Сутки рококо имеет своих выдающихся мастеров и среди скульпторов, хотя их значительно меньше, чем живописцев.
Об становка на его натюрмортах выглядит, как правило, одинаково скромно — в отличие от своих голландских предшественников, он не стремится к «облагораживанию предмета». Остров Цитера обретает космические очертания. До сих пор неясно, что же хотел сказать художник изобразив на своем полотне не связанных между собой действием застывшего, как монумент, одинокого и печального Жиля и суетящихся за ним веселых актеров.
стр. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. rococo, от фр. Живопись рококо отличается камерностью, декоративностью. В гравюре у И. Зарицкого, черниговского гравера на меди (Богородица в картуше) и др.
Живопись рококо отображает богатство тонких переливов цвета. 1737), мать, читающая вместе с маленькими дочерьми молитву возле накрытого к обеду стола («Молитва перед обедом», 1744). Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Так, одна из наиболее знаменитых его картин, «Клятва Горациев» (1784), сюжет которой был взят из трагедии Корнеля, посвященной трем молодым римлянам, готовым расстаться с жизнью во исполнение долга, воспринимается как революционный призыв.
Справа молодой человек и его юная подруга, составляющие единую группу. Вельможи эпохи рококо поставили цель ежедневные наслаждения.
Натье, Ф. Буше, Ж. О.
Следуя его урокам, он делал зарисовки с натуры. Духа, в Николаевской церкви в Золочеве (1765), Бродах, Роману, в Покровской церкви в Бучаче, в Белой, Галиче, Новицы, Болехове, Креховичи (с фигурным Преображения Господня), пойло, подборке, Жиравци (1770), Руданцы, Нагирцях, Зборове, Пикуловичи, Гриневе (фигурный Юрий Победитель), Скваряве Новой и др.
Рококо (фр. Антуан Ватто родился в 1684 г. в Валенсьене в семье кровельщика. Он не скрывает театрального приема в композиции.
Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Этим стилем был барокко. Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. В то же время здесь сказывается увлечение русского художника европейскими образцами, жанровыми сценками с так называемыми «галантными прогулками» или «костюмированными увеселениями».
В это же время появилась еще одна картина Давида — портрет графа Потоцкого (1781), который был написан благодаря одному эпизоду из жизни мастера. Прихотливое изящество отделки, частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, виртуозное выявление выразительных возможностей материала присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Рококо привнёс в искусство любовь к сельским идиллиям и пасторалям. Иконостасы рококо не имеют сплошной площади и не сохраняют симметрии и структурной логики. Он мастер мимолетного наброска с натуры. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
В этом отношении наиболее значительно его полотно под названием «Брут, первый консул, по возвращении домой после того, как осудил двух своих сыновей, которые присоединились к Тарквинию и были в заговоре против римской свободы ликторы приносят их тела для погребения» (1789). Общение с Ватто оказало на Ланкре решающее влияние.
«Рубенсисты» защищали цвет за его большую близость к натуре. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Самым известным из его учителей был Франсуа Лемуан. Ценили Грёза просветители, считавшие, что искусство — великая воспитательная сила. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы». Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем.
Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни. В отличие от современников, которые писали декоративные натюрморты, Шарден создавал лишенные внешних эффектов, непритязательные и скромные картины изображавшие простую кухонную посуду, бутылки, кувшины, овощи, фрукты, рыбу и битую дичь. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Хотя художник писал в стиле рококо, в его творчестве сильны реалистические тенденции.
Цветы на муаре рассыпаны без учета складок, подобное «узорочье» ложится на плоскость, как в древнерусской миниатюре. Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Типичные сюжеты – Триумф Венеры или Туалет Венеры, Купанье Дианы и т. д. Смерть столь блистательного монарха дала мощный толчок к перевороту во всех сферах жизни Франции, который с того времени начинает сказываться в дикой разнузданности и в полном изменении нравов внутри государства и общества, находит отражение и в искусстве, приводя к новому направлению, которое вначале, во время регентства за неабсолютнолетнего наследника, принимает своеобразный отпечаток (стиль Регентства), но уже через десятилетие перерабатывается в стиль Людовика XV. Уже в скором времени он предстал перед судом, отрекся от М. Робеспьера и был освобожден.
В стиле рококо поражает острота рисунка, орнаментального убранства и свобода композиционного построения элементов декора интерьера. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства. преимущественно в дворцовой скульптуре работали мастера-французы (Лябен) или франц.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. Полностью порвал со стилем рококо и Жак-Луи Давид во время своего пребывания в Риме. Буше делал декорации для опер и спектаклей и картоны для гобеленов мануфактуры Бове две серии картонов, Итальянские деревенские праздники (1736) и Благородная пастораль (1755), находятся в коллекции Хантингтон в Сан-Марино (Калифорния). Отделка предметов достигает высочайшего уровня.
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Помимо их форм, цвета и фактуры, они дороги ему и как символы жизни простого народа. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. Наибольшее распространение рококо получило в Германии, особенно в Пруссии при дворе Фридриха II. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим.
Приложение 8). На картине изображена женщина из народа, по-прежнему верная идеям революции. В картинах Ватто никогда нет чистого тона.
Основной декоративный мотив – раковина. Скульптура рококо во Франции менее значительна и своеобразна, чем живопись. Ну, а потом. В искусстве длинные тени наложили на рококо Пуссен и Рубенс.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. Представители рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи, кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира искусства.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Марат написан в домашней обстановке, сидящим в лечебной ванне, однако мастерство Давида смогло подняться над обыденностью, в результате чего получилось произведение возвышенное и с героическим пафосом. Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. В основе композиции «Астрономии», вероятно, лежат картины или гравюры западноевропейских мастеров.
