Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Старость — да, присутствует, благополучная и счастливая. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе.
А. С. Пушкина. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта.
На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). В его зрелых работах обычно показано всего два-три предмета, между которыми чувствуется органическая связь. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. На полотне из эрмитажского собрания Битая дичь (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. stilleven, нем. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. В молодые годы, после смерти своего отца, художник становится очень религиозен. Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL.
В XVII-XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц.
Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми. Мое недоразумение и вопросы относительно этого вида живописи росли, пока я не прочитала статью Натали Уолок (Nathaniel Wolloch «Dead Animals and the Beast-Machine: seventeenth-century Netherlandish paintings of dead animals, as anti-Cartesian statements»), где автор излагает вполне убедительные причины возникновения и популярности этого вида натюрмортов в голландском и фламандском искусстве XVII века. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Если в XV веке образы ада, выраженные в алтарной картине, уравновешивали идею жизни-смерти-воскрешения (будь то в христианстве или в уже упоминавшейся натурфилософии), то изображение мертвого животного в натюрмортах XVII века — это потребность говорить о смерти без моральных обязательств. На мой взгляд, здесь проявлен психологический аспект. Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде.
Позднее, по мере укрепления бюргерства и постепенной его аристократизации, меняются и требования, предъявляемые к искусству. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи.
Но в данном случае есть другой, антиконъюктурный подход: с точки зрения смысла, котрый несет живописное произведение, охотничий натюрморт символизирует результат борьбы между сильными мира сего и народом (битой дичью). Не кажется ли вам, что в голландской живописи XVII века (с их уютно-бытовыми образами бюргерского дома) неохотно говорили о смерти. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди прочих жанров. – Разнообразие текстур и фактур. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует».
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Критика маргинальных явлений социума (пьянство, бедность, разврат) — вполне умеренная и порой даже веселая (вспомним Яна Стена). Эти идеи неизбежно оказывали влияние на художественную среду того времени.
vanitas). Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Позже он переехал в дом на Prinsengracht (рядом с Домом Анны Франк, Амстердам). В своём развитии голландский натюрморт прошёл ряд этапов, каждый из которых обладал своей спецификой. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Художники писали композиции с букетами цветов, фруктами и овощами, мясными и овощными лавками, кухнями, битой дичью, морскими дарами. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. В центре – мертвый лебедь в белоснежном оперении. Неудачная женитьба в 27 лет (его жена Susanne Tradel оказалась не просто сварливой женщиной, она ещё заставляет мужа терпеть и своих сестёр, перебирающихся жить к ним в дом) гонит Melchior из дома и большую часть времени он проводит в тавернах за бокалом вина, либо просто рисует на лоне природы. На Lauriergracht, где он жил некоторое время, он был окружен арт-дилерами и различными художниками.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Произведений Блума сохранилось немного.
Термин «застывшая жизнь» (голл. Предметы с различными поверхностями (матовыми и глянцевыми, шероховатыми и гладкими) смотрятся интереснее, поскольку подчеркивают различие друг друга. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования. Глядя на полотно Христос в доме Марфы и Марии (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Но все-таки, эмблематический подтекст в этой живописи выражен не всегда.
Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Джон Бергер, английский искусствовед, писатель, художник, в своем эссе Why Lookat Animals.
Вместе это знак грядущего взрыва и сильных перемен. Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры.
Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). В цветочных букетах, написанных этим художником, чувствуется влияние голландских живописцев. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»., in About Looking, New York, 1980 говорит о том, «что государственные зоопарки игрушки—животные и вообще идея широкого коммерческого распространения образа животных начинает процветать там, где животные выведены из повседневной жизни» (стр. В натюрмортах XVII века можно говорить о сохранении символики vanitas (суета земной жизни), voluptas carnis (бренность плоти) и т. д. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Мне не хотелось затрагивать тему мертвых животных в картинах: не ясно о чем и как писать. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). В 1686 году он купил небольшую дачу в Vreeland (Utrecht).
stilleben, англ. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. На картинах этого жанра изображалась разнообразная кухонная утварь и продукты, предназначенные для приготовления обеда.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь». Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. 26). Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Произведений Блума сохранилось немного. Выбирайте драпировки и объекты, гармоничные по цвету. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). О личности этого мастера ничего не известно. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».