В русской живописи XX века главными представителями абстракционизма были: Василий Кандинский, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Казимир Малевич.
Этот шаг был значительным для развития чистой абстракции Мондриана. Малевич создал сложную композицию из перекрывающих друг друга форм, чтобы передать ощущение глубины и перспективы. В 1932 стал руководителем экспериментальной лаборатории в Государственном Русском музее, участвовал в выставках.
Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье.
Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Николя Шёффера. Художники получили возможность выражения в формах не только классических — супрематизма или абстрактного экспрессионизма, но лирической и геометрической абстракции, минимализме, скульптуре, объекте, рукотворной авторской книге, в бумажной массе, отлитой самим мастером. На мягком и бледном фоне изображены резкие и драматичные черные линии, перекрещивающиеся и связанные в пучок.
Первым неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Э. М. Белютина. В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Таким образом, абстракционистский синтез субъективного и объективного существенно отличается от сюрреалистического синтеза тем, что он идет до конца, охватывая как глобальные, так и локальные аспекты картины (изгоняя сходство с реальными предметами как из целого, так и из частей, тогда как второй ограничивается только целым (локальное сходство с реальными предметами здесь сохраняется).
Поллок ввел термин дриппинг – разбрызгивание красок на холст без применения кисти. Начался новый этап в развитии советского абстракционизма — 1950—1970-е годы.
Особенностью «Новой реальности» была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX века. Одна из целей абстракционизма – это отказ от изображения "реалистичного мира" и достижение «гармонизации», создание композиции определённых цветовых сочетаний и форм, вызывающие у зрителя разнообразные ассоциации, при отсутствии чёткого значения. С. Романович «Снятие со креста» (1950-е годы)Направление в живописи русского авангарда в искусстве 1910-х годов, основанное на смещении световых спектров и светопередачи. Другие художники этого направления – Ханс Хофманн (1880–1966), Клайфорд Стилл (1904–1980), Роберт Мазеруэлл (1915–1991) и Хелен Фрэнкентэлер (р.
Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики. Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Услышать, наконец, звучание живописных симфоний». В тот период в живописи Европы можно увидеть одновременно нарастающую тенденцию к условности (Ф. Гойя, Э. Делакруа, К. Коро, ) и совершенствование натуралистической техники (Т. Шассерио, Ж. -Л. Давид, Ж. Энгр).
Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма — оп-арт. Ноэта революция возникла неслучайно, авполне закономерно ибыла предсказана еще Платоном.
1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. Другим направлением развития геометрической абстракции стало кинетическое искусство, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих (Александр Колдер, Жан Тэнгли, Николас Шёффер, Хесус Сото, Таксис). Архитектура: Терминологический словарь.
Последнее и вызвало мощную отрицательную реакцию на государственном уровне, долгие годы приучавшую рассматривать абстракционизм как: «Крайне формалистическое направление, чуждое правдивости идейности и народности», а произведения созданные абстракционистами, как: «Бессмысленное сочетание отвлеченных геометрических форм, хаотических пятен и линий». Горизонтальная линия воплощает пассивное начало, вертикаль – активное начало. Художник говорил: «Я хочу выразить свои чувства, а не рассказать о них. О картине писали, что это не только интеллектуальный портрет знаменитого революционного деятеля, но, еще «праздник чистого цвета, динамичной игры кривых и прямых линий», «эта вещь – доказательство того, что абстракция выражает не только духовные ценности, но так же, как фигуративное искусство, может обращаться к событиям историческим и политическим».
В начале 20-х годов Кандинский увлекался так называемым геометрическим абстракционизмом (в противовес живописному абстракционизму предыдущего периода). Эти закономерности интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении. Отношение к произведениям художников-абстракционистов можно выразить словами нидерландского философа XVII века Б. Спинозы: «Не плакать, не возмущаться, но понимать». Краска наложена размашистыми сильными ударами, слой за слоем создавая образ. Благодаря этому абстракционизм определенным образом поддерживался религиозными кругами. В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы. Работы В. Горбатова хранятся в галереях, музеях и частных собраниях многих стран мира. Конечно, эта идея была не нова, но тем не менее в то время Кандинский был единственным, кто работал над языком фигур и был первым абстракционистом, стоял во главе художественного авангарда. В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге).
Кандинский говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов из которых надлежит создавать искусство». Разные по целям и задачам их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству. В 1911 году совместно с Ф. Марком создал объединение Синий всадник.
Вера Преображенская говорила: «В моих картинах Бог — это почти всегда черный квадрат»источник не указан 1311 дней. Так появились бесчисленные композиции без названия, под номерами и буквами. Рождая на холсте яркие брызги и подтеки краски, американская художница Сара Спитлер (Sarah Spitler) стремится отобразить всвоем творчестве хаос, катастрофы, дисбаланс и беспорядок. Вместе с тем, абстракционизм — это прямая реализация свободы.
Заметные представители этого направления — Фрэнк Стелла, Эльсуорт Келли, Кеннет Ноланд. Горки часто обращался в картинах к образам своей родины. Уже вскоре после возникновения абстракционизма обозначились два основных направления развития этого искусства: геометрическая абстракция, тяготеющая к правильным геометрическим формам и устойчивым, «субстанциональным» состояниям (Мондриан, Малевич) и предпочитающая более свободные формы, динамические процессы лирическая абстракция (Кандинский, Купка). Несколько групп абстрактного искусства («Конкретное искусство», 1930 «Круг и квадрат», 1930 «Абстракция и творчество», 1931), объединивших художников различных национальностей и направлений, возникло в начале 30-х гг., главным образом во Франции. Его картины — «Солнце, восходящее в тумане» (1806 г. ), «Музыкальный вечер» (1829–1839 гг. ) и некоторые другие работы передают самые смелые обобщения, которые граничат с абстракцией.
С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку. В процессе работы со студийцами Элий Белютин сформировал теорию «всеобщей контактности», в которой выразил принципы развития творческого потенциала художника. Представители абстрактного экспрессионизма (Поллок, Марк Тоби, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Аршиль Горки, Франц Клайн) провозгласили своим методом «бессознательность» и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов («живопись действия»).
