовала восприятию. Несмотря на то, что литературные премии традиционно остаются за пределами научных интересов «ортодоксального» литературоведения, они зачастую определяют так называемую инфраструктуру литературы и уже в свою очередь через институты писательской профессионализации могут влиять на текст произведения (его содержание и форму), формируя так называемы «форматы» премии. направления.
Тем самым, можно сказать, что в «эпоху аф Вирсена» академизм в «нобелевском формате» был синонимом консерватизма, заставлявшего крупнейшим фигурам литературы предпочитать «проходных» писателей более ортодоксального, классического толка: Ф. Сюлли-Прюдома, Т. Моммзена, П. Хейзе, Х. Эчегарая, К. Хосе Селла и др. Это и образовательное учреждение (академия сельского хозяйства, медицинская академия) и объединение людей по профессиональным и другим интересам (академия киноискусства, академии телевидения) и научный институт (академия наук). Лишь теперь «чистые формы» зазвучали, как «классические формы» и их сберегатели в глазах представителей нового уклона стали казаться ложноклассиками Ложноклассицизм воскрес, получив новое название академизма. Деградация отмечает позднейшее творчество Бруни, Мартоса, Ф. Толстого. Это свойство, присущее в полной мере живописи Бруни, как раз и дало повод для зачисления его в романтики.
И в соответствии с этой своей убежденностью выстраивают его образ. структуры. В дальнейшем для российской академической живописи стали характерны историзм, традиционализм и элементы реализма. В 19 в. академизм (возглавлявшийся А. Кановой в Италии, Д. Энгром во Франции, Ф. А. Родился в Париже и развивался в артистической атмосфере среди людей, близких к искусству. Однако выработать четких критериев и определений так и не удалось.
выполнены в академической манере и отличаются психологизмом и эмоциональностью. В условиях упадка франц. Этому периодупосвящено большое количество научной литературы. Холст, масло, 300х600. В одной картине – вся история России.
Кругом видна каменистая прибрежная равнина. Следует ли повторять ошибки современников, приписывая произведениям Бруни некую определенную идею или нужно предположить, «что все правы», что возможность разных интерпретаций – в зависимости от установки интерпретатора – предусмотрена в самой природе явления» 16. Истоки А. — в творчестве и художественных принципах братьев Лодовико, Агостино и Аннибале Карраччи — основателей Болонской академии (ок.
– искусство классицизма, в императорских театрах и хореографич. совр. Постепенно академия преодолевает и снобистское отношение к неевропейским литературам, которое досталось ей в наследство от эпохи аф Вирсена и «донобелевского» периода ее истории.
Искусство превращалось в помпезное, официозное явление. Уже для критиков «Мира искусства», стоявших по ту сторону черты, разделяющей старое и новое, академическое искусство середины – второй половины XIX векае стало символом рутинности. Шведская академия – это ни то, ни другое и ни третье. В глубине – город, на горизонте – громады синих гор и над ними чистое голубое небо.
1585). Изобразительное и декоративное искусство. academisme) – направление, сложившееся в художественных академиях XVI—XIX вв. литературам), существует богатейшая библиотека научной и художественной литературы. В картине «На пашне.
Развив и подняв на новый уровень романтич. Все завещание свелось у него к какому-то действительному «фотографированию» безразлично чего, без внутренней теплоты, с абсолютно излишними подробностями, с грубым битьем на иллюзию» 22. Академизм породил стиль ампир (от франц. Академизм как метод присутствует в творчестве большинства членов товарищества «передвижников». А. Бенуа, Н. Врангель, А. Эфрос в самом резком тоне высказывались о «бесконечно-скучных», по выражению Н. Врангеля, академических портретистах П. Шамшине, И. Макарове, Н. Тютрюмове, Т. Неффе.