Природный антураж в этих картинах как и в орнаментике стиля далёк от натуры. Этот эффект был достигнут при помощи линий красиво откинутой назад головы и пластично вылепленных форм тела, что присуще принципам классицизма. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра.
В 1734 г. за композицию «Ринальдо и Армида» Буше получил звание академика. Цветовая гамма обладает белёсостью и прозрачностью напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски роспись по шелку. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Не все благосклонно относились к стилю рококо даже во Франции. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях ("Свидание", "Погоня"). В 1736г.
Среди его лучших произведений – картина туалет Венеры (1740, Стокгольм, Национальный музей) и Портрет мадам де Помпадур (см. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы.
Можно сказать, что это был своеобразный шаг назад. Шарден. Позднее он стал брать уроки у живописца Клода Жилло, а затем — у гравера Клода Одрана.
мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Была даже особая специализация среди художников — квадратурист. Часто предметы и украшения имели капризно ассиметричную форму. Д. Дидро писал об этом мастере третьего сословия: «Вот поистине мой художник — это Грёз».
Индивидуальная характеристика сочетается с классицизирующим идеалом, словно накладывающимся на живую натуру, нейтрализующим ее случайные проявления. И женщины и мужчины носили шелковые одежды нежных тонов, кружева и напудренные парики, у женщин – с завитыми в спирали локонами, у мужчин – с косичками. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики. В Италии крупнейший представитель того времени — Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция — 1770, Мадрид). Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
Одран занимал должность хранителя картинной галереи Люксембургского дворца, в котором находились картины, написанные Рубенсом для королевы Марии Медичи. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В Риме на него произвели особенно сильное впечатление декоративные работы Пьетро да Кортона и Джованни Ланфранко.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие).
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Это — ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. В ранний период рококо во Франции (примерно до 1725 года) существовал так называемый стиль регентства1. Но, пожалуй, главное очарование фрагонаровской графики -- в ее светоносности.
В ходе своего развития данный стиль получил свое отражение не только в живописи, но и в других видах искусства, таких как архитектура, скульптура, оформление интерьера, даже в литературе и т. д. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В написанных там работах, помимо сюжета, нет ничего итальянского.
Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. С барокко данный стиль схож общим стремлением к завершенности форм. Чуть сзади другой наблюдатель, он смотрит в прямой телескоп. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий — голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные — вроде «цвета бедра испуганной нимфы».
В Галиции во Львове в кафедре св. Фрагонар создавал тонкие и лиричные пейзажи («Берег моря близ Генуи», 1773), одухотворенные и искренние портреты («Мадам Фрагонар», «Маргарита Жерар»), свежие по колориту жанровые сцены («Прачки», «Поцелуй украдкой», 1780-е) и реалистичные и немного ироничные мифологические композиции («Похищение рубашки Амуром», ок.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. На рубеже XVIII-XIX вв. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. В его «Кухонном натюрморте» (илл. 2 270-71). При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Ему было едва за тридцать. Картелль (франц. Тяжелый прибор любезно поддерживает кавалер. Учился в Париже у Ж. Б. С. Шардена, Ф. Буше, К. Ванлоо, во Французской академии в Риме (1756–1761) работал в Париже.
Фрагонар – ученик Буше и достойный продолжатель его дела. Здесь господствуют безудержная фантазия и камерная подчеркнуто хрупкая декоративность.
В этом состояло главное отличие рококо от барокко. «Король так долго царствовавший умер», – без всякой тени удивления и сострадания пишет своему другу один из героев «Персидских писем» Монтескье. Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера.
И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Фрагонар родился на юге Франции, в Грассе.
Смерть в 1715 году «короля – солнца» была просто завершающим событием в том длинном ряду явлений, которые подготовили приход нового века, а с ним и новых веяний в искусстве. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Попытки отойти от стилистики рококо делал скульптор Эдм Бушардон (1698-1762).
Особенно эмоциональны и лиричны его пейзажи («Мельница», 1752). Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Не имея денег, весь долгий путь он проделал пешком.
Собственно «фрагонаровское»-- в сочетании величия с невиданной прежде интимной теплотой, мягкостью и утонченностью восприятия мира. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным сияющим белизной пейзажным антуражем. Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
Стилистика рококо проявляется в прихотливой форме десюдепорта (панно, висящее над дверью), особенностях живописной гаммы. Вернувшись на родину, во Францию, он стал необыкновенно популярен. Стиль людей, ценящих утонченность обстановки, повседневные радости жизни и удобство быта. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Художник изображал быт третьего сословия Франции — мелкой буржуазии и трудового народа. Позднее творчество Фрагонара мало изучено. Шарден начал творческий путь с натюрмортов.
Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Рококо больше не ждал от своих героев подвигов и преодоления себя. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Конкурсная работа молодого художника на Римскую премию — «Бой Марса с Минервой», написанная в 1771 г., хотя и пришлась по нраву академическим кругам (она была исполнена в академической манере), полагающейся награды Давиду так и не принесла.
Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. cartelle от carte – карта, свиток бумаги) – то же, что картуш – элемент, знакомый по искусству Барокко, Но слово рокайль было тогда новым. Так родилось название нового стиля. При этом образ человека в картинах стиля рококо может несколько утрачивать свое самостоятельное значение. По возвращении на родину им была выставлена картина «Велизарий, просящий подаяние» (1781). Такую неудобную одежду могли носить только люди, не занятые никаким трудом.
В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси).
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Рядом дама, держащая в руках угольник, необходимый для измерений. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Все это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище.
школы (дворцы в Подгорцах, Ровно, Олесько, Жовкве и др. ). Немалый вклад в развитие стиля рококо внесла и история.