Заметные представители этого направления – Фрэнк Стелла, Эльсуорт Келли, Кеннет Ноланд. Супрематизм (от лат. Э. Белютин «Материнство»Новый этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Манера Поллока не так спонтанна, как может показаться на первый взгляд.
Самая известная его работа – «Композиция с Красным, Желтым, Синим и Черным». В 1923 был назначен директором института исследований культуры современного искусства. Эти закономерности интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении2.
группы распались. Именно такой путь – от изобразительности через идеальную реальность так называемого синтетического кубизма к полной неизобразительности – прошел один из основоположников неопластицизма нидерландский художник Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872-1944), который считал, что чистая пластика создает чистую реальность. Начало XX в. – время стремительного развития различных авангардных течений. Представители абстрактного экспрессионизма (Поллок, Марк Тоби, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Аршиль Горки, Франц Клайн) провозгласили своим методом «бессознательность» и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов («живопись действия»). Абстракционизм (искусство под знаком «нуля форм», беспредметное искусство) – художественное направление, сформировавшееся в искусстве первой половины 20 века, полностью отказавшееся от воспроизведения форм реального видимого мира.
Особенно часто мондриановские мотивы встречаются в архитектурных проектах. К. Малевич, например, вообще пытался возвести живопись до двух цветов – черного и белого, рисуя черные квадраты на белом фоне позже он экспериментировал с одним лишь белым цветом – рисованием белого на белом художник отстаивал мысль о «чистом чувстве». «Психическая сила краски. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью.
Кандинский говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов из которых надлежит создавать искусство». В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы. Первая особенно заострена в английской живописи – у Р. О. Бонингтона, а также У. Тернера. При этом стилистика абстрактной живописи приобрела некую мягкость, которой ей не доставало прежде, – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие цветовые решения (Е. Мюррей, Г. Стефан, Л. Риверс, М. Морли, Л. Чезе, А. Бялоброд).
В эти годы многие художники испытывали потребность в языке беспредметного искусства. Стремление к «универсальной гармонии» путем изображения уравновешенных комбинаций, четкие прямоугольные формы, разделенные перпендикулярными черными линиями использование цветов основного спектра – все это характерно для неопластицизма. Третий основоположник абстрактной живописи – Казимир Малевич (1878-1935). Рождался андеграунд и среди художников-неформалов обращение к абстрактному искусству было общепринятым и широко распространённым.
Следующий этап в развитии русской абстракции начинается в 1970-е годы. Де Кунинг был связан с нью-йоркской группой абстрактных экспрессионистов. Осознав, что дальше развивать концепцию некуда, Малевич вернулся к фигуративной живописи. Последняя совпадает с тем, что можно было бы назвать также эфемеризацией, но не в импрессионистическом смысле: теперь речь идет не о растворении предмета в световоздушной среде (при этом, как мы уже видели при анализе импрессионизма, предмет становится зыбким и шатким, но тем не менее сохраняется), а об отделении свойств предмета от их носителя. Именно о ней вспоминают в первую очередь, говоря о неопластицизме и о «мондриановской манере» писать.
Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Возникло оно как полноценное движение в 10-х годах прошлого века. В «Сигналах» художник исследовал «обратную связь» спонтанных психологических реакций на цветовые символы.
В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время. В теории Робера Делоне, в отличие от концепций Кандинского и Мондриана идеалистическая метафизика отвергалась основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка (основанное Делоне направление получило название орфизма). которую усиливает затенение левой диагонали треугольников.
Их размытые контуры создают вибрацию исполненную таинственной магической силы. Их творчество стало вершиной немецкого экспрессионизма и открыло путь к абстракции.
Уже вскоре после возникновения абстракционизма обозначились два основных направления развития этого искусства: геометрическая абстракция, тяготеющая к правильным геометрическим формам и устойчивым, «субстанциональным» состояниям (Мондриан, Малевич) и предпочитающая более свободные формы, динамические процессы лирическая абстракция (Кандинский, Купка). Еще Платон говорил об истинной, правильной красоте прямых линий и геометрических фигур. Так, например, американский композитор Дж. Особенностью «Новой реальности» была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX века.
Эти закономерности интуитивно постигаемые художником, выражались через соотношение абстрактных форм (цветовых пятен, линий, объёмов, геометрических фигур) в абстракционистском произведении. В начале 50-х к абстрактной живописи впервые обратился известный импрессионист А. Матисс. Главенство в искусстве живописи мастером было отдано цвету. Другой основоположник абстракционизма – Василий Кандинский (1866-1944) создал свои первые беспредметные произведения еще раньше кубистов. Все эти тенденции заложили основу для развития современного абстракционизма. Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма – оп-арт.
В 1922 закончил рукопись «Супрематизм. Услышать, наконец, звучание живописных симфоний». В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
В 1928 – 1930 преподавал в Киевском художественном институте. Изобразительное и декоративное искусство. Первымисточник не указан 1410 дней неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Э. М. Белютина. Некоторое время он преподавал в Баухаузе, прославленной школе современного дизайна.
Но какими бы путями ни шел абстракционизм, каким бы ни подвергался трансформациям, сущность его всегда остается неизменной. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Кейдж заменяет настоящее искусство «самовыражениям» искусством, которое порождается случайностью. По той же теории пассивность обозначает горизонтальная линия, а активность – вертикальная. Баумана. В 1925 году школа переехала в Дассау, где он вел свободного, не прикладного искусства.
Он говорил: «Я пишу большие картины потому, что хочу достигнуть близости. Абстракционизм – стиль или направление в живописи.
В 1927 Малевич экспонировал свои картины в Берлине. В конце 1940-х годов в США получил развитие абстрактный экспрессионизм, сформировавшийся на основе лирического асбтракционизма. Первым неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Белютина Элия Михайловича. Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного.
Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Вадим Алексеевич родился в 1940 году в Москве. В. Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и диких.
По Ларионову, все предметы видятся как сумма лучей. Деятельность абстракционистов способствовала становлению современной архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна. Кандинского обычно называют «изобретателем» абстракции, тем самым подразумевая его акварели 1910–1912 годов, а также его теоретические работы, объективно свидетельствующие о самодостаточности искусства и указывая на его умение собственными своими средствами создавать некоторую новую реальность.
Как писал теоретик абстракционизма Л. Вентули, . Пространство разграничено на отдельные отсеки, формально соотносящиеся друг с другом, как части в математическом уравнении.
