Любовь к Венеции может родиться, но вряд ли может умереть. Этим Бог доказал превосходство человека над ангелами. И мудрецы и императрица были казнены за это. Изящные статуарные фигуры богини и ее возлюбленного переданы быстрыми мазками, создающими мягкое свечение вокруг их силуэтов.
Сияющие драпировки, золото и дорогие ткани, жемчужное ожерелье (символ Венеции, сокровища, окруженного морем), прихотливая прическа Венеры — все это создает образ роскошной избыточности. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей и будут одна плоть (Бытие, 2: 21-24). После этого лев стал его постоянным спутником. Открытый мазок создает тревожную вибрацию живописного пространства. Иероним согласился и заставил льва стеречь монастырского осла, когда тот возил дрова.
Тема восходит к «Метаморфозам» Овидия и повествует о прекрасном юноше Адонисе, страстно увлеченном охотой. Среди самых ярких шедевров выставки — принадлежащая его кисти Саломея из частной Галереи Дориа Памфили в Риме. Зритель видит лишь лицо и плечи Адама, ноги его прикрыты шкурой леопарда.
Паоло Веронезе не следовал устоявшимся иконографическим традициям и написал Мину в образе храброго воина, что встречается лишь в различных изданиях римского мартиролога: «святой Мина египетский, служивший воином в Котуане, во Фригии, который в правление Диоклетиана, отказавшись от воинских почестей, заслужил вознесения на небеса и после смерти сотворил множество великих чудес». «Снятие с креста» Якопо Робусти исполнено возвышенного драматизма и эмоциональности. Иероним вытащил из ноги льва занозу. Можно вспомнить картину «Поцелуй», одну из самых знаменитых картин этого художника. Образы святых часто встречаются в творчестве всех троих художников.
Однажды лев заблудился и осёл остался без охранника. В Раю Бог позволил Адаму есть от всякого дерева, кроме древа познания добра и зла ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Бытие, 2:17). Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Две обнаженные фигуры здесь подчинены не таким стремительным диагоналям, как у Тициана.
Он как будто говорит: «Ты велик, Тициан, а я сделаю смешнее». О святом Мине Котуанском, египетском великомученике III века известно мало. Изображение Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, жившего в VI веке, относится к позднему периоду жизни Тициана и некоторыми деталями подчеркивает юридическую власть дожа в церкви Сан-Джованни. Якопо Робусти, прозванный Тинторетто, то есть сын красильщика (около 1519, Венеция – 1594, Венеция), своей неистовой молодой энергией постоянно бросал вызов прославленному старцу. Потому сатана и стал врагом человека.
Что это. Иоанн Креститель предстает не красноречивым оратором, способным повести за собой толпу и торжественно объявить о приходе Мессии: «вооруженный» верой и смирением, святой погружен в созерцание, его образ, в том числе и цвет одеяния, оттесняет повествование о деятельном доблестном воине. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей терния и волчцы произрастит она тебе и будешь питаться полевою травою в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю из которой ты взят ибо прах ты и в прах возвратишься (Бытие, 3: 17-19). Сегодня в ГМИИ имени А. С.
Колорит основан на ярком контрасте светлых и темных тонов, знаменитом венецианском «кьяроскуро», особенно остро выраженном Тинторетто. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей она будет называться женою ибо взята от мужа. И то же самое ей удалось совершить с императрицей. Влюбленная в него Венера пытается удержать возлюбленного подле себя, но тщетно (на бесполезность ее усилий намекает заснувший амур).
Когда Иероним жил в монастыре, к нему вдруг пришёл хромой лев.
Она силится отвернуться, но не может отвести тревожного взгляда от отрубленной головы Иоанна Крестителя, покоящейся на золотом блюде. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал (Бытие, 2: 7-8). Тогда император, не смутившись даже при виде этого чуда, приказал обезглавить святую.
Несмотря на то, что вслед за быстрым поражением Камбрейской лиги (1508–1509) Венеция перестала претендовать на роль главного игрока на международной политической арене, в XVI веке это был богатый космополитичный город, один из самых густонаселенных на континенте, место пересечения культур и экономических интересов. Наверное, этот город знает тайну притяжения. Ева же наоборот выглядит очень спокойной и довольной, у её ног растут цветы. С полотном Тициана «Венера и Адонис» связана интересная работа по его атрибуции специалистами Пушкинского музея.
Св. Возросшая на этих трех «столпах» искусства венецианская живописная школа на века вперед определила развитие и итальянского и всего мирового художественного языка. Пушкина открывается масштабная выставка из музеев Италии и России «Венеция Ренессанса. Драматизм сюжета сочетается здесь с изысканной красотой и гармонией композиции. Известная под эпитетом «драгоценная живопись», небольшая работа Веронезе «Венера и Марс с Амуром и лошадью» — вариант решения той же пластической задачи, что и две рассмотренные выше картины. Согласно этой книге, римский император Максимин настаивал на том, чтобы Екатерина, принцесса из Александрии Египетской, отказалась от христианской веры. Композиция полотна «Грехопадение Адама и Евы» Тинторетто как будто зеркально отражает «Венеру и Адониса» Тициана.
Лев повиновался и стал смиренно трудиться. «Адам и Ева» является продолжением «Поцелуя», но содержит в себе больше откровенностей. Тициан, Тинторетто, Веронезе». Фигура святого немного удлинена и изогнута, его мощный абрис напоминает титанов великого автора потолка Сикстинской капеллы, которая произвела сильное впечатление на венецианского мастера.
И открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги и сшили смоковные листья и сделали себе опоясания (Бытие, 3: 1-7). Колорит сдержанный и темный, свет выхватывает бледную фигуру Евы, спину отшатнувшегося Адама и сцену изгнания из рая вдали — горькую расплату, которая ждет героев. Святую ожидали нестерпимые муки, но внезапно появившийся ангел уничтожил орудия пытки.
Просто шутка. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку. После этого Адам и Ева были изгнаны из Рая.
Лев — напоминает о легенде. Бог, узнав о случившемся, проклял змея, а Еве сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей в болезни будешь рождать детей и к мужу твоему влечение твое и он будет господствовать над тобою (Бытие, 3: 16). И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю.
Вот и на полотне он представляется в образе лиса, чьи горящие глаза выдают его торжество. Его стиль необычайно красив. Кисти мастера из Кадоре принадлежат несколько вариантов воплощения этого сюжета.