Впервые о художнике заговорили после создания им картины «Отец семейства, читающий Библию». Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Стиль рококо внес существенные изменения как в построение, так и в декорацию иконостасов. В эпоху рококо скульптура (преимущественно полихромные) стала существенной частью архитектурной композиции, а орнамент (в частности в резьбе) набрал форм раковины (rocaille). Позже Давидом была написана картина, прославляющая этого героя революции. Сложнейшие асимметричные резные и лепные узоры, затейливые завитки внутреннего убранства контрастировали с относительно строгим внешним видом зданий, например Малый Трианон, выстроенный в Версале зодчим Габриелем (1763-1769 гг. ).
К числу лучших его работ этого периода относятся «Автопортрет с палитрой» (1794), портреты супругов Серизиа (1795). Лучшие иконостасы эпохи рококо были в Киеве церквах: Успенской на Подоле, Щекавицкой, Петра и Павла, Георгиевской, Трех Святителей, Выдубецкого Михайловского монастыря, некоторых церквей Лавры также в Ромни (1764), Изюме, Лохвице, Гадяче, Козельце, Чемерис грецкого (1766), Ярышев (1768), Печанивци (1771) и др. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов).
В графике заметное влияние Р. у И. Филиповича (орнаментика на портрете И. Сапеги) и др. cartel – карта, свиток бумаги). Человечество измельчало: мужчины и женщины лишены индивидуальности, все похожи друг на друга, почти одинаково одеты (все по последней моде. ).
Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Каждый предмет пред ставляется художнику — и нам вместе с ним.
Его фигура неподвижна, глаза из-под полуопущенных век пристально смотрят на зрителя. при отделке кафедры св. Они развлекаются в театре (предпочитают комедии), ездят на остров Киферу (чтобы без помех предаваться там амурным делам), отдыхают на лоне природы и занимаются лёгким флиртом. За внешним весельем и беспечностью он первым из стилей сумел увидеть в человеке грусть и смятение, почувствовать ощущение зыбкости и неустойчивости бытия.
Не случайно произведения Ватто и Буше хранятся в лучших музеях Европы. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). стр. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Отсюда конкретность, достоверность изображения. Художник выполнял также эскизы для изделий из фарфора Венсенской и Севрской мануфактур. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко.
Косметику обильно использовали как женщины, так и мужчины. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Шарль-Жозеф Натуар, братья Ванлоо, Антуан Куапель, отчасти Элизабет Виже-Лебрен и другие) и это влияние продержалось вплоть до Великой Французской революции 1789 года. При этом сюита по длительности могла превышать барочную сюиту (например, И. С. Баха), но могла быть в гораздо меньшей степени монументальной и цельной.
Гражданская доблесть одних вырисовывается на фоне переживаний других. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Престарелый «Король – солнце» пережил самого себя. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ). «Пуссенисты» против «рубенсистов». (см.
Данный поступок можно рассматривать как призыв художника к защите отечества. В 1789-1794 Фрагонар был хранителем Национального музея – Лувра.
Почти главным словом эпохи рококо было слово прихоть (каприз). Приложение 5). Выдающимися представителями позднего рококо были С. Фессингер (каменные статуи на фасадах костелов в Подгорцах, Доминиканцев и Марии Магдалины во Львове), А. Осинский (алтарные фигуры в костелах бернардинцев в Збараже, Доминиканцев во Львове и др. ) и И. Пинзель (скульптуры для фасады кафедры св. Помпео Батони не был мастером-монументалистом.
В эпоху раннего рококо здесь работали преимущественно мастера немецкого происхождения, авторы многочисленных статуй, украшавших Римско-Католические костелы: Т. Гуттер, К. Кученратнер (костел бернардинцев во Львове), Т. Фершер (в Белз), Ю. Маркварт (в Жовкве и костел Иезуитов во Львове) и др. Спектр сюжетов картин Буше охватывает всю тематику, характерную для стиля рококо.
За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти — патетическому взлету мысли, мечты. Много музицируют. пущен в Академию за его «Паломничество на остров Киферу» (илл. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ).
Как в цвете даны все тончайшие оттенки любовного чувства. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов). Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой.
Стиль Регентства мы помянем лишь как менее выраженный переходный стиль. Это произведение, в котором проявилась тонкая наблюдательность автора, не укладывается в рамки «галантных празднеств». Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Фрагонар. Наш век особенно остро ощущает душевную изломанность и опустошенность этих персонажей, видит не только забавность, но и порой непристойность разыгрываемых ими сцен.
Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Картелль (франц. Во многом такой эффект был достигнут благодаря лаконизму, обобщенности и большим планам. Главный создатель пасторального жанра, Буше изображал в своих композициях сентиментальных пастушков и пастушек или чувственных красавиц из античной мифологии («Триумф Венеры», 1740 «Купание Дианы», 1742 «Уснувшая пастушка», 1745).
пустяк, безделушка). После Ватто и Шардена Фрагонар -- самый крупный французский художник XVIII столетия.
Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Задвижка. », 1778г. ), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью свето – воздушных эффектов. Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу.
Приложение 1). Этот термин в меньшей степени относится к данной картине, чем к творчеству художника в целом, в котором в основном представлены сцены избранного общества или комедианты в похожей на парк обстановке. Большой успех Шардену принесли жанровые работы, написанные в 1730-1740-х гг.
«Коронование» характеризуется новой, более яркой цветовой гаммой (здесь присутствуют черные, белые, зеленые, красные и золотистые тона), в которой угадывается стремление живописца передать краски такими, какие они есть на самом деле и несоответствием между реалистическим портретом и театрально напыщенной и вялой композицией. Рококо – стиль, основанный на детали. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Молодыми современниками Верне были Луи Габриэль Моро Старший, писавший изысканные по колориту виды Парижа и его окрестностей («Холмы в Медоне») и Гюбер Робер, побывавший в Италии, любивший писать античные руины и соединявший в одной композиции несколько разных памятников.