При этом стилистика абстрактной живописи приобрела некую мягкость, которой ей не доставало прежде, – обтекаемость объемов, размытость контуров, богатство полутонов, тонкие цветовые решения (Е. Мюррей, Г. Стефан, Л. Риверс, М. Морли, Л. Чезе, А. Бялоброд). В этой школе преподавали в 20-30-е годы основатели беспредметного искусства – Кандинский, Клее, Надь и другие представители этого направления. Кандинский осознал значение абстрактного искусства, когда обнаружил в нем необычайную красоту излучающую внутренний свет, еще не поняв, что то был свет его собственного творчества, увиденного изнутри, в обратной перспективе. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники».
Выдающийся русский художник, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Родился в Москве в семье коммерсанта, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в1871 г. Блестяще окончил юридический факультет Московского государственного университета. В 1895 г. в Москве проходила выставка французских импрессионистов. Плоские формы отделены друг от друга цветом. Он искренне верил, что истинная реальность создается только посредством настоящей пластики. Задача художника – поиск пересечения сходящихся в определенных точках лучей, т. е.
Другим направлением развития геометрической абстракции стало кинетическое искусство, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих (Александр Колдер, Жан Тэнгли, Николас Шёффер, Хесус Сото, Таксис). Кроме того. Теоретики абстракционизма выводят его от Сезанна через кубизм. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию.
Отметим, что, широко используя понятие «импровизация», абстракционисты в живописи, музыке или театре, отождествляют ее со спонтанностью, ежеминутностью, с «вибрацией» души. Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицания разных уровней смысла. Памятник III Интернационала никогда не был построен.
Его картина «девушка с красным древком» является свидетельством этому факту. «Первоэлементы» Малевича вызвали стабильный интерес к геометризированной форме, линейным знакам, пластическим структурам. В 1926, после погромной статьи в «Ленинградской правде» институт был ликвидирован, а Малевич уволен. Вместе с тем, абстракционизм – это прямая реализация свободы.
Начался новый этап в развитии советского абстракционизма — 1950—1970-е годы. После Октябрьской революции создал декорации и костюмы для постановки «Мистерии-буфф» В. В.
Такого рода геометрическая красота вотличие открасоты природных «неправильных» форм, помнению Платона имеет неотносительный, абезусловный, абсолютный характер. Заметные представители этого направления — Фрэнк Стелла, Эльсуорт Келли, Кеннет Ноланд. 1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. В одной из последних работ художника, «Буги-Вуги на Бродвее» (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда.
Шедевр Татлина, символ конструктивистских идеалов, объединивший скульптуру и архитектуру. Например, существует пространство знака, символа, возникшего из глубины архаического сознания иногда преображенного в структуру, напоминающую иероглиф (Евгений Добровинский). Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Это значит, что экстраспиритуальный человек подвергает все предметы, говоря философским языком, своеобразной акциденциализации (десубстанциализации). Предметность вредна моим картинам, – писал он в работе Текст художника. На странице журнала «Круг и квадрат» – теоретического органа французских абстракционистов – абстрактность, беспредметность искусства абсолютизировалась.
История искусства споявлением абстракционизма пережила революцию. Малевич работал с разными стилями в живописи, но больше всего был сосредоточен на исследовании чистых геометрических форм (квадраты, треугольники, круги) и их отношении друг к другу в изобразительном пространстве. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в лишённых изобразительного смысла комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Такого рода геометрическая красота в отличие от красоты природных «неправильных» форм, по мнению Платона имеет не относительный, а безусловный, абсолютный характер.
Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». Здесь его композиции стали более пестрыми, отражающими беспокойные ритмы жизни в стране Бродвея и буги-вуги. Начался новый этап в развитии советского абстракционизма – 1950 – 1970-е годы.
С 1970 года Вадим Горбатов работает художником на Центральном телевидении в должности руководителя группы художников Главной редакции Информации, выпускавшей программы «Время», «Новости», «Международная панорама» и др. Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», – «Cysp I» Николя Шёффера. В теории Робера Делоне, в отличие от концепций Кандинского и Мондриана идеалистическая метафизика отвергалась основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка (основанное Делоне направление получило название орфизма). Для меня стиль абстракционизм это прежде всего противостояние логике цивилизации.
Вместе с зоологами участвует в различных экспедициях, занимается живописью. Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. Положения Мондриана в 40-е годы были подхвачены итальянскими конкретистами.
Глубоко оригинальная техника Поллока получила название живописи действия. Радость искусства в том, что оно разное. Именно это полотно ознаменовало рождение кубизма.
Новое течение возникло в Голландии и объединяло художников вокруг журнала «De Stijl» («Стиль»). В 1919 г. Малевичем и его учениками была создана группа УНОВИС (Утвердители нового искусства), развивавшая идеи супрематизма. С конца 1921 года жил в Германии. В 1917 году Кандинский женился на Нине Алексеевской, с которой познакомился в 1916 году. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции.
это специфическая форма изобразительного искусства. Вера Преображенская говорила: «В моих картинах Бог – это почти всегда черный квадрат». Прямоугольные массы насыщенного цвета как будто плавают в пространстве картины. В 1918 году он стал профессором Московской академии Изобразительных Искусств. В эти годы многие художники испытывали потребность в языке беспредметного искусства.
Главная работа Делоне посвящена Эйфелевой башне – знаменитому символу Франции. Через два года Мондриан переехал в Нью-Йорк. Александр Кальдер создает свои «стабили». С момента возникновения абстракционизма в нем четко определились два направления: геометрическая абстракция, основанная преимущественно на четко очерченных конфигурациях (Малевич, Мондриан) и лирическая абстракция, в которой композиция организуется из свободно текущих форм (Кандинский). Особенно поразила Кандинского картина Клода Моне «Стог сена» – так в возрасте 30 лет он полностью меняет профессию и становится художником.
Абстракционизм – наиболее крайняя школа модернизма. Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944. Абстракционизм можно любить и не любить, можно найти немало как сторонников, так и противников этого, как, впрочем и любого другого вида искусства. «Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Однако импровизация несколько другоя.