Отсюда – приверженность к монументальным формам и то внимание, какое в академической системе образования уделяется классическому рисунку, а также умению построить композицию, применяя правильную – итальянскую – перспективу. До тех пор, пока академическая система способствовала формированию художественных национальных школ и воспитанию талантливых кадров, академии справедливо считать явлением прогрессивным. Однако, начиная с середины XIX в. принятая в этих официальных учебных заведениях система ценностей, далекая от реальной жизни, ориентированная на идеальные представления о красоте, пришла в явное противоречие с развитием живого художественного процесса, что и привело к открытым протестам со стороны молодых демократически настроенных художников, вроде бунта четырнадцати в Петербургской АХ в 1863 г. Молодежь выступала против обязательных в академической практике тем для программ (дипломных работ), которые полагалось писать на мифологические исторические или библейские сюжеты игнорируя события современной жизни как предмет, недостойный искусства. Мировое искусство не знает подобного примера. Огромная выставка «Романтические годы. (А. Канова в Италии, Д. Энгр во Франции в России в первой пол. Под ударами реалистов (в т. ч. русских передвижников) и буржуазно-индивидуалистической оппозиции академизм распадался и лишь отчасти сохранился в конце 19 века и в 20 веке в ряде стран, главным образом в обновлённых формах неоклассицизма.
Литература последних десятилетий о русском академическом искусстве немногочисленна. Для переоценки реального соотношения художественных сил в русском искусстве XIX века важны труды А. Г. Некоторым понятиям, составляющим суть академизма, давалась качественная оценка.
«Наш век эклектический, во всем для него характеристические черты – умный выбор», – писал Н. Кукольник, обозревая новейшие постройки в Петербурге. Эти достижения явились одной из главных традиций для сов. Литература последних десятилетий о русском академическом искусстве немногочисленна.
1) В изобразительном искусстве – художественное направление, базой развития которого служат художественные академии. Противопоставляя «высокое» искусство «низкой» действительности, выработал отвлечённые, «вечные» нормы красоты, обращался к сюжетам, далёким от реальности (в основном из мифологии и Священной истории). Прежде всего – это античность и эпоха Возрождения. М., 1997.
«Первенец демократии, он был баловнем толпы» 7. academisme), направление в изобразительном искусстве, возникшее под эгидой художественных академий 16–19вв. В качестве примера можно привести знаменитое «дело Рушди» : в 1989 году три члена академии (Ларс Юлленстен, бывший секретарь, Керстин Экман и Вернер Аспенстрём) вышли из ее состава в знак протеста против принципиального невмешательства Шведской академии и Нобелевского комитета в судьбу индо-пакистанского писателя Салмана Рушди, за роман которого «Сатанинские стихи», якобы оскорбляющий пророка и ислам иранским духовным лидером аятоллой Хомейни после публичного обращения последнего по телевидению и радио в адрес мусульман всего мира была объявлена охота на писателя. И. Глазунов «Нина» (1955)C 1978 г. преподавал в МХИ. То есть решения академии достаточно консервативны и не всегда соответствуют тенденциям времени, «нобелевский формат» обращен не столько в будущее (в прогностическом плане) или настоящее (в плане актуальности), сколько в прошлое (в плане традиционности: не случайно во многих формулировках номинаций тех или иных лауреатов звучит слово «традиции»: «традиции испанской драмы» – Х. Беневенте-Мартинес, «продолжение традиций великого русского эпического романа» – Б. Пастернак, «следование непреложным традициям русской литературы» – А. И. Солженицын, «возрождение традиций испанской поэзии в период между мировыми войнами» – В. Александрие, «поэтическое творчество в русле греческой традиции» – О. Элитис и др. ).
Считая современную действительность недостойной «высокого» искусства, А. противопоставлял ей вневременные и вненациональные формы красоты идеализировавшие классические образы, далекие от реальности сюжеты, что подчеркивалось условностью рисунка и колорита, театральностью композиций, жестов и поз. Ведущие профессора Академии превращаются в яростных ревнителей официального искусства.
Академизм способствовал систематизации художественного образования, закреплению классических традиций, которые им превращались, однако, в систему «вечных» канонов и предписаний. Значительную часть жизни художник провел в Италии, вот таким образом ее история так волновала его. Допускались лишь сюжеты, заимствованные из Библии, античной мифологии, древней истории.