Приложение 6). Провисев над входом в лавку всего пятнадцать дней, «Вывеска Жерсена» привлекла множество зрителей.
«Рубенсисты», помимо прочего, подготовили почву и для возрождения интереса к натюрморту и жанровой живописи гол ландских и фламандских мастеров. Крупнейшие французские зодчие рококо: Робер Декотт, Габриэль, Боффран, Оппенор, Дельмер, Мейссонье. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские страны были неравномерно захвачены этим веянием. Музыку к произведениям Метастазио создавали Гендель, Вивальди, Моцарт, Антонио Сальери. Этим объясняется происхождение название рокайль. В поздний период творчества Фрагонар редко обращался к своей излюбленной теме галантных сцен и игривой эротики, однако именно в это время было создано одно из лучших его произведений -- «Поцелуй украдкой» Конец 1870г. г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Он оставил своему правнуку нищую страну истощенную войнами и налогами. 1760-х pp., работали уже преимущественно местн. Усыновлен аристократом Гравина, подросток Пьетро Трапасси получил от него два значительных подарки – прозвище Метастазио (перевод Трапасси греческом языке) и все свое наследство. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии.
Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными. С 1740-х pp. по образцам изделий мануфактуры Севр (см. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Челси и Мейсене).
Европейское искусство рококо переносит нас в мир вымысла изысканности, утонченности, театральности и ярких переживаний. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Аллегории, темы исторические, мифологические, жанровые – все это темы любви.
Еще В. В. Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Колорит Ватто – одно из сильнейших качеств его дарования – построен на тонких нюансах серых коричневых бледно-сиреневых желто-розовых тонов.
В искусстве определяется легкими, нервными, нежными и причудливыми формами (игривое рококо). «Танцовщица Камарго» Ланкре – не столько тип актрисы, сколько образ эпохи, запечатленный художником поэтично и убедительным, несколько блеклым колоритом, декоративной, мягкой живописной манерой Ланкре. Рококо оказывает влияние на музыкальные жанры и форму, прежде всего на сюиту. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны.
Едва ли удивительно то, что прямолинейная система Французской Академии (см. Среди материала к «Клятве» были десятки портретных рисунков, характеризующихся достоверностью и правдивостью, среди которых, например, рисунок головы Лепелетье де Сен-Фаржо, убитого монархистами. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии)., на Волыни в Борках бы.
19). За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти -- патетическому взлету мысли, мечты. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Именно в эпоху рококо впервые возникает представление об интерьере, как целостном ансамбле: стилевом единстве здания, декора стен и потолков, мебели и т. д.
Стены их маленьких салонов и будуаров покрывали светлыми панелями или зеркалами, которые обрамляли декоративные изящные композиции из цветов, ветвей и листьев. А. С. В каждую из этих арок вписана одна из трех групп, резко противопоставленных друг другу: на первом плане изображены три сына, дающие отцу клятву победить или умереть, а на втором — поникшие в горе женщины.
— бесконечно ценным, заставляющим вновь и вновь его разглядывать. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства. Не случайно термин рококо возводят к слову раковина, рокайль. Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Он оказался прежде всего в ПЛАН и декорации интерьера (дворцов, церквей, костелов).
Мебель изящна и легка. Это лишило поэта от материальных препятствий и позволило сосредоточиться на творчестве. Меняется и формальный строй его работ. Дамы затягивали талию до предела, а широченные юбки напоминали сноп.
Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. За стилем барокко следует стиль рококо.
Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). Новый век приносит и новый стиль в искусство. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно. Стиль рококо создан для женщины и приспособлен к ее вкуса и прихотей. Здесь и познакомился с Ватто.
Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития и его художественным антиподом. Крупнейшие скульпторы рококо: Жан Батист Лемуан, Этьен Морис Фальконе, Огюстен Пажу, Клод Мишель Клодион. В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. Более того, основные характеристики стиля рококо сложились до рождения короля – его первые признаки появились на пятьдесят лет раньше, во время длительного переходного периода, составлявшего позднее барокко. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Тонкие светотеневые эффекты характерны для офортов и многочисленных рисунков Фрагонара.
Споры между их сторонниками, в свою очередь, зародились гораздо раньше — они восходят к полемике о преимущес твах композиции или цвета между поддерживав шими Микеланджело и Тициана (см. Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». Подобно тому, как барокко часто называют последней стадией Возрождения, рококо нередко считают заключительным этапом барокко – длительным периодом восхитительных, но все же упаднических сумерек, прерванным эпохой Просвещения и неоклассицизмом.
Чаще всего художник писал знатных лиц. Человек на картинах часто изображался в образе мифических персонажей. В XVIII веке этот французский художник и рисовальщик был очень известен.
В архитектуре церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман), пространственные конструкции, торжественность барокко превосходно сочетаются со свойственным Рококо изысканным скульптурным и живописным внутренним убранством, создавая впечатление лёгкости и сказочного изобилия. chinoiserie – китайщина). Часто в исполнительских ремарках указывалось «нежно», «наивно», «весело», «любезно, учтиво», «воодушевленно» и т. д. Поскольку музыка звучала на светских приёмах и во время еды, особо приветствовались разные выдумки, карнавальные имитации и остроумные развлекательные приёмы для увеселения аристократических слушателей.