Его картины неоднократно копировались многими представителям сферы живописи и искусства. В процессе работы со студийцами Элий Белютин сформировал теорию «всеобщей контактности», в которой выразил принципы развития творческого потенциала художника. В своих теоретических работах он говорит о том, что в супрематизме о живописи не может быть и речи, живопись давно изжита и сам художник – предрассудок прошлого.
Укоренившаяся глубоко привычка воспринимать сугубо реалистическую художественную форму не означает, что направление, «непохожее на жизнь», неинтересно, а тем более абсурдно. Параллельно в США возникла постживописная абстракция, принципами которой стало сокращение и предельное упрощения живописных форм унаследовав правильные геометрические формы от геометрической абстракции, постживописная абстракция скругляет, «смягчает» их. Малевич много работал над полотнами новой живописной системы, названной им «супрематизм» («Черный квадрат», 1913), принципы которой были изложены им в брошюре-манифесте «От кубизма к супрематизму. В 50-е годы во Франции увлечение абстракционизмом повсеместно. И казалось, оно исчезло не только из музейных залов из книг и монографий, но из памяти. С приходом к власти фашистов центры абстракционизма перемещаются в Америку.
Представители абстрактного экспрессионизма (Поллок, Марк Тоби, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Аршиль Горки, Франц Клайн) провозгласили своим методом «бессознательность» и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов («живопись действия»). В 70-е – 80- е годы американская живопись вернулась к фигуративности. Первые международные объединения художников-абстракционистов («Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество») сформировались в начале 1920-х — начале 1930-х годов в Париже2. В своем творческом развитии он прошел разные этапы, а в 1970-е годы обратился к фигуративной скульптуре. Маяковского, написал теоретическую работу «О новых системах в искусстве», вместе с Шагалом в Витебске руководил мастерской в Народной художественной школе, участвовал в выставках. Эпоха этого течения – это начало ХХ века вплоть до 1930-х годов. В Голландии, которая является родиной художника, постепенно возникает множество его последователей, которых он смог сгруппировать около периодического издания «Стиль».
Гарета и др. ). Создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света цветовую пыль». После1-ймировой войны1914-18годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись вотдельных произведениях представителей дадаизма исюрреализма вместе стем определилось стремление найти применение неизобразительным формам вархитектуре, декороративном искусстве, дизайне (эксперименты группы Стиль» и«Баухауза»).
Особенностью «Новой реальности» была установка на коллективную работу, к которой стремились футуристы начала XX века5. Вадим Горбатов единственный российский художник, чьи работы включены в книги «300 лет анималистики» и «Современная анималистика» изданные в Великобритании.
Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного. Он рассказывал своим студентам о форме, цвете и восприятии этого мира художником. Программа абстрактного искусства при всем его многообразии связана с напряженным философско-эстетическим поиском. Художники стремились использовать неожиданные, нестандартные сочетания цвета и фактур, скульпторы (Эдуардо Чильида, Сеймур Липтон и другие) создавали причудливые композиции и применяли необычные способы обработки материалов.
В начале войны Хартунг поступил во французский Иностранный легион. В декабре в 1911 г. в докладе на Всероссийском съезде художников В. Кандинский не только отрицала связь искусства с жизнью, но и назвала социальное содержание в искусстве «отравленным хлебом». За два года до этого события современное мировое искусство было представлено на художественной выставке в рамках Всемирного фестиваля молодёжи и студентов. В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Она окрашена в ярко-красный цвет, что сразу отличает ее от серости окружающего города. Александр Кальдер создает свои «стабили».
«Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил». В беспредметных полотнах краска, по мысли К. С. Малевича, была впервые освобождена от подсобной роли, от служения другим целям, — супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и Природы (Бога). Упрощенное изображение человеческого лица разделено на цветные четырехугольники.
Однако, не имеет важного значения, так как в первые годы ХХ века новейшие течения искусства Европы вплотную подходили к этой границе, причем все демонстрировало то, что она будет опрокинута. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию. Совместно с Элием Белютиным Преображенская занималась разработкой модулей- «психогранул», символов, которые выражали бы конкретные состояния и абстрактные понятия при помощи четких цвето-пластических решений. Абстрактная картина Деваня Апофеоз Марата (1951) была встречена критикой с большим энтузиазмом. Еще один вариант беспредметного искусства представляет живопись Джозефа Альберса (1888–1976) и Эда Рейнхарта (1913–1967), картины которых состоят из холодных, точно просчитанных геометрических форм.
В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел своё учение о времени к единой системе8. Художественное значение самой картины должно быть выше важности того, что она изображает, ведь талантливая живопись рождает новый чувственный мир. В лучизме работали Михаил Лё-Дантю и другие художники группы «Ослиный хвост».
Внушительный размер холста дополнительно усиливает величие этой постройки.
Параллельно в США возникла постживописная абстракция, принципами которой стало сокращение и предельное упрощения живописных форм унаследовав правильные геометрические формы от геометрической абстракции, постживописная абстракция скругляет, «смягчает» их. Именно здесь были изданы теоретические работы ведущих абстракционистов первого периода (Кандинского, Мондриана, ван Дусбурга, Малевича). Во второй половине 1950-х появляется абстрактная скульптура, снабженная «электронным мозгом», — «Cysp I» Николя Шёффера. История искусства с появлением абстракционизма пережила революцию.
Москвич родом, Кандинский сначала готовился к юридической карьере, в 1896 году приехал в Мюнхен где учился в школе А. Ажбе (1897-1898) и в Академии художеств (1900) у Ф. фон Штука, прошел увлечение Гогеном и фовистами, народным лубком. По словам художника: «Динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу: «Инамических представлений, заложенных в искусстве» и далее: «К изучению моторных реакций человека». Все эти тенденции заложили основу для развития современного абстракционизма.
1928) – практиковали технику окрашивания холстов. Это время Малевича, супрематизма и конструктивизма, традиций русского авангарда. Кандинский говорил, что: «Сознательно или бессознательно художники все больше обращаются к своему материалу испытывают его, взвешивают на духовных весах внутреннюю ценность элементов из которых надлежит создавать искусство»источник не указан 1311 дней. Напрочь отсутствуют перспектива, светотени, задний фон раздроблен на осколки разной формы. Он стал одним из самых знаменитых французских абстракционистов.
Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и оп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати. Хаотическое кишение мельчайших абстрактных значков, черточек заполняет поверхность бумаги. Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Последнее обстоятельство превратило понятие «абстракционизм» в расхожий символ формализма в различных сферах искусства. Уроженец России, Ротко вместе со своими родителями эмигрировал в США в 1913 году.
В числе формальных приемов живописи группы Стиль – локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Мы видим угловатые колени и груди девушек, особо выделяются носы и тяжелые подбородки. К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался.
Мурнау «Сад» (1910)Первая абстрактная картина была написана Василием Кандинским в 1909 г. в Германии, а через год здесь же он выпустил книгу «О духовном в искусстве», ставшую впоследствии знаменитой. Информационный прорыв стал своеобраз-ным символом духовной и социальной свободы. «Антинародное идеалистическое» абстрактное искусство отныне не имело права на существование. В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве»3, в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. Треугольные формы, балансирующие на фоне окружностей, создают трехмерную иллюзию.
от лат.
Художник-самоучка, он писал, в основном, картины большого размера. В произведения абстрактной живописи вкладывают капитал. Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье.
В. Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая от всяких признаков предметности пятна импрессионистов и «диких». Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». Эту тенденцию воплощала своей деятельностью группа «Абстракция–творчество», которая возникла в 1929–1930 гг. Последние 11 лет жизни Кандинский провел в пригороде Парижа. Параллельно в США возникла постживописная абстракция, принципами которой стало сокращение и предельное упрощения живописных форм унаследовав правильные геометрические формы от геометрической абстракции, постживописная абстракция скругляет, «смягчает» их.
1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. Начинается массовое вложение капитала в творения абстракционистов. Мир как беспредметность или вечный покой» изданную в 1962 на немецком языке. Первой «абстрактной» картины.
При этом Кандинский всегда мечтал о преподавательской деятельности. Представители абстрактного экспрессионизма (Поллок, Марк Тоби, Виллем де Кунинг, Марк Ротко, Аршиль Горки, Франц Клайн) провозгласили своим методом «бессознательность» и автоматизм творчества, непредвиденность эффектов («живопись действия»). группы распались.
В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910 – 1912 годах «лучизм», создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров). Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье. Первые международные объединения художников-абстракционистов («Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество») сформировались в начале 1920-х — начале 1930-х годов в Париже.
На самом последнем этапе работы она соскабливает все неровности, делая свои картиныпохожимипо ощущениям на рентгеновский снимок. В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел свое учение о времени к единой системе. С живописью абстрактного экспрессионизма Поллока связывает энергия и свобода выражения. В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Д. Поллак, М. Ротко, Б. Ньюман, А. Готтлиб.
Первым неформальным художественным объединением периода «оттепели», развивавшим принципы абстрактного искусства, стала студия «Новая реальность», которой собралась вокруг Э. М. Белютина. Габо принадлежал к движению конструктивизма и воспринимал форму как метафору пространства. Не остался в стороне и Париж – международ-ный центр модернизма. Лисицкий получил инженерное и архитектурное образование.
Спустя два года семья Рокфеллеров выделила огромные средства на создание Музея современного искусства. Кандинский испытал также большое влияние символизма. «Геометрическая» абстракция позволяла приблизиться к проблемам, волновавшим мастеров 1920-х годов, почувствовать преемственность и духовную связь с классическим авангардом.
Александр Кальдер создает свои «стабили». Малевич являлся ярым приверженцем теории супрематизма. Тогда же Барнет Ньюмен, основоположник американского геометрического абстракционизма вместе с А. Либерманом, А. Хельдом и К. Ноландом успешно занимались дальнейшим развитием идей голландского неопластицизма и русского супрематизма. Эти элементы, в сочетании с плывущими по небу формами, призваны прославить первый перелет через Ла-Манш, предпринятый Луи Блерио в 1909 году. Это само по себе было уже великим преступлением, с точки зрения Мондриана, они скорее близки детской непосредственности полотен Клее.
Столице Франции принадлежит авангардная роль в накоплении сил абстракционистов. В теории Робера Делоне, в отличие от концепций Кандинского и Мондриана идеалистическая метафизика отвергалась основной задачей абстракционизма художнику представлялось исследование динамических качеств цвета и других свойств художественного языка (основанное Делоне направление получило название орфизма). Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы.
Апологеты абстракционизма бережно хранили и распространяли достижения беспред-метного искусства. Соперником американца Поллока выступает Жорж Матье, сопровождающий свои сеансы творчества в присутствии публики маскарадными переодеваниями и музыкой и называющий свои огромные творения вполне сюжетно (например, Битва при Бувине), что не делает их, однако, менее абстрактными. Поллок, М. Тобиидр. ), развивавшегося после войны вомногих странах (под названием ташизма или «бесформенного искусства») ипровозгласившего своим методом «чистый психический автоматизм» исубъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых ифактурных сочетаний. Вплоть до конца 40-х годов абстракционизм (и даже его более распространенное направление – геометрическое) был всего-навсего одним из многих (и далеко не ведущих) течений модернистского искусства. Абстракционизм – уникальное явление мировой художественной культуры.
Пита Мондриана, являющегося одним из основателей голландского движения «Де стиль», признают за чистоту его абстракций и методичную практику. Начался новый этап в развитии отечественного абстракционизма -1950-1970-е годы.
В 70-е — 80- е годы американская живопись вернулась к фигуративности. Художники Люциан Грибков и Тамара Тер-Гевондян работали в стиле, ближе всего примыкающему к абстрактному экспрессионизму6. Художники стремились использовать неожиданные, нестандартные сочетания цвета и фактур, скульпторы (Эдуардо Чильида, Сеймур Липтон и другие) создавали причудливые композиции и применяли необычные способы обработки материалов. Термин абстракционизм происходит от латинского abstraho — оттаскивать, отвлекать. Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Источ. : Аполлон.
В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Это называется также в Америке абстрактным экспрессионизмом, во Франции – ташизмом (от слова tache – пятно), в Англии – живописью действия, в Италии – ядерной живописью (pittura nucleare). Его теоретики – Леон Деган и Мишель Сейфор.
Использование геометрических примитивов, символов, цветовых сочетаний и контрастов.
Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Была даже издана его автобиография. Неудивительно, что абстракционисты находили применение неизобразительным формам в промышленном искусстве, художественном конструировании, архитектуре (деятельность группы «Стиль» в Нидерландах и школы Баухауз в Германии работа Кандинского во ВХУТЕМАСе архитектоны и дизайнерские проекты Малевича «мобили» Александра Колдера конструкции Владимира Татлина, работы Наума Габо и Антуана Певзнера).
В это же время художник начинает работать для различных издательств. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910—1912 годах «лучизм», создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров). Большое влияние на творчество Кандинского имело развитие символизма. Выразительные средства живописи – это линия, форма, цвет. Черные мазки, энергично проложенные широкой кистью, смыкаются в плотные рельефные формы. В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
вызывает душевную вибрацию. Абстрактный экспрессионизм стал первым течением в живописи, возникшим в США и имевшим международное значение. Особое внимание он уделял соединению музыки и цвета.
Однако выставка 1962 года в Манеже, резкая критика со стороны партии искусства художников «Новой реальности» и кампания против абстракционизма заставила художников уйти в подполье. Создавая свои крупномасштабные абстрактные картины, американская художница Кристин Бэйкер (Kristin Baker) черпает вдохновение из истории искусств и гонок Наскар и Формулы 1. Вадим Горбатов – кандидат искусствоведения, член Союза художников России и единственный россиянин – член Союза художников дикой природы Великобритании. В 1931 делал росписи в Красном театре Ленинграда.
Родившись на юго-западе Франции. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Родившийся в Армении Горки эмигрировал в США в 1920 году. Schoenmackers), стало фундаментом эстетики «Стиля» и тем самым неопластицизма.
Показательна историческая судьба абстракционизма. Здесь еще можно увидеть интерес Мондриана к отказу от структурированной организации линий. В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время. Ему нужен был собственный язык картины, которым можно было бы выразить глубочайшие эмоции. Законы «саморазвития искусства» выстраивали «жизненно необходимые самому искусству» формы. Поллок, М. Тоби и др. ), развивавшегося после войны во многих странах (под названием ташизма или «бесформенного искусства») и провозгласившего своим методом «чистый психический автоматизм» и субъективную подсознательную импульсивность творчества, культ неожиданных цветовых и фактурных сочетаний.
Абстракционизм художники и дизайнеры используют при созданиий вполне реальных объектов. Абстракционисты использовали также одно явление, замеченное уже в эпоху Возрождения — что по-разному проведённые линии и цветовые созвучия могут вызывать у зрителя определённые настроения.
Вот как комментирует эти события хранитель коллекции искусства XX века Метрополитен-музея Генри Гелдцалер: «Американское искусство, – пишет он, – бесспорно провинциальное по своему происхождению, сделалось своего рода хранилищем европейских художественных идей, которые защищались, закалялись и даже творчески обогащались». В эти годы многие художники испытывали потребность в языке беспредметного искусства. По словам художника: «Динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу: «Инамических представлений, заложенных в искусстве» и далее: «К изучению моторных реакций человека»источник не указан 1311 дней. Для каждого из типов времени, по теории Зубарева, существует свой способ пластического выражения. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной»источник не указан 1311 дней.
Вера Преображенская говорила: «В моих картинах Бог — это почти всегда черный квадрат». В. Кандинский создал собственный тип абстрактной живописи, освобождая отвсяких признаков предметности пятна импрессионистов и«диких». Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который, безусловно, болезненным образом действует на душу». Он соединил импрессионизм Кандинского и сезаннистский геометрический абстракционизм Мондриана в изобретенном им супрематизме (от французского supreme – высший).
М., 1997. Затем аспирантура, защита диссертации и преподавательская работа в «Строгановке» и МВТУ им. 1913 год ознаменовался предоставлением на всеобщее обозрение известного «Черного квадрата», сотворенного по созданной им специальной системе, которую он сам наименовал динамический супрематизм. Услышать, наконец, звучание живописных симфоний». Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью. Происходил: «Процесс реперсонализации искусства.
Способность выразить третье измерение в двухмерном жанре живописи стояло проблемой для художников, начиная со Ренессанса. Еще одно течение американской живописи получило название «хроматического» или «постживописного» абстракционизма. В следующем году в Мюнхене он опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. В своем позднем произведении «Филеб» тот писал о красоте самих по себе линий, поверхности и пространственных форм, независимых от всякого подражания видимым предметам, от всякого мимезиса. Один из первых абстракционистов, создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света цветовую пыль».
Этот стиль характеризуется тем, что оно сознательно не воспринимает изображения действительного мира и окружающего его реальных предметов. 1990-е годы подтвердили особенный «русский путь» беспредметного искусства. Эта эпоха означает полный переход от рамок и ограничений к полной свободе выражения. Другим направлением развития геометрической абстракции стало кинетическое искусство, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих (Александр Колдер, Жан Тэнгли, Николас Шёффер, Хесус Сото, Таксис).
Умер после тяжелой болезни. Активное участие в формировании абстракционизма принимали М. Ларионов, Г. Делоне, М. Сейфор, голландские художники группы «Стиль». Сказанное в начале века вновь стало актуальным для следующих поколений живописцев. Однако, человеку свойственно стремление к равновесию и гармонии. Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы.
Художники стремились использовать неожиданные, нестандартные сочетания цвета и фактур, скульпторы (Эдуардо Чильида, Сеймур Липтон и другие) создавали причудливые композиции и применяли необычные способы обработки материалов2. Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». В течение вот уже 20-ти лет он единственный российский участник художественных проектов голландского фонда «Artists for nature Foundation», объединяющего многих известных анималистов мира. Искусство не терпит прямоговорения, его сила в метафоре. Учился в МСХШ (Московская средняя художественная школа). В эти годы многие художники испытывали потребность в языке беспредметного искусства. Оранжевый отлично сочетается с зеленым, создавая эффект мандаринового дерева и шоколадным оттенком.
В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием. Мэрилин Монро, подобно другим секс-символам, выглядит скорее как объект, чем как личность. В процессе работы со студийцами Элий Белютин сформировал теорию «всеобщей контактности», в которой выразил принципы развития творческого потенциала художника. Нет необходимости вновь повторять уже хорошо известное. Он был сторонником идеи «художника-инженера» и видел главную роль искусства в удовлетворении социальных нужд. Курс на общую либерализацию, заданный XX съездом, открывал перспективы для свободы творчества и художественных поисков.
Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью». К. С. Малевичем. Представители его в какой-то мере отталкивалось от фовизма и постимпрессионизма. После 1-й мировой войны 1914 – 18 годах тенденции абстрактного искусства зачастую проявлялись в отдельных произведениях представителей дадаизма и сюрреализма вместе с тем определилось стремление найти применение неизобразительным формам в архитектуре, декороративном искусстве, дизайне (эксперименты группы Стиль" и «Баухауза»). Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х. Звездой американского абстракционизма послевоенного периода считается Джексон Поллок (1912-1956).
Основоположниками абстракционизма принято считать В. Кандинского, П. Мондриана и К. Малевича. Совместно с Элием Белютиным Преображенская занималась разработкой модулей-«психогранул», символов, которые выражали бы конкретные состояния и абстрактные понятия при помощи четких цвето-пластических решений7. Московская абстракция рубежа 1960-х, углубившись в поиски нового формообразования, соответствующего внутреннему состоянию «творческой озаренности», своего рода медитации, дала убедительные примеры собственного понимания культуры беспредметного. Американские исследователи характеризовали абстрактный экспрессионизм как «жест освобождения от ценности политической, эстетической, моральной». Её привлекают эти понятия, так как они не поддаются контролю со стороны человека. Эпоха «оттепели» подразумевала особую систему взаимоотношений абстрактного искусства с властью.
Термин латинского происхождения Abstrac-tus, означающий «беспредметный», дал название одному из направлений искусства – абстракционизму. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера. В 1929 состоялась его персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее. Особенно активно он работал в области индустриального дизайна, оформления книг и фотографии, часто используя в последней необычные перспективы и углы зрения.
Она делится на несколько направлений: геометрическая абстракция, жестикуляционная абстракция, лирическая абстракция, аналитическая абстракция, супрематизм, аранформель, нюажизм и т. д. Всвоем позднем произведении «Филеб» тот писал окрасоте самих посебе линий, поверхности ипространственных форм, независимых отвсякого подражания видимым предметам, отвсякого мимезиса. Зародившись в начале века, это беспред-метное течение не прижилось.
Уже вскоре после возникновения абстракционизма обозначились два основных направления развития этого искусства: геометрическая абстракция, тяготеющая к правильным геометрическим формам и устойчивым, «субстанциональным» состояниям (Мондриан, Малевич) и предпочитающая более свободные формы, динамические процессы лирическая абстракция (Кандинский, Купка). В Соединенных Штатах была выпущена масса книг, альбомов, периодических изданий, ведущих пропаганду абстракционизма, учредилась первая ассоциация абстрактных художников (1936). Свои работы зрителям представила новая группа немецких художников «Синий всадник», стремившаяся к оригинальности и свободному эксперименту. Художники всех мастей собирались сюда не только для обучения.
Еще одно течение американской живописи получило название «хроматического» или «постживописного» абстракционизма. Он ходил вокруг полотна и сам становился как бы частью живописи. Иной тип абстрактного мышления демонстрировал наиболее последовательный в своей аналитической и практической работе Юрий Злотников, автор обширной серии «Сигналы», созданной в конце 1950-х.
Начался новый этап в развитии советского абстракционизма — 1950—1970-е годы. в Париже под руководством М. Сейфора. В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел своё учение о времени к единой системе.
В начале 30-х годов он возвращается к фигуративной живописи в реалистических традициях, причем советской тематики (Девушка с красным древком). Художник описывает цвет, взаимодействие цветов и их влияние на человека. Произведение было задумано как часть трехметровой, так и не осуществленной конструкции, заказанной Габо в 1949 голу для здания Эссо в Нью-Йорке. Первые международные объединения художников-абстракционистов («Круг и Квадрат», «Абстракция-Творчество») сформировались в начале 1920-х – начале 1930-х годов в Париже. Создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света цветовую пыль». Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники».
Восприятие искусства в высшей степени субъективно. Вместо «социальности» он призывал сделать предметом искусства «психическую реальность». По словам художника: «Динамизм, ритм, ярко выраженные в геометрической абстракции», привели его к анализу: «Инамических представлений, заложенных в искусстве» и далее: «К изучению моторных реакций человека». Если символика геометрического абстракционизма призвана отразить некие устойчивые «субстанциональные» состояния, то абстракции Кандинского и его последователей, наполненные пульсирующими формами, сложными ритмами и мерцающим цветом, сосредоточивают внимание на динамике процесса.
В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж. В 60-х гг. Художники часто прибегали к бумаге, чтобы набросать свои идеи и разработать композицию. В 1937 году на средства миллионера Гуггенхейма открылся Музей беспредметной живописи. В основу «логического обоснования» абстракций Кандинского легло изучение теософских и антропософских трудов Елены Блаватской и Рудольфа Штайнера.
В книге «Темпоральное искусство» и в программных циклах работ «Образы темпоральности» Зубарев привел своё учение о времени к единой системе. По мнению Кейджа, лицо художника, его духовный мир не должны быть определенными, а искусство составляет лишь «бесцельную игру». Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал журнал Стиль (De Stijl), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. Создатель «лучизма» Михаил Ларионов изображал «излучение отраженного света цветовую пыль». Осенью 1930 Малевич был арестован ОГПУ, но вначале декабря был освобожден. Курс на общую либерализацию, заданный XX съездом, открывал перспективы для свободы творчества и художественных поисков.
В 1924 году он без сожаления прекратил отношения с журналом «Стиль» только из-за того, что тот позволил подать 45-ти градусный угол в виде составной части выразительного языка. Несколько групп абстрактногоискусства («Конкретное искусство», 1930 «Круг иквадрат», 1930 «Абстракция итворчество», 1931), объединивших художников различных национальностей инаправлений, возникло вначале30-хгг., главным образом воФранции. Уже в первой половине XIX века в искусстве новые тенденции начинают быть заметными. В живописи России XX века главными представителями абстракционизма были Василий Кандинский (завершивший в Германии переход к своим абстрактным композициям), Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, основавшие в 1910—1912годах «лучизм», создатель супрематизма как нового типа творчества Казимир Малевич, автор «Чёрного квадрата» и Евгений Михнов-Войтенко, творчество которого отличает, в том числе, беспрецедентно широкий диапазон направлений абстрактного метода, примененных в его работах (ряд из них, в том числе «граффитистский стиль», художник использовал первым среди не только отечественных, но и зарубежных мастеров.
Беспредметное искусство (абстракционизм) было занято выявлением тайн мировой жизни и человеческого познания. Такое же влияние оказало на последующие поколения творчество Мондриана. Сам он писал в труде «Текст художника» утверждение, что предметность вредит его картинам.
Репродукция сделана с современной реплики оригинальной модели. Значительный вклад в развитие теории и практики абстракционизма внес идеолог группы «Стиль» Пит (Питер Корнелис) Мондриан (1872-1944) искусство которого сложилось под воздействием идеализма и теософии и который считал, что чистая пластика создает чистую реальность. Совместно с Элием Белютиным Преображенская занималась разработкой модулей-«психогранул», символов, которые выражали бы конкретные состояния и абстрактные понятия при помощи четких цвето-пластических решений. Среди тех, кто активно использует принцип импровизации, немало ремесленники «скандализируют» своими творениями аудиторию. Художники стремились использовать неожиданные, нестандартные сочетания цвета и фактур, скульпторы (Эдуардо Чильида, Сеймур Липтон и другие) создавали причудливые композиции и применяли необычные способы обработки материалов.
Однако, в отличие от большинства других членов группы, Де Кунинг не ограничивал себя чистой абстракцией: его излюбленным сюжетом была человеческая фигура, в частности, женская. Вопрос о том, кто первый пересек эту черту, оставался невыясненным. Конец XX в. обозначил особенный «русский путь» беспредметного искусства. Когда в 1922 году ему предложили место в Баухаузской школе в Веймаре, он с радостью согласился. Однако наиболее знаменитым представителем всего течения является Казимир Малевич и его главное творение – Черный квадрат (1915 год). Последние художники создали такое направление в абстракционизме, как лучизм – искусство, основанное на смещении привычных цветовых гамм и комбинаций. Достичь этого без применения узнаваемых фигур и объектов очень сложно.
В последних его картинах борозды краски образуют рельефную поверхность. Информационный прорыв стал своеобразным символом духовной и социальной свободы.
«Новая реальность» объединила московских художников, которые придерживались различных взглядов на методику построения абстракции. Представители его в какой-то мере отталкивалось от фовизма и постимпрессионизма. Так же как фигуративное (предметное) искусство, абстракционизм распадается на множество стилей и направлений: геометрическая, лирическая, жестикуляционная, аналитическая абстракция и более частные течения: супрематизм, аранформель, нюажизм, ташизм и т. д. Неудивительно, что абстракционисты находили применение неизобразительным формам в промышленном искусстве, художественном конструировании, архитектуре (деятельность группы «Стиль» в Нидерландах и школы Баухауз в Германии работа Кандинского во ВХУТЕМАСе архитектоны и дизайнерские проекты Малевича «мобили» Александра Колдера конструкции Владимира Татлина, работы Наума Габо и Антуана Певзнера).
Антинародное идеалистическое абстрактное искусство отныне не имело права на существование. Это горизонтальная силовая линия Земли вокруг Солнца и вертикальная силовая линия земли имеющая своё начало в центре Солнца». Они поселились в Москве, где Василий Кандинский собирался погрузиться в русскую жизнь. Начиная с 1915 г., когда были выставлены первые абстрактные работы Малевича, в том числе «Чёрный квадрат», влияние супрематизма испытали такие художники как Ольга Розанова, Любовь Попова, Иван Клюн, Надежда Удальцова, Александра Экстер, Николай Суетин, Иван Пуни, Нина Генке, Александр Древин, Александр Родченко, Кирилл Сазыкин и многие другие.
Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом. Дрожащий ритм паутинообразных переплетений – характерная особенность манеры Тоби. Он стремился сделать зрителя соучастником переживания совершенного цвета.
В. Кандинский «Пёстрая жизнь»Его первая картина – «Пёстрая жизнь» (1907). Он много путешествовал, но периодически возвращался в Москву и Одессу. В Берлине Василий Кандинский преподавал живопись, стал теоретиком школы «Баухауз» (Высшая школа строительства и художественного конструирования) – учебное заведение в Германии, существовавшее с 1919 по 1933 гг. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники».
В послевоенной Америке набирала силу «школа Нью-Йорка», членами которой были создатели абстрактного экспрессионизма Джексон Поллок, Марк Ротко, Барнетт Ньюманн, Адольф Готтлиб. Возникает одно из обособленных направлений абстракционизма — оп-арт. Абстракционизм направлен на то, чтобы вызвать у человека определённые эмоции и ассоциации. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного.
В 1965 закончил Художественно-промышленную академию им. Немало теоретизации оставили основатели и адепты нереалистичного искусства и им так и не удались объяснить, почему зритель должен в нагромождении беспредметных изображений видеть «свою мечту», «метаморфозу себя самого», «освободиться от формы природы» и т. п. красочных линий их в живописи представляющих. Летом 1959 года их произведения увидели молодые художники в Москве на выставке национального искусства США в парке «Сокольники». Его уникальность обусловлена особенностями переломной эпохи. В книге «Темпоральная реальность» Владислав Зубарев выделяет пять видов времени: изогнутое, реликтовое, субъективное, разорванное, плоское время.
Как и в начале века, для этих живописцев абстракция не означала отрицания разных уровней смысла. Это беспредметное и бесформенное искусство. Третьего, как говорится, не дано. Появилась возможность создания индивидуальных картин мира».
Группа художников, увлеченных идеей времени, объединились под его началом в Студии «Темпоральная реальность». Но в сущности, сильное обобщение – это и есть абстракция. В 1911 году в Мюнхене Кандинский опубликовал ставшую знаменитой книгу «О духовном в искусстве», в которой размышлял о возможности воплощения внутренне необходимого, духовного в отличие от внешнего, случайного. Способность выразить третье измерение в двухмерном жанре живописи стояло проблемой для художников, начиная со Ренессанса. В это время Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства. Умер в 1944 г. в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Абстракционизм как художественное направление в живописи не был однородным явлением – абстрактное искусство объединяло несколько течений: лучизм, орфизм, супрематизм и др., о которых более подробно мы поговорим чуть позже.
.