В античных образцах художникам виделись примеры человеческой красоты и величия. Представители консервативного академизма вели непримиримую борьбу с другими художественными школами и течениями, не признавали многих ярких талантливых художников, творчество которых не укладывалось в прокрустово ложе академических норм. С ростом общественного и демократического движения 30-40-х годов все большим анахронизмом выглядит постоянное обращение к античным образцам, упорное пренебрежение действительностью как грубой, недостойной искусства сферой. Можно считать это знаком кастовости, замкнутости «нобелевского формата», но с другой стороны, если принять официальную точку зрения, состоящую в том, что академия – это союз признанных классиков шведской литературы, «лучших из лучших», то в таком случае присуждение Нобелевской премии академикам оправдано – это люди не случайные в литературе, прошедшие определенный отбор и признанные своей нацией, а следовательно, достойные мирового признания как полноценные представители своей национальной литературы. Подобная акция протеста свидетельствует о том, что традиции К. Д. аф Вирсена, «Дон Кихота шведского романтического идеализма», живы и в сегодняшней академии.
конкретно-исторического направления в искусстве. Каждый стоит особняком» 13. Динцеса «Реализм 60-80-х гг» по материалам выставки в Русском музее.
Преобразования за сто лет существования Нобелевской премии некоторым образом изменили лицо Шведской академии, хотя основа, ядро, то, что можно назвать «академизмом» осталось неизменным. и основанное на следовании внешним формам и приемам искусства античности и эпохи Возрождения. Классицизм (от лат. То же касается и лауреатов премии: самым юным из них считается Редьярд Киплинг, который стал «нобелиатом» в возрасте 45 лет.
Венецианова. Драматический сюжет произведения почерпнут автором из библейской истории. Лицо Христа можно рассмотреть лишь с некоторым усилием. театры – в сов.
академиях и придворных театрах 17-18 вв. Если до 1901 года в ее основные задачи входила литературизация национального языка, поддержание его чистоты и нормативности (с этой целью академия выпускает словари шведского языка), а литературные премии были «побочным продуктом» (например, премия академии и выпуск академических сборников поэзии), то после учреждения премии литературная деятельность стала основной: академия обзавелась широкой сетью «агентов» по всему миру, осуществляющих мониторинг национальных литератур и номинирующих их самых видных представителей в ее состав сегодня входит все больше лиц, владеющих несколькими иностранными языками и специализирующихся на переводах, при академии действует Нобелевский институт, помогающий в работе с иностранными текстами, в особенности на экзотических языках (в него входят эксперты по славянским, французской испанской, английской, голландской, португальской, немецкой итальянской и др. Салонное искусство эксплуатировало эротику, обнаженное женское и мужское тело, древних римлян, привлекательных животных (котят, щенков, козлят, кроликов, голубей), цветы, части розы, элегантный современный одежду или экзотические одежды многочисленных Салом, Клеопатра, Сафо, влюбленных пар, обнаженных женщин с разбитыми вазами. Сюжетом картины мог стать пир римского императора, засыпал своих гостей лепестками роз. исчерпал свои возможности, став оплотом отжившего эпигонского классицизма.
Именно Французская Академия стала олицетворением «академизма» в литературе и образцом, моделью, по которой подобные органы создавались в других странах, как, например, Российская Академия, основанная Е. Дашковой под патронажем Екатерины II и просуществовавшая с 1783 по 1841 год. Вместе с тем можно проследить и последовательную смену этих тенденций. Благодаря премии изменился и состав академиков. симфонизма могли осуществиться лишь одновременно с хореографич. П. П. Чистяков, Г. И. Семирадский, К. Е. Маковский), базировался «на руинах» исчерпавшего себя классицизма.
Зародился в 16-19 веках в художественных академиях. Иванова, А. Е. Но сам материал сопротивляется подобной классификации. и более открытой (хотя по-прежнему все подробности работы Нобелевского комитета остаются засекреченными на срок до 50 лет). В ходе своего развития во второй половине XIX века российская академическая живопись включила в себя элементы романтической и реалистической традиций.
В первой строке Евангелия от Иоанна, которую он решает перевести, его смущают слова «В начале было Слово» – и он переделывает их: «В начале было Дело». Французский критик Делеклюз, рассматривая сложившуюся ситуацию, писал об удивительной «эластичности духа», свойственной этому времени14. Зарянко, «изменнику» столь ценимого ими А. Г. Тем самым академия продемонстрировала, что для нее литература – это «чистое искусство», свободное от политики и социальных проблем. Рядом с ними – «сомневающийся», недоверчиво относящийся к тому, что говорит пророк. Ге, обучавшийся в Академии, писал: «Сделать портрет гораздо легче, кроме исполнения не требуется ничего» 17.
большое прогрессивное значение, в сер.