Девизом эпохи Рококо можно считать ценность «счастливого мига», для мироощущения человека этой эпохи была характерна любовь к жизни, умение наслаждаться её радостями, вкус к красивым вещам и новизне форм и в то же время настроения пессимизма, тоски, предчувствие конца. Родился 29 сентября 1703 в Париже, где и прожил всю жизнь. Фарфор в стиле Р. производили фабрики в Корце, Волокитино и др. Двадцатилетним получил престижнейшую премию «Приз Рима», а потом и работал в Вечном городе более трех лет, освоив технику итальянского барокко и погрузившись в глубины исторической живописи, мастером которой и профессором которой во французской академии художеств он стал.
Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые. Грёз посетил Италию, но эта поездка мало что дала ему. 1709). Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». С этого времени в мастерской Давида начинает складываться то классическое направление в искусстве, которое позднее будет названо ампиром (что означает «стиль империи»).
Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона. В отличие от манерной живописи многих современников Ватто, «Паломничество на остров Киферу» поражает своей эмоциональностью и поэтичным очарованием. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты.
Буше – самый знаменитый и удачливый мастер, работавший в стиле рококо.
Художественную манеруЖана-БатистаСимеона Шардена (1699—1779)можно отнести к рококо только с оговорками. Примерно в это же время Давидом было написано одно из самых значительных полотен эпохи — «Зеленщица» (1795). Фрагонара). Шедевром театральной серии Ватто стала картина «Жиль» (1720). В 1717 г. художник создал одно из самых больших своих произведений «Паломничество на остров Цитеру» (Киферу), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара). На основе архитектуры рокайльных построек синтезировалось жанровое многообразие искусств. Произведения Шардена лишены манерности Буше, в них нет повествовательности и драматизма.
Жесты и движения персонажей сохраняют театральную и ставшую уже банальной наивно-влюблённую щепетильность. ремесло – ткачество, ювелирство, фарфор, мебель, гобелены. В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). Художественный стиль Рококо был зарожден во Франции в начале восемнадцатого века. стиль Людовика XV. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Но теперь её форма резко изменилась. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Во Франции рококо ассо циируется в эпохой Людовика XV (1715—1765), с которой оно почти совпадает хронологически. Вьена, синтезировавшего в своем творчестве два стиля: классицизм и рококо. Но стоит вспомнить и о том стиле, который предшествовал стилю рококо.
Первоначально ярче всего этот стиль проявился в аристократических кругах Франции. Это портретная живопись Антропова и Рокотова.
Фрагонар создает в этот период серию замечательных графических пейзажей, дополненную во время вторичного посещения Италии в 1773--1776 годах. Эта сфера включает в себя идеи основа которых лежит в прошлом но неразрывно связана с настоящим. Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый художник Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. В 1728 г. на т. н. Выставке молодежи, которая устраивалась под открытым небом на площади Дофина, Шарден показал две работы — «Скат» и «Буфет».
Хотя рисункам Буше не хватает глубины и искренности, они по-своему выразительны и изящны. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Этой метаморфозе способствовала встреча с искусством и природой Италии. (см. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Франсуа Буше (1703-1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор.
320—321) не дала больших художников. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями.
Мейссонье. Существовали определенные правила исполнения украшений. Так, Куперен создал свою методику известную под названием «Искусство игры на клавесине». Это по преимуществу виды прославленных вилл, расположенных в Риме и его окрестностях. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек.
Не только французские, но и русские вельможи стремились заказать у Робера картины для украшения своих дворцов (в частности, князь Юсупов, для усадьбы которого художник исполнил несколько пейзажей). В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей миловидность черт. В его ранних работах сказались традиции барокко, отразившиеся в перегруженности композиции, в беспокойном ритме форм и цветовых контрастов ("Падение Симона-мага").
Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. В этом смысле рококо, как и барокко, все еще принадлежит к миру Возрождения. Если в «Клятве Горациев» представлены идеализированные, несколько абстрагированные образы, то в вышеназванных портретах он, наоборот, утверждает материальную сторону мира без какой бы то ни было идеализации.
Экспрессивная роль света, динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости натуры. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
В этой работе художник намеревался показать возможность примирения враждующих партий. Художник вывел на передний план актера в белой одежде. Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные. Сюжетные оценки окружены утонченным и изящным, сияющим белизной пейзажным антуражем. Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. В юном возрасте поступил в Академию художеств, где с 1766 по 1774 г. учился у Ж. -М.
Его отец был перчаточником, в 40-х годах переселившимся в поисках заработка в Париж. Наряду с рисунками, гравюрами, эскизами для гобеленов и фарфора, театральными декорациями (оформление оперы-балета «Галантная Индия», 1735), художник создавал и станковые картины, отличающиеся той же декоративностью. Затем жанр себя исчерпал, покинул профессиональную музыкальную среду на добрую сотню лет.
Сам мир он воспринимает сквозь призму театральных эффектов в виде непрестанной смены живых картин. Нормальному человеку всегда приятно видеть молодых прекрасных женщин, пухленьких кудрявых младенцев, нарядных дам и атлетически сложенных мужчин. В 1795 г. Давид задумал полотно «Сабинянки останавливают битву между римлянами и сабинянами» (реализация данного замысла произошла только в 1799 г. ). Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Сюжеты только любовные, эротические, любимые героини – нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
Он не скрывает театрального приема в композиции. Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник».
Однако изучение Рафаэля и идеи неоклассицизма вскоре изменили его творчество. Картины включали в свои рамы море шёлка и кружев солнечные парковые лужайки и куртины фонтаны и павильоны дам и кавалеров в пышных костюмах ангелочков и амуров играющих пьющих вино из кубков лакомящихся обнимающихся рассыпающих вокруг себя цветы. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. Он мастер мимолетного наброска с натуры.
Новые веяния проникли в Академию. Оно передано иллюзорно-вещественно. Выросший в семье ремесленника, он прекрасно знал жизнь простых людей. Приложение 3).
мастера: С. Стражевський, М. Филевич, М. Полейовский, И. Оброцький и др. Модным словом становится bagatelle (фр. В эту эпоху художники стремились найти изысканные, редкие оттенки, которые получали удивительные названия: «цвет потерянного времени», «голубиная шейка», «цвет бедра взволнованной нимфы», «веселая вдова», «резвая пастушка». Здесь семнадцатилетний Жан-Оноре Фрагонар попытался поступить в обучение Франсуа Буше, но был отослан мэтром в мастерскую Жана Батиста Шардена. Об этом говорит и ее личико с мелкими чертами (знакомое нам и по другим картинам Ватто) и выразительный своенравный поворот головки.
Центром развития скульптуры рококо был Львов. Помпео Джироламо Батони (1708-1787 гг). Они вот-вотсядут на корабль, в окружении сонма амуров. Во Франции появление стиля «рококо» ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715 – 1755 гг. ), с которой он практически совпадает по временным рамкам. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Подлинным представителем французского рококо стал Франсуа Буше ибо в его искусстве гедонизм рококо, доходящий до фривольности, пренебрежение к конструктивному, рациональному, разумному, как и вся утонченная культура рокайльного языка, выразилось в полной мере.
Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. В 1750-х гг.
Интересно, что в крупных формах (операх, балетах и кантатах) эти тенденции также себя проявили. Этим объясняется происхождение названия рокайль. Еще В. В. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара.
Фирсов, Б. В. Суходольский. Например, в "Святом семействе" (Государственный Эрмитаж) композиция делится на две стилистически различные части. На фоне легкого, прозрачного, «перламутрового» пейзажа» светлого неба выделяются выразительные силуэты двух фигур: дама в темном блестящем шелке, присевшая на каменную-скамью, подбирая платье, отворачивается с недовольным и рассеянным видом от своего кавалера он в непринужденной позе прилег, облокачиваясь на скамью и заглядывая сбоку ей в лицо весь его вид выражает спокойствие и уверенность: ее неудовольствие -- поверхностное, ее холодность -- напускная, ею руководит только кокетство и каприз. Большая одаренность мастера и знания выдающихся образцов барокко позволили Ринальди использовать как драгоценные, так и дешевые материалы – фарфор и искусственный мрамор, стенописи-фрески и живопись маслом, обойное расположения картин и экзотические произведения искусства Китаю. Чого стоит только Склярусний кабинет Китайского дворца, где в качестве красок живописи использованы стеклянные трубки, бисер и вышивка шелком.
Внимательный зритель даже угадает фактуру ткани. Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. И здесь рококо ждало открытие.
Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. В скульптуре рококо других европейских стран также преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том числе из терракоты и фарфора (изделия немецкого скульптора, мастера фарфоровой пластики Иоганна Иоахима Кендлера). Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого -- возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо.
Кисти последнего принадлежит картина «Астрономия» (Ок. Наполеон выразил желание, чтобы в произведении искусства было прежде всего отражено восхваление империи и тогда Давид по его заказам написал две крупные композиции: «Коронование императора и императрицы» (1806-1807) и «Присяга армии Наполеону после раздачи орлов на Марсовом поле в декабре 1804 г» (1810). Живопись рококо является наиболее интереснейшей частью художественной культуры. Видным художником является Пьетро Лонги. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца.
По сути, этот образ можно рассматривать и как образ самой революции, недаром между синим фартуком и белой повязкой ярко пламенеет красная косынка (три цвета революционного знамени). Влияние Рубенса и мастеров фламандской школы заметно в ранних жанровых работах молодого художника («Савояр», ок. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. 312).
В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов». Иллюзия торжествует. В мист. Современники называли Рококо «королевским стилем», он сформировался во время правления короля Людовика XV, достиг своего расцвета и, затем, его сменил художественный антипод – строгий, гармоничный и рациональный неоклассицизм. Он испытал заметное влияние итальянских мастеров XVII-XVIII вв.
Подобный инструмент и линейка лежат поодаль на земле. Здесь изображены простые и спокойные сцены жизни семьи: стирающая белье прачка, ребенок которой забавляется мыльными пузырями («Прачка», ок. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Возникшее во Франции, рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, приобретшего подчеркнуто изящные, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других стран Европы (постройки Георга Кнобельсдорфа, Бальтазара Нёймана, отчасти Маттеуса Даниеля Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. Также художники обращались к теме чувственности и эротики.
rocaille — декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Как декоративные элементы (или вместо икон) кое-где появляются скульптурные изображения. Однако искусство рококо имело ярко выраженные, только ему присущие особенности. Шумского.
Для архитектуры рококо характерно то, что главное внимание зодчего сосредоточивалось на интерьере. Ж. Л. Давид называл его «эротическим маньеризмом». Рокайль (от фр. rok – скала, утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Так изменились критерии физической красоты. французский ювелир и резчик по дереву Ж. Мондон опубликовал альбом гравированных рисунков под названием "Первая книга форм рокайль и картелль". Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. В эпоху рококо широко развилось мист.
Для приема Ватто в академию была создана новая категория — «fetes galantes» («галантных праздников»). В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Его произведения исполненные трепетной эмоциональности, чувственной неги, ощущения радости бытия, отличаются изысканной декоративностью колорита, легкостью живописной манеры, плавными композиционными ритмами (Качели, 1766, собрание Уоллес, Лондон Праздник в Сен-Клу, 1775, Французский банк, Париж Поцелуй украдкой, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). В настоящее время она находится в зале Государственных музеев в Берлине. Театральность характерна для всего искусства XVIII в. и для Ватто особенно.
Все это увидено как бы со стороны тонким, чуть ироничным наблюдателем («Капризница») с налетом меланхолии и грусти («Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное предложение»). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм. В последнем этапе развития скульптуры рококо, в нин. «Паломничество на остров Киферу» включает в себя еще один элемент: классическую мифологию.
Художник представляет нам сцену в парке. Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо. Картина была написана около 1730 года в пору расцвета его таланта.
В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий -- голубым, появляются лимонно-желтые, блекло-голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные -- вроде «цвета бедра испуганной нимфы». Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
Шарден — лучший французский художник этого направления. Стиль стал новым способом мироощущения, способом пересмотреть ценности и идеалы. Жан Оноре Фрагонар (1732–1806), французский художник и график.
О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем. Как из стебля вырастает ее изящная головка на тонкой шее, намеренно удлинены худенькие руки. В меблярстви работали мастера-резчиков из Глухова, Нежина, Одесская.
Этим объясняется происхождение названия рокайль. Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. В Риме на протяжении пяти лет (1775-1780) Давид изучал античное искусство, а также творчество мастеров эпохи Возрождения (Рафаэля и художников болонской школы) и барокко. Пышность и яркость, действительно, роднили этот стиль с барокко.
Кременца и желобков бы. Театральность характерна для всего искусства XVШ в. и для Ватто особенно. В изображаемых персонажах акцентируются удлинённость фигур и конечностей, миловидность черт. Приложение 1). 1767). В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии.
Фон создают три полуциркульные арки, опорой для которых служат колонны. Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Музей изобразительных искусств им. Рококо имеет право на существование как стиль уже и потому, что оно дало новые грани, новое развитие выразительным средствам искусства.
В годы, проведенные в Италии (1756--1761), происходит превращение из бескрылого эпигона Буше и академиков в неповторимо самобытного мастера. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого — возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Они не просто беседуют, но и сами являются объектом изучения.
В 1717 году художник создал одно из самых больших произведений Паломничество на остров Цитеру. Художнику покровительствовала маркиза де Помпадур: она содействовала получению Буше крупных заказов (декоративные работы для дворцов Фонтенбло, Бельвю и Креси), а в 1752 г. помогла ему поселиться в Лувре. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий.
(Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси)., гл. Они не учились за границей, большинство из них сформировалось в так называемой «живописной команде» Канцелярии от строений. стр. Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно.
Юра и Распятие для костела св. В дальнейшем Давид продолжает работать с материалами античной истории. Природа в рокайльных картинах абстрактна искусственно напыщенна, необычайно приукрашена и романтизирована. Выдающиеся образцы интерьера эпохи рококо дал и Антонио Ринальди (1710, – 1794) в Китайском дворце Ораниенбаума (итальянец, почти всю жизнь работал в Петербурге, Российская империя). Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. Консерваторы защищали точку зрения Пуссена, что рисунок, который нравится рассудку, важнее цвета, который нравится чувствам. В этом отношении наиболее характерен портрет молодого Энгра (1800), необычайно мягкий и живописный.
При распространении в искусстве других европейских стран (постройка Нёймана И. Б., Кнобельсдорфа Г. В., Пёппельмана М. Д. ), рококо частенько выступало местным вариантом позднего барокко. Существует мнение, что данное произведение не принадлежит его кисти, однако это предположение ничем не подтверждено, а значит, нет оснований не принимать эту работу во внимание, тем более что она очень близка творчеству Давида. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи.
Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. К представлению жизни как красочной феерии стремятся художники первой половины – середины XVIII века (сноска). Юра, в церквях Успенской, Николаевской и св.
Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. Во Франции рококо ассоциируется с эпохой Людовика XV (1715--1765), с которой оно почти совпадает хронологически.
Лучшие образцы архитектуры эпохи рококо в Украине: Покровская (1766) и Набережно-Николаевская (1772 – 1774 архитект И. Григорович-Барский) церкви на Подоле, Лаврская колокольня (1731 – 1745 архитект И. Шедель), Андреевский собор (1747 – 53 архитект Б. Растрелли) – в Киеве, ратуша в Бучаче (1751) и собор св. Юра во Львове (1745 – 1770, Б. Меретина-Мардерера), собор Рождества Богородицы в Козельце на Черниговской (1752 – 1763 архитект А. Квасов и И. Григорович-Барский), собор Успения Почаевской Лавры (1771 – 1783 архитект Г. Гофман), Римско-Католический костел Доминиканцев (1745 – 1749 архитектор А. Мощинский и Т. Тальовський) в Тернополе и (1747 – 1764 архитектор Я. де Витте) костел Доминиканцев во Львове, приходской костел в Холме (1753). Ватто представил в Академию одну из лучших своих картин — «Паломничество на остров Киферу» (1717). Суходольский показал прекрасное умение сочинить и разнообразить сюжет. Так что ощущаешь себя так, будто объездил полмира. Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях (Свидание, Погоня).
1754, ГТГ). Эти рисунки стали хорошей школой для мастера. Но все это не любовь а игра в любовь театр. китайщиной – шинуазери (от фр. Почти все большие художники XVIII века были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии).
Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Здесь явно проявилась рокайльная страсть художника к вычурной элегантности изяществу. Вместо разума и мысли – повышенная, экзальтированная эмоциональность, отсутствие ощутимой границы между реальным и воображаемым, возможным и фантастическим. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». К концу века в Академии образовалось две враждующие фракции по вопросу об отношении рисунка к цвету: «пуссенисты» (или консерваторы) против «рубенсистов». В последние годы существования империи, в то время, когда над Францией нависла угроза вторжения, мастер выставил картину «Леонид в Фермопилах» (1799-1814).
– рококо в его французском варианте, т. е. Но все это не любовь, а игра в любовь, театр. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Франсуа Буше (1703–1770), французский художник, рисовальщик, гравер и декоратор. Появляются одночастные сонаты, музыкальные формы мельчают, становятся миниатюрней.
Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). Продумывая изображение, Б. В. Ланкре не сразу овладел этим жанром. Идейная и эмоциональная основа Рококо – индивидуализм и гедонизм. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
К характерным работам мастера относится его картина "Геркулес на распутье между Добродетелью и Пороком" (Государственный Эрмитаж). Сына честных буржуа как написал о нем биограф (отец Ланкре был кучером, мать дочерью сапожника), его в юности отдали в обучение дяде-граверу. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, Джованни Антонио Гварди, Никола Ланкре, Джованни Пеллегрини, Жана Оноре Фрагонара).
В картинах Ватто никогда нет чистого тона. Среди мастеров декоративной живописи выделялись братья Иван и Алексей Бельские, И. И. Его кисти принадлежат такие произведения, как "Падение Симона-мага" (Церковь Санта Мария дельи Анджели в Риме), "Ахилл среди дочерей Ликомеда" (Флоренция, Уффици), "Возвращение блудного сына" (Турин), "Кающаяся Магдалина" (Дрезденская картинная галерея), "Святое семейство", "Геркулес на распутье", "Великодушие Сципиона Африканского" (Государственный Эрмитаж), портреты императора Иосифа II и его брата Леопольда Тосканского (Вена, Художественно-исторический музей), Джона Стейпла (собрание Систиери, Рим) и другие (см. Если в картине «Убитый Лепелетье» художник скрыл некрасивость профиля героя, запрокинув его голову, то в новом произведении изображенного мог узнать любой. Портрет и пейзаж – не случайно очень важные в эту эпоху жанры. Створки триптиха населены умилительно лирическими фигурками влюблённых.
В частности, в церквях в Сорочинцах, Марте (Грехопадение), Св. -Покровской церкви в Междуречье (Сон Иакова, Зишествие в ад, Видение Савла, Усикновения) и в Смеле (евангелиста, жизнь мученицы Варвары), фрески в Троицком монастыре в Чернигове (Видение Савла) и др. Девятнадцатилетним юношей Батони переезжает в Рим и остается здесь до конца своей жизни. На портретах изображено то, что художник наблюдает в действительности.
К этому времени он воспринимался как символ легковесности и был вытеснен неоклассицизмом. Рококо получил своё название от характерного для данного стиля орнамента рокайль. Батони стоит у истоков парадного репрезентативного неоклассического портрета.
Излишне использовалась косметика – белила, пудра, румяна, черная краска (сурьма) для бровей, мушки. стр. Он создает образы людей, довольных своей жизнью и богатством, которое они охотно выставляют напоказ. Идеалы рококо наиболее полно воплотились в полотнах западноевропейских мастеров галантных праздненств Жана Антуана Ватто Франсуа Буше истинных представителей чувственного и галантного XVIII века Жан Оноре Фрагонара Николы Ланкре Помпео Джироламо Батони Ш Ж Натуара. Восемнадцатый век стал последним этапом эпохи перехода от феодализма к капитализму.
Под аркой, на заднем плане сидит молодой человек, задумчиво вращающий небесный глобус. В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Свет, падающий с одной стороны, введен для усиления выразительности и одухотворенности образа. В 1721 году Антуан Ватто умер, а несколько раньше, в 1719 году Ланкре был зачислен в Академию как художник галантных празднеств. Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры.
Проучившись несколько лет у местного художника, Ватто отправился в Париж. За время нахождения в тюрьме Давид успел написать уголок Люксембургского сада (1794), наполненный спокойствием и умиротворением и автопортрет (1794), оставшийся незаконченным, в котором царит абсолютно противоположное чувство. Оно создало свой собственный язык форм, начисто отбросив столетиями культивируемые ордерные каноны и логику конструктивной и тектонической выразительности. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе.
Темное платье ее блестит мелкими, яркими бликами, живыми тонами переливается одежда и свешивающийся плащ кавалера. Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Влияние стиля сказался и на иконописи.
Он обращался к литературным, аллегорическим и мифологическим сюжетам (особенно связанным с Венерой) изображал деревенские ярмарки, фешенебельную парижскую жизнь игривые экзотические «китайские» сценки и пасторали, писал пейзажи и портреты, а иногда и картины на религиозные темы. В 1736г. Ватто начал с подражания фламандцам: маленькие по формату, остро схваченные сцены военных бивуаков, народные типы вроде написанного уже в годы расцвета «Савояра» -- мальчика с Савойских гор идущего на заработки. Эти творения великого фламандца произвели на Ватто неизгладимое впечатление.
Налицо повальное увлечение т. н. Рокайль (от фр. Он создал 27 либретто, неоднократно положенных на музыку, а также тексты ораторий, кантат. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Все эти причудливые переплетающиеся, свивающиеся друг с другом элементы орнамента обвиваются вокруг зеркал, декоративных панно и дверных проемов, украшают рамы картин, стенные панели, обои, декоративные ткани и мебельные объекты, присутствуют в форме накладных бронзовых украшений, в форме ручек, уключин замков и др.
Рокайль (от фр. rok – скала утёс) – главный элемент орнамента стиля рококо напоминающий форму завитка раковины. Он решил заниматься малым жанром и в 1712 году поступил в мастерскую живописца комических сцен и театрального декоратора Клода Жилло. Так родилось название нового стиля. В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль.
К этому сюжету Батони обращался уже в своем раннем творчестве. Зрелище праздности, забав и веселья подсознательно влияет на настроение зрителя картины: он как бы принимает участие во всей этой вакханалии и тем облегчает душу от насущных забот и негативных эмоций.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Рококо (франц. Давид изобразил его сидящим у городских ворот Константинополя и просящим подаяние. